<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 в мировоззрении философов древности, в частности представителей школы Платона. Не вдаваясь в детали, отметим лишь два сформулированных ими положения, сохраняющих свое значение и при использовании поня­тия «хаос» в современной физике.
 По представлениям Платона и его учеников, хаос (если говорить современным языком) есть такое состоя­ние системы, которое остается по мере устранения воз­можностей проявления ее свойств.
 С другой стороны, из системы, находящейся изна­чально в хаотическом состоянии, возникает все, что составляет содержание мироздания. Роль творящей силы — творца — Платон отводил Демиургу, который и превра­тил изначальный Хаос в Космос. Таким образом, все существующие структуры порождаются из хаоса.
 Понятие «структура» также является чрезвычайно общим. Структура есть некоторый вид организации и связи элементов системы. При этом может оказаться важным не сам конкретный вид элементов системы, а совокупность их взаимоотношений.
 В физике понятия «хаос», «хаотическое движение» являются фундаментальными, и вместе с тем недоста­точно четко определенными.
 Действительно, хаотическим является движение ато­мов в любой системе, находящейся в состоянии теплово­го равновесия. Хаотическим является и движение броу­новских частиц, т.е. малых, но макроскопических тел. При этом понятия теплового и хаотического движения оказываются синонимами. Так мы говорим о хаотиче­ских — тепловых — колебаниях заряда и тока в электри­ческой цепи, находящейся в термостате, о хаотическом — тепловом движении электромагнитного излучения и т.д.
 Во всех этих случаях речь идет о движении в состоя­нии теплового равновесия. Однако понятия «хаос», «хао­тическое движение» широко используются для характе­ристики состояний, которые далеки от теплового равно­весия, например для описания турбулентного движения.
 На вопрос «Что такое турбулентность?» ответить не просто. Разноречивы, в частности, мнения о том, являет­ся ли турбулентное движение более хаотичным (менее упорядоченным), чем ламинарное. Многим представляет­ся почти очевидным, что переход от ламинарного тече­ния к турбулентному есть переход от упорядоченного движения к хаотическому.
 410
 
 
 «Долгое время турбулентность отождествлялась с хаосом или шумом. Сегодня мы знаем, что это не так. Хотя в макроскопическом масштабе турбулентное тече­ние кажется совершенно беспорядочным, или хаотическим, в микроскопическом масштабе оно высоко органи­зованно. Множество пространственных и временных мас­штабов, на которых разыгрывается турбулентность, со­ответствует когерентному поведению миллионов и мил­лионов молекул. С этой точки зрения переход от ламинарного течения к турбулентности является процес­сом самоорганизации. Часть энергии системы, которая в ламинарном течении находилась в тепловом движении молекул, переходит в макроскопическое организован­ное движение» (с. 195—196). Приведенная здесь трак­товка турбулентности подтверждается и в дальнейшем. Так на с. 225 мы читаем: «Не следует смешивать, одна­ко, равновесный тепловой хаос с неравновесным турбу­лентным хаосом». Однако во многих случаях «порядок» довольно трудно отличить от «хаоса»».
 Таким образом, хотя авторы и считают переход от ламинарного движения к турбулентному процессом са­моорганизации, что соответствует точке зрения, разде­ляемой одним из авторов настоящего послесловия, во­прос о количественной характеристике степени хаотич­ности тех или иных состояний открытой системы оста­ется нерешенным. Рассмотрим, к примеру, движение жидкости по трубе, которое обусловлено перепадом дав­ления на концах трубы (градиентом давления). Примем за исходное состояние неподвижную (в гидродинамиче­ском смысле) жидкость, т. е. предположим, что перепад давления равен нулю. В неподвижной жидкости нет выделенных макроскопических степеней свободы — нет макроскопической структуры движения (поля скоро­стей). Имеется лишь тепловое — хаотическое — движе­ние атомов.
 Например, при стационарном ламинарном течении несжимаемой жидкости на фоне теплового движения атомов возникает макроскопическая структура. Она оп­ределяется пространственным распределением средней скорости течения — профилем скорости. При гидродина­мическом уровне описания тепловое движение проявля­ется лишь в наличии малых гидродинамических флук­туации.
 При увеличении разности давлений, т.е. по мере
 411
 
 
 приближения числа Рейнольдса к критическому значе­нию, интенсивность гидродинамических флуктуаций, а также время и длина корреляции возрастают. Это — предвестник перестройки движения и изменения макро­скопической структуры течения, в результате которой при дальнейшем увеличении числа Рейнольдса и возни­кает турбулентное движение. Микроскопический (моле­кулярный) механизм переноса импульса сменяется мак­роскопическим. Система переходит от «индивидуально­го» (молекулярного) сопротивления к «организованно­му» (коллективному) сопротивлению, вследствие чего закон сопротивления изменяется.
 Турбулентное движение характеризуется большим числом коллективных степеней свободы. Оно чрезвы­чайно сложно, но сама по себе сложность движения еще не достаточна для того, чтобы его можно было считать хаотическим (разумеется, если не сводить все к тавто­логии, определяя термины «турбулентность» и «хаос» как синонимы). Подробный анализ показывает, что тур­булентные движения очень разнообразны и что некото­рые из них можно интерпретировать как очень сложные пространственно-временные структуры, возникающие в открытых системах из физического хаоса.
 Общее понятие хаоса, как, впрочем, и понятие хаоса в повседневной жизни, лишено определенной количест­венной меры. По этой причине на таком уровне зача­стую трудно определить, какое из рассматриваемых со­стояний системы является более хаотическим или, на­против, более упорядоченным. Здесь в большей мере приходится полагаться на интуицию, чем на расчет.
 Не более определенным во многих случаях является и понятие хаоса в физике, поскольку хаотическим назы­вают и тепловое движение в равновесном состоянии, и существенно неравновесное турбулентное состояние.
 Необходима, следовательно, теория, позволяющая количественно оценивать степень упорядоченности раз­личных состояний в открытых системах, т.е. степень упорядоченности структур, возникающих из хаоса. Она, разумеется, должна базироваться на современной ста­тистической теории неравновесных процессов.
 «Спектр» систем, для описания которых необходима количественная оценка степени упорядоченности различ­ных состояний, очень широк: от простейших систем до Вселенной. Изначальным может служить физический
 412
 
 
 вакуум, который обладает максимально возможной сте­пенью хаотичности и из которого при наличии управ­ляющих параметров в открытых системах возникают структуры. Вопрос о выборе (определении) управляю­щих параметров в теории самоорганизации является од­ним из наиболее существенных и вместе с тем трудных. При наличии нескольких параметров порядка возмож­ны различные пути самоорганизации — различные «сце­нарии» возникновения порядка из хаоса (гл. 6). При этом возникает возможность оптимального управления.
 В качестве одной из характеристик степени упоря­доченности можно использовать (при определенных до­полнительных условиях) этропию Больцмана—Гиббca. Существенно, что в связи с исследованием сложных — хаотических (или, как часто говорят, стохастиче­ских) — движений динамических систем понятие энтро­пии расширилось. А. Н. Колмогоров ввел для таких систем понятие динамической энтропии. Ее называют также К-энтропия. (Об этом достаточно полно сказано в книге И. Пригожина и И. Стенгерс.) Основополагаю­щими для теории динамического хаоса являются работы Н. С. Крылова. Возможность использования энтропии Больцмана—Гиббса для количественной характеристи­ки степени упорядоченности при процессах самооргани­зации в открытых системах не представляется очевид­ной. Здесь следует выделить два подхода.
 В одном случае в изолированной системе происходит эволюция к равновесному состоянию. При этом энтро­пия системы монотонно возрастает и остается неизмен­ной при достижении равновесного состояния. Этот ре­зультат был установлен Больцманом на примере раз­реженного газа. Он носит название Н-теоремы Больц­мана.
 В другом случае рассматривается совокупность ста­ционарных состояний, отвечающих различным значени­ям управляющего параметра. Начало отсчета управляю­щего параметра может быть, в частности, выбрано та­ким образом, что его нулевому значению будет отвечать «состояние равновесия».
 Аналог Н-теоремы Больцмана для открытых си­стем — так называемая S-теорема (Климонтович Ю. Л. Уменьшение энтропии в процессе самоорганиза­ции. S-теорема. Письма в Журнал технической физики 1983, т. 8, с. 1412 и другие его работы) сводится к сле-
 413
 
 
 дующему: если за начало отсчета степени хаотичности принять «равновесное состояние», отвечающее нулевым значениям управляющих параметров, то по мере удале­ния от равновесного состояния вследствие изменения уп­равляющего параметра значения энтропии, отнесенные к заданному значению средней энергии, уменьшаются.
 Весьма важной особенностью книги И. Пригожина и И. Стенгерс является также тот факт, что рассмотре­ние весьма специальных вопросов чередуется в ней с анализом наиболее общих проблем развития познания и культуры. Соответственно с этим проблемы времени и развития представлены в книге в широком междисци­плинарном и в том числе гуманитарном аспекте, вклю­чая анализ времени человеческого бытия.
 Каждая историческая эпоха по-своему уникальна и неповторима, и в этом отношении время, в которое мы живем, не является исключением: оно также уникально и неповторимо. Однако, признавая этот факт и зада­ваясь вопросом, в чем, собственно говоря, конкретно за­ключается уникальность и неповторимость исторических эпох, мы до сих пор склонны разделять этот общий во­прос на два разных вопроса, один из которых адресован в прошлое, а другой в настоящее. Такая разделенность имеет свои основания, в том числе и исторические. Прошлые исторические события обычно воспринимаются нами как нечто уже ставшее, законченное, завершенное и неизменное. Мы полагаем себя как бы находящимся в позиции «внешних наблюдателей» по отношению к ним. Иное дело — настоящее, «теперь».
 Мы живем в эпоху исключительной временной «уп­лотненности», стремительного научно-технического прог­ресса, грандиозных свершений человеческого духа; эпо­ху, насыщенную острыми социальными конфликтами, быстрыми, необратимыми изменениями, неотложными глобальными и региональными проблемами, в перечне которых самой первоочередной и безотлагательной яв­ляется проблема прекращения и свертывания гонки ядерных вооружений на нашей планете и недопущение милитаризации космоса.
 Мы все более сознаем, что время не есть нечто «при­надлежащее нам», но есть то, чему принадлежим мы сами. Однако само сознание нашей «принадлежности времени», «пребывания в нем» может быть качественно-разным. Это может быть сознание фатального пребыва-
 414
 
 
 ния в плену у времени, властвующего над нами абсо­лютно и безраздельно. Но может быть и сознанием то­го, что время принадлежит нам именно в той мере, в какой мы не уклоняемся от ответственности познать, понять, осознать его личностно, творчески и посредством своего настоящего «теперь», ибо другого реального, а не иллюзорного места во времени у нас нет. И здесь гори­зонт нашего времени претерпевает качественную транс­формацию, обретая новый, оптимистический смысл.
 Меняется и облик прошлого. Оно оказывается гораз­до более многокрасочным, разнообразным и сложным. Многие заблуждения людей прошлого оборачиваются нашими собственными заблуждениями по поводу прош­лого или «проекциями» наших проблем на прошлое. Люди, жившие в прошлом, представляются не столь наивными и невежественными, а проблемы, над которы­ми они размышляли и спорили когда-то, приобретают неожиданную созвучность тем вопросам, над которыми размышляем мы сами.
 Иначе говоря, адекватное восприятие нашего време­ни должно быть историчным в полном смысле этого слова.
 «Историческое понимание материального и духовного мира, — пишет академик Д. С. Лихачев, — захватывает собой науку, философию и все формы искусства... Вре­мя отвоевывает и подчиняет себе все более крупные участки в сознании людей. Историческое понимание дей­ствительности проникает во все формы и звенья художе­ственного творчества. Но дело не только в историчности, а в стремлении весь мир воспринимать через время и во времени. Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время — его объект, субъект и орудие изображения» (Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М, 1979, с. 209). Эти слова оказываются удивительно созвучны­ми тому новому восприятию времени, его переоткрытию в современной науке, которое не просто изображается, "но которое «осуществляется» на страницах книги "И. Пригожина и И. Стенгерс.
 Это переоткрытие времени по самой своей сути не является чем-то уже ставшим и завершенным. Пользу­ясь терминологией книги «Порядок из хаоса», можно сказать, что оно — неотъемлемая составная часть общего процесса самоорганизации, охватывающего всю систему
 415
 
 
 нашего миропонимания в целом и радикально меняюще­го его.
 Но мы вступили бы в противоречие с самим духом книги И. Пригожина и И. Стенгерс, ее пафосом и общей направленностью, если бы механически и буквально ис­толковали этот процесс как совершающийся «сам по се­бе», автоматически и безличностно, вне связи с практи­чески-созидательной, творческой деятельностью людей.
 Понятие самоорганизации в контексте образов и идей книги «Порядок из хаоса» предполагает существенно личностный, диалоговый способ мышления — открытый будущему, развивающийся во времени необратимый коммуникативный процесс. Подобный диалог представ­ляет собой искусство, которое не может быть целиком и полностью описано средствами формальной логики, сколь бы развитой и совершенной она ни была. В этом диало­ге нет готовых ответов на задаваемые вопросы, как нет и окончательного перечня самих вопросов. Каждая из вовлеченных в такой диалог сторон не является только спрашивающей или только отвечающей. Так что органи­зация подобного диалога, — а это одна из основных задач практики использования современных ЭВМ в лю­бых сложных, комплексных, междисциплинарных иссле­дованиях (см.: Моисеев Н. Н. Человек, среда, обще­ство. М., 1982), — с необходимостью предполагает един­ство формальных и неформальных методов мышления, единство логики и творческой интуиции. Отсюда и лич­ностный аспект диалога.
 «Эксперимент и математическая обработка. Ставит вопрос и получает ответ — это уже личностная интерпре­тация процесса естественнонаучного знания и его субъ­екта (экспериментатора). История познания и история познающих людей». Эта мысль, принадлежащая М. М. Бахтину (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 370) и высказанная им в связи с его размышлениями о естественнонаучном и гумани­тарном знании, их различии и единстве в системе чело­веческой культуры, имеет принципиальное значение для понимания настоящей книги.
 Одна из ее особенностей состоит в том, что тема диалога как формы коммуникации в сочетании с темой времени представлена на ее страницах в большом мно­гообразии вариаций, не всегда четко обозначенных, а лишь намеченных в качестве тем будущих обсуждений.
 416
 
 
 Диалоговый способ мышления, разумеется, не явля­ется изобретением науки нашего времени. Подобно пе­реоткрытию времени в современной науке, он открыва­ется заново как особое искусство «вопрошания» приро­ды; искусство, которое на протяжении человеческой ис­тории (начиная со времени изобретения письменности) принимало весьма различные формы.
 Характеризуя принципиальные изменения в современ­ной научной картине мироздания, авторы книги с самого начала акцентируют внимание на происходящих в ми­ре сдвигах в направлении «множественности, темпоральности и сложности» (с. 34). Вполне естественно, что за указанными изменениями стоят также и изменения в способе научного мышления, которые можно охаракте­ризовать самым различным образом. В этой связи, на­пример, говорят о неклассическом, системно-кибернети­ческом, вероятностном, нелинейном и т.д. мышлении, свойственном именно современной науке и отличающем ее от классического естествознания прошлых веков.
 Подобные характеристики (при всей их неопределен­ности) весьма существенны, поскольку подчеркивают качественное своебразие облика современной науки, но­визны присущего ей стиля мышления. Но и эти характе­ристики явно недостаточны, когда речь идет о преемст­венности в развитии научного познания, его связи с культурой, с общественным развитием в целом. Диалог как способ мышления позволяет выдвинуть на первый план идею преемственности развития научного позна­ния. Эксперимент же как средство реализации подобно­го диалога выступает, таким образом, не просто как ис­точник эмпирических фактов или свидетельств, но и (что особенно важно) как носитель специфической ком­муникативной функции в системе развивающегося науч­ного знания и познания в целом.
 Такая диалогово-коммуникативная интерпретация эксперимента проливает новый свет на интегративную роль методов научного познания как таковых. В любой области деятельности методы выражают систему правил и принципов, на основе которых упорядочивается, дела­ется целесообразной и осмысленной деятельность челове­ка. Соответственно этому в ходе развития познания и формировались общие представления о научном методе, Научный метод в современном смысле слова предпола­гает множество характеристик: и способы фиксации и
 417
 
 
 выражения фактов, и строгую логику фактов, измерения и разработку исследовательских приборов, и строгость и систематизированность умозаключений, возможность обоснования любого научного положения опытным путем, и независимость научных суждений от мнений авто­ритетов, формы выражения знаний, и способы функцио­нирования и экстраполяции знаний, возможности ошибок и способы их устранения, и идею развития знаний и мно­гое многое другое.
 Но в первую очередь научный метод подразумевает конструктивную деятельность интеллекта. Но в то же время вполне очевидно, что научное творчество не обла­дает монополией на интеллект. Научная деятельность может оттачивать или совершенствовать те или иные формы деятельности интеллекта, но последний является не менее существенной «основой» всех иных видов жиз­недеятельности человека — и в материальном производ­стве, и в политической деятельности, и в искусстве и т. д. Деятельность интеллекта имманентно включена в процессы научного действия, в структуру научного ме­тода, но специфику последним придает нечто другое.
 Для человеческой деятельности особо характерен ее орудийный характер. Вообще можно сказать, что проис­хождение специфических видов человеческой деятель­ности стало возможным в процессе выработки особых орудий деятельности. Соответственно этому специфику научной деятельности, ее методов обусловливает глав­ным образом выработка, совершенствование и применение особых орудий, средств познания. Поскольку научное познание имеет, так сказать, и интеллектуальный (сугубо духовный) и материальный аспекты, то можно говорить об интеллектуальных и материальных орудиях познания. Процесс познания не только обеспечивается средствами исследования, но и закрепляется в них своими результатами.
  Проблемы научного метода широко обсуждались с самого начала возникновения экспериментального есте­ствознания. Уже в эпоху Возрождения достаточно ясно осознавалось, что научный метод включает и экспери­ментальное (опытное) и теоретическое начало. Приборы и математика явились первыми специализированными инструментами осуществления диалога исследователей с природой. И в настоящее время считается само собой разумеющимся, что математика и эксперимент входят
 418
 
 
 в структуру научного метода, совершенствуясь с его развитием. Ныне положительное решение вопроса о воз­можности или необходимости применения математики и приборов в развитии познания не вызывает сомнений. А самый реальный и живой интерес вызывают такие, на­пример, вопросы: какую математику следует применять. в познании новых явлений? Что нового в конструировании приборов и измерительной техники? Какие принци­пиальные изменения происходят и развитии и примене­нии этих — уже ставших незаменимыми — орудий позна­ния? Ответить на эти вопросы можно лишь в том слу­чае, если мы будем рассматривать научное знание не только, и даже не столько в его готовой, полностью объ­ективизированной, «обезличенной» форме, но также и в процессе его становления, т.е. как знание, выступающее в виде средства и метода получения нового знания. Именно становление, глубокое осмысление начал научного метода привели в дальнейшем науч­ное познание (и прежде всего естествознание) к его важнейшим достижениям — разработке первых научных теорий как относительно целостных концептуальных си­стем. Таковыми явились классическая механика Ньюто­на, затем классическая термодинамика, классическая электродинамика, теория относительности, квантовая механика. Эти важнейшие достижения научного позна­ния в свою очередь оказали существенное воздействие и на сам научный метод — его понимание стало неотде­лимо от научной теории, процессов ее применения и развития. Если стройная теория есть высший результат развития познания тех или иных областей действитель­ности, то истинно научный метод есть теория в действии. Квантовая механика есть не только отражение свойств и закономерностей физических процессов атомного мас­штаба, но и теоретический метод дальнейшего познания микропроцессов.
 Само развитие математических форм и эксперимента начинает ориентироваться на те обобщающие идеи, ко­торые воплощаются в научной теории. Научный поиск становится более целенаправленным, получает внутренне содержательное единство. «Диалогизм» научного мето­да, как показывает, в частности, книга И. Пригожина и И. Стенгерс, начинает все более определять динамизм концептуальных систем, современного научного мышле­ния.
 419
 
 
 Процесс «диалогизации» научного познания в наши дни в огромной степени стимулирован вхождением .ЭВМ в научные исследования. ЭВМ являются величай­шим и все совершенствующимся орудием, которое созда­но человеком нашего времени в его стремлении понять окружающий мир. Разработка и применение ЭВМ со­ставляют эпоху в развитии жизнедеятельности человека, расширяя и углубляя его коммуникативные возможно­сти, уровень его контактов с объективной реальностью.
 Развитие ЭВМ, по общему признанию, связано с ка­чественным усилением: интеллектуального начала в жиз­недеятельности человека. Они условно применяются во всех основных сферах деятельности человека — и в про­изводстве (развитие технологии), и в системах связи, и в процессах управления. Без ЭВМ сейчас невозмож­но представить себе развития современных научных ис­следований, и в частности исследований всего комплекса вопросов, возникающих в связи с проблемой самоорга­низации. Не случайно многие из приведенных на стра­ницах этой книги графиков и рисунков представляют со­бой результаты выполненных с помощью ЭВМ числен­ных экспериментов. Таким образом, можно сказать, что диалоговый язык общения с ЭВМ оказывается в каком-то смысле и языком описания процессов самоорганиза­ции, инструментом познания их. В конце концов сам термин «самоорганизация» в качестве характеристики процесса развития диалога и его результата косвенно указывает на отсутствие в этом диалоге некоего внешне­го «посредника», арбитра или наблюдателя, к самому диалогу непричастного, а потому судящего обо всем происходящем объективно и беспристрастно, как лицо, уже обладающее готовым знанием всех возможных во­просов и ответов на них.
 Развитие искусства вопрошания природы в той его форме, в какой оно сформировалось в рамках экспери­ментального диалога в естествознании, есть в этом смысле открытый будущему самоорганизующийся про­цесс, в котором ответы на поставленные вопросы вле­кут за собой постановку все новых и новых вопросов. На основе полученного в итоге нового знания наука вы­рабатывает все новые средства познания, благодаря ко­торым открываются все новые и новые возможности для дальнейшего проникновения в тайны строения и эволю­ции материального мира. «...Наука движется вперед, —
 420
 
 
 отмечал Ф. Энгельс, — пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, сле­довательно, при самых обыкновенных условиях она также растет в геометрической прогрессии» (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 568). Кик сказал Л. де Бройль, «...наука непрерывно кует новое материальное и духовное оружие, позволяющее ей преодолевать встающие на пути ее развития трудности, открывать для ис­следования неразведанные области» (Л. де Бройль. По тропам науки. М., 1962, с. 308).
 Так, представленные в книге «Порядок нз хаоса» те­мы диалога, коммуникации, средств и методов познания процессов самоорганизации подводят нас вплотную к фундаментальной философской проблеме познания общих закономерностей развития как диалектического процесса, присущего (хотя и в разных специфически конкретных формах) не только человеческому обществу, но и всему материальному миру, включая также и неор­ганический мир неживой материи.
 На этот факт указывают и сами авторы книги, которые в обращении к советскому читателю подчерки­вают, что им «очень близка утверждаемая диалектиче­ским материализмом необходимость преодоления про­тивопоставления «человеческой», исторической сферы материальному миру, принимаемому как атемпоральный. Мы глубоко убеждены, что наметившееся сближе­ние этих двух противоположностей будет усиливаться по мере того, как будут создаваться средства описания внутренне эволюционной Вселенной, неотъемлемой ча­стью которой являемся и мы сами» (с. 10).
 Действительно, материалистическая диалектика всег­да рассматривала как «...противоестественное представ­ление о какой-то противоположности между духом и ма­терией, человеком и природой, душой и телом, которое распространилось в Европе со времени упадка класси­ческой древности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 496). С тех пор как были написаны эти слова, минуло более ста лет. В наши дни противоестественность противостояния человека и природы, необходимость ус­тановления их подлинной гармонии все более осознается как одна из самых актуальных и первоочередных за­дач социальной практики. Не случайно поэтому п со­ветской философской литературе последних лет особен­но подчеркивается, что в качестве общей теории разви-
 421
 
 
 тия природы, общества и отражающего их мышления материалистическая диалектика рассматривает природу «не как простой «объект», но как бытие активное, дея­тельное, диалектическое в себе самом» (Богомолов А. С. «Праксис» или практика? Послесловие к кн. Дж. Хоффмана «Марксизм и теория «праксиса». М., 1978, с. 310). Ибо «только такая природа может породить человека; только такая природа может быть превращена в подлинно человеческую «среду»» (там же). И именно на такое понимание природы ориентирована книга При­гожина и Стенгерс, воссоздающая на своих страницах картину обретения современным естествознанием своего нового, подлинно исторического, а тем самым и челове­ческого измерения.
 Разумеется, картина эта далеко не полна и не со всеми представленными в ней деталями можно согла­ситься. Ряд суждений и оценок авторов книги выглядят весьма спорными или недостаточно аргументированны­ми. Это, в частности, касается и трактовки некоторых вопросов генезиса классической науки, а также оценки. значения философских идей М. Хайдеггера, А. Бергсо­на, А. Уайтхеда, выступающих в книге в качестве участ­ников диалога естествознания и философии, его крити­ков и проповедников интуитивных способов постижения реальности, альтернативных методам и средствам ее на­учного познания.
 Однако, как уже отмечалось, книга «Порядок из хао­са» вовсе не ставит своей целью сообщить читателю не­кую совокупность готовых и окончательных истин. Не ставит такой цели и настоящее послесловие.
 И все же думается, что каждый, кто взял на себя не­легкий труд внимательно прочитать книгу И. Пригожи­на и И. Стенгерс «Порядок из хаоса» или даже просто ознакомиться с ее отдельными главами, согласится, что оценивать эту книгу нужно в конечном счете в соответ­ствии с теми критериями и по тем законам, которые предполагает ее собственный нетрадиционный жанр. Мы говорим «в конечном счете» потому, что именно к такой ориентированной в будущее, рассчитанной на актив­ный заинтересованный диалог с читателем нас обязы­вает книга И. Пригожина и И. Стенгерс.
 В. И. Аршинов,
 Ю. Л. Климонтович,
 Ю. В. Сачков
 
 422
 
 
 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
 
 
 
 Августин Блаженный 27
 Авогадро Л. 174
 Агассис Л. 257
 Ампер А. М. 115, 125
 Анаксагор 331
 Аристотель 82—84, 95, 133, 229, 231, 377, 383
 Арнольд В. И. 7 Архимед 85
 Аршинов В. И. 422
 Баттс Т. 72
 Бах И. С. 290, 379
 Бахтин М. М. 416
 Башляр Г. 392
 Белоусов Б. П. 207—209, 225
 Бенар А. 196—198, 220, 225, 234
 Бергсон А. 50, 107, 127, 141— 144, 147, 183, 231—233, 276, 365, 373, 422
 Берлин И. 41, 52, 54, 128
 Бернулли Д. 131
 Берри Б. 60
 Бертолле К. Л. 393
 Берхаве Г. 156
 Бессо М. 365—366
 Биркгоф Дж. Д. 333
 Блейк В.72
 Богомолов А. С. 422
 Больцман Л. 57—58, 175—182, 196—197 204, 220, 248, 282, 292, 299, 301, 306—313, 315— 317, 321—323, 343, 357, 359, 368, 401, 407—408, 413
 Бор Н. 8, 41, 123, 288—289, 293, 364, 399
 Борн М. 283—284, 300
 Бриджмен П. 388
 Бриллюэн Л. 279
 Бродель Ф. 21-22
 Бруно Дж. 57—58
 Брунс Г. Э. 121, 332
 Бухдаль Г. 389
 Бюффон Ж. Л. Л. 113—115
 Вааге П. 186
 Валери П. 59, 373
 Ватанабе С. 401
 Вейль Г. 384
 Вейсс П. 233
 Венель 132, 382
 Вернадский В.И. 406
 Вико Г. 43
 Винер Н. 367
 Вольта А. 158
 Вольтер 324—325
 Вордсворт В. 74
 Галилей Г. 84—89, 103, 377—378
 Гальвани Л. 158
 Гамильтон В. Р. 116—124, 316 Гарднер М. 299. 326
 Гассенди 109
 Гегель Г. В. Ф. 127, 139—141, 231, 232, 393
 Гей-Люссак Ж.-Л. 161
 Гейзенберг В. 27, 238, 284, 286—291,364, 368
 Гельмгодьц Г. 147, 159, 161, 163, 393
 Гесиод 81
 Гёте И. В. 74, 181, 391
 Гиббс Дж. В. 57, 304, 314—316, 318—319, 329, 401, 407—408, 413
 Гиллиспи Ч. Ч. 73, 393
 Гольбах П. А. 131
 Грассе 241, 246
 Гулд С. Дж. 264
 
 
 423
 
 
 Гульдберг К. 186
 Гус Я. 27
 Д'Аламбер Ж. Л, 98, 109, 112—114, 129, 131
 Дайсон Ф. 169
 Дарвин Ч. 24, 180—183 193 278, 306, 409
 Де Бройль Л. 283—284, 421
 Де Донде Т. 189
 Дезагулье Дж. Т. 69
 Декарт Р. 109, 129
 Демокрит 42
 Денюбург Ж. Л. 241
 Джоуль Дж. 158—159
 Дидро Д. 74, 127—135, 183, 190, 382, 393
 Дирак П. А. М. 284, 295
 Доббс Б. Дж. 391
 Донн Дж. 101—102
 Дриш Г. 229
 ДЭспанья Б. 294, 400
 Дюбуа-Реймон Э. Г. 126, 148 Дюгем П. 148
 Дюрренматт Ф. 64
 Евклид 229 Екатерина II 98
 Жаботинский А. М. 207—209, 225
 Зеебек Т. 158
 Золя Э. 395
 Иордан П. 284
 Кальвин Ж. 27
 Кант И. 127, 135—139, 160—161
 Карнап Р. 276, 365
 Карно Л. 163—164
 Карно С. 163, 165—167, 172, 180—183, 193, 395
 Кауфман С. А. 230
 Качальский А. 38
 Кеплер И. 95, 379
 Кетле Л. А. Ж. 175
 Кёстлер А. 75, 77
 Кирхгоф Г. Р. 147
 Кларк 9
 Клаузиус Р. 165—167, 169—172, 298, 306
 Клеро А. К. 112—113
 Климонтович Ю. Л. 422
 Койре А. 44, 75, 78—79, 389
 Колмогоров А. Н. 7, 333
 Колумб X. 278
 Кондильяк Э. Б. 114 Кондорсе Ж. А. Н. 114 Конт О. 155
 Коперник Н.101, 379 Котари Д. С. 364 Кристаллер 259
 Крылов Н. С. 413
 Кун Т. 380—381, 392 Кьеркегор С. 127
 Кэллуа Р. 182
 
 Лав М. 257
 Лавуазье А. Л. 70, 160, 393
 Лагранж Ж. Л. 98, 148, 154, 395
 Лаплас П. С. 14, 70 98, 101, 114—115, 124—126, 137,154-155, 167, 339, 395
 Леви-Брюль Л. 362
 Леви-Строс К. 268, 389
 Лейбниц Г. В. 9, 96, 100, 104,123, 374—375
 Лейзер Д. 31
 Леметр Ж. 277—278
 Ленобль Р. 43
 Либих Ю. 159
 Лиувилль Ж. 316—317, 334 Лихачев Д. С. 415
 Лоренц Г. А. 338—339
 Лошмидт И. И. 310, 312
 Лукреций 42, 195, 374, 376—377
 Льюис Г. Н. 298 Людовик XIV 98
 Лютер М. 27
 Ляпунов А. М. 206
 
 Майер Р. 159—160, 163, 394 Максвелл Дж. К. 101, 122—123, 175, 271, 298, 306—308, 353, 401
 Мариотт Э. 161
 Марков А. А. 302, 304, 306, 308, 342—345, 347—349, 353
 Маркс К. 320, 421—422
 Max Э. 99—100, 148, 391 Мейерсон Э. 364
 Мерло-Понти М. 371
 Меттерних К. 14
 Минковский Г. 295, 400
 Моисеев Н. Н. 416
 Моно Ж. 43, 66, 79, 127, 133 Морен Э. 28
 Московиси С. 65, 379
 
 
 424
 
 
 Набоков В. 347
 Наполеон 98, 114, 393, 394
 Нидэм Дж. 47, 90, 93—94, 347, 393
 Нисбет Р. 127
 Ницше Ф. 190, 396
 Ньютон И. 9, 10, 23, 31—32, 35—36, 40, 69—71, 80—84, 100, 103—113, 115—116, 118, 125, 148, 172, 177, 281, 319, 377, 491
 Онсагер Л. 191—194
 Орд-Хъюм А. У. 389 Освальд В. В. 395—396
 
 Паскаль Б, 79, 127
 Пирс Ч. С. 58, 374—375
 Пирсон К. 94
 Планк М. 173, 280, 282—283, 286, 288, 299—300, 309, 395, 396, 402
 Платон 48, 82, 115, 383, 410
 Поппер К. Р. 45, 322—323, 326-327
 Поуп А. 69, 115
 Пруст М. 59
 Пуанкаре А. 116, 121, 148, 206, 310, 321, 332, 340, 403
 Пуассон С. Д. 239, 241
 
 Рейнольдс О. 200, 413
 Ресибуа П. 38
 Рейхенбах Г. 148—149, 394
 Ритц В. 326—327
 Розенфельд Л. 8, 38, 293, 332
 
 Сартр Ж- П. 27
 Сахаров А. Д. 296
 Сачков Ю. В. 422
 Серр М. 155, 195, 375, 392, 395
 Синай Я. Г. 7, 333
 Смит А. 153, 270
 Спиноза Б. 277, 384
 Стент Г. 76
 Тагор Р. 364
 Тейяр де Шарден 59
 Том Р. 27—28
 Томсон В. 167
 Тоффлер О. 33, 38 Тьюринг А. 207
 Уайтхед А. Н. 51, 59, 74, 92, 96, 127, 144—147, 275, 278, 325, 374, 375, 383, 422
 Уатт Дж. 153
 Уиклиф Дж. 27
 Уоддингтон К. 233, 393
 Уэллс Г. 346

<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу