<< Пред.           стр. 50 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

  Выявленный брак фиксируют в первичных документах по учету выработки рабочих (отмечается количество годных деталей и брака). На каждый случай окончательного брака составляется Акт (извещение) о браке.
  В связи с тем, что в настоящее время нет унифицированной формы акта о браке, на предприятии должна быть разработана своя форма акта, которая утверждается в учетной политике предприятия. В акте указываются: наименование изделия (детали) и операции, на которой обнаружен брак, причина и виновник его возникновения, стоимость забракованного изделия по цене возможного использования, расходы, связанные с браком, и сумма, подлежащая взысканию с виновника брака.
  Для организации надлежащего учета потерь от брака и систематизации сведений о браке на предприятиях устанавливается типовой перечень причин брака и его виновников.
  Акт на брак составляется контролером, мастером, бригадиром или другими уполномоченными должностными лицами и подписывается начальником цеха, производителем работ или иным уполномоченным должностным лицом. Работники, виновные в производстве брака, должны быть ознакомлены с актом на брак.
  Сдача бракованной продукции на склад оформляется требованием-накладной (форма №М-11), форма которой утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 №71 а.
  Для определения себестоимости неисправимого брака и связанных с ним потерь бухгалтерия составляет специальную ведомость-калькуляцию. В ней указывается цех, где выявлен брак, изделие по которому допущен брак, расход материалов, заработной платы с начислениями, общепроизводственные расходы, стоимость брака по цене возможного использования, удержания с виновников брака и сумма чистых потерь от брака.
  По данным ведомости о браке и документах, о расходах на исправление брака, производятся записи на счетах бухгалтерского учета.
  По дебету счета "Брак в производстве" собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, то есть окончательного, брака, расходы по исправлению и т.п.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Счет 28 "Брак в производстве"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  По кредиту счета "Брак в производстве" отражаются:
 - суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использования;
 - суммы, подлежащие удержанию с виновников брака;
 - суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак и т.п.);
 - суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака.
  Аналитический учет по счету "Брак в производстве" ведется по отдельным подразделениям организации, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.
 
 Первичный документ Содержание операций Корреспондирующие счета дебет кредит 1 2 3 4 Требование-накладная форма № М-11; лимитно-заборная карта форма № М-8 Материалы отпущены на исправление брака 28 10 1 2 3 4 Ведомость учета брака в производстве Отражение потерь от неисправимого брака продукции (работ, услуг) основного производства 28 20 Накладная на выпуск полуфабрикатов Полуфабрикаты собственного производства израсходованы на исправление брака 28 21 Ведомость по учету брака в производстве Отражение потерь от неисправимого брака продукции (работ, услуг) вспомогательного производства 28 23 Ведомость распределения общепроизводственных расходов; ведомость распределения общехозяйственных расходов В сумму расходов по исправлению производственного брака включена соответствующая часть: общепроизводственных расходов общехозяйственных расходов 28
 28 25
 26 Расчетно-платежная ведомость форма № Т-49 Начисление заработной платы рабочим, занятым исправлением брака 28 70 Расчетно-платежная ведомость форма № Т-49; справка бухгалтерии об определении налоговой базы
  Начисление единого социального налога на фонд оплаты труда работников, занятых исправлением брака
  28 69 Справка бухгалтерии Принятие к учету материалов от забракованной продукции 10 28 Справка бухгалтерии Потери от брака включены в себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства; возврат забракованной продукции в основное производство 20 28 Справка бухгалтерии Потери от брака включены в себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательного производства; возврат забракованной продукции во вспомогательное производство 23 28 Справка бухгалтерии Потери от брака включены в себестоимость продукции (работ, услуг) обслуживающих производств; возврат забракованной продукции в обслуживающие производства
  29 28 Справка бухгалтерии На виновных физических лиц на основании исполнительных листов начислено возмещение на покрытие потерь от брака 73 28 Договор страхования; справка бухгалтерии Потери от брака отнесены на расчеты с разными дебиторами и кредиторами (например, на страховые организации -при наступлении страхового случая) 76 28 Справка бухгалтерии Списаны расходы по браку, возмещаемые поставщиком материалов 76 28
 21.3.5. Счет 97 "Расходы будущих периодов"
 
  Счет "Расходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
  В соответствии с пунктом 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 23.04.2002) стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам (подготовительные работы в сезонных производствах, горно-подготовительные работы, освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукций и новых технологий, рекультивация земель), зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. К расходам будущих периодов могут быть отнесены такие виды расходов как: на рекламу; на подготовку и переподготовку кадров; на подписку на периодические издания; на приобретение лицензий; на оплату услуг телефонной и почтовой связи; на оплату среднего заработка за дни отпуска, приходящиеся на последующие месяцы (в случае если предприятие в установленном порядке не образует резерв предстоящих расходов на оплату среднего заработка за отпуск).
  В соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от,24.03.2000), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в дебет счетов:
  20 "Основное производство" - затраты, относящиеся к основному производству (того производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания предприятия, организации);
  23 "Вспомогательные производства" - расходы будущих периодов вспомогательных цехов и подсобных производств;
  25 "Общепроизводственные расходы" - расходы будущих периодов по обслуживанию основного и вспомогательных производств предприятия;
  26 "Общехозяйственные расходы" - управленческие и хозяйственные расходы предприятия, относящиеся по своему характеру к расходам будущих периодов;
  44 "Расходы на продажу" - расходы будущих периодов, связанные с реализацией (сбытом) продукции и др.
  Расходы списываются в течение периода, к которому они относятся в порядке, устанавливаемом организацией в каждом конкретном случае (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), на основании расчетов, составленных после произведенной оплаты или окончании выполненных работ.
  В таком расчете рекомендуется отражать следующие показатели:
 - распределяемую сумму;
 - корреспондирующий счет, на который будет производиться списание;
 - календарный период, на который относятся расходы будущих периодов;
 - суммы списания по отдельным месяцам календарного периода, на который приходятся расходы.
  Произведенные предприятием расходы учитываются на счете 97 без сумм налога на добавленную стоимость.
  Аналитический учет по счету 97 ведется по видам расходов будущих периодов. Для этого на каждый вид расходов будущих периодов открывается отдельный аналитический счет.
 
 Первичный документ Содержание операций Корреспондирующие счета дебет кредит 1 2 3 4 Разработочная таблица - расчет амортизации основных средств Начислена амортизация основных средств, участвующих в проведении горно-подготовительных, сезонных работ, при освоении новых видов продукции И т.п. 97 02 Расчет амортизации нематериальных активов Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым на горноподготовительных, сезонных работах, при освоении новых видов продукции 97 05,04 Требование-накладная (форма № М- 11), лимитно-заборная карта (форма № М-8) Списаны материалы по учетной цене или фактической себестоимости для проведения горло-подготовительных, сезонных работ, при освоении новых видов продукции и т.п. 97 10 Ведомость распределения расходов вспомогательных производств Списаны услуги вспомогательных производств, оказанные при проведении работ, относящихся к будущим периодам 97 23 Ведомость распределения общепроизводственных расходов Списаны общепроизводственные расходы, относящиеся к работам, связанным с будущими периодами 97 25 Ведомость распределения общехозяйственных расходов
  Списаны общехозяйственные расходы, относящиеся к работам, связанным с будущими периодами 97 26 1 2 3 4 Требование-накладная (форма № М-11) Списана готовая продукция, использованная в работах, связанных с будущими периодами 97 43 Акт выполненных работ, оказанных услуг, счета поставщиков и подрядчиков Списана задолженность поставщикам или подрядчикам за выполненные работы или оказанные услуги, используемые в работах, связанных с будущими периодами 97 60,76 Расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), лицевой счет (формы № № Т-54, 54а) Начислена оплата труда работникам, участвующим в проведении работ, связанных с будущими периодами 97 70 Расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49) Начислен социальный налог на оплату труда работникам, участвующим в проведении работ, связанных с будущими периодами 97 69 Авансовый отчет, служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а), накладные, приходный ордер (форма № М-4) Списаны командировочные и хозяйственные расходы, относящиеся к будущим периодам 97 71 Справка бухгалтерии, ведомость распределения расходов будущих периодов Списана часть расходов будущих периодов, приходящихся на затраты текущего отчетного периода 20, 23, 25, 26 97 Справка бухгалтерии, ведомость распределения расходов будущих периодов В текущем отчетном периоде списана часть расходов будущих периодов, приходящаяся на расходы, связанные со сбытом 44 97
 21.4. Сводный учет затрат на производство
 
 21.4.1. Общая схема учета затрат на производство
 
  Общую схему учета затрат на производство определяет тип и характер производства, количество видов выпускаемой продукции, а также организация и технология производства, то есть состав и особенности производственных затрат.
  Прямые затраты на производство продукции относятся сразу на дебет счета 20 "Основное производство", а затраты вспомогательных производств на дебет счета 23 "Вспомогательные производства".
  Косвенные расходы учитываются в течение месяца на соответствующих собирательно-распределительных счетах по местам их осуществления: общепроизводственные - по дебету счета 25 "Общепроизводственные расходы", общехозяйственные -по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".
  По окончании отчетного месяца затраты, учтенные на счетах 25, 26, относят на счета 20, 23 в соответствии с методикой, принятой на предприятии.
  Расходы, предварительно учтенные на собирательно-распределительных счетах, распределяют между остатками незавершенного производства и товарным выпуском продукции (работ, услуг), а после этого - между видами или группами однородной продукции (работ, услуг).
  Прежде чем перейти к расчету (калькулированию) себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) должны быть оценены остатки незавершенного производства. К незавершенному производству относится:
 - продукция (полуфабрикаты), не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом;
 - незаконченные работы, не принятые заказчиками;
 - готовые изделия, не принятые отделом технического контроля;
 - не полностью укомплектованная продукция;
 - полностью законченная изготовлением продукция, но которая еще не
 - прошла испытаний, предусмотренных технологией.
  Остатки незавершенного производства, как правило, оценивают по одному из следующих методов:
 - по фактической производственной себестоимости (за минусом расходов на подготовку и освоение производства, потерь от брака, прочих производственных расходов);
 - по нормативной или плановой производственной себестоимости;
 - по условно-переменным расходам (зарплате и расходу материалов);
 - по стоимости используемых в производстве сырья, материалов и полуфабрикатов.
  Собирательно-распределительные счета закрывают.
  Потери от брака во время производства работ, а также затраты по устранению недостатков, обнаруженных в течение периода гарантийной эксплуатации объекта, списываются с кредита счета 28 "Брак в производстве" в дебет счета 20 "Основное производство".
  Затраты, связанные с освоением и подготовкой производства новых изделий и другим расходам аналогичного типа, предварительно учитывают на счете 97 "Расходы будущих периодов", а затем постепенно списывают на затраты производства.
  Расходы по видам продукции и статьям затрат учитывают на аналитических счетах к счету "Основное производство". Правильная организация аналитического учета и его своевременность имеют особо важное значение, так как являются базой информации для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия.
 
 21.4.2. Суммирование затрат производства
 
  Под сводным учетом затрат на производство принято понимать весь комплекс учетных работ, связанных с группировкой затрат в разрезе установленных статей расходов в целом по предприятию, по распределению затрат между незавершенным производством и товарным выпуском, а также по цехам, переделам и другим местам возникновения этих затрат.
  Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.
  Бесполуфабрикатный вариант ограничивается учетом затрат по каждому цеху (переделу). Контроль за движением полуфабрикатов из одного цеха в другой осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натуральном выражении.
  При полуфабрикатном варианте сводного учета затрат на производство предусматривается обособленное выявление себестоимости полуфабрикатов и стоимостный учет их движения по каждому технологическому процессу (переделу).
  При этом варианте сводного учета затраты отдельных технологических процессов (переделов) состоят из затрат по обработке данного технологического процесса (по статьям расходов) и себестоимости полуфабрикатов (показываемой комплексно), полученных из предыдущего технологического процесса (передела).
  Учет затрат на производство при передаче полуфабрикатов собственного производства из одного цеха в другой следует производить по фактической себестоимости.
  Сводный учет затрат на производство осуществляется на основе сводных данных, получаемых в результате обработки первичной документации, оформленной в установленном порядке, и должен обеспечивать выделение в себестоимости продукции затрат в соответствии с принятой методикой планирования и группировкой затрат. Данные сводного учета используются при составлении калькуляции фактической себестоимости продукции.
  При организации сводного учета, в соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной Письмом Минфина СССР от 08.03.60 № 63 (ред. от 12.01.83) рекомендуется руководствоваться следующим:
 - на небольших предприятиях сводный учет затрат основного производства должен вестись в разрезе изделий (заказов) в целом по предприятию без подразделения по цехам. Такой порядок следует применять и на предприятиях, выпускающих однородную продукцию, а также на предприятиях, где по цехам планируются лишь отдельные элементы себестоимости;
 - отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от их плановой себестоимости или транспортно-заготовительные расходы (при учете материалов по оптовым ценам), относящиеся к материалам, израсходованным на цеховые и общезаводские нужды, на исправление брака в производстве и на мероприятия, осуществляемые за счет расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей, списываются полностью непосредственно на счет 20 "Основное производство". На крупных предприятиях, когда вспомогательные производства значительную часть своих работ и услуг оказывают на сторону, отклонения или транспортно-заготовительные расходы по материалам, израсходованным во вспомогательных производствах, следует относить на затраты этих производств;
 - в тех случаях, когда учет затрат на производство ведется по цехам, необходимо, чтобы аналитический учет цеховых и общезаводских расходов, расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей (а при ограниченной номенклатуре калькулируемых объектов -и учет прямых затрат на производство по видам или группам изделий) был завершен до выявления затрат на производство по предприятию в целом. Затраты на производство пб предприятию в целом устанавливаются в этом случае путем суммирования необходимых данных аналитического учета;
 - в целях получения в единой системе записей аналитических данных по затратам на производство и требующихся по предприятию в целом синтетических данных, записи по аналитическому учету производятся в разрезе корреспондирующих счетов. В таком порядке показываются суммы, относимые в дебет счетов, предназначенных для учета затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26), с кредита счетов, предназначенных: для учета производственных запасов (счет 10), учета расчетов с рабочими и служащими и по социальному страхованию (счета 70, 69), учета амортизационных отчислений (счета 02, 04), а также недостач и потерь от порчи ценностей и т.д. Вместе с тем суммы, уже отраженные в каком-либо журнале-ордере (например, по учету кассы, расчетного счета и т.п.), приводятся по дебету счетов учета затрат на производство в необходимой группировке, но без разбивки по корреспондирующим счетам;
 - все затраты на производство по предприятию в целом, независимо от того, на каких синтетических счетах эти затраты подлежат учету, отражаются (в разрезе корреспондирующих счетов) в одном регистре. Тем самым затраты на производство по их элементам и фактическая себестоимость продукции по калькуляционным статьям расходов могут быть установлены непосредственно по учетным данным без дополнительных выборок. Когда учет затрат на производство ведется по цехам, соответственно все издержки производства, относящиеся к деятельности того или иного цеха, также находят отражение в одном регистре.
  На промышленных предприятиях, где цехам планируется себестоимость продукции, для учета затрат на производство применяются следующие регистры:
 - ведомость № 12 - для учета затрат по цехам (с вкладными листами);
 - ведомость № 14 - для учета потерь в производстве;
 - ведомость № 15 - для учета общезаводских расходов, расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей;
 - журнал-ордер № 10 - для учета оборотов по кредиту тех счетов, которые корреспондируют со счетами учета затрат на производство.
  На предприятиях с бесцеховой структурой управления производством для учета затрат на производство и для отражения оборотов по кредиту тех же счетов, что и в журналах-ордерах № 10 и № 10/1, применяется журнал-ордер № 10-а.
  Журнал-ордер № 10-а применяется также на небольших предприятиях с цеховой структурой управления, где по указанию совнархозов, министерств и ведомств цеховые расходы из состава расходов по обслуживанию и управлению производством не выделяются и где цехом устанавливаются лишь отдельные показатели по себестоимости продукции.
  На предприятиях с большой номенклатурой калькулируемых объектов для систематизации затрат на производство по видам продукции или по заказам применяются карточки или ведомости. Построение и круг показателей этих регистров зависят от характера производства, а также методики калькулирования изготавливаемых изделий. Формы этих документов и порядок их составления устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В соответствии с этими инструкциями ведется и аналитический учет брака в производстве.
  При разработке документов по заработной плате и расходу материалов без применения средств механизации записи в регистрах учета затрат на производство осуществляются непосредственно по первичным документам. При этом начисленная заработная плата и расход материалов распределяются по направлениям затрат (по счетам, субсчетам, статьям, заказам) работниками бухгалтерии, ведущими учет производства, в момент отражения необходимых -данных в соответствующих учетных регистрах.
 
  Затраты на производство промышленной продукции учитываются на предприятии отдельно по каждому цеху. Учет ведется в специальных ведомостях № 12 по статьям затрат и синтетическим счетам (20; 23; 25; 26). Отдельно учитываются затраты, связанные с браком в производстве (счет 28).
  Ведомость № 12 "Затраты по цехам". В этой ведомости, открываемой на месяц, учитываются затраты на производство в разрезе цехов; для отражения затрат по отдельным цехам используются предусмотренные к ведомости вкладные листы. Учет затрат цехов основного производства осуществляется отдельно от затрат цехов вспомогательных производств в обособленных ведомостях. При значительном количестве цехов могут открываться ведомости на отдельные группы цехов.
  По каждому отдельному цеху в ведомости должны найти отражение все затраты, относящиеся к его деятельности. При этом они показываются в следующем порядке:
 - затраты основного или вспомогательных производств - в целом, или по переделам, либо по группам изделий, заказам, если номенклатура продукции ограничивается тремя наименованиями;
 - цеховые расходы - по статьям аналитического учета (в зависимости от того, по какому цеху отражаются затраты);
 - расходы по исправлению брака и потери от неисправимого брака - в целом по цеху. Никакие другие регистры аналитического учета по затратам цеха не ведутся.
  Цеховые расходы включаются в состав затрат основного производства по данным, выявившимся непосредственно в ведомости, без составления каких-либо бухгалтерских документов.
  Для контроля за исполнением сметы расходов по обслуживанию и управлению производством фактические расходы (по отдельным статьям) приводятся в ведомости № 12 итогами за месяц и с начала года - как по предприятию в целом, так и по отдельным цехам.
  Наряду с расходами по обслуживанию и управлению производством в ведомости приводится общая сумма затрат на производство по предприятию в целом (или по группе цехов, включенных в ведомость) в разрезе корреспондирующих счетов. Данные ведомостей № 12 подсчитанные по горизонтали, показывают затраты цехов по дебету счетов (по направлениям), а по вертикали - по кредиту счетов (по элементам). После того как отражены затраты по цехам, а в ведомостях подсчитаны и сбалансированы итоги, суммируют итоги всех цеховых ведомостей № 12. Итоговые данные записывают на оборотной стороне одной из ведомостей в таблице "всего по корреспондирующим счетам". Суммы итогов по горизонтали должны балансироваться с суммами итогов по вертикали.
  Подсчитанные в ведомости № 12 сводные данные о затратах на производство по корреспондирующим счетам переносятся в журнал-ордер № 10.
  Ведомость № 14 "Потери в производстве" предназначена для учета выявленных потерь:
 - от недостачи незавершенного производства, за вычетом его излишков;
 - от списания с производства деталей и узлов вследствие модернизации выпускаемых изделий;
 - от брака в производстве, в том числе потерь, связанных с порчей полуфабрикатов при наладке оборудования.
  Для расчета и учета каждого из этих видов потерь предусмотрена отдельная таблица. Во всех таблицах приводятся валовые суммы потерь, суммы их частичного возмещения и окончательная сумма потерь. Валовые суммы потерь показываются по основным видам затрат, из которых эти потери складываются, применительно, к статьям, принятым в калькуляциях себестоимости товарной продукции. Указанные суммы потерь устанавливаются расчетным путем, поскольку они содержатся в общей сумме затрат на производство тех или иных изделий. Такие потери исчисляются по соответствующим объемным показателям, имеющимся в документах (в инвентаризационных ведомостях, актах и т.п.). В тех же документах приводятся затем (на основании соответствующих первичных документов) суммы возмещения потерь и устанавливаются окончательные потери.
  Указанные документы служат основанием для производства записей в ведомости № 14. Суммы окончательных потерь (по цехам) отражаются в ведомости № 12. Из ведомости № 12 эти суммы переносятся в журнал-ордер № 10.
  В ведомости № 15 "Общезаводские расходы, расходы будущих периодов, резервы предстоящих платежей и внепроизводственные расходы" учитываются затраты, отражаемые на счетах 26 "Общехозяйственные расходы", 97 "Расходы будущих периодов", 96 "Резервы предстоящих платежей". В этой же ведомости (в особом разделе) находят отражение и обороты по кредиту указанных счетов. Ведомость является одновременно группировочным регистром, регистром аналитического учета, ведомостью распределения общезаводских расходов и расходов будущих периодов, а также ведомостью начисления (образования) резерва предстоящих платежей.
  Выявленные в ведомости № 15 итоговые суммы оборотов по дебету счетов 26, 97 и 96 в разрезе корреспондирующих счетов переносятся в журнал-ордер № 10.
  Издержки производства сводят по предприятию в целом в журнале ордере № 10, который построен по принципу шахматной ведомости - кредитуемые счета расположены по вертикали, а дебетуемые, представляющие систему счетов учета затрат на производство, - по горизонтали.
  Журнал-ордер № 10 используется для выявления оборотов по кредиту счетов, предназначенных для учета материальных ценностей (счет 10 "Материалы"), расчетов по социальному страхованию (счет 69 "Расчеты по социальному страхованию"), расчетов с рабочими и служащими (счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"), затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26, 29 и 97) и недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94) в их взаимосвязи со счетами затрат на производство. При полуфабрикатом варианте учета производства в этом журнале-ордере найдут отражение также и обороты по кредиту счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства". Одновременно журнал-ордер № 10 предназначен для обобщения затрат на производство по предприятию в целом в разрезе элементов затрат и калькуляционных статей расходов.
  Основанием для записей в журнал-ордер № 10 являются данные ведомостей № 12 о затратах цехов основного и вспомогательных производств и ведомости № 15 об общезаводских расходах, расходах будущих периодов и резерве предстоящих платежей. Все расчетные, а также конечные показатели о затратах на производство по экономическим элементам и себестоимости выпущенной предприятием товарной продукции показываются в журнале-ордере № 10 в специальных таблицах с одноименными названиями.
 
 Вопросы для самопроверки
 
  1. Назовите условия необходимые для признания расходов в бухгалтерском учете. Как группируются расходы организации в зависимости от условий осуществления и направлений деятельности организации? Какие расходы относятся к прочим?
  2. Как классифицируются расходы в аналитическом учете? Для чего необходима группировка затрат по экономическим элементам?
  3. Для чего необходима группировка расходов по статьям калькуляции? Назовите примерный перечень калькуляционный статей?
  4. Назовите условия, при которых затраты могут быть приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Как классифицируются расходы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ? Какие методы применяются для признания расходов для целей налогообложения прибыли?
  5. Какие изделия считаются браком в производстве? Какой брак относится к исправимому а какой к окончательному? По каким направлениям ведется аналитический учет брака? •
  6. Какие методы используют при оценке незавершенного производства?
  7. Какие счета используются для учета затрат на производство? Что понимают под сводным учетом затрат? Какие регистры применяют при ведении сводного учета затрат на производство?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 22.
 ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
 
 22.1. Задачи учета готовой продукции
 
  Готовая продукция и товары, предназначенные для продажи в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н, относятся к материально-производственным запасам.
  Готовая продукция - конечный результат производственного цикла, предназначенный для продажи. Это изделия и полуфабрикаты, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов и оформленные приемосдаточной документацией.
  Товары - это изделия, которые приобретаются у других юридических или физических лиц для дальнейшей продажи.
  Бухгалтерский учет готовой продукции должен обеспечивать выполнение следующих задач:
 * осуществлять формирование фактической себестоимости готовой продукции;
 * осуществлять контроль за правильным и своевременным документальным оформлением операций по поступлению и отпуску продукции;
 * осуществлять контроль за своевременностью расчетов покупателей и заказчиков;
 * контролировать выполнение сметы расходов, связанной с отгрузкой и реализацией продукции;
 * осуществлять контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах движения.
  Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета движения готовой продукции.
  Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью продукции являются:
 - наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для продукции открытого хранения);
 - определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
 - установление порядка формирования учетных цен на продукцию и порядка их пересмотра;
 - определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск продукции (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
 - определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск продукции со складов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов и иных мест хранения организации;
 - наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого, руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений)).
 
 22.2. Единицы измерения готовой продукции
 
  Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях.
  Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно). Для организации учета количественных показателей однородной продукции могут применяться условно-натуральные измерители.
  Условно-натуральные измерители необходимы для получения обобщенных данных по учету однородной продукции. Количество такой продукции по видам пересчитывают с помощью определенных коэффициентов в условный вес, сорт, типоразмер и т.п. Коэффициенты соотношения определяются в зависимости от содержания полезного вещества в продуктах, трудоемкости их изготовления, уровня затрат, длительности производственного цикла. Примером могут служить консервы в условных банках, чугун в пересчете на передельный, отдельные виды продукции, исходя из их веса или объема полезного вещества, и т.д.
  При организации аналитического бухгалтерского учета готовой продукции не должно допускаться ведение учета только в количественном выражении, без соответствующей стоимостной оценки.
  Стоимостным (ценностным) показателем произведенной продукции является объем готовой, предназначенной к продаже продукции. Она может оцениваться в ожидаемой (плановой, нормативной) и фактической производственной себестоимости, по прямым статьям расходов, в рыночных (продажных) ценах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 22.3. Учет готовой продукции на складе
 
 22.3.1. Организация учета готовой продукции
 
  Организация учета готовой продукции должна обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам.
  Для хранения готовой продукции в организациях создаются, как правило, отдельные склады, которые находятся в ведении непосредственно руководителя организации или отдела снабжения и сбыта. Склады, как правило, должны быть специализированными, особенно в случаях, когда в организации находится готовая продукция, требующая разных режимов хранения.
  Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер, который указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.
  Склады должны быть обеспечены исправными весами, другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием. Измерительные приборы должны периодически проверяться (переосвидетельствоваться) и осуществляться их клеймение.
  Для продукции открытого хранения оборудуются специально приспособленные площадки.
  На складах готовая продукция размещаются по секциям, а внутри них - по наименованиям, с раздельным учетом по отличительным признакам (марки, артикулы, типоразмеры, модели, фасоны и т.д.) на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках, контейнерах, мешках и другой таре и в штабелях.
  Размещение готовой продукции должно обеспечивать их надлежащее хранение, быстрое отыскивание, отпуск и проверку наличия.
  К месту хранения готовой продукции, как правило, прикрепляется ярлык, а на ячейках (ящиках) делаются надписи (например, на приклеенных листках бумаги или бирках) с указанием наименования продукции, ее отличительных признаков (марка, артикул, размер, сорт и т.п.), номенклатурного номера, единицы измерения и цены.
  На складах должны соблюдаться соответствующие режимы хранения продукции (температурно-влажностные и другие), с тем, чтобы не допускать их порчу и потерю необходимых физико-химических и других свойств.
  Прием, хранение, отпуск и учет продукции по каждому складу возлагаются на соответствующие должностные лица (заведующий складом, кладовщик и др.), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформлейие операций по приему и отпуску. С указанными должностными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Если в штате организации, подразделения отсутствует должность заведующего складом (кладовщика), то его обязанности могут быть возложены на другого работника организации с обязательным заключением с ним договора о полной материальной ответственности.
  Прием на работу и увольнение заведующих складами, кладовщиков и других материально ответственных лиц осуществляются по согласованию с главным бухгалтером организации.
  Заведующий складом, кладовщик и другие материально ответственные лица могут освобождаться от занимаемых должностей только после сплошной инвентаризации числящихся за ними товарно-материальных запасов и передачи их другому материально ответственному лицу по акту. Акт приема-передачи визируется главным бухгалтером (или уполномоченным им лицом) и утверждается руководителем организации (или уполномоченным им лицом), а по складам (кладовым и другим местам хранения) подразделений - руководителем соответствующего цеха (подразделения).
  Распоряжения главного бухгалтера организации в части учета материальных запасов, оформления и представления учетных документов и отчетности обязательны для заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и других материально ответственных и должностных лиц, а также ее работников.
 
 22.3.1.1. Ведение карточек складского учета
 
  Учет готовой продукции, находящейся на хранении в складах (кладовых) организации и подразделений ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей (сортовой учет). При автоматизации учетных работ информация о готовой продукции формируется на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники.
  Карточки складского учета открываются на календарный год службой снабжения организации. При этом заполняются реквизиты, предусмотренные в карточках, -номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и другие реквизиты. На каждый номенклатурный номер продукции открывается отдельная карточка.
  Карточки складского учета регистрируются бухгалтерской службой организации в специальном реестре (книге), а при механизированной обработке - на соответствующем машинном носителе. При регистрации на карточке ставится номер карточки и виза работника бухгалтерской службы или специалиста, осуществляющего бухгалтерскую функцию в организации. Карточки выдаются заведующему складом под расписку в реестре.
  В полученных карточках складского учета заведующий складом (кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материальных ценностей (стеллаж, полка, ячейка и т.п.), а также учетные цены продукции.
  В случаях изменения учетных цен на карточках делаются дополнительные записи об этом, то есть указывается новая цена и с какого времени она действует. Если организация в качестве учетной цены применяет фактическую себестоимость продукции, то при каждом изменении цены открывается новая карточка складского учета, либо учет ведется на одной и той же карточке независимо от изменения цены. В этом случае в карточках по строке "цена" указывается "фактическая себестоимость", при этом новая цена записывается по каждой операции.
  В том случае, когда в бухгалтерской службе учет готовой продукции ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Записи сумм в карточках, как правило, производит работник бухгалтерской службы. Решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера эта работа может быть возложена на лицо, ведущее учет на карточках складского учета.
  Учет движения готовой продукции (приход, расход, остаток) на складе ведется непосредственно материально ответственным лицом (заведующим складом, кладовщиком и др.). В отдельных случаях допускается возлагать ведение карточек складского учета на операторов с разрешения главного бухгалтера и с согласия материально ответственного лица.
  После полного заполнения карточки для последующих записей движения материальных запасов открывается второй лист той же карточки и последующие листы. Листы карточки нумеруются и брошюруются (скрепляются). Второй и последующие листы карточки визируются работником бухгалтерской службы при очередной проверке.
  При автоматизации учета движения материальных запасов, формы учетной документации и накопительные регистры оперативного учета могут быть представлены на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники.
  На основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных, других приходных и расходных документов) заведующий складом делает записи в карточках складского учета с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа и краткого содержания операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели).
  В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам. В этом случае в содержании такой записи перечисляются номера всех таких документов или составляется их реестр.
  Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций и ежедневно выводятся остатки (при наличии операций).
  В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу и расходу и остаток.
  Работники бухгалтерской службы организации, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически, в установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц, осуществлять непосредственно на складах в присутствии заведующего складом проверку:

<< Пред.           стр. 50 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу