<< Пред.           стр. 55 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

 - масла растительного;
 - маргарина;
 - сахара, включая сахар-сырец;
 - соли;
 - зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
 - маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
 - хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
 - крупы;
 - муки;
 - макаронных изделий;
 - рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
 - море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры, осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского); осетровых, -рыб -белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи.и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе-ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов, варено-мороженых; лангустов);
 - продуктов детского и диабетического питания;
 - овощей (включая картофель);
 * следующих товаров для детей -
 - трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных .изделий; перчаток, варежек, головных уборов;
 - швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ);
 - обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной;; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;
 - кроватей детских;
 - матрацев детских;
 - колясок;
 - тетрадей школьных;
 - игрушек;
 - пластилина;
 - пеналов;
 - счетных палочек;
 - счет школьных;
 - дневников школьных;
 - тетрадей для рисования;
 - альбомов для рисования;
 - альбомов для черчения;
 - папок для тетрадей;
 - обложек для учебников, дневников, тетрадей;
 - касс цифр и букв;
 - подгузников;
 * периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
 * книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
 * услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);
 * редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);
 * услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);
 * услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера), в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки;
 * следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства -
 - лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
 - изделий медицинского назначения.
  По остальным товарам (работам, услугам) налогообложение производится по налоговой ставке 20%.
  При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 20 и 10%, применяются расчетные ставки соответственно 16,67 и 9,09% (п. 4 ст. 164НКРФ).
  При определении налоговой базы сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
  Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду (ст. 166 НК РФ).
  В соответствии со статьей 167 НКРФ моментом определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) является для налогоплательщиков:
 * утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов -
 - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
 * для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств -
 - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
  При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этом сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов) и не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры.
  В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
  При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
  При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
  Порядок оформления счета-фактуры изложен в главе 22 "Учет готовой продукции".
  На основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и подтверждающих фактическую уплату сумм налога производятся налоговые вычеты.
  Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
  Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
  Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К 1 2 3 4 Счет-фактура Начислен НДС в бюджет с выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг: если выручка в целях налогообложения считается "по отгрузке" если выручка в целях налогообложения считается "по оплате" 90-3 90-3 68-3 76* Договор, бухгалтерская справка расчет Начислен НДС в бюджет с поступивших доходов будущих периодов 98-1 68-3, 76 Счет-фактура, отчет комиссионера (агента) Начислен НДС с комиссионного вознаграждения 90-3 68-3 Договор, счет-фактура справка бухгалтерии Начислен НДС с санкций, полученных за ненадлежащее выполнение договоров, предусматривающих переход права собственности на товары (выполненные работы, оказанные услуги) 76-2 68-3 Договор, выписка банка с расчетного счета, налоговая декларация по НДС Начислен НДС с полученных от покупателей и заказчиков аванса и предварительной оплаты в рублях 62-1 68-3 Договор, выписка банка с транзитного валютного счета
  Начислен НДС с полученных от покупателей и заказчиков аванса и предварительной оплаты в иностранной валюте 62-3 68-3 Счет-фактура, акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС- 1) Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по принятым на учет основным средствам 68-3 19-1 Счет-фактура, акт приемки-передачи нематериальных активов
  Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по поставленным на учет нематериальным активам 68-3 19-2 Счет-фактура, приходный ордер (форма № М-4) Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по оприходованным и оплаченным материально-производственным запасам и товарам
  68-3 19-3 1 2 3 4 Счет-фактура, акт о приемке выполненных работ Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по выполненным и оплаченным работам
  68-3 19-3 Счет-фактура, акт о приемке оказанных услуг Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по оприходованным и оплаченным услугам 68-3 19-3 Счет-фактура, товарная накладная (форма № ТОРГ-12), перевозочные документы Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по оприходованным и оплаченным товарам 68-3 19-3 Грузовая таможенная декларация, акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС- 1) Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по ввезенным и принятым на учет основным средствам и уплаченному таможенному органу НДС 68-3 19-1 Приходный ордер (форма № М-4), грузовая таможенная декларация Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по ввезенным и оприходованным материально-производственным запасам и уплаченному таможенному органу НДС 68-3 19-3 Документы, удостоверяющие уплату таможенным органам НДС (выписка банка и др.), грузовая таможенная декларация Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по ввезенным и оприходованным товарам и уплаченному таможенному органу НДС 68-3 19-3 Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по НДС в рублях 68-3 51 Выписка банка с текущего валютного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по НДС в валюте 68-3 52 Выписка банка со специальных счетов Погашена задолженность перед бюджетом со специальных счетов 68-3 55 Выписка банка, платежное поручение Возврат излишне перечисленных сумм НДС 51 68-3
 * Расчеты по НДС начисленному, но не отправленному.
 
 23.3.2. Акцизы
 
  Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая материальные затраты.
  Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.
  Основными целями при формировании перечня товаров облагаемых акцизами являются следующие:
 - необходимость перераспределения сверхвысоких доходов от производства и реализации отдельных видов продукции (например, алкогольных напитков, отдельных видов минерального сырья);
 - потребность ограничения производства и потребления "социально опасных" товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека (алкогольные напитки и табачные изделия);
 - необходимость перераспределения доходов высокооплачиваемых слоев населения, посредством установления акциза на так называемые "предметы роскоши", спрос на которые мало эластичен по цене (ювелирные изделия, мотоциклы и легковые автомобили определенной мощности).
  Порядок учета расчетов по акцизам определен главой 22 Налогового кодекса РФ.
  Согласно пункту 2 статьи 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются организации или иные лица, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 "Акцизы" НК РФ.
  В соответствии со статьей 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:
 - спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
 - спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.
 - алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
 - пиво;
 - табачная продукция;
 - ювелирные изделия.
 - автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
 - автомобильный бензин;
 - дизельное топливо;
 - моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
  К подакцизному минеральному сырью относится природный газ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:
 * как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном; выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
 * как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
 * как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
  В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.
  Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
  Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при их ввозе на территорию Российской Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены адвалорные (в .процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
  Общая сумма, акциза при, реализации (передаче) подакцизных товаров представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.
  Акцизы на алкогольную продукцию. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либр структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.
  Режим налогового склада - это комплекс мер налогового контроля, который включает в себя учет подакцизных товаров, условия выбытия подакцизных товаров, особые требования к обустройству складов, доступа на них и т.п. В период действия режима налогового склада алкогольная продукция не считается реализованной, и в отношении этой продукции не возникает обязательства по уплате акцизов. Таким образом, режим налогового склада - это период, в течение которого на готовую алкогольную продукцию, находящуюся под особым контролем налоговых органов, не начисляется акциз.
  Под действием режима налогового склада находится территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также находящиеся вне этой территории специально учреждаемые склады для ее хранения, с которых производится оптовая реализация этой продукции.
  Акцизы начисляются в момент завершения действия режима налогового склада. Таким моментом согласно статье 197 НК РФ считается отгрузка (передача) алкогольной продукции:
 * с территории, на которой расположены производственные помещения, где эта продукция была произведена, или с акцизного склада организации-производителя, на котором она хранилась -
 - организациям розничной торговли и общественного питания;
 - структурному подразделению организации-производителя, осуществляющему розничную продажу алкогольной продукции;
 - акцизному складу организации оптовой торговли;
 - другой организации, использующей алкогольную продукцию (например, купаж водки) в качестве полуфабриката или осуществляющей розлив этой продукции;
 * с акцизного склада организации оптовой торговли организациям розничной торговли и общественного питания.
  На основании пункта 1 статьи 198 НК РФ налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из да-вальческого сырья (материалов), обязан предъявлять к оплате покупателю указанных товаров соответствующую сумму акциза и на основании пункта 2 статьи 198 НК РФ выделить отдельной строкой указанную сумму акциза в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документов и счетов-фактур, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации. Суммы акциза, предъявленные покупателю при реализации подакцизных товаров, учитываются у покупателя в стоимости приобретенных подакцизных товаров.
  Организации - производители алкогольной продукции при отгрузке алкогольной продукции в адрес оптовой организации - акцизного склада, не являющейся структурным подразделением налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, в счете-фактуре указывают сумму акциза по подакцизным товарам, исчисленную в размере 50% соответствующих налоговых ставок.
  Оптовые организации при реализации со своих акцизных складов алкогольной продукции на акцизные склады других оптовых организаций в счете-фактуре указывают сумму акциза по подакцизным товарам, исчисленную в размере 0% соответствующих налоговых ставок.
  Оптовые организации при реализации со своих акцизных складов алкогольной продукции организациям оптовой (не имеющим статуса акцизного склада) или розничной торговли, общественного питания в счете-фактуре указывают сумму акциза по подакцизным товарам, исчисленную в размере 50% соответствующих налоговых ставок.
  Акцизы на ювелирные изделия. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ установлено, что ювелирные изделия признаются подакцизными товарами.
  В целях главы 22 "Акцизы" ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и драгоценных камней и культивированного жемчуга, применяемые в качестве украшений, предметов быта, декоративных и иных целях, а также для совершения ритуалов и обрядов, памятные, юбилейные и другие знаки и медали.
  Не признаются ювелирными изделиями:
 - государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
 - монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию;
 - предметы религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования при совершении религиозных церемоний и обрядов;
 - ювелирная галантерея;
 - изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои;
 - изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и нитей.
  Это определение не предусматривает исключения из перечня подакцизных товаров ювелирных изделий, не прошедших клеймения в инспекции пробирной палаты. В связи с этим такое определение ювелирных изделий, подлежащих обложению акцизами, предполагает, что любые изделия, изготовленные с использованием драгоценных металлов и их сплавов, в том числе полуфабрикаты, не заклейменные государственным пробирным клеймом или не имеющие самостоятельного применения, подлежат обложению акцизами (Письмо МНС России от 21.01.2002 №03-4-11/131/43-Б781).
  В отношении ювелирной галантереи следует иметь в виду, что в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 117-3-003-95 "Ювелирная и металлическая галантерея" к ней относятся изделия культурно - бытового назначения, изготовленные из недрагоценных металлов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений и предметов быта.
  Акцизы по подакцизным товарам, в том числе и по ювелирным изделиям, начисляются на дату их реализации.
  В соответствии с пунктом 2 статьи 195 НКРФ дата реализации (передачи), а, следовательно, и момент начисления акцизов по подакцизным ювелирным изделиям, в том числе и произведенным из давальческого сырья (материалов) заказчика, определяется как день их отгрузки (передачи).
  Уплата акцизов при реализации ювелирных изделий производится согласно пункту 3 статьи 204 НК РФ исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
  Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации подакцизных товаров за налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным по форме утвержденной Приказом МНСРФ от 04.01.2002 № БГ-3-03/3 (с изм. от 16.07.2002). При заполнении декларации следует руководствоваться Инструкцией утвержденной Приказом МНС РФ от 04.02.2002 № БГ-3-03/51.
  Заполняя декларацию, необходимо иметь в виду, что вид подакцизного товара -это подакцизные товары, имеющие одинаковый размер ставки акциза на одинаковую единицу измерения налоговой базы. Количество видов подакцизных товаров соответствует количеству ставок акцизов, утвержденных статьей 193 НК РФ.
  Под наименованием подакцизных товаров понимаются: для алкогольной и спир-тосодержащей продукции - подакцизные товары, имеющие одинаковую ставку акциза и одинаковое содержание спирта в 1 л подакцизной продукции; для легковых автомобилей и мотоциклов - подакцизные товары, имеющие единую ставку акциза и одинаковую мощность двигателя.
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К 1 2 3 4 Декларация по акцизам, справка бухгалтерии Начислены акцизы на подакцизную продукцию, не реализуемую на сторону и использованную на производство другой продукции, не облагаемой акцизами 20, 23, 29 68/Акцизы Счет-фактура, декларация по акцизам, справка бухгалтерии Начислены суммы акцизов, фактически полученных или подлежащих получению от покупателей и заказчиков 90-4 68/ Акцизы Счет-фактура, Декларация по акцизам, справка бухгалтерии Предъявлены к оплате собственнику давальческого сырья суммы акциза при производстве подакцизных товаров из давальческого сырья
  90/Акцизы 68/Акцизы Выписка с расчетного счета Начислен акциз на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары или минеральное сырье в виде финансовой помощи, процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров или минерального сырья
  91-2 68/Акцизы Выписка банка, счет-фактура Приняты к вычету по задолженности перед бюджетом суммы акцизов по оприходованным и оплаченным товарам, используемым в качестве сырья для производства других подакцизных товаров
  68/ Акцизы 19/ Акцизы 1 2 3 4 Таможенная декларация, документы, удостоверяющие уплату таможенным органам акциза (выписка банка и др.). Приняты к вычету суммы акциза, по задолженности перед бюджетом при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, используемых в качестве сырья для производства других подакцизных товаров 68/Акцизы 19/ Акцизы Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по акцизам 68/Акцизы 51 Выписка банка с текущего валютного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по акцизам в валюте 68/Акцизы 52 Выписка банка со специальных счетов Погашена задолженность перед бюджетом со специальных счетов 68/Акцизы 55 Выписка банка, платежное поручение Возвращены излишне перечисленные суммы акциза 51 68/Акцизы Счета-фактуры, налоговая декларация Начислен акциз со стоимости отгруженной продукции 90/Акцизы 68/Акцизы
 23.3.3. Налог на прибыль
 
  Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов имущества физических и юридических лиц. Налог на прибыль относится к группе прямых пропорциональных налогов. Среди доходных источников бюджетов всех уровней этот налог занимает второе место после косвенных налогов.
  Начиная с 1 января 2002 года налогоплательщики исчисляют налог на прибыль в соответствии с положениями главой 25 НК РФ.
  Статьей 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения признается прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
  В соответствии со статьей 248 НК РФ к доходам относятся:
  - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  - внереализационные доходы.
  Статьей 252 НК РФ установлено, что расходы подразделяются на:
  - расходы, связанные с производством и реализацией;
  - внереализационные расходы.
  Таким образом, основополагающий принцип формирования прибыли - это формирование отдельно сумм полученных доходов (от реализации и внереализационных) и сумм произведенных расходов (связанных с производством и реализацией и внереализационных) с последующим определением на основании данных сумм прибыли за отчетный (налоговый) период.
  Порядок формирования налоговой базы за отчетный (налоговый) период по налогу на прибыль изложен в статьях 274 и 315 НК РФ.
  Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
  Сумма выручки определяется на дату признания доходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения с учетом положений статьи 251 НК РФ, определяющей доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  Доходы налогоплательщика учитываются в денежной форме.
  Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.
  Согласно главе 25 НК РФ существуют два метода признания доходов и расходов в целях налогообложения: метод начисления и кассовый метод.
  Статьей 271 НК РФ предусмотрено, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
  Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Днем отгрузки считается день реализации товаров (работ, услуг), определяемый в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества, работ, услуг, имущественных прав) в их, оплату.
  Таким образом, при использовании налогоплательщиком в целях налогообложения метода начисления датой признания доходов от реализации является дата передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
  При определении даты реализации налогоплательщиком, использующим метод начисления, Налоговым кодексом предусмотрен ряд особенностей для отдельных операций (ст. 316 НК РФ).
  В соответствии со статьей 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
  Датой получения дохода в этом случае признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 251 НК РФ в состав доходов включаются имущество и (или) имущественные права, работы и (или) услуги, полученные налогоплательщиками от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг).
  Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный Налоговым кодексом предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
  Исходя из предусмотренного статьей 315 НК РФ порядка формирования налоговой базы доход от реализации, полученный налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, складывается из сумм выручки от реализации по различным операциям (видам деятельности):
 - выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
 - выручка от реализации покупных товаров;
 - выручка от реализации прочего имущества (к прочему имуществу в соответствии со статьей 268 НК РФ относится имущество, находящее в собственности налогоплательщика, за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров и амортизируемого имущества);
 - выручка от реализации имущественных прав (учитывая различия в порядке налогообложения данных операций, необходимо формирование отдельно выручки от реализации права требования как реализации финансовых услуг и выручки от реализации права требования);
 - выручка от реализации амортизируемого имущества;
 - выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
  Таким образом, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет по видам операций (видам деятельности). Это также следует из статьи 316 НК РФ, в соответствии с которой доходы от реализации определяются по видам деятельности, если для данного вида деятельности предусмотрен порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности.
  Статьей 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, - убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  Под документально подтвержденными расходами понимаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Статьей 253 НК РФ определено, что расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:
  - материальные расходы;
  - расходы на оплату труда;
  - суммы начисленной амортизации;
  - прочие расходы.
  При этом перечень расходов, связанных с производством и реализацией, приведенный в главе 25 НК РФ, является открытым.
  В соответствии с требованиями главы 25 НК РФ расходы, понесенные налогоплательщиком, делятся на:
 * расходы, учитываемые в целях налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, в том числе -
 - расходы, учитываемые в размере фактически произведенных затрат;
 - расходы, учитываемые в пределах установленных нормативов (например, расходы на добровольное страхование работников, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на ремонт основных средств и др.);
 * расходы будущих периодов и убытки, приравниваемые к ним, учитываемые в целях налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом (расходы на НИОКР, расходы на освоение природных ресурсов, убытки прошлых лет от деятельности обслуживающих производств и хозяйств; убытки от реализации амортизируемого имущества и др.).
  Данные расходы (убытки) в доле, определяемой в соответствии с порядком, установленном Налоговым кодексом, учитываются в составе расходов либо убытков соответствующего отчетного (налогового) периода;
 * расходы и убытки, не учитываемые в целях налогообложения.
  Дата признания расходов в целях налогообложения также зависит от метода признания доходов и расходов, избранного налогоплательщиком.
  Статьей 272 НК РФ определено, что при использовании налогоплательщиком метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.
  В соответствии со статьей 318 НК РФ для целей налогообложения, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные. Данное разделение расходов на прямые и косвенные связано с различиями в порядке учета данных расходов для целей налогообложения прибыли отчетного (налогового) периода.
  Косвенные расходы,' осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.
  Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, но с учетом особенностей, предусмотренных для различных видов деятельности. :
  Статьей 320 НК РФ предусмотрено, что для предприятий торговли расходы также разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном1 (налоговом') периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покугшь'йг товаров дб склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы организаций, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
 * определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
 * определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;
 * рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
 * определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.
  В соответствии с пунктом 1 статьи 273 НК РФ организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал.
  Согласно пункту 4 статьи 273 НК РФ, если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленный пунктом 1 данной статьи, он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
  Налог на прибыль организаций исчисляется налогоплательщиком по ставке 24%, а его суммы распределяются в следующем порядке: 7,5% - в федеральный бюджет; 14,5% - в бюджеты субъектов РФ; 2% - в местные бюджеты. Напомним, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в региональные бюджеты, до 10,5% (ст. 284 НК РФ).
  Начиная с 2002 года организации должны вносить налог на прибыль путем перечисления в бюджеты квартальных и ежемесячных авансовых платежей.
  Сумма ежемесячного авансового платежа определяется путем деления суммы аванса, уплаченного в предыдущем квартале, на 3 (количество месяцев квартала) (п. 3 ст. 288 НК РФ). Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются налогоплательщиком в срок не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчетного периода. О произведенных авансовых платежах по налогу налогоплательщик также подает соответствующие сведения в налоговый орган.
  По окончании квартала налогоплательщику надлежит доплатить в бюджет разницу между суммой квартального платежа и ежемесячными авансами. В том случае, если сумма ежемесячных платежей окажется больше суммы квартального платежа, образовавшуюся разницу можно будет зачесть в счет будущих платежей по налогу на прибыль.
  Статьей 289 главы 25 НК РФ определен порядок представления декларации по налогу на прибыль организаций. Приказом МНСРФ от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07,2002) утверждена форма Декларации по налогу на прибыль организаций. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли Начислен налог на прибыль 99 68-1 Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль 68-1 51
 23.3.4. Налог на имущество предприятий
 
  В общем объеме доходных поступлений государства значение этого налога не играет существенной роли, однако в системе имущественного налогообложении России он занимает центральное место. Поступления от налога на имущество предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты составляет в настоящее время около 5% общих налоговых поступлений.
  Налогообложение недвижимости является перспективным направлением развития российских налогов на имущество, так как по мере формирования рыночной среды, а также в связи с уже проведенными и предполагаемыми переоценками основных фондов предприятий роль этого налога существенно возрастает.
  Система имущественного налогообложения, сложившаяся в настоящее время в большинстве стран мира, существенно отличается от российской системы. В состав зарубежных имущественных налогов включен земельный налог, а в нашей стране земельный налог отнесен к ресурсным платежам рентного характера и включен в систему местного налогообложения. Связано это с тем, что в российском законодательстве земля не является пока объектом свободной купли-продажи, окончательно не принята частная форма собственности на землю, не проведена кадастровая оценка всех земельных площадей, не решен ряд правовых вопросов владения, распоряжения, пользования земельными участками. Это означает, что важнейшей задачей на пути реформирования отношений собственности на землю и иную недвижимость становится создание единого объекта недвижимости на основе прав на земельный участок. Для реализации данной задачи необходимо ввести в оборот земельные участки как объекты недвижимости. Важным шагом в указанном направлении станет взимание налога на недвижимость. Замена платы за землю, налога на имущество физических и юридических лиц одним налогом на недвижимость создаст постоянный источник наполнения бюджетов муниципальных образований, позволит обеспечить эффективное использование и развитие объектов недвижимости.
  Плательщиками налога на имущество в соответствии с Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, иностранные юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
  В качестве объекта обложения налогом на имущество предприятий Законом № 2030-1 установлена остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика. При этом для целей налогообложения определена их среднегодовая стоимость.
  Налог отнесен законодательством к числу региональных налогов и равными долями поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты местного самоуправления. Предельный размер налоговой ставки не должен быть больше 2%. Конкретные ставки налога, определяемые в зависимости от типа деятельности предприятий, устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
  Статьями 4 и 5 Закона № 2030-1 определены перечень налоговых льгот, предусматривающих полное или частичное освобождение организаций, применяемых при соблюдении конкретных условий, и права законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на установление дополнительных налоговых льгот для отдельных категорий плательщиков.
  В соответствии с Инструкцией ГНС РФ от 08.06.95 №33 (ред. от 18.01.2002) "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия на основании отражаемых в активе баланса остатков по счетам бухгалтерского учета по состоянию на первое число каждого отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев, года) в течение налогового периода (календарного года).
  Согласно статье 7 Закона №2030-1 сумма налога на имущество исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет и относится на финансовые результаты деятельности предприятия,
  Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений вместе с бухгалтерским отчетом ежеквартально - в 5-дневный срок со дня представления отчета за квартал, по годовым расчетам -в 10-дневный срок со дня представления отчета за год.
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К Расчет налога на имущество, налоговая декларация Начислен налог на имущество 91-2 68-2 Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по налогу 68-2 51
 23.3.5. Налог на пользователей автомобильных дорог
 
  Налог на пользователей автомобильных дорог в соответствии с Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 25.07.2002) "О дорожных фондах в Российской Федерации" уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
 Ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в размере:
 - 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
 - 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
  Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности без налога с продаж, налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин.
  Сумма налога полностью зачисляется в Территориальный дорожный фонд для целевого финансирования.
  Уплату налога налогоплательщики производят ежемесячно на основании итогов реализации продукции (работ и услуг) и продажи товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца. Налогоплательщики, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 000 рублей, а также субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", уплату налога производят один раз в квартал в соответствии с поданными декларациями в 5-дневный срок со дня подачи декларации за квартал и в 10-дневный срок по истечении срока, установленного для подачи декларации за год.
  Ежеквартально по месту своего нахождения налогоплательщик представляет налоговым органам декларацию суммы налога на пользователей автомобильных дорог по форме, приведенной в Приложении 2 к Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", в срок, установленный для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К Справка бухгалтерии об определении налоговой базы, декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог Начислен налог на пользователей автомобильных дорог 20, 25, 26, 44 68-4* Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по налогу 68-4* 51
 * Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог.
 
 23.3.6. Налог с продаж
 
  Еще одним косвенным налогом, увеличивающим цену товара который оплачивает конечный потребитель, является налог с продаж. Это региональный налог установленный главой 27 Налогового кодекса Рф. Налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. , ,,
  Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
  Цель введения налога с продажи обеспечить местные бюджеты устойчивыми финансовыми средствами, так как этот вид налогов рассматривается в системе местного налогообложения как наиболее стабильный и имеющий тенденцию к росту.
  Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется за наличный расчет. По сути, налог с продаж является налогом на наличные (и приравненные к нему) расчеты между продавцом и покупателем независимо от того, кто выступает покупателем товаров (работ, услуг): население или организация. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, перечислениям с банковских счетов по поручениям физических лиц (кроме предпринимателей без образования юридического лица, участвующих в сделках по покупке товаров, работ и услуг), а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При этом объект налогообложения возникает у всех организаций, реализующих что-либо за наличный расчет.
  Освобождаются от налогообложения в соответствии со статьей 350 НК РФ операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
 - хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
 - детской одежды и обуви;
 - лекарств, протезно-ортопедических изделий;
 - жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
 - зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
 - путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;
 - товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
 - учебной и научной книжной продукции;
 - периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
 - услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;
 - услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
 - услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
 - услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;
 - ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
 - услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.
  При определении налогооблагаемой базы в стоимость товаров (работ, услуг) включают НДС и акцизы для подакцизных товаров.
  Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов.
  Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого отчетного периода умножением облагаемого оборота на ставку налога. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций в случае, если он осуществляет операции, подлежащие налогообложению и операции, не подлежащие налогообложению. При отсутствии раздельного учета налог исчисляется с общей суммы реализации.
  Если учет товаров осуществляется по покупным ценам (например, в оптовой торговле), то величина налога с продаж определяется умножением облагаемого оборота на 5 (при ставке налога 5%) и делением итога на 100%. При этом облагаемый оборот определяется суммированием покупной стоимости, оптовой наценки и налога на добавленную стоимость. Сумма налога с продаж включается в цену реализации товаров. Следует учитывать, что в оптовой торговле налог с продаж исчисляется только от стоимости товаров, реализованных за наличный расчет.
  Пример. С оптового склада реализованы товары за наличный расчет. Учтенная стоимость этих товаров составляет 5 000руб., оптовая наценка - 15%, НДС-20%.
  Облагаемый оборот определяется следующим образом:
  5 000 + (5 000 ? /5 :100) + (5 750? 20:100) =
  5 000 +750 + 1 150 = 6 900руб.
  Сумма налога с продаж: 6 900 ? 5• .• 100 = 345 руб.
  Продажная стоимость товаров будет равна 1 449 руб. (1 380 + 69).
  Предприятия, ведущие учет товаров в продажных ценах (предприятия розничной торговли), исчисляют налог с продаж по расчетной ставке 4,76% от облагаемого оборота.
  Пример. В .отчетном периоде в магазине реализовано товаров, облагаемых налогом с продаж, на сумму 50 000 руб.
  Сумма налога составит: 50 000 х 5 :100 = 2 500 руб.
  Учет налога с продаж, который исчислен по реализованным товарам и подлежит перечислению в бюджет, осуществляется по кредиту счета 68, "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Продажи" на отдельном субсчете, например, на субсчете 90-6 "Налог с продаж".
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К Расчет по налогу с продаж Начислен налог с продаж 90/ Налог с продаж 68/ Налог с продаж Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по налогу 68/ Налог с продаж 51
 23.3.7. Налог на рекламу
 
  Налог на рекламу в соответствии со статьей 15 НК РФ относится к местным налогам.
  Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг регулирует Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ (ред. от 30.12.2001) "О рекламе".
  Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе (пп. "з", п. 1, ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 №2118-1 (ред. от 24.07.2002) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), то есть плательщиками налога на рекламу являются юридические и физические лица - рекламодатели, уплачивающие данный налог в местный бюджет по месту своей регистрации и постановки на налоговый учет (а не по месту размещения рекламы) исходя из фактически понесенных ими затрат по оплате стоимости рекламных услуг.
  Местные налоги и сборы устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления, и от того, как сформулированы такие решения представительных органов местного самоуправления, зависит порядок уплаты налога на рекламу.
 
 Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета Д К Расчет налога на рекламу Начислен налог на рекламу 91-2 68* Выписка банка с расчетного счета Перечислена задолженность перед бюджетом по налогу 68* 51
 * Субсчет 68 "Расчеты по налогу на рекламу".
 
 Вопросы для самопроверки
  1. Какую функцию выполняют налоги? По каким признакам классифицируются налоги? Сколько налогов определено в Налоговом кодексе РФ?
  2. В каком случае налог считается установленным? Какие налоги занимают основное место в российской налоговой системе?
  3. Какие операции признаются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость? По каким ставкам взимается налог на добавленную стоимость? На основании каких документов, подтверждающих фактическую уплату налога на добавленную стоимость, производятся налоговые вычеты?
  4. К какой группе налогов относится акцизный сбор? На какие товары устанавливаются акцизы? Что представляет собой режим налогового склада?
  5. Какие налоги относятся к прямым? Что является объектом налогообложения прямых налогов? По какой ставке исчисляется налог на прибыль? Что является объектом обложения налогом на имущество предприятий?
 6. Кто определяет ставку налога с продаж, порядок и сроки его уплаты? Какие операции признаются объектом обложения налога с продаж?
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 24.
 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
 
  Финансовый результат представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации - прибыль, а расходов над доходами - уменьшение имущества -убыток. Полученный организацией за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала организации.
  Финансовый результат деятельности предприятия зависит от:
 - рентабельности производства;
 - организации производства;
 - сбыта продукции;
 - обеспеченности собственными оборотными средствами.

<< Пред.           стр. 55 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу