<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Заботясь о развитии талантливости, мы выдвигаем идею развития подвижничества, в первую очередь молодежи, способной сделать своей целью жизни - беззаветное служение избранному поприщу, резкое повышение научного, культурного и промышленного потенциала страны.
  Вспомним живописца Крамского с группой передвижников, Балакирева с "могучей кучкой", Вернадского со своей могучей группой естествоиспытателей, порожденной другой великой группой во главе с Докучаевым. Все они были великими подвижниками. Их гражданское мужество, духовный героизм, неугасимый творческий огонь, их единодушие и единомыслие, выражаясь языком современной социальной психологии, в творческих малых группах создавали целые направления духовной жизни страны. Наш педагогический опыт подобного творческого группирования в различных вузах раскрывает богатейшие условия самореализации личности.
  Учитывая все эти сущностные направления, разрабатываемая трансцендентальная педагогика строит целостный учебно-воспитательный процесс на едином образовательном пространстве непрерывного образования.
  Кто способен создавать в стране педагогическое пространство для развития подвижничества и дарований, осуществлять духовно-правовое воспитание элитарных специалистов, хороших профессионалов и мастеров своего дела. Прежде чем ответить на эти вопросы, раскроем сущность и структуру тех целостных учебно-воспитательных процессов, которые должны осуществляться во всех образовательных структурах страны, во внеучебной сфере и даже в семье.
  Целостный учебно-воспитательный процесс предполагает единство трёх подсистем, подчиненных изложенным выше целям духовно-правового и профессионального становления личности.
  Первая подсистема - технологическая, включает материально-технические условия, пространственно-временные ориентации на ускоренное развитие личности (т.е. где и за сколько времени учащиеся освоят те или иные программы, выявят и реализуют свои творческие данные, мастерство применения трансцендентных методов развития (от инсайтных до индивидуально-групповых и коллективных), набор сверхзадач, выполняемых учащимися.
  Вторая подсистема - социально-психологическая, включает три блока отношений:
  - отношение к высшим ценностям;
  - отношение к людям, близким и дальним, к родителям и педагогам, к сверстникам, к противоположному полу, к маленьким детям, к нищим и обездоленным;
  - отношение к самому себе (самосознание): высокая самооценка, вера в свое дарование, возможные ориентации на подвижничество, на достижение высоких карьерных целей на избранном профессиональном поприще.
  Третья подсистема - духовно-личностная, выражает реализованные цели и включает следующие компоненты: интеллектуально-эстетические, нравственно-волевые и физические данные личности, направленные на решение в том числе и узкоспециальных задач (профессиональное становление), мировоззрение и духовность личности как силу проявления, утверждения и защиту таких ценностей, как Любовь и Свобода, Право и Социальная Справедливость, Творчество и Созидательная деятельность.
  Все три подсистемы взаимосвязаны друг с другом, технологичны и трансцендентны. Истинное педагогическое искусство и мастерство есть знание и умение на основе единства трех подсистем осуществлять ускоренное развитие личности, общее и профессиональное становление будущих специалистов с высшим образованием.
  Современный педагог с любой педагогической подготовкой способен за достаточно короткие сроки тренинговых занятий - овладеть средствами педагогического искусства, в истоках которого стоят такие динамические способы, как инсайт-методы, обеспечивающие и вспышку дарований, и мгновенное освоение теоретических знаний и практических умений, и повтор освоенных методик в самых различных аудиториях.
  Наши тренинговые занятия со студентами и педагогами показали высокие результаты, а творческие работы участников тренингов высоко оценивались соответствующими экспертами самой высокой квалификации и выставлялись на Международных семинарах и симпозиумах, в Российско-Американском и Международном торговом Центрах, в Центральном Доме художников, на Международных выставках "Образование и карьера".
  По разработанной нами программе тренинговых занятий каждый участник тренингов уже через три-четыре занятия способен мастерски проводить творческие семинары, применять освоенное педагогическое мастерство.
 
 
 
 
  5.9. Концепция духовно-правового развития подвижничества и карьеры молодых людей, ориентированных на резкое увеличение культурного и социально-экономического потенциала России.
 
  1. Цели и задачи.
  Данная Концепция, разработанная в соответствии с научными достижениями ведущих вузов страны, впервые выдвигает проблему духовно-правового развития подвижничества и карьеры молодежи как беззаветной и самоотверженной деятельности, направленной на достижение великих целей.
  Со времен Петра Великого подвижники-интеллигенты были двигателями прогресса. Это они прорубили, по меткому выражению С.Н. Булгакова Петрово окно в Европу. Они - мощные проводники культуры в толщи многомиллионного народа - и "нет заботы более томительной и тревожной, как о том, поднимется ли на высоту своей задачи русская интеллигенция, получит ли Россия столь нужный ей образованный класс с русской душой, просвещенным разумом, твердой волей, ибо обновится Россия не может, не обновив вместе с многим другим прежде всего свою интеллигенцию" (С.Н. Булгаков, "Героизм и подвижничество", М., 1993, с.128-129). Превращение российских юношей, в душах которых живет острейшая потребность героического, подчеркивает философ, процесс несложный и большей частью кратковременный, когда молодые люди мгновенно схватывают либо суть богочеловеческих, либо научных или партийно-государственных "программ", после чего и вырастают подвижнические натуры, ориентированные не на обеспеченный минимум, а на героический максимум. Максимализм есть неотъемлемая черта молодых людей, которая выражается в беззаветной преданности и любви к своему делу, одержимости, в готовности вырабатывать свою собственную программу спасения если не всего человечества, то по крайней мере России. Поэтому подвижник не довольствуется ролью скромного и усредненного работника, его тайная мечта - решать глобальные задачи страны, непременно наикратчайшим путем выводить свою страну или отрасль, или производство из кризисного состояния. Подвижник руководствуется не столько личными интересами, духовными или материальными, сколько велениями долга, совести, самодисциплины и, может быть, самоотречения, этого "светского аскетизма", благодаря которому Западная Европа, в частности Германия и Англия, добились серьезных успехов.
  И здесь следует оговориться: мы сплошь и рядом сталкиваемся с нарушением прав и свобод личности, с принижением человеческого достоинства и даже с тем, что в настоящее время именуется беспределом - и не стыдимся безобразия. И вместе с тем робеем перед ложной возможностью якобы недемократических решений, когда выдвигаем тысячелетиями оправданный девиз "дорогу талантам" (А как же другие, Им что? Нет дороги?), и когда ставим проблему ускоренного развития дарований, ориентируясь на то, что талант в каждом, но не всякий проявит готовность к самоотречению, к беззаветному труду! Не каждый согласится получить дополнительное образование, обеспечивающее выход на сложные и трудоемкие деятельности: руководство промышленными структурами, создание инновационных стратегических программ, радикальное повышение культурного и социально-экономического уровня страны.
  Выдвигая идею дополнительного образования, направленного на ускоренное развитие дарований, талантов и высших способностей, мы рассчитываем на стремление студентов взять на себя такие сверхзадачи, которые непременно поставят их перед необходимостью решать острейшие проблемы развития той или иной стратегии, задачи выхода из социально-экономического кризиса, задачи непременного ускоренного подъема промышленного или культурного потенциала страны.
  Ориентация на подвижничество потребуют от студентов огромных усилий в овладении гуманитарными, социально-психологическими знаниями, искусством управления, потребует все свободное время подчинить повышению своего культурного и профессионального уровня, развивать свои высшие способности в области человековедения, психологии творчества и психологии целостных социальных и производственных процессов, в основе которых лежат реальные технологические, социологические и духовно-личностные факторы.
  Направленность такого рода составит систему единственных привилегий - дополнительный труд, сверхусилия в учебных и производственно-социальных процессах, в самоотречении.
  В заключении этого раздела коснемся весьма деликатного вопроса: как соотносится подвижничество с общими целями духовно-правового воспитания личности на данном этапе развития Российского государства. Итак, формулируем цель воспитания: духовно-правовое становление правовой личности лояльного и просвещённого гражданина, любящего семьянина и мастера в своём профессиональном деле. Проблема состоит в том как построить учебно-воспитательный процесс в вузе, чтобы не нарушить приведенной выше целевой установки?
 
  2. О возможных существенных противоречиях в развитии подвижничества.
  Изучая судьбы подвижников, делаешь невольный вывод: их жизнь, как правило, трагическая. Возникает и такой вопрос: заинтересованы ли государственные, промышленные, научные, культурные структуры в развитии подвижничества? К сожалению, ответ напрашивается отрицательный.
  Подвижник, как правило, дестабилизирует сложившиеся устои. Из-за него возникают конфликты между ранее разработанными правилами, научными концепциями, способами производства и своими нововведениями, ломающими прежние накатанные магистрали. Он создает обстановку тревожности, беспокойства, страха у тех, кто намерен защищать свое, пусть уже обветшавшее устройство того или иного потенциала. Подвижники, потому и пребывают в состоянии своего подвижничества, что глубоко верят в жизненную непреодолимость или необходимость своего новаторства. Они неподкупны и бескомпромиссны. Готовы идти напролом, даже если им угрожает самоуничтожение. Их неуступчивость, резкость и то, что называется некоммуникабельностью, приводят в движение такую бешеную энергию своих противников, что у последних не остается выбора, кроме как идти до конца, пока подвижник не будет сломлен окончательно.
  Отречение, помноженное на самоотречение - тяжкая ноша подвижника. Не каждому дано ее вынести. Воспитывать или даже подвигать к подвижничеству дело, по крайней мере, противоречивое. С одной стороны, ШКОЛА, любая школа, высшая, средняя, начальная, не может не звать к подвигу! А с другой стороны, имеет ли право взрослый и умудренный опытом наставник поощрять зарождение будущей мучительной невыносимости, боли, отчаяния, жизненной неустроенности!?
  И все-таки на этот можно ответить утвердительно, ссылаясь на Достоевского: "Выгоднее всего быть честным, нравственным человеком". Достоевский так утверждал, потому что сам следовал этой установке. Такого рода противоречие разрешимо только в единственном случае. Педагог может и обязан способствовать зарождению подвижнических настроений, если сам честен, если сам готов защищать истину или социальную справедливость, чего бы ему это ни стоило: "позора, унижения или даже смерти". (К.Д. Ушинский).
 
  3.Подвижничество и смирение в новой духовности.
  Разрабатывая проблемы новой духовности, Бердяев отмечал, что новая духовность есть религия любви и свободы, которые лишены гордости и вероломства и выражают смиренномудрие и долготерпение, стремление к добру и красоте, к истине и к справедливости. Новая духовность понимает дух и смирение не как отрешенность, покорность и уход из мира, а как стремление к духовному завоеванию мира, как стремление во что бы то ни стало победить Царство Кесаря, царство денежного мешка, царства зависти и невежества, жестокости и насилия. Смирение есть мощная динамическая духовная сила. Не случайно Чехов употребил однажды в своем рассказе "Неприятность" выражение "Смирением убить оскорбителя". По словарю Даля, почти все значения понятий "смириться", "смирение" и "смиренный" носят активный характер и означают не просто значение кроткости "послушной, как это поясняется в словарях советского периода, а придают этим терминам едва ли не агрессивно-наступательный смысл: "обуздать свои страсти", "лишить природной дикости", "своеволия", "самонадеянности", и даже "смирить" быка, кабана", врагов, ссоры, укрощение страстей, похоти, дурных влечений".
  Как видим, смирение - это то, что помогает избавляться от всего дурного, злого, вероломного, гневного, что может в той или иной мере обнаружиться в молодом человеке, в его возможном максимализме, в гордыне.
  Человеческий дар, в особенности молодых людей, может развиваться в условиях абсолютной внутренней защищенности, защищенности от буйства нрава, сварливости характера, пагубных влечений и страстей. И эту роль защиты призвано выполнить смирение.
  Современному молодежному максимализму не достает способности побуждать и усмирять себя, подчинять себя себе, овладевать собой. Смирение выражает ту меру камертонной регуляции, которая способна определить самые оптимальные условия для внутреннего покоя, творчества.
  Ильин в своей работе "О сопротивлении злу силою" отмечал, что Христос учил любви, но не мечу. Но никогда ни одним словом не осудил меч. Лучшие люди призваны к тому, чтобы вести борьбу со злодеями, вступать с ними в неизбежное взаимодействие, пресекать их злую деятельность и вести государственную борьбу со злом - дело необходимое и духовно верное, но пути и средства этой борьбы могут быть и бывают вынужденно неправедные. И только лучшие люди, отмечает Ильин, могут вынести эту несправедливость, не заражаясь ею.
  В этом и состоит проблема: как постоянно вести борьбу со злом, не заражаясь им, не становясь злобным и мизантропичным. Как постоянно не терять из виду нравственных ориентиров - в этом главное достоинство зоркого глаза и зоркой души молодых подвижников.
  Педагогика новой духовности должна учить всеми силами и приемлемыми средствами защищать Любовь и Свободу, Добро и Справедливость, Истину и Красоту.
 
  4. Духовно-правовое основание образовательной системы.
  Главные требования к ускоренному развитию дарований специалистов в области науки, техники и промышленности определяются социально-экономическими, отраслевыми и межотраслевыми производственными потребностями, удовлетворение которых способно обеспечить резкий подъем всей экономики страны, увеличение роста ВВП (валового внутреннего продукта), усиления стратегического развития науки, техники, культуры, промышленности.
  Профессионал, специалист с высшим техническим образованием, способен эффективно использовать все богатство средств, информационных технологий, системно принимать и разрабатывать технические, экономические, социальные и управленческие решения как на уровне макро-, так и микропроектирования.
  Принципиальной особенностью содержания непрерывного общего и профессионального развития является фрактально организованная совокупность:
  обучения, обеспечивающего освоение систем гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, обще- и специально профессиональных знаний на заданном уровне;
  образования, обеспечивающего формирование методологической культуры выпускника, владение на заданном уровне сформированности приемами и методами познавательной и профессиональной, коммуникативной и аксиологической духовно-правовой и производственной деятельности;
  абилитации, обеспечивающей комплексную подготовку человека к профессиональной деятельности, а также его профессиональную самореализацию на основе духовно-правового становления личности.
  Определяя основные условия ускоренного развития дарований специалистов с высшим техническим образованием, следует особо выделить закономерные связи между интуитивно-творческим, духовно-правовыми и специально техническими, фундаментальными и узкопрофессиональными знаниями, раскрывающими главные закономерности в различных видах деятельности: исследовательской, инженерно-инновационной, а также в сфере научно-технического бизнеса, в сфере руководства предприятиями, отраслями народного хозяйства.
  При этом основными факторами общего и профессионального развития личности должны стать не столько знания учебных дисциплин, сколько интуитивно-творческие способы мышления, искусство творческой деятельности в духовно-правовой и специально-профессиональной сферах развития той или иной сферы производственного общения, способы продвижения личности специалиста на том или ином профессиональном поприще. Однако не следует сводить высокий уровень общего и профессионального развития лишь к творческому мышлению, профессиональным навыкам и умениям, гуманитарным или техническим знаниям. Человек выше и значительнее всего этого. Он, как замечал И.А. Ильин, "глубже своего сознания, он проницательнее своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче разума... Человек определяется тем, что он любит и как он любит".
  Итак, на первом месте - любовь, помноженная на свободу, творчество, право, духовность как силу и мощь интеллектуально-эстетических и нравственно-волевых данных личности. На первом месте в карьерном движении оказывается то, что предохраняет личность от карьеризма и других бездуховных свойств, оказывается то, что способно возвысить человека, приблизить к общечеловеческим идеалам добра, красоты, социальной справедливости, совести и истинной человечности.
  Рассматривая как главенствующие духовно-творческие данные личности специалиста с высшим техническим образованием, во многом определяющие уровень профессионального мастерства специалиста, технические вузы неизбежно стоят перед необходимостью разработки и реализации основных принципов гуманитаризации и гуманизации высшего образования ведущие технические вузы России (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Южно-уральский государственный университет, Тульский государственный университет) разработали и обосновали приемлемые общие принципы и условия гуманитаризации и гуманизации высшего технического образования.
 
  5. Общие принципы гуманитаризации и гуманизации содержания образования.
  К ним относятся:
  * создание условий для духовно-правового, интеллектуально-эстетического и культурного саморазвития личности;
  * глубокая методологическая подготовка специалистов в сфере духовно-правового становления личности, гуманитарного знания, духовной жизни человека и общества;
  * освоение студентами методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;
  * создание предпосылок для органического включения выпускников вузов в экономические, социальные и культурные процессы развития отечественной и мировой цивилизации;
  * освоение студентами будущей профессиональной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей, оценка полезности создаваемых искусственных сред с позиций историзма, приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма;
  * органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью, сферой досуга и отдыха студентов, широкое привлечение к преподаванию в вузе деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики, права и других сфер общественной жизни;
  * освоение студентами основных закономерностей развития правосознания, права, методов защиты прав человека, диалектики прав и обязанностей личности;
  * демократизация всей системы образования в вузах, самоуправление как принцип жизнедеятельности университета, индивидуализация обучения в соответствии с потребностями личности студента.
  Не трудно заметить, что ведущие вузы страны, разрабатывая эти общие условия гуманитаризации высшего технического образования, ставят своеобразную сверхзадачу для университетского технического образования, которая состоит в определении единства между естественнонаучной и гуманитарной культурами познания и деятельности, что, несомненно, необходимо, но потребует увеличения объема и роли дисциплин общенаучного циклов, введения принципиально новых дисциплин, таких, как "Основы художественного творчества", "Духовно-правовое становление личности специалиста с высшим образованием", "Искусство визуализации" и др. К этим новым дисциплинам следует отнести и такие, как "Освоение студентами интуитивно-творческих методов познания", "Ускоренное развитие дарований", "Трансцендентальный синтез в образовании", "Природа дискурсивного и интуитивного в познании".
 
  6. Любовь к профессии и социально-психологические факторы развития карьеры и подвижничества.
  Любовь к профессии - явление безнасильственное. Она зарождается в интуитивно-иррациональных сферах личности. Без любви к профессии нет и не может быть ни подвижничества, ни счастливой карьеры.
  Подвижничество на том или ином поприще, как и любовь к профессии - это свободный выбор и направленность влечений, выявленные задатки (природные данные личности) и стремление молодых людей найти наиболее благоприятную среду для развития своих дарований. Все четыре фактора отражают духовный мир личности как в ее сознательном, так и бессознательном содержании. Психологи отмечают, что подсознательная духовность содержит источники и корни сознаваемого. Это в первую очередь относится к влечениям, регулируемым иррациональными силами личности. Влечение и любовь к профессии раскрывают потенциальную ценностную перспективу, которая видится молодым людям в той или иной профессии.
  Профессиональные влечения, как и зародившаяся любовь к профессии, дело абсолютно индивидуальное, неповторимое, опирающееся на выявленные и не выявленные задатки, природные данные. Мы утверждаем: каждый талантлив, но мера и сферы приложения таланта разные. Дать зеленую улицу развитию своим задаткам, увлечься любимым занятием, возможно, будущим профессиональным делом, - значит подчинить свою свободу началам своего подвижничества, значит, отсечь от себя все те пристрастия и зависимости, которые могут мешать избранной специализации. Виктор Франкл обратил внимание на такую диалектику влечения и свободы: вне влечения нет свободы, как нет свободы вне влечения; прежде чем проявиться влечения "как бы пересекают зону свободы", а человеческой свободе нужны влечения, как основания, на которых она покоится. Развитие влечений, основанных на задатках личности, формирование увлечений, профессионально ориентируемых занятий и опробований себя в сфере будущей своей специализации - вот первый и важнейший этап подвижничества и развития личностной профессиональной карьеры.
  Жизнь показывает, что важнейшим условием воспитания подвижнической любви к профессии является среда, а чаще всего та "малая группа", которая исповедует одни и те же завышенные ценности. Вспомним, как формировался талант Пушкина и его друзей - Дельвига, Пущина, Гнедича, Кюхельбеккера. Это к ним обращался юный Пушкин: "Отчизне посвятим души прекрасные порывы". И находил душевный отклик, и признавался уже тогда, когда состоялся профессионально как литератор: "Родному братству верен я".
  Речь идет не только о карьере и о подвижничестве, а значительно о большем - о двигателях прогресса, культуры, о создании мощного духовно-творческого потенциала, дающим на многие годы молодым людям высокие ценностные ориентиры, примеры для подражания.
  Такого рода подвижнические идеалы и свершения не программируются рационально. Они зреют и вырастают в духовных недрах педагогической среды и общественной жизни. В России эти процессы подвижничества всегда были связаны со своего рода мессианизмом, с готовностью умереть за правое дело, за верность служения своей державе. Современная высшая школа должна позаботиться о развитии славных традиций подвижничества в России, должна создать все необходимые условия для разностороннего развития молодых людей, ориентированных на достижение высоких целей в различных сферах деятельности.
  В этой связи крайне интересен для всей системы высшего образования опыт творческих вузов (театральных, музыкально-хореографических, культуры и искусств). К сожалению, этот опыт еще никем тщательно не анализировался. В 2000 году мы сделали попытку организовать своеобразные эксперименты по развитию творческих трансцендентальных начал в Московском университете культуры и искусств, где на двух факультетах (музыкальном и режиссерском) были созданы временные студенческие творческие коллективы. Эксперимент был сложен тем, что организаторами опытной работы был написал специально для студентов трансцендентальный роман "Подозреваемый", в котором были отражены реальные пути современного педагогического подвижничества в школе и в вузе. По мотивам романа студенты и аспиранты написали сценарии и музыку, сделали несколько постановок, и создали свою "Педагогику откровения", в которой так много замечательных признаний: "Во мне открылось что-то новое и необыкновенное", "Я ощутил в себе подлинно трансцендентальные начала и намерен развивать их в себе...", "Как же мне легко стало жить, когда я обнаружил и стал развивать свои дарования..."
  Эта система творческих методов, освещенных инсайтными средствами проанализирована и описана в книге "Педагогика высших ценностей", которая издана в 2001 году НИИ высшего образования Минобразования РФ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московским университетом культуры и искусств, Европейским университетом права и университетом Российской Академии Образования.
 
  8. Одна из главных тайн творчества.
  Вопросы гуманитаризации и гуманизации должны рассматриваться в контексте права любой личности на развитие своих эстетических и духовно-творческих данных средствами искусства, художественного творчества, культуры. Мы разделяем точку зрения некоторых психологов о том, что многие виды творчества, в том числе и научного, являются "лишь частным случаем художественного". Ведь из века в век великие ученые подтверждают истину - законы природы неизменно соответствуют канонам красоты. В конце концов, всем известно расхожее выражение "научная картина мира". Жаль, что мало кто обращает внимание на слово "картина"... Интерес к психологии художественного творчества может рассматриваться в качестве признака истинной культурности человека" (К.В. Сельченок, "Психология художественного творчества", Минск, 1999г., с. 3-4).
  Проблемы целостного восприятия мира, зарождение и развитие зрительных образов и даже мучительная неразрешимость вопросов бытия открывают исследователям природы, науки и техники порой значительно больше, чем научные теории своих коллег, ученых из области естественнонаучного мира. Не случайно Альберт Эйнштейн однажды заявил, что Достоевский для создания теории относительности дал ему значительно больше, чем физик Гаусс. Мир един, и все его частные проявления развиваются по одним и тем же общим законам, в том числе и по законам красоты. И успех придет скорее к тому, кто эти законы знает или по крайней мере хоть как-то приобщен к ним. Вот почему, разрабатывая концепцию развития карьеры лиц, ориентированных на резкое увеличение научно-технического и культурного потенциала, мы на одно из первых мест ставим гуманитарное образование будущих инженеров и организаторов промышленных производств. Наша постановка проблем гармонического единства технического и гуманитарного образования предельно демократична, поскольку дает возможность каждому студенту опробовать свои силы в любом виде художественного творчества. При этом мы подчеркиваем, что это "опробование" себя в художественном развитии задача далеко не из легких. И результативность не скоро может сказаться. Но общечеловеческая практика показывает, что великие ученые, талантливые организаторы науки и техники, гениальные руководители стратегических промышленных программ всегда были людьми большой культуры, черпающими свои гениальные догадки, теории, идеи не только в недрах рациональности и логики, но и в иррациональных кладезях подсознания, (интуитивность, невербальность, образность). Естествоиспытателей и художников объединяет страстное стремление постичь тайну красоты, тайну природы. Великий русский ученый К.А. Тимирязев, первый переводчик на русский язык книги об английском художнике Тернере, писал: "Почему именно произведения этого художника приковывают мое внимание? Рассуждая задним числом, я мог бы сказать, что как натуралист, я должен, естественно, увлечься им... Очевидно, между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя связь". Тимирязев прав: между зрительным образом и другими видами творчества есть прямая связь. Тайна искусства - схватить неуловимое.
  9. Ускоренное развитие дарований и система инсайтных средств самореализации.
  Многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что приближение к практическому освоению способов творческой деятельности, методов и средств высшей (трансцендентальной) педагогики может быть осуществлено за десять-двенадцать часов тренинговых занятий, в которых органично соединяются теоретические знания и освоение практических навыков. Мы опубликовали десятки работ, в которых самым подробным образом описали то, как за три-четыре часа участники наших семинаров в возрасте от трех лет до семидесяти пяти создавали живописные и музыкальные произведения, философские эссе. При этом пейзажи портреты, жанровые картины писались маслом, а участники семинара впервые сталкивались с кисточками, разбавителями и масляными красками. Эксперты высоко оценили работы студентов. Многие студенческие и ученические работы экспонировались на выставках Центрального Дома Художников и в других престижных местах. Примечательно, что многие участники наших семинаров по нашей методике сами проводили подобные семинары и получали аналогичные результаты.
  Мы считаем одним из самых главных условий вспышки человеческой талантливости - применение инсайтных средств развертывания человеческих дарований. Применение этих средств крайне просто, не требует никаких специальных материальных затрат. Достаточно от ведущего семинара концентрации своей ЭНЕРГИИ, способности дать выход этой энергии в то "образовательное пространство", в котором пребывают участники семинара, вселение ВЕРЫ в душу каждого участника семинара в том, что он непременно создаст живописный шедевр, поскольку истинное искусство рождается только тогда, когда выплескивается на холст индивидуальный, неповторимый мир личности... Итак, шедевр выполнен и красуется на вернисаже. Обсуждаются различные достоинства картин (заметьте: ни одного критического замечания: порог критичности снижен до нуля!) личность в ловушке. Полученное ею удовольствие сформирует потребность в дальнейшей работе над способами самовыражения. И вот тут-то нужна новая щедрая поддержка и стимулирование творчества со стороны руководителя творческих занятий. Далее, самым естественным образом пойдет приобщение к истинному искусствоведению: надо узнать, как писали свои картины Леонардо и Ван-Гог, Шишкин и Левитан, Модильяни и Шагал... Как создавали музыкальные произведения Моцарт и Бетховен, Чайковский и Глинка, Рахманинов и Скрябин... И возможные переходы к гениям иного плана: Эйнштейн и Вернадский, Тимирязев и Докучаев, Эдисон и Тесла.
  Гуманитаризация посредством "делания", если можно так выразиться, посредством самовыражения и создания собственных произведений может дать куда больше эффекта для общего и профессионального развития личности, чем годы умозрительного, дискурсивного изучения азов искусств.
 
  10. Правосознание и духовный мир обязанностей личности специалиста, ориентированной на достижение высших целей.
  Полвека назад отечественные мыслители сформулировали три актуальных направления для будущего развития Россия:
 * формирование нормального правосознания и лояльного гражданина, отчетливо сознающего свои права и обязанности, готового защищать эти права, в основе которых лежат не только такие основополагающие ценности, как любовь, свобода и созидательная деятельность, но и реальные человеческие обязанности, касающиеся духовной, интеллектуально-эстетической и нравственно-волевой сфер жизни человека;
 * духовно-правовое воспитание личности, ибо образование без воспитания формирует бездуховных, безверных и бессовестных людей;
  * выход из кризиса и возродение России к новому творчеству и новому расцвету через сочетание трех основных законов духа: Свободы, Любви и Предметности, то есть Созидательной деятельности.
  Все три закона обуславливают утверждение прав и обязанностей в их взаимосвязи.
  Цель права и государства в том, чтобы устанавливать и утверждать социальную справедливость. Поэтому правосознание есть воля к цели права, готовность бороться за утверждение прав - в этом состоит долг и обязанность каждого гражданина. Подвижничество без этой готовности - ложь и фарисейство.
  Безошибочно точны были многие правоведы и педагоги (Петражицкий, Ильин, Макаренко), когда подчеркивали, что все в жизни и в воспитании так или иначе связано с мотивами и эмоциями права. Правосознание как внутренний духовный опыт человека состоит в том, чтобы жить в душах людей, чтобы создавать в их душах мотивы для лучшего поведения. Воспитывая у будущих элитных специалистов отважное самосознание и честное правосознание, мы воспитываем тех беззаветно преданных честности и социальной справедливости людей, для которых правда, истина и совесть дороже личного благополучия, личных, пусть самых совершенных интересов.
  Лик подвижника в его правосознании, в котором участвует не только знание и мышление, но и воображение и воля, вся энергетика личности, вся человеческая душа. Совсем недостаточно верно знать свои правовые полномочия, обязанности и запретности. Этим знанием часто злоупотребляют, искажая и уродуя духовный смысл права. Система прав и обязанностей - это духовный образ жизни человека. Когда Достоевский говорил о том, что Россия нуждается всего лишь в одной тысяче честных людей, способных изменить к лучшему весь лик страны, он имел ввиду духовный образ людей этой уникальной богочеловеческой, подвижнической тысячи. Свобода и право человека, и его высшая обязанность... Обязанность быть творческим, трудолюбивым, совестливым, любящим близких, свои достоинства, свою биоэнергетику, способную развернуться в генератор новых идей, новых свобод и новых, улучшающих жизнь человека прав защищенной личности. В развитии подвижничества всегда присутствует необратимость трагизма, ибо подвижничество - всегда тяжкий крест, готовность принести себя в жертву, жажда героического, утверждение самого высшего, что есть в мироздании. Здесь следует сказать о различии между героизмом и подвижничеством. Для героизма характерна вспышка и искание великих деяний, - отмечает С.Н. Булгаков. - А для подвижничества - главное ровность течения, выдержка и неослабная самодисциплина, глубинное осознание своих высших обязанностей.
  В этом противопоставлении есть своя содержательная тонкость: подвижничество в силу своей деликатности, скромности и смиренности в жизни порой бывает неприметным, будто бы не содержащим значительных открытий, новаций. Сохранить и пронести сквозь разные невзгоды доброе свое имя, ни в чем себя не запятнать, быть свободным от дурных страстей, влечений и зависимостей, нежно любить этот прекрасный противоречивый мир - в этом самое высокое подвижничество человека, смысл его жизни и назначения.
 
  5.10. Рекомендации по повышению уровня развития студенческих научно-исследовательских коллективов.
 
  Поиск путей повышения эффективности деятельности студенческих научно-исследовательских, проектных, конструкторских коллективов (например, СКБ, СНИЛ, студенческих проблемных групп, группы КДП) можно осуществлять на основе анализа уровня развития студенческих научно-творческих (научно-исследовательских) коллективов.
  Уровень развития студенческих научно-исследовательских коллективов представляет собой интегральное понятие, опосредующее взаимосвязь структурно-формальных социально-психологических параметров и факторов, характеризующих творческие возможности группы. По существу данное понятие характеризует уровень социально-психологической и профессионально-творческой компетентности коллектива, его способность решать научно-технические задачи различных типов и степени сложности. Эффективность деятельности студенческих научно-творческих коллективов находится в прямой зависимости от уровня их развития.
  Выделение уровня развития в качестве интегральной характеристики студенческого научного коллектива позволяет оценить возможность и целесообразность организации тех или иных форм коллективного творчества, различных студенческих научно-технических объединений. Коллективы высокого уровня развития способны к самоорганизации, формируют каналы коммуникаций, обеспечивают рациональное сочетание индивидуальной и групповой работы, создавая тем самым условия для высокоэффективного решения научно-технических задач.
  Высокоразвитый студенческий научно-исследовательский коллектив способен объединить и сплотить студентов различных специальностей в эффективной совместной творческой деятельности, позволяет безболезненно решать неизбежные вопросы обновления состава, преемственности в работе. Повышение уровня развития студенческих научно-исследовательских коллективов ускоряет усвоение студентами полезной информации, процесс получения творческого результата.
  Учёт параметров, характеризующих уровень развития студенческих научно-творческих коллективов, представляется важным как при формировании, так и в процессе организации их работы. Это позволяет управлять процессом повышения этого уровня, создать оптимальные условия для высокоэффективной творческой деятельности.
  Оценка и управление уровнем развития может способствовать внедрению и освоению в практике работы студенческих научно-исследовательских, конструкторских групп эффективных методов индивидуального и коллективного творчества (например, методы мозгового штурма, синектики и др.) в том числе с использованием средств вычислительной техники.
  С другой стороны, уровень развития группы как творческого коллектива учитывает уровни развития личности, творческий потенциал участников совместной деятельности. Повышение уровня развития группы окажет положительное влияние на развитие личности, формирование у неё творческих качеств, необходимых будущему специалисту, коллективистских начал в поведении.
  Понятие уровня развития студенческих научно-творческих коллективов обобщает две фундаментальные характеристики - опосредованность межличностных отношений содержанием совместной научно-исследовательской деятельности и сформированность системы социально-значимых нравственных ценностей.
  Понятие уровня развития студенческого научно-творческого коллектива является комплексным. Оно может быть охарактеризовано следующими параметрами.
  1. Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - сплочённость коллектива, единство целей, мотивов, ценностных ориентаций. ЦОЕ развивается на основе организационного единства, но этот процесс не происходит спонтанно. Даже длительное существование определенной организации (проблемная группа, СКБ, научный кружок, группа КДП) не гарантирует возникновения ЦОЕ. Кроме того, ЦОЕ, характеризуя относительно устойчивое состояние коллектива, может быть и преходящим.
  2. Коллективистская идентификация - степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной научно-исследовательской деятельности, принятие личностью целей и задач совместной деятельности в качестве ведущих мотивов.
  Данная характеристика связана, во-первых, с интериоризацией заданных извне или выдвинутых членами студенческого творческого коллектива целей, с принятием их членами коллектива как своих собственных; во-вторых, с осознанием социальной, групповой и личностной значимости и с развитием мотивации их достижения.
  3. Групповая подготовленность к решению определенного класса (типа) творческих задач, к определенным видам творческой деятельности.
  Данный параметр подчёркивает своеобразие именно научно-творческих коллективов, через него раскрывается содержание остальных социально-психологических характеристик. Он отражает глубину знаний, степень сформированности умений и навыков, необходимых для коллективного научно-технического творчества. В случае, если творческая задача является делимой (т.е. может быть разложена на составляющие без нарушения целостности), то она может решаться индивидуальными усилиями участников в соответствии с индивидуальными способностями и подготовленностью. На решение творческих задач делимого типа уровень развития творческого коллектива оказывает только косвенное, опосредованное воздействие.
  Решение задач неделимого типа и высокой степени сложности, требующих скоординированных коллективных усилий участников, под силу лишь высокоразвитым студенческим научно-творческим коллективам, характеризующимся высоким индексом групповой подготовленности. Коллективы низкого и среднего уровня развития, как правило, способны решать несложные неделимые задачи. В этих условиях очевидной становится необходимость применения мер, направленной на повышение уровня развития студенческих научно-творческих коллективов, их групповой подготовленности к решению творческих задач высокой степени сложности.
  Использование указанных видов деятельности зависит от уровня развития коллектива и, в свою очередь, оказывает влияние на этот уровень. Одной из причин сравнительно низкого уровня развития студенческих научно-творческих коллективов является то, что их деятельность не организована как непосредственно коллективная. В связи с этим, одним из средств повышения уровня развития должна стать целенаправленная и планомерная организация непосредственно коллективных форм творческой деятельности в вузах. При этом решаются две задачи - обучения студентов этим методам и их практического использования для решения реальных научно-исследовательских проблем.
  4. Коллективистическое самоопределение - умение принимать положительные групповые влияния и отвергать отрицательные.
  Коллективистическое самоопределение характеризуется ориентацией студента не только на значимость ситуации для себя, но и на значимость целей и интересов научного коллектива.
  Коллективистическое самоопределение может рассматриваться в качестве одного из важнейших коллективообразующих признаков. При формировании студенческого научно-творческого коллектива данный параметр его уровня приобретает особо важное значение.
  5. Групповая эмоциональная идентификация - благоприятный социально-психологический климат в коллективе, межличностная совместимость.
  Под социально-психологическим климатом студенческого научного коллектива следует понимать преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, проявляющийся между его членами (между студентами, аспирантами) так и в их отношениях к решаемой научно-технической проблеме.
  В каждом конкретном студенческом научном коллективе социально-психологический климат зависит не только от системы социальных отношений, существующих в обществе, но также от успехов и достижений коллектива, организации труда и стиля руководства, форм и методов материального и морального стимулирования, организации учебного процесса, быта студентов и т.п.
  Формирование благоприятного социально-психологического климата студенческого научного коллектива способствует относительно стихийное, хотя и активное, содействие этому самих студентов. Студенты сами преодолевают барьеры психологической напряженности и отрицательные эмоции в процессе общения друг с другом. На формирование здорового социально-психологического климата большое влияние оказывает работа научного руководителя.
  Все факторы, влияющие на социально-психологический климат, находят интегральное выражение в степени оптимизации социально-психологического климата студенческого научного коллектива. Критерием оценки степени оптимальности социально-психологического климата может служить его соответствие или несоответствие реальному содержанию деятельности студенческого научного коллектива. Наибольшее соответствие социально-психологического климата требованиям реального содержания творческой деятельности коллектива обеспечивает максимальную включённость студента в процесс исследовательской работы.
  6. Референтность - значимость и авторитетность мнений членов коллектива по важнейшим вопросам совместной творческой деятельности.
  Данный параметр вытекает из наличия в группе коллективистической идентификации и самоопределения. В коллективе формируется группа лиц ("референтное ядро"), за которыми остальные члены признают право принимать решения в значимых для всего коллектива обстоятельствах. Экспериментальные исследования показали, что удаление "референтного ядра" в группах низкого и среднего уровня развития приводит к резкому падению эффективности, вплоть до полной дезорганизации.
  Эффективность деятельности студенческого научно-исследовательского коллектива находится в прямой зависимости от уровня его развития.
  Исследования, проведенные лабораторией содержания образования НИИ высшего образования, позволили установить, что подавляющее большинство студенческих научных объединений в вузах соответствуют низкому и среднему уровню развития.
  При формировании студенческих научно-исследовательских коллективов и организации их деятельности научный руководитель должен уметь эффективно воздействовать на каждый его структурно-формальный параметр или изменять характер всей их комбинации. Компетентное руководство, учет социально-психологических аспектов управления научным студенческим коллективом способствуют повышению эффективности научно-технического творчества студентов и его воспитательного потенциала.
  При этом следует иметь в виду, что, стремясь повысить результативность и качество студенческих исследований и разработок, недостаточно оказывать воздействие только на структурно-формальные параметры. Необходимо разработать и осуществить комплекс педагогических и методических мер, направленных на ускорение формирования студенческих научных объединений как коллективов, развитие в них системы отношений, способствующих повышению уровня их развития.
  Величина студенческой научной группы не является решающим фактором успешности деятельности коллектива, не оказывает на нее прямого влияния. Влияние величины группы на эффективность ее деятельности осуществляется опосредованно, в зависимости от специфики деятельности, сложности решаемых научных задач, уровня развития коллектива.
  Изменение числа студентов в научной группе может повлиять на результаты совместной научно-технической деятельности в зависимости от характера групповой задачи (программы исследования) и порождаемых ею изменений композиции группы, каналов коммуникаций и взаимоотношений косвенно (через уровень развития студенческого научного коллектива). Увеличение студенческой научной группы имеет ряд положительных социально-психологических последствий. При варьировании численности групп могут наблюдаться тенденции следующего характера. В большой студенческой группе легче распределить обязанности между студентами с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и интересов. В такой группе выше возможности по сбору и переработке информации, в выработке решения. Увеличение группы приводит к появлению студентов, отличающихся своими индивидуальными особенностями, что благоприятно сказывается на широкой и многоплановой работе над проблемой. С ростом числа студентов в научной группе повышается "ресурс талантов". Это увеличивает вероятность появления среди решений, предлагаемых группой, оптимального варианта.
  Однако, рост численности студенческой научной группы имеет и отрицательные последствия. При этом уменьшается ее сплоченность и возрастает вероятность распада на отдельные группировки. Затрудняется управление группой и организация взаимодействия ее членов для совместной работы. Возникает возможность "поляризации" группы, расхождений в мнениях и обострения взаимоотношений между группировками. Статус и авторитет отдельных студентов существенно различается. Возможности для использования и развития их способностей, удовлетворения социальных потребностей у различных студентов могут быть крайне не одинаковы. Увеличение научной группы создает неблагоприятные условия для развития личности части студентов. Увеличение студенческой научной группы не способствует повышению индивидуального вклада каждого в решение общегрупповой задачи.
  Связь между величиной и продуктивностью студенческой научной группы при решении неделимой (комплексной) задачи, требующей согласованной, взаимосвязанной деятельности всех студентов группы, зависит от уровня развития студенческого коллектива. В коллективах высокого уровня развития непосредственной зависимости между величиной и продуктивностью не существует. В студенческих научных группах сравнительно низкого уровня развития зависимость между величиной и продуктивностью наблюдается в подавляющем большинстве случаев. В среднеразвитых студенческих научных коллективах эта зависимость наблюдалась лишь иногда.
  Отрицательные последствия увеличения численности студенческих научных коллективов существенно уменьшаются и даже нейтрализуются, когда в коллективах сформированы отношения, основу которых составляет разработка студентами единой научной темы.
  Композиция студенческого научного коллектива. Успешность совместной научной работы студентов определяется составом группы. От сочетания индивидуальных характеристик студентов в значительной степени зависит эффективность коллективной деятельности.
  Влияние композиции на эффективность научной деятельности также зависит от других структурно-формальных параметров: типа групповой задачи, стиля руководства, взаимоотношений в коллективе и формы организации научной деятельности студентов. Композиционно студенческие научные коллективы следует различать по степени однородности. Степень однородности непосредственно выражается в уровне совместимости членов коллектива, их работоспособности и сплоченности.
  Совместимость проявляется в способности студентов согласовывать свои действия в зависимости от характера совместной научной деятельности. Обеспечение совместимости членов коллектива является одним из условий создания благоприятного психологического климата в студенческом научном объединении.
  Сплоченность характеризуется прочностью, единством и устойчивостью межличностных связей и взаимодействий членов коллектива.
  Высокоразвитые студенческие научные коллективы с неоднородной композицией благодаря различиям в опыте: подходах к решению задач, различию в точках зрения, стиле мышления, воспитания, памяти и т.п. их участников, лучше, чем однородные, т.е. состоящие из личностей с примерно одинаковой системой качеств, справляются с решением научных и технических задач. Неоднородность состава студенческих научных коллективов позволяет его членам подойти к решению поставленных проблем с различных сторон. Наряду с положительными, неоднородность композиций студенческого научного коллектива несет в себе и отрицательные характеристики. Затрудняется взаимопонимание между студентами и другими членами коллектива, что может приводить к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Это, в свою очередь, мешает продвижению студенческого научного коллектива в решении задачи и лишает коллектив тех преимуществ, которые порождены неоднородностью композиции. Для обеспечения успешной деятельности студенческих научных коллективов с неоднородной композицией необходимо выполнить ряд условий.
  Первым условием является регламентация деятельности студенческих научных коллективов (расписание занятий, план работы, проверка посещаемости, контроль исполнения и т.д.). Вторым - разделение студенческого научного коллектива на подгруппы, в которых объединяются студенты, способные работать вместе, т.е. совместимые друг с другом. Третье условие заключается в централизации руководства деятельностью групп.
  В однородных студенческих научных коллективах, как правило, выше удовлетворенность от принадлежности к ним студентов. В особенности это относится к кратковременным коллективам студентов с низким уровнем развития. Однородные студенческие научные коллективы обычно создаются в стрессовых условиях, в условиях дефицита времени для решения научно-технических задач, требующих согласованных действий. В таких условиях члены однородных научных коллективов способны быстрее достичь взаимопонимания. В реальной практике такие коллективы целесообразно организовывать для выполнения студентами комплексных дипломных проектов или работ, выполнения краткосрочных заданий в центрах НТТМ, студенческих научно-технических объединениях и т.п.
  Одним из факторов, оказывающих влияние на успешность функционирования студенческой научной группы, является система внутригрупповых коммуникаций, устанавливающихся в процессе работы. Коммуникации способствуют распространению информации от одних членов группы к другим и обеспечивают эффективность решения стоящих перед группой задач.
  Внутригрупповые межличностные коммуникации в студенческом научном коллективе необходимо рассматривать под углом зрения их включенности в групповую активность, имеющую общую направленность - исследуемый объект, научную или техническую задачу. Именно исследуемый объект выступает в качестве интегрирующего начала, объединяющего различные компоненты научной деятельности не только отдельного студента, но и всего научного студенческого коллектива.
  Как известно, научная задача ставится студенческому научному коллективу извне и характеризуется определенной спецификой и сложностью. Именно этот фактор и определяет содержательную основу совместной научной деятельности студентов в коллективе. Он же является в условиях вуза интегральным фактором регуляции внутригрупповых межличностных коммуникаций. Анализ специфики и сложности научной задачи позволяет выделить показатели, определяющие действенность этого фактора:
 1. Класс сложности решаемых научных и технических задач;
 2. Уровень аритмичности (монотонности) научной задачи;
 3. Степень успешности и скорости решения научной задачи;
  4. Экстремальность (стрессовость) условий решения научной задачи.
  Для решения творческой задачи необходимым и достаточным условием является наличие в студенческом научном коллективе носителей следующих ролевых функций:
  активатора, научного руководителя студенческого научного коллектива или какого-либо другого неформального лидера, поддерживающего творческую активность студентов;
  генератора, члена коллектива, выдвигающего новые идеи, мысли, но испытывающего определенные трудности при более детальном их объяснении, но вместе с тем оказывающего существенное влияние на развитие проблематики студенческого научного коллектива;
  резонатора, члена коллектива, развивающего высказанные идеи, мысли, а также помогающего остальным студентам в ее освоении путем адаптации в более понятную форму.
  Иными словами, активатор, генератор и резонатор составляют как бы типовую "молекулу" студенческого творческого коллектива.
  Помимо этих трех компонентов в ролевую структуру студенческого научного коллектива могут входить изыскатель, который осуществляет поиск проблем, постановку задачи, определяет этап исследования, а также критик.
  Формирование функциональной структуры студенческого научного коллектива способствует закреплению организационных связей и норм коллективной творческой деятельности. В то же время, отсутствие в данной структуре необходимых и достаточных функциональных ролей может отрицательно сказываться на эффективности творческой деятельности студенческого коллектива.
  Наличие в рассмотренной выше "типовой молекуле" студенческого научного коллектива носителей трех основных ролевых функций вовсе не означает, что группа должна состоять из трех человек. В студенческом научном коллективе таких носителей может быть несколько. Ролевые функции не закрепляются за отдельными членами коллектива как постоянные. Это роли, которые они выполняют в данный конкретный момент при решении конкретной задачи. Сами же роли нужно рассматривать как динамическое состояние членов студенческого научного коллектива целесообразно поручать выступать в зависимости от содержания деятельности, в различных ролях, а также сочетать в себе несколько ролевых функций.
  Студенческий научный коллектив сравнительно низкого уровня развития не в состоянии решать научные проблемы, требующие налаженной системы межличностного взаимодействия и отношений. Являясь совокупностью студентов, совместная деятельность которых из-за недостатка опыта малопродуктивна, такой коллектив может успешно решать только делимые задачи, то есть такие, которые каждый из его членов решает практически индивидуально.
  Решение задач такого типа полностью определяется индивидуальными способностями и особенностями студентов, а не социально-психологическими характеристиками студенческого научного коллектива.
  Задачи неделимого типа (не поддающиеся разложению на составляющие и решаемые скоординированными усилиями многих студентов) научные коллективы низкого уровня развития решают менее успешно, чем студенческие коллективы среднего и высокого уровня развития.
  В студенческих проблемных группах и лабораториях низкого уровня развития при решении задач такого типа начиналось брожение между членами группы, возникали споры, отвлекавшие их от работы. В большинстве случаев возникала напряженность, активность студентов оказывалась переключенной на выяснение межличностных отношений. Разрешение конфликтов и акцентирование усилий студентов на решении научной задачи брал на себя научный руководитель. Иными словами, для задач неделимого типа наиболее плодотворной является система коммуникаций централизованного типа, предполагающая сосредоточение управленческих функций в руках научного руководителя.
  Неделимые задачи, рассчитанные на координацию, кооперацию и интенсивное общение студентов в научном коллективе, лучше всего решаются в условиях сложившихся взаимоотношений и взаимодействия, при полном соответствии организации научной работы в группе (включая сюда и разделение труда) содержанию решаемых задач. Решение задач неделимого типа при полной системе коммуникации само по себе способствует ускоренному формированию студенческого научного коллектива как высокоразвитого творческого объединения. В то же время потенциальные возможности любого и особенно высокоразвитого студенческого научного коллектива наилучшим образом реализуются при выполнении именно таких работ, которые имеют для студента не только определенный личный интерес, но и выраженную общественную, практическую значимость.
  Высокоразвитиые студенческие научные коллективы отличаются мобильностью типов коммуникаций, так как, будучи самоорганизующейся системой, такие коллективы могут адаптироваться и успешно работать над решением задач любого типа и уровня сложности. В реальных условиях вуза различным коллективам приходится решать задачи любого из названных типов. Поэтому целесообразно рассмотреть социально-психологические условия, необходимые для решения таких задач низко- и среднеразвитыми научными коллективами студентов.
  Процедура решения задачи творческого типа включает несколько этапов.
  1. Вначале уточняется проблема. На этом этапе в работе студенческой научной группы участвует научный руководитель и несколько наиболее подготовленных студентов, научных сотрудников, лучше всего знающих суть проблемы и способных ее сформулировать. По ролевым функциям к работе привлекаются изыскатели. Количество таких изыскателей должно быть небольшим, с тем, чтобы максимально быстро в условиях минимума коммуникаций прийти к единому мнению.
  2. На втором этапе в работе участвуют все студенты и сотрудники. Здесь высказываются идеи о путях и способах решения проблемы, активность студентов направлена на генерацию идей, связанных с решаемой задачей. Каждый студент поощряется научным руководителем (активатор) к высказыванию как можно большего числа разнообразных предложений (генераторы). Оценка и критика предложений на этом этапе групповой работы не разрешается. Все поступившие предложения фиксируются в кратком резюме.
  3. На следующем этапе происходит обсуждение достоинств и недостатков каждого из поступивших предложений (резонаторы и критики). Студенческая научная группа работает в условиях, когда студенты последовательно оценивают каждое из поступивших предложений, высказывают свои мнения. Замечания и критика должны касаться только сути предложений, а не личностей, которым они принадлежат.
  4. Взвешивание всех мнений, предложенных альтернативных вариантов решения происходит на четвертом этапе. Здесь вновь собирается небольшая группа (изыскатели, критики), которая принимала решение на первом этапе дискуссии. Эта группа в условиях свободного общения взвешивает аргументы, поступившие по поводу каждого предложения, и выбирает наиболее удачное.
  5. Заключительный этап состоит в выборе наилучшего из предложений с целью его практического воплощения, разработке плана и программы реализации, руководитель студенческого научного коллектива (активатор) совместно с научными сотрудниками и наиболее подготовленными студентами, принимавшими участие на предыдущем этапе обсуждения (изыскатели, критики) должны взвесить всевозможные последствия принятого предложения.
 
  5.11. Методика оценки качества системы воспитания в высших учебных заведениях.
 
  В основу Методики положены концептуальные и методические подходы, разработанные НИИВО для оценки качества образовательных программ и образованности выпускников вузов, которые прошли практическую проверку, получили одобрение независимой государственной экспертизы и адаптированы в направлении непосредственной оценки воспитания в высшей школе.
  В основу оценки качества воспитания положен ряд научных и методических положений:
  образование включает и интегрирует в себе процесс и результат общего и профессионального обучения, воспитания и общего и профессионального развития студента;
  система воспитания состоит из четырёх основных компонентов:
  * воспитательный и гуманистический потенциал основных образовательных программ ВПО;
  * воспитательные структуры и мероприятия;
  * студенты;
  * кадры воспитателей;
  как любая система она может быть описана с помощью ряда объективных обобщённых характеристик (параметров), наращивание которых может существенно повысить эффективность и качество воспитательной деятельности;
  оценку качества воспитания необходимо проводить непрерывно в течение всего периода обучения в вузе как в отношении студентов, так и в отношении деятельности воспитательных структур;
  оценку вузовского воспитательного потенциала и уровня воспитанности студентов необходимо проводить как в соответствии с различными направлениями воспитания, так и в соответствии с основными показателями оценки;
  обязательным элементом технологии оценки качества воспитания студентов должно быть выявление их "стартовых" личностных характеристик;
  оценка качества воспитания объективно является комплексной задачей, что обусловливает необходимость привлечения для разработки оценочного инструментария и процедур специалистов различного профиля.
  Индикаторы и показатели для оценки качества системы воспитания студентов
 №
 п/п Индикаторы и показатели 1. Воспитательный и гуманистический потенциал образовательных программ
  1.1. Фактический суммарный объем цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (в часах) по отношению к соответствующему объему, установленному в ГОС:
 - обязательных дисциплин
 - дисциплин по выбору 1.2 Объем в учебных планах междисциплинарных курсов цикла Г и СЭД (в часах в общем объеме учебного времени) 1.3 Наличие гуманитарных дополнительных и по выбору спецкурсов, спецсеминаров и т.п., имеющих воспитательную, гуманистическую и личностно развивающую направленность 1.4. Наличие в вузах системы современных психолого-педагогических технологий воспитания, поддержки студентов и развития личности 1.5. Наличие в вузе учебно-методических пособий по развитию познавательных способностей, профессиональной мотивации и направленности, профессионально важных качеств, логического и образного мышления, внимания и памяти 1.6. Наличие альтернативных образовательных программ для наиболее одаренных студентов 2. Воспитательные структуры и мероприятия 2.1. Наличие, масштабы и результативность деятельности художественных, научных, спортивных и других внеучебных студенческих воспитательных структур (творческих коллективов, кружков, клубов, секций, центров и т.п.) 2.2. Проведение в вузе воспитательных мероприятий по основным направлениям воспитательной деятельности 2.3. Наличие органов управления воспитанием (вузовских, факультетских и др.) 2.4. Наличие в вузах органов студенческого самоуправления и других институтов самоорганизации студентов (общественных организаций, объединений) 2.5. Наличие в вузе социально-психологической службы 2.6. Уровень сформированности социокультурной среды вуза 2.7. Номенклатура вузовских нормативных и инструктивных документов, регламентирующих воспитательную деятельность 2.8. Наличие вузовской программы воспитания студентов 3. Кадровый потенциал воспитательной деятельности 3.1. Состав специалистов внеучебной воспитательной деятельности 3.2 Характеристика морально-этического и культурного уровня преподавателей и работников внеучебных воспитательных подразделений вуза 3.3. Использование преподавателями вуза гуманистических, индивидуально ориентированных методов работы со студентами 3.4 Использование в вузе современных инновационных психолого-педагогических методов и средств воспитания студентов 3.5. Количество преподавателей, имеющих специальную подготовку по воспитанию 3.6. Включение в программы повышения квалификации преподавателей разделов по вопросам организации и содержания воспитательной деятельности 3.7. Мероприятия по повышению качества воспитательной работы преподавателей в вузе (семинары, учёбы, консультации и т.п.)) 3.8. Формы обмена опытом воспитательной деятельности с высшими учебными заведениями 4. Уровень воспитанности студентов. 4.1. Сформированность жизненного самосознания, самоутверждения, ответственности, патриотических, гражданских качеств, правовой компетентности и законопослушности. 4.1.1 Осознание личностью путей и тенденций социального, экономического, политического развития общества в рамках развития современных реалий совместного сосуществования различных народов и национальностей в соответствии с общечеловеческими идеалами. 4.1.2 Профессиональное соответствие личности требованиям сферы активной профессиональной деятельности, в которой происходит её становление как специалиста. 4.1.3 Осознание сущности и необходимости социально ориентированного экономического развития государства и государственности 4.1.4 Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, знание основ психологии социального поведения человека. 4.2. Понимание важности саморазвития своей личности и индивидуально-психологических свойств для себя и общества. 4.3. Обладание духовно-нравственными идеалами, способностью к формированию и развитию социальных, экономических и человеческих отношений в соответствии с общечеловеческими ценностями 4.3.1 Умение использовать эмпирические и социологические методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 4.3.2 Обладание способностью формирования человеческих отношений в соответствии с общечеловеческими ценностями в профессиональной, социально-культурной и семейно-бытовой сфере. 4.4. Уровень самоконтроля и регуляции жизнедеятельности. 4.4.1 Уровень самоконтроля деятельности и поведения 4.4.2 Уровень самоконтроля личности и ее развития. 4.4.3 Умения планировать и прогнозировать жизнедеятельность 4.5. Готовность к выполнению социальных функций и ролей в профессиональной, социально-культурной и семейно-бытовой сферах. 4.6. Сформированность социально-психологической компетентности 4.7. Уровень сформированности профессионально-важных качеств личности. 4.8. Владение опытом самообразовательной деятельности (приемы самообразовательной работы, основы научно-аналитической работы, НОТ и т.п.).
 
  5.12. Комплекс компьютерных тестов для самооценки степени сформированности различных качеств специалиста в области научно-технической деятельности.1
  1. Тест для анализа удовлетворенности работой в творческой группе.
  Тест для анализа удовлетворенности работой в творческой группе предназначен для использования в творческих научных коллективах, в том числе студенческих, для оценки удовлетворенности работой как отдельных студентов, так и группы в целом. Максимальное количество тестируемых - 60 человек.
  Тест может быть полезен для выявления характера и способов межличностного взаимодействия в процессе совместной деятельности и общения членов творческой группы, и возможного рассогласования между субъективно переживаемыми и объективно существующими связями отдельной личности с другими членами группы.
  В основу анализа удовлетворенности работой в творческой группе положены известные принципы анкетирования "вопрос - несколько ответов", варианты ответов наглядно представлены на экране.
  После машинной обработки ответов тестируемого на экран выводятся результаты проведенного анализа удовлетворенности работой в творческой группе и некоторые рекомендации для усиления успешной деятельности в коллективе. Предусмотрена возможность подсчета степени удовлетворенности всей группы студентов или сотрудников работой в своем коллективе. Совокупные результаты удовлетворенности студентов работой в творческой группе могут быть описаны графически в виде столбчатой диаграммы.
  Тест снабжен меню, в котором предусматривается возможность опроса тестируемого (основной режим), получения информации для пользователя теста, выдачи совокупных результатов по группе.
  Программа рассчитана на самостоятельную работу в режиме диалога. Среднее время работы для одного тестируемого 10-15 минут.
  Объем программы 47104 б.
 2. Тест "Деловой ли Вы человек?"
  Тест "Деловой ли Вы человек?" предназначен для выявления степени сформированности деловых качеств человека. Он разработан на основе совокупности тестов по выявлению деловых качеств человека. Тестируемому предлагается выбрать правильный с его точки зрения ответ на пять предлагаемых утверждений. Варианты ответа представлены на экране.
  В заключение тестируемому выводится на экран оценка его деловых качеств и краткие рекомендации по их коррекции. Тест имеет важное значение для самооценки степени сформированности деловых качеств, чем может способствовать выработке критичности, требовательности по отношению к себе, преодолению расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями.
 Среднее время работы - 5 минут.
  Объем программы 28800 б.
 
 3. Тест "Насколько Вы самостоятельны?"
  Тест "Насколько Вы самостоятельны?" позволяет тестируемому провести самооценку уровня самостоятельности, может успешно повлиять на эффективность деятельности человека, способствовать ее дальнейшему развитию, выработке критичности, правильного отношения к своим успехам и неудачам.
  В основу теста положен одноименный тест из болгарского журнала "Народна младеж". Предлагается 8 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать правильный с точки зрения тестируемого ответ. Предлагаемые варианты ответов представлены на экране.
  В заключение тестируемому выдается на экран оценка уровня его самостоятельности и рекомендации по дальнейшему развитию этого важного качества. Тест способствует формированию личности специалиста.
 Среднее время работы - 5 минут.
  Объем программы 29376 б.
 4. Тест на определение лингвистических способностей.
  Тест на определение лингвистических способностей позволяет тестируемому провести самооценку своих способностей к лингвистической деятельности, развития логического мышления.
  Тест, в основу которого положены работы английского психолога Г.Ю.Айзенка, состоит из 15 задач, в которых нужно решить аннаграммы, найти синонимы, исключить "лишнее" слово из ряда слов и решить аналогичные задачи по поиску закономерностей, по которым образованы слова.
  После программной обработки ответов пользователя на экран выдаются результаты:
  - рейтинг, набранный испытуемым, для сравнения приводится максимально возможный рейтинг;
  - оценка способностей к лингвистической деятельности и рекомендации по их дальнейшему развитию.
  Работа с этим тестом способствует развитию логического мышления и формированию интереса к родному языку, его структуре и закономерностям словообразования у учащихся и студентов.
  Программа рассчитана на самостоятельную работу. Среднее время работы 10 - 20 минут.
  Объем программы 39296 б.
 
 5. Тест для проверки умения мыслить логически.
  Тест для проверки умения мыслить логически позволяет тестируемому получить предварительную оценку уровня своего логического мышления, способствует его дальнейшему развитию.
  В основу теста положены работы английского психолога Г.Ю.Айзенка. Тестируемому предлагается 10 задач, в каждой из которых нужно определить закономерность, по которой расставлены фигуры. В результате работы с этой программой тестируемый получает предварительную оценку уровня своего логического мышления в виде набранного рейтинга, для сравнения приводится максимально возможный рейтинг.
  Тест может способствовать развитию у студентов и школьников логического мышления, поиска закономерностей, способностей читать технические чертежи.
 Среднее время работы - 10 минут.
  Объем программы 50432 б.
  6. Тест "Вы уже выбрали будущую специальность, но совпадает ли Ваш выбор с Вашими интересами?"
  Тест позволяет тестируемому провести самооценку степени соответствия выбора специальности своим интересам.
  В основу теста положена анкета, созданная американскими учеными де Хааном и Кафом для определения одаренности.
  Для успешного выполнения продуктивной профессиональной деятельности в научно-исследовательской и инженерно-инновационной области необходимо сочетание способностей и интересов к интеллектуальной, научной и технической деятельности. Выявление склонностей испытуемого к каждому из этих видов деятельности оформлено в качестве 3-х блоков, в каждом из них предлагается 11 положений, на которые тестируемому нужно дать оценку по пятибалльной системе.
  После машинной обработки ответов тестируемого на экран в графической форме выдается оценка его интересов и способностей к интеллектуальной, научной и технической деятельности.
 Среднее время работы 10-15 минут.
  Объем программы 34752 б.
  7. Тест для ориентировочной оценки творческих способностей личности.
  Тест для ориентировочной оценки творческих способностей личности позволяет проводить психологическое тестирование, его результаты являются основой для выработки критической самооценки личности, могут способствовать формированию и развитию творческого мышления.
  В тесте исследуются свойства личности, необходимые для развитого творческого мышления, такие как воображение, интуиция, вдохновение, потребность в расширении своих созидательных возможностей и другие.
  Программа рассчитана на самостоятельную работу пользователя в диалоговом режиме.
  Тест состоит из 50 утверждений, сформулированных на основе опросника Л.Э.Уортмена(США). Тестируемому наглядно показывается, как следует отвечать на них.
  В процессе работы над тестом все ответы тестируемого соответствующим образом статистически обрабатываются, после чего на экран выдается итоговая оценка и рекомендации.
  Работа с этим тестом способствует формированию творческого мышления студентов и учащихся старших классов.
  Среднее время работы 10 - 15 минут.
  Объем программы 41760 б.
 8. Тест "СОМ" - самоконтроль оперативного мышления.
  Тест имеет целью диагностику, самоконтроль и тренинг творческого оперативного мышления студентов и специалистов, в том числе в экстремальных ситуациях. Может быть использован для самоконтроля профессиональной перспективности и тренинга в процессе инженерного и научно-технического образования, а также прогноза развития школьников.
  Тест включает 4 последовательные задачи визуального характера. На решение каждой задачи отводится максимально 6 попыток. 3 критерия успешности имеют неодинаковые веса значимости в интегральной оценке и каждый из них градуируется по 4-балльной шкале. Максимальная оценка возможна при самостоятельном решении на уровне теоретического обобщения и осознанного выделения закономерности, средние оценки - при решении на уровне восприятия (перцептивного обобщения), минимальные оценки - при случайных решениях. Тест валидизирован на контингенте руководителей с оперативными функциями, учащихся старших классов школы (по экспертному критерию способностей). Применение на иных контингентах потребует валидизации методики разработчиком при организации заказчиком обследования своего контингента.
  После машинной обработки результатов испытуемого на экран выдается оценка по каждому из трех критериев мышления.
 Объем программы: 35088 б.
 
  5.13. Результаты социологического исследования по теме "Воспитание и социальная активность студентов".
  В таблицах представлены мнения студентов по пяти вопросам.
  "Нужна ли сегодня система воспитания в вузах?"
 Таблица 1
  Госуд.
 бесплатн Госуд.
 платн. Негосуд
  Всего 2002 Всего 2001 Да 48,9 42,7 48,5 47,5 46,5 Нет 21,9 29,9 21,2 23,4 19,2 Затрудняюсь ответить 29,0 27,4 28,3 28,2 33,0
  "Какие направления воспитания, Вы считаете, нужны в настоящее время в Вашем вузе?
 Таблица 2
 Варианты ответа 2002 2001 Патриотическое 74,1 73,6 Семейно-бытовое 69,4 71,8 Религиозное 67,3 65,5 Экологическое 59,5 63,3 Нравственное 76,1 67,4 Эстетическое 58,8 57,7 Физическое 35,2 32,4 Правовое 37,8 40,3 Экономическое 28,2 36,2
 "Хотелось бы Вам заниматься какой-либо общественной работой ?"
 Таблица 3
 Варианты
 ответа Госуд.
 бесплатн. Госуд.
 платные Негосуд
  Всего 2002 Всего 2001 Да 38,2 22,9 37,3 30,2 34,4 Нет 30,5 23,6 34,8 30,8 27,5 Затрудняюсь ответить 31,3 53,6 37,3 39,0 38,1
  "Если Вы хотите заниматься общественной работой, то какой именно ?"
 Таблица 4
 Варианты
 ответа Госуд
  бесплатн Госуд.
 платные Негосуд
  Всего 2002 Всего 2001 Участвовать в патриотических мероприятиях 7,0 8,8 12,2 9,6 10,3 Заниматься краеведением 4,8 4,9 9,7 6,9 4,8 Оказывать социальную помощь людям, нуждающимся в ней 22,6 26,5 18,9 21,8 22,9 Участвовать в политических акциях 12,4 9,8 10,2 11,0 10,6 Участвовать в студенческом самоуправлении 47,8 43,1 38,8 43,1 44,8 Другое 5,4 6,9 9,7 7,3 6,7
 "Нужны ли сегодня студенческие организации?"
 Таблица 5
 Варианты
 ответа Госуд.
 бесплат Госуд.
 платные Негосуд
  Всего 2002 Всего 2001 Российский союз студентов 19,1 14,2 24,3 20,1 22,3 Союз московских студентов 12,7 13,5 12,8 13,0 14,8 Студенческий совет вуза 35,8 23,1 26,7 29,3 27,9 Студенческий профком 18,9 23,8 5,8 14,3 14,1 Студенческий отдел кадров 3,9 4,6 5,1 4,5 4,2 Не нужны никакие 7,1 19,2 18,7 14,8 11,8 Другие 2,5 1,5 6,2 3,8 4,9 Таким образом, по результатам опроса можно констатировать, что студенческая молодежь московских вузов, в целом, имеет желание участвовать в различных формах воспитательной работы, но при этом следует учитывать специфику каждого вуза при планировании различных мероприятий.
 
  5.14. Библиография документов и опубликованных источников по проблемам воспитания.
 
  1. Проект "Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа", 1997.
  2. Доклад Государственного Совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе" - М., 2001г.
  3. "Об утверждении Федеральной Программы развития образования. Федеральный Закон РФ" от 10 апреля 2000г., N 51-ФЗ. Опубликовано в Бюллетене Министерства образования РФ, N 2, 2000г., 88 стр.
  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000г. N 751.
  5. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. Опубликована в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, N 12, 1999г., стр.8.
  6. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.
  7. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" - М., 2001г.
  8. Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)" - М., 2001г.
  9. Государственная молодёжная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ - М., 2002г., № 4, с.97.
  10. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности - Ростов-на-Дону, 1995.
  11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика, № 4, 1995.
  12. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме - М., Фонд "Новое тысячелетие", 1998г., 288 стр.
  13. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, № 4, 1990, с.6.
  14. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения) - М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: 1999, 82 с.

<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу