<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
  Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства. При отсутствии семьи - развитие чувства принадлежности, помощь в определении смысла существования.
  Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.
  Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
  Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.
  Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
  Поощрение активности ребенка.
  Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы - это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
  Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке и эмпатии.
  Моделирование ситуаций, способствующих развитию самоконтроля, спокойствия, оптимизма, гибкости. Поведение и реакции взрослых в общении с ребенком так же важны, как и их слова.
  Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
  Внимание к внезапным изменением поведения и настроения - это может быть тревожным сигналом.
 
  ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
 
  Существуют различные подходы к пониманию психического здоровья:
  - отсутствие выраженных психических расстройств,
  - наличие резерва сил, позволяющих преодолеть неожиданные стрессы,
  - наличие равновесия между человеком и окружающей средой,
  - отсутствие асоциального поведения.
 
  Понятие "психопрофилактика" многосторонне, существует множество подходов к этой проблеме.
  Психопрофилактика - совокупность приемов и способов формирования устойчивости к жизненным трудностям, отрицательного отношения к антисоциальным явлениям и отклоняющемуся поведению. Психопрофилактика включает своевременное предупреждение воздействий, отрицательные свойства которых зачастую просто не осознаются или о сущности которых люди просто не догадываются, с ориентацией на "факторы риска", способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей. В определенных видах профилактики нуждаются все люди. Под профилактикой подразумевают и устранение причин, могущих вызвать негативные изменения или предупреждение возможных последствий.
  Профилактика - действие, нацеленное на достижение желаемого результата с установкой на выявление и исключение причин (создание возможностей того, чтобы люди сами могли позаботиться о своем состоянии).
  Для успешного проведения психопрофилактических работ требуется признание наличия проблем (психосоциальных, медицинских) и необходимости использования новых путей и подходов.
  Можно привести метафорический вопрос: "Не проще ли, чем вылавливать утопающих, посмотреть, где они прыгают в воду?", отражающий общий принцип профилактической работы.
 
  Основой организации любой профилактической работы психологических служб должна быть ориентация на "факторы риска", способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей, и одновременно, на здоровые начала личности. Ведь факторы риска, как таковые, оказывают неблагоприятное влияние на любого человека. Устранение "факторов риска" должно проводиться в первую очередь на государственном уровне.
  Выделяют три этапа профилактических работ.
  Первичная профилактика - это психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, в ситуации, когда проблемы еще не возникли. Первичная профилактика нацелена на здоровых людей из "группы риска", до вступления в полосу кризиса. Методы первичной профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают противостоять возможным негативным воздействиям и сохранять психическое здоровье, направлена на создание положительных изменений в окружающей среде как взрослого, так и ребенка.
  Вторичная профилактика - методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Вторичная профилактика может включать специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного отношения и другие мероприятия.
  Третичная профилактика - организация психологической поддержки и самоподдержки тех, кто сознательно намерен выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение).
  Для проведения мероприятий первичной профилактики используется теория социального научения А. Бандуры. Основными понятиями этой теории являются понятия социального моделирования, социального подкреплениея, самоэффективности. Моделирование - это процесс научения в результате наблюдения и подражания, при которых наблюдатели пытаются воспроизводить определенные мысли и поведение ролевых моделей. Главная функция наблюдения - обучение путем приобретения когнитивных навыков и новых форм поведения с помощью моделей, усиление намерения изменить свое поведение и стать более уверенными в себе благодаря усвоению нового поведения. Для многих подростков наиболее влиятельными ролевыми моделями становятся молодые люди, ровесники, которые демонстрируют реалистичные способы достижения целей или преодоления возникающих проблем, которые проходят через определенные трудности и справляются с ними. Чтобы модель начала работать и подросток реально стал применять полученные знания, должно последовать социальное подкрепление, стимулирующее к изменениям и обеспечивающее обратную связь. Положительное подкрепление более эффективно, чем отрицательное. Отрицательное более предназначено для стимулирования уже устойчивых действий.
  Примером успешно действующей теории социального научения может служить программа "Ваше здоровье - 2000", разработанная в США в рамках антинаркотического воспитания. Программа включает несколько этапов:
  1. Передача информации.
  2. Тренинг навыков общения.
  3. Укрепление уз, связывающих ребенка с семьей, родителя-
  ми, друзьями, школой.
  Программа включает возможность тестирования участников до и после проведения занятий. На каждом этапе разработаны способы повышения самооценки, настроения, улучшения самочувствия. Детей и подростков обучают умению просить о помощи, умению распознавать и анализировать свои чувства. Программа ориентирована на диалогичность общения, возрастные психологические особенности, индивидуальность каждого школьника, его самостоятельность и самоценность.
  Вторичная профилактика обусловлена наличием или проявлением проблем, желанием не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Наиболее адекватным для вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход. Осуществляется он по следующей схеме:
  1. Диагностика психологического состояния ребенка, выявление особенностей деформации уровней психического здоровья, изучение причин деформации, определение подходов к решению проблем.
  2. Установление конкретных задач и сфер, в которых может быть оказано конкретное психологическое воздействие, сфер, в которых вмешательство психолога малоэффективно и не составляет сферу его компетенции.
  3. Нахождение, разработка и апробация приемов, методов и т.д. с помощью которых проводится воздействие.
  Задача вторичной психопрофилактики заключается в том, чтобы не дать последствиям аномального развития разрастись до уровня патологии (вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности). Для большинства пациентов психопрофилактических служб характерны психическая депривация, повышенная нервная утомляемость, ММД, низкая самооценка. Эти дети и подростки предоставлены сами себе, их сопровождают неудачи в школе, выпадение из школьной жизни, сомнительные компании. Для многих подростков характерны склонность к иллюзорно-компенсаторным действиям, эгоцентрическим выходкам, степень явной выраженности или латентность которых способствуют тем не менее отклоняющемуся поведению.
  Мероприятия по оказанию помощи:
  - формирование потребности в новой деятельности, ее выбор,
  - закрепление предмета деятельности в качестве мотива, т.е. мотивообразование (появление интереса, установка на его удовлетворение)
  - преобразование одной деятельность в другую, смена антисоциальной деятельности на социальную.
  Изменение поведения - это процесс, а не одномоментное событие. Разные подростки имеют разную степень готовности к изменению, нуждаются в разных мероприятиях. Д.Прочаска и К.Ди-Клименте приводят 5 стадий изменения поведения: предобдумывание, обдумывание, принятие решения, действие (деятельность), поддержание (сохранение) новой формы поведения. На стадии предобдумывания, когда проблема еще не осознается и у подростка не мыслей об изменении поведения (бросить курить, воровать и т.д.), необходимо информирование о целесообразности и необходимости изменения, о существовании индивидуального риска и пользе изменения.
  На стадии обдумывания необходимы мероприятия, способствующие формирования мотивации, подталкивающей к созданию определенных планов. На стадии принятия решения происходит составление плана изменения. На данном этапе необходимо оказание помощи в разработке конкретных планов, постановке конкретных целей. На стадии действия осуществляются планы специфических действий и необходима помощь в получении обратной связи, решении проблем, обеспечении социальной поддержки и получении подкрепления. На стадии поддержания имеет место продолжение нужных действий или периодическое повторение рекомендованных шагов. Необходима помощь в преодолении трудностей, поиск альтернатив, предотвращение рецидивов. При этом люди могут оказываться на определенной стадии и уходить с нее назад, даже начинать заново цикл изменений.
  Таким образом, формирование новой деятельности и выбор ее конкретного содержания возможны на почве появления установки у подростка на изменение как точки отсчета, локализующей границы вмешательства психолога. Следующая стадия движения - выбор конкретного предмета, мотивообразования. Факт прихода к психологу говорит о том, что прежний образ жизни подростка не устраивает по каким-то причинам.
  Этапы вторичной профилактической работы на стадии принятии решения:
  - мотивационный (создание высокой заинтересованности в психокорректирующих занятиях),
  - ориентировочный (введение многочисленных мотивов изменения жизни и поведения, способных опредметить существующее потребностное состояние),
  - установочный (мотивация личностно-приемлемых мотивов "новой" жизни),
  - деятельностный (разработка развернутых планов организации будущей жизни).
  Сквозной для всех этапов может быть деятельность группового общения в психокоррекционной группе. Критериями отбора в нее подростков служат высказываемые ими намерения, отсутствие явно выраженной деградации, сопутствующих эндогенных психических заболеваний. Группа сверстников может дать:
  - теплоту, тесные личностные связи и общение,
  - общее объединяющее дело,
  - повышение собственной значимости в группе атрибутов взрослости,
  - элементы "особости".
  При этом подростки закрепляются в группе, претерпевая вместе с ней изменения в сторону просоциальности. В процессе профилактической работы параллельно с профессиональной работой осуществляется главная задача - нравственное воспитание, привитие чувства собственного достоинства, собственной активности.
  Третичная профилактика - этап лечения и исправления положения (реабилитация, сопровождение). Психолог должен способствовать оптимизации отношений личности с окружающими и созданию условий для развертывания "сущностных сил", даже в том случае, если человек оступился, совершил проступок или преступление. Профилактическая и реабилитационная работа использует комплекс методов, нацеленных на изменение не только поведения личности, но и состояния социальной среды и формирование вокруг человека позитивно отражающегося социального поля.
  Психотерапия как система социально организованных методов лечебного воздействия применяется к лицам, уже заболевшим неврозом.
  Когда речь идет о детях, еще не больных, но уже и не здоровых, о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптивного поведения- то применяются методы профилактики неврозов- психокоррекция.
  Основания для психологической коррекции:
  1. Личность является продуктом значимых отношений (без семьи коррекционная работа с ребенком невозможна);
  2. Необходимо воздействовать на ведущую деятельность ребенка и через нее;
  3. Необходима практика новых социальных отношений.
  Основные принципы диагностики факторов риска:
  1. Комплексность (т.к. в большинстве случаев характер факторов риска комплексный, необходимо изучать различные стороны психики, свойства, качества, деятельность. Наиболее благоприятен -естественный эксперимент);
  2. Включение семьи и школы;
  3. Ретроспектива;
  4. Активность самих испытуемых, которая в случае работы с ребенком трансформируется в интерес и желание ребенка приходить к психологу;
  5. Одновременность диагностики и коррекции.
 
 ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  При травме у ребенка может развиться симптомокомплекс при котором личность поражается на биологическом, психологическом и поведенческом уровнях. На биологическом уровне важную роль играют нарушения центральной и вегетативной нервной системы. Симптомы психологической травмы можно разделить на три группы: симптомы повторного переживания (ночные кошмары, повторяющиеся игры, сильный дистресс, воспоминания о травматическом событии и навязчивые мысли о нем), симптомы избегания (уход от мыслей и чувств, связанных с травматическим событием, избегание напоминания о травме, вымывание из памяти деталей событий, чувство отчуждения, обеднение эмоций) и симптомы повышенной возбудимости (нарушения сна, раздражительность, затрудненная концентрация внимания, психологическая чувствительность к связанным с травматическим событием стимулам, тревожность, взрывные реакции).
  У многих детей после травматического события наблюдается регрессивное поведение: энурез, болезненная привязанность к родителям, поведение, свойственное более раннему возрасту.
 
  ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
  Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым переживаниям состояния тревоги и низком пороге его возникновения. Тревожность может быть личностным свойством или свойством темперамента.
  Тревога - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствованием грозящей опасности, переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Страх более конкретен, испытывается при витальной угрозе. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности. Страх - как условно -рефлекторный аффективный ответ на воображаемую или реальную опасность - имеет эмоциональную основу, когнитивную направленность и межличностную обусловленность, являясь динамическим стереотипом личностного реагирования.
  Страхи могут быть специфическими (страх определенных ситуаций и объектов) или расплывчатым генерализованным состоянием. Дети легко заражаются страхами взрослых. Ребенок может тревожиться из-за собственной некомпетентности, из-за отсутствия навыков общения, из-за неуверенности в себе. Частым страхом является страх из-за отсутствия уверенности, что мама его любит. Страх может быть перемещен на другой объект. Страхи основаны на инстинкте самосохранения, имеют защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В такой ситуации говорят о появлении травмирующего опыта. Другая категория страхов - так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "не подходи - упадешь!" и т.д. Ребенок распознает сигнал тревоги и у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Если запугивать просто так, без нужды, то ребенок полностью теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. Тогда страхи растут, а ребенок становится все более неуверенным в себе, скованным и осторожным. В самом общем виде страх делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны близких, тяжелых жизненных ситуаций и неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека и способен проявляться в новой ситуации и при контактах с незнакомыми людьми. Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности. Следует различать обычный (естественный или возрастной) и патологический уровень страха. Обычный страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затарагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер. Поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые страхи имеют защитное значение.
  Патологический страх отличается от нормального тем, что имеет драматические формы выражения или затяжное, труднообратимое течение, непроизвольность, что препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации, аутизму, психосоматическим заболеваниям. Страх может быть самостоятельным нарушением и проявлением каких-либо нарушений личности.
  Страх может проявляться тем, что человек от беспокойства теряется, говорит дрожащим от волнения голосом, его ладони потеют, лицо бледнеет, он может совершать много движений, переминаться с ноги на ногу, кусать ногти, совершать непоследовательные поступки, он редко улыбается, всегда серьезен, не может решиться что-то сделать, затрудняются контакты с малознакомыми людьми.
  Страхов достоверно больше у девочек, чем у мальчиков. Есть возрастные пики страхов: 4-6, 11, 14 лет. В 7 лет у детей, не посещающих школу страхов больше, чем у школьников. У ослабленных детей страхов больше, чем у здоровых. В 5-6 лет в неполных семьях частота страхов выше, чем в полных. У детей живущих в отдельных квартирах страхи встречаются чаще, чем в коммунальных. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что в коммунальных квартирах дети реже остаются в полном одиночестве и у них реже встречается недостаток общения.
  Если дети дошкольного возраста считают мать главной в семье, то они боятся чаще, чем когда считают главным отца или не выделяют главного (если малыши в игре дочки-матери выбирают роль матери, то они боятся чаще, чем малыши, выбирающие роль отца).
  Конфликтность в семье приводит к возрастанию количества страхов, особенно в 5-7 лет (самых разных)
  При неврозах страхи со временем нарастают, в норме - уменьшаются с возрастом.
  Страх может перерасти в тревожность (предвосхищение опасности), тогда как страх - отклик на опасность.
  Тревожность проявляется в том, что ребенок сильно переживает, плачет, отвечает ниже своих способностей, переспрашивает "я правильно сделал? Так хорошо?", часто встречается плохой сон, энурез, повышенная заболеваемость, заикания. Ребенок может быть сверхпослушным, самокритичным, неуверенным в себе с тенденцией переделывать задания из-за неудовлетворенности своим непревосходным результатом. Они во всем ищут одобрения и требуют чрезмерного поощрения во всех делах.
  Характеристика тревожных детей и подростков:
  - внимание, чрезмерно обращенное на себя,
  - страхи и сомнения,
  - неверное восприятие требований, предъявляемых окружающими и боязнь не выполнить эти требования,
  - самокритика, стремление к совершенству,
  - недооценка собственных возможностей и способностей,
  - приписывание угрожающих признаков различным двусмысленным ситуациям,
  - когнитивные искажения,
  - ограниченное выражение чувств, агрессии, импульсивного поведения, скрывают проблемы, могут отрицать их существование,
  - соматические жалобы,
  - сильное мускульное напряжение, беспокойство,
  - внутреннее возбуждение по признакам, связанным с вегетативной нервной системой,
  - логоневроз,
  - утомляемость, плохое сосредоточение, раздражительность, слезливость,
  - нарушения сна, бессонница, энурез и т.д.,
  - излишний контроль со стороны родителей, тревожность и напряженность родителей.
  Диагностика детской тревожности:
  Используются рисуночные тесты "Рисунок несуществующего животного", "Человек под дождем", тест "Расскажи сказку", 5 хороших и 5 плохих событий, линия жизни, детский апперцептивный тест САТ, тест фрустрации Розенцвейга, Тест детской тревожности, опросник Спилбергера-Ханина и др.
  Основные направления работы с тревожными детьми: игровая терапия, помогающая ребенку легче выражать свои чувства и заботы, рассказывание историй, рисование историй; изменение тревожных мыслей, придумывание альтернативных решений, повышение уверенности в себе, расслабление, достижение удачи, работа со страхами, сказкотерапия, арттерапия, куклотерапия, поддержка со стороны учителя и родителей, обучение релаксации, контроль за дыханием, мышечное расслабление, когнитивные репетиции, словесные самоинструкции. Поощрение независимого поведения ребенка/подростка.
  Работа с родителями тревожных детей.
  Определение динамики семейной системы. Выявление тревожных родителей, наличие у кого-то из членов семьи патологии (депрессия, алкоголизм, наркомания, агрессивность, жестокость и т.д.), случаев смерти кого-то из членов семьи. Родители могут быть излишне заботливы и/или винить себя в возникновении проблем у ребенка. Дети могут бояться за благополучие своих родителей. Важно проанализировать вопросы зависимости/независимости в семейной системе. Возможен выход на индивидуальную работу с родителями.
  Способы психокоррекционной работы с детскими страхами:
  * общая оздоравливающая терапия: закаливание, режим дня, питание, прогулки перед сном,
  * обучение ребенка положительным эмоциям (игровые методы),
  * разыгрывание ситуации взаимодйствия с предметом страха в игре,
  * эмоциональное переключение,
  * подражание и заражение, эмоциональные качели,
  * эмоциональный конфликт (злая собака тебя защитит),
  * деятельностная терапия,
  * куклотерапия.
  Травматические страхи
  * анатомирование страха,
  * манипулирование предметом страха,
  * штриховка, стирание и рисование, привыкание и десенсибилизация,
  * телесное изображение страха.
  Страхи, связанные с нарушениями личностных отношений часто имеют источник в с негативных тактиках родителей:
  * отвержение ребенка (размытые страхи, покинутость, неуверенность в себе),
  * сверхтребовательное отношение к ребенку - боязнь всего, что связано с родительской критикой (в такой ситуации страх может быть предметным - страх двери, из-за которой появлялся отец с ремнем),
  * гиперопека (страхи при тревожности родителей)
 
  ДЕПРЕССИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
 
  Депрессивный синдром протекает у детей так же как и у взрослых. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Часто отмечаются:
  - потеря аппетита, изменение веса,
  - усталость, потеря энергии,
  - бессонница либо сонливость,
  - изменение психомоторной активности, ребенок может жаловаться на трудности концентрации,
  - чувство никчемности и вины (часто нереальной),
  - навязчивые мысли о смерти, суицидальными намерения или попытки,
  - социальная замкнутость,
  - снижение успеваемости или изменение отношения к школе,
  - несвойственная раньше агрессивность,
  - соматические жалобы,
  - ожидание наказания
  Можно говорить о депрессивном расстройстве, если симптомы не проходят в течение нескольких недель. Детскую депрессию можно не заметить или неправильно диагностировать, если депрессивные симптомы осложнены другими типами поведения как, например, гиперактивность, задержки развития, проблемы в школе или психосоматические жалобы. Вспышка депрессии может быть вызвана потерей любви или внимания со стороны человека, который заботится о ребенке, причиной может быть долгое отсутствие или смерть любимого человека, либо его эмоциональное отдаление.
  Однако, как правило депрессия в детстве не вызвана единичным происшествием или фактом, а связана с уязвимостью ребенка в этом возрасте или накапливающимися стрессами. Необходимо узнавать у родителей о ситуации в семье и о возможных стрессовых ситуациях. Для подростка характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное или агрессивное поведение, подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или в других сферах жизни. Он может казаться чрезмерно эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками, может быть подвержен алкоголизму, токсикомании. Перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе.
 
  СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это результат взаимодействия внешних стрессовых факторов и функционирования защитных механизмов ребенка. Маленькие дети с суицидальными намерениями полагают, что смерть явление временное, позволяющее изменить ситуацию в лучшую сторону. Мотивы суицидов - избежать невыносимой обстановки, принудить к чему-либо или наказать родителей, облегчить страдания, воссоединиться с умершим, чтобы избежать одиночества, отомстить. Суицидальное поведение родителей - это дополнительный фактор риска в семье и может быть воспроизведено детьми. Среди факторов, влияющих на суицидальное поведение детей - развод родителей, семейные разногласия, оскорбление ребенка или невнимание к нему. Особыми факторами можно считать употребление наркотиков, непризнанную талантливость, беременность, эпизоды насилия, эмоционального или физического.
  Дети с суицидальными наклонностями чувствуют себя обделенными, нелюбимыми, сами испытывают неоднозначные чувства к родителям. Беспокойство об успеваемости в школе (независимо от успехов учебы) тоже может стать мотивом для самоубийства.
  Терапевтическое вмешательство должно умерить самокритичный стиль мышления, изменить искаженные представления, которые заставляют ребенка делать выводы на основании единичного случая, ребенка необходимо учить правильнее оценивать то, в какой степени их усилия, поступки и способности могут повлиять на ход событий.
  Семейные сессии могут помочь родителям узнать, какие из убеждений ребенка заставляют его отрицательно воспринимать себя, увидеть позитивные стороны в ребенке, обучить методам коммуникации, способным поднять его самооценку. Родители могут играть с ребенком в младенца, вспоминать негативные и позитивные моменты жизни ребенка, демонстрировать ему модели самопрощения, использовать позитивные мысли о ребенке, учить его позитивно мыслить о себе. Обязательно избегать стимуляции регрессивных тенденций, ограничение выражения негативных чувств. Для ребенка полезны экспрессивные игры, метафорические истории, обсуждение ошибок и нахождение выхода, обучение разговору с самим собой.
  Психологические подходы к детям и подросткам, проявившим суицидальные наклонности:
  1. Необходимо дать подростку высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте
  2. Открытое обсуждение проблемы снимает тревожность, беседа не может спровоцировать самоубийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность.
  3. Психолог должен быть внимательным к косвенным признакам, имеет смысл сказать подростку, что психолог принимает всерьез то, что происходит с подростком.
  4. Задавайте вопросы, обобщайте, давайте обратную связь.
  5. Подчеркивайте временный характер проблем, узнайте, чем вы можете помочь и кто еще может помочь.
  Под агрессивностью чаще всего понимается нарушение в проявлении гнева, причинами чего в семейной ситуации может служить:
  - постоянное агрессивное поведение родителей,
  - проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира,
  - длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства,
  - унижения, оскорбления ребенка родителями,
  - органические поражения коры.
  Агрессия- поведение, вызванное намерением причинить боль, уничтожить или установить господство. Часто путают агрессивное и ассертивное поведение ребенка, которые могут внешне выражаться в похожих действиях, но совершенно разные по сути. Ассертивное поведение не заключает в себе намерения причинить вред другим, это прямое открытое поведение, отстаивание своих прав.
  Агрессивное поведение может быть как вербальным, так и физическим. Оно может направляться на людей или животных или предметы и представляет собой обычную реакцию на гнев или враждебность. Спад агрессии м.б. связан у детей с возрастающей способностью разрешать конфликты неагрессивными средствами (словами), опытом взаимодействия в игровых ситуациях, снижением эгоцентричности.
  Фрустрация - блокирование актуальной цели, вызывающее чувство гнева и могущее привести к агрессивному поведению. при этом агрессия может выражаться прямо по отношению к источнику фрустрации или переноситься на другого человека или предмет. Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям.
  ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ
  Агрессивные и неагрессивные часто воспринимают и интерпретируют сигналы от окружающих по-разному. Ниже приводятся некоторые признаки агрессивных детей:
  - они реагируют на первые же сигналы, особенно враждебные,
  - они излишне чувствительны к любым проявлениям враждебности,
  - они ожидают от окружающих враждебности,
  - они недооценивают собственную враждебность,
  - в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,
  - у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,
  - они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,
  - они часто не думают о последствиях своих поступков,
  - они завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,
  - они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии,
  - они ценят превосходство и месть превыше дружбы,
  - они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,
  - их не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками,
  - они полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,
  - они не задумываются о собственной значимости,
  - у них много проблем с учебой и поведением в школе,
  - они испытывают трудности с запоминанием,
  - они с трудом сосредоточиваются,
  - их родители или братья или сестры проявляют нетерпимость, негибкий, авторитарный подход, или излишнюю мягкость и суетливость в воспитании,
  - родители и воспитатели либо физически агрессивны, либо оскорбительны в выражениях,
  - у родителей серьезные супружеские проблемы, либо они разведены или живут отдельно,
  - матери этих детей часто страдают депрессией.
  Для определения специфических характеристик агрессивных детей следует оценить реакцию ребенка в гипотетических ситуациях:
  - способность вспомнить самое важное из разговора;
  - признание действительно произошедших событий;
  - ошибочное описание события;
  - ожидание поведения детей в будущем;
  - обобщение альтернативных реакций в данной ситуации.
  Агрессивные дети в основном эгоцентричны, искаженно воспринимают окружающих мотивы поведения окружающих и собственного поведения, приписывают враждебные намерения окружающим, часто проявляют гнев Необходимо учить этих детей разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы, находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям, определять, что думают и чего хотят окружающие. Показав двусмысленную картинку, помогите ребенку рассказать различные истории, основанные на ее сюжете, обсудите, почему можно по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Научите ребенка узнавать проблему, находить различные альтернативные решения, оценивать и предвидеть результаты своих поступков.
  Работа с агрессивным ребенком включает несколько правил:
  - игнорирование агрессивной тенденции,
  - включение агрессивных действий в контекст игры, придание им нового, позитивного смысла,
  - установление запрета на агрессивные действия,
  - разворачивание и "растягивание" агрессивных действий, в основе которых лежит страх,
  - использование психодрамы.
  Разговаривая с родителем, имеет смысл:
  - выяснить отношение к ребенку до и сразу после рождения.
  - вызвать воспоминание родителей о собственном детстве,
  - избегать негативного влияния на самооценку родителей ребенка,
  - изменить установку родителей на ребенка.
 
  РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ
  Подростковый возраст - время быстрых перемен, физиологических, психологических, социальных. Подростковый возраст имеет смысл разделить на три стадии - раннюю, среднюю и позднюю. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной интенсивностью и в разное время для каждого подростка.
  В раннем подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) центральными вопросами являются вопросы независимости и осознания себя, интерес к собственному телу, растущий интерес к сверстникам, их ценностям и моделям поведения, падает интерес к миру взрослых. Противопоставляются ценностям семьи собственные ценности. Подросток в этом возрасте погружен в себя, возрастает количество конфликтов по поводу школы, работы по дому, выбору друзей. У подростка появляется стремление быть в группе, появляются "герои", подросток центрируется на настоящем, становится эгоцентриком. Подросток становится более замкнутым или застенчивым, иногда от застенчивости и неуверенности в себе появляется некоторая развязность в поведении. Иногда появляется ощущение собственной неуязвимости, стремление проверить себя, что приводит к поведению, тяготеющему с риском. Большинство подростков страдает от того, что их никто не понимает.
  Средний подростковый возраст (15-17 лет) характеризуется незрелостью суждений, импульсивностью при сильном желании принять собственное решение, настоять на своем. Велико влияние референтной группы, усиливается озабоченность своей физической привлекательностью для противоположного пола. В этот период подросток в большей степени осознает взаимосвязь между поступками в настоящем и их последствиями.
  Поздний подростковый возраст связан со все большим осознанием себя, самоопределением в будущей профессии, подросток вновь способен прислушиваться к мнению родителей, строятся долгосрочные и краткосрочные планы на будущее. Подросток во многом независим и способен функционировать самостоятельно.
  Подростку проблемы, стоящие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного отношения к ним, осознания себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Подростковому возрасту присущи сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу попадают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обществу нереалистичны. Еще одну группу нуждающихся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, кто был травмирован в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоянии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (родители, школа и т.д.) были бы другими.
  Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обращение за поддержкой сверстников. Состояние подростков характеризуется внутренней потребностью нарциссической поддержки и признания, потребностью ослабить зависимость и подсознательную эротическую связь с одним из родителей с тем, чтобы подготовить себя к независимости и зрелой любви. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с самим собой. Поскольку в школе и институте и школе подростки оказываются вместе вдали от родителей, объединенные статусом меньшинства, между ними формируются связи повышенной интенсивности. Можно говорить, что подросток, не имеющий друзей или подросток, предпочитающий компанию взрослых, возможно, имеет эмоциональные проблемы.
  Подростки склонны к умствованию и монологам или же замыкаются и уходят в молчание. Подростки часто доходят до крайности при выражении какого- либо чувства, или, наоборот, в попытке избежать внутренней борьбы и беспокойства, вызванных привязанностью к родителям, подросток выплескивает свои чувства в яростной ненависти.
  Особый стиль взаимодействия подростков, а также их явное сстремление к компании своих сверстников, делает установление с ними контакта и терапевтических отношений более трудной задачей, чем установление контактов с детьми. Психолог должен верить в доброту и порядочность подростка и уметь позитивно реагировать на его поведение. Такт - необходимая составляющая в работе с подростком, так как из-за нарциссической уязвимости подростка к нему требуется осторожный подход. Оставаясь тактичным, нельзя забывать о твердости и необходимости решать болезненные вопросы. Подросток бросает вызов традициям и поэтому психолог должен уметь определять границы своих возможностей и компетенции, принимать на себя ответственность. Необходимо создать у подростка ощущение независимости и автономии и признать, что иногда подросток не может отвечать за свои поступки из-за подавленности чувством вины, гнева или другими экстремальными эмоциями. Основная цель психологической работы с подростком - помочь выработать и закрепить стратегии нормального поведения и самостоятельно познать чувство собственной значимости и компетентности, без страха думать о трудностях предстоящей жизни. Поскольку подросток эгоистичен в своих желаниях и поступках, что и положено на этом уровне, работу следует планировать так, чтобы он получал от нее удовольствие.
  Различие статуса психолога и подростка требует от психолога особого усилия по установлению и поддержанию отношений сотрудничества. Подростка с самого начала следует познакомить с понятиями "установление границ" и "конфиденциальность". С самого начала следует сказать подростку, что все, происходящее на занятиях строго конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает его потенциально опасным для него самого и окружающих. При возникновении подобной ситуации психолог сначала ставит в известность подростка и обсуждает с ним планы оптимального развития событий.
  Не существует единого мнения о том, следует ли психологу, работающему с подростком, встречаться с его родителями. Тем не менее, за редкими исключениями, родителей следует привлекать на стадии формулировки проблемы и ставить в известность о планах работы с подростком. Подросток может решить, что конфиденциальность нарушена, особенно если трудные взаимоотношения с родителями и стали причиной проблем подростка, и, по его мнению, все, кто общается с ними, не может понять его самого. Поэтому встреча с родителями может состояться до встречи с подростком.
  Бывает целесообразно сказать сразу подростку о необходимости совместной встречи с родителями, подчеркнув при этом вопросы конфиденциальности, что до прежде чем сказать что-либо его родителям, вы посоветуетесь с ним. При этом возникает задача поддержания родительского авторитета, иерархии семьи и сохранения доверительных отношений с самим подростком. Подростку надо помочь научиться выражать свои чувства и мысли к родителям, иногда психолог выражает эти чувства за него.
 
  ГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
 
  В небольших группах для игровых упражнений или дискуссий дети получают возможность приобрести навыки взаимодействия и гибкого реагирования в нейтральной среде, в окружении детей своего возраста. Дети могут не только изменить свое поведение, но и признать свои чувства, осознать стоящие перед ними задачи, применить в дальнейшем полученные ими навыки.
  Занимаясь в группе сверстников, дети не ощущают опасности, говоря о своих тревогах, легче понимают сами себя, своих друзей и членов семьи. В группе ребенок получает обратную связь от других детей о своем поведении, которое может раздражать других и не нравиться им. Поддержка сверстников может оказаться важнее одобрения взрослых, дети в группе могут научиться положительно отзываться друг о друге, хвалить, высказывать отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, не обижая собеседника, положительно реагировать на внешние стимулы, быть терпимыми к отличиям других. Группа предоставляет возможности для моделирования поведения, обучения полезным навыкам социального взаимодействия, возможность ролевых игр в безопасной обстановке.
  Нельзя не сказать и о недостатках детских групп. Детская группа предъявляет больше требований: существуют ограничения по возрастному составу и количеству членов. Дети должны подбираться приблизительно одного возраста (с разницей не более 2 лет) и приблизительно одинакового уровня развития при совместимости участников. Группа может состоять из 3 - 6 детей. Группа детей носит чаще всего закрытый характер.
  Иногда необходимо проводить подготовительные занятия с двумя детьми, чтобы развить в них необходимые для групповой работы навыки. В идеале, в группе дети должны обладать разными навыками, но при этом иметь одинаковые проблемы, на которых будет концентрироваться работа в группе. Для детей младшего возраста предпочтительнее группы, разделенные по полу, для детей старше 12 лет - смешанные группы. Лучше всего создавать игровые группы для детей от 6 до 12 лет. Подростковые группы дают возможность разрушить социальные барьеры, что проще в смешанных по развитию, темпераменту, социальному статусу группах. С другой стороны, в случаях обсуждения вопросов пола и других щекотливых тем, имеет смысл ограничиваться группами, отобранными по половым признакам. Важную роль играет возраст подростков. Группы подростков одного пола могут оказать большее влияние на подростков, чем смешанные.
  Ведущий должен хорошо понимать уникальность групповых процессов и функций. Если ведущий не сможет изменить степень сплоченности группы, отрицательные модели поведения, групповая работа приведет к отрицательному результату. Негативное или агрессивное поведение может выйти из под контроля, если ведущий не поддерживает четкие правила взаимодействия. В группе трудно индивидуализировать ребенка, трудно поддерживать конфиденциальность.
  Среди целей, ставящихся перед детской группой, одной из основных является получение ребенком навыков межличностного взаимодействия, а именно: умение представиться и начать разговор, умение следовать указаниям, высказать свою заинтересованность, попросить совета, присоединиться к разговору, находить компромисс, сказать "нет" и многое другое. В групповой ситуации проще научить ребенка правильно реагировать на обзывание и дразнилки.
  Подростковые группы в большей степени центрированы на обсуждении эмоциональных проблем и потребностей подростков, подростку необходимо дать возможность выговориться, выразить свои чувства, обрести навык формулирования своего состояния. В группе подростки познают себя, осознают свои слабые и сильные стороны, находят общее между собой и окружающими. Подростки нуждаются в поддержке со стороны окружающих, выяснении, как их воспринимают другие. Группа помимо всего прочего может служить возможностью дать выход своим чувствам, научить выражать свои мысли словами адекватно.
  Группы подростков чаще всего формируются из учащихся с плохой успеваемостью, с отклоняющимся поведением, застенчивых и одиноких, со слабым уровнем развития, с высоким уровнем развития, которых все называют талантливыми, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, перенесших эмоциональные потрясения. Для подростков оптимальным размером группы может быть 8 -12 человек, для средних школьников - 6 - 8 человек.
  Дети, умеющие находить различные способы решения одной и той же проблемы, более жизнестойки и уверенны. Это умение включает отработку навыков поиска альтернативных решений, предвидения результатов того или иного решения, выбор альтернативы исходя из возможных последствий, планирование действий.
  Научение ребенка техникам высказывания своих чувств и распознавания чувств других помогает уменьшить тревожность ребенка, повысить сопротивляемость в стрессовых ситуациях. Среди возможных целей такой работы - использование самоконтроля, выражение гнева, реакция на гнев других, определение и выражение других положительных и отрицательных эмоций и чувств. Роль семьи в формировании личности ребенка очень велика, зачастую эта роль отрицательна, и ребенка необходимо учить преодолевать негативные последствия этого влияния. Проблемными для ребенка могут быть ситуации, когда на него возлагается несоразмерная ответственность, чрезмерно сильно наказание и ребенок сталкивается с ощущением безнадежности и беспомощности. Детская группа может помочь осознать самого себя. Провести границу между собой и другими, справиться с выражением сильных эмоций. Отработать навыки выживания в стрессовых ситуациях.
  Правила работы с детскими группами четко определены: внимательно относиться друг к другу, внимательно выслушивать, говорить по одному, не обманывать в игре, не командовать другими, при наличии выбора обсуждать, во что играть, не играть в одиночку, говорить только от первого лица, не насмехаться над другими во время и после группы, хранить происходящее в группе в секрете ото всех, кроме родителей.
  Детям предоставляется выбор активных игр, настольных игр, терапевтических игр, игрушек для совместных занятий и т.д. Ведущий должен обеспечить возможность и процесс выбора, сам процесс выбора является терапевтической процедурой. Во время игры ребенок более спокоен и расслаблен, чем просто на приеме у психолога, поэтому часто в процессе игры начинается разговоры о чувствах, событиях. Иногда каждому ребенку дается задание, которое он может выполнять в течение нескольких занятий и потом обсуждается результат. Занятия могут давать возможности отработки навыка с помощью демонстрации, отработки в игре и подкрепления в виде похвалы и поддержки.
  Последние 10 -15 минут работы в группе посвящаются навыкам релаксации с помощью различных техник.
  Для детей старшего возраста наиболее эффективен метод обсуждения, но для поддержания интереса в группе время от времени проводятся игровые перемены.
  Рекомендации для ведущих подростковой группы:
  1. Ведущий стоит на равных позициях со всеми остальными, отличается ведущий только наличием опыта и мудрости.
  2. Перед ведущим не стоит задача включать в обсуждение всех членов группы, застенчивые подростки могут многое понять, оставаясь пассивными слушателями.
  3. Гибкое реагирование на ход обсуждения, так как предлагаемые подростками повороты обсуждения могут оказаться не менее плодотворными. Планируя занятия надо готовить несколько вариантов, поскольку один или два плана могут не встретить одобрения.
  4. Ведущий должен уметь разыграть в ролях любую тему.
  5. Подростковая группа может быть вялой и это тоже может быть темой занятия.
  Основные темы обсуждения в подростковых группах: чувства, семья, отношения, будущее. Планирование на будущее занятие может проводиться исходя из списка желаний, составляемых группой.
  Ролевые игры, используемые в детских и подростковых группах используются в диапазоне от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры направлены на устранение аффективных препятствий, обучающие - на достижение более адекватной адаптации и социализации.
  Игра должна иметь завершенный характер, развивать реакцию игры (ориентация, дифференциация, интеграция).
 
  ЛЕВОРУКОСТЬ КАК ФАКТОР РИСКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
  Леворукость можно рассматривать как фактор риска слабой адаптации ребенка к обучению в школе.
  Среди леворуких детей можно выделить нормального и патологического левшу, в зависимости от того, берет правое полушарие функции левого на себя естественно или в результате какого-либо нарушения. К 6-7 годам не всегда формируется доминирование той или иной руки, хоть и редко, но встречаются случаи, когда к 9-10 годам доминанта меняется. Левшество - школьная проблема, задача психолога выявить доминирующую руку (ногу, ухо) без учета давления окружения. Ребенок должен писать доминирующей рукой. При гегерогенной доминанте (амбидекстр) лучше руководствоваться здравым смыслом.
  Признаки скрытой леворукости:
  большая кисть левой руки,
  большее развитие вен левой руки,
  лучшее развитие мимических мышц слева,
  при переплетении пальцев, большой палец левой руки лежит сверху,
  при аплодировании активна левая рука.
  С точки зрения нейропсихологии, у левшей изменены функциональные специализации полушарий, могут выявляться затруднения с речью, тонкой и грубой моторикой. Левшам сложно существовать в правостороннем мире, в котором все приспособлено к правой руке: тексты, освещение, расположение дверей, парт и т.д. Левша в каком-то смысле белая ворона. Левши могут испытывать трудности общей телесной ориентации, трудности организации времени и пространства, особенно при обучении чтению и письму. У них возможно запаздывание по сравнению с праворукими детьми формирования фонематического слуха, трудности переключения с деятельности на деятельность.
 
  ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ
  Одаренные дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, слишком отличающимися от остальных детей и потому отвергаемыми - учителями, одноклассниками, родителями. Одаренный ребенок - ребенок, который развивается раньше других, по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, он очень любопытен, не терпит никаких ограничений на свои исследования мира. Мозг талантливого ребенка отличается громадным "аппетитом" и способностью "переваривать" интеллектуальную пищу. Одаренный ребенок с детства увлекается построением собственных схем и систем, их корковая система более разветвленная, с большим числом связей, они обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключено зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с низким порогом отключения, т.е. предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ). Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, погруженность в задачу. Такому ребенку важнее доделать плотину на ручейке, чем не попасть под дождь. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не в состоянии справиться.
  У одаренного ребенка более развита рефлексия, мышление направленное на себя, на то, как его собственная психика справляется с задачей, ребенок способен самостоятельно выявить причину сбоя в решении задачи.
  Замечено, что одаренные дети в младенчестве спят меньше и отказываются от дневного сна раньше, чем их менее талантливые сверстники. Одаренные дети с трудом могу развести реальность и фантазию, фантазии такого ребенка очень яркие, прихотливые. Во взрослом состоянии одаренный человек сохраняет элемент игры в работе, творческую раскованность и легкость. Преувеличенные ожидания взрослых от талантливого ребенка приводят к тому, что ребенок становится эмоционально зависимым, нетерпеливым, у них появляется много преувеличенных страхов, они становятся раздражительными. Одаренные дети часто страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников и учителей, что развивает негативное восприятие самого себя.
  В детской психологии существует термин "затухание одаренности", затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них - отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Условия эти, с одной стороны, повышают планку требований, связанных с сохранением интеллектуального превосходства над сверстниками, а с другой стороны лишают ребенка возможности эту планку преодолеть. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, "затухание" становится более вероятным.
  Проблемы одаренных детей (по Л. Холлингуорт)
  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется от того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка, это может привести как к нежеланию учиться, посещать школу, так и к проблемному поведению ребенка.
  2. Другие игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, вследствие чего одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Неконформность. Одаренные дети не склонны к конформизму, отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами и кажутся им бессмысленными.
  4. Погруженность в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и др. в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно становиться лидерами, т.к. они уступают последним в физическом развитии.
  Список этот был продолжен другими исследователями. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
  1. для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигнут высшего уровня, свойство это проявляется весьма рано.
  2. Ощущение неудовлетворенности по отношению к самому себе связано с характерным для одаренного ребенка стремлением достичь совершенства во всем, чем он занимается. Такой ребенок относится критически к собственным достижениям, часто не удовлетворен, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
  3. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать (это же стремление к совершенству и является той силой, которая приводит их к достижениям)
  4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  5. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  6. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
 
  ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
 
  Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования. Обстоятельства, жизненный опыт, цели и результаты деятельности в той или иной степени формируют эго-идентичность человека. Э.Эриксон выделял 3 формы идентичности:
  1. Внешне обусловленная. Она создается под влиянием условий, которые отдельный человек не выбирает. Это принадлежность человека к мужскому или женскому полу, к возрастной группе, к определенной расе, месту проживания, национальности и социально-экономическому слою. Эти факторы, противостоять которым очень трудно, определяют существенные компоненты идентичности.
  2. Приобретенная. Эта форма идентичности включает самостоятельные достижения человека: его профессиональный статус, свободно выбираемые им связи, привязанности и ориентации. Она связана со степенью волевой независимости человека, устойчивости к фрустрации и ответственностью.
  3. Заимствованная. Сюда входят усвоенные роли, заданные каким-то внешним образцом. Часто они принимаются под влиянием ожиданий окружающих. Примерами могут служить роли "лидера" и "подчиненного", "ученика" и "учителя", "отличника" и "отстающего".
  Результаты влияния обстоятельств жизни и социальной активности человека, целенаправленное самосовершенствование в направлении "идеального Я" сказываются на осознании собственной личности, хотя и не обуславливают напрямую изменение образа Я.
  Общепризнанно, что основу детской идентичности составляют ее внешне обусловленные компоненты, прежде всего, пол и возраст ребенка. Давая свой автопортрет, описывая свои положительные и отрицательные черты, интересы и круг общения, дети (и не только дети) как правило, начинают с фиксации своего возраста. Половая принадлежность часто просто подразумевается и входит в описание привычных ролей.
  Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В номе первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: "девочки (мальчики) так себя не ведут", "ты мальчик - значит должен терпеть", "ты девочка - должна следить за чистотой" и т.д. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.
  В процессе ролевой игры дети усваивают социально-приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям. Это относится как к их сегодняшним половым ролям, так и к ролям других младших и старших детей и взрослых.
  Свой возраст ребенок начинает осознавать только к 3-4 годам. С этого возраста дети способны помнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда они были маленькими. Ребенок в этом возрасте начинает интересоваться своим прошлым и относиться к себе маленькому с нежностью, пониманием и снисходительностью. Появляются фразы типа "когда я был маленьким". Взрослые постоянно используют возрастную меру для характеристики ребенка: "ты уже большой", "ты же старше" и т.д. Дети сами начинают сравнивать себя с другими по возрасту.
  В старшем дошкольном возрасте дети примеряют на себя новую социальную роль ученика, появляется "положительная" - направленная вперед - временная жизненная перспектива их жизненного пути. Этот возрастной период характеризуется и началом осознания возрастной идентичности других людей, появляется страх смерти как результат додумывания своего жизненного пути до конца.
  Представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом складываются в дошкольном возрасте на основе присвоения общественного опыта и развития самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способность индивида к абстрактному мышлению, необходимого для различения внешности и поведения других людей, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях, т.е. зависит от интеллектуального уровня и личностных особенностей.
  ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
  Использование рассказов, сказок и метафор при психологической коррекционной работе с детьми включает сочинение историй детьми, сочинение историй для детей и совместное сочинение историй и сказок ребенком и психологом. Использование сочиняемых историй хорошо тем, что сказка напрямую работает с подсознанием, вызывая в нем необходимые ассоциации и изменения.
  Метафора в сказке должна быть ситуационно близкой, соответствовать конфликтам конкретного ребенка, чтобы ребенок мог отождествить себя с героями истории. Задача сказки - сформировать у ребенка "механизм самопомощи", помогающий ребенку найти в себе силы и возможности для разрешения конфликта, для преодоления трудностей. Терапевтический принцип - человеку следует искать ответы и решения, ресурсы и возможности внутри себя, что происходит путем отождествления с героем сказки, перехода от чувства обособленности (я самый несчастный) к чувству разделенного переживания, возможно, не совсем осознанно.
  Черты метафор и сказок, которые можно назвать терапевтическими по отношению к конкретному конфликту ребенка:
  - обозначение в метафорической форме конфликта главного героя, то есть в сказке должен быть конфликт, в котором герой не может справиться с ситуацией и от этого страдает;

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу