<< Пред.           стр. 9 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

 * аналитическими (карточки аналитического учета).
  По форме учетные регистры могут быть:
 * двусторонними - запись хозяйственной операции отражается по дебету и кредиту соответствующих счетов;
 * односторонними - хозяйственная операция может быть отражена либо по дебету счета, либо по кредиту счета;
 * линейными - запись хозяйственной операции по дебету и кредиту счета отражается по одной строке. В качестве примера можно привести запись в книге "Журнал-Главная". В этой книге каждый мемориальный ордер записывается одной строкой, в которой показываются сумма по ордеру и сумма по дебету и кредиту соответствующих счетов. Линейная запись является менее совершенной по сравнению с шахматной записью.
 * шахматными - запись хозяйственной операции, при которой сумма, записанная один раз будет отражена по дебету и кредиту соответствующих счетов. Это достигается путем построения учетных регистров по шахматному принципу. Шахматная запись широко применяется при журнально-ордерной форме учета. Она сокращает количество записей и дает возможность видеть оба корреспондентских счета по данной хозяйственной операции. В этом отношении шахматная запись имеет преимущества перед линейной записью.
  Состав учетных регистров, их форму, порядок и последовательность заполнения, технику взаимосверки определяет форма бухгалтерского учета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов его работы.
  Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
  При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
  Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.
  Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  Исправление ошибочно сделанных записей в регистрах бухгалтерского учета производится одним из следующих способов:
 * корректурным способом - ошибочно сделанная запись (неправильная сумма или текст) аккуратно зачеркивается тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, над зачеркнутым, делается запись исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же, на полях, против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "Исправлено" с указанием даты. Этот метод применяется, когда ошибка сделана в одном из регистров и обнаружена до подсчета итоговых сумм;
 * способом дополнительной проводки - дополнительная проводка составляется, если фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной. При этом оформляется бухгалтерская справка с указанием на то, какая ошибка исправляется и где искать первичный документ, который является основанием. При мемориально-ордерной форме учета для дополнительных проводок составляется мемориальный ордер. Этот способ применяется в том случае, когда ошибка повторяется в нескольких учетных регистрах или выявлена после подсчета итогов;
 * способом "красное сторно" - в случае, если операция записана в большей сумме, чем следовало или по счетам разнесена ошибочная бухгалтерская запись, при подсчете итогов излишне записанная сумма вычитается. Исправления способом "Красное сторно" оформляются бухгалтерской справкой, в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого документа, обоснование внесения исправления;
 * способом обратной проводки - для исправления проводки (как правило, ошибочно сделанной в прошлом отчетном периоде) делают запись обратной корреспонденцией.
  При автоматизированном способе ведения бухгалтерского учета при обнаружении в выходных формах документов ошибок бухгалтерия осуществляет диагностику ошибочных данных, внесение исправлений в соответствующие базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений.
  Внесение исправлений осуществляется датой обнаружения ошибочных данных путем обязательного оформления измененных документов, сторнирующих проводок.
  Без оформления документального подтверждения любые исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются.
 
 6.2. Формы бухгалтерского учета
 
  Сочетание различных учетных регистров и технических средств образуют разные формы бухгалтерского учета. Они отличаются одна от другой:
 - количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием;
 - взаимосвязью хронологических и систематических синтетических и аналитических регистров;
 - последовательностью и техникой записи в учетные регистры;
 - степенью автоматизации учетно-вычислительных работ.
  Технология обработки учетных данных и система применяемых регистров зависят от форм и методов бухгалтерского учета, которые формирует главный бухгалтер. Применяемая технология обработки первичной учетной информации должна помогать своевременно предоставлять отчетность, а также помогать оперативно получать информацию и формировать данные для управленческого учета. Именно система применяемых регистров позволяет наиболее оперативно переходить от данных бухгалтерского учета к управленческому учету. Вопрос о форме бухгалтерского учета является одним из важнейших в технике учета, так как от применения наиболее рациональной формы учета зависит возможность его упрощения и удешевления, применения вычислительной техники и особенно компьютеров.
  Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно, исходя из объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров и ряда других факторов. В течение отчетного периода принятая форма учета не должна меняться.
  На предприятиях находят применение следующие формы бухгалтерского учета:
 * Журнал-Главная;
 * мемориально-ордерная (с использованием мемориальных ордеров и регистров аналитического учета);
 * журнально-ордерная (с использованием журналов-Ордеров, вспомогательных ведомостей, накопительных таблиц, регистров аналитического учета, Главной книги);
 * упрощенная форма для малых предприятий;
 * автоматизированная (компьютеризированное ведение учета).
 
 6.2.1. Форма учета "Журнал-Главная"
 
  Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная" является разновидностью мемориально-ордерной формы счетоводства и используется в бюджетных организациях и на небольших предприятиях с простым процессом производства (работ, услуг), имеющих имущество.
 
 Форма учетного регистра "Журнал-Главная"
 
 Число месяца № мемориального ордера Документ и содержание операции Сумма по ордеру Обороты по синтетическим счетам Счет Счет и т.д. Д К Д К 01.01 и т.д.
  В основе формы учета "Журнал-Главная" лежат мемориальные ордера, которые ежемесячно в хронологическом порядке записываются в регистре синтетического учета, который принято называть "Журнал-Главная". В эту книгу первоначально вносят остатки по счетам на начало отчетного периода, затем все операции по документам с разбивкой по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, после чего определяется оборот и остатки по счетам на конец отчетного периода. При этом производится проверка правильности записи: сумма оборота за месяц по дебету всех счетов должна быть равна сумме оборотов за месяц по кредиту всех счетов.
  По данным остатков на счетах составляется заключительный баланс.
  Все хозяйственные операции, отраженные в первичных документах, приложенных к мемориальным ордерам, разносят в карточки аналитического учета установленной формы, открываемые в развитие каждого синтетического счета. Все карточки регистрируются бухгалтерией в специальном реестре.
 
  Схема формы бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Вариантом этой формы учета является рекомендованная Министерством финансов для малых предприятий Упрощенная форма бухгалтерского учета, в которой Журнал-главная носит название Книги хозяйственных операций и отдельно предусматривается ведение ведомости учета заработной платы.
 
 6.2.2. Упрощенная форма бухгалтерского учета
 
  Книга (журнал) учета хозяйственных операций (форма № К-1)-является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
  Книга (журнал) учета хозяйственных операций является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
  Малое предприятие может вести Книгу (журнал) в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги (журнала), в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии (главного бухгалтера), а также оттиском печати малого предприятия.
  В книге в хронологической последовательности регистрируются совершенные хозяйственные операции с указанием даты и номера документа, подтверждающего факт совершения операции (акта, накладной, счета-фактуры и т.п.), указывается сумма, которая соответствует данной операции и те бухгалтерские документы в которые будет внесена эта сумма. Наряду с книгой учета хозяйственных операций для учета расчетов с работниками по оплате труда, бухгалтеру малого предприятия необходимо вести ведомость учета заработной платы по форме № В-8.
 
 Упрощенная форма бухгалтерского учета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В разделе ведомости "Кредит (начислено)" отражаются:
 * начисленные работникам малого предприятия (состоящим и не состоящим в штате) суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда;
 * надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
  Заработная плата группируется в ведомости по категориям работников и объектам учета.
  В разделе "Дебет (удержано)" производится расчет:
 * всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных предприятий и лиц и других);
 * определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам.
  Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам малого предприятия.
  На основании этих документов в конце отчетного периода можно получить данные для начисления налогов, а также составить выходные отчетные документы.
  Основными формами бухгалтерского учета, получившими наиболее широкое распространение в практике учета, являются мемориально-ордерная и журнально-ордерная форма учета.
 
  Типовая форма № К1
 
 Книга учета хозяйственных операций
 
 № Регистрация операций Наличие и движение средств предприятия Дата и № документа содержание операции сумма затраты на производство касса расчетный счет реализация расчеты по оплате труда расчеты с пр. дебит. и кредит. расчеты с бюджетом расчеты по страхованию прибыль и ее использование и др. дебет (приход) кредит (расход) дебет (приход) кредит (расход) дебет (приход) кредит (расход) дебет (задолженность) кредит (оплачено) дебет (выдано) кредит (начислено) дебет кредит дебет (перечислено) кредит (задолженность) дебет (перечислено) кредит (задолженность) дебет
 (использовано) кредит 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
 
 
 
 Типовая форма № В-8
 
 Ведомость учета оплаты труда за 200 г.
 
 № п/п Ф.И.О.
  Должность
  Остаток зарплаты на начало месяца (задолженность работникам) Кредит (начислено) счета 70 Дебет (удержано) счета 70 К выдаче Расписка в получении Отчисление на социальное страхование в дебет счетов итого по кредиту счета 70 с кредита счетов итого по дебету счета 70 выдан аванс (счет 50) налоги (счет 68) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
 
 6.2.3. Мемориально-ордерная форма учета
 
  Мемориально-ордерная форма учета возникла в 30-е годы и предполагала выписку на каждый документ отдельной справки с бухгалтерской проводкой. Эти справки получили название мемориальных ордеров (буквально памятных приказов). Со временем однородные операции стали группировать в специально открываемых накопительных ведомостях, и только итоги этих ведомостей .включались в мемориальные ордера.
  В мемориально-ордерной форме учета систематическая и хронологическая запись ведутся раздельно. На основе первичных документов оформляются мемориальные ордера, в которых указывается: месяц, год, содержание операции, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов (корреспонденция счетов), сумма. Записи в мемориальные ордера производятся по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов).
  К мемориальному ордеру прилагаются первичные документы, на основании которых он составляется. Эти документы служат основанием для записей в регистрах аналитического учета.
  Хронологическая запись мемориальных ордеров производится в специальном регистрационном журнале, при этом на мемориальных ордерах проставляются номера, под которыми они зарегистрированы в нем. Мемориальным ордерам присваивается постоянный номер по однородным операциям, что в последующем облегчает поиск документов (кассовые операции - № 1, расчетный счет - № 2 и т.д.)
 
 Мемориальный ордер № .
 первичные документы по бухучету за __ 200 г.
 по счету № ______________ количество документов __________________
 
 № документа, содержание операции
 
  Корреспондирующие счета Сумма
 
  Д К
 
 Регистрационный журнал
 за _____________ 200 __ г.
 
 Порядковый № мемориального ордера Дата составления ордера Сумма по мемориальному ордеру
  Данные регистрационного журнала служат основанием для заполнения Главной книги.
  Главная книга - регистр синтетического учета. В ней каждому счету отводится развернутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету в развернутом виде, то есть в корреспонденции с кредитуемыми счетами и общей суммы оборота по кредиту. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка.
  Главную книгу при этой форме еще называют контрольно-шахматной ведомостью. На счетах главной книги учитываются только текущие обороты за отчетный период.
  Форма счетов главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом:
 
 Главная книга. Счет___________
 
 Дата
  № мемориального ордера С кредита счетов Итого по дебету Дата № мемориального ордера В дебет счетов Итого по кредиту
  По данным счетов главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета, где определяются остатки по счетам на конец отчетного периода. Взаимосвязи аналитического и синтетического учета осуществляется путем сопоставления соответствующих данных оборотных ведомостей, составленных по синтетическим и аналитическим счетам.
 
 Схема мемориально-ордерной формы учета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Оборотная ведомость по синтетическим счетам
 
 Наименование
 (№ счетов) Сальдо на
 _____________
 (начало месяца) Оборот за
 _____________
 (месяц) Сальдо на
 _____________
 (конец месяца) Д К Д К Д К
  Мемориально-ордерная форма не ограничивает числа учитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяет возможности разделения труда между учетными работниками и автоматизацию учетного процесса. Однако недостатки мемориально-ордерной формы учета (отставание и разрыв во времени синтетического и аналитического учета, многократность одних и тех же записей в различных учетных регистрах, что при ручном учете значительно увеличивает объем работ, недостаточная приспособленность для составления отчетности и др.) привели к замене ее более совершенной журнально-ордерной формой учета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 6.2.4. Журналъно-ордерная форма учета
 
  Журнально-ордерная система возникла в 50-е годы, как наиболее прогрессивная в условиях ручного способа ведения бухгалтерского учета.
 
 
  Схема журнально-ордерной формы учета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В основу построения журнально-ордерной формы учета положены следующие принципы:
 - производство записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;
 - совмещение, как правило, в единой системе записей синтетического и аналитического учета;
 - отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления периодической и годовой отчетности;
 - применение объединенных журналов-ордеров по счетам, счетно и экономически связанным друг с другом;
 - применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности;
 - применение месячных журналов-ордеров.
  Журнально-ордерная форма учета основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.
  Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.
  Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется.
  В журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда более подробные (аналитические) показатели по счетам сложно записать непосредственно в журналы-ордера. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.
  В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Записи в журналах-ордерах производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом разных счетов. После внесения всех необходимых сумм в журналы-ордера в них подсчитываются "вертикальные" и "горизонтальные" итоги, которые в свою очередь суммируются "по вертикали" и "по горизонтали". "Вертикальные" и "горизонтальные" итоги должны совпадать.
 
  Журнал-ордер № 1
  по кредиту счета № 50 "Касса" в дебет счетов
 
 Строка
 № Дата кассового отчета (или за какие числа) 51 70 71 76 и т.д. Итого Итого
  На первичных документах, данные которых включены в журналы-ордера и ведомости, указываются номера соответствующих регистров и порядковые номера записи (номер строки).
  Для обеспечения контроля за правильностью учета хозяйственных операций итоговые записи в журналах-ордерах обязательно сверяются с данными первичных документов, на основании которых произведены эти записи. Все журналы-ордера в конце месяца подписываются главным бухгалтером предприятия.
  Обобщающий учет по результатам журналов-ордеров ведется в главной книге, в которой выводятся конечные остатки по всем счетам, используемым при составлении нового баланса на отчетный период. Полученные итоги представляют собой бухгалтерские проводки для записи на счетах главной книги.
 
  Главная книга. Счет №_____________

<< Пред.           стр. 9 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу