<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>
Рис. Взаимосвязь "Затраты - прибыль - объем производства".
Из этого рисунка можно видеть, что рассмотрение области прибыли может ввести в заблуждение, поскольку область прибыли не имеет границы справа и прибыль увеличивается по мере увеличения количества проданной продукции. Поэтому кажется, что если предприятие сможет произвести неограниченное количество продукции, то будет достигнут максимальный уровень прибыли. Однако этот вывод неверен.
Рассмотрим частный случай, когда кривая спроса представляет собой прямую линию (см. рис. ниже), связывающую цену единицы продукции (Р) с количеством проданной продукции (Q) в виде формулы
P=a - bQ (1)
Рис. Линейная функция спроса.
По мере роста цены продукта падает рыночный спрос на этот продукт и тем самым количество проданной продукции. Используя определение суммарного дохода как произведение цены (Р) на количество продукции (Q), получим
Суммарный доход = Цена * Количество = P * Q (2)
Тогда с учетом формулы спроса P = a - b*Q
Суммарный доход = P * Q= (a-b*Q) *Q = a*Q - b*Q2 (3)
Полученная формула отражает квадратичную зависимость (перевернутую параболу) между суммарным доходом и проданным количеством.
Рис. Суммарный доход от продаж в случае линейной функции спроса
Объем продаж, при котором достигается максимальный суммарный доход, определяется путем приравнивания нулю производной (Q).
или
тогда
Мы рассмотрели простейший тип кривой спроса (прямая линия). Более сложные зависимости дают соответственно более сложные зависимости между суммарным доходом и выпуском.
Вернемся к анализу безубыточности, отказавшись от допущения о линейности функции суммарного дохода.
Рассмотрим пример. Пусть суммарные затраты на производство изделия можно представить формулой:
Функция суммарного дохода имеет нелинейный вид
где Q - количество единиц проданной продукции. Можно построить графики этих функций и соответствующий график прибыльности (см. рис. ниже).
Рис. Анализ безубыточности.
В отличие от просто линейного анализа безубыточности, где имеется единственная точка безубыточности, на рисунке выше имеется две такие точки:
- нижняя точка, где суммарные доходы в первый раз превышают суммарные затраты,
- верхняя точка, где в результате убывающей кривой спроса, суммарный доход снова опускается ниже суммарных затрат.
График прибыльности теперь имеет явный максимум, т.е. точку вверху кривой прибыли, где угол наклона касательной равен нулю.
Реально линии суммарного дохода и убытков представляют собой кривые линии, вследствие чего на графике будет присутствовать две критические точки, между которыми находится область прибыли.
Рис. Кривые суммарных доходов и суммарных затрат.
Анализ "Затраты-объем-прибыль" иногда называют анализом критической точки позволят отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
Замечание.
Если бы вся информация, используемая при анализе, была точной, то поиск оптимальной цены можно было бы легко осуществить. К сожалению большая часть информации в приведенном выше анализе основывалась на предполагаемых оценках объема продаж, производственных затрат и доходов.
Например, на практике не всегда можно получить адекватные прогнозные оценки затрат на ремонт и техническое обслуживание.
О ценообразовании.
Различают внешние и внутренние факторы, влияющие на ценовые решения.
Внешние факторы - факторы, определяемые рынком, внутренние факторы - факторы, определяемые функционированием предприятия. Примеры внешних факторов:
- общий спрос на рынке на данный продукт;
- наличие на рынке аналогичных товаров других предприятий и т.д.
В среде внутренних факторов наиболее важное место занимает себестоимость. К внутренним факторам следует отнести:
- необходимость покрытия капитальных долгосрочных вложений;
- качество материалов труда;
- трудоемкость производства;
- использование ограниченных ресурсов.
Поэтому предприятия, которые опираются при ценообразовании на затраты, чаще используют метод учета полных затрат.
Использование метода переменных затрат предпочтительнее, например, в таких случаях:
- сравнение с конкурентами;
- установление цен на новую продукцию;
- принятие решения о специальном заказе и т.д.
Концепция эластичности
Чувствительность спроса на определенный продукт к изменениям его цены измеряется ценовой эластичностью спроса. Ценовая эластичность спроса измеряет относительное (пропорциональное) изменение рыночного спроса на продукцию при небольшом изменении цены продукта.
Замечание.
Эластичность спроса можно также измерять относительно других переменных:
- расходов на рекламу,
- изменений в уровнях доходов потребителей
- т.д.
Например, если изделия продаются по цене 240 рублей и их цена снижается до 215 рублей, то относительное изменение цены (?Р) задается формулой
Вследствие такого снижения цены возрастает спрос на изделие. При этом соответствующее пропорциональное изменение спроса составляет:
Ценовая эластичность спроса в точке кривой спроса для цены 240 рублей и объема 500 единиц определяется соотношением двух относительных измерений (взятых по модулю)
отсюда
где - эластичность спроса при цене 240 рублей и объеме выпуска 500 единиц.
Замечание.
Ценовая эластичность спроса обычно выражается как положительное число - не зависимо от знаков компонентов отношения.
Эластичность 4,80 означает, что для небольшого изменения на 1% относительно цены 240 рублей, приводит к изменению спроса на 4,8%.
Если продукт имеет "неэластичный относительно цены спрос", любое снижение его приводит к снижению суммарного дохода. Неэластичность определяется диапазоном значений от 0 до 1, т.е.
- условие неэластичного спроса.
"Эластичный относительно цены спрос" возникает там, где повышение цены приводит к повышению суммарного дохода, т.е.
Методы ценообразования.
Рассмотрим два метода ценообразования, базирующихся на затратах. Это методы ценообразования на основе:
1) переменных затрат;
2) валовой прибыли.
Метод переменных затрат заключается в расчете некоторой процентной наценки к переменным производственным затратам для каждого вида продукции.
Цена должна покрывать всю сумму затрат и желаемой прибыли, т.е.
где:
- наценка;
- желаемая величина прибыли;
- суммарные постоянные производственные затраты;
- общие административные затраты;
- суммарные переменные производственные затраты;
Тогда цена на основе переменных затрат определяется по формуле:
где:
- цена;
- переменные производственные затраты на единицу продукции.
Метод валовой прибыли.
Метод валовой прибыли использует для расчета цены валовую прибыль, являющуюся разницей между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью. В этом случае цена продукции должна не только покрывать все затраты на производство, не учтенные в валовой прибыли, но и обеспечивать определенную прибыль.
В этом случае используется формула:
где:
- наценка;
- желаемая величина прибыли;
- коммерческие, общие и административные расходы;
- суммарные переменные производственные затраты.
Тогда цена на основе валовой прибыли определяется по формуле:
где:
- цена
- переменные производственные затраты на единицу продукции.
Учет себестоимости
Правильный учет себестоимости является основой для принятия управленческих решений и базой успешной деятельности предприятия в силу, например, таких причин:
1) затраты на производство продукции являются базой для установления цены продажи.
2) информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством и используется при решении большого количества текущих оперативных задач управления.
Проблемы распределения затрат
Процесс распределение затрат представляет собой разнесение произведенных затрат по определенным объектам затрат, где объектом затрат признается организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, которая поставляет данные о затратах и по которой измеряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т.д.
Калькуляцию себестоимости производят:
1) с включением всех затрат;
2) с включением только переменных затрат (директ-костинг - direct costing);
3) с использованием нормативных затрат (standard costing).
Система управленческого учета распределяет затраты по двум главным группам объектов (по подразделениям и по продукции) и реализуется в два этапа: сначала сбор затрат по центрам затрат, а затем отнесение этих затрат на конкретную продукцию.
Детальная методика учета затрат зависит от типа производства. Производственные процессы принято относить к одному из типов: единичное, мелкосерийное, поточное и непрерывное (массовое производство).
Единичное производство - это выполнение заказа, отличающегося индивидуальными особенностями.
При мелкосерийном производстве фактическую сумму общепроизводственных расходов на заказ можно будет определить только в конце отчетного периода, а значит и фактическая себестоимость производства единицы продукции также можно определить только в конце отчетного периода, что бывает поздно для принятия оперативных управленческих решений.
При массовом и серийном производстве наличие остатков незавершенного производства на начало и на конец периода создает проблемы определения количества единиц продукции, к которым надо относить производственные затраты.
Рассмотрим два основных типа систем распределения затрат на изделие:
1) позаказный метод калькуляции себестоимости.
2) попроцессный метод калькуляции.
Позаказный метод калькуляции себестоимости.
Позаказный метод учета затрат и калькуляции себестоимости - применяется в тех производствах, где затраты материалов, основную зарплату производственных рабочих и общепроизводственные расходы легко соотнести с выпуском конечной продукции. Как правило, это предприятия, производящие единичные, уникальные или выполняемые по специальному заказу изделия. При этом методе для каждого заказа ведется один счет (карточка заказа), на которой собираются все затраты по каждому заказу или партии продукции, а не по отдельным подразделениям или отчетным периодам.
Списание общепроизводственных расходов происходит с использованием нормативных коэффициентов распределения общепроизводственных расходов, устанавливаемых на определенный период времени и рассчитываемых в несколько этапов.
1) Выбор базы распределения общепроизводственных расходов. Для этого определяется связь между общепроизводственными расходами и объемом готовой продукции, используя какой-либо из измерителей производственной деятельности, например, число отработанных человеко-часов, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих, количество машино-часов. Выбранная база должна связывать общепроизводственные расходы с объемом выпущенной продукции.
2) Составление годового бюджета (плана) общепроизводственных расходов, где расчет прогнозируемой величины общепроизводственных расходов осуществляется на основе прогноза затрат и предполагаемого объема производства (в базовых единицах измерения). Эту операцию необходимо выполнить для каждого производственного подразделения на предстоящий отчетный период.
3) Деление прогнозируемой на период величины общепроизводственных расходов на прогнозируемый объем производства, выраженный в показателе выбранной базы распределения (часы, рубли, доллары).
В результате получают нормативный коэффициент общепроизводственных расходов.
Затем общепроизводственные расходы относят на каждый вид продукции с использованием этого коэффициента, для чего фактическое значение показателя базы распределения для данного заказа умножают на нормативный коэффициент. Эта сумма добавляется к затратам материалов и начисленной оплате труда производственных рабочих.
В результате получают расчетную производственную себестоимость продукции, в которой только два элемента фактические:
- прямые материальные затраты;
- прямые трудовые затраты.
А общепроизводственные расходы списаны на основе нормативного коэффициента.
Попроцессный метод калькулирования себестоимости.
Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости применяется предприятиями, которые серийно производят массовую продукцию или имеют непрерывный производственный процесс.
В этом случае целесообразно вести учет затрат, связанных с продукцией, произведенной за определенный период времени.
Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат, отнесенных на определенное подразделение за определенный промежуток времени, на количество единиц продукции, произведенных за этот же промежуток времени.
Затраты при данном методе собираются по отдельным подразделениям за отчетный период.
Для каждого подразделения открывается отдельный счет "Незавершенное
производство".
При попроцессном методе незавершенное производство на начало и конец отчетного периода, которое всегда имеется на предприятиях серийного производства, пересчитываются в условно законченные изделия.
Понятие условных единиц продукции или условного объема производства используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период времени.
Оно позволяет пересчитать не полностью завершенные изделия в условно готовые изделия.
Тогда получим сумму общего количества изделий, начатых и завершенных в течение данного отчетного периода и слагаемого, отражающего работу, которая выполнена над незавершенным производством на начало и конец периода.
При попроцессном методе каькулирования себестоимости предполагается, что прямые материальные затраты осуществляются в момент запуска изделия в производство, а прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы, которые объединяются в общую группу, называемую затратами на обработку или добавленными затратами, распределяются равномерно в течение всего производственного цикла.
О планировании и бюджете
Планирование является одной из основных функций управления и управленческого учета. Рассмотрим упрощенный процесс планирования в основу которого положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и / или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Эти планы связаны между собой так, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня. Если результаты плана нереалистичны, то этот план или планы более высокого уровня должны быть пересмотрены.
Эту иерархию планов упрощенно можно представить следующим образом (см. рис. ниже).
Рис. Иерархия планирования
В иерархии планов выделены следующие виды планирования:
1) Стратегическое планирование - это долгосрочное планирование. Обычно оно составляется на несколько лет. Оно основано на макроэкономических показателях:
- тенденция развития экономики;
- изменение технологий;
- состояние рынка и конкуренции.
Замечание.
Результатом стратегического планирования являются так называемые программы.
2) Бизнес-планирование (составление общего бюджета) - это обычно план на год. Иногда он неоднократно пересматривается в течение года. В основном в рамках бизнес-планирования формируется общий бюджет, включающий операционный и финансовый бюджеты (планы). Информация в бизнес-плане подается чаще всего в денежном выражении. Бизнес-план определяет плановые показатели по объемам продаж и производства, а также другие планы низшего уровня.
3) Планирование объемов продаж и производств. Бизнес-план предоставляет итоговые данные по объемам продаж помесячно (в денежном выражении), а план объемов продаж и производства разбивает эту информацию по ассортиментным группам (10-15 групп). В результате получают план производства, который ежемесячно пересматривается, принимая во внимание план предыдущего месяца, реальные результаты и данные бизнес-плана. План (бюджет) объемов продаж и производства обычно включает следующие элементы:
- объем продаж;
- производство;
- запасы;
- незавершенный объем производства;
- отгрузка.
Планирование ресурсов - это долгосрочное планирование, которое позволяет оценить необходимый (для выполнения плана производства) и наличный объем ключевых ресурсов (люди, оборудование, здания и сооружения). Если возникнет потребность в наличии необходимого объема дополнительных ресурсов, то, возможно, потребуется пересмотреть бизнес-план.
4) Главный план-график производства (ГПГП) (объемно-календарный план).
Производственный план переводится в специфический план-график производства отделом планирования предприятия. ГПГП - это план производства, наложенный на шкалу времени. ГПГП показывает, что будет производиться, когда и в каких объемах. При этом плановые объемные показатели по ассортиментной группе ( в таких единицах как рубли, часы, тонны) переводятся в плановые объемы и сроки по каждому продукту этой группы в раздельности. В зависимости от типа и объема выпускаемой продукции ГПГП можно разбить на недельные, дневные и даже сменные планы.
5) Планирование потребностей в материалах (или MRP).
MRP (планирование потребностей в материалах) предназначено для контроля за запасами и их пополнения.В рамках MRP II (планирование производственных ресурсов) использование MRP было расширено до планирования потребностей в мощностях, назначения приоритетов и до замыкания по всей цепочке планирования.
MRP отвечает на 4 основных вопроса:
1) Что планируется производить?
2) Что для этого нужно?
3) Что имеется в наличии?
4) Что необходимо дополучить?
ГПГП отвечает на первый вопрос: "Что планируется производить?" Для достижения целей, поставленных ГПГП, ведется планирование всей производственной и логистической (снабжение-сбыт) деятельности. Так как ГПГП - это график, то он также отвечает на такие вопросы как "Сколько?" и "Когда?"
Второй вопрос "Что для этого необходимо?" фактически спрашивает: "Какие изделия / комплектующие нам нужно произвести (или закупить), чтобы выполнить планы ГПГП?"
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать две вещи: ГПГП и истинные данные о составе изделия (структуре продукта).
Эта информация позволяет системе ответить Что? Сколько? Когда? Потребуется для того, чтобы произвести то, что нам нужно.
1) Вопрос "Что имеется в наличии?" можно разделить на два вопроса:
- "Что уже есть?"
- "Что ожидается по заказам?"
Наличный запас на складе - это ответ на первый из этих вопросов.
Плановый объем поступлений с производства и от поставщиков - это ответ на второй вопрос
Эти данные не только дают ответ на информацию о наличном объеме заказов, но и позволяют системе оценить ожидаемый объем запаса.
Чтобы ответить на последний четвертый вопрос, нужно знать ответы на три предыдущих вопроса.
Взяв то, что нужно произвести (брутто-потребности), отняв то, что уже есть (на складе и плановые поступления), можно узнать то, что нужно дополучить (нетто-потребности).
6) Планирование потребностей в мощностях (или CRP).
CRP (планирование потребностей в мощностях) - это планирование среднего уровня, которое использует данные запланированных подсистемой MRP заказов и заказов на производство для определения необходимого объема рабочего времени (по трудовым и техническим ресурсам).
Загрузка рабочих мест рассчитывается на основе технологического маршрута изготовления продукта. Именно технологический маршрут определяет, каким именно образом производится данный вид продукта.
Каждая техническая операция совершается на каком-то рабочем месте, которое может состоять из одного или нескольких человек, и / или оборудования.
О бюджете
Бюджетное планирование представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным или функциональным сферам предприятия, разработанных на основе утвержденных программ (т.е. стратегических планов).
Бюджет может иметь неограниченное количество видов и форм, т.е. бюджет не имеет стандартизованной формы, которая должна строго соблюдаться.
Наиболее часто в экономической литературе бюджет определяется как план, выраженный в количественном (обычно денежном) виде на определенный период времени, как правило, на год.
Приведем также определение бюджета, сформулированное в западной литературе (институт дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США).
Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, обычно показывающий:
1) планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута,
2) расходы, которые должна быть понесены в течение этого периода,
3) капитал, который необходимо привлечь.
Основные составляющие общего бюджета приведены на рисунке ниже.
Рис. Общий бюджет.
Из этого рисунка видно, что общий бюджет состоит из двух основных бюджетов: операционного и финансового.
Операционный бюджет (текущий, периодический бюджет) показывает планирование операции на предстоящий год для подразделения (или отдельной функции) предприятия.
В процессе подготовки операционного бюджета прогнозируемые объемы продаж преобразуются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.
Операционный бюджет включает бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который формируется на основе следующих бюджетов (планов):
- бюджета продаж (бюджет доходов);
- производственного бюджета (с детализацией в отдельных бюджетах по всем
основным элементам производственных затрат);
- бюджета товарно-материальных запасов;
- бюджета коммерческих расходов;
- бюджета административных расходов.
Прогноз объема продаж является отправной точкой всего процесса подготовки бюджета.
В коммерческом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде.
В рамках производственного бюджета на основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.
В бюджете закупок / использования материалов определяются сроки закупки, а также виды и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов.
Бюджет трудовых затрат определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции на норму затрат труда в часах на единицу.
Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.
Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом предприятия в будущем периоде.
На основе подготовленных операционных бюджетов рассчитывается прогноз себестоимости реализованной продукции, учитывающий данные бюджетов (использование материалов, затраты труда, производственные расходы).
Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат, общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.
Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках является последним шагом при подготовке операционного бюджета.
Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде.
Финансовый бюджет включает бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия, бюджетный (прогнозный бухгалтерский баланс), бюджетный отчет о движении денежных средств.
Информация, касающаяся долгосрочных капитальных вложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, на выплаты процентов за кредиты и т.д.
Бюджет денежных средств (или прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей, а также выплат на будущий период времени.
Прогнозный отчет о финансовом положении. После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и определив чистую прибыть и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета.
После этого руководство должно решить, принять ли предлагаемый общий бюджет или необходимо изменить планы и пересмотреть отдельные части бюджета снова.
Таким образом, общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям (или функциям) план работы для предприятия в целом.
<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>