<< Пред.           стр. 8 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина. Двенадцать последних лет своей жизни он проведёт на этом острове, который в скором времени станет местом паломничества для многих верующих. А пока предстояло много работы по восстановлению монастыря... Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования...
  Как-то раз к Владыке за помощью обратилась бедная пожилая женщина. Она рассказала, что на ее оливковое дерево "напали красные мошки", которые уничтожают листья дерева, просила благословить оливу. Владыка осенил дерево крестом, и к всеобщему удивлению присутствующих, "с дерева поднялось облако мошек и улетело".
  Однажды, когда рабочие возили из монастыря известь в деревню, чтобы гасить её около колодца, вода в колодце кончилась. Сырая известь могла быстро затвердеть, и стала бы не пригодной для работы. Старца известили о случившемся. Владыка сам пришёл к колодцу и благословил рабочих закончить работу. К всеобщему удивлению, после ухода Владыки колодец быстро наполнился водой. Работа была успешно закончена.
  Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.
  По свидетельству монахинь, многие верующие почитали Владыку как святого: верующие рассказывали, что видели как во время молитвы он "весь светился". А одна из монахинь однажды удостоилась увидеть, как Владыка Нектарий преобразился во время молитвы. Она рассказывала, что когда он молился с воздетыми руками, то был "на две пяди поднятым над землёй, при этом лицо его совершенно преобразилось - это был лик святого".
  Из воспоминаний монахини Евангелины, записанных в 1972 году Манолисом Мелиносом: "Он был как бесплотный... Имел какую-то особую привлекательность. Весь светился... У него было спокойное лицо. А какую чистоту источал его взгляд! Эти голубые глаза... Казалось, что они говорили с тобой и призывали тебя к Господу... Он был полон любви ко всем, был смиренный, милостивый. Он был человек любящий молчание".
  Однажды в монастырь приехали паломники из Канады, они попросили, чтобы старец Нектарий помолился об исцелении парализованного родственника. Владыка пообещал помолиться. Спустя некоторое время в одно из воскресений Владыку увидели в том самом канадском храме, куда привезли больного. Очевидцы рассказывали, что Владыка Нектарий, выйдя из Царских ворот, произнёс слова: "Со страхом Божиим и верою приступите!" и позвал больного к причастию. К всеобщему удивлению больной тут же встал и подошёл к Владыке. После литургии старец исчез. Канадец, получивший таким чудесным образом исцеление, сразу же отправился на остров Эгина благодарить Владыку Нектария. Увидев в монастыре старца, он в слезах бросился к его ногам.
  Старца Нектария отличала не только нескончаемая доброта и любовь к людям и всему живому вокруг него, но и необычайная простота. В монастыре он служил, как простой иерей, а архиерейское облачение всегда висело около иконы Божией Матери. Старец питался очень скромно, основной едой были бобы.
  В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.
  8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного. Произошло чудо: больной тут же исцелился.
  Из воспоминаний монахини Нектарии: "Когда Владыка умер, и его перевезли на Эгину, поехала и я. Гроб сопровождало множество священников его ученики Ризарийской школы, и масса народа. Вся Эгина вышла! Флаги были приспущены. Закрыты магазины, дома... Его несли на руках. Те, кто нёс гроб, рассказывали, что потом так благоухала их одежда, что они благоговейно повесили её в шкафы как святыню и уже больше не надевали... Все мы сёстры, около десяти человек находились у гроба и держали коробочку с ватой. Мы постоянно протирали лоб Владыки, бороду и руки - между пальцев. В этих местах проступало, как влага сквозь стенки кувшина, Миро! Так продолжалось три дня и три ночи. Все люди разбирали ваточки. Миро сильно благоухало".
  Духовная дочь старца Мария рассказывала, что, провожая старца в последний путь, положила ему в гроб букет незабудок. А когда через пять месяцев, при перезахоронении, открыли гроб, то все были необычайно удивлены, увидев, что не только тело и одежда праведника не подверглась тлению, но и цветы сохранили свою свежесть.
  Много чудесных исцелений произошло у могилы старца Нектария. Следует отметить, что жители греческого острова Эгина, по молитвам праведника, были защищены и во время оккупации. После войны бывший немецкий комендант Афин признался, что военные летчики вылетавшие бомбить о. Крит, пролетая мимо острова Эгина, не видели его (и это, не смотря на хорошую видимость, и отсутствие облачности).
  5 ноября 1961 года Владыка Нектарий был причислен к лику святых Православной Церкви.
 
  Молитва святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу
 
  О, мироточивая главо, Святителю Нектарие, Архиерею Божий! Во времена великаго отступления, нечестию мир пленившу, благочестием просиял еси и главу прегордаго Денницы, уязвляющаго нас, сокрушил еси. Сего ради дарова ти Христос врачевати язвы неисцельны, за беззакония наша нас поразившия.
  Веруем: возлюби тя Бог праведнаго, да тебе ради нас, грешных, помилует, от клятвы разрешит, от недуг избавит, и по всей вселенней страшно и славно будет имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 
 40. Старец Паисий Святогорец
 (1924 - 1994 гг.)
 
  25 июля 1924 года в Каппадокии (Малая Азия) в многодетной семье у Продромоса и Евлампии Езнепидис родился сын. Крестивший ребёнка, ныне прославленный, св. Арсений Каппадакийский назвал младенца Арсением, сказав при этом: "Хочу оставить после себе монаха". Пройдёт много лет и монах, которого "оставил после себя" святой старец напишет о нём: "Жизнь отца была святой, и подобно духовному генератору, который приводила в движение великая и всеобъемлющая любовь Божия, всегда чудесным образом сообщала благодать Божию не только христианам, но и туркам, и верующим, и неверующим... Правую веру он проповедовал праведной жизнью. Плоть его истаяла в подвиге от теплой любви к Богу, и он изменял души божественной благодатью. Он имел глубокую веру и исцелял многих, верующих и неверующих. Мало слов, много чудес. Он переживал многое, и скрывал многое. Под твердой внешней оболочкой он скрывал свой сладкий духовный плод. Очень строгий по отношению к самому себе, он был самым нежным отцом для своих чад. Он приучал их не к букве закона, а к его смыслу, к усердию. Как служитель Вышнего, он не касался земли, и как Его сослужитель он сиял миру. Его прославил Бог, Которого он прославлял своей жизнью".
  В то время православные семьи в Каппадокии испытывали притеснение со стороны турецких мусульман, многие были вынуждены покинуть родину. В сентябре 1924 года беженцы прибыли в Грецию. Семья поселилась г. Конице. Маленький Арсений с детства мечтал стать монахом, он убегал в лес и там самозабвенно молился. После окончания школы Арсений устроился работать плотником. В 1945 году он был призван в армию, где большую часть службы прослужил радистом, проявив во время войны необычайную смелость. Часто он сам просил назначить его на самые опасные задания на передовой, чтобы занять место сослуживцев, ссылаясь на то, что он свободный, а у них жены и дети, которые их ждут. После окончания службы в 1949 году Арсений, выбрав иноческий путь, отправился на Святую Гору Афон. В 1950 году он становится послушником старца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш. Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Он любил уединение, непрестанно молился, любил читать жития святых. Очень нравилось м. Аверкию посещать благодатных старцев.
  В 1956 г. старец Симеон постриг м. Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита Кессарийского Паисия II. Живя в монастыре, отец Паисий не терял духовной связи со своим духовным отцом, он часто приходил в скит к старцу Кириллу. Случалось, что ответ на волнующий вопрос отец Паисий находил в книге, которую сразу же протягивал ему прозорливый старец: нужные слова в ней были заранее подчёркнуты карандашом. Старец, провидя духовным зрение нужду духовного чада, знал заранее о времени, когда он придёт. По молитве духовника отец Арсений возрастал духовно. Обозначив для себя главную цель - "очищение души и совершенное покорение ума Божественной благодати", он старался достичь её всеми средствами. Он считал, что всем проблемам нужно противостоять "терпением, добрым помыслом и смирением, чтобы могла помогать благодать Божия". Стяжав мудрость святых Отцов, он всей своей смиренной жизнью в дальнейшем показал, что "пожелания души упраздняются, когда ее целью является единение с благостью Божией". Не смотря на то, что он с детства любил уединение, он доверился промыслу Божиему, и по велению Свыше стал принимать паломников.
  С 1958 года по 1962 год отец Паисий жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, где, по промыслу Божиему, ему пришлось духовно помогать тысячам людей, приходившим со своими нуждами в обитель. С 1962 года старец Паисий живёт на Синае в келии святых Галактиона и Епистимии. В 1964 году старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.
  В 1966 году старец тяжело заболел, и ему отняли часть легкого. В больнице за старцем ухаживали сестры, желающие основать монастырь св. Иоанна Богослова. После выздоровления старец помог им отыскать место для его построения и до конца жизни помогал им духовно.
  В 1967 г. о. Паисий пошел в Катунаки и поселился в Лавриотской келии Ипатия.
  Из воспоминаний старца Паисия: "Когда я жил в Катунаках, однажды во время ночной молитвы мною начала овладевать небесная радость. Одновременно моя келия, чью тьму лишь слегка освещал дрожащий свет свечи, начала мало-помалу наполняться прекрасным голубоватым светом. Этот таинственный свет был чрезвычайно сильным, однако, я чувствовал, что мои глаза выдерживают его яркость. Это был Нетварный Божественный Свет, который видели многие старцы Афона! Много часов я пребывал в озарении этого дивного света, не ощущая земные предметы, и находясь в духовном мире, совсем отличным от здешнего, физического. Находясь в этом состоянии и принимая посредством того Нетварного Света небесные ощущения, я провёл многие часы, не ощущая времени, с ним солнечный свет казался как ночь в полнолуние! Тем не менее, мои глаза получили способность выдержать яркость того света".
  С 1968 г. старец поселился в обители "Ставроникита". Узнав о новом месте пребывания старца, паломники устремились в эту обитель.
  Любовь старца к людям была безгранична, он старался никого не обличать публично, для каждого у него находился кусочек сладкого лукума и кружка холодной воды, добрый совет и молитвенная поддержка. Весь день он утешал страждущих, и наполнял души надеждой и любовью к Богу, а ночами молился, позволяя себе отдохнуть лишь 3-4 часа. Когда духовные дети старца просили его пожалеть себя - отдохнуть, он отвечал: "Я когда хочу отдохнуть, молюсь. Познал, что только молитва правильно освобождает от усталости человека. Поэтому молитесь и учитесь". Он говорил: "Всегда стараюсь не заниматься своей болью. На уме у меня боль других людей, и эту боль делаю своей. Так мы обязаны всегда вставать на место других... Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным, потому и сказал Христос: "...от лишения своего..." (Лк.21,4). Когда я делаю добро, отдохнув, оно не дорого стоит... Устав, и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость... Мой собственный покой рождается от того, что я доставляю покой другому".
  Старец читал Псалтирь ежедневно целиком. По ночам старец молился за весь мир. Отдельно он возносил молитвы за тех, кто находится в больницах, за поссорившиеся супружеские пары, молился за всех, кто кончает поздно работу, за всех путешествующих ночью...
  Однажды ночью, когда старец молился, ему было открыто, что в этот момент в опасности находится человек по имени Иоанн. Старец зажёг свечу и начал молиться об Иоанне. На следующий день к старцу пришёл тот самый юноша, о котором он молился. Иоанн рассказал ему, что именно в тот час, когда старец начал молиться о спасении его души, он от отчаяния решил покончить собой. Сев на мотоцикл он помчался из города, чтобы, съехав в обрыв, разбиться. Внезапно его посетила мысль: "Столько говорят об этом Паисии на Святой Горе, не сходить ли и мне к нему". Встретив старца, Иоанн обрёл любящего духовного отца, по молитвам которого встал на путь истинный.
  По молитвам старца Паисия многие верующие получали исцеления. Однажды к старцу обратился за помощью отец глухонемой девочки. Он рассказал, что несколько лет назад, до рождения ребёнка, он чинил препятствия родному брату, который хотел стать монахом. Видя искреннее раскаяние мужчины, старец Паисий помолился об исцелении девочки, пообещал: "Твоя дочь не только заговорит, но и оглушит вас!"
  Через некоторое время девочка начала говорить.
  Нередко случалось, что люди, испытывающие трудности при ходьбе, страдающие ревматическими заболеваниями, инвалиды, к всеобщему удивлению, уходили от старца исцеленными. Одной отчаявшейся после многих лет безуспешного лечения супружеской паре, желавшей усыновить ребёнка, он посоветовал подождать с усыновлением, при этом пообещал: "Теперь, с помощью Божией будет у вас ребёнок!" В скором времени, по молитвам старца, родился долгожданный ребёнок.
  Однажды к старцу пришёл отец девочки, болевшей раком, он попросил старца помолиться об исцелении дочери. Старец ответил:
  - Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести Богу какую-нибудь жертву, потому что жертва любви сильно "располагает" Бога к помощи... Брось курить по любви к своей дочери, и тогда Бог вылечит ее. По молитве старца девочка выздоровела. Однако, спустя некоторое время, отец девочки, забыв про свой обет, снова начал курить - внезапно вернулась и болезнь. Когда мужчина вновь приехал на Святую гору и обратился к старцу за помощью, старец сказал:
  - Если ты, будучи отцом, не имеешь достаточно благочестия, чтобы пожертвовать своей страстью и спасти жизнь своего ребёнка, то я ничем не могу помочь тебе.
  Старец Паисий говорил: "Оттого, что никто не желает контролировать себя, каждый хочет жить бесконтрольно, по своей воле. Но это ведет к полной катастрофе, потому что, да, Бог даровал человеку свободу поступать, как он хочет, однако даровал ему и разум, чтобы он понимал свою ограниченность и границу, между правильным и неправильным. Когда человек поступает самонадеянно, не учитывая своей немощи, тогда он делает ошибки".
  Часто к старцу обращались за помощью близкие тех, кому, по словам врачей, не суждено было выжить после тяжёлых операция и неизлечимых болезней. Имеется немало свидетельств о чудесном исцелении безнадежно больных людей, по молитвам старца. Однако здоровье самого старца катастрофически ухудшалось год от года.
  Ещё в 1966 году после легочное заболевание, в результате приема сильных антибиотиков у старца образовался ложно-перепончатый колит с резкими болями в животе. Несмотря на боль, он часами стоял, принимая людей, желавших взять у него благословение. Старец считал, что боль очень помогает душе и смиряет её, и чем сильнее болеет человек, "тем больше пользы извлекает".
  С 1988 г. у старца появилось дополнительное осложнение в кишечнике, сопровождаемое кровотечениями. К 1993 г. состояние старца стало очень тяжелым, но старец Паисий не прекращал принимать паломников. Когда духовные дети умоляли его обратиться к врачам, он ответил, что "в духовной жизни очень помогает такое состояние, поэтому невыгодно его изгонять". Старец мужественно переносил выпавшие на его долю страдания, никогда не просил ничего для себя, молился лишь об исцелении других. По настоянию духовных чад он всё же лег на лечение в больницу, врачи установили наличие раковой опухоли. В 1994 году старец перенёс две операции, но здоровье его продолжало ухудшаться: 11 июля он причастился в последний раз. 12 июля 1994 г. старец предал свою душу Господу и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской.
 
  Господи, упокой душу старца Паисия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас.
 
  Высказывания старца Паисия:
 
  Главнейшая обязанность человека - любить Бога и потом своего ближнего, и более всего - своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собой, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним.
  Истинный христианин не должен ни осуждать, ни ссориться, ни судиться с другими... Людская правда - ничтожна перед правдой Божией. Господь наш Иисус Христос первый осуществил Божественную правду. Когда Его обвиняли, Он не оправдывался, когда плевали на Него, не протестовал, когда Его мучили, не угрожал, но всё переносил терпеливо и молча... Оправдывал Своих гонителей пред Своим Небесным Отцом и молился за них, говоря: "Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!" (Лк. 23:34).К нашему стыду, мы не берем пример с нашего Спасителя, Бога воплотившегося, и не перестаём осуждать других, а также ссориться из-за всяких мелочей. А результат тот, что наша человеческая "правда" приводит к великой неправде. И то, что утверждают некоторые, что, мол, неправильно позволять бессовестным людям расхищать нашу собственность, - это ничто иное, как выгодный предлог свое благо ставить выше блага ближнего. Если мы, оставив молитву и заботу об очищении сердца, начнём ссориться с людьми и таскать их по судам, то отсюда ясным становится, что житейские предметы мы ставим выше своего спасения, а, что еще ужаснее, ставим выше самой заповеди Христовой (Лук. 6:26-29).
  Как сено и пламя не могут пребывать вместе, так не могут в одной душе одновременно находится Божественная и человеческая правда. Кто во всём доверяется Божественной правде, тот не смущается, когда его обижают, и не ищет оправдания в деле, за которое его осудили, но ложные обвинения против себя принимает, как истинные, и не заботится о переубеждении людей, что его оклеветали, но еще сам попросит прощения.
  Кто живёт просто, тот смиренно думает о себе и чувствует необходимость в отеческой заботе Бога, предоставляя Ему все заботы о себе. В этом случае благой Бог, видя, что эта душа во всём доверяется Ему, а не самой себе, покрывает её промыслом и милостью. Тогда душа ясно видит помощь Божию и радуется.
  Во всём, что собираешься сделать, обдумывай, хочет ли того Христос; и поступай соответственно с ответом на этот вопрос; старайся быть смиренным и послушным; всегда заботься о том, как сделать доброе для ближнего твоего, а не для себя; не смотри, что делают другие и не испытывай, чтобы не впасть в осуждение.
  Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем.
 
  О молитве
 
  Прежде молитвы читайте несколько строчек из Евангелия или Патерика. Так согреется ваша мысль и перенесется в духовную страну.
  Нужно молиться за других с сокрушением и с душевной болью. И этого душа может достичь тогда, когда по смиренномудрию будет себя считать виновной в том, что случается с ближними...
  Человек должен постоянно творить молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Молитва должна быть простой... Мы произносим молитву, и согревается наша душа.
  Чтобы помолиться от сердца, надо ощутить боль. В молитве должно быть усилие, самопожертвование. Чем больше страдает человек, тем больше получает утешение от Бога... Особенно утешает Бог тогда, когда болеешь за других... Самую большую радость человек обретает посредством жертвы...
  Предатели, ослабляющие молитву - это духовная сухость и холодность. Против них нужно использовать краткие молитвы, а главным образом - молитву Иисусову, прилежное чтение Священного Писания и духовных книг. Также предохраняют нас от греха и помогают нам мысли о смерти, суде, рае, аде и благодеяниях Божиих... От этого придет страх Божий, зрение самого себя, отвержение плохих помыслов и чувств, и соблюдение нравственной чистоты. Будем всегда проверять самих себя: каемся ли мы в прошлых согрешениях и боимся ли своих немощей. Но не будем терять надежды спасения.
  Молитва - это кислород души, ее настоятельная потребность, и она не должна считаться тяжелой повинностью. Чтобы молитва была услышана Богом, нужно, чтобы она исходила из сердца, совершалась со смирением и в глубоком чувстве нашей греховности. Если молитва не от сердца - нет в ней пользы.
  Убегай от сильного врага - болтовни с людьми. Как облако закрывает солнце, так болтовня омрачает душу. Молитва должна быть радостью и благодарением, а не вынужденной и сухой формальностью. Молитва - это отдых. Душа не устает в молитве, ибо, беседуя с Богом, она отдыхает.
  Молясь, вы должны стоять со смирением и простотою маленького ребенка, дабы удостоиться отеческой заботы. Признавайте свою немощь и ничтожество, чтобы вас покрыла милость Божия, потому что как тень следует за предметом, так и милость Божия - за простотою и смиренномудрием... Кто достиг познания своей духовной немощи, тот достиг совершенного смирения.
  Только отсекая свои страсти, мы можем помочь и другим, чтобы и они их отсекли. Молитва должна совершаться и сердцем, а не одними только устами.
  Будем молиться за нуждающихся в молитве и за весь мир. Разделим свою молитву на три части: одна - за нас самих, вторая - за живых, и третья - за усопших. Будем регулярно подавать на проскомидию свои имена, чтобы иерей поминал их у святого жертвенника. Не будем доверять самим себе. Самоуверенность есть большое препятствие для Божественной благодати. Когда мы все возлагаем на Бога, тогда Он непременно нам поможет.
  Не ограничивайте молитву только словами. Сделайте всю свою жизнь молитвою к Богу.
 
  Подвиги в духовной жизни
 
  Избегайте поводов к греху... Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в жизни. Величайшая радость - это служение другому человеку и прощение ему ошибок. Принимающий благодеяние чувствует человеческую радость, а творящий его - радость божественную.
  Наше духовное преуспеяние, как и спасение, зависит от нас. Никто другой спасти нас не может.
  Когда человек делает что-либо от всего сердца, то есть, любит то, что делает, тогда он душевно не устает.
  Не будем оправдывать себя, чтобы не препятствовать Божественной Благодати.
  Сердце очищается слезами и воздыханиями... Будем плакать о своих грехах, надеясь всегда на любовь и милость Божию.
  Тот, кто долго подвизается и не видит духовного преуспеяния, горд и эгоистичен. Духовное преуспеяние там, где много смирения, которое восполняет все. Духовное преуспеяние имеет тот человек, который чувствует, что внутри него все мерзко и непотребно. Усердный и ревностный подвиг с чувством своего убожества и надеждою на Бога - это духовный кислород. Все это придает надежность духовному подвигу.
 
  О смиренномудрии и терпении
 
  То, что случается с человеком, абсолютно связано со смирением... Человек может ненавидеть конкретные страсти и не желать их, и даже проливать кровь, ради удаления их, - однако у него нечего не получится, ибо Бог не помогает ему; и не будет помогать ему - пока тот не смирится. (Потому что, хотя он ненавидит конкретные страсти, однако он - раб гордости, которая вводит во все остальные страсти).
  Чтобы духовно преуспеть человек может просить у Бога любви, молитвы, мудрости, послушания и других добродетелей. Однако Бог... не даст нам ничего из просимого, сколько бы мы не подвизались, - если мы прежде не смиримся. Когда же имеем единственною целью - смирение, тогда Бог всё даст нам даром. Бог одного хочет от нас - смирения, ничего больше.
  Те, кто родились калеками, или стали калеками по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам.
  Есть в мире великое зло, не замечаемое нами: это не понимание путей промысла Божия и в результате этого - ропот. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего. Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к праведникам.
  Да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас - смирения. Все остальное потом дает Божественная благодать.
  Бог попускает человеку претерпевать различные испытания, болезни, вред и многое другое, клевету со стороны окружающих нас людей, оскорбления, несправедливости. Мы должны принимать их терпеливо, без расстройства, как благословение Божие. Когда кто-нибудь поступает с нами несправедливо, мы должны радоваться и считать того, кто несправедлив по отношению к нам, своим великим благодетелем.
  Только смирением можно прийти в себя и спастись. Только смирение спасает.
 
  О помыслах
 
  Когда брат имеет дурной помысел, нам нужно постараться его исправить своей добротой и смирением. Это - наш долг. К сожалению, сегодня многие люди и даже духовные лица не борются со своими порченными помыслами. Они или соглашаются с теми, кто думает плохо, или ещё хуже портят их помыслы.
  Моя работа исправлять помыслы, и эту работу все мы должны делать...
  В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы, и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение.
  Почти все мы считаем, что помыслы есть нечто простое и естественное, и потому наивно им вверяемся. Однако не следует им ни вверяться, ни принимать их. В уме и сердце не должно быть абсолютно никакого помысла, ни злого, ни доброго, ибо место сие принадлежит только благодати Божией. Так и мы должны хранить его чистым, и не только от помыслов, но и от малейшего беглого парения. Этого, однако, мы не можем добиться иначе, как только когда от многого любочестия полюбим Христа и вверямся Ему во всем без малейшего колебания! И так смиряемся естественно. И после того, как мы смиримся, естественным является восстановление внутри нас Божественной благодати, которая дается только смиренным.
  Если наш помысел утвержден в вере, никто не может его переменить...
  Мы будем иметь благие помыслы тогда, когда все будем видеть чистым. Чистое сердце и чистые благие помыслы приносят душевное здоровье. Плохой помысел препятствует Божественной благодати.
  Те, кто имеет добрые помыслы, и думают и видят хорошее...
 
  О воспитании детей
 
  Многие родители, неправильно любя своих детей, причиняют им духовный вред. Например, мать по чрезмерной плотской любви к своему ребёнку, обнимая и целуя его, говорит: "Какой ты у меня чудный ребёнок", или: "Ты - самый лучший в мире мальчик" и т.п. От этого малыш весьма рано (в возрасте, когда не может ещё этого осознавать и возражать), усваивает высокое мнение о себе, что именно он самый лучший и умный. По этой причине он, естественно, не чувствует надобности в благодати Божией и не умеет просить Бога о помощи. Так с раннего детства в душе ребёнка утверждается каменное самомнение, которое он никогда не сможет преодолеть и унесет с собой в гроб. Зло еще в том, что первые, кто страдают от этого высокомудрия - это сами родители. Действительно, будут ли дети родителей спокойно сидеть и слушать наставления своих родителей, когда они уверенны, что они - самые лучшие и сами всё знают? Поэтому родители должны быть очень внимательными к духовному развитию своих детей, ибо они несут ответственность не только за себя, но и за них.
 
  Об осуждении
 
  Никогда не будем осуждать. Когда мы видим кого-нибудь впадающим в грех, будем плакать и просить Бога его простить. Если мы судим ошибки других, значит, наше душевное зрение еще не очистилось. Помогающий своему ближнему получает помощь от Бога. Осуждающий своего ближнего с завистью и злобой имеет своим судьей Бога. Никого не будем осуждать. Всех будем считать святыми, и только самих себя - грешниками. Осуждение бывает не только словом, но и умом, и внутренним расположением сердца. Внутреннее расположение задает тон нашим мыслям и словам. Во всяком случае, для нас выгоднее быть сдержанными в своих суждениях, чтобы не впасть в осуждение; иными словами, будем избегать приближения к огню, иначе же мы либо обожжемся, либо закоптимся. Лучше всего осуждать всегда самих себя.
 
 41. Библиография
 
 1. "Преподобные старцы Оптинской пустыни". Holy Trinity Monastery; Jordanville; New York; 1992 г.
 2. "Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида". Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991 г.
 3. "Беседы схи-архимандрита Оптинского скита Старца Варсонофия с духовными детьми". Изд-во: "Даниловский Благовестник", 1993 г.
 4. "Старец Нектарий житие: подвиги и чудеса". Москва, Изд-во: "Триумф", 1994 г.
 5. При подготовке очерка использовались материалы сайта отца Александра Милеанта, сайтов: "Оптинское подворья в Москве", "Православный календарь", Благотворительного фонда "Русское Православие", "Храм преподобного Димитрия Прилуцкого на Девичьем поле" (Москва), "Стояние за Истину", "Духовное наследие Православия", "Храм Сошествия Святаго Духа", "Православные новости", газеты "Православный вестник", газеты "Благовест".
 6. "Старец Захария". Изд-во: Трим, 1993 г.
 7. Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание. Москва, "Русский Духовный Центр", 1994 г.
 8. Журнал "Русский Паломник", N 21-22, 2001 г. (США)
 9. "Преподобный Амфилохий Почаевский". Почаев, 2003 г.
 10. Иоанн Кронштадтский. Москва, Изд-во: "Патриот", 1992 г.
 11. "Приходская жизнь", июнь 1997 г.
 12. "Старец Силуан". Архим. Софроний, Эссекс: Монастырь Св. Иоанна Крестителя, 1990 г.
 13. Чудотворная икона ХХ1 века. Изд-во: "Феникс", 2002 г.
 14. Непознанный мир веры. Изд-во: "Молодая Гвардия", 2001 г.
 15. "Старец Силуан Афонский". Москва, Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996 г.
 16. "Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания". Минск, Изд-во: "Лучи Софии", 1998 г.
 17. "Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий". Москва: Изд-во: "Братство святителя Алексия", 1996 г.
 18. "Жизнь Пустынных Отцев, творение Пресвитера Руфина". Свято-Троицкая лавра, 1898 г.
 19. "Жизнеописания Афонских Подвижников Благочестия Х1Х века". Иеромонах Антоний. Москва, Афонское Подворье, 1994 г.
 20. "Старец иеросхимонах Сампсон". Москва, Изд-во: "Современник", 1994 г.
 21. "Старец иеросхимонах Сампсон". Изд-во: "Народная Библиотека", 1994 г.
 22. "Тайна старца Феодосия", Анна Ильинская. Изд-во: "Православный Паломник", 1997 г.
 23. "Белгородский старец Архимандрит Серафим (Тяпочкин)".
  Изд-во: Свято-Троицкой Лавры, 1998 г.
 24. "Жизнеописание Московского старца Алексия Мечева". Составила монахиня Иулиания. Изд-во: "Русский Хронограф", 2002 г.
 25. "Храм Николая Чудотвордца в Клёниках". Москва, Изд-во: "Московского журнала", 1991 г.
 26. "Сказание о житии Блаженной Матроны". Составила Жданова, Свято-Троицкий Ново-Глутвин монастырь, 1993 г.
 27. "Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской". Сост. Священник Николай Правдолюбов. Москва, Изд-во: "Святитель Киприан", 1999 г.
 28. "Схимонахиня Нила". Изд-во: "Паломник", 2000 г.
 29. "Вертикаль (Путевые заметки)". Священник Михаил Малеев, Москва, Изд-во: Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2001 г.
 30. "Блаженный Иоанн Чудотворец". Иеромонах Серафим (Роуз), Игумен Герман (Подмощенский) Издательский отдел Валаамского общества Америки в России, 1993 г.
 32. Газета "Православная Москва", № 3 (205), октябрь 1999 г., материал православного журнала "Отдых христианина", 2001 г.
 33. "Русская мысль", Париж, № 4286, 30 сентября 1999 г.
 34. В очерке использовались материалы сайта "Электронная библиотека", электронного журнала "Альфа и Омега", документального фильма "Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба".
 35. "Схиигумен Савва". Москва, Изд-во: "Русский Дом", 1999 г.
 36. "Святитель-хирург, житие Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)". Протодиакон Василий Марущак Москва, Изд-во: "Даниловский Благовестник", 1997 г.
 37. "Отец Арсений". Москва, 1993 г., и материалы из архива Владимира Владимировича Быкова (Библиотека форума "Православная беседа").
 38. "На пажити Богоматери. Христа ради юродивая Киево-Печерской Лавры Монахиня Алипия". Воспоминания очевидцев. Киев, 2001 г.
 39. "Богом данная". Жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии, Г.П. Дурасов, Изд-во: "Сатисъ", Санкт-Петербург, 1995 г.
 40. В очерке использовался материал сайта: "Вселенское Православие".
 41. "Един от древних", Архимандрит Симеон (Холмогоров). Москва, Изд-во: "Паломник",
 1996 г.
 42. "У пещер Богом зданных", Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века, М. , Изд-во: "Правило веры", 1999 г.
 43. Великие русские старцы XX века http://pagez.ru/olb/rst/
 44. Журнал "Слово", 1992 г. , №1-6
 45. "Вертикаль", Путевые заметки, Священник Михаил Малеев, Москва, Изд-во: "Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево", 2001 г.
 46. "Блаженная Любушка", Анна Ильинская, Православный летописец Санкт-Петербурга, №1, 2, 7, 2001 г.
 47. В очерке использовались материалы газеты "Вера", газета "Сретение". Православное приложение, №5 (68) март 2000 г.
 48. "Я говорил со святым Нектарием", Манолис Милинос (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г.), в очерке использовался материал очерка
  http://www.samara.orthodoxy.ru/Smi/Npg/035_11.html
 49. "Избранный сосуд. Старец Паисий". Иеромонах Христодул Агиорит, Изд-во: Свято-Покровская монашеская община, 2001 г.
 50. "Духовное пробуждение", Издательский дом: "Святая Гора", Москва, 2001 г.
 51. В очерке использовались также материалы сайта Епископа Александра (Милеанта)
  http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/staretz_paisij_eznepidis.htm,
  сайта "Свет Православия в Казахстане" http://www.svet.orthodoxy.ru/2002/n10/s004.htm
  и сайта Константина Гордеева http://www.kongord.ru.
 52. "Я испытал тебя в горниле страдания. Схимонахиня Антония", Александр Трофимов, Москва, Изд-во: "Бост-К", 2003 г.
 53. "Православная Пермь" № 1 (30) Январь 1999 г. (Сайт "Мир всем" Молодежный отдел Воронежско-Борискоглебской епархии) http://www.mrezha.ru/mirvsem/lib/antoniya.htm
 54. Материал газеты "Жизнь Православная" сайта "ХРАМ Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково", http://www.hram-poyarkovo.ru/203_03.html
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 
 
 
 - 74 -
 
 
 

<< Пред.           стр. 8 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу