<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>
Тема 1. Виды и организационное построение предприятий в сфере коммерции.План.
1. Понятие и основные задачи предприятий в сфере коммерции.
2. Предприятия оптовой и розничной торговли. Объединения предприятий.
3. Функциональная структура предприятий в сфере коммерции.
1 вопрос. Понятие и основные задачи предприятий в сфере коммерции.
В современных условиях развития рынка большое значение для экономики России имеют коммерческо-посреднические предприятия.
Коммерческо-посредническое предприятие (КПП) - это основное звено сферы коммерции, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом ЮЛ, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления различных сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Можно выделить три группы таких предприятий:
1. Предприятия, занимающиеся только реализацией товаров.
2. Предприятия, деятельность которых ограничена оказанием различных услуг.
3. Предприятия смешанной деятельности, осуществляющие как продажу товаров, так и оказание дополнительных услуг.
В настоящее время наиболее представительной в сфере коммерческо-посреднических отношений является первая группа предприятий. Однако по своему составу и характеру деятельности она также не однородна. В ней можно выделить следующие виды:
1. Предприятия, осуществляющие операции по перепродаже товаров. Такие предприятия закупают товары у производителей или другой фирмы, становятся его собственником и затем осуществляют перепродажу товаров в оптовой и розничной сети.
2. Предприятия, осуществляющие комиссионные операции. Они строят свою деятельность на основе договора с предприятием-изготовителем. Посредник не покупает товар у изготовителя, а совершает сделки купли-продажи за его счет и за вознаграждение, оговоренное в договоре комиссии (процент от сделки).
3. Предприятия, осуществляющие агентские операции. Они строятся на основе агентского соглашения, заключаемого не на конкретную сделку, а на определенный период с распространением на конкретный регион, между производителем и предприятием на осуществление операций купли-продажи за счет и от имени производителя.
4. Предприятия, осуществляющие брокерские операции. Посредник осуществляет контакт между продавцом и покупателем и за эту услугу получает вознаграждение.
По отношению к собственности различают:
1. Предприятия федеральной собственности, наиболее крупные по размерам, образованные на базе главснабов и входящих в них самостоятельных структурных единиц.
2. Предприятия административно-территориальной собственности (областной, краевой, республик и т.д.), образованные на базе бывших управлений снабжения и сбыта исполнительных комитетов.
3. Предприятия, образованные на базе управлений торговли, сбыта крупных промышленных предприятий, имеющих хозяйственную самостоятельность, но входящих в состав этих предприятий.
4. Предприятия, учрежденные частным лицом или группой лиц (в зависимости от ОПФ), занимающиеся как правило, продаже ТНП и оказанием услуг населению. По численности это наиболее представительная группа.
Современные КПП представляют собой целые хозяйственные комплексы, осуществляющие закупку и реализацию товаров и оказывающие коммерческие, информационные, производственные и другие посреднические услуги.
Главной целью деятельности КПП является получение прибыли и ее использование в интересах дальнейшего развития, насыщение рынка товарами и услугами, решение социальных задач путем осуществление коммерческих операций по купле-продаже товаров и услуг.
Таким образом, основными задачами КПП являются:
1. Обеспечение потребителей товарами по договорам и контрактам.
2. Оказание услуг производственного, коммерческого и информационного характера.
3. Ведение хозяйственной деятельности, направленной на повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке средств производства, товаров и услуг.
4. Содействие потребителям товаров в установлении рациональных хозяйственных связей путем оказания соответствующих услуг.
5. Эффективное использование собственных основных фондов и оборотных средств.
6. Улучшение условий труда, социального и материального обеспечения членов трудового коллектива.
7. Развитие материально-технической базы.
В настоящее время в деятельности КПП возникла специфическая задача, связанная с маркетинговыми исследованиями рынка.
Она включает:
- изучение емкости рынка и характера рыночных ситуаций;
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей и конкурентоспособности товаров;
- изучение мотивации и закономерностей поведения покупателей на рынке и ряд других.
Реализация главной цели и задач КПП требует формирования ее внутренней среды для связи и функционирования с внешней средой. Должны быть установлены состав подразделений и отношения между ними, сформирована материальная основа выполнения основной функции - переходящие товарные запасы в оптимальных объемах и ассортименте. КПП должны иметь материально-техническую базу, необходимые трудовые и финансовые ресурсы. Необходимы также система управления подразделениями с процессами работ, набор технологий для выполнения функций.
КПП самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, несет ответственность за выполнение взятых обязательств перед трудовым коллективом, партнерами по заключенным договорам, госбюджетом и банками в соответствии с действующим законодательством. КПП самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на товары и оказываемые услуги.
2 вопрос. Предприятия оптовой и розничной торговли. Объединения предприятий.
Предприятия оптовой торговли (ПОТ) специализируются на коммерческом посредничестве, в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями (или другими оптовыми предприятиями), а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами ПОТ являются:
1. Поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей.
2. Закупка товаров у производителей, их доставка и хранение.
3. Формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий.
4. Обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров.
5. Маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных предприятий.
6. Информационное и консалтинговое обслуживание.
ПОТ характеризуются большим разнообразием типовых и видовых структур на потребительском рынке вследствие масштабов своей деятельности, товарной специализации, места и роли в общей системе товародвижения и способов продвижения на рынок товаров.
По масштабам и характеру деятельности различают:
1. ПОТ общенационального (федерального) уровня. Они являются более крупными, так как осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям на территории всей страны.
2. ПОТ регионального уровня осуществляют КД преимущественно на региональном потребительском рынке, производя закупки товаров непосредственно у товаропроизводителей и ПОТ федерального масштаба и доводя их до любых оптовых покупателей региона.
По товарной специализации оптовые предприятия делят на:
1. Специализированные, которые осуществляют закупку и продажу товаров одной товарной группы или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами (текстиль, галантерея, строительные материалы).
2. Универсальные ПОТ занимаются вопросами товароснабжения предприятий розничной торговли универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
Предприятия розничной торговли (ПРТ) предназначены для продажи товаров населению.
Основными задачами этих предприятий являются:
1. Удовлетворение спроса населения как по ассортименту, так и по качеству товаров.
2. Организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
В настоящее время существует большое количество разномасштабных ПРТ, которые можно классифицировать по ряду признаков.
По масштабу деятельности ПРТ классифицируют на малые, средние и крупные. Критерием классификации в данном случае может быть как число работающих, так и размер торговой площади. ( Например, в зависимости от торговой площади к средним и крупным относятся супермаркеты и гипермаркеты с торговой площадью более 2500 кв.м.)
По товарной специализации ПРТ подразделяют на:
1. Узкоспециализированные - это предприятия, в которых реализуется какой-либо один товар ("Хлеб").
2. Специализированные ПРТ - осуществляют продажу целой группы товаров (мебель, медикаменты, строительные материалы).
3. Универсальные ПРТ специализируются на реализации потребительских комплексов, включающих товары многих товарных групп ("Все для дома", "Товары для детей").
По методу обслуживания покупателей различают ПРТ:
1. Самообслуживания. Это супермаркеты, универсамы, гипермаркеты.
2. Предприятия обслуживания покупателей через прилавки.
3. Предприятия торговли по каталогам, почте и т.д.
По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров - еще один признак классификации ПРТ. Процесс формирования групп потребителей по различным возможностям приобретения товаров вызвал тенденцию к развитию торговых предприятий, специально ориентированных на обслуживание покупателей различных групп:
1. ПРТ, обслуживающих покупателей с большими возможностями приобретения товаров. Это предприятия с ассортиментом высококачественных и дорогостоящих товаров с высоким уровнем торгового обслуживания.
2. ПРТ, ориентированные на обслуживание социально незащищенных слоев населения.
Одним из видов организационных структур коммерческой деятельности оптовых и розничных предприятий являются объединения. В основе разного рода объединений лежат взаимные интересы:
1. Усиление конкурентных позиций на рынке каждого из предприятий, входящих в объединение, и получение большей прибыли.
2. Представление и защита общих имущественных интересов.
3. Сокращение объема капитальных вложений и риска.
4. Снижение издержек обращения и повышение эффективности КД.
5. Координация и проведение согласованных действий по закупке и реализации товаров и других видов КД.
К объединениям предприятий относятся союзы, ассоциации, отраслевые, территориальные объединения и т.д.
Наиболее распространенным видом объединения в сфере коммерции являются ассоциации.
Ассоциация - это добровольное объединение предприятий на основе общих интересов. Она, как правило, выступает ЮЛ и представляет собой общественную организацию, не ставящую целью своей деятельности получение прибыли. Органами управления ассоциации являются общее собрание членов ассоциации (высший орган), правление (орган по текущему контролю деятельности исполнительного органа), исполнительная дирекция (орган текущего руководства ассоциацией).
Данный вид объединения КПП характерен для РТП. Большинство розничных предприятий являются мелкими и из-за небольших объемов малоэффективны и неконкурентоспособны. Это побуждает предприятия к объединению. Путем такого объединения при сохранении самостоятельности они получают ряд экономических преимуществ за счет:
1. Создания в рамках ассоциации общих специализированных функциональных подразделений, располагающих квалифицированными специалистами по снабжению, рекламе, юридическим вопросам и т.д.
2. Совместного осуществления закупок.
3. Объединения усилий в решении инвестиционных и инновационных проблем.
Еще один важный вид объединения КП - это торговые дома.
Особенностью КД Торговых домов являются:
1. Осуществление розничной и оптовой торговли ТНП, другой продукции промышленного и с/х производства.
2. Оказание услуг в сфере массового питания и бытового обслуживания.
3. Проведение коммерческо-посреднических операций.
4. Осуществление экспортно-импортных операций.
5. Проведение кредитно-финансовых и валютно-финансовых операций.
6. Организация и проведение маркетинговой и рекламной деятельности.
Цель КД Торгового дома - получение прибыли путем реализации товаров, услуг, работ и другой продукции.
Торговые дома имеют ряд преимуществ за счет:
1. Интеграции торговой, производственной, финансовой и других видов деятельности.
2. Наличия складской базы и транспортного хозяйства, средств коммуникации, что способствует использованию современных форма товародвижения.
3. Формирования достаточной финансовой базы вследствие тесного взаимодействия с банками и другими финансово-кредитными учреждениями.
Эти преимущества позволяют Торговым домам завоевывать прочное место на товарном рынке, увеличивать объемы продажи товаров и соответственно увеличивать прибыль.
3 вопрос. Функциональная структура предприятий в сфере коммерции.
Функциональная структура предприятия определяется набором направлений деятельности, т.е. основными функциями. К основным функциям предприятий в сфере коммерции относятся:
1. Изучение спроса и предложения на товары и услуги с одновременным выявлением источников покрытия потребности рынка.
2. Осуществление закупок и организация продаж товаров в соответствии с заключенными договорами, контрактами, заказами.
3. Участие в проведении ВЭД на всех этапах товародвижения - от изготовителя до конечного потребителя.
4. Организация коммерческих связей с использование взаимовыгодных условий их реализации для всех участников торгового оборота.
5. Оказание участникам рынка разнообразных услуг.
6. Формирование запасов ТМЦ для устойчивого обеспечения ТНП.
7. Участие в организации ярмарок, выставок, аукционов.
Эти функции в основном формируют организационную структуру КПП, которая может быть представлена по следующим основным направлениям:
1. Торговое.
2. Оказание услуг.
3. Производственно-складское.
4. Технико-технологическое.
5. Ремонтно-эксплуатационное.
6. Хозяйственно-эксплуатационное.
7. Социальное развитие и кадры.
8. Экономическое.
9. Договорно-правовое.
10. Информационное обеспечение.
Данная структура характерна в основном для средних и крупных КПП, в мелких КПП функциональная структура значительно проще и, как правило отражает основное направление деятельности - торговля, оказание услуг и т.д.
Учитывая, что функции реализации товаров и оказания дополнительных услуг являются приоритетными в КПП, выделим основные задачи коммерческих служб данных предприятий.
Для успешного осуществления КД на предприятиях создаются коммерческие службы (отделы), возглавляемые заместителями директоров предприятий - коммерческими директорами.
В состав коммерческих служб, как правило, включаются:
1. Торговые или товарные отделы.
2. Отделы маркетинга и продаж.
3. Коммерческие павильоны.
4. Выставочные павильоны.
5. Залы товарных образцов ПОТ и другие подразделения.
Коммерческие службы организуют выполнение всего комплекса оперативно-организационных и хозяйственных операций с товарами и услугами на рынке. В настоящее время они обеспечивают и конкурентоспособность КПП, активно изыскивая поставщиков и покупателей, вовлекая в товарооборот продукцию отечественных производителей, расширяя сферу деловых отношений с поставщиками и производителями товаров. Все это ставит перед коммерческими службами ряд приоритетных задач:
1. Повышение эффективности и действенности договоров поставки, укрепление договорной дисциплины.
2. Повышение уровня работы по изучению и прогнозированию емкости рынка, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности.
3. Формирование отношений с партнерами на взаимовыгодной основе.
4. Координация закупочной работы с поставщиками и потребителями.
5. Реформирование и совершенствование работы оптового звена.
6. Компьютеризация коммерческих операций, учета оптовых и розничных продаж и т.д.
7. Адекватное и своевременное реагирование на происходящие на рынке изменения.
8. Совершенствование технологии коммерческой работы.
Предметом особого внимания являются вопросы повышения качества продукции, товаров и услуг. КПП, которые не соблюдают коммерческие и технологические требования, санитарные нормы и правила, постепенно вытесняются с потребительского рынка.
Структура коммерческой службы предприятия будет рассмотрена на п/з.
Тема 2. Планирование деятельности предприятий в сфере коммерции.
(2 часа)
План.
1. Стратегическое планирование.
2. Текущее планирование.
3. Оперативное планирование.
1 вопрос. Стратегическое планирование.
Планирование является основой развития и эффективной деятельности КПП. КД нуждается в разработке перспективных и оперативных планов, этапов и процедур осуществления этих планов, в согласовании целей и ресурсов, в составлении баланса доходов и расходов. В целом система планирования крупных и средних КПП может быть представлена тремя взаимосвязанными уровнями: стратегическим, текущим и оперативным.
Стратегическое планирование - это процесс разработки концепции развития предприятия и определение позиции на долговременную ориентацию КД в целях укрепления положения на рынке и повышения имиджа предприятия. Оно основывается на изучении прошлого практического опыта, теоретическом обосновании и системе расчетов для принятия управленческих решений на будущие периоды.
Главная цель стратегического планирования заключается в выработке эффективных направлений деятельности КПП на пять лет и более для получения максимальной прибыли при минимальных затратах. Она должна формироваться с учетом конкретных условий, быть реальной и достижимой. При этом должны быть учтены такие факторы, как:
* Распределение ресурсов.
* Адаптация к рыночной среде.
* Возможности предприятия и регулирование их.
* Оценка преимуществ и недостатков предприятия относительно основных конкурентов.
Стратегическое планирование включает пять основных этапов.
На первом этапе формируется информационная база, которая включает данные о рыночной конъюнктуре и количестве потенциальных поставщиков и покупателей, о качестве и технических характеристиках покупаемых товаров, работ и услуг и их уровне на рынке.
На втором этапе дается оценка возможностей КПП в области финансовых, материальных и трудовых ресурсов на данный момент и перспективу, а также для оценки динамики организационной структуры, уровня психологического взаимодействия и микроклимата в коллективе.
На третьем этапе проводится анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка с учетом всех внешних факторов, что позволяет сформировать портфель заказов с учетом ценовой политики и ценовой конкуренции для привлечения покупателей товаров и услуг КПП.
Задача четвертого этапа заключается в окончательном выборе стратегической цели развития КПП, правил и приемов ее поведения на рынке. Исследуются состояние ресурсов, цен, качества, сроки поставок, системы стимулирования персонала КПП, ориентированного на достижение поставленной цели.
Пятый этап - это формирование механизма оценки реализации стратегического плана и организация контроля за его выполнением. Здесь же оцениваются будущее состояние КПП, возможность банкротства, а также разрабатывается позиция КПП, обеспечивающая ее конкурентное преимущество, финансовую устойчивость и положение на рынке.
Важным моментом стратегического планирования является анализ зон деятельности КПП на рынке товаров и услуг. При этом наиболее типичным путем является следующая цепочка зон: "Трудный ребенок" - "Звезда" - "Дойная корова" - "Собака". (Для зоны "Трудный ребенок" характерна низкая доля на рынке, но с быстрорастущим спросом на товары и услуги. В зоне "звезда" наблюдается высокая доля на рынке с большим спросом на товары и услуги. Она ощущает постоянный дефицит денежных средств. В зоне "Дойная корова", не смотря на лидирующее положение, спрос заморожен и развивается низкими темпами. Избыток денег инвестируется на финансирование других зон. Для зоны "Собака" характерна малая рыночная доля с минимальными темпами спроса.)
Ключевой задачей стратегического планирования является добавление к имеющимся зонам деятельности КПП новых зон и уход с других, не обеспечивающих эффективность и рост.
В стратегическом планировании должны соблюдаться следующие принципы:
1. Разработка правил и приемов, обеспечивающих достижение главной цели.
2. Формирование информационной базы данных в области исследования рынка, качества товаров и услуг.
3. Увязка основных элементов плана в пространстве и времени с учетом ресурсов и возможностей КПП.
4. Повышение заинтересованности разработчиков плана.
5. Выбор выгодного коммерческого решения с точки зрения эффективности контрактов, заказов, форм и видов торговых сделок.
Данные принципы формируют основные задачи КПП и перспективу их деятельности:
1. Использование оптимального варианта рынка товаров и услуг и диверсификационных направлений деятельности конкретно для каждого структурного подразделения КПП.
2. Создание коммерческого портфеля в области четкого обозначения рыночных зон участи КПП.
3. Выделение конкретных текущих и потенциальных групп потребителей с учетом рыночной ориентации.
4. Определение сроков и разработка организационных форм контроля за выполнением основных этапов стратегического планирования для каждого структурного подразделения и предприятия в целом.
2 вопрос. Текущее планирование.
Текущее планирование является одной из важнейших предпосылок оптимального управления в области реализации товаров, услуг и работ. Оно позволяет определить этапы действий в ходе организации КД, дать четкий алгоритм решения проблемы, увязать цели и задачи, объемы сделок, наметить тактику поведения на рынке и установить объемы продаж и прибыли.
Основными задачами текущего планирования являются:
1. Определение и разработка конкретных действий по реализации поставленных целей.
2. Формирование плана с конкретизацией персональной ответственности, времени и места проведения мероприятий.
3. Формирование выгодных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями.
4. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг в целях получения максимальных доходов при минимальных затратах.
5. Определение объема и сроков привлечения необходимых ресурсов для реализации конкретных целей.
Основным документом текущего планирования на крупных КПП является бизнес-план, который позволяет оценивать собственные возможности и предотвратить негативные последствия. Он содержит показатели КД и является экономическим обоснованием инвестирования. Бизнес-план позволяет получить реальный баланс между наличием, потребностями и возможностями предприятия в увязке с внутренними и внешними факторами ее развития, т.е. дать объективную оценку реальных шансов на успех КПП.
В практической деятельности используются различные модели бизнес-плана, охватывающие в основном годовой период с разбивкой по месяцам. Состав, структура и объем этих планов многовариантны и зависят от специфики КД, размера предприятия, от цели их разработки. Для КПП среднего размера бизнес-план может быть представлен следующими разделами:
1. Общий раздел.
2. План маркетинга.
3. Анализ влияния факторов внешней среды.
4. Организационный план.
5. Оценка риска.
6. Финансовый план.
Общий раздел представляет собой подробную характеристику предлагаемых товаров, работ и услуг, новизну и отличие от аналогов конкурентов.
План маркетинга содержит оценку состояния рынка под предлагаемые товары и услуги, состава потенциальных покупателей, размерности и стабильности товарной ниши. Оцениваются потенциальная емкость рынка, объем продаж предлагаемых товаров и услуг в будущем, преимущества и недостатки основных конкурентов.
Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды предусматривает оценку факторов, способствующих или тормозящих выход на рынок, ЖЦП, наличия ресурсов и элементов рыночной инфраструктуры у предприятия, его территориальное расположение и т.д.
Организационный план включает изменение организационного построения предприятия, основных функций, прав и обязанностей исполнителей, стимулирования и оплаты труда.
Раздел "Оценка рисков" включает определение удельного веса каждого из рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, ростом инфляции и нестабильностью валютного курса, несвоевременной и некачественной поставкой товаров поставщиками, падением спроса на товар или появлением на рынке подобного товара или услуги по более низким ценам.
Одним из основных разделов бизнес-плана является финансовый план, включающий прогноз объемов реализации, баланс денежных поступлений и расходов, смету расходов и доходов, сводный баланс активов и пассивов КПП.
Прогноз объемов реализации даст представление о доле рынка, которая будет занята товарами и услугами КПП.
Баланс денежных поступлений и расходов позволит оценить потребность в финансовых ресурсах и проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, т.е. оценит будущую ликвидность предприятия.
План доходов и расходов включает такие показатели, как доходы от продаж, смета расходов по статьям, прибыль. Главная цель его - определит порядок формирования и изменения прибыли по временным периодам.
Сводный баланс активов и пассивов составляется на начало и конец планируемого периода. Здесь отражаются вложения и активы других КПП, пассивы, направляемые на финансирование или приобретение активов, а также определяется точка безубыточности, т. е. Объем реализации, при котором объем выручки равен расходам.
3 вопрос. Оперативное управление.
Тема 3. Основные фонды коммерческо-посреднических предприятий.
План.
1. Источники формирования имущества коммерческо-посреднических предприятий.
2. Понятие основных фондов, их состав, структура и назначение.
3. Воспроизводство и оценка основных фондов.
4. Эффективность использования основных фондов.
Вопрос 1. Источники формирования имущества коммерческо-посреднических предприятий.
Для осуществления основных функций КПП, независимо от ведомственной принадлежности и ОПФ, должно располагать определенным имуществом.
Основным признаком предприятия является наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно оно обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.
Имущество, находящееся в собственности или в оперативном управлении КПП подразделяется на движимое и недвижимое.
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Сюда же относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Движимое имущество составляют вещи, не относящиеся к недвижимым, включая деньги и ценные бумаги.
Кроме того, имущество предприятия подразделяется на оборотные и внеоборотные активы, которые отличаются друг от друга не только физической формой, но и ролью, местом в производственном процессе, влиянием на экономику предприятия.
В имуществе крупных и средних предприятий доля внеоборотных активов составляет 65-85%.
Общим признаком внеоборотных активов является длительный жизненный цикл - не менее года. Он обуславливает длительность процесса амортизации и низкую скорость их оборота. Отсюда и название - внеоборотные активы. Их также называют иммобилизованными фондами.
На предприятиях состав и структура внеоборотных активов может существенно различаться. Главной составляющей для большинства предприятий являются длительно иммобилизованные фонды, а среди них - основные фонды.
Длительно иммобилизованными считаются реальные ценности и нематериальные активы, используемые предприятием в различных сферах деятельности на протяжении определенного амортизационного периода, превышающего год.
Таким образом, имущество КПП - это материально-вещественные ценности производственного и непроизводственного назначения, необходимые для выполнения функций, или долгосрочные, нематериальные и текущие активы.
К долгосрочным активам относятся основные средства, вложенные в здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочие средства долгосрочного характера. Они называются недвижимым имуществом.
Кроме того, долгосрочными активами являются долгосрочные (на срок более года) инвестиции предприятия в акции и другие ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий.
К нематериальным активам относятся активы, не имеющие материально-вещественной основы и используемые в течение длительного времени. К ним относятся стоимость приобретенных предприятием прав пользования природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, патенты, лицензии и пр.
К текущим активам предприятия относятся производственные запасы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, товарные запасы, готовая продукция, незавершенное производство, денежные средства, краткосрочные (на срок не более одного года) финансовые вложения в ценные бумаги и т.п., дебиторская задолженность и прочие активы.
Текущие активы составляют оборотные средства предприятия. От состава, размера активов предприятия зависит такой важный показатель финансового состояния, как ликвидность.
Большая доля имущества КПП приходится на долгосрочные активы или основные средства. Стартовый размер имущества предусматривает уставный капитал предприятия, а дальнейшее развитие и накопление имущества осуществляется по каждому виду активов самостоятельно.
Развитие основных средств КПП происходит посредством прироста и обновления основных фондов. Прирост ОФ - увеличение их в натуральном выражении (накопление). В абсолютной сумме прирост определяется как разница между объемом ОФ на начало и конец периода или как разница между их поступлением и выбытием за период. В относительном выражении прирост ОФ определяют как отношение абсолютной величины прироста за период к их стоимости на конец периода. Обновление ОФ - модернизация и замена функционирующих средств труда новыми, более производительными и совершенными по техническому уровню. Количественное обновление измеряется с помощью коэффициента обновления и коэффициента выбытия ОФ. Коэффициент обновления - это удельный вес новых средств труда, поступивших за определенный период, в общем их количестве. Коэффициент выбытия - отношение стоимости выбывших за отчетный период основных производственных фондов к стоимости всех основных производственных фондов на начало отчетного периода.
Использование ОФ предполагает постоянное поддержание их в нормальном для эксплуатации состоянии, что является целью частичного обновления ОФ, под которым понимается проведение капитального и (или) текущего ремонтов.
Капитальный ремонт - замена отдельных частей зданий, сооружений, узлов оборудования, осуществляемая в целях поддержания ОФ в рабочем состоянии и часто сочетающаяся с их модернизацией.
Текущий ремонт - исправление или замена мелких частей ОФ, содержание ОФ в соответствующих санитарно-гигиенических условиях. Затраты на текущий ремонт включаются в издержки обращения.
Особенностью ремонта как формы частичного обновления ОФ КПП является восстановление первоначальной потребительской стоимости ОФ без учета их морального износа. Обновление может производится путем технического перевооружения и реконструкции ОФ.
Техническое перевооружение ОФ на КПП - это внедрение интенсивной технологии на основе замены (полностью или частично) активной части фондов вследствие их морального износа, а также связанные с этим внедрением новое строительство (в малых объемах) и некоторое обновление конструкций зданий и инженерных сетей.
Реконструкция ОФ КПП - это внедрение новой техники и технологии в связи с необходимостью коренной перестройки существующих зданий и сооружений (Таким образом, исходным моментом различия понятий является необходимость перестройки зданий и сооружений).
Вопрос 2. Понятие ОФ, их состав, структура и назначение.
Основные фонды (основные средства, основной капитал - в стоимостной оценке) - представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда, которые длительное время неоднократно или постоянно в неизменной натуральной форме используются в экономике, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги.
В практике учета и статистики к ОФ относят объекты со сроком службы не менее года и стоимостью выше определенной величины, устанавливаемой в зависимости от динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей. С 1 января 1997 года к основным средствам относятся предметы стоимостью не менее 100-кратного установленного МРОТ, независимо от сроков службы.
На предприятиях применяется единая типовая классификация ОС, в соответствии с которой эти средства группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.
Группировка ОС по отраслевому признаку (торговля, промышленность и т.д.) позволяет получить информацию об их стоимости в каждой отрасли, изучить особенности структуры и т.п.
В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности ОС подразделяются на:
- производственные (машины, станки, аппараты, инструменты, здания основных и вспомогательных цехов, отделов, служб, складские помещения, транспортные средства и т.п.);
- непроизводственные (ОС ЖКХ, поликлиник, клубов, стадионов, ДС и т.д.)
В зависимости от специфических особенностей участия в процессе производства ОФ подразделяются на:
- активные (машины, оборудование, транспортные средства);
<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>