<< Пред. стр. 9 (из 11) След. >>
Опыт показывает, что работу по набору в кружок полезно начинать в рамках профориентационной работы со старшекурсниками, проводить её через школы юных конструкторов, физиков, химиков, историков и т.п., а также путем личных контактов с руководителями и учителями школ.Важно создать положительное общественное мнение о кружке среди преподавателей и студентов путём проведения бесед, в ходе которых необходимо изложить историю кружка, осветить основные направления работы, показать положительные результаты исследований студентов.
Значительное место в пропаганде достижений кружковцев должны занимать выставки научных работ, публикации материалов о деятельности кружка в газетах, журналах и сборниках.
Заседания студенческого научного кружка целесообразно проводить ежемесячно, объявив дату его проведения заранее через председателя кружка или ответственного за явку. Необходимо строго учитывать посещение занятий кружка. Все это дисциплинирует студентов.
Продолжительность заседания кружка не должна превышать 1,5-2 часов. Основная часть времени (30-40 минут) отводится докладу, являющемуся итогом длительной работы студента.
Необходимым условием при подготовке плана работы студенческого научного кружка является соблюдение принципа преемственности при переходе студента с курса на курс.
Тематически принцип преемственности реализуется путем выполнения в студенческом кружке актуальных и традиционных для данного кружка исследований.
Методически принцип преемственности реализуется путём привития студентам умений и навыков научной работы с учетом курса обучения и опорой на имеющийся опыт ведения исследований.
При соблюдении этого принципа прослеживается четкая преемственность в обучении и воспитании студентов-кружковцев, создаются условия для организации серьёзного научного исследования, получения студентами необходимых знаний и умений, закрепления ими навыков ведения научной работы. Может быть осуществлён принцип выполнения исследования по единой или сквозной теме в течение длительного периода, обеспечивающего эффективное обучение и воспитание.
Помимо календарного плана работ, студент составляет план самого исследования, который нередко меняется, уточняется в ходе разработки темы.
План исследования должен предусматривать следующие пункты:
- изучение состояния проблемы;
- постановку задачи;
- пути решения задачи;
- конкретное решение;
- анализ полученных результатов;
- выводы и заключение.
Следует обратить особое внимание на контроль и самоконтроль при проведении научной работы как основное условие получения достоверных результатов.
Деятельность студенческих проблемных групп.
Анализ деятельности студенческих проблемных групп показывает, что они появились в результате трансформации студенческих научных кружков и являются их разновидностью.
Объективными предпосылками возникновения первых проблемных студенческих групп явились потребность вузов в привлечении студентов к одновременной и согласованной работе над крупными и трудоемкими научными проблемами реального характера и стремление отдельных студенческих научных кружков обеспечить решение этих проблем.
Студенческая проблемная группа - это временный добровольный научный коллектив студентов, организованный при кафедре или научном подразделении вуза для совместной разработки единой реальной научной проблемы под руководством преподавателя.
Участие в работе проблемной группы предусматривает подготовку студентов к самостоятельной продуктивной научной деятельности по одному из научных направлений, связанных с профилем его подготовки.
Проблемные группы рекомендуется создавать на профилирующих и выпускающих кафедрах или в научных учреждениях вузов (лабораториях, КБ, вычислительных центрах и т.п.), выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по научным направлениям этих кафедр и поддерживающих с ними тесный контакт в области научной работы, подготовки и повышения квалификации кадров.
Можно рекомендовать включать в проблемные группы хорошо успевающих студентов III, IV, V курсов в следующем соотношении;
1-2 студента III курса;
2-3 студента IV курса;
2-3 студента V курса.
Таким образом, численный состав проблемной группы не превышает 5-8 человек. При этом обеспечивается необходимый квалификационный состав исполнителей, непрерывность, бесперебойность и преемственность в выполнении работ студентами.
В проблемных группах студенты участвуют в выполнении теоретических и экспериментальных исследований по проблемам общественных, гуманитарных, естественных и технических наук, осуществляют проектную или конструкторскую проработку задания, исследуют технологические процессы и технические объекты, проводят социологические обследования и экономический анализ, осуществляют испытания и участвуют во внедрении разработок.
Работа студента над темой в составе проблемной группы организуется, в основном, во внеучебное время. Кроме того, по теме проблемной группы могут быть выполнены курсовые работы и проекты, задания в период производственной и других видов практики, дипломные научные работы и реальные проекты.
В ходе выполнения работ в проблемной группе должны быть организованы индивидуальные собеседования с научным руководителем, научные семинары для обсуждения планов, хода и итогов выполнения научно-исследовательской работы каждого из членов группы.
Самостоятельную работу целесообразно поручать студентам IV, V курсов, которые выступают в роли ответственного исполнителя. Студенты III курса могут быть включены в группу в качестве исполнителей, помогающих в работе старшекурсникам и приобретающих при этом необходимые знания, навыки и опыт. Индивидуальные задания членов проблемной группы тесно взаимосвязаны, что обусловливает необходимость постоянных научных контактов не только студентов с руководителем, но и между студентами.
При количестве студентов в группе 5-8 человек научное руководство может успешно осуществлять один научный руководитель.
Научный руководитель проблемной группы составляет на весь учебный период комплексный план работы группы и разрабатывает методику исследования. Не менее двух раз в течение семестра он информирует кафедру о ходе выполнения индивидуальных планов работы студентов, а по завершении работ представляет кафедре письменный отчет.
Организационное руководство исследовательской группой осуществляет староста, назначенный научным руководителем группы и являющийся одним из наиболее авторитетных членов данного научного объединения. В процессе работы над выполнением темы староста помогает научному руководителю в определении индивидуальных планов членов проблемной группы, в организации их встреч по обмену достигнутыми результатами, обеспечивает пропаганду деятельности группы на факультетском и вузовском уровне.
Организация и проведение научно-исследовательской работы в рамках учебного процесса
Организация и проведение учебно-исследовательской
(курсовой научно-исследовательской) работы.
Важнейшей формой НИР, выполняемой студентами в учебное время, является учебно-исследовательская работа (УИР).
Она организуется как составная часть учебно-воспитательного процесса и является системоорганизующим компонентом в комплексе научно-исследовательских заданий, выполняемых студентами в рамках учебного процесса, и позволяет охватить НИР весь контингент обучающихся.
Учебно-исследовательская работа - это работа научно-исследовательского (либо в зависимости от профиля специальности творческого конструкторского или проектного) характера по основным дисциплинам специальности, которую студент должен выполнять в соответствии с учебным планом. УИР необходимо включать в учебные планы отдельной строкой.
Учебно-исследовательская работа вносит творческий характер в занятия по учебному плану, при этом учитываются индивидуальные склонности, научные интересы обучающихся.
УИР направлена на формирование у учащихся способностей ориентироваться в научно-технических вопросах, самостоятельно пополнять свои знания, а также на привитие им первоначальных знаний, умений и навыков исследовательского труда на всех этапах научной работы.
Учебно-исследовательская работа должна обеспечивать взаимосвязь между учебными дисциплинами и научно-исследовательской работой, проводимой кафедрами и научными учреждениями вуза.
Учебно-исследовательская работа должна быть организована как полноценная НИР, что позволит методически правильно организовать научно-исследовательскую работу студентов, охватить все основные этапы
выполнения НИОКР, обеспечить привлечение к научному руководству исследованиями студентов опытных профессоров, доцентов, преподавателей, научных сотрудников, наиболее подготовленных аспирантов и инженеров.
Выполнение учебно-исследовательской работы ставит своей целью:
- привить каждому студенту первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ;
- обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;
- развитие у студентов творческого, аналитического мышления, способности к творческой работе по специальности, расширение теоретического кругозора;
- выработку умения применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- формирование у студентов потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности;
- расширить знания студентов по основным для данной специальности направлениям науки и техники;
- развивать высокие деловые и моральные качества, культуру, способствовать формированию личности.
В процессе выполнения УИР студент должен быть ознакомлен со всеми этапами теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы, с современными методами и методиками научного исследования, техникой эксперимента и обработки его результатов, методами поиска научной информации, составления рефератов, обзоров и отчетов, выступления с докладами о проделанной работе, с реальными условиями работы в научных и производственных коллективах.
Задание на выполнение УИР должно быть утверждено кафедрой.
В задании на выполнение УИР необходимо указать наименование темы; изучаемый вопрос теории; рекомендуемые методы исследования; основную аппаратуру и установки; рекомендуемую литературу, необходимую для дальнейшего библиографического поиска. В перечне литературы следует предусмотреть 1-2 статьи из иностранной периодики для полного ее перевода на том иностранном языке, который студент изучает в вузе.
Основой для формирования задания являются исследования, проводимые профессорско-преподавательским составом, научными сотрудниками, аспирантами кафедр по тематике хозяйственных договоров, госбюджетным темам, договорам о сотрудничестве, а также инициативные поисковые научно-исследовательские работы.
Тематика учебно-исследовательской работы должна соответствовать учебной программе, отражать основные разделы специальных дисциплин, требующих теоретической и практической проработки и овладения навыками исследовательской работы.
Вместе с тем содержание и тематика УИР должны быть доступными и посильными для освоения, т.е. соответствовать имеющимся у студентов опыту, знаниям и навыкам, курсу обучения.
Содержание УИР может быть различным, но оно должно представлять собой по объему соразмерную со временем, отведенным учебным планом на ее выполнение, но вполне самостоятельную часть реальной научно-исследовательской работы. Выполнение УИР обязательно должно предусматривать использование метода исследований по базовым дисциплинам.
Выполнение более трудоемких тем может быть поручено группе из 2-3 студентов. При этом следует так распределять работу, чтобы можно было оценить индивидуальный вклад каждого студента в выполнение общей темы. Такая форма работы должна иметь общую экспериментальную задачу и методику исследования при совместной разработке темы и индивидуальности решения частных задач исследования.
Руководитель УИР отвечает за правильную научную и методическую постановку и эффективность организации работы каждого студента. Он стремится ввести студентов в творческую атмосферу научного поиска, помогая ему наладить деловой контакт и творческие связи с сотрудниками кафедры, аспирантами и дипломниками, которые работают в том же направлении. Кроме того, он обязан привлекать студентов к участию в работе научного семинара кафедры, совмещая при этом научно-методическое руководство с воспитательной работой.
Резерв времени для проведения УИР может быть получен за счет выделения времени на лабораторных практикумах по инженерным или специальным дисциплинам и использования часов совета вуза. Ее выполнение целесообразно организовать на III-IV курсах.
По опыту ряда высших учебных заведений для руководства УИР целесообразно закреплять за каждым преподавателем 5-7 студентов.
Общий объем учебного времени на выполнение УИР в зависимости от специальности целесообразно устанавливать от 36 до 200 часов в течение учебного года.
Учебно-исследовательская работа выполняется в лабораториях кафедр вузов в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием. Для упорядочения и повышения эффективности работы студентов целесообразно, по согласованию с учебным отделом и деканатом для проведения УИР выделять один день в неделю (6 часов), свободный от других занятий.
В отношении норм учебной загрузки преподавателей УИР может быть приравнена к лабораторным работам (к курсовым работам и проектам).
В процессе работы над темой УИР студенту полезно вести рабочий журнал (дневник) и конспекты по прочитанной литературе в соответствии с порядком и традициями данной кафедры или лаборатории.
Рабочий журнал является основным первичным документом по УИР и основанием для подготовки отчета и допуска студента к защите. Рабочий журнал должен регулярно проверять руководитель.
Необходимо, чтобы выполнение УИР предусматривало ряд основных этапов:
1. Выбор темы, выдвижение научной гипотезы и постановка задачи.
2. Выбор методов и методик исследования.
3. Подготовка материальной базы для проведения эксперимента, наблюдения.
4. Проведение экспериментов, наблюдений.
5. Обработка, анализ и обобщение полученных результатов.
6. Обсуждение результатов эксперимента.
7. Подготовка выводов, предложений, оценка теоретического и прикладного значения полученных результатов.
Полезно, чтобы задание на учебно-исследовательскую работу предусматривало знакомство, освоение и использование студентами общенаучных методов исследовательской работы, таких как эмпирические методы; теоретические методы, включающие способы исследования (дедуктивный, индуктивный, анализ, синтез), аксиоматический и исторический методы.
При выполнении УИР необходимо организовать ознакомление студентов с рациональными приемами получения и накопления информации и работы с научной литературой, а также с общегосударственной службой научно-технической информации (ВИНИТИ, ВНТИцентр, ВНИИКИ, ЦНИИПИ, ИНИОН и т.п.).
Опыт, накопленный вузами в течение многих лет, показывает, что эффективность постановки и выполнения УИР определяется не только выдачей четкого и интересного задания, умелым научным руководством, но и внимательным отношением к решению таких организационных вопросов как предоставление рабочего места, обеспечение студента материалами, приборами.
Отчет по УИР должен быть написан и оформлен в соответствии с основными требованиями ГОСТ.
Отчет принимает комиссия, назначенная заведующим кафедрой. В нее могут быть включены 3-4 человека - руководитель, преподаватели, научные сотрудники кафедры. В комиссию может быть включен преподаватель или сотрудник другой кафедры или лаборатории, если там выполнялась часть работы. Проводить защиту УИР целесообразно в присутствии других студентов группы.
Перед комиссией студент делает доклад, в котором отражает задачи работы, использованные методики, основные результаты и выводы (заключение).
Затем члены комиссии проводят опрос студента по содержанию работы, особое внимание обращается на знание и понимание вопросов теории, сущности методик и практическое владение ими, умение работать на приборах и установках, обосновывать выводы по работе, четко и грамотно докладывать результаты работы. После защиты комиссия оценивает выполненную работу и защиту отчета и выставляет зачет. Опыт многих вузов показывает, что существенно повысить учебно-научную эффективность УИР позволяет введение зачета с оценкой.
Изучив обобщенный здесь опыт, многие вузы разработали, утвердили и используют для организации УИР (КНИР) соответствующий нормативный документ - Положение об учебно-исследовательской работе.
Организация научной работы студентов в период
производственной практики.
Производственная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на передовых предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей народного хозяйства, культуры, здравоохранения, просвещения, торговли и государственного управления. В зависимости от специальности проводятся общеинженерная, технологическая, эксплуатационная, экономическая, конструкторско-технологическая, педагогическая и другие виды производственной практики.
Задачи этого вида учебных занятий наиболее эффективно могут быть решены, если в задание на практику будет введено обязательное выполнение каждым студентом раздела исследовательского, творческого характера, тесным образом увязанного с конкретными особенностями места прохождения практики, предусматривающего научно-технический или экономический анализ производства, хозяйственной деятельности предприятий и организаций, участие в опытно-экспериментальной проверке, внедрении новой техники, технологии, результатов НИОКР вуза в производство, практику, выполнение прикладных фрагментов (этапов) НИОКР, проводимых кафедрами для производства.
Научно-исследовательская работа студентов в период производственной практики, оставаясь важнейшей формой учебной работы вуза, должна быть направлена на закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; приобретение практических знаний, умений, навыков исследовательской работы по специальности и получение научных результатов по исследуемой проблеме; ознакомление с передовым опытом, научной организацией труда; приобретение опыта организационной и воспитательной работы в трудовом коллективе. Научно-исследовательская работа студентов в этот период должна быть органической составной частью взаимосвязанных, непрерывно реализуемых в течение всего периода обучения содержания и форм НИРС.
Выполнение НИРС в период производственной практики не только способствует решению учебно-воспитательных задач, но и оказывает благоприятное воздействие на приобретение и усвоение студентами умений, знаний и навыков выполнения прикладных научных исследований, содействует получению оригинальных научных результатов, направленных на решение актуальных задач народного хозяйства, науки и культуры. Опыт лучших вузов показывает, что работа над темами творческих заданий на производственных практиках наиболее органично перерастает в разработку реальных тем дипломных проектов и работ.
Задание на выполнение НИР в период производственной практики разрабатывается руководителями практики и утверждается на кафедре. Определение тем, разработку и утверждение заданий на выполнение исследований важно провести за 1 - 1,5 месяца до начала производственной практики, что позволяет студенту подготовиться к его выполнению. Задание выдается студенту после утверждения темы и руководителя практики. В задание включается наименование темы и календарный план научной работы.
Тематика исследований и разработок в период производственной практики обычно формируется на основе хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр и других научных подразделений вуза, заказов (заданий) производственных, научных, проектных, других организаций. Кроме того, темы заданий могут быть выбраны из имеющихся на предприятиях так называемых "темников", в которых поставлены проблемы по ликвидации "узких мест" производства. Во всех случаях тематика заданий должна соответствовать научному направлению кафедры, профилю специальности и быть направлена на решение актуальных проблем. Задание на исследования в период производственной практики должны отвечать общедидактическим требованиям, соответствовать имеющемуся у студента опыту, знаниям, умениям и навыкам.
При формировании тематики и задания на НИР в период производственной практики следует учитывать возможность продолжения и углубления исследований, выполненных студентами в предшествующий период обучения (УИР, реальные курсовые проекты, исследования в научных группах, кружках, СКБ) по принципу единой темы. Там, где это возможно, заведующий кафедрой может ориентировать студентов на выполнение группового комплексного задания исследовательского характера, направленного на решение актуальных производственных проблем.
Студентам может быть предложена тематика индивидуального характера, при разработке которой практиканты детально изучают небольшой конкретный вопрос.
Обязанности руководителя производственной практики определены соответствующими документами вуза. Наряду с выполнением этих обязанностей руководитель практики несет ответственность за правильную научную организацию и методическую постановку исследований, эффективную работу студента, контролирует выполнение студентом календарного плана исследований.
Исходя их этих положений, заведующий кафедрой назначает основного руководителя производственной практики из числа преподавателей кафедры, а в связи со значительным возрастанием объема и сложности его работ - соруководителей или консультантов из числа научных сотрудников, инженеров, аспирантов кафедры и других подразделений вуза.
Для улучшения организации и повышения эффективности научного руководства целесообразно привлекать в качестве руководителей научных исследований студентов высококвалифицированных работников предприятий и учреждений на месте прохождения практики. Они помогают студенту включиться в атмосферу работы производственного коллектива, установить творческие контакты с сотрудниками предприятия, которые работают в том же направлении.
Отчет по НИР является составной частью отчета по производственной практике. В отчете должны быть отражены все этапы выполненной студентом научно-исследовательской работы.
Отчет по НИР, являясь органической составной частью отчета по производственной практике студента, принимается комиссией, назначенной заведующим кафедрой.
По итогам производственной практики целесообразно проводить итоговые производственные и научно-практические конференции, организовывать выставки отчетов и смотры-конкурсы на лучшее выполнение отчета по НИР в период практики.
Комплексное дипломное проектирование.
Дипломные научные работы или дипломные проекты с исследовательской частью и творческие дипломные проекты по актуальной тематике - это наиболее эффективные формы НИР студентов в рамках учебного процесса. Их выполнение поручается хорошо успевающим студентам, проявившим в период обучения наибольшую активность участия в НИОКР. Практика вузов показывает, что учебно-исследовательские работы органично трансформируются и получают дальнейшую проработку в указанных дипломных проектах и работах.
Выполнение дипломного проекта (работы) представляет собой завершающий этап обучения студента и имеет своей целью систематизацию, закрепление и углубление специальных, общеполитических и экономических знаний, глубокое изучение одной из областей науки, техники, производства, социально-экономического и культурного развития общества, совершенствование профессиональной подготовки и обучение навыкам самостоятельного выполнения исследовательской творческой работы.
Вместе с тем это важнейший и ответственный этап проверки профессиональной зрелости будущего специалиста.
Основываясь на дидактических принципах и практическом опыте, следует заключить, что наиболее эффективно и рационально указанные задачи могут быть решены путем организации выполнения реальных дипломных проектов или научных работ.
Таким образом, реальное дипломное проектирование, выполнение дипломной научной работы, оставаясь важнейшей формой учебного процесса, является итоговой формой организации научной и творческой работы студентов в системе взаимосвязанных, непрерывно реализуемых в течение всего периода обучения форм и методов организации НИРС.
Поэтому выполнение дипломных реальных проектов и научных работ, являясь средством решения перечисленных учебно-воспитательных задач, призвано также стать завершающим этапом формирования у каждого будущего специалиста навыков научного и технического творчества, ведения самостоятельной научно-исследовательской работы в вузе.
Такие дипломные проекты и работы представляют собой полноценную по структуре и содержанию студенческую научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и проектную работу.
Методики постановки и практическая организация выполнения реальных дипломных проектов и научных работ хорошо отработаны в вузах различного профиля, имеют богатую традицию, отвечают высоким научным и методическим критериям, успешно реализуются вузами и не требуют дополнительных методических рекомендаций.
В развитие этих форм в ряде вузов инженерного профиля были разработаны и апробированы научно-методические основы еще более эффективных ( в научно-техническом и учебно-воспитательном плане) форм реального дипломного проектирования, получивших название комплексное реальное дипломное проектирование.
Комплексный дипломный проект (КДП) является одной из новых форм совершенствования учебного процесса, подготовки специалистов на заключительном этапе обучения студентов. Он организуется с целью улучшения подготовки специалистов на основе соединения учебной работы с научно-исследовательской, обучения студентов овладению методами познания, использования научного творчества студентов для решения актуальных задач развития производства, повышения качества продукции и эффективности производства.
К разработке комплексных дипломных проектов могут привлекаться студенты одной специальности, дипломирующими на одной выпускающей кафедре (кафедральные КПД), совместно со студентами других специальностей института (межкафедральные КДП), а также совместно со студентами других вузов (межвузовский КДП).
К выполнению КДП следует привлекать наиболее подготовленных студентов, проявивших в процессе обучения отличные и хорошие знания и активно участвующих в НИОКР. Участие в работе над КДП позволяет студентам решать более широкую и содержательную задачу по конкретным вопросам соответствующей специальности, чем в обычных дипломных проектах.
Организация КДП позволяет выполнять силами студентов значительно более крупные проекты (инженерные строительные, экономические и другие), обеспечивать высокую степень их готовности для внедрения в практику и при этом с наибольшим эффектом моделировать целостную профессионально-творческую деятельность в составе научно-производственных коллективов в условиях вуза.
Комплексный дипломный проект состоит из нескольких отдельных взаимосвязанных и взаимообусловленных индивидуальных разделов, которые имеют самостоятельное значение и направлены на решение общих целей и разделов комплексного проекта.
Индивидуальный проект (работа), в котором разрабатывается один из разделов КДП, состоит из пояснительной записки и графической части. Пояснительная записка содержит, как правило, все основные разделы, предусмотренные для дипломного проекта по данной специальности.
Подготовку к МКДП и КДП необходимо проводить до начала его выполнения. Как правило, начиная с IV курса, студентам следует выдать задание по научно-исследовательской работе, которая в последствии станет частью дипломного проекта. В начале V курса следует завершить формирование бригады студентов (от 20 до 30 человек), уточнить название и содержание работы, провести творческий поиск наиважнейших решений. С этой целью в каждом вузе целесообразно организовать семинары с участием студентов и руководителей соответствующих разделов. Преддипломная практика организуется так, чтобы все или почти все студенты были направлены на предприятия одного промышленного комплекса, что позволяет им общаться в ходе практики, обсуждать возникающие вопросы, получать консультации. Постоянные контакты, совместные обсуждения оптимальных вариантов решаемых задач, индивидуальная работа в атмосфере коллективного творчества, все это расширяет профессиональный кругозор выпускников.
При организации выполнения КДП и МКДП основная роль отводится одной из профилирующих кафедр вуза, задачей которой является выбор комплексной темы проекта с учетом важности ее решения, определения кафедр и вузов, бригады студентов различных специальностей, проведения объединенных научных семинаров студентов и руководителей разделов проекта, выбор предприятий и организаций для преддипломной практики, согласование вопросов при выполнении отдельных разделов проекта и организация защиты разделов проектов. Общий руководитель, староста студентов, а также темы разделов проекта и сроки выполнения разделов каждым студентом утверждаются приказом ректора по институту.
Следует отметить, что при участии студентов в разработке комплексной темы дипломного проекта роль индивидуальной работы преподавателя со студентом не только не снижается, а наоборот усиливается. Опыт организации выполнения КДП и МКДП свидетельствует, что студент - участник комплексного проекта формирует свой научный и морально-нравственный потенциал в индивидуальном порядке в творческом коллективе. Каждый студент - участник КДП и МКДП выполняет все разделы дипломного проекта. Однако в некоторых случаях, по согласованию с профилирующими кафедрами, объем заданий по смежным разделам может быть несколько сокращен.
Учитывая важность усиления профессиональной подготовки специалистов, а также повышения знания в области экономики, организации производства, охраны природы и техники безопасности, разделы, посвященные этим вопросам, выполняются каждым студентом в своем дипломном проекте, являющимся составной частью МКДП или КДП, в обязательном порядке.
В соответствии с темой, целями, задачами, решаемыми вопросами и объемом исследовательских и проектных работ в КДП определяются темы и число индивидуальных дипломных проектов или работ, число участников по специальностям и соответственно тип проектов - кафедральный, межкафедральный, межвузовский. На выпускающей кафедре из числа профессорско-преподавательского состава назначается главный руководитель КДП, по разделам комплексного проекта (индивидуальным проектам) соответствующими кафедрами назначаются руководители проектов, по частям каждого индивидуального проекта соответствующие кафедры выделяют консультантов. Из числа исполнителей КДП выпускающей кафедрой назначается староста бригады студентов, что способствует более четкой организации работы.
Для координации и контроля работы студентов-исполнителей КДП проводятся оперативные совещания. Периодичность их проведения устанавливается главным руководителем КДП по согласованию с заведующим базовой кафедрой и руководителями индивидуальных проектов.
После уточнения состава и содержания выполняемого проекта главный руководитель КДП совместно со старостой бригады студентов составляет календарный график работы на период дипломирования. В дополнение к принятой форме для индивидуальных дипломных проектов в графике указаны сроки выдачи заданий и исходных данных для выполнения других проектов КДП и согласованы даты получения заданий и исходных материалов от других участников КДП для выполнения своих частей проекта. Календарный график согласовывается с главным руководителем КДП и со всеми исполнителями.
Заключительный этап КДП самый ответственный, так как требует одновременно окончания разработок всеми участниками проекта. Затем проходит обычная процедура проверки их руководителями и консультантами с написанием отзывов и выставлением оценок за отдельные их разделы и проекты в целом.
В дополнение к установленному оформлению пояснительная записка индивидуального дипломного проекта, входящего в КДП, в самом начале имеет титульный лист КДП установленной формы с его наименованием и состав комплексного дипломного проекта, включающий перечень всех тем индивидуальных дипломных проектов и их исполнителей.
После решения вопроса о допуске студентов к защите индивидуальные проекты направляются на рецензирование ведущим специалистам производства, научных и других учреждений. По возможности все индивидуальные проекты направляются на рецензирование в одну организацию (предприятия, НИИ, проектный институт).
Главный руководитель КДП совместно с руководителями индивидуальных проектов определяет последовательность защиты КДП и согласовывает сообщения исполнителей-студентов во время защиты. Защита КДП производится на специальном заседании ГЭК в установленный приказом по институту срок. В ряде случаев защиты КДП производятся на предприятиях, для которых тема выполненных КДП представляет научный или практический интерес.
В начале защиты КДП староста бригады студентов дает общую характеристику объема КДП, сообщает цели и задачи и перечисляет основные направления выполненных частей. После этого ГЭК с установленными формальностями заслушивает каждый индивидуальный проект и принимает по всем проектам решения.
Студенты других вузов, участвующие в КДП, защищают индивидуальные проекты (части КДП) в своих вузах. При защите они кратко докладывают содержание проделанной ими работы и представляют графический материал.
Лабораторно-исследовательские практикумы.
Назначение технических дисциплин обеспечить студентам такие знания, умения и навыки, которые необходимы для глубокого понимания устройства и действия определенной разновидности искусственных объектов, взаимосвязей между размерами и эксплуатационными параметрами соответствующих устройств, а также для совершенствования режима работы или конструкции машин, аппаратов и установок, изучения параметров технологических процессов и т.п.
В учебных планах технических специальностей вузов для достижения этих результатов значительная роль отводится лабораторным занятиям.
Анализ эффективности лабораторных работ выявляет возможность и необходимость совершенствования стандартных методик их проведения.
Эти методики обычно включают этапы: 1) контроля теоретической готовности каждого студента к занятию; 2) выполнения лабораторной работы с использованием методических указаний; 3) оформления отчета и сдачи зачета по данной лабораторной работе. Из-за недостаточного количества времени, отводимого на реализацию такой программы (2-4 часа) и её значительной формализации, она не пробуждает интереса к работе, сковывает естественную любознательность, снижает ответственность.
Существенно повысить эффективность лабораторных работ позволяет экспериментальное изучение сущности явлений и процессов, протекающих в данных объектах, а также овладение методиками анализа и исследования наиболее важных факторов и закономерностей.
Для этого необходимо выделить те разделы и фрагменты лабораторных работ, выполнение которых предполагает и требует использования экспериментов и исследовательских методов.
Каждое занятие включает краткое вступление преподавателя, самостоятельную работу студентов в соответствии с методикой проведения данной работы, контроль и консультации преподавателя, а также оформление отчета.
Методика проведения учебного исследования охватывает большинство элементов аналогичной научной работы, но, наряду с этим, имеет и свои особенности. Как правило, эффективная методика объединяет ряд операций:
- осмысливание сформулированной в названии работы цели исследования, а также предварительное прогнозирование средств и способов ее достижения;
- определение основных требований и параметров установки или процессов, которые необходимо экспериментально проверить и изучить;
- проведение эксперимента, первичная математическая обработка опытных данных и их обобщение;
- анализ полученных результатов, включая определение предельной относительной ошибки, пределов применимости найденной формулы и т.п.
Следует отметить, что овладение элементами научных исследований, как правило, органично увязывается с разрешением соответствующих проблемных ситуаций, что, как известно, способствует превращению информационного обучения в информационно-эвристическое.
Таким образом, методика учебного экспериментального исследования представляет собой систему взаимосвязанных операций и миниатюрную модель обычного цикла научной работы, хотя в ней отсутствует принципиальная новизна полученного результата.
Целесообразность и эффективность активизации учебного процесса за счет включения элементов исследования в лабораторные работы обусловлена:
- созданием возможности для максимального сближения частных целей конкретных работ с общими целями изучения технических дисциплин;
- органической реализацией проблемного обучения, содействующего выработке у студентов умений решать сложные задачи комплексного характера и проявлять способности к самостоятельному мышлению и действию;
- освоением в ходе выполнения работ методов поиска новых знаний и исследовательских методик;
- созданием возможностей для освоения в активном режиме умений и навыков профессиональной деятельности, необходимых при испытании и анализе режима эксплуатации соответствующих производственных объектов.
Студенческие научные семинары.
Студенческие научные семинары занимают важное место в системе НИРС, имеют высокий учебно-воспитательный эффект. Многолетний опыт многих вузов показал, что они являются эффективным средством воспитания у молодых людей таких качеств, как научная добросовестность, высокая взыскательность, объективность, умение вести научную дискуссию. Участие в семинарах повышает интерес студентов к научным исследованиям, их активность, увлеченность занятиями в научных лабораториях, способствует углублению знаний, предусмотренных учебными программами, апробации результатов исследований студентов, повышает ответственность за качество выполнения НИР.
Доклад на научном студенческом семинаре дает возможность снять сомнения в правильности выбранного пути, сделанного допущения, найти обоснования полученному результату, убедиться в его правильности по реакции оппонентов, товарищей по работе.
Подготовка к выступлению с докладом на плановом семинаре, выступление в качестве оппонента или участника обсуждения требует от студента основательных занятий во внеучебное время: работы в библиотеке, консультаций с научным руководителем, подготовки тезисов, изготовления плакатов, слайдов, моделей, макетов и т.п.
Семинары служат связующим звеном для всей НИР, выполняемой каждым студентом и для всего коллектива участников.
Студенческие научные семинары организуются, как правило, на IY и Y курсах при выпускающих кафедрах с указанием научной направленности каждого из них. Их число, профиль и научные руководители определяются приказом ректора вуза по представлению кафедр.
Профиль научных семинаров соответствует главным направлениям деятельности кафедр в области науки, поэтому на кафедре могут быть организованы несколько студенческих научных семинаров.
Руководителями семинаров, как правило, являются заведующие кафедрами, профессора, наиболее опытные доценты, являющиеся руководителями значительной по объему и актуальности научной тематики.
Темы докладов на семинаре целесообразно вывешивать на стендах заблаговременно в конце учебного года. С учетом пожеланий за студентами закрепляют темы.
К началу нового учебного года составляется план работы семинара, который вывешивается на стенде. В него включаются фамилии докладчиков, оппонентов из числа студентов по каждому докладу, научного руководителя, дата и место проведения заседаний.
Научными руководителями при подготовке выступлений студентов на семинаре являются преподаватели, научные сотрудники и аспиранты кафедр, за каждым из которых закрепляется 5-7 студентов.
Каждому руководителю отводится 20 часов в год на руководство одним студентом. Это поручение рассматривается как важнейшее, требующее высокой квалификации, равно как чтение лекций, руководство дипломным проектированием и т.п.
Периодичность проведения студенческого научного семинара - один раз в две недели (5-6 раз в семестр). Это позволяет каждому студенту выступить хотя бы один раз с научным докладом, а также в роли оппонента. Его заседания целесообразно включать в расписание занятий в последние часы дня, с тем чтобы в случае необходимости не ограничивать продолжительность его работы.
Исключительно эффективной формой студенческих семинаров зарекомендовали себя деловые игры по дисциплинам производственного профиля, которые существенно повышают активность и увлеченность участников в процессе работы.
Деловые игры развивают у студентов творческие способности, умение находить оптимальные решения в обстановке, максимально приближенной к реальной, в быстро изменяющихся условиях производства. Высокая эффективность деловых игр обусловлена характером соревнования, влиянием успеха или неудачи каждого участника на конечный результат всего коллектива, участвующего в игре, необходимостью формирования и проявления студентами комплексных знаний ряда дисциплин.
Проведение деловых игр по различным дисциплинам хорошо методически разработано и широко опубликовано.
5.6. Примерная учебная программа образовательно-воспитательного цикла лекций "Формирование личности в пространстве естественнонаучной культуры"
Воспитательная ценность естественнонаучной культуры. Замысел предлагаемого цикла лекций состоит, прежде всего, в том, чтобы использовать общекультурный потенциал естествознания (естественных наук) в воспитательных целях. Слушатели лекций должны убедиться в том, что личность, познающая природу, не только приобретает определенные знания, но и обогащается при этом духовно, что природа в своих многогранных проявлениях способна подтолкнуть человека к совершенствованию своего мыслительного аппарата, к разработке адекватных стратегий восприятия мира в целом, т.е. иными словами, к становлению мировоззрения, основанного на научном знании. Для этого, разумеется, необходимо показать, что современная научная рациональность вовсе не холодное рассудочное мышление, подчиненное примитивной логике и расчету, хотя бы и математическому, а гибкая и многогранная ментальность, в которой сопряжены логика и интуиция. Ей присущи специфическая образность и даже эмоциональность, которые обычно считают исключительной прерогативой гуманитарного стиля мышления. Будучи не всегда наглядными, образы естествознания (его модели) расширяют наш мир за границы непосредственно видимого. Они открывают иную сторону наблюдаемой реальности, рождая радость и удивление тем, что она так же подвластна познанию, как и то, что доступно нашему зрению.
Исторический парадокс состоит в том, что гуманитарная культура в общественном мнении является культурой полноценной, культурой номер один. Она традиционно рассматривается как необходимый и притом практически единственный фактор духовного развития. А естественнонаучная культура при поверхностном восприятии выглядит значительно бледнее, ибо она дальше от человеческой души. Может быть, именно поэтому ее чаще всего связывают с теми материальными результатами, которые возникают как вторичные продукты естественнонаучного познания. Ведь не случайно, что при обсуждении цивилизационной значимости естественнонаучной культуры чаще всего апеллируют к техническим и технологическим приложениям естественнонаучного знания - в этом случае принято говорить о веке электроники, могуществе атомной энергетики, эпохе компьютера и подобных им техногенных явлениях.
Конечно, с этим можно согласиться, ибо перечисленные достижения являются определяющими факторами развития современной цивилизации и родились они благодаря познанию и использованию законов природы. Но их воздействие на внутренний мир человека при этом ощущается косвенно. Иногда кажется, что технический прогресс идет впереди, подминая под себя массовое сознание, как бы заставляя его приспосабливаться к себе. На этом фоне и возникают такие понятия, как компьютерный менталитет, технократическое мышление и даже техногенный тип цивилизации.
В действительности, конечно, понятие культуры значительно шире, а потому подобный упрощенческий подход не просто снижает истинную ценность естественнонаучной культуры, но и настраивает на критический лад. И начинаются пересуды о том, чего более она принесла человечеству - блага или зла.
На самом деле, и гуманитарную культуру нельзя сводить к совокупности художественных ценностей, представленных в музеях или библиотеках (живописных полотен, литературных шедевров, музыкальных произведений и т.п.). Нельзя забывать, что культура как таковая, прежде всего, воплощает целостную систему представлений о мире, которая характеризует уровень развития как всего общества, так и отдельной личности.
Все это значит, что на первый план выдвигается культура мысли. Ведь никто же не станет сводить культуру эпохи Возрождения к отдельным художественным творениям Леонардо да Винчи или Шекспира. Все согласны с тем, что историческая ценность этой эпохи значительно шире. Она состоит, прежде всего, в утверждении гуманистического идеала мысли, т.е. особого стиля восприятия мира, а потому сегодня мы ценим в ней органичное сочетание и начал материализма и диалектики, и новые каноны "естественного мышления" (П. Раме), и приоритет индуктивного познания (да Винчи и Ф. Бэкон). Никто не спорит, сколь важно оказалось все это для человечества в целом. И остается большой тайной, оказалась бы та эпоха столь щедрой на памятники искусства, если бы тогда не рванулась бы вперед человеческая мысль.
Тем не менее, когда речь идет о современной естественнонаучной культуре, о подобных вещах умалчивают. Ей как бы отказывают в праве глобально влиять на менталитет человечества и неявно считают ее второсортной. А напрасно, ведь именно она сегодня может претендовать на лидерство с точки зрения кристаллизации нового взгляда на мир в целом и даже могла бы соперничать с гуманитарной культурой в конкурсе на звание "культура номер один".
Но противопоставление различных форм культуры не несет в себе позитивного, тем более, воспитательного начала. Гораздо конструктивнее, с нашей точки зрения, думать о единой, пусть и двуликой, культуре. И ее "двуличие" вовсе не порок, а добродетель, заключающаяся в существовании гуманитарной и естественнонаучной форм, их разнообразии и дополнительности. Между ними устанавливается взаимодействие по типу сообщающихся сосудов, когда прибавление содержания в одном сосуде рано или поздно повышает уровень оного и в другом. Два лика культуры - это образы человека и природы. Их единство рождается в понимании, что человек - это часть природы, а природа - его естественное окружение.
Если двигаться в этом направлении дальше, то помимо формального уравнивания прав, надо бы перестать рассматривать естественнонаучную культуру как Золушку, которую все эксплуатируют, но никто не принимает всерьез до тех пор, пока не наступит ее звездный час. Отсюда следует, что естествознание должно быть представлено в образовании, а следовательно, и в воспитании как феномен мировой культуры. Данный цикл лекций должен способствовать тому, чтобы слушатели осознали идейный вклад естественных наук в общий культурный фонд человечества.
Этот вклад заключается в том, что благодаря естествознанию родились и оформились два специфических типа восприятия мира. Это - классическая и неклассическая стратегии человеческого мышления, так что сегодня можно уверенно утверждать, что оно обогатило сокровищницу мировой культуры бесценным вкладом - даром понимать природу и одновременно строить на этой основе свое мировоззрение. В этом можно увидеть ярчайшее проявление единства человека и природы, гуманитарного и естественнонаучного начал культуры. Ощущение этой целостности рождает гибкое, мобильное мышление, способное противостоять косности и ортодоксальности в отношениях личности с окружающим миром. Можно надеяться, что человечество в будущем избавит себя от многих глобальных конфликтов, которые ныне раздирают общество, если каждая отдельная личность будет воспитана в духе единства культуры.
Интеллектуальная культура как специфика мышления образованного человека должна воспроизводиться в последующих поколениях благодаря системе образования. Тем более огорчительно, что современная система образования фактически не выполняет этой миссии.
Классическая ментальность более соответствует грубому повседневному опыту человека, а потому ее становление происходит без особых затруднений, как бы самопроизвольно. Несмотря на это, наше образование от школы до университета построено так, что львиная доля усилий (явных и неявных) тратится именно на ее усовершенствование. При этом для всего иного уже не остается времени, и большая часть студентов университетов оказывается обладателями классического стиля мышления. Резонно все же поставить вопрос: а так ли уж это опасно?
Нам думается, что опасно по следующим причинам. Во-первых, такая личность духовно обкрадена - она имеет представление лишь о части мира, потому что неклассическая его сторона навсегда скрыта от нее. Во-вторых, доминирование классического подхода в преподавании настраивает на восприятие целого ряда природных и социальных процессов как некого нарушения здравого смысла, как экзотического отступления от нормы, требующего для своего объяснения особых, вненаучных представлений. За этим кроется не только общая научная малограмотность, которая не должна проявляться у образованного человека. Это чревато и профессиональной несостоятельностью, поскольку менталитет определяет успешность деятельности в любой сфере. В-третьих, подобные реакции к тому же вызывают и психологический дискомфорт - ведь встречаясь с неожиданными для классического мировоззрения фактами, человек испытывает эмоциональный и интеллектуальный стресс вместо того, чтобы воспринять их как естественное проявление неклассичности окружающей действительности.
Неклассическая ментальность как тип научной рациональности более непривычна, а потому для овладения ею требуются специальные усилия и от педагогов и от студентов. Наилучшим тренировочным полем для овладения неклассической стратегией мышления является процесс освоения знаний в естественнонаучной области. Однако сегодня в университетах развитие мышления рассматривается как вторичный эффект, ему не уделяют особого внимания, предполагая, что он возникнет самопроизвольно. Но этого не происходит. Можно прослушать стандартные курсы квантовой и статистической физики, теоретической биологии, современной математики, химии и многие другие, но так и не ощутить, что все они пронизаны идеями неклассической рациональности, продуцирующей свою версию естественнонаучной картины мира. В итоге неклассической рациональностью овладевают немногие. Окончание университета не гарантирует автоматического вступления в лигу подлинно образованных людей. Жестко говоря, максимально, на что может претендовать такая личность - на звание интеллектуального ремесленника.
Поэтому подлинное фундаментальное образование в любой сфере должно быть ориентировано на воспитание и самовоспитание мыслящей личности, которая отличается многогранностью и целостностью мышления, адекватного неклассической сложности и в то же время классической определенности окружающего мира. Это позволит человеку ощутить себя частью природы, ответственной за гармоничное сосуществование природы и человека, и воспринимать естествознание как инструмент достижения этой гармонии.
Целевые установки цикла лекций:
- показать, что в естествознании воплощается особая рациональная ментальность, которая состоит в свободном владении классической и неклассической стратегиями мышления, и содействовать овладению ею;
- показать, что в естествознании становится зримым концептуальный каркас естественнонаучной картины мира, которая является существенной компонентой мировоззрения.
Особенность методического построения цикла лекций. В данном цикле лекций предлагается решать воспитательные задачи (формирование мыслящей личности) средствами образовательного процесса. Ключевым моментом при разработке содержания лекций является трансдисциплинарный подход. Он позволяет продемонстрировать гармоничное единство естествознания, делая главные акценты на тех общих идеях, которые скрепляют отдельные естественные науки в единое знание о природе.
Кроме того, рассмотрение трансдисциплинарных идей способствует формированию целостности мышления, в котором классические и неклассические компоненты конструктивно интерферируют друг с другом, позволяя постичь гармонию природы и обогатить интеллектуальный потенциал.
Цикл лекций в равной мере может быть адресован студентам как гуманитарного, так и технического профиля. Учет специфики контингента слушателей может быть осуществлен через привлечение соответствующих примеров, иллюстрирующих концептуально значимые идеи.
Содержание цикла лекций
1. Введение.
Значимость естественнонаучной культуры для цивилизации.
Естественнонаучная культура как воплощение целостной системы представлений о мире, характеризующей уровень развития общества. Вклад естественнонаучной культуры в создание искусственной среды обитания человека (технические и технологические приложения естественнонаучного знания). Процесс изучения природы как средство духовного развития человека. Идейный вклад естествознания в развитие культуры мышления человечества. Естествознание как феномен общечеловеческой культуры
2. Человек и Природа
Мир природы как естественное окружение человека. Природа и человеческое общество. Основные характеристики и закономерности окружающего мира: единство и многообразие природных объектов и явлений; индивидуальность и тождественность явлений; взаимосвязанность всего в природе; развитие во времени и в сложности; сочетание внутренней организованности и хаотичности окружающего мира.
Человек как природный объект. Особенности мышления человека. Межполушарная асимметрия человеческого мозга. Рациональное и образное мышление. Восприятие детального и глобального планов действительности. Алфавитная и иероглифическая письменности как прообразы способов кодирования информации в науке и искусстве. Проблема целостности мышления.
Человек как исследователь окружающего мира. Фактор активной деятельности человека и его влияние на Природу. Двуединство проблемы построения научной картины мира: человек познает природу, будучи ее неотъемлемой частью; природа в образе человека познает самое себя. Зависимость результатов познания от особенностей мышления.
3. Отражение действительности в науке
Наука и искусство. Специфика рационального познания. Гуманитарные науки (человек на фоне природы) и естественнонаучное знание (природа на фоне человека). Интуиция в науке. Художественные образы и научные понятия.
Научная картина мира (НКМ). Гуманитарный и естественнонаучный срезы НКМ как проекции единой общечеловеческой культуры.
4. Классическая стратегия мышления
Исторические корни классической стратегии мышления в естествознании (примитивные астрономические наблюдения). Демокрит, Коперник, Бэкон, Декарт, Ньютон и Максвелл как родоначальники классического мышления в естествознании.
Суть классической стратегии естественнонаучного мышления: исследователь как сторонний наблюдатель, не признающий случайных событий. Принцип скрытых параметров объекта. Однозначный детерминизм и классическая логика. Точная предопределенность прогноза. Принципиальная контролируемость и устранимость воздействий. Наглядность и онтологизация как характерные черты классических представлений в естествознании.
Мир глазами классически мыслящего исследователя - мир объектов. Характеристики объектов как предмет исследования.
Классическая ментальность в естествознании и вне естествознания. Особенности классической картины мира.
5. Неклассическая стратегия естественнонаучного мышления
Исторические корни неклассической стратегии естественнонаучного мышления (примитивная деятельность по поддержанию жизни и становление абстрактного мышления). Эпикур, Больцман, Планк, Бор, Гейзенберг как родоначальники неклассического мышления в естествознании.
Суть неклассической стратегии естественнонаучного мышления: исследователь как взаимодействующий испытатель природы (участник), стохастический характер явлений природы. Вероятностный характер прогноза. Неклассическая логика и дополнительность. Принципиальная неконтролируемость и неустранимость воздействий; ограничения на минимальные воздействия. Принцип неопределенности. Потеря наглядности в неклассических представлениях.
Мир глазами неклассически мыслящего исследователя. Дифференциация мира объектов на систему и ее окружение. Состояние системы как предмет неклассического исследования.
Неклассическая ментальность в естествознании и вне естествознания. Особенности неклассической картины мира.
6. Трансдисциплинарные идеи в естествознании
Естествознание как трансдисциплинарная область научного знания. Идея модельности описания и иерархичности моделей Природы. Идея единства объекта и его окружения. Идея целостности Природы. Идея пространственно-временных отношений в Природе. Идея экспериментальной достоверности. Роль трансдисциплинарных идей в мировоззрении.
7. Заключение.
Значимость естественнонаучной культуры для развития личности
Соотношение однозначно детерминированных и стохастических процессов в окружающей действительности. Роль естественнонаучного знания в совершенствовании интеллектуальных возможностей личности. Классическая и неклассическая версия картины мира. Проблема целостности и 1. Предложения по редактированию текста гармоничности мышления.
5.7. Рекомендации по повышению уровня экологического образования и воспитания.
Рекомендации основаны на анализе международных и российских законодательных и нормативных документов по экологии, охране окружающей среды, устойчивому развитию, изучении опыта проектирования содержания экологического образования, нормативной и учебно-программной документации по экологическому образованию, научной информации.
При всей кажущейся многосторонности и тщательности разработки экологического компонента образования в вузах его структура, содержание и характер реализации остаются не вполне удовлетворительными. Недостаточно разработан психолого-педагогический аспект формирования экологической ответственности, связанный с самосознанием человека в соотношении с окружающей природной средой. Недостаточна эффективность содержания методологической и специальной профессиональной подготовки будущих специалистов, формирования необходимого культурного потенциала выпускников вузов в сфере экологии.
В большинстве вузов экологическая подготовка и преподавание учебной дисциплины "Экология" строятся, главным образом, с ориентацией на профиль вуза и специальности. В техническом вузе - в форме инженерной экологии, на гуманитарных факультетах - социальной экологии, в юридических вузах - правовой экологии и т.п.
Экология является комплексной проблемой в системе "человек - техника - природа" и поэтому требует от профессионала любого профиля синтеза знаний основных понятий об окружающей среде из разных наук: биологии, наук о Земле, медицины, промышленной технологии, механики, психологии, этики, педагогики и многих других научных дисциплин.
Это будет способствовать согласованию экологических знаний будущего специалиста с его самосознанием как субъекта природы. В этом случае можно рассчитывать на ответственное отношение профессионала к делу сохранения и восстановления чистоты окружающей среды.
В условиях крайне негативной экологической ситуации, ужесточения системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования, перехода на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции, обязательности экологической экспертизы всех инвестиционных проектов и программ необходимы разработка и внедрение в практику подготовки специалистов эффективных образовательно-профессиональных программ, содержание которых предусматривает формирование экологической культуры и мышления и специальную профессиональную экологическую подготовку специалиста в соответствии с направлением и профилем.
Перед высшей школой ставится в качестве приоритетной задача - повысить уровень экологической образованности выпускников вузов, придать их экологической подготовке непрерывный и интегральный характер в циклах общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Акцент в них должен быть перенесен с просветительской направленности на формирование активной позиции и достижение профессиональной готовности, овладение методологией проектирования безотходных, малоотходных, оборотных, регенеративных производственных технологий, выпуска экологически безвредной продукции.
Обязательной органической составной частью такой подготовки специалистов должно стать овладение в ходе естественнонаучного и гуманитарного образования фундаментальными научными, правовыми и экономическими основами экологически безопасной и природоохранной деятельности, а в ходе профессиональной и специальной подготовки основами соответствующей технической и технологической квалификации.
Специальные инженерные курсы должны быть переработаны на основе тех новейших научно-технических отечественных и зарубежных достижений, приоритетами которых являются не только экономические показатели, но и показатели экологической безопасности. Их содержанием должны быть предусмотрены основы методологии проектирования экологически чистых производств, технологии превентивных природоохранных работ, очистки сопутствующих вредных газов, сточных вод, нейтрализации, снижения концентрации и объемов вредных сбросов, создания непрерывных технологических циклов, а также технологий переработки и захоронения отходов.
В связи с этим, сохраняется высокая актуальность разработки учебных материалов, которые системно концентрировали бы в себе знания естественных, гуманитарных и технических наук, способных обеспечить экологическую готовность будущих специалистов. Особое внимание при этом должно быть уделено формированию и закреплению такого качества личности и профессионала как экологическая ответственность.
Примерная программа курса "Экологическая ответственность личности".
Аспект "экологическая ответственность личности" экологического воспитания студентов в вузе может быть реализован в форме лекций и семинаров по следующей тематике:
- сущность единства человека и природы. Общие характеристики (информационные, химические, физические, биологические и др.);
- информационно-природная характеристика человека (генетическая информация, анатомические особенности, врожденная психика, в т.ч. природные индивидуальные задатки к определенному роду деятельности);
- формирование мировоззрения человека через изучение естественных и гуманитарных наук, являющихся отражением природной и социальной среды, субъектом которой является сам человек;
- взаимоотношения человека с природной и социальной средой и объективная необходимость гармонии этих отношений;
- формирование в человеке чувства прекрасного через восприятие природы;
- совершенствование природных индивидуальных качеств человека через профессиональную деятельность;
- учёт диалектики природы в профессиональной деятельности;
- проблема утилизации отходов в профессиональной деятельности. Активность личности профессионала в реализации Международных и отечественных правовых актов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- сохранение в предметной деятельности чистоты и гармонии природной и социальной среды.
Критерии для экспертной оценки экологической и природоохранной
направленности содержания образовательно-профессиональных программ ВПО
1. Показатель: "Системные междисциплинарные (естественнонаучные, гуманитарные и экономические) основы экологически безопасной деятельности":
1.1. Содержание международных документов по глобальным проблемам экологии.
1.2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (включая экологию). Взаимосвязь глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
1.3. Содержание основ знаний по темам: "Естественнонаучные аспекты экологии", "Экология и экономика", "Экология, эстетика, этика и сохранение культурного наследия".
1.4. Экологические мировоззрения XX столетия.
2. Показатель: "Научные, профессиональные, информационно-аналитические основы проектирования экологически безопасных производств, наилучших современных технологий
2.1. Научно-технические достижения и технологии по экологическому критерию.
2.2. Превентивные природоохранные работы: очистка, нейтрализация, снижение концентрации и объемов вредных сбросов (включая гуманитарный аспект).
2.3. Непрерывные и оборотные производственные циклы.
2.4. Переработка и захоронение отходов.
3. Показатель: "Синтез естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний, направленных на формирование природного самосознания и экологической ответственности личности будущего специалиста" (оценивается по степени раскрытия в образовательных программах следующих аспектов):
3.1. Единство физических, умственных и нравственно-духовных характеристик будущего специалиста с окружающей природой.
3.2. Осознание собственного развития в неразрывной связи с развитием природы.
3.3. Направленность будущей профессиональной деятельности на обеспечение гармонии материального и духовного прогресса общества.
3.4. Принцип учета будущим специалистом противостояния природы человеку в случае ее разрушения.
3.5. Ориентация профессиональной деятельности будущего специалиста на безотходное производство для сохранения окружающей среды.
3.6. Активная профессиональная деятельность будущего специалиста, ориентированная на внесение индивидуального вклада в устойчивое равновесие развития общества и природы.
5.8. Концепция духовно-правового воспитания студенческой молодежи
В последние годы новое научное направление - трансцендентальная педагогика привлекает всё более широкий интерес учёных и практиков как за рубежом, так и в России, которая занимает в нём ведущее место. Одним из лидеров нового направления в образовании и воспитании является автор Концепции доктор педагогических наук, профессор, член Союза писателей России Ю.П.Азаров. Концептуальные и технологические результаты работы по этому направлению могут составить существенный дополнительный ресурс для решения сложных задач воспитания.
Названная концепция является лишь одной из разработок направления. В настоящее время НИИ высшего образования совместно с рядом ведущих университетов страны (МГТУ, ТГТУ, МГПУ, МГУКИ, ЕУП и другими) осуществляет разработку и апробацию теоретических положений, технологий, методик, курсов по воспитанию творческих специалистов, развитию подвижничества молодых людей, ориентированных на увеличение культурного, социально-экономического и промышленного потенциала России на основе принципов трансцендентальной педагогики для решения вопросов подготовки кадров по государственным научно-техническим программам.
Полвека назад великий отечественный мыслитель и правовед И. А. Ильин пророчески предсказывал, что Россия в посткоммунистический период будет осуществлять главным образом правовое воспитание, а единственным условием выхода из духовного и социально-экономического кризиса станут три основы - любовь, свобода И ПРЕДМЕТНОСТЬ, то есть Созидательная деятельность.
Исторический опыт показывает, что новое поколение с новыми взглядами, пониманием духовно-правовых норм формируется за 8-10 лет, и в соответствии с этим утверждаются новые цели воспитания.
Если главной задачей современной России является создание правового государства, то единственным средством его построения должно стать воспитание правовой личности лояльного гражданина, строго соблюдающего права и обязанности, личности с высоким уровнем духовного и профессионального развития, ориентированного на труд, семью, профессиональное мастерство. Такого рода цель выражает интересы личности, семьи, общества, всех отраслей народного хозяйства, культуры.
Правовому государству - духовно-правовое воспитание и правовая личность - вот наша первоочередная задача. И эта проблема может быть решена не только в рамках образования, но и в целостной системе общего и профессионального развития во всей многоплановой деятельности общества - технологической, управленческой, гуманитарной, художественной, педагогической, оздоровительной, правоохранительной.
Именно поэтому решение этой социальной общегосударственной задачи не под силу лишь образовательным структурам. Мы стоим перед необходимостью двоякого рода - с одной стороны, создание такого социального строя, где бы высшей инстанцией была конституционная законность, в рамках которой утверждались бы такие ценности, как Социальная справедливость и Защищенность личности, Права человека, ориентированного на Созидательную деятельность, а с другой стороны, утверждение и обогащение таких доминантных ценностей, как Любовь и Свобода, право и правосознание личности. Отечественные мыслители многократно подчеркивали, что Свобода в России и на Западе при более внимательном рассмотрении совершенно разные понятия. На Западе Свобода - это свобода внутри закона. В России Свобода - чаще всего оказывается вне закона. Внутреннее несогласие с законом, с правовыми нормами исторически превратилось в неформальных сферах народной жизни в своего рода принципы, неписаные законы жизни людей разного возраста.
Гигантская страна с притупленным правосознанием, с обедненной семьей и школой, где каждый, как замечал в свое время Герцен, какого бы он звания ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это только можно сделать безнаказанно, со свободой, не знающей границ.
Кстати, даже в русских словарях (Даль, Ушаков) синонимом свободы является воля, то есть "ничем не сдерживаемая свобода и проявление чувств в действиях или поступках". Анархическая свобода, произвол. В журнале "Милиция", как и в романе "Подозреваемый", нами развернута проблема "юных бесов" России под общим названием "Преступность родом из детства". Детское и молодежное бесправие, крайне заниженные самооценки и протест против своей безыходности приводят либо к массовому помолодевшему, как отмечают психиатры, суициду, либо к жестоким преступлениям. И тем не менее, согласно российским традициям живет в народе вера в мессианскую роль России, когда высшие силы возбудят в униженных и оскорбленных российских гражданах горячее стремление установить на своей земле истинный закон, истинные свободу и любовь и истинные Социальную справедливость и правопорядок. Этот внутренний духовно-правовой переворот в душах людских будет сделан исключительно за счет высочайших побуждений духа, когда высшей наградой для каждого станет утоление духовной жажды, возвышение себя до беспредельных высот духовности. Вот почему, развивая трансцендентальную педагогику, как связь с нравственно-высшим, мы намечаем пути, средства и методы духовно-правового переворота, когда потребность в творческом духовно-правовом самовыражении станет неодолимой силой. Создаваемая нами трансцендентальная педагогика позволяет реальность превращать в чудо: участники наших занятий в возрасте от 3-х до 75 лет создают великолепные живописные работы, причем маслом на холстах, сочиняют музыку по мотивам своих живописных произведений, исполняют ее на фортепиано и дают хореографические решения. Публикации об этих вспышках духовно-творческой талантливости облетели многие издания под общим названием "Сверхмощные технологии, или сто пейзажей за пять часов". А какие одухотворенные лица были у участников этих занятий, которые без желания пришли на наш творческий трансцендентальный семинар, а ушли окрыленные, точно наслаждаясь развернувшейся в их душах творческой силой.
Настанет время, и эти микродуховные перевороты, которые уже сегодня можно измерять трехзначными цифрами, образуют мощное движение человеческих душ во всех сферах образования, науки, культуры, производства.
Это внутренняя потребность в безнасильственном духовно-правовом обновлении.
Итак, основанием принципиально новой по своей одухотворенности трансцендентальной педагогики является духовность и право, где сила нравственно-волевых и интеллектуально-эстетических начал человека подкрепляется правовыми нормами, законом. Духовно-сильная личность тогда эффективно развивается, когда две силы, этическая и правовая, предстают как единое целое в ее общем и профессиональном становлении. Именно эти основания привлекли к трансцендентальной педагогике не только школы и вузы, комитеты образования и советы ректоров, но и отрасли, связанные с наукой, техникой, промышленностью.
Трансцендентальная педагогика не имеет ничего общего с учениями и духовными практиками Востока и Запада, основанными на медитациях, различного рода магиях, психотерапии. Подчеркнем еще раз, отечественная культура (Бердяев, Лосский, Булгаков, Франк, Вышеславцев, и др.) основывается на трансцендентальных началах, означающих связь с высшими ценностями, доминантными средствами которых являются Любовь, Свобода, Право, Социальная справедливость. В этой связи крайне важны ориентации на правду, справедливость и защищенность личности, коллективизм и сотрудничество, помноженные на идеи развивающейся личности.
Создание и развитие правового государства возможно лишь при условии углубленного правового воспитания народа, когда общественные задачи становятся семейными, а воспитательный духовно-правовой процесс начинается от дородового периода и заканчивается последними днями жизни человека. Право есть необходимая форма духовного бытия человека, гарантирующая равную свободную самодеятельность каждого.
Правовое воспитание означает не только просветительскую деятельность, но и организацию такого правопорядка, который передает сущность единого общего союза граждан (политическое "мы"), с единой общей системой власти ("наше" правительство) и единою общею системой права ("наши" законы) (И. Ильин).
Право как совокупность правил поведения, санкционированных государством, означает чувство собственного достоинства и его проявление, уважение к себе как к носителю законности и духовно-творческих начал, способность к волевому самоуправлению, гарантированность демократических свобод, прав, обязанностей, нетерпимость к правонарушениям и готовность активно участвовать в охране правопорядка.
Право, как власть, сила и свобода действий тогда действенно, когда живет в душах людей, когда служит обществу, свободе и духовности, доброй нравственной воле, является ее целью.
Право как духовный образ жизни человека выражается через правовые мотивы, эмоции, переживания и правосознание личности (Петражицкий, Макаренко, Ильин). В правосознании участвуют не только знание и мышление, - отмечает Ильин, - но и воображение, и воля, и чувства, и вся человеческая душа. Большинство людей, нарушающих закон, хорошо знают правовые нормы, но в их душах сложился аморальный образ поведения, и они следуют нарушению правопорядка, подключая к своим аморальным и противозаконным действиям и свою волю, и свои знания, и свою культуру или антикультуру.
Лояльность или законопослушность есть необходимое условие развития духовно-творческой личности. Создавая трансцендентальную педагогику, мы, в качестве одной из основных целей, выдвинули идею развития духовно-творческой личности и лояльного гражданина, способного не только соблюдать права и обязанности, но и активно участвовать во всех процессах создания новых форм правопорядка.
Мертво то право, которое лишено одухотворенности, культуры, как развернутого во времени духовно-творческого мира человека. Внутренняя борьба правосознания и духовности, свободы и ограничений, государственности и автономии человеческого микромира всегда были в центре внимания различных культур и искусств. Юриспруденция часто обедняла себя, игнорируя педагогические цели, духовно-творческое содержание жизни человека, искусство. Рассматривая взаимосвязь права и духа, мы безусловно обогащаем и само правоведение, и правовое воспитание как составную педагогики и юридических наук. Связь между правом и духом настолько подлинна и существенна, что вне ее признания невозможна жизнь нормального правосознания. Трансцендентальная педагогика актуальна не только тем, что ставит проблемы ускоренного развития дарований, успешно решает проблемы новых педагогических технологий, но и тем, что ставит задачи преодоления духовного и социально-экономического кризисов, воспитания духовно-правовой личности.
Технологии трансцендентальной педагогики привлекли мировое педагогическое сообщество, в котором Россия с ее высшими учебными заведениями начинает занимать лидирующую роль.
Одна из основных целей духовно-правового воспитания - создание ведущего, лидерского слоя государства, т.е. людей чести, большой общей и профессиональной культуры, аристократов духа. Понятие "аристократия" означает власть лучших, благороднейших, воспитание которых кропотливая и напряженная работа нескольких поколений.
Наоборот, она является носителем национальной культуры, причем высшего слоя этой культуры".
Сам по себе истинный аристократизм - демократичен, поскольку не замыкается в узкой сословной или наследственной касте. Это люди петровской ориентации, нацеленные не на наживу за счет должности, а на ответственность и служение великим государственным целям. Ведущий слой, как утверждали отечественные мыслители "призван вести, а не гнать", утверждать право, а не произвол, крепить авторитет государственной власти в борьбе с любыми проявлениями нечистоплотности, бесчестия, авторитаризма. Девиз нашей педагогики: "Дорогу талантам". А талантлив каждый, лишь мера и сферы приложения разные.