<< Пред. стр. 1 (из 11) След. >>
Министерство образования Российской ФедерацииНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Разработана в ходе выполнения проекта "Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. Разработка примерной Программы воспитания социально активной личности студента".
Научный руководитель проекта: В.С.Кагерманьян
Москва
2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (паспорт Программы). 4
1.Социально-экономические предпосылки. 6
2. Краткая характеристика состояния воспитания студентов в вузах. 8
3.Основные теоретические и методологические аспекты воспитания студентов вузов в современных условиях. 12
4.Основные направления реализации Примерной Программы воспитания в системе высшего образования России. 28
4.1.Управление воспитательной деятельностью в вузах. 28
4.2.Воспитание студентов в высших учебных заведениях. 33
5. Рекомендации, методики, технологии, опыт воспитательной деятельности (совет по воспитательной работе, куратор, самоуправление) 62
5.1. Рекомендации по организации работы и подготовке нормативных документов. 62
5.2. Внеучебная воспитательная деятельность в вузе: общеметодические рекомендации. 73
5.3. Гуманитарная среда вуза 79
5.4. Опыт воспитательной деятельности высших учебных заведений 88
5.5. Рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов. 94
5.6. Примерная учебная программа образовательно-воспитательного цикла лекций "Формирование личности в пространстве естественнонаучной культуры" 124
5.7. Рекомендации по повышению уровня экологического образования и воспитания. 133
5.8. Рекомендации по повышению уровня развития студенческих научно-исследовательских коллективов. 160
5.9. Методика оценки качества системы воспитания в высших учебных заведениях. 173
5.10. Комплекс компьютерных тестов для самооценки степени сформированности различных качеств специалиста в области научно-технической деятельности. 177
5.11. Результаты социологического исследования по теме "Воспитание и социальная активность студентов". 182
5.12. Библиография документов и опубликованных источников по проблемам воспитания. 185
ПРИМЕРНАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Введение (паспорт Программы).
Наименование Программы - Примерная программа воспитания социально активной личности студента.
Государственный заказчик Программы - Министерство образования Российской Федерации.
Разработчик Программы - Научно-исследовательский институт высшего образования.
Исполнители Программы - высшие учебные заведения России.
Цели Программы:
сохранение и развитие социально-исторической преемственности и национальной культуры народов России, формирование духовно-нравственных качеств социально активной личности;
воспитание граждан России патриотами, гражданами правового демократического государства, уважающими права и свободы личности, проявляющими национальную и конфессиональную терпимость, содействующими развитию культуры межнациональных отношений;
формирование у студенческой молодежи современного научного мировоззрения и принципов миропонимания;
развитие культуры физического воспитания и здоровья личности, сознательного отношения к семье, её традициям и принципам;
формирование современной мотивации к труду, профессиональной карьере и навыков правильного поведения в условиях внутрипрофессиональной и межпрофессиональной конкуренции на рынке труда.
Задачи Программы:
разработка эффективных мер, технологий и механизмов воспитательной политики в области высшего образования, формирования у студентов научного мировоззрения, отражающего гуманистические принципы, систему фундаментальных общечеловеческих и национальных ценностей, культуру межнационального общения;
разработка и реализация системы мероприятий и механизмов, содействующих развитию социализации личности, её роли в социальной практике и профессиональной деятельности;
разработка и реализация эффективных социокультурных технологий, повышающих значение развития личности в социальной практике, норм толерантного сознания и поведения;
разработка эффективных условий для реализации возрастающих требований к общей образованности и воспитанности личности.
Этапы реализации Программы в вузах - в течение срока обучения студентов.
Содержание основных блоков мероприятий:
разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вузов требований, воспитывающих и формирующих личность на основе норм социального поведения в гражданском обществе;
создание в высших учебных заведениях условий для развития личности и её творческой активности;
развитие гуманистической воспитательной среды и вариативных воспитательных систем в вузах;
разработка основных направлений и формирование структуры управления воспитательной деятельностью в вузе.
Ожидаемые конечные результаты:
создание нормативно-правовой, организационной и научно-методической базы формирования эффективных воспитательных систем в вузах;
создание системы мониторинга развития и реализации воспитательного потенциала вуза, разработка эффективных форм, методов и технологий воспитания студентов в современных условиях;
создание системы организационных форм, методов и средств профилактики асоциального поведения студенческой молодежи.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом её выполнения осуществляют - Ректорат, Ученый совет вуза, Совет по воспитательной работе, проректор по воспитательной работе и его аппарат управления, органы студенческого самоуправления и соуправления.
1.Социально-экономические предпосылки.
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития в ХХI веке. В России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются новые демократические институты, складывается обновленная система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Осуществляется поворот к востребованности, новому прочтению и усвоению потенциала русской гуманитарной культуры - философской, психолого-педагогической, социально-экономической, религиозной. В обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи.
Одновременно с этим реформирование всех общественных отношений, осуществляемое в пределах очень короткого исторического отрезка времени, неизбежно привело к обострению ряда проблем - политических, экономических, культурных, социально-психологических, межнациональных.
В этой сложной и противоречивой ситуации молодежь оказалась наиболее уязвимой категорией общества. "Стартовые условия" ее вхождения в самостоятельную жизнь значительно ухудшились, что выразилось в резком понижении социального статуса молодежи, ее экономического положения и углубления дифференциации вследствие ограничения доступа молодежи к образованию и культурным ценностям.
Изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, и студенческую в частности. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Это значительно усложняло процесс адаптации молодого поколения в современных условиях, поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности.
Одновременно в обществе произошло размывание национальной специфики российской культуры, снижение её духовной роли в общенациональном и общемировом цивилизационном процессе. Разрушение духовно-нравственных основ материального и социального бытия сопровождалось падением ценности творческого труда как базового условия самореализации личности и процветания общества. Это привело к росту асоциальных и противоправных форм молодежной активности. Появление социально уязвимых групп молодежи и одновременное культивирование элитарности других, объективно привело росту индивидуализма в его острых проявлениях, формирующее в отдельных слоях молодежи чувство социальной бесперспективности и стимулирующей тем самым асоциальные формы протеста.
Уменьшение государственной поддержки образования в период резкого изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации обусловили ослабление и частичное разрушение результативности образовательной и воспитательной систем. Последствием этого негативного процесса стал почти полный распад сложившейся в предшествующие годы традиционной системы воспитания. Формирование новых систем протекало стихийно, недостаточно научно обосновано и зачастую не отвечало новым потребностям общества и личности.
Однако стратегические цели государственной политики в области образования вновь выдвигают на одно из ведущих мест проблемы воспитания студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодежи. Именно эта часть молодежи оказывает существенное, а вскоре будет оказывать решающее влияние на общественные процессы, демократическое и экономическое обновление России, её духовную атмосферу, социально-психологический климат и станет источником того нового, что должно характеризовать Россию первого десятилетия ХХI века.
В последние годы проблемам воспитания студенческой молодежи посвящен ряд психолого-педагогических, социологических и социально-философских исследований. Результатом этих исследований стала разработка различных концептуальных подходов к вопросам воспитания и конкретным воспитательным системам различных учебных заведений (общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений).
Анализ опубликованных концепций показал, что для решения проблемы воспитания в образовательной сфере уже сложились определенные теоретико- методологические и научно-методические предпосылки. Но при этом следует указать не только на необходимость критической оценки ряда научных материалов, но и на отсутствие исследований, в которых комплексно и всесторонне анализировались бы проблемы молодежи в целостной системе государственной молодежной политики.
Положения, изложенные в государственных и ведомственных Министерства образования РФ документах, создали методологическую и научно-практическую базу для восстановления и дальнейшего развития системы воспитательной деятельности в российских учебных заведениях.
2. Краткая характеристика состояния воспитания студентов в вузах.
В высшей школе России сложилась и действует система обучения, обеспечивающая статус России как одной из самых образованных стран мира. Вместе с тем, изменение государственно-политического и социально-экономического строя в России создало принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Состояние нынешней системы воспитания можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей и поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также и с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.
Воспитание студенческой молодежи в вузах России осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности. Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
С другой стороны, воспитание студенчества проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда формируют кризисное сознание у студентов. Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством. Подавляющая масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, материально-технической базой вузов. Наиболее существенной проблемой, ухудшающей настроение и психологическую атмосферу в студенческой среде сегодня являются социально-экономические условия и обстоятельства бытия, где одной из самых острых является проблема социального неравенства.
Происходит опасная негативная переориентация нравственного сознания у некоторой части студентов в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, воровство, проституция, и др. В студенческой среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности.
Несмотря на то, что приоритетность личности в высшем образовании возрастает и главной целью вуза было и остается формирование и развитие личности специалиста, педагогика на всех уровнях учебно-воспитательного процесса подменена дидактикой.
Воспитание ещё не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Разрыв единства системы обучения и воспитания сохраняется.
Имеет место нерациональный отбор базового компонента высшего образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах, что обуславливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценностно-формирующую направленность учебного процесса.
До настоящего времени во многих негуманитарных вузах не осуществился процесс сущностной интеграции гуманитарных наук в систему высшего технического образования. В среде преподавателей и студентов все еще бытует мнение о бесполезности приобретаемых гуманитарных знаний, невозможности увязать их с получаемой профессией, временности высказываемых истин. Студенты не осознают ориентирующий характер социально-гуманитарных дисциплин в условиях существующей поливариантности взглядов на мир и неопределенности самой жизни.
Следовательно, в современной учебно-воспитательной практике гуманитарное знание не прошло еще путь от идеологии к научным истинам, а через них к пониманию и усвоению студенческой молодежью ориентирующего характера общечеловеческих и национальных ценностей.
Недостаточный воспитательный потенциал высшей школы в значительной степени обусловлен неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста, а в ряде случаев и своих нравственных принципов. Значительная часть преподавателей сосредоточилась на усложняющихся жизненных проблемах. Многие из них, потеряв веру в успех, рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней социально-политической и психологической ситуации, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества.
Отрицательно влияет на воспитательную систему в вузах снижение в обществе социального статуса научно-педагогических работников, отсутствие у преподавателей материальных и моральных стимулов для эффективного педагогического труда.
Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы. Остро встает вопрос разработки новых технологий воспитания студенчества (новых психолого-педагогических установок, методов и форм), отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится общество.
Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени студентов в интересах воспитания и культурного развития личности. Для значительной части студентов внеучебное время становится рабочим временем и основным способом выживания.
Среди студенчества резко падает уровень культуры, идет активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, духовное и культурное обеднение.
Для построения научной картины мира, освоения методологии её изучения в высшей школе нет эффективных учебных спецкурсов, которые в общей совокупности могли бы создать основу для полноценного развития личности.
Отставание системы образования от объективных потребностей общества и личности проявляется в сознании молодежи через агрессивность, жестокость, нетерпимость и склонность к насилию. В тоже время, даже при изучении в вузах социально- гуманитарных и естественнонаучных дисциплин не ставится и не реализуется задача научить молодое поколение принимать разнообразие идей и мнений, формировать толерантное сознание и не потерять при этом способность мыслить самостоятельно.
Характеризуя состояние воспитательной деятельности в высшей школе, необходимо отметить, что система воспитания студенческой утратила наступательный характер, ещё недостаточно эффективна для решения сложных задач формирования социально активной личности.
3.Основные теоретические и методологические аспекты воспитания студентов вузов в современных условиях.
Важнейшими структурными компонентами системы воспитания, требующими нового теоретико-методологического осмысления, являются:
* содержание воспитания;
* цели и задачи воспитания;
* субъект и объект воспитания;
* современная воспитательная система;
* социализация личности студента;
* направления воспитательной деятельности.
Модернизация содержания воспитания.
Становление и развитие воспитания, категорий и понятий, которыми общество оперирует при анализе содержания и реализации воспитательной деятельности объективно связано с общественно-исторической практикой. В этом смысле суть воспитания основана на таких формах общественного сознания как политика, мораль, наука, искусство, право, религия.
Воспитание, как органическая часть образовательной системы, создает условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Такая трактовка позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности.
В воспитании должна быть использована как сфера учебно-воспитательного процесса, так и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности вуза. Воспитание студентов должно осуществляться на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов в ходе реализации образовательных программ, и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время.
С переходом человечества в ХХI век, в котором главными ценностями в обществе должны стать не только материальные блага, но и духовное богатство личности, степень овладения достижениями культуры, в качестве основного направления процесса становления специалиста в системе высшей школы должно стать социально-культурное. Личность, не владеющая духовной культурой, может дестабилизировать общественную жизнь, неспособна полноценно самореализоваться в обществе.
Отмечая роль образовательной среды в воспитании личности, следует учитывать, что, по мнению многих ведущих ученых, в первом десятилетии ХХI века решающим для России и её места в мире должен стать уровень социализации, образованности, воспитанности новой российской интеллигенции. Высокообразованная интеллигенция призвана быстро и эффективно в условиях нарастающих информационных потоков и высокотехнологичного производства переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно фактор возрастания общественных потребностей рынка труда и его ориентации на новейшие виды деятельности и профессиональных карьер необходимо учитывать при подготовке специалистов с высшим образованием.
В качестве важнейшего фактора, повышающего уровень образованности и воспитанности личности, следует отметить гуманитарное образование. В отечественной и зарубежной литературе последних лет, а также в документах ЮНЕСКО, посвященных роли и значению образования, подчеркивается, что ослабление интеллектуальных и духовных традиций различных наций связано с ослаблением и кризисным состоянием ряда национальных систем образования и подготовки интеллигенции, оторванной от истории, традиций и культуры своих государств.
Цели и задачи воспитания.
Направленность процессов обучения и воспитания в современном обществе должна соответствовать интегральной цели воспитания - формированию культурной личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной и природной среды. Достижение данной цели может осуществляться через конкретные цели воспитательной деятельности, реализуемые на соответствующих этапах развития общества.
Для каждой профессиональной категории студентов можно говорить об определенной специфике цели воспитания. Вместе с тем существует общий стратегический подход к цели воспитания, который должен быть ориентирован на реализацию следующих условий:
максимальное овладение студентами материальными и культурными ценностями, научными и техническими достижениями, накопленными человечеством и российской культурой;
оказание помощи молодому человеку в раскрытии его внутренних потребностей и способностей, содействующих самоопределению, самоутверждению, самореализации личности;
стимулирование процесса самопознания личностью своей сущности, стремления к индивидуальному стилю жизни и поведения, личной стратегии жизнедеятельности.
Целью современной системы воспитания должна стать подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.
Главным содержанием социально-общественной функции должна быть социально-психологическая адаптация, направленная на гармоничное взаимодействие личности с социальной средой, с меняющимися условиями развития, на осознание и проявление личностной стратегии поведения. В этом случае адаптация должна иметь личностно-ориентированной характер. Важнейшим структурным компонентом социально-психологической адаптации личности может быть социально-профессиональный.
Субъект и объект воспитания.
В соответствии с современной парадигмой образования, выводами учёных в области социальной философии, психологии личности, педагогики ниже представлено современное понимание категорий - субъект и объект воспитания.
Основными субъектами воспитания являются: общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность; личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания; преподаватель и специалисты в области воспитания. Прежде всего, преподаватель, осуществляя функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать совершенствование взаимодействия двух основных социальных субъектов - общества и индивида, под воздействием которых формируется личность.
В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором может стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов. От этих условий зависит действенность и результативность воспитания в вузах. Психологическая комфортность в процессе обучения в вузе значительно влияет на настроение студента и его удовлетворенность гуманистической средой вуза.
Воспитательная система.
Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, управленческих, кадровых, материально-технических) является воспитательная система.
Воспитание студенчества реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении воспитательной системы.
Разрабатывая принципы создания современных воспитательных систем в учебных заведениях следует учитывать важнейшую особенность воспитания. Как показывает практика и проведенные научные исследования, она состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.
В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современные воспитательные системы должны создавать благоприятные условия для обучения и воспитания наиболее талантливой и активной части студенческой молодежи. Существенными особенностями воспитательных систем вузов различного профиля должна стать ориентированная поддержка вхождения молодежи в глобализированный и многополярный мир, в открытое информационное сообщество. Поэтому важнейшее место в воспитании студентов должны занять такие личностные качества как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, психологии, условий развития наций и национальностей.
Обобщая сформулированные положения, можно определить основные принципы разработки и развития воспитательных систем учебных заведений:
-связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
-деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;
-гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
-единство воспитания и самовоспитания;
-одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;
-последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;
-творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.
Социализация личности студента.
Социализация-это способность всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Вместе с тем, - это и процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Социализация-это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности. Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Она является как главным компонентом в структуре целей воспитания, так и главным результатом функционирования воспитательной системы. Основными направлениями социализации и развития личности в условиях вуза являются:
-образовательный процесс, главным компонентом, которого является изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
-развитие активности во внеучебной деятельности через воспитание у студентов стремления к общественно полезному труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
-формирование у молодежи трудолюбия, потребности в сотрудничестве, чувства справедливости, любви к Отечеству.
При определении основных направлений социализации студентов высших учебных заведений безусловное значение приобретает проблема сплочения студенческого коллектива, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.
Среди основных принципов воспитания и социализации студентов необходимо выделить и реализовать в практике следующие:
-демократизм, означающий не только воспитание специалиста, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ, но и демократизацию самой системы воспитания, переход от системы с однонаправленной идеологией и принудительным воздействием к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;
-гуманистическое отношение к субъектам воспитания, предполагающее отношение к личности студента как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ, но и демократизацию самой системы воспитания, переход от системы с однонаправленной идеологией и принудительным воздействием к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;
-духовность, проявляющаяся в формировании у студента смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;
-патриотизм, предполагающий формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающий целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны и сохранение цивилизации;
-конкурентоспособность, выступающая как специфическая особенность демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности;
- толерантность, являющаяся одним из важных факторов воспитания студенческой молодежи в условиях развивающейся демократии в России и предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к инакомыслию, другим культурам, образу жизни, индивидуализация, заключающаяся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способности не только выжить, но и проявить творческую активность. Система воспитания в вузе должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывая задатки и возможности каждого студента в процессе его воспитания и социализации;
-вариативность, включающая различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуации неопределенности.
Воспитание жизнеспособного молодого поколения предполагает создание системы воспитания, базирующейся на двух уровнях.
На первом уровне, определяемом как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности студента обусловливающие его жизнеспособность в обществе. Второй уровень, который может быть обеспечен с использованием разнообразных средств воспитания, решает конкретные практические задачи в соответствии с требованиями к личности различных аспектов и сторон социально-профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, его социально-политической ориентации и т.п.
Таким образом, воспитание студенческой молодежи в системе высшей школы должно обеспечивать формирование личности, умеющей отстаивать свои интересы, а также интересы определенной социально-профессиональной группы и российского общества в целом как на современном этапе, так и в долговременной перспективе.
Одной из наиболее важных проблем является формирование положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий. В связи с этим все большее значение в современном обществе приобретает проблема формирования у студентов необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.
Значительный положительный опыт воспитания молодого поколения, накопленный за годы предшествующего исторического периода развития государства, необходимо сохранять и по возможности использовать в новых условиях.
В то же время, условия современного этапа и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно возрождение российской нации и эффективное осуществление процесса формирование личности. К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, следует отнести:
- определение степени жесткости системы воспитания в условиях новейшего периода развития государства и на перспективу;
- соотношение свободы и принуждения личности в системе воспитания, что при слабом самоконтроле и самоорганизации деятельности личности может снизить эффективность воспитательных воздействий;
- формирование потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;
- соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;
- наличие природных задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;
- разработка форм и методов становления национального самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.
Направления воспитательной деятельности.
В современной теории и практике воспитания обосновываются и выделяются приоритетные направления воспитательной деятельности. К их числу относятся:
- формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей-общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстро меняющемуся миру;
- нравственно-этическое воспитание;
- правовое;
- гражданско-патриотическое;
- трудовое и профессионально-творческое;
- эстетическое;
- физическое;
- экологическое и природоохранное;
- семейно-бытовое.
Формирование мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых ценностей личности необходимо рассматривать как одну из фундаментальных задач воспитания.
Современная философия образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывает всё возрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место, среди которых занимает формирование Гражданина, Личности, Патриота. Воспитательный процесс в высших учебных заведениях призван обеспечить формирование системы гуманистических ценностей личности. В учебно-воспитательной практике необходимо акцентировать внимание студентов на определенных социальных, профессиональных, национальных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания ею своей социальной ответственности.
Нравственно-этическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности. Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, сформированность качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Правовое воспитание. Модернизация государственной системы России и формирование гражданского общества объективно требуют воспитания сознательного гражданина, активно участвующего в демократическом процессе, не принимающего методов разрушения единства и целостности государства. При решении этих приоритетных задач и воспитания соответствующих ориентиров необходимо способствовать развитию самоорганизации личности, стремления и умения отстаивать в общественной жизни терпимость к чужому мнению, умения вести диалог, находить содержательные компромиссы. Все это требует знания современной правовой культуры, ее норм и законов, использования конкретных возможностей правовой системы российского государства. В связи с этим, правовое воспитание занимает одно из ведущих мест в системе воспитания студенческой молодёжи. Целенаправленная деятельность по правовому воспитанию студентов должна быть ориентирована на нормативную регуляцию поведения человека в обществе, где право выступает внешним регулятором всех видов социально-значимой деятельности, внутренним регулятором которой выступает нравственно-правовая ответственность личности и личностный нравственно-правовой самоконтроль.
Гражданско - патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения.
В качестве показателей и критериев уровня патриотического воспитания студентов целесообразно рассматривать их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и следование социокультурным традициям, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным, поскольку Россия была и остается многонациональным государством, то и патриотизм должен иметь интернациональный характер, основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на необходимости совместного проживания людей различных национальностей в едином российском государстве и его совместном возрождении.
Эстетическое воспитание. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития этого общества.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных базовых образцов высокого искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественного, национального искусства и критическое отношение к насаждаемым образцам массовой западной культуры.
Экологическое воспитание. Предшествующий опыт отношения человека и общества к природе и её защиты имеет весьма негативную направленность, особенно в России, где веками формировалась установка о неисчерпаемости природных ресурсов. В этих условиях никакая стихийная социализация не может сформировать у молодого человека бережного отношения к природе. В связи с этим, необходимо не только экологическое образование, но и воспитание как целенаправленное формирование природоохранного отношения к природе на всех уровнях социализации молодёжи.
Экология является комплексной проблемой в системе "человек-техника-природа" и поэтому требует от профессионала любого профиля синтеза знаний основных понятий об окружающей среде из разных наук: биологии, наук о Земле, медицины, промышленной технологии, механики, психологии, этики, педагогики и многих других научных дисциплин.
В условиях крайне негативной экологической ситуации, ужесточения системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования, перехода на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции, обязательности экологической экспертизы всех инвестиционных проектов и программ необходимы разработка и внедрение в практику подготовки специалистов эффективных образовательно-профессиональных программ, содержание которых предусматривает формирование экологической культуры и мышления и специальную профессиональную экологическую подготовку специалиста в соответствии с направлением и профилем.
Акцент в них должен быть перенесен с просветительской направленности на формирование активной социальной позиции и достижение профессиональной готовности, овладение методологией проектирования безотходных, малоотходных, оборотных, регенеративных производственных технологий, выпуска экологически безвредной продукции.
Обязательной органической составной частью такой подготовки специалистов должно стать овладение в ходе естественнонаучного и гуманитарного образования фундаментальными научными, правовыми и экономическими основами экологически безопасной и природоохранной деятельности, а в ходе профессиональной и специальной подготовки основами соответствующей технической и технологической квалификации.
Особое внимание при этом должно быть уделено формированию и закреплению такого качества личности и профессионала как экологическая ответственность.
В сфере семейно-бытового воспитания студентов при их общей высокой ориентации на создание семьи, счастливую семейную жизнь, необходимо особое внимание уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений.
Кадровый потенциал воспитательной деятельности в вузах- преподаватели, работники культуры и искусства, профессиональные психологи и педагоги, управленцы и организаторы - важнейший и ключевой компонент в структуре воспитательной системы.
Ведущая роль в управлении воспитательной деятельностью должна принадлежать Ученому совету вуза, утверждающему руководителей, обеспечивающих организацию и содержание воспитания.
Руководство воспитательным процессом в вузе должны осуществлять проректоры по воспитательной или по учебно-воспитательной работе, а на факультетах - непосредственно деканы или заместители деканов по воспитательной работе, а также советы (отделы) по внеучебной деятельности.
Опыт работы высших учебных заведений показал необходимость значительных изменений в подготовке кадров в рамках педагогического образования.
При решении вопроса о формировании качественного состава преподавателей высших учебных заведений следует исходить из методологических и научно-практических задач современного обучения и воспитания студенческой молодежи, в соответствие с которыми, воспитание молодежи является важнейшей функцией образования в системе высшей школы. Реализация в вузах воспитательной политики, соответствующей новым условиям развития общества и системы образования, должна строиться на основе следующих требований:
преподаватель вуза должен быть не только источником профессиональной информации, но и посредником между студентом и культурой, поскольку уровень общей культуры студента во многом определяется культурой тех преподавателей, которые проводят занятия со студентами и оказывают влияние на их становление и формирование не только как специалистов, но и как будущей российской интеллигенции;
главным воспитывающим фактором должно стать гуманистическое взаимодействие между преподавателем и студентом как в учебной, так и во внеучебной деятельности;
преподаватель должен быть носителем духовной и социально-психологической культуры, которая станет доминирующей в подготовке кадров.
Развивающаяся в вузах внеучебная воспитательная деятельность требует подлинно профессионального руководства специалистами в области культуры, политики, искусства, художественного, литературного и музыкального творчества, научно-исследовательской деятельности, патриотического и гражданского воспитания, физической культуры и спорта.
Формирование качественного, эффективно действующего кадрового состава высших учебных заведений для воспитательной деятельности возможно как через систему дополнительного образования, так и путём привлечения педагогических вузов для целевой подготовки педагогов-воспитателей для вузов других профилей.
Необходима также координация в регионах деятельности педагогических вузов с образовательными учреждениями и региональными органами управления образованием по подготовке и переподготовке кадров педагогов в области воспитания через систему научно-практических конференций, методических семинаров, совещаний, обмена опытом работы.
Значительная роль в реализации данной задачи должна быть отведена и региональным институтам повышения квалификации работников образования.
Необходимо, в связи с этим, разработать унифицированные требования к программам дополнительного профессионального образования в области воспитания для преподавателей институтов повышения квалификации (ИПК), осуществляющих переподготовку педагогических кадров.
Важную роль в решении проблемы подготовки и переподготовки кадров по направлению воспитания могла бы сыграть складывающаяся система социального партнерства между институтами РАО, профессиональными учебными заведениями, соответствующими ведомственными и общественными организациями.
Значительное место в развитии воспитания в системе образования России должны занять регулярные фундаментальные исследования и прикладные разработки, отражающие процесс формирования стратегии воспитания на ближайшее будущее.
Необходимо также создать систему подготовки и публикации материалов теоретико-методологического и практического назначения по проблемам воспитательной работы в высших учебных заведениях.
Учитывая высокую актуальность и уровень сложности воспитательной воспитателей за эффективную воспитательную работу со студентами .деятельности в современных условиях, необходимо предусмотреть меры морального и материального стимулирования педагогов.
4.Основные направления реализации Примерной Программы воспитания в системе высшего образования России.
4.1.Управление воспитательной деятельностью в вузах.
Основные направления
Мероприятия Срок выполнения Результат,
итоговый документ 1 2 3 4 4.1.1.Определение основных проблем, целей и задач воспитания на планируемый период (семестр, год, на весь период обучения).
4.1.2.Создание вариативной модели воспитательной деятельности вуза с учетом профиля высшего учебного заведения, региона и местных условий.
4.1.3.Организация работы по подбору и расстановке кадров, осуществляющих воспитательную деятельность в вузе (проректоров, зам.деканов по воспитательной работе, кураторов курсов и групп, советов по воспитанию, отделов, методистов, руководителей творческих структур и т.п.)
4.1.4.Создание материально-технической базы для обеспечения учебно-воспитательного процесса, научно-технической деятельности студентов, художественного творчества, оздоровительной и спортивной работы.
4.1.5.Совершенствование научно-методической работы кафедр в направлении углубления мировоззренческой, гуманитарной и профессиональной направленности воспитания и обучения студентов.
4.1.6. Освоение и использование в учебно-воспитательном процессе новейших достижений педагогических и психологических наук.
4.1.7.Формирование в вузе органов студенческого самоуправления и системы соуправления учебно-научным и воспитательным процессом
4.1.7.Оказание целенаправленной помощи в деятельности общественных студенческих объединений (профсоюзных, молодежных клубов, студенческих отрядов по охране правопорядка, строительных и др.).
4.1.8. Мониторинг реализации программ и планов воспитательной деятельности в вузе.
4.1.9.Создание банка данных личностных характеристик и достижений студентов (творческих, организаторских, научных и т.п.)
4.1.10.Организация информационного обеспечения воспитательной деятельности
4.1.11. Организация в вузе системы подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам воспитательной деятельности.
4.1.12.Организация психологической службы вуза.
4.1.13.Организация регулярного изучения состояния социально-психологического климата в студенческих коллективах.
4.1.14. Разработка и введение в действие основных нормативных, нормативно-методических документов, регламентирующих воспитательную деятельность вуза (Положение о Совете по воспитательной работе вуза, Положение о кураторе студенческой группы, Положение о внеучебной воспитательной деятельности вуза, Положение об отделе по внеучебной работе со студентами, Положение о студенческом самоуправлении в вузе и др.)
4.1.15.Проведение в вузе смотров-конкурсов на лучшую организацию воспитательной работы (факультетов, кафедр, внеучебных воспитательных структур) и по отдельным направлениям воспитания.
Разработка концепции воспитания студентов в вузе;
постановка целей и задач воспитания, определение методологии проектирования естественных ситуаций и выбора средств для их реализации в учебно-научном процессе и в воспитательной деятельности;
формирование единого воспитательного пространства и коллектива, организация взаимодействия администрации, преподавателей, студентов и общественных объединений по обеспечению жизнедеятельности в вузе.
Разработка принципов формирования модели системы воспитания и локальной гуманитарной среды, форм и методов их реализации.
<< Пред. стр. 1 (из 11) След. >>