<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  В результате реализации мероприятий второго этапа:
  приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций);
  продолжится процесс сокращения численности государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов).
  Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения:
  во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе;
  во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций сектора вузовской науки в проведении исследований и разработок.
  Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
 Удельный вес в общем числе организаций государственного сектора науки 2005 год 2008 год 2010 год академический сектор 32,7% 31,0% 34,4% прикладной сектор 48,1% 44,3% 31,3% сектор высшего образования 19,2% 24,8% 34,4% Итого 100% 100% 100% Число организаций (справочно) 2600 2100 1600 Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
 Удельный вес в общем числе организаций государственного сектора науки 2005 год 2008 год 2010 год Государственные унитарные предприятия 48,0% 2,4% 1,3% Государственные учреждения 50,0% 28,6% 25,0% Государственные автономные учреждения 0% 11,9% 21,9% Государственные автономные некоммерческие организации 0% 9,5% 15,6% Акционерные общества, более 50% акций которых находится в федеральной собственности 2,0% 47,6% 36,3% Итого 100% 100% 100% Число организаций (справочно) 2600 2100 1600 В государственном секторе науки будет сформирована сеть крупных, конкурентоспособных научных организаций, эффективно интегрированных в национальную инновационную систему.
  В целом государственный сектор науки будет представлять собой научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики знаний, эффективную реализацию результатов научно-технической деятельности на внутреннем и глобальном рынках инноваций.
 
 Выводы и предложения:
  1. В настоящее время, как и десятилетие назад, государственный сектор науки продолжает играть основополагающую роль в функционировании российского сектора исследований и разработок. На государственные организации приходится преобладающая часть персонала, занятого исследованиями и разработками, и материально-технической базы науки.
  2. К числу ключевых проблем государственного сектора науки, снижающих его экономическую эффективность и общественную полезность, необходимо отнести:
  избыточную размерность, наличие в составе государственного сектора науки организаций, не обеспечивающих эффективную реализацию функций государства;
  нерациональность используемых организационно-правовых форм;
  функциональную несбалансированность, недостаточную эффективность кооперационных связей между организациями фундаментальной и прикладной науки, вузами, бизнесом;
  низкий уровень капитализации и вовлечения в хозяйственный оборот нематериальных активов, недостаточная патентная активность;
  нерациональность имущественных комплексов научных организаций;
  недостаточное качество системы управления.
  3. Основной целью реформирования государственного сектора науки является обеспечение конкурентоспособности отечественной науки и повышение ее роли в экономическом развитии страны путем обеспечения прорыва на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.
  4. Основу перспективной модели государственного сектора науки составят: институты академий наук, имеющих государственный статус; ведущие университеты и крупные научно-образовательные центры; крупные организации, работающие в области прикладных исследований и разработок, деятельность которых будет направлена на эффективную реализацию стратегических приоритетов России в научно-инновационной сфере.
  5. В основу предложений по формированию перспективной структуры и состава государственного сектора науки положен принцип поэтапной реструктуризации на основе формализованных программно-целевые индикаторов повышения его эффективности и результативности.
  На первом этапе (2006-2008 годы) предполагается сконцентрировать усилия на институциональном реформировании государственного сектора науки, включая совершенствование нормативной правовой базы, оптимизацию правовых форм государственных организаций науки, модификацию системы управления государственным сектором науки и его финансирования за счет средств федерального бюджета.
  На втором этапе (2009-2010 годы) предполагается провести структурную модификацию государственного сектора науки, включая приватизацию организаций, избыточных с позиций реализации возложенных на государственный сектор науки функций, формирование сектора научных организаций смешанной формы собственности, консолидация ресурсов в рамках развития системы "национальных лабораторий".
  6. В числе инструментов осуществления преобразований в академическом секторе науки важнейшая роль должна быть отведена целевой программе РАН "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня", основанной на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности.
  6. Ресурсное обеспечение модернизации государственного сектора науки предполагает выполнение решения по минимальным объемам финансирования из федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в Российской Федерации на период до 2010 года (протокол совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государствен-ного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г.)
  7. В целях сохранения доли средств федерального бюджета, расходуемых в рамках программно-целевого подхода, и, учитывая успешный опыт реализации новой редакции ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на
 2002-2006 годы в 2005 г., целесообразно расширить финансирование ряда ключевых мероприятий программы, увеличив совокупный объем бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы в 2006 г., до 10,8 млрд. руб.
  8. Представляется необходимым провести разработку проекта новой федеральной целевой научно технической программы ("Научно-технологическая база" на 2007-2010 годы), развивающей прогрессивные подходы и достигнутые положительные результаты текущей ФЦНТП.
  9. Необходимым условием эффективного организационного и информационного обеспечения реформирования государственного сектора науки является реализация мероприятий по совершенствованию системы статистического учета деятельности научных организаций государственного сектора.
  Детализация предложений по реструктуризации государственного сектора науки на ближайшую перспективу приведена в прилагаемом Плане мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005-2006 годы (проект).
 
 Заключение
 
  В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году государственный сектор науки будет представлять собой целостную сеть технически оснащенных, укомплектованных квалифицированными кадрами, достаточно крупных и устойчивых в финансовом отношении, объединенных интеграционными процессами научных, научно-исследовательских и научно-образовательных организаций различных организационно-правовых форм, проводящих фундаментальные исследования мирового уровня и создающих прикладные разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники с высоким уровнем коммерциализации в рамках национальной инновационной системы.
 
 1 Из них: в федеральной собственности - 2599 организации; в собственности субъектов Российской Федерации - 161 организация.
  2 Материал Минимущества России к заседанию Правительства Российской Федерации 6 февраля 2003 года "О мерах по повышению эффективности управления федеральной собственностью и о критериях ее оценки".
 3Наука России в цифрах: 2004. Статистический сборник. ЦИСН
 4 Ряд индикаторов целесообразно исчислять в расчете на одного занятого исследованиями и разработками.
 5 Экспертная оценка
 6 По оценке РАН в 2004 г. этот показатель составляет 42,1 %
 7 Экспертная оценка
 8 Изменение организационно-правового статуса организаций академического сектора науки осуществляется по инициативе академий в соответствии с законодательством и их уставами
  9 Согласно статусу ФНПЦ, предприятия и организации оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, получившие его, осуществляют разработку, изготовление, испытания, ремонт и утилизацию важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также основных комплектующих к ним. Более четко задачи, которые возлагаются на ФНПЦ, не определены.
 
 10 Норма утрачивает силу с 1 января 2006 года (Федеральный Закон от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ).
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 8
 
 
 
 
 
 Эффект. госсектора науки-05.05-04
 
 
 Эффект. госсектора науки-05.05-04
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу