<< Пред.           стр. 15 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 Альтернативы развития российской политической культуры
 Развитие отечественной политической культуры протекает в ре­зультате взаимодействия традиционных ценностей российской культуры и либерально-западных. Этот процесс взаимодействия носит сложный и неоднозначный характер. От его развития зависит будущее политической культуры России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической культуры в России. Рассмотрите эти варианты. Какой из них кажется вам наиболее оптимальным, а какой — наиболее вероятным? Воз­можно, вы сможете предложить свою версию перспектив развития отечественной политической культуры.
 Вариант I. Либеральные ценности проникают в политическое сознание российского общества. Происходит постепенное «размы­вание» традиционных ценностей и ассимиляция западных полити­ко-культурных ориентаций. Либерализм оказывает значительное влияние на характер целеполагания и политического участия (экс­пансионистская модель взаимодействия политических культур).
 Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит, прежде всего, сегментарный характер. Наибольшее их усвоение на­блюдается среди молодежи, а также социальных групп, выигрыва­ющих в результате проводимых реформ (ограниченная экспансия).
 Вариант 3. Либеральные ценности наиболее распространены среди элитных групп. В маргинализированном же обществе усили­вается ностальгический синдром, проявляющийся в активизации архаических ценностей (модель непонимания и неприятия иной культуры).
 Вариант 4. В российском обществе происходит некритическое освоение либеральных идей, чреватое массовым отказом от послед­них в ситуации усиливающейся социальной фрустрации (модель псевдопонимания).
 Вариант 5. Взаимодействие ценностей носит характер кон­фликта (модель конфликтного взаимодействия).
 Вариант 6. «Открытие» либеральных ценностей создало си­туацию вызова российской политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной идентичнос­ти на основе понимания, как иных форм политической культуры, так и уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия).
 ЛИТЕРАТУРА
 Ахиезер А. Ценности общества и возможности реформ в России // Общест­венные науки и современность. 1994. № 1.
 Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая си­туация в современной России: перспективы развития // Полис 1995. № 4.
 Капустин Б. Либеральное сознание в России // Общественные науки и со­временность. 1994. № 3, 4.
 Клямкин И.М., Лапкин В.В. Дифференциация ориентации в российском об­ществе: факторы влияния // Полис. 1994. № 6.
 Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. 1995. № 5
 Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис. 1994 № 4, 5.
 Клямкин И.М., Пантин И.К. Русские идеи // Полис. 1997. № 2.
 Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М., 1997.
 Шестопал Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Обществен­ные науки и современность. 1996. № 2.
 Щербинина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997 №5.
 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
 Проблема политической культуры в истории политической мысли.
 Сравнительный анализ политических культур: Запад — Восток — Россия.
 Советская политическая культура: сущность и типологические особенности.
 Структура и функции гражданской политической культуры.
 Политический миф: генезис, динамика, механизм деятельности.
 Политическая культура российского общества: традиции и инновации.
 Политико-культурные факторы в процессе модернизации.
 Политические нормы и ценностные ориентации современного российского об­щества.
 Модели и механизмы политической социализации.
 Содержание, формы и методы политической социализации в современной Рос­сии.
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 12.
 Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. СПб., 1996. Ч.I, II
 Каменец А.В., Онуфриенко Г.Ф., Шубаков А.Г. Политическая культура Рос­сии. М., 1997.
 Пивоваров Ю.С. Политическая культура. Методологический очерк. М., 1996.
 Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.
 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992.№ 4.
 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общест­ва // Полис. 1997.№4
 Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России // Соци­ально-политический журнал. 1998.№ 1.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Гл. 14. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова и Б.И. Крас­нова. М., 1997.Гл. 41.
 Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.,1997. Лекция 14.
 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч. I—III. М., 1991.
 Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. М., 1996.
 Современная политическая мифология: содержание и механизмы функциони­рования. М., 1996.
 Баталов Э.Я. Советская политическая культура (к исследованию распадаю­щейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. № 6. 1995. №3.
 Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2.
 Гудименко Л.В. Политическая культура России; преемственность эпох // Полис. 1994.№ 2.
 Кассирер Э. Техника современных политических мифов// Вести. МГУ. Сер. 7. Философия. 1990. № 2.
 Пивоваров Ю.С. Политическая культура Руси: от Владимира Святого до Петра Великого // Политическая культура России. М., 1990.
 Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Оте­чественная история. 1995. № 3
 Тема 13
 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ
 Цель семинарского занятия: изучение политического поведения и его основных типов: политического участия и абсентеизма; формирование знаний об основных формах политического участия: ортодоксальных и не­ортодоксальных, конвенциональных и неконвенциональных; определение специфики автономного и мобилизованного участия; знакомство с основ­ными типами политического протеста; выявление особенностей электо­рального поведения в современной России.
 Основные понятия: политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, автономное участие, мобилизованное участие, конвенцио­нальное и неконвенциональное участие, электоральное участие, полити­ческий протест, политический терроризм.
 План семинара
 Сущность и типы политического поведения.
 Политическое участие.
 Электоральное поведение в России.
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
 
 
 а) политическое поведение;
 б) абсентеизм;
 в) политический про­тест;
 г) автономное участие;
 д) конвенциональное участие;
 е) политический терро­ризм;
 ж) мобилизованное участие;
 з) неконвенциональное участие;
 и) депривация;
 к) электоральное учас­тие;
 л) политическая иден­тификация.
 1) свободная, добровольная деятельность ин­дивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;
 2) уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;
 3) участие, основанное на принуждении и на­правленное исключительно на поддержку политической системы;
 4) совокупность реакций социальных субъек­тов на деятельность политической системы;
 5) состояние недовольства, вызываемое рас­хождением между реальным и/или оцени­ваемым и ожидаемым состоянием, к кото­рому стремится субъект;
 6) незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;
 7) участие в выборах;
 8) оппозиционная деятельность экстремист­ских организаций или отдельных личнос­тей, целью которых является систематичес­кое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания прави­тельства и населения;
 9) легальное и регулируемое законом учас­тие;
 10) проявление негативного отношения к поли­тической системе в целом, ее нормам, цен­ностям, принимаемым решениям в откры­то демонстрируемой форме;
 11) соотнесение личных политических пред­почтений с нормами, ценностями и по­зициями политической партии или группы.
 
 
 2. Багдадский калиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы. Однажды, расха­живая по базару, он услышал разговор, из которого узнал об интригах визиря. По возвращении во дворец он велел казнить неверного ему подданного и резко изменил проводимую поли­тику.
 Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявшего на политические события, назвать политическим участием?
 3. Заполните таблицу примерами из политической истории Рос­сии, подтверждающими приведенную схему английского иссле­дователя А. Марша.
 Классификация типов политического участия по А. Маршу*
 Ортодоксальное политическое поведениеНеортодоксальное
 политическое
 поведение, прямое действие, политическое неповиновение, групповое неповиновениеПолитические
 преступления
 Обычная политика, голосование, лобби, группы формальных интересовПетиции, лозунги, законные демон­страцииБойкотыНеофициальные за­бастовки, забастов­ки аренда­торовНезаконные демон­страции, захват по­мещений, поврежде­ние соб­ственнос­ти, наси­лиеЗахват заложни­ков, сабо­таж, пар­тизанские действия, убийства, революции, войны, похищения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 * Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990. С. 29.
 4. Конвенциональное участие в политике — это...
 
 
 а) подписание конвенций, петиций, воззваний;
 б) полный отказ от любых форм политической активности;
 в) конформистский тип политичес­кого поведения;
 г) участие в деятельности, направленной против существующей политической системы;
 д) легальное и регулируемое законом политическое поведение.
 
 
 5. Неконвенциональное участие сводится...
 
 
 а) к участию в неразрешенных митингах, забастовках, антиправительственных акциях;
 б) к полному безразличию в политике;
 в) к особенностям первичной соци­ализации;
 г) к участию в деятельности разрешенных законом партий;
 д) к участию в голосовании.
 
 
 6. С точки зрения теории рационального выбора политическое участие возможно, если...
 
 
 а) издержки участия превышают получаемую от него выгоду;
 в) издержки участия меньше полу­чаемой выгоды;
 б) издержки участия равны получаемой от него выгоде;
 г) издержки участия абсолютно отсутствуют.
 
 
 7. Приведите примеры рассуждений, иллюстрирующих принцип «максимизации выгоды» и принцип «минимизации раскаяния».
 8. Каким мотивом обусловлено каждое из приведенных рассуж­дений?
 1) «Мой социальный статус достаточно высок. Я занимаю достаточно хорошее положение в обществе. Меня вполне устраивают социаль­ные условия жизни. Именно поэтому я должен принять участие в вы­борах и поддержать того кандидата, чья программа будет ориентиро­вана на сохранение status quo. Было бы абсолютно нежелательно, чтобы к власти пришли люди, ориентирующие на радикальные из­менения. Это могло бы принести большой ущерб лично мне».
 2) «Существующая политическая власть, политические институты га­рантируют мне основные права и свободы. А для меня свобода пред­ставляет ценность. Поэтому для ее сохранения я должен участвовать в голосовании».
 3) «Власть призывает меня принять участие в выборах. Что ж, решения и предписания власти надо выполнять. Итак, я иду на выборы».
 а) идеологическим;
 б) нормативным;
 в) ролевым.
 9. Определите, опираясь на концепцию А. Маслоу, какие мотивы будут определять политическое участие индивида, если...
 
 
 а) социально-экономические потребности и потребности в безопасности удовлетворены;
 г) не удовлетворены социально-экономические потребности;
 б) социальная идентичность сформировалась;
 в) социальный статус и престиж удовлетворяют личность;
 д) отсутствует чувство безопасности;
 е) не удовлетворяют занимаемый социальный статус и имеющий­ся престиж.
 
 
 10. Проведите мини-опрос среди своих родных, друзей, знако­мых. Какие программные положения кандидатов привлекают их? На основе полученных ответов определите, какие мотивы опре­деляют их политическое участие? Какой мотив власти встречает­ся чаще? Связан ли он с социально-экономическим положением опрошенных?
 11. Объясните, почему в либеральной и популистской моделях С. Липсета и Д. Лернера один и тот же фактор — большее со­циально-экономическое равенство порождает разные последст­вия: политическую стабильность в первой модели и политичес­кую нестабильность — во второй?
 12. Определите результат в формуле, предложенной С. Хантингтоном:
 Какие политические последствия может повлечь активизация политического участия без соответствующей институционализации?
 13. К чему, с точки зрения С. Хантингтона, приводит опережающее развитие политической институционализации по сравнению с ростом политического участия?
 
 
 а) к усилению нестабильности;
 б) к укреплению политической нестабильности;
 в) к ускорению социально-экономического развития;
 г) к смене политического режима.
 
 
 14. К каким политическим последствиям (с точки зрения стабильности/нестабильности) может привести усиление социальной фрустрации при низкой степени мобильности и невысоком уровне политической институционализации?
 15. Согласно исследованиям С. Липсета более активны (выберите один вариант ответа из каждой пары)...
 
 
 1) а) женщины; б) мужчины;
 2) а) лица среднего возраста; б) молодежь;
 3) а) менее образованные; б) более образованные.
 16. Почему лица с более высоким уровнем образования демон­стрируют большую политическую активность?
 17. Определите ряд причин, обусловливающих меньшее полити­ческое участие женщин по сравнению с мужчинами.
 18. Применима ли концепция постматериальных ценностей Р. Инглхарта для объяснения специфики политического участия в России?
 19. Сравните политическое участие при тоталитаризме и демо­кратии по следующим критериям:
 
 
 а) уровень участия;
 б) тип участия (преимущественно мобилизованный или автоном­ный);
 в) возможные мотивы участия;
 г) формы политического участия.
 
 
 20. Какие из типов политического поведения относятся к протестным?
 
 
 а) политический хэппининг;
 б) демонстрации;
 в) электоральное участие;
 г) лоббистская деятельность;
 д) повиновение закону;
 е) распространение политических анекдотов;
 ж) подписание петиций;
 з) митинги.
 
 
 21. Какие социальные условия могут способствовать нарастанию социального протеста?
 
 
 а) стабильное социально-экономическое развитие;
 б) резкий спад в экономике и кризис;
 в) резкий подъем в экономике;
 г) стабильно плохое положение в социально-экономической сфере.
 
 
 Какие дополнительные условия необходимы, чтобы протест со­стоялся?
 22. Недовольство порождает протест у тех...
 
 
 а) кто имеет достаточно ресурсов для влияния на власть;
 б) чье положение стабильно остается плохим;
 в) чье положение улучшилось;
 г) чье положение внезапно ухудшилось;
 д) чьи запросы и потребности возрастают быстрее, чем возмож­ности их удовлетворения;
 е) кто более социально активен.
 
 
 Выберите несколько вариантов ответа.
 23. Приведите примеры конвенциональных и неконвенциональных форм политического протеста.
 24. Характеризуя влияние относительной депривации на полити­ческий протест, А. Марш выдвинул ряд гипотез:
 1) протестный потенциал возрастает по мере роста относительной деп­ривации;
 2) протестный потенциал наблюдается в высокой степени у индивидов, у которых относительная депривация возрастает в течение послед­них пяти лет;
 3) протестный потенциал может быть высоким у тех индивидов, которые ожидают усиление относительной депривации за последующие пять лет;
 4) протестный потенциал будет усиливаться у тех, кто испытывал отно­сительную депривацию и ожидает ее усиление в течение последую­щих пяти лет;
 5) протестный потенциал будет наиболее высоким среди тех, кто ожидает резкое ухудшение своего положения по сравнению с настоящим.
 Проверьте эти гипотезы с помощью известных вам фактов российской действительности. Какие из них подтверждаются в большей, а какие — в меньшей степени? Ощущаете ли вы лично возрастание относительной депривации? Сформулируйте ответы на следующие вопросы:
 
 
 а) Стало ли материальное положение хуже того, чего вы, с вашей точки зрения, достойны?
 б) Воспринимаете ли вы вопрос неравенства как нечто важное для вас?
 в) Считаете ли вы правительство виновным в углублении неравенства?
 г) Готовы ли вы выдвинуть обвинение против правительства в плохой работе?
 
 
 Утвердительные ответы на все вопросы свидетельствуют о том, что у вас высокий уровень относительной депривации и вы­сокая степень готовности к протестным действиям.
 25. Сформулируйте несколько возможных причин и целей поли­тического протеста. Попробуйте разработать сценарий полити­ческого хэппенинга для выражения политического протеста (см. об этом: Левчик Д.А. Политический хэппенинг // Социс. 1996. №8).
 26. К какому виду можно отнести участие...
 1) под влиянием призывов политических лидеров;
 2) обусловленное личными интересами;
 3) из страха быть наказанным в противном случае;
 4) с целью выражения протеста и личного несогласия с политикой пра­вительства.
 
 
 а) мобилизованное участие;
 б) автономное участие.
 
 
 27. Какие цели преследуют следующие разновидности террориз­ма?
 
 
 а) культуротворческий;
 б) рациональный;
 в) идеологический.
 заставить органы власти выполнить опреде­ленные требования;
 1) разрушить основные нормы политической системы;
 2) возбудить общественное сознание с помо­щью кровавых акций.
 
 
 28. Какой из двух названных типов терроризма стремится к раз­рушению традиций и ликвидации исторической преемственнос­ти?
 
 
 а) «национал-сепаратистский»;
 б) «анархо-идеологический».
 
 
 29. Назовите основные причины, побуждающие отдельных индивидов участвовать в террористической деятельности.
 30. Объясните, почему политический терроризм является одним из тяжелейших политических преступлений.
 31. Укажите причины участия молодых людей в политике в каче­стве агитаторов, пропагандистов и доверенных лиц кандидатов в депутаты:
 
 
 а) высокий интеллектуальный потенциал;
 б) стремление компенсировать низкую самооценку;
 в) рациональные интересы;
 г) определенная политическая идентификация;
 д) стремление повысить материальное благосостояние;
 е) сублимация.
 
 
 32. Определите характер взаимосвязи между политической само­идентификацией населения и оценкой результатов реформ в Рос­сии.
 33. Проанализируйте результаты выборов в Государственную Думу 1995 г. Выделите и назовите основные сегменты россий­ского электората, его партийные предпочтения и идентификации. Какие социальные группы образуют выделенные вами сегменты?
 34. Назовите факторы, оказывающие решающее влияние на по­литические предпочтения российских избирателей:
 а) уровень доходов;
 б) особенности политической социализации и структура ценностных ориентаций;
 в) партийная идентичность;

<< Пред.           стр. 15 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу