<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних. Среди данных мер можно выделить общесоциальные и специальные меры.
  К общесоциально значимым для профилактики преступности несовершеннолетних мерам относятся не только те экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение к рассматриваемой возрастной группе (такие как льготные условия трудоустройства молодежи, установление всеобщности обязательного обучения детей и подростков), но и меры, опосредованно достигающие этого эффекта, создающие условия для формирования молодого поколения (например, меры, предусмотренные "Основными направлениями государственной семейной политики в РФ"). Выдвижение преступности в среде молодежи в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой возрастной группы.
  Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на субъектов, совершивших преступления либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы влияния микросреды формирования личности. Комплекс мер специально-предупредительного уровня предусматривают, например, Указ Президента РФ от 06.09.1993 г. № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
  К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости.
  Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.
  Третья группа - это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель - перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
  Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительны-ми органами. При этом усилия субъектов предупреждения в основном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики61.
  Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общего уровня призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом. Меры, реализуемые в регионах, учитывают местную специфику характеристик преступности несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи. Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков-правонарушителей.
  Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного лица. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику его жизненных обстоятельств. Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они ни стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.
  Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют62:
  1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности;
  2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;
  3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста.
  Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. Среди множества субъектов такого рода особо следует выделить учебно-воспитательные учреждения (школы, ПТУ и т. д.), осуществляющие предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и подростков . Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием проблем пока еще очень много Отметим лишь отсутствие соответствующей нормативной базы, типичность слабого взаимодействия с другими, прежде всего со специализированным субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
  Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. № 390 "Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности ОВД по предупреждению преступлений" и прилагаемое к нему "Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений" предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделений служб МВД. Подразделениям уголовного розыска - выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности - пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции); следствию и дознанию - обеспечение предварительного расследования по делам несовершеннолетних, выступление с соответствующей информацией в печати, перед трудовыми, учебными коллективами и т. д. Поскольку преступность несовершеннолетних является одним из существенных элементов преступности в целом, ее структура, динамика, уровень рассматриваются, согласно этому приказу, как один из критериев оценки деятельности органов внутренних дел63.
  В 3-ю группу - группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, входят такие как комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением и др. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно, например, если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями.
  Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет общегосударственную нормативную основу, регулируется и ведомственными актами, однако большинство из них было принято по сути в другую историческую эпоху, не основывается на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков. Так, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967г.; позже изменялось и дополнялось. Они создавались прежде всего как территориальные органы координации профилактики и правового воспитания. Впоследствии основное содержание их деятельности по преимуществу стало сводиться к применению в отношении несовершеннолетних принудительных воспитательных мер; другие функции либо частично компенсировались иными субъектами, либо оставались нереализованными, причем преимущественно по объективным обстоятельствам. Однако и в современных условиях, когда очевидна неконституционность внесудебного применения мер, связанных с серьезными правоограничениями, без гарантии права на защиту, необходимость в обеспечении взаимодействия субъектов профилактики в регионах, помощи учебно-воспитательным учреждениям в организации предупреждения и ряд других функций комиссий значения не утрачивают. Переход профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается64.
  Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних строится по территориальному принципу, она связана прежде всего с предупреждением рецидива и собственно профилактическим направлением, включает в себя также раннее предупреждение, пресечение антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений подростков и детей. Ни одному из прочих субъектов профилактики правонарушаюшего поведения несовершеннолетних не вменяется столь значительный объем, такое многообразие функций. Несмотря на общеизвестные недостатки, очевидность несовершенства "ведомственной" профилактики, на практике при ослаблении работы других субъектов, дублировании функций, их выполнение обычно становится задачей именно профессионалов, чрезвычайная многоплановость деятельности которых не может не отразиться на ее качественной стороне.
  Необходимо отметить, что делается в Кемеровской области для предупреждения преступности несовершеннолетних. В Кузбассе появилась целая сеть губернаторских учебных заведений: кадетские корпуса радиоэлектроники, МЧС, железнодорожный, женская гимназия, агролицей, где в основном учатся дети из малообеспеченных, неполных семей, дети-сироты.
  Принята специальная областная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; только в 2003 году на ее выполнение было вложено 15 млн рублей. В школах области создается институт преподавателей-воспитателей, в основном это работники милиции, которые следят за порядком. В профессионально-технические училища Кузбасса направлено 5,5 тысяч "трудных" ребят65. Некоторые из них не имеют даже семилетнего образования, но им предоставлена возможность получить рабочую специальность. Тысячи подростков стали участниками акций по борьбе с наркоманией, СПИДом, работе с осужденной молодежью и молодежью из так называемой группы риска. В ходе акций "Мама, найди меня", "Теплый дом" сотни ребятишек из детских домов обрели вторые семьи. В Кемерове действует бесплатная областная юридическая консультация для детей и родителей, где они могут получить разъяснения по любому вопросу семьи и ребенка.
  На территории Кемеровской области действуют 52 комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей. Принят пакет областных законов, защищающих права семей, детей, опекунов. В соответствии с одним из таких законов в области начал действовать уполномоченный по правам ребенка. Впервые выпущена и вручена каждому первокласснику книга "Права ребенка и обязанности государства".
  По данным департамента образования, на первое сентября 2004 года в Кузбассе насчитывалось 1383 ребенка, которые не смогли по разным причинам сесть за парты. Для них из областного и местных бюджетов были выделены средства на покупку одежды, обуви, учебников, школьных принадлежностей. В результате уже на первое декабря около 500 школьников из этой группы смогли регулярно ходить в школу. Кроме того, впервые в области все первоклассники в этом учебном году получили бесплатные наборы "Подарок первокласснику". Но, как подчеркнул губернатор Аман Тулеев, "мы находимся еще в самом начале решения этой огромной социальной проблемы"66. В регионе за 2002 год около 2,5 тысяч детей привлечены органами внутренних дел за бродяжничество, более 15 тысяч родителей были привлечены к ответственности за плохое воспитание детей. В Кузбассе действует сеть специальных детских заведений для беспризорников: приемники, приюты, распределители, дома-интернаты, но, к сожалению, их не хватает для всех безнадзорных детей. Поэтому сегодня принято решение расширить сеть подобных учреждений. Так, в 2002 году в Кузбассе была открыта специальная школа для "трудных" девочек67.
  С введением в Кемеровской области институтов Уполномоченного по правам ребенка и школьных уполномоченных милиции положение с правами ребенка в Кузбассе начало изменяться в лучшую сторону.
  Как уже отмечалось, на сегодняшний момент в Кемеровской области действуют 52 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), работающие под руководством КДН и ЗП при администрации области, а также 48 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, 2 Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, 1 спецшкола, 1 спец ПТУ, 1 спецучреждение для несовершеннолетних органов образования, 41 спецучреждение для несовершеннолетних органов социальной защиты населения.
  Областная КДН и ЗП при содействии Уполномоченного по правам ребенка в 2002 году впервые разработали программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Под выполнение программы выделено 88, 4 млн. рублей.
  Финансирование программы позволило решить вопросы занятости несовершеннолетних, улучшения материально-технической базы органов и учреждений профилактики безнадзорности, организации транзитного центра в г. Кемерово, открыть государственное образовательное учреждение "Кузбасская школа-интернат", 3 социально-реабилитационных Центра для несовершеннолетних (2 - в Новокузнецке, 1 в Чебулинском районе)68.
  На 1.01.04 года в Кемеровской области не имеют закрепленного жилья около 6 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Согласно постановлению Администрации Кемеровской области № 30 от 28.03.02 г. открыты специальные накопительные счета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на приобретение жилья и улучшение жилищных условий.
  В ряде городов и районов за счет средств муниципальных бюджетов пособия опекунам на содержание детей-сирот увеличены с 950 рублей на детей до 7 лет до 1620 руб. (Беловский район) и 1990 рублей (г. Юрга), и с 1100 рублей на детей старше 7 лет до 1800 и 2530 рублей соответственно.
  28 января 2002 года Губернатор Кемеровской области своим распоряжением № 48-р ввел институт школьных уполномоченных милиции, призванных осуществлять профилактику правонарушений в образовательных учреждениях. На сегодняшний день в области действует 107 уполномоченных, 100 содержатся за счет областного бюджета, 7 за счет муниципальных бюджетов69.
  В результате деятельности уполномоченных милиции преступность в школах снизилась в 2003 г. по сравнению с 2001 годом на 14, 8 %, число правонарушений на 25, 5 %, число общественно опасных деяний, совершенных учащимися на 18, 3 %. Число учащихся, возвращенных в школы для обучения, составило 516 человек. Направлено представлений и сообщений в органы профилактики правонарушений 1185. Выявлено фактов жестокого обращения с детьми - 71. Прочитано лекций, проведено бесед - 686670.
  Необходимо отметить, что в современных условиях особое внимание уделяется проблеме создания системы ювенальной юстиции в интересах охраны прав несовершеннолетних, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении них карательных санкций делает актуальной задачу создания специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних Эти суды могли бы взять на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака, лишении родительских прав, установлении отцовства и т.п.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и др.).
  Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования системы предупреждения преступности несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.
  Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время в стране предпринимаются действия по устранению наиболее негативных процессов и явлений, которые долгие годы существенно осложняли борьбу с преступностью, способствовали правонарушениям детей и подростков. Однако тот социальный результат, который в конечном итоге будет получен, зависит от многих обстоятельств.
  Рассмотрение дел о преступлениях и иных правонарушениях несовершеннолетних характеризуется рядом особенностей, обусловленных требованиями закона и практическими рекомендациями, что является существенным аргументом в пользу создания специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних
  Это дало бы возможность поднять в целом качество рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, повысить уровень проводимой профилактической работы, использовать гражданско-правовые средства в борьбе с детской беспризорностью, в решении проблем раннего предупреждения преступлений несовершеннолетних и более четко ориентировать правосудие прежде всего на защиту их прав и интересов.
 
 
 
 Заключение
  Несмотря на предпринятые в последние годы значительные изменения в уголовно-правовом законодательстве, рост качественных и количественных показателей (за исключение последних нескольких лет) преступности несовершеннолетних и, соответственно, необходимость адекватного реагирования на это, в том числе в уголовно-процессуальном плане, остается актуальным.
  В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. И Кемеровская область не является исключением. Качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе группы, стабильно растет. Статистические данные, приведенные в работе свидетельствуют о значительном росте числа дел с участием несовершеннолетних, осуждаемых за различные преступления, при этом подавляющее большинство осужденных подростков те или иные преступления совершали впервые. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которых ранее направляли в спецшколы и спецпрофтехучилища, освобождали от отбывания наказания, но они вновь совершали преступления. Совершению повторных преступлений способствует недостаточный контроль за последующим поведением несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний.
  Необходимо отметить, что криминализация молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашего региона явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер.
  К числу факторов, непосредственно влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести растущую незанятость этой категории населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и попрошайничества.
  К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных в криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии, что определяет специфику государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики - защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой - защита общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за совершенные проступки и преступления.
  Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.
  Было бы преждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны обеспечить долгосрочный перелом в динамике преступности несовершеннолетних, но тенденции последних четырех лет позволяют сделать вывод о том, что количественные показатели преступности несовершеннолетних снижаются.
  Но все же приведенные в работе данные показывают, что принимавшиеся все прежние годы меры по борьбе с преступностью данного контингента оказались явно недостаточными, чтобы изменить такое развитие событий. К числу мер, которые позволят, по нашему мнению, более эффективно воздействовать на преступность несовершеннолетних относятся:
  1. Коррекция государственной политики в сторону развития в ней социальной составляющей (в частности, политики в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т.д.).
  2. Развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, специальные профилактические подразделения органов внутренних дел, участковые инспекторы, отделы по делам семьи и детей в органах местного управления, комитеты по делам молодежи и т.д. Главным направлением совершенствования деятельности этих органов является подбор и подготовка кадров, совершенствование методик работы, материальное обеспечение.
  3. Государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Улучшение координации усилий государственных и общественных организаций в воздействии на преступность несовершеннолетних.
  4. Развитие сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом.
  5. Организация правового и военно-патриотического воспитания подростков.
  6. Улучшение подготовки учительских кадров в педвузах, ориентация их на выполнение воспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания.
  7. Увеличение удельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности. Распространение положительного опыта по созданию в школах специальных структур, специализирующихся на профилактике преступлений и правонарушений (завуч по правовому воспитанию), которые положительно зарекомендовали себя на практике.
  8. Формирование так называемой ювенальной юстиции, специализирующейся на расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
  9. Профилактика физических и психических заболеваний детей, обеспечение гигиены беременности и предупреждение родовых травм. Государственное обеспечение новорожденных детским питанием. Профилактика пьянства и наркотизма как среди детей так и среди взрослых.
  10. Ужесточение карательной практики в отношении лиц, применяющих насилие в отношении несовершеннолетних, вовлекающих их в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ), в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих, бродяжничеством или попрошайничеством, а также за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
  11. Повышение уровня и прикладного значения научных исследований в области педагогики. Развитие методик прогноза индивидуального преступного поведения и некарательного воздействия на личность подростка в целях коррекции криминогенных качеств. Развитие сети специальных школ для так называемых "трудных" подростков (гиперактивных детей, детей с аномалиями психики, нравственно запущенных). Штат сотрудников таких школ должен быть адекватен сложности решаемых задач (наиболее способные педагоги, психологи, криминологи). Повышенное материальное обеспечение может обеспечить приток в эти учреждения лучших специалистов.
  12. Государство должно проявлять заботу о семье, оказывать всемерную поддержку ее укреплению. Только в этих условиях возможна реализация огромного антикриминогенного потенциала семейного воспитания. В ряде стран (Япония, Швейцария, Непал) семья играет главную роль в системе воздействия на преступность. Интересно, что именно в этих странах уровень преступности наиболее низкий. Это свидетельствует о значительных потенциальных возможностях семьи как инструмента осуществления антикриминальной политики государства. К сожалению, в России эти возможности используются далеко неполно. Способствовать реализации их - важнейшая задача государственной политики и практики воздействия на преступность.
 
 Список использованных источников и литературы
 1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. - 518 с.
 2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. - 518 с.
 3. Международный пакт о гражданских и политических правах// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. - 518 с.
 4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. - 518 с.
 5. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия по делам несовершеннолетних ("Пекинские правила")// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. - 518 с.
 6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря
 7. Российская Федерация. Кодексы. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1.01.2005 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст.2954.
 8. Российская Федерация. Кодексы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 1.01.2005 г. // Собр. законодательства.- 2001.- №52.- Ст.4921.
 9. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ. Официальный текст по состоянию на 1.01.2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 26. - Ст. 3177.
 10. Российская Федерация. Правительство. О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002гг.: Постановление Правительства РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000г. - № 37. - Ст. 3712.
 11. Российская Федерация. Верховный Суд. Пленум. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4.
 12. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций / А.И. Алексеев. - М.: Юрист, 1998. - 517 с.
 13. Архипов В. Д. Подросток и закон / В. Д. Архипов. - Куйбышев: Печать, 1984. - 430 с.
 14. Астемиров З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних / З.А. Астемиров. - М.: Юридическая литература, 1969. - 332 с.
 15. Барило Т. С. Комиссии по делам несовершеннолетних / Т. С. Барило. - Киев: Правовед, 1976. - 214 с.
 16. Бурлаков В. Н., Волгарева И. В., Федорова Г. Г. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних: Учебное пособие / В. Н. Бурлаков. - СПб.: Питер, 1992. - 194 с.
 17. Бушуева Т.А. Отклоняющееся поведение / Т.А. Бушуева // Современные проблемы уголовного права и криминологии. - Владивосток: Восток, 1991. - 144 с.
 18. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1998. - 168 с.
 19. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - М.: Дело, 2001 - 518 с.
 20. Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен / В.В. Верин. - М.: Юрист, 2004 - 230 с.
 21. Гаверов Г.С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников / Г.С. Гаверов. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1986 - 248 с.
 22. Гердс Ф. Проблемы экономической преступности и борьбы с ней / Ф. Гердс // Криминалистика - 1998. № 6,7. - с. 36-42.
 23. Гилева О. Не разлучайте меня с детьми / О. Гилева // Кузнецкий край. 2003. 7 декабря. С. 5-7
 24. Гилинский Я.И. Криминология / Я.И. Гилинский. - М.: Юрист, 2002 - 544 с.
 25. Долгова А.И. Преступность и реформы в России / А.И. Долгова. - М.: Полиграф, 1998 - 366 с.
 26. Долгова А.И. Криминология / А.И. Долгова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 447 с.
 27. Дуюнов В К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике / В К. Дуюнов - Курск, 2000. - 380 с.
 28. Дуйсекеев Г. Малолетняя преступность - порождение эпохи перемен / Г. Дуйсекеев // Законность. 1999, № 3 - c. 4 - 8
 29. Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации / В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. - М.: Дело, 2003 - 468 с.
 30. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних / В. Ермаков // Российская юстиция. - 2000. - № 10. - С. 24-29
 31. Забрянский Г. И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних / Г. И. Забрянский. - Краснодар: Кубанский ун-т, 1979 - 372 с.
 32. Забрянский Г. И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности: статистико-криминологическое исследование / Г. И. Забрянский. - М.: Рудомино, 2004 - 264 с.
 33. Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Н.Г. Иванов. - М.: Экзамен, 2003. - 772 с.
 34. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи / К.Е. Игошев. - М.: Просвещение, 1971. - 238 с.
 35. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие / С.М. Иншаков. - М.: Юриспруденция, 2002. - 592 с.
 36. Карпец И.И. Правовая наука и практика борьбы с преступностью, перспективы укрепления взаимодействия / И.И. Карпец // Советское государство и право. - 1985. - № 12. - С. 18-27
 37. Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия / В.М. Кормщиков. - Пермь, 1987 - 310 с.
 38. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей / В.В. Королев. - М. Дело, 1992. - 266 с.
 39. Kpoпачев H. M. Принцип справедливости применения мер ответственности за преступления / H. M. Kpoпачев // Проблемы совершенствования законодательства о борьбе с преступностью. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 2002 - 344 с.
 40. Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1999.- 678с.
 41. Криминология: Учебник. / Под ред. А.И. Долговой. М.: Юристъ, 1997. - 492 с.
 42. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Инфра-М, 2004 - 612 с.
 43. Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф., академика В. П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - 576 с.
 44. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев. - М.: Альфа, 1989. - 156 с.
 45. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность / Н. С. Лейкина. - Л.: Наука, 1968. - 442 с.
 46. Лелеков В.А. Молодежная преступность / В.А. Лелеков. - Воронеж, 1998. - 285 с.
 47. Лунеев В.В. Преступность ХХ века / В.В. Лунеев - М.: Норма, 1997. - 459 с.
 48. Минина С. П. Преступность несовершеннолетних / С. П. Минина. - СПб.: Юридический институт Генеральной Прокуратуры РФ, 1998 - 298 с.
 49. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью / Н.А. Минкина. - М.: Наука, 1990. - 302 с.
 50. Намоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. В.А. Намоконов. - Владивосток, 1989. - 110 с.
 51. Новикова 3. Насилие за насилие / 3. Новикова // Аргументы и факты. 1995. № 16. с. 6-7
 52. Панов С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук / С.Л. Панов - Омск: Университет, 1998. - 314 с.
 53. Плешаков В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних / В.А. Плешаков - М.: Юниверс, 1998. - 322 с.
 54. Похмелкин В. В. Социальная справедливость и уголовная ответственность / В. В. Похмелкин - Красноярск: Кедр, 1990. - 128 с.
 55. Салагаев А. Д. Подросток в городе: проблемы социализации / А. Д. Салагаев, Р. Р. Максудов - Казань: КГУ, 1988. - 251 с.
 56. Салагаев А. Л. Молодежные субкультуры / А. Л. Салагаев - Казань: КГУ, 1997 - 317 с.
 57. Самоделкин С.М., Сибиряков С.Л. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение / С.М. Самоделкин, С.Л. Сибиряков - Волгоград: Волга, 2002. - 224 с.
 58. Сесновец М. В экономике криминала / М. Сесновец - М.: Юрист, 1998. - 257 с.
 59. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи / С.Л. Сибиряков. - Волгоград: Волга, 1998. - 97 с.
 60. Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. Режим доступа: www.mvdinform.ru
 61. Сухарев А. Л. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути, средства противодействия / А. Л. Сухарев - М.: Норма-М, 1996. - 319 с.
 62. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. - 684 с.
 63. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. - М.: Юристъ, 2004 - 594 с.
 64. Чихалова С.Н. Трудные судьбы подростков - кто виноват( / С.Н. Чихалова - М.: Юридическая литература, 1991 - 320 с.
 65. Хисматуллин Р. Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних / Р. Хисматуллин // Российская юстиция. - 1999. - № 12. - С.39-40.
 66. Хисматуллин Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних. / Р. Хисматуллин // Российская юстиция. - 2000. - № 3. - С.37.
 67. Хохряков Г.Ф. Криминология / Г.Ф. Хохряков - М.: Дело, 2000. - 544 с.
 68. Шишков С. Правомерен ли вопрос экспертам о соответствии несовершеннолетнего обвиняемого своему календарному возрасту? / С. Шишков // Законность. - 1999. - №9. - С.27-30.
 69. Экимов А.И. Социальная справедливость и право / А.И. Экимов - Л.: Наука, 1980. - 202 с.
 70. Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети - преступники. / Под ред. Ю.И. Иванова. - Мн.: Литература, 1996.-640 с.
 71. Якимович Ю.К., Голубева М.Н., Колосова И.С. Некоторые вопросы производства по делам несовершеннолетних. // Правовые вопросы борьбы с преступностью на современном этапе. - Томск, 1989. - С.56-72.
 72. Аналитический обзор состояния преступности несовершеннолетних за 2002 год // Прокуратура Центрального Района города Новокузнецка, 2003г.
 73. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 11.
 74. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 1999 год // Бюллетень судебной практики Верховного Суда РФ. 2000. № 9.
 75. Материалы Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делу Голикова В.Н. и Анохина М.А. от 6 февраля 1997 года № 4н-22/97 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 11.
 76. Материалы Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делу Максименко Е.А. от 27 августа 1998 года № 2-078/98 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 11.
 77. Статистический отчет по рассмотрению уголовных дел в Центральном районном суде г. Новокузнецка за 2002 год // Архив Центрального районного суда г. Новокузнецка, 2003.
 
  1 См.: Дуйсекеев Г. Малолетняя преступность - порождение эпохи перемен / Г. Дуйсекеев // Законность. 1999. № 3. С. 5.
  2 См.: Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 1999. С. 402
  3 См.: Сухарев А. Л. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути, средства противодействия / А. Л. Сухарев. М., 1996. С. 55
  4 См.: Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Инфра-М, 2004 С. 158
  5 См.: Там же. С. 159
  6 См.: Кузнецова Н. Ф., Миньковский Г. М. Указ. соч. С. 159.
  7 См.: Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. Режим доступа: www.mvdinform.ru
  8 См.: Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. Режим доступа: www.mvdinform.ru
  9 См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 404.
  10 См.: Криминология. Учебник для юридических вузов / Под редакцией проф. В. Н. Бурлакова, проф., академика В. П. Сальникова. СПб., 1998. С. 428
  11 См.: Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации / В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. М., 2003. С. 78
  12 См.: Бурлаков В. Н., Сальников В. П. Указ. соч. С. 431
  13 См.: Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Указ. соч. С. 81
  14 См.: Забрянский Г. И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности: статистико-криминологическое исследование / Г.И. Забрянский. М., 2004. С. 89
  15 См.: Забрянский Г. И. Указ. соч. С. 91
  16 См.: Там же. С. 93
  17 См.: Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. Режим доступа: www.mvdinform.ru
  18 См.: Гилева О. Не разлучайте меня с детьми / О. Гилева // Кузнецкий край. 2003. 7 декабря С. 5
  19 См.: Там же. С. 5
  20 См.: Там же. С. 5
  21 См.: Гилева О. Указ. соч. С. 6
  22 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - М., 2001 с. 117
  23 См.: Васильев В.Л. Указ. соч. С. 118
  24 См.: Бурлаков В. Н., Сальников В. П. Указ. соч. С. 437
  25 См.: Кузнецова Н. Ф., Миньковский Г. М. Указ. соч. С. 167
  26 См.: Плешаков В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних / В.А. Плешаков - М.: Юниверс, 1998. С. 57
  27 См.: Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Указ. соч. С. 80
  28 См.: Бурлаков В. Н., Сальников В. П. Указ. соч. С. 439
  29 См.: Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. Режим доступа: www.mvdinform.ru
  30 См.: Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Указ. соч. С. 87
  31 Панов С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. / С.Л. Панов. Омск, 1998 С. 32
  32 Аналитический обзор состояния преступности несовершеннолетних за 2002 год. Прокуратура Центрального Района города Новокузнецка, 2003 г.
  33 См.: Бурлаков В. Н., Сальников В. П. Указ. соч. С. 441
  34 См.: Салагаев А. Л. Молодежные субкультуры / А. Л. Салагаев. Казань, 1997. С. 41
  35 См.: Сухарев А. Л. Указ соч. С. 62
  36 См.: Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Указ. соч. С. 94
  37 См.: Там же. С. 95
  38 См.: Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Указ. соч. С. 96
  39 См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 178
  40 См.: Сухарев А. Л. Указ соч. С. 66
  41 См.: Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие / С.М. Иншаков. М., 2002 С. 146
  42 См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Указ. соч. С. 412
  43 См.: Долгова А.И. Криминология. / А.И. Долгова. М., 1997. С. 184
  44 См.: Бурлаков В. Н., Сальников В. П. Указ. соч. С. 447
  45 См.: Иншаков С.М. Указ. соч. С. 150
  46 См.: Гилинский Я.И. Криминология. Курс лекций / Я.И. Гилинский. СПб., 2002 С. 260
  47 См.: Гилинский Я.И. Указ. соч. С. 260
  48 Новикова 3. Насилие за насилие / 3. Новикова // Аргументы и факты. 1995. № 16. С. 6
  49 См.: Гилинский Я.И. Указ. соч. С. 262
  50 См.: Долгова А.И. Указ .соч. С. 187
  51 См.: Бурлаков В. Н., Сальников В. П. Указ. соч. С. 449
  52 См.: Там же. С. 450
  53 См.: Панов С.Л. Указ. соч. С. 42
  54 См.: Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи / С.Л. Сибиряков Волгоград, 1998. С. 28.
  55 См.: Бурлаков В. Н., Волгарева И. В., Федорова Г. Г. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Учебное пособие / В.Н.Бурлаков, И.В.Волгарева, Г.Г.Федорова. СПб., 1992. С. 47
  56 См.: Иншаков С.М. Указ. соч. С. 161
  57 См.: Сибиряков С.Л. Указ. соч. С. 67
  58 См.: Иншаков С.М. Указ. соч. С. 163
  59 См.: Самоделкин С.М., Сибиряков С.Л. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. / С.М. Самоделкин, С.Л.Сибиряков. Волгоград, 2002. С. 88
  60 См.: Самоделкин С.М., Сибиряков С.Л. Указ. соч. С. 90
  61 См.: Иншаков С.М. Указ. соч. С. 167
  62 См.: Сибиряков С.Л. Указ. соч. С. 74
  63 См.: Самоделкин С.М., Сибиряков С.Л. Указ. соч. С. 98
  64 См.: Забрянский Г. И. Указ. соч. С. 84
  65 См.: Гилева О. Указ. соч. С. 6
  66 См.: Гилева О. Указ. соч. С. 6
  67 См.: Там же. С. 6
  68 См.: Гилева О. Указ. соч. С. 6
  69 См.: Там же С. 7
  70 См.: Гилева О. Указ. соч. С. 7
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 
 
 
  3
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу