<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 Потребление автомобильного бензина
 по федеральным округам РФ в 1999-2002 годах
 
  1. Основные тенденции
 
 Данные о потреблении автомобильного бензина в России, как и данные о производстве дизельного топлива, рассчитываемые несколькими методами (видимое потребление как разница между производством и экспортом бензина, данные о поставках на внутренний рынок, приводимые официальной статисткой и самими нефтяными компаниями) дают примерно одни и те же показатели и свидетельствуют об одних и тех же тенденциях. При этом наиболее полную картину дает статистика поставок бензина с НПЗ на внутренний рынок по регионам России, которую обобщает Минэнерго (см. ниже). Однако эти данные представляются заниженными на 5-10%, особенно для Центрального, Южного и Северо-Западного округов, так как не учитывают "серых" продаж бензина, включая бензин "полупромышленного" производства и импортное топливо.
 В 1999-2000 гг. из-за роста цен на бензин и неокончательного восстановления российской экономики после кризиса 1998 г. наблюдался некоторый спад потребления бензина. В 2001-2002 гг., когда кризисные явления в экономике были в целом преодолены, и наметился рост реальных доходов россиян, потребление бензина стало уверенно возрастать (прирост поставок бензина на внутренний рынок в 2002 г. составил 9.2%).
 Качество реализуемого в России бензина продолжает оставаться очень низким. Широко распространены методы повышения октанового числа бензина путем добавления соответствующих суррогатных присадок уже на стадии реализации. Вместе с тем по мере постепенной модернизации российских НПЗ и пуска новых нефтеперерабатывающих мощностей на рынке будет появляться больше высокооктанового бензина промышленного производства. В настоящее время доля высокооктанового бензина, производимого НПЗ и "выпускаемого" торговцами топливом, оценивается на уровне 55-60%, и этого показатель в ближайшее время будет расти на 3-5% в год в связи с обновлением автотранспортного парка России.
 В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года, разрабатываемой правительством РФ (проект от 30 окт. 2002 г., Стратегия должна быть одобрена кабинетом весной-летом 2003 г.) потребление бензина в России будет неуклонно возрастать. Согласно неблагоприятному сценарию развития ТЭК, приведенному в данном документе, в 2003-2006 годах потребление бензина в стране будет ежегодно увеличиваться на 3-5% и в 2005 г. составит 33,3 млн. тонн. Согласно благоприятному сценарию развития спроса потребление бензина в стране будет в 2003-2006 г. каждый год возрастать на 5-6% и в 2005 г. составит 34,6 млн. тонн (сюда входят как поставки бензина с НПЗ, регистрирующиеся Минэнерго, так и досчет поставок с малых предприятий). В целом более вероятным представляется умеренный рост спроса на бензин в рамках первого сценария, так как ценовая политика российских нефтяников будет сдерживать существенное увеличение объемов потребления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.2. Потребление бензина по федеральным округам в 1999-2002 годах
 
  1.2.1. Центральный федеральный округ
 
 В период с 1999 по 2001 год потребление бензина в ЦФО оставалось достаточно стабильным (с увеличением на 3-5% ежегодно), но в 2002 году наметилась тенденция к более значительному увеличению потребления. Суммарные поставки бензина с российских НПЗ в Центральный федеральный округ составили: в 1999 г. - 6,2 млн. тонн, в 2000 г. - 5,7 млн. тонн, в 2001 - 6,1 млн. тонн, в 2002 г. - 7,2 млн. тонн. Резкий подъем в 2002 г. характеризуется прежде всего увеличением доли потребления топлива легковым автотранспортом, ростом парка легковых автомобилей, особенно в Москве.
 Конечные потребители бензина: легковые автомобили (61-67%), грузовые перевозки (8-12%), автобусные перевозки пассажиров (23-26%) и сельское хозяйство (5-6%). Небольшое количество бензина потребляется другими видами автотранспортных средств (мотоциклы, военная техника и др.), а также техникой промышленного и бытового назначения, оснащенной небольшими моторами.
  Факторы увеличения потребления бензина в ЦФО:
 * Увеличение числа легковых автомобилей. В этом отношении на долю "большой Москвы" приходится около 65-75% легкового автотранспорта, и легковой парк столичного мегаполиса определяет картину потребления бензина в регионе. От общего потребления данного вида топлива на легковые автомобили в Центральном федеральном округе приходилось соответственно в 1999 г. - 60%, в 2000 г. - 60%, в 2001 г. - 62%, в 2002 г. - 69%. Некоторая тенденция к экономии топлива из-за постепенного роста цен на бензин нивелировалась увеличением количества легковых автомобилей, в том числе за счет роста доли иномарок, потребляющих высокооктановый бензин. В последние годы быстро вырос парк легковых автомобилей, в том числе подержанных иномарок, использующих высокооктановое топливо. Главным образом увеличивался парк легковых автомобилей в личном пользовании, так как реальные доходы населения растут наиболее высокими темпами именно в Москве и Московской области.
 * Стабилизация пассажирских перевозок автобусами и микроавтобусами. Основу пассажирского сообщения составляют автобусы, парк которых относительно активно обновляется только в Москве. Вследствие ухудшения состояния автопарка количество автобусов в регионе в целом постепенно снижается, хотя медленнее, чем по России в целом. Замена изношенных единиц осуществляется за счет закупок устаревших моделей автобусов европейского производства 1980-1990 годов выпуска, использующих дизельное топливо. Но потребность в количестве единиц транспорта не удовлетворяется поставками, поэтому в регионе постоянно увеличивается значение закрытых автобусных линий. Исключение составляет "большая Москва", где сложилась обратная ситуация. Однако в связи с падением пассажирских грузоперевозок общественным транспортом спрос на пассажирские перевозки со стороны населения активно удовлетворяется за счет растущего числа коммерческих маршрутных такси, потребляющих бензин. Эта картина свойственна прежде всего для Москвы и Московской области, за счет которых и произошел некоторый прирост потребления бензина на данном сегменте.
  Факторы сокращения потребления бензина в ЦФО:
 * Существенное уменьшение грузовых перевозок (в 2001-2002 гг. на 10% в год). Негативно сказывается постоянное увеличение цен на бензин, что вызывает необходимость искать альтернативные виды топлива и возможности транспортировки. Поэтому прослеживается увеличение доли железнодорожных перевозок с одной стороны, и постепенного увеличения транспорта, использующего дизельное топливо, с другой. Потребление бензина грузовым транспортом составляло в 1999 г. - 0,77 млн. тонн, в 2000 г. - 0,7 млн. тонн, в 2001 г. - 0,7 млн. тонн, в 2002 г. - 0,68 млн. тонн. Таким образом, явно прослеживается тенденция к постоянному уменьшению потребления бензина данным сегментом на 5-8% в год.
 * Уменьшение использования бензина в сельском хозяйстве. Незначительное падение потребления бензина связано прежде всего с оптимизацией затрат на производство сельскохозяйственной продукции, в том числе из-за роста цен на бензин и увеличения доли использующей дизель сельскохозяйственной техники. Потребление бензина сельским хозяйством составляло в 1999 г. 0,4 млн. тонн, в 2000 - 0,4 млн. тонн, 2001 - 0,3 млн. тонн, в 2002 - 0,3 млн. тонн.
 * Тенденция к переходу легкового автотранспорта с бензина на другие виды топлива. В связи с ростом цен на бензин небольшой процент легковых автомобилей в настоящий момент потребляют газ, так же незначительно увеличивается доля дизельных двигателей. Но, хотя такая тенденция существует, общее число данных автомобилей не превышает 2-3% и оно не влияет на общую картину потребления.
 
  1.2.2. Северо-Западный федеральный округ
 
 Данные потребления по СЗФО в 1999 - 2002 гг. показывают стабильный рост потребления бензина в регионе. За 3 года расход топлива увеличился с 1,9 млн. тонн до 2,4 млн. тонн, что составляет примерно 10-12% в год. В 1999 году в округ было поставлено 1,9 млн. тонн бензина, в 2000 г. - 1,9 млн. тонн, в 2001 г. - 2,1 млн. тонн, в 2002 г. - 2,4 млн. тонн. Основной рост пришелся на 2001 - 2002 годы, что связано прежде всего с быстрым ростом количества легковых автомобилей, потребляющих основную массу запасов топлива на фоне макроэкономической стабилизации и роста доходов населения в регионе.
 Конечные потребители бензина: легковые автомобили (43-45%), грузовые перевозки (17-22%), автобусные перевозки пассажиров (32-35%) и сельское хозяйство (5-6%). Незначительный процент бензина потребляет военная и прочая техника.
  Факторы увеличения потребления бензина в СЗФО:
 * Увеличение числа легковых автомобилей. Доля потребления легковыми автомобилями бензина формирует 43-45% от общего числа расхода топлива. В 1999 г. было израсходовано 0,7 млн. тонн, в 2000 г. - 0,56 млн. тонн, в 2001 г. - 0,73 млн. тонн, в 2002 г. - 1 млн. тонн. Рост объясняется прежде всего увеличением покупательской способности населения, что вызывает рост спроса на легковые автомобили.
 * Увеличение грузоперевозок. Вследствие относительно небольшого расстояния до российско-финляндской границы происходит рост грузовых перевозок, особенно малогабаритным легковым транспортом. Этот показатель демонстрирует устойчивый рост на 5-7% ежегодно. Однако большинство грузооборота осуществляется на дизельном транспорте, налицо дальнейший переход грузовиков на дизель.
  Факторы сокращения потребления бензина в CЗФО:
 * Спад пассажирских перевозок. В СЗФО автобусный парк общественного транспорта продолжает сокращаться, так как финансовые возможности округа не позволяют оперативно его пополнять. Те транспортные средства, которые закупаются, являются главным образом устаревшими моделями европейского производства 7-10 летней давности, работающие на более дешевом дизельном топливе. Доля потребления бензина пассажирскими автобусами с 1999 г. по 2002 г. постоянно уменьшалась на 2 - 4% в год. Одновременно в регионе за последние годы возрос спрос на пассажирские перевозки, осуществляемые коммерческими маршрутными такси (микроавтобусами), следствием чего стало быстрое увеличение числа частных "маршруток", потребляющих бензин. Данная ситуация характерна прежде всего для Санкт-Петербурга, где падение потребления бензина на сегменте общественного транспорта было, таким образом, компенсировано ростом частных пассажирских перевозок.
 * Сельское хозяйство. Из-за климатических условий сельское хозяйство слабо развито в регионе и ориентировано прежде всего на внутренний сбыт в области, поэтому на долю с/х приходится приходится 5% потребления бензина. Периодические незначительные годовые увеличения и уменьшения нивелируют друг друга, поэтому общая тенденция направлена на сохранение существующего уровня потребления с вероятным последующим уменьшением. Кроме того, сельхозтехника переходит на дизель.
 
  1.2.3. Южный федеральный округ
 
  Южный федеральный округ демонстрирует наибольшую стабильность потребления бензина. С 1999 г. по 2002 г. существенный рост наблюдался лишь в 2000 г. и составил 400.000 тонн на фоне преодоления негативных последствий экономического кризиса 1998 года и военных действий в Чечне. В течение остального периода суммарное потребление оставалось более-менее постоянным (сокращение расхода топлива в 2001 году произошло главным образом из-за существенного роста цен на него), но происходило некоторое перераспределение долей расхода топлива сельским хозяйством и различными видами транспорта. В 1999 г. в ЮФО с НПЗ было поставлено 3 млн. тонн бензина, в 2000 г. - 3,4 млн. тонн, в 2001 г. - 3,2 млн. тонн, в 2002 г. - 3,2 млн. тонн. Вместе с тем, приведенная статистика не отражает поставок дизельного топлива, производимого малыми предприятиями, а также "серого" экспорта дизеля из кавказских республики и Украины.
 Конечные потребители бензина: легковые автомобили (57-61%), грузовые перевозки (12-13%), автобусные перевозки пассажиров (15-17%) и сельское хозяйство (9-11%). Сравнительно небольшое (в пределах 5%) количество бензина потребляется военной и прочей техникой.
 
  Факторы увеличения потребления бензина в ЮФО:
 * Рост парка легкового автотранспорта. Главным фактором увеличения потребления бензина в ЮФО является рост числа автомобилей в частной собственности граждан, так как их реальные доходы постепенно возрастают на фоне макроэкономической стабилизации. Регион также является привлекательным с туристической точки зрения, в связи с чем небольшая доля бензина потребляется личным легковым автотранспортом туристов. В результате с 1999 г. по 2002 г. наблюдалось устойчивое повышение потребления бензина легковым автотранспортом приблизительно на 3-5% в год (в 1999 г. - 1,7 млн. тонн, в 2000 г. - 2,1 млн. тонн, в 2001 г. - 2,2 млн. тонн, в 2002 г. - 2,25 млн. тонн).
  Факторы сокращения потребления бензина в ЮФО:
 * Постепенное сокращение грузоперевозок. Основной причиной падения грузоперевозок является сокращение роста промышленного и, в отдельные годы, сельскохозяйственного производства, в результате которого уменьшается и объем перевозимых товаров. Кроме того, в связи с ростом цен на топливо перевозчики стараются экономить бензин, а также более активно начинают использовать дизельные автомобили.
 * Уменьшение пассажирских перевозок вызвано прежде всего недостаточным обновлением автобусного парка. Кроме того, последний обновляется главным образом за счет закупки устаревших автобусов европейского производства, которые потребляют в основном образом дизель.
 * Незначительное сокращение объемов выпуска сельского хозяйства в отдельные годы. Южный федеральный округ более развит в аграрном, чем промышленном отношении, но в отдельные годы здесь бывают неурожаи или посевам наносится ущерб (в частности, в 2002 году из-за наводнения в Краснодарском в результате наводнения). Кроме того, из-за роста цен на бензин производители сельскохозяйственной продукции постепенно увеличивают использование техники, расходующей дизель.
 
  1.2.4. Приволжский федеральный округ.
 
 В последние годы Приволжском федеральном округе наблюдался устойчивый рост спроса на бензин в среднем на 3-5% в год. Сокращение потребления этого вида топлива в 2000 году по сравнению с 1999 объясняется прежде всего экономией бензина из-за скачкообразного роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В 1999 г. на рынок ПФО было поставлено 5,7 млн. тонн, в 2000 г. - 5,4 млн. тонн, в 2001 г. - 5,6 млн. тонн, в 2002 г. - 6,0 млн. тонн. Основу роста составил легковой автотранспорт, в то время как в остальных сферах потребление бензина оставалось на прежнем уровне или постепенно сокращалось.
 Конечные потребители бензина: легковые автомобили (48-53%), грузовые перевозки (13-16%), автобусные перевозки пассажиров (27-30%) и сельское хозяйство (6-8%). Доля потребления бензина военной и прочей техникой незначительна.
 
  Факторы увеличения потребления бензина в ПФО:
 * Увеличение парка легкового автотранспорта. С 1999 г. отмечается рост числа автомобилей в личном пользовании, что является следствием роста доходов населения округа на фоне улучшающийся макроэкономической ситуации в стране в целом и в регионе в частности. Приволжский ФО является одним из наиболее благополучных в России с экономической точки зрения, хотя по областям наблюдаются довольно сильные диспропорции в развитии. В 1999 г. потребление бензина легковыми автомобилями в ПФО оценивается на уровне 2,8 млн. тонн, в 2000 г. - 2,5 млн. тонн, в 2001 г. - 2,8 млн. тонн, в 2002 г. - 3,2 млн. тонн.
 * Рост выпуска сельского хозяйства. Приволжский федеральный округ - один из наиболее развитых в России в сельскохозяйственном отношении, и его аграрный сектор в последние годы вышел на достаточно уверенную траекторию роста. Однако использование бензина в отрасли уменьшается из-за его более высокой цены относительно дизеля, на который постепенно стараются переводить сельхозтехнику.
  Факторы уменьшения потребления бензина в ПФО:
 * Сокращение грузоперевозок. Спад грузооборота автотранспорта в округе в 2001-2002 гг. достигал 10% в год. С одной стороны, на фоне общего повышения цен на бензин это вызвано переключением на более оптимальные способы перевозки грузов, сокращением маршрутов. С другой, грузооборот становится меньше в связи с наметившимся в ряде отраслей промышленности замедлением темпов роста и даже спадом. Кроме того, из-за растущей дороговизны бензина постепенно увеличивается тенденция к переходу грузового транспорта на дизельное топливо. В результате доля грузового транспорта в общем расходе бензина в ПФО постоянно уменьшается - с 1999 г. по 2002 г. наблюдается сокращение с 16% до 13%.
 * Уменьшение пассажирооборота. Главный фактор уменьшения перевозки пассажиров - изношенность и недостаточное обновление парка автобусов. Постоянный износ автотранспорта ведет к закупкам дешевых списанных моделей европейского производства, работающих на дизеле.
 
  1.2.5. Уральский федеральный округ
 
 В период с 1999 по 2002 год потребление автомобильного бензина в УФО характеризовалось стабильным ростом, обусловленным макроэкономической стабилизацией в регионе и повышением доходов населения. При этом происходило перераспределение долей различных конечных потребителей в общей структуре потребления бензина в пользу легкового автотранспорта. Годовые объемы потребления: в 1999 г. - 2 млн. тонн, в 2000 г. - 2,1 млн. тонн, в 2001 - 2,2 млн. тонн, в 2002 г. - 2,4 млн. тонн.
 Конечные потребители бензина: легковые автомобили (55-60%), грузовые перевозки (14-16%), автобусные перевозки пассажиров (21-25%) и сельское хозяйство (4-6%). Незначительные объемы бензина потребляются военной и прочей техникой округа.
 
  Факторы увеличения потребления бензина в УФО:
 * Увеличение числа легковых автомобилей. Следствием увеличения доходов населения является рост числа легковых автомобилей в собственности граждан, что положительно влияет на количество потребляемого бензина. В итоге, ежегодный расход топлива легковыми автомобилями составил в 1999-2002 гг. около 1,2-1,4 млн. тонн, что внесло серьезный вклад в возрастающую динамику потребления бензина в регионе в целом.
 * Стабильное потребление бензина в секторе грузовых перевозок. В последние годы в связи с увеличением покупательной способности предприятий и населения в УФО наблюдался рост грузовых перевозок, хотя его темпы несколько замедлились в 2002 г. Постоянный рост цен на топливо делает использование бензина на грузовых перевозках менее привлекательным, чем, например, железнодорожные перевозки. Одновременно наблюдается дальнейший переход транспортных хозяйств на использование дизельнотопливных грузовиков.
  Факторы сокращения потребления бензина в УФО:
 * Падение пассажирских перевозок. Главным фактором снижения потребления бензина на данном сегменте служит общее для всей страны неудовлетворительное состояние парка автобусов, устаревшая ремонтно-техническая база, медленное обновление парка и приобретение автобусов с дизельными двигателями. Также негативно сказывается увеличение цены на бензин и рост транспортных тарифов. Расход бензина в секторе пассажирских перевозок составляет около 0,5 млн. тонн в год.
 * Уменьшение использования бензина в сельском хозяйстве. Климатические условия региона не позволяют активного развития сельского хозяйства в условиях существующих инвестиционных ограничений. В рассматриваемый период отрасль потребляла относительно стабильное количество бензина, однако одновременно наметилась тенденция к уменьшению использования бензина с/х техникой за счет перехода к дизельнотопливным моделям.
 
  1.2..6. Сибирский федеральный округ
 
 С 1999 г. по 2002 г. общее потребление бензина в СФО в целом оставалось стабильным. Динамика потребления в округе: 1999 г. - 3,8 млн. тонн, 2000 г. - 3,5 млн. тонн, 2001 г. - 3,5 млн. тонн, 2002 г. - 3,5 млн. тонн.
 Конечные потребители бензина: легковые автомобили (59-63%), грузовые перевозки (25-29%), автобусные перевозки пассажиров (14-18%) и сельское хозяйство (13-15%). Небольшое количество бензина потребляется военной и прочей техникой.
 
  Факторы увеличения потребления бензина в СФО:
 * Увеличение парка легковых автомобилей. СФО повторяет тенденции развития других регионов: рост платежеспособности населения дает дополнительные возможности увеличения парка автомобилей в личном пользовании, что положительно сказывается на объемах потребления бензина. Расход бензина легковыми автомобилями составляет около 2,3-2,5 млн. тонн.
 * Рост грузовых перевозок автотранспортом обусловлен главным образом соседством региона с северными регионами Китая, импорт откуда из-за неразвитости железнодорожной инфраструктуры, осуществляется в основном автотранспортом. Кроме того, в северной части округа железные дороги также отсутствуют. Одновременно из-за увеличения цен на бензин наблюдается тенденция к экономии топлива и увеличению использования дизельнотопливных грузовиков.
  Факторы сокращения потребления бензина в СФО:
 * Падение пассажирских перевозок. Содержание парка автобусов становится все более проблематичным для областных администраций из-за недостаточного финансирования. Подорожание техники, ремонтной базы, цен на бензин увеличивает эксплуатационные расходы, что вызывает необходимость сокращения автобусного парка и обслуживаемых им маршрутов. Расход топлива в округе на данном сегменте составляет около 0,5- 0,6 млн. тонн.
 * Уменьшение использования бензина в сельском хозяйстве. Южные области СФО развиты в сельскохозяйственном отношении. Приход в отрасль крупного бизнеса сделал возможным относительное обновление парка сельхозтехники в основном за счет дизельнотопливных моделей. Одновременно на севере округа в силу сложных климатических условий сельское хозяйство низкорентабельно, и имеющаяся сельхозтехника постепенно выходит из строя, не будучи заменена новой.
 
  1.2.7. Дальневосточный федеральный округ
 
 За период с 1999 г. по 2002 г. объемы потребления бензина оставались относительно стабильными с некоторой тенденцией к понижению. Динамика потребления в округе: 1999 г. - 0,8 млн. тонн, 2000 г. - 0,8 млн. тонн, 2001 г. - 0,7 млн. тонн, 2002 г. - 0,7 млн. тонн. При этом в последние годы наметился рост потребления бензина в секторе легкового автотранспорта.
 Конечные потребители бензина: легковые автомобили (48-53%), грузовые перевозки (15-20%), автобусные перевозки пассажиров (15-19%) и сельское хозяйство (14-15%). Небольшие объемы бензина потребляются военной и прочей техникой.
 
  Факторы увеличения потребления бензина в ДВФО:
 * Увеличение числа легковых автомобилей. На рост числа легковых автомобилей в регионе на протяжении рассматриваемого периода оказывали влияние два основных фактора. Во-первых, это рост доходов населения, благодаря которому парк автомобилей в личном пользовании вырос. Во-вторых, географическая близость к Японии и Южной Кореи, откуда ввозятся дешевые подержанные иномарки. Вместе с тем преобладание в автопарке округа моделей иностранного производства определяет большую экономичность их двигателей, чем в целом по стране.
 * Рост грузовых перевозок. Приграничное положение региона определяет его транзитную роль в сообщении между Японией, Китаем и Кореей. В силу неразвитости железнодорожной сети на данных маршрутах большая нагрузка приходится на автотранспорт. Одновременно растущая доля иномарок в парке грузовых автомобилей округа обеспечивает ускоренный переход перевозчиков на дизельнотопливные модели.
  Факторы сокращения потребления бензина в ДВФО:
 * Падение потребления бензина в секторе пассажирских перевозок обусловлено главным образом недостаточным финансированием муниципальных транспортных служб, медленным обновлением парка автобусов, переходом на дизельные двигатели.
 * Уменьшение использования бензина в сельском хозяйстве. Климат и ландшафтные условия Дальнего Востока не позволяют интенсивного ведения сельского хозяйства, особенно земледелия в современных условиях ограниченных инвестиционных возможностей округа. Одновременно продолжается переход на модели сельхозтехники японского и корейского производства, в основном использующие дизельное топливо.
 
 
 1.3. Прогноз потребления автомобильного бензина в 2003 - 2006 годах
 
  1.3.1. Основные тенденции и общефедеральный прогноз развития спроса на бензин со стороны конечных потребителей на 2003-2006 годы
 
 1. Спрос на бензин со стороны легкового автотранспорта. Данный сегмент потребления бензина будет развиваться наиболее динамично. По сути, именно парк легкового автотранспорта является основной причиной роста потребления - во всех остальных отраслях наблюдается снижение объемов использования данного вида топлива.
 Число легковых автомобилей постоянно возрастает, преимущественно за счет увеличения количества автотранспорта, находящегося в личном пользовании. Согласно Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года, парк легковых автомобилей возрастет к 2010 году с 21,2 (2001 г.) до 30-33 млн. штук, в том числе иностранного производства с 4,6 до 7-8 млн. штук. При этом число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук. В действительности темпы роста легкового автопарка могут оказаться немногим ниже, и к 2006 г. можно прогнозировать рост числа легкового автомобилей до 25-26 млн. штук в 2006 г.
 При этом за счет обновления существующего легкового автопарка, несмотря на повышение ввозных пошлин на иномарки, прослеживается тенденция к изменению соотношения между отечественными и зарубежными марками автомобилей в пользу последних (25% общего парка легковых автомобилей в 2002 г), в том числе подержанных. Как иностранные, так и новые отечественные модели автомобилей потребляют в основном высокооктановый бензин. Таким образом, можно прогнозировать не только увеличение общего спроса на бензин, но и уверенное увеличение потребления высокооктанового бензина. В то же время необходимо отметить, что в отношении абсолютных показателей импортные машины, а также новые отечественные модели потребляют меньше топлива на километр пробега, что будет и в дальнейшем способствовать снижению показателя удельного расхода топлива легковым автотранспортом.
 
 2. Спрос на бензин со стороны пассажирских автобусов. Количество пассажирских автобусов постоянно сокращается, соответственно, сокращается и общий расход ими бензина. Особенно это относится к автобусам общего пользования. Программные документы правительства пока не предлагают эффективных мер по преломлению тенденции сокращения численности автобусов в России, хотя есть проекты обновления автобусного парка муниципалитетов за счет развития программ лизинга. Однако незначительное увеличение финансирования общественного транспорта, которое возможно в ряде городов, не сможет предотвратить выбытие техники, которая по большей части эксплуатируется уже 15-25 лет. Ремонтные возможности по обслуживанию этих автобусов также постоянно уменьшаются, так как фактически остановлен выпуск запасных частей для них.
 Кроме того, для оптимизации затрат региональные и местные власти закупают автобусы производства конца 80-х начала 90-х европейского производства, отработавшие установленный эксплуатационный срок, потребляющие вместо бензина более дешевое дизельное топливо.
 Единственным исключением в этом ряду надо признать увеличение потребления бензина маршрутными такси. Рост коммерческих пассажирских перевозок маршрутными микроавтобусами наблюдается прежде всего в крупных городах, где в связи устареванием парка пассажирского транспорта общего пользования активно развивается частный рынок пассажирских услуг. Скорее всего, сектор перевозок маршрутными такси будет динамично развиваться в ближайшие годы. В основном маршрутные такси потребляют низкооктановый бензин.
 
 3. Спрос на бензин со стороны грузового автотраснпорта. Ситуация с потреблением бензина грузовым автотранспортом во многом идентична положению в секторе автобусных перевозок. Высокие цены на бензин стимулируют переход на грузовой транспорт, потребляющий дизельное топливо. Обновление грузового автотранспорта идет менее интенсивно, чем легкового, поэтому увеличение парка грузовиков в ближайшие годы будет происходить весьма умеренными темпами. Согласно Концепции развития автомобильной промышленности по сравнению с 4,5 млн. штук в 2001 г. парк грузовых автомобилей к 2010 году увеличится в 2010 г до 5,1-5,4 млн. штук. Вместе с тем в последние годы в России увеличилась доля малотоннажных и большегрузных автомобилей при сокращении доли автомашин средней грузоподъемности, что повышает энергоэкономическую эффективность перевозки грузов.
 Кроме того, в силу повышения цен на топливо транспортные потоки с автотранспорта все более перераспределяются на МПС, что способствует общему сокращению грузооборота автотранспорта. Еще одним фактором снижения грузовых перевозок является замедление темпов промышленного выпуска и его наметившийся спад по отдельным секторам экономики, в силу которого объем грузовых автоперевозок для промышленных нужд может увеличиваться весьма умеренными темпами. В ближайшие годы можно ожидать незначительного сокращения объема грузовых перевозок автотранспортом и потребления им бензина, хотя различия в значении соответствующих показателей по регионам могут быть значительными. Например, в Северо-Западном федеральном округе рост грузооборота автотранспорта скорее всего сохранится в связи с географическими особенностями региона (главенствующая роль автотранспортной инфраструктуры в отдельных районах, приграничное расположение).
 
 4. Спрос на бензин со стороны сельского хозяйства. Ежегодно потребляемые сельхозтехникой объемы бензина зависят в основном только от объемов сельхозработ, которые умеренно возрастают, особенно в климатически благоприятных районах страны. В то же время в связи с ростом цен на топливо на данном сегменте потребления бензина имеет место тенденции к уменьшению спроса на бензин, хотя для каждого региона существует своя специфика. Низкие доходы от производства с/х продукции, коллективные методы хозяйствования, сохранившихся с советских времен, наличие земельного законодательства, но отсутствие процессуальной части в регионах, которые сами должны регулировать этот вопрос на местах, - все это осложняет приток инвестиций в отрасль, что приводит к медленному обновлению технической базы и торможению дальнейшей механизации фермерского труда.
 Вместе с тем, в ряде регионов России, особенно Южном, Центральном и Приволжском ФО в сельском хозяйстве идет процесс формирования агрохолдингов, зачастую связанных с крупнейшими российскими финансово-промышленными группами. Поэтому инвестиционный процесс в этих регионах может оживиться. Однако в связи с ростом цен на бензин и стремлением к эффективности использования топлива в любом случае закупки новой техники будут ориентированы в первую очередь на машины, потребляющие дизель.
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.3.2 Прогноз развития спроса на бензин со стороны конечных потребителей по федеральным округам на 2003-2006 годы
 
 Потребитель Легковые автомобили Пассажирские перевозки Грузовые перевозки Сельское хозяйство Прогноз спроса на 2003 г., млн. т Прогноз спроса на 2004 г., млн. т Прогноз спроса на 2005 г., млн. т Прогноз спроса на 2006 г., млн. т Центральный федеральный округ Являясь наиболее экономически развитым регионом, ЦФО лидирует как по числу ежегодного роста автомобилей, так и по доле из потребления в общей структуре спроса на бензин. В ближайшие годы легковой автопарк ЦФО будет ежегодно увеличиваться на 6-9%, так как доходы граждан уверенно растут. Особенно заметна данная динамика в Москве. Осуществляемое финансирование явно недостаточно для поддержания технической базы парка автобусов общего пользования на необходимом уровне, что ведет к сокращению числа исправных машин, количества рейсов и закрытию маршрутов. Поэтому автобусный парк округа и объемы потребляемого им бензина будут сокращаться. Исключение составляет Москва, обладающая достаточными средствами для закупки нового транспорта и открытия новых маршрутных линий.
 Так же следует отметить, что из-за сокращения числа пассажирских перевозок эту нишу активно заполняют коммерческие перевозчики, использующие микроавтобусы, потребляющие низкооктановый бензин. Грузооборот автотранспорта, а следовательно, и потребление им бензина сокращается. Кроме того, Центральный регион обладает одной из наиболее развитых железнодорожных систем, поэтому даже при увеличении общего грузооборота в ЦФО основная часть грузов будет перевозиться по железной дороге. Достаточно интенсивно происходит замена грузовиков с бензиновым двигателем на дизельнотопливный грузовой автотранспорт. Центральный округ обладает развитой с/х базой, продукция которой отгружается и в другие регионы. Это стимулирует инвестирование в сектор, в том числе со стороны крупного бизнеса. Тем не менее, в ближайшие годы возможности для закупки и обслуживания сельхозтехники будут по-прежнему малы и в массе своей ориентированы на более экономичные дизельнотопливные машины. Поэтому можно прогнозировать сокращение потребления бензина на данном сегменте, хотя и не очень существенное. 7,6-7,8 8,0 - 8,2 8,4 - 8,5 8,7 - 8,9 Потребитель Легковые автомобили Пассажирские перевозки Грузовые перевозки Сельское хозяйство Прогноз спроса на 2003 г., млн. т Прогноз спроса на 2004 г., млн. т Прогноз спроса на 2005 г., млн. т Прогноз спроса на 2006 г., млн. т Северо-Западный федеральный округ Будучи относительно благополучным в экономическом плане, регион демонстрирует рост числа легковых автомобилей, который, следуя общефедеральной тенденции, может постепенно замедляться в 2003-2006 гг. Это соответственно обуславливает увеличение потребления бензина легковым автотранспортом в округе. Финансирование сферы пассажирских перевозок не отвечает ее современным потребностям. Парк автобусов изнашивается быстрее, чем осуществляется его обновление, потребление бензина автобусами сокращается. Географическое положение региона стимулирует поддержание грузовых автоперевозок на стабильном уровне и их рост в отдельные годы. Тем не менее, в связи с дальнейшим переходом техники на дизельные двигатели общее потребление бензина грузовым транспортом увеличиваться не будет. Климатические условия и слабые инвестиционные возможности местных хозяйств не предполагают интенсивного развития сельского хозяйства. Производимая продукция отгружается преимущественно на местный рынок. Вызванная этим низкая рентабельность сельского хозяйства округа затрудняет возможность обновления сельскохозяйственной техники. Поэтому замена техники происходит медленными темпами, а потребление ей бензина сокращается. Данную тенденцию усугубляет дальнейший переход на дизельнотопливную технику, обслуживающую сельскохозяйственные нужды. 2,4 - 2,6 2,7 - 2,9 2,9 - 3,1 3,2 - 3,3 Южный федеральный округ Южный округ обладает слабым потенциалом обновления парка легковых автомобилей, главным образом из-за низкой покупательской способности населения. Поскольку в регионе пока не создается прочной базы для роста доходов граждан в будущем, темпы прироста потребления бензина автомобильным транспортом будут замедляться. Поступления средств в региональные бюджеты явно недостаточно для своевременного обновления парка автобусов. В ближайшие годы будет наблюдаться существенный спад потребления бензина автобусами. Тенденция падения грузооборота автотранспорта в округе будет сохраняться. В отдельные годы возможно ее преломление, но в связи с дальнейшим переходом грузового транспорта на дизельное топливо общий объем бензина, потребляемого грузовиками, будет сокращаться. Округ является одним из наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении регионов России, постепенно здесь все большую роль играют крупные агрохолдинги. В ближайшие годы можно ожидать существенного роста объемов сельхозвыпуска. Вместе с тем инвестиционный процесс, который в дальнейшем может стать более интенсивным, в регионе ориентирован на замену техники, потребляющий бензин, на дизельнотопливную. В силу действия вышеуказанных факторов можно прогнозировать сохранение объемов потребления бензина на данном сегменте на стабильном уровне. 3,4 - 3,5 3,4 - 3,5. 3,5 - 3,6. 3,5 - 3,6 Потребитель Легковые автомобили Пассажирские перевозки Грузовые перевозки Сельское хозяйство Прогноз спроса на 2003 г., млн. т Прогноз спроса на 2004 г., млн. т Прогноз спроса на 2005 г., млн. т Прогноз спроса на 2006 г., млн. т Приволжский федеральный округ Потребление бензина в округе легковым транспортом будет возрастать в связи с улучшением платежеспособности населения. Для региона характерна проблема других округов - недостаток выделяемых местными бюджетами средств для поддержания необходимого количества автобусов и обслуживания маршрутных линий. Следствием такого положения стало закрытие части пассажирских маршрутов, медленное и недостаточное обновление технической базы. Все это негативно влияет на уровень потребления бензина в регионе. В ближайшие годы будет наблюдаться падение грузооборота автотранспорта в регионе. В связи с заменой грузового автотранспорта с бензиновыми двигателями на дизельнотопливную технику общие объемы потребления бензина на данном сегменте будут сокращаться. Главной проблемой с/х региона является, как и в других округах, пока что низкая рентабельность производства с/х продукции и недостаточное инвестирование, хотя в целом сельскохозяйственный выпуск региона, скорее всего, будет расти. Намечается тенденция к уменьшению использования бензина, так как возрастает интерес к технике с дизельными двигателями. Уровень потребления бензина сельским хозяйством в ближайшие годы будет оставаться приблизительно стабильным. 5,7 - 5,9 6,0 - 6,2 6,3 - 6,5 6,4 - 6,7 Уральский федеральный округ Следуя общефедеральной тенденции, УФО ожидает рост парка легковых автомобилей вследствие улучшающейся макроэкономической ситуации, что приведет к росту потребления бензина в регионе. Использование бензина пассажирским транспортом будет сокращаться. Причины: недостаточное финансирование региональных автобусных парков, неудовлетворительное состояние ремонтной базы, закупка автобусов с дизельными двигателями. В целом грузооборот автотранспорта в округе останется стабильным или будет возрастать в отдельные годы, но при этом доля дизельнотопливной техники будет увеличиваться из-за роста цен на бензин. Поэтому на данном сегменте следует ожидать уменьшение потребления бензина грузовым транспортом. Сельское хозяйство УФО недостаточно рентабельно и мало привлекательно для инвестиций. На фоне роста цен на бензин его потребления на данном сегменте будет сокращаться. 2,3-2,4 2,4-2,5 2,4-2,6 2,5-2,6 Потребитель Легковые автомобили Пассажирские перевозки Грузовые перевозки Сельское хозяйство Прогноз спроса на 2003 г., млн. т Прогноз спроса на 2004 г., млн. т Прогноз спроса на 2005 г., млн. т Прогноз спроса на 2006 г., млн. т Сибирский федеральный округ Потребление бензина в округе увеличится. Главной причиной является увеличение реальных доходов населения, что дает дополнительные возможности для использования легкового автотранспорта и роста потребления бензина. За последние пять лет использование бензина пассажирским транспортом сокращалось, и эта тенденция будет иметь место в ближайшем будущем. Причины сокращения являются аналогичными для других регионов: неудовлетворительное финансирование муниципальных транспортных служб приводит к сокращению парка автобусов и падению пассажирооборота, и, следовательно, к уменьшению использования бензина. К тому же, парк обновляется главным образом дешевыми автобусами европейского производства, потребляющими дизель, что является дополнительным фактором отказа от использования бензина. В регионе будет продолжаться рост грузовых перевозок, особенно трансграничных. Одновременно продолжится переход на дизельнотопливную грузовую технику. Таким образом, потребление бензина в округе будет расти, но медленными темпами.
  Южные районы Сибири обладают развитой с/х базой, продукция которой отгружается и в другие регионы. Это стимулирует инвестирование в сектор, в том числе со стороны крупного бизнеса. Однако в связи с переходом на дизельнотопливную технику потребление бензина на данном сегменте возрастать не будет и останется в ближайшие годы на прежнем уровне. 3,6 - 3,7 3,7 - 3,9 3,8 - 3,9 3,9 - 1 Потребитель Легковые автомобили Пассажирские перевозки Грузовые перевозки Сельское хозяйство Прогноз спроса на 2003 г., млн. т Прогноз спроса на 2004 г., млн. т Прогноз спроса на 2005 г., млн. т Прогноз спроса на 2006 г., млн. т Сибирский федеральный округ Рынок ДВФО в ближайшие годы ожидает незначительное увеличение потребления бензина на сегменте легкового автотранспорта. Ожидается небольшой рост парка легковых автомобилей округа в связи с увеличением реальных доходов населения. ДВФО во многом повторяет тенденции других регионов: слабо развитая инфраструктура пассажирского транспорта, изношенность технической базы, недостаточно регулярно обновляемый парк автобусов, отсутствие финансирования на эксплуатационные и ремонтные нужды. Данные факторы способствуют дальнейшему падению использования бензина пассажирским транспортом. В регионе будет продолжаться рост грузовых перевозок, особенно трансграничных. Одновременно продолжится переход на дизельнотопливную грузовую технику. Таким образом, потребление бензина в округе будет расти, но медленными темпами.
  Из-за суровых климатических условий сельское хозяйство региона слабо развито в большинстве областей округа. В силу низкой рентабельности сельского хозяйства производители проводят политику сокращения расходов, в том числе за счет уменьшения использования техники, потребляющей бензин, и перехода на более дешевое дизельное топливо Это ведет к дальнейшему уменьшению потребления бензина агропромышленным комплексом округа. 0,7-0,8 0,8 0,8-,09 0,8-0,9 Дальневосточный федеральный округ Рынок ДВФО в ближайшие годы ожидает незначительное увеличение потребления бензина. Можно выделить два основных стимулирующих рост фактора: увеличение доходов населения и близость к автомобильным промышленным центрам Японии, что дает возможность поставлять в регион легковые автомобили японского производства по более низким, чем в остальных регионах страны, ценам. ДВФО во многом повторяет тенденции других регионов: слабо развитая инфраструктура пассажирского транспорта, изношенность технической базы, недостаточно регулярно обновляемый парк автобусов, отсутствие финансирования на эксплуатационные и ремонтные нужды. Данные факторы способствуют дальнейшему падению использования бензина пассажирским транспортом. Грузооборот транспорта в округе будет возрастать за счет автотранспортной перевозки грузов через границу с Китаем и Кореей, а также в связи с ростом роли региона как транзитной площадки стран АТР. Однако в связи с увеличением доли дизельнотопливных моделей в общей структуре парка грузовых автомобилей округа потребление бензина будет расти медленно. В силу климатических условий сельское хозяйство региона слабо развито, а производимая продукция предназначена прежде всего для реализации на внутреннем рынке. В силу низкой рентабельности сельского хозяйства производители проводят политику сокращения расходов, в том числе за счет уменьшения использования техники, потребляющей бензин, и перехода на более дешевое дизельное топливо, что приведет к дальнейшему уменьшению потребления бензина агропромышленным комплексом. 0,7-0,8 0,8 0,8-,09 0,8-0,9
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу