<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  - воплощение подсознательных процессов (друзья, возможности, способности) и страхов (в виде разбойников, препятствий и т.д.);
  - наличие аналогичных обучающих ситуаций, условие - после трудностей и опасностей герой побеждает
  - метафорический кризис, наступление невыносимой ситуации, несущей символику смерти, и обязательное разрешение кризиса, выход из ситуации;
  - осознание героем себя в новом качестве, торжество сил добра, приход ситуации успеха;
  - изменение героя и ситуации, новое толкование, создание новой шкалы ценностей. Использование сказок зачастую требует привлечения каких-либо предметов, картинок, кукол, музыкальных фрагментов и тому подобного инструментария. Техника совместного рассказывания заключается в том, что ребенку предлагается рассказать историю, а затем психолог рассказывает ту же самую историю, используя те же персонажи, но предлагая лучшее решение. Поскольку рассказ придуман ребенком, он представляет собой проекцию, отражает какую-то из жизненных ситуаций ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом, вытекающим из фабулы рассказа. При этом не слишком важно, сочинил или ребенок историю самостоятельно, или использовал знакомый сюжет, так как дети выбирают что-то значимое для себя и всегда привносят эту индивидуальную значимость в собственные версии любых сюжетов.
 
 ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
 
  Феноменология трудностей Возможные психологические причины Психодиагностические методики 1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%) 1. Низкий уровень развития фонематического слуха 1. Тест различения и выбора фонем 2. Слабая концентрация внимания 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Несформированность приемов самоконтроля 3. Методика "Узор" 4.Индивидуально- типологические особенности личности 4. Методика Рене Жиля 5. Другие психоло-гические причины 2. Неразвитость орфографической зоркости (19,0%) 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика "Графический диктант" 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 2. Методика "Узор" 3. Низкий уровень объема и распределения внимания 3. Методика изучения объема и распределения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 4. Методика "Оперативная память" 5. Слабое развитие фонематического слуха 5. Тест различения и выбора фонем 6. Другие психоло-гические причины 3. Невнимателен и рассеян (17,0%) 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика "Графический диктант" 2. Низкий уровень объема внимания 2. Методика изучения объема внимания 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 4. Преобладающая мотивация учения - игровая 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) 5. Другие психологические причины 4. Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%) 1. Низкий уровень развития общего интеллекта 1. Методика Векслера "для соответствующего возраста" 2. Слабое понимание грамматических конструкций 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков 3. Методика "Рисование по точкам" 4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика "Лабиринт" 5. Другие психологические причины 5. Испытывает затруднения при пересказывании текста (13,5%) 1. Несформированность умения планировать свои действия 1. Методика "Узор" 2. Слабое развитие логического запоминания 2. Методика "Запомни пару" 3. Низкий уровень речевого развития 3. Методика Эббингауза 4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика "Лабиринт" 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) 5. Методика "Сапожки" методика "Заполни пустую клетку" 6. Заниженная самооценка 6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина), рисунок несуществующего животного 7. Другие психологические причины 6. Неусидчив (13,1%)
 
 
 
  1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика "Графический диктант" 2. Индивидуально- типологические особенности личности
  2. Методика изучения темперамента
  3. Низкий уровень развития волевой сферы
  3. Методика 11 Графический диктант "Домик"
  4.Другие психологические причины
 
  7. Трудно понимает объяснение с первого раза (12,7%)
 
 
 
 
 
  1. Несформированность приемов учебной деятельности
  1. Методика "Узор"
  2. Слабая концентрация внимания
  2. Модификация метода Пьерона- Рузера
  3. Низкий уровень развития восприятия
  3. Методика изучения восприятия
  4. Низкий уровень развития произвольности
  4. Методика "Домик" Графический
  диктант
  5. Низкий уровень развития общего интеллекта
  5. Методика Векслера "для соответствующего возраста"
  6. Другие психологические причины
 
  8. Постоянная грязь в тетради (11,5%)
 
 
 
 
  1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
  1. Методика "Змейка"
  2. Несформированность приемов учебной деятельности
  2. Методика "Узор"
  3. Недостаточный объем внимания
  3. Методика определения объема внимания
  4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
  4. Методика "Оперативная
  память"
  5. Другие психологические причины
 
  9. Плохое знание таблицы сложения и умножения (10,2%)
 
 
 
 
 
 
  1. Низкий уровень развития механической памяти
  1. Методика изучения логического и механического запоминания
  2. Низкий уровень развития долговременной памяти
  2. Методика изучения долговременной памяти
  3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
  3. Методика Векслера для соответствующего возраста
  4. Низкий уровень развития произвольности
  4. Методика 11 Графический
  диктант
  5. Слабая концентрация внимания
  5. Методика изучения концентрации внимания
  6. Несформированность приемов учебной деятельности
  6. Методика "Узор"
  7. Другие психоло- гические причины
 
  10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)
 
 
  1. Несформированность приемов учебной деятельности
  1. Методика "Узор"
  2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика Графический
  диктант
  3. Другие психоло- гические причины
 
  11. Постоянно забывает дома учебные предметы (9,5%)
 
 
 
  1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
  1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка
  2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика "Графический диктант"
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
  3. Методика изучения концентрации и устойчивости
  внимания 4. Другие психологические причины
  12. Плохо списывает с доски (8,7%)
 
 
 
 
 
  1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
  1. Методика "Узор"
  2. Низкий уровень развития
  произвольности
  2. Методика "Графический
  диктант"
  3. Низкий уровень переключения внимания
  3. Методика изучения переключения внимания
  4. Недостаточный объем внимания
  4. Методика изучения объема и распределения внимания
  5. Низкий уровень развития кратковременной памяти
  5. Методика "Оперативная память"
  6. Другие психологические причины
 
  13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (8,5%)
 
 
 
  1. Низкая скорость протекания психических процессов
  1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка
  2. Несформированность приемов учебной деятельности
  2. Методика "Узор"
  3. Низкий уровень развития произвольности
  3. Методика Графический
  диктант
  4. Другие психологичес- кие причины
 
  14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)
 
 
 
 
  1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
  1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
  2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика Графический диктант
  3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
  3. Методика "Узор"
  4. Несформированность предпосылок учебной деятельности
  4. Методика "Узор"
  5. Другие психологичес- кие причины
 
  15. Постоянно пере
  спрашивает учите- ля (6,4%)
 
 
 
 
 
 
  1. Низкий уровень объема внимания
  1. Методика изучения объема и распределения внимания
  2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
  2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
  3. Низкий уровень развития переключения внимания
  3. Методика изучения переключения внимания
  4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
  4. Методика "Оперативная память"
  5. Низкий уровень развития произвольности
  5. Методика Графический диктант
  6. Несформированность умения принять учебную задачу
  6. Методика "Узор"
  7. Другие психологические причины
 
  16. Плохо ориентируется в тетради
  (5,5%)
 
 
 
  1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
  1. Тест Керна-Йирасека субтесты 2, 3
  2. Низкий уровень развития произвольности
  2. Методика Графический диктант
  3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
  3. Методика "Змейка"
  4. Другие психологические причины
 
  17. Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)
 
 
 
  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
  1. Анкета для определения школьной мотивации
  2. Заниженная самооценка
  2. Методика изучения самооценки
  3. Низкий уровень развития произвольности
  3. Методика Графический диктант
  4. Другие психологичес- кие причины
 
  18. Опаздывает на уроки (4,8%)
 
 
 
 
 
  1. Несформированность приемов самоконтроля
  1. Методика "Узор"
  2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
  2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
  3. Низкий уровень развития произвольности
  3. Методика "Домик" Графический диктант
  4. Возможные трудности в семье
  4. Методика Кинетический рисунок семьи
  5. Причины вторичной выгоды
  5. Методика "Незаконченные предложения"
  6. Другие психологические причины
 
  19. Постоянно отвлекается на уроках. залезает под парту, играет, ест (4,7%)
 
 
 
 
 
  1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
  1. Анкета для определения школьной мотивации
  2. Преобладающая мотивация учения -игровая
  2. Методика изучения мотивации (По Белопольской)
  3. Индивидуально- типологические особенности личности
  3. Методика Рене Жиля
  4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
  4. Методика изучения концентрации внимания модификация метода Пьерона -Рузера
  5. Низкий уровень развития произвольности

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу