<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 ПРИОРИТЕТНЫЙ
 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
 "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ"
 
 (КОНЦЕПЦИЯ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ)
 
 
 
 С О Д Е Р Ж А Н И Е
 
 
 Введение 4
 1. Анализ ситуации и основных проблем 7
 1.1. Краткая характеристика состояния рынка жилья 7
 1.2. Основные проблемы, требующие решения 9
 2. Описание институциональной модели рынка доступного и комфортного жилья 13
 3. Описание приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" 17
 3.1. Цель, основные задачи и направления реализации Национального проекта 17
 3.2. Приоритеты первого этапа Национального проекта (2006-2007 гг.) 19
 3.3. Планируемые результаты, мониторинг и оценка реализации Национального проекта 36
 4. Управление реализацией Национального проекта 40
 4.1. Участники проекта и их функции 40
 4.2. Деятельность Национального Совета по жилищной политике 43
 4.3. Федеральная целевая программа "Жилище" как инструмент реализации Национального проекта 48
 4.4. Особенности реализации Национального проекта в регионах России 49
 5. Финансовое обоснование реализации Национального проекта 51
 5.1. Исходное финансовое состояние и потребности населения 53
 5.2. Финансовое обоснование реализации мер по приоритету "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования" 57
 5.3. Финансовое обоснование реализации мер по приоритету "Повышение доступности жилья" 60
 5.4. Финансовое обоснование реализации мер по приоритету "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры" 65
 5.5. Финансовое обоснование реализации мер по приоритету "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" 76
 5.6. Прогноз динамики цен и числа семей, которые смогут улучшить свои жилищные условия 81
 6. Общественно-экономические факторы и последствия реализации Национального проекта 84
 6.1. Оценка последствий предполагаемых решений для различных социальных групп 84
 6.2. Анализ ответных реакций органов власти и агентов рынка 89
 6.3. Анализ рисков, ограничений и сдерживающих факторов реализации Национального проекта 94
 6.4. Сопутствующие результаты Национального проекта 95
 
 
 
 Введение
 
  Настоящий документ представляет собой изложение концепции и плана реализации приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее также - Национальный проект).
  Стратегической целью государственной жилищной политики в России является создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения, а также создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Одновременно необходимо обеспечить условия для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих групп населения, которые не имеют возможности участвовать в рыночных отношениях, через бесплатное предоставление им социального жилья.
  Реализация данной государственной политики требует комплексного подхода к увеличению как платежеспособного спроса населения на жилье через развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и других форм, так и предложения жилья через развитие жилищного строительства.
  Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
  В конце 2004 года была сформирована законодательная база, которая обеспечила основные правовые условия:
 * для развития института долгосрочного жилищного кредитования граждан (ипотечного кредитования на цели приобретения жилья, кредитования участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитования индивидуального жилищного строительства, других форм жилищного кредитования);
 * создания условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав собственности на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования и государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства, другие меры;
 * повышения эффективности функционирования рынка жилья за счет снижения административных барьеров и транзакционных издержек на рынке, защиты прав граждан - добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников жилищного рынка с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.
  Рабочей группой Президиума Госсовета был подготовлен и рассмотрен на Президиуме доклад "Реализация программ строительства жилья и развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", в котором была обоснована необходимость дальнейшей реализации новой государственной жилищной политики в рамках приоритетного Национального проекта. По итогам этого обсуждения Президентом Российской Федерации были даны поручения о подготовке к реализации приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и создании Национального Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике (далее также - Национальный Совет).
  Следующим шагом на пути достижения поставленной стратегической цели должна стать практическая реализации приоритетного Национального проекта в течение 2005-2010 гг. (подготовительный этап - 2005 г., первый этап - 2005-2007 гг., второй этап - 2008-2010 гг.). В результате реализации Национального проекта должна быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.
  Цель настоящего документа - разработать предложения для Национального Совета по реализации Национального проекта, определению основных целей и направлений новой государственной жилищной политики в области формирования рынка доступного жилья и создания комфортных условий проживания, сформулировать задачи и определить конкретные мероприятия (нормативно-правового, организационно-административного и бюджетно-финансового характера), требующие решения и реализации как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в пределах их полномочий. Особое внимание уделено приоритетам реализации Национального проекта на подготовительном и первом этапах (2005-2007 гг.), требующим финансовой и организационной поддержки со стороны федерального центра, системе управления реализацией Национального проекта как инновационного механизма (включая деятельность Национального Совета по жилищной политике и реализацию модифицированной ФЦП "Жилище"), а также описанию основных планируемых результатов Национального проекта. Документ содержит также финансовое обоснование Национального проекта и анализ общественно-экономических факторов и последствий его реализации.
  Приложением к документу являются: 1) перечень необходимых мероприятий органов государственной власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 2) перечень необходимых к разработке и принятию законодательных и иных нормативных правовых документов; 3) план-график реализации основных мероприятий в 2005-2007 гг. по выделенным приоритетам и мерам Национального проекта.
 
  1. Анализ ситуации и основных проблем
 
  1.1. Краткая характеристика состояния рынка жилья
  Состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства характеризуется сегодня следующими факторами.
  Создана основная правовая и институциональная база рынка жилья (71,5% жилья находится в частной собственности; ежегодно, по оценкам, у порядка 3% жилья меняется собственник); более 90% строительных организаций являются частными компаниями).
  Жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии.
  Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн. кв. м, а ее удовлетворение с учетом возможности приобретения жилья на вторичном рынке требует увеличения жилищного фонда на 46,1%.
  Общий объем жилищного строительства в 2004 г. составил 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 г. Начиная с 2001 г. происходит увеличение объемов ввода жилья (в 2003 г. прирост составил 9,3% по сравнению с 2002 г., в 2004 г. - 13% по сравнению с 2003 г.). Существенно увеличился объем индивидуального жилищного строительства (в 2,5 раза за период 1991-2003 гг.), его доля в общем объеме ввода жилья в 2004 г. составила 39,4%.
  Подавляющая часть жилищного строительства финансируется за счет инвестиций граждан. Практически отсутствуют институты долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитования застройщиков на цели жилищного строительства.
  По данным Банка России общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья, предоставленных кредитными организациями, на 01.01.05 составила 54,4 млрд. руб., из них 33% - ипотечные жилищные кредиты. По данным Банка России, АИЖК и экспертным оценкам, общий объем задолженности по выданным ипотечным кредитам (займам) вырос с 3,6 млрд. руб. в 2002 г. до 10 млрд. руб. в 2003 г. и до 25-30 млрд. руб. в 2004 г., то есть увеличился более чем в 7-8 раз за период.
  На рынке жилья во многих регионах даже существующий ограниченный платежеспособный спрос населения превышает предложение жилья, что характеризуется ростом реальных цен как на первичном, так и на вторичном рынке жилья (хотя он и отстает от роста реальных доходов населения, что выражается в улучшении показателя доступности жилья с 5,71 в 1996 г. до 3,85 в 2004 г.), увеличением разрыва между средней ценой жилья на первичном рынке и средней стоимостью строительства (с 1,66 в 1996 г., до 2,00 в 2004 г.).
  В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования и адекватного увеличения объемов предложения жилья через увеличение жилищного строительства. Развитие рынка жилья должно привести к повышению жилищной мобильности (в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель в 2-3 раза выше, чем сегодня в России), что позволит за счет одной вновь построенной квартиры "по цепочке" улучшить жилищные условия 4-6 семьям по сравнению с сегодняшним уровнем (сегодня - не более чем двум).
  На неудовлетворительном уровне находится качество обслуживания жилья и предоставления коммунальных услуг. Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%.
  На долю жилищно-коммунального комплекса приходится около 1/3 всех основных фондов Российской Федерации. При надлежащем содержании и своевременном ремонте они могли бы обеспечить комфортное проживание населения в поселениях. Однако сегодняшнее состояние основных фондов можно оценить как критическое. Из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% аварий происходят по причинам ветхости этих сетей.
  При этом процессы создания жилищного фонда в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с последующим предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
  В очереди на улучшение жилищных условий стоят порядка 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания в очереди составляет 15-20 лет. Российская Федерация имеет государственные обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий перед 1,264 млн. граждан и их семей отдельных категорий, значительная часть которых также являются очередниками на улучшение жилищных условий. Удовлетворение государственных обязательств Российской Федерации еще более медленными темпами: ежегодно (в 2002-2004гг.) обеспечивается жильем лишь около 1,3% численности данных категорий граждан.
 
  1.2. Основные проблемы, требующие решения
  А. Значительная диспропорция между потребностями населения в жилье и платежеспособным спросом на жилье, отсутствие системы долгосрочного жилищного кредитования
  Основные экономические причины ограниченного платежеспособного спроса населения:
 * низкий уровень доходов населения при высокой доле текущего потребления;
 * слабое развитие института долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
 * высокие процентные ставки, снижающие доступность жилищных кредитов и являющиеся финансовым и психологическим ограничением;
 * недостаточный уровень накоплений граждан для оплаты первого взноса для получения ипотечных жилищных кредитов.
  Основные причины медленного развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования:
 * высокие кредитные риски ипотечного жилищного кредитования граждан и, как следствие, высокие процентные ставки;
 * ограниченность долгосрочных кредитных ресурсов у банков при преобладании кратко- и среднесрочных пассивов и отсутствие доступа на финансовый рынок долгосрочных ресурсов (пенсионная система, страховые фонды и т.д.);
 * высокие издержки при совершении сделок на рынке жилья и ипотечного жилищного кредитования населения, длительная и дорогостоящая процедура государственного учета и регистрации прав и сделок на рынке жилья и ипотеки, отсутствие открытости информации об объектах недвижимости, отсутствие кредитной истории заемщиков, что влечет за собой высокие риски и затраты на оценку кредитоспособности заемщика и предоставление кредитов;
 * низкий уровень легальных доходов граждан и существенная доля "теневых" доходов (высокий кредитный риск - ограничение для банковского кредитования);
 * психологические факторы низкого спроса населения на жилищные кредиты, связанные с недоверием к банковской системе и нежеланием накапливать деньги в банках и брать ипотечные кредиты; психологические факторы, ограничивающие потребление в кредит (негарантированность доходов, боязнь потерять работу, лишиться жилья и т.д.).
 
  Б. Недостаточные объемы жилищного строительства, не удовлетворяющие платежеспособный спрос населения, в том числе:
 * низкий уровень жилищного строительства и необоснованно высокий уровень цен на рынке нового жилья;
 * недостаточность предложения земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерно-коммунальной инфраструктурой;
 * несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов высокому уровню цен на жилье.
  Причины, определяющие низкий уровень жилищного строительства:
 * высокий уровень монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства;
 * чрезмерные административные барьеры доступа на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство;
 * использование неэффективных административных процедур определения в индивидуальном порядке для каждого инвестора-застройщика назначения каждого объекта недвижимости в отдельности ("процедура предварительного согласования места размещения объекта строительства") и отсутствие в подавляющем большинстве российских городов правил землепользования и застройки;
 * ограниченность кредитования застройщиков на жилищное строительство при отсутствии обеспечения (прав собственности на земельный участок, который мог бы являться предметом залога).
 
 В. Неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы, в том числе:
 * низкое качество жилищных и коммунальных услуг;
 * высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры;
 * плохое финансово-экономическое положение предприятий коммунального комплекса;
 * непривлекательность сектора для частных инвестиций.
  Причины, определяющие неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы:
 * монопольное положение муниципальных организаций по управлению жилищным фондом в условиях медленного развития формирования объединений собственников в многоквартирных домах и конкурентного рынка услуг по управлению этими домами;
 * слабое развитие договорных отношений и невозможность потребителей оказывать влияние на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
 * дотационная зависимость предприятий коммунального комплекса, приводящая к их финансовой несостоятельности;
 * неэффективное тарифное регулирование предприятий коммунального комплекса, не стимулирующее сокращение затрат и приводящее к высоким рискам инвестирования;
 * монополия унитарных предприятий на рынке управления коммунальной инфраструктурой.
 
  Г. Неудовлетворительные темпы обеспечения граждан жилыми помещениями социального использования и исполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, в том числе:
 * длительные сроки ожидания предоставления жилых помещений на условиях социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде (около 20 лет);
 * низкий уровень финансирования исполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
  Причины, определяющие неудовлетворительное исполнение обязательств:
 * уровень финансирования исполнения государственных обязательств из федерального бюджета не соответствует потребности;
 * процедуры обеспечения жильем граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, являются несовершенными;
 * доходы большинства муниципальных бюджетов не позволяют реализовывать программы строительства (приобретения) социального жилья;
 * режим бесплатной приватизации приводит к размыванию жилищного фонда социального использования.
  На решение этих проблем был направлен комплекс законодательных мер, реализация которого на практике в рамках Национального проекта позволит обеспечить условия для внедрения предлагаемой институциональной модели рынка доступного и комфортного жилья.
 
  2. Описание институциональной модели рынка доступного и комфортного жилья
 
  Предлагаемая к реализации в рамках Национального проекта институциональная модель организации рынка доступного и комфортного жилья основана на широком и развитом международном опыте, который делает доступным приобретение жилья для основной части населения и обеспечивает удовлетворение жилищных потребностей в соответствии с платежеспособным спросом и потребительскими предпочтениями граждан.
  В данной модели роль государства состоит в обеспечении законодательных и административных инфраструктурных условий (например, развитии и совершенствовании государственных систем регистрации прав и учета объектов недвижимости, государственной экспертизы и контроля в строительстве и других) для развития рыночных институтов и механизмов. Непосредственное финансовое участие государства реализуется в форме поддержки становления отдельных рыночных институтов на первоначальном этапе (института вторичного рынка ипотечных кредитов, системы страхования ипотечных кредитов для определенных групп населения, системы привлечения средств в развитие коммунальной инфраструктуры), а также предоставления субсидий определенным группам населения (молодым семьям, молодым специалистам на селе, увольняемым военнослужащим и другим категориям граждан) с целью повышения доступности жилья и жилищных кредитов.
  При этом за государством и органами местного самоуправления, безусловно, остается задача обеспечения социальным жильем малоимущих и других установленных законом категорий граждан. Однако потенциальная ценность получаемого таким образом жилья и сроки ожидания не создают отрицательных стимулов для активного поиска новых источников дохода, работы, "мобилизации" капитальных видов имущества с тем, чтобы решить жилищную проблему с частичным использованием собственных средств.
  В целом объем государственного и муниципального жилищного фонда должен составлять порядка 25-30% жилищного фонда (социальное и специализированное жилье). При этом государственный жилищный фонд будет ограничен минимальными объемами, необходимыми для удовлетворения жилищных потребностей специфических групп (федеральные служащие и госслужащие субъектов Российской Федерации, работники железнодорожного транспорта, проживающие вне границ муниципальных образований, военнослужащие, проживающие в закрытых городках, и т.п.). Обязательства государства перед отдельными категориями граждан будут реализовываться в основном в форме предоставления субсидий на приобретение жилья.
  Предприятия не должны нести ответственность за обеспечение жильем своих работников, но могут осуществлять жилищное строительство и содержание жилья за счет собственных средств.
  Доступность приобретения жилья для населения обеспечивается через развитие банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные (на 20-30 лет) кредиты на приобретение или строительство индивидуального жилья под залог этого жилья (ипотека). Предполагается развитие различных форм жилищного кредитования населения - на цели приобретения готового жилья, участия в строительстве многоквартирных домов, строительства индивидуальных домов и другие цели.
  Защита прав собственности граждан на жилье основана на государственных системах учета и регистрации прав на недвижимость. В рамках системы государственной регистрации прав предоставляются правовые гарантии прав добросовестных приобретателей недвижимости.
  Права кредиторов-залогодержателей защищаются возможностью обращения взыскания и прекращения прав заемщиков-залогодателей на жилье - предмет ипотеки - в случае невыполнения обязательств по кредитному договору, что обеспечивает снижение кредитных рисков и, как следствие, снижение процентных ставок и повышение доступности ипотечных кредитов для населения.
  Банковская система для финансирования долгосрочных кредитов населению должна иметь доступ к долгосрочным ресурсам пенсионной и страховой системы, к средствам других институциональных инвесторов через развитие рынка надежных финансовых инструментов - ипотечных ценных бумаг. Поддержка формирования вторичного рынка ипотечных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг на первоначальном этапе должна быть обеспечена государственным участием через созданное Правительством Российской Федерации Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.
  Для формирования эффективного рынка жилья и жилищного кредитования необходимо развитие новых институтов - страхования ипотечных кредитов, кредитных бюро, риэлторов-брокеров и других. С целью снижения стоимости сделок на рынке жилья и ипотечного кредитования требует совершенствования деятельность государственных систем регистрации прав на недвижимость и учета объектов недвижимости (повышение прозрачности, надежности и информационной доступности, снижение затрат и времени обслуживания для участников рынка жилья, усиление гарантий прав через систему регистрации прав и другие меры).
  Организация жилищного строительства должна претерпеть существенные изменения с целью удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, который существенно возрастет за счет повышения доступности долгосрочных жилищных кредитов.
  С целью снижения административных барьеров доступа на рынок жилищного строительства, получения земельного участка с установленными регламентами разрешенного использования и разрешения на строительство необходимо обеспечить установление четких и прозрачных процедур территориального планирования на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Необходимо также обеспечить проведение территориального зонирования с установлением градостроительных регламентов и видов разрешенного использования недвижимости на уровне муниципальных образований; реорганизовать существующие многочисленные государственные экспертизы проектной документации и государственные контрольные органы в строительстве с целью создания единой унифицированной системы государственной экспертизы и контроля в строительстве на базе принятия федеральными законами соответствующих технических регламентов и усиления профессиональной ответственности в сфере проектирования и строительства.
  Необходимо реализовать на практике внедрение конкурентного механизма предоставления на открытых аукционах застройщикам для целей жилищного строительства сформированных земельных участков до начала строительно-инвестиционного процесса. Это обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья.
  Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны обеспечивать предложение земельных участков для жилищного строительства, обустроенных базовой инженерно-коммунальной инфраструктурой. Начальное финансирование может обеспечиваться за счет займов на развитие инфраструктуры, предоставляемых муниципалитетам, коммунальным предприятиям или застройщикам. Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи прав на земельные участки, установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа за подключение к инфраструктуре, а также продажи построенного жилья. Возможно делегирование муниципалитетами ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности по обустройству территорий инженерно-коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства (девелопмент).
  Реализация данной институциональной модели позволит существенно расширить платежеспособный спрос населения на жилье, увеличить предложение жилья, в том числе за счет жилищного строительства, и обеспечить доступность жилья для основных групп населения.
 
  3. Описание приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
 
  3.1. Цель, основные задачи и направления реализации Национального проекта
  Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
  Для достижения поставленной цели деятельность Национального Совета, всех ветвей государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих основных задач:
  1) создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
  2) создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
  3) обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
  Данные задачи обеспечивают достижение результатов по пяти основным направления реализации Национального проекта:
 1) развитие жилищного кредитования населения и рынка жилья;
 2) развитие жилищного строительства;
 3) совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
 4) предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
  В рамках каждого направления поставлены задачи и намечены конкретные мероприятия (нормативно-правовые, административно-организационные и финансово-бюджетные), которые необходимо реализовать на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов (см. приложения 1 и 2). При этом необходима дифференциация предлагаемых мер с учетом региональных особенностей и в зависимости от типов поселений.
 
  3.2. Приоритеты первого этапа Национального проекта
 (2006-2007 гг.)
  В рамках Национального проекта на первом этапе реализации (2006-2007 гг.) выделены четыре приоритета, на которых, как на ключевых проблемах, решение которых обеспечит наибольшее продвижение по пути достижения намеченной цели, должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия федерального центра:
 * увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
 * повышение доступности жилья;
 * увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
 * выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
  По данным приоритетам должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка с федерального уровня. Механизмом реализации этой поддержки должна стать модифицированная Федеральная целевая программа "Жилище" на период 2006-2010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы, предполагающие эффективное и целенаправленное использование средств федерального бюджета в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
  По итогам мониторинга и оценки результатов реализации первого этапа должны быть сформированы новые приоритеты на второй этап реализации Национального проекта.
  В рамках каждого приоритета выявлена основная проблема, определен путь ее решения и предложены конкретные меры и механизмы, которые необходимо реализовать с целью получения намеченных результатов к концу 2007 г. По каждому приоритету определены объемы необходимой финансовой поддержки реализации конкретных мер за счет средств федерального бюджета (если необходимо, при условии софинансирования со стороны региональных и местных бюджетов, а также с привлечением частных средств).
  В настоящее время (данные 2004 г.) лишь 12,4% семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 9% семей - приобрести или построить жилье в соответствии со средними социальными стандартами. При этом, по данным опросов, около 50% семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.
  Основным механизмом расширения платежеспособного спроса будет развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и других форм финансирования приобретения или строительства жилья гражданами (участие в жилищно-накопительных кооперативах, кредиты на участие в долевом строительстве жилья и другие). При этом государство будет оказывать помощь определенным категориям граждан (субсидировать за счет бюджетных средств) в приобретении жилья или получении ипотечного кредита. При такой поддержке число семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и готовы удовлетворять свои жилищные потребности на рынке, увеличивается с 50 до 80%.
  Существующее сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствует потенциальному спросу населения. Так, по оценкам, потенциальный спрос на жилье в 2004 г. составлял 966 млрд. руб. При этом он был удовлетворен лишь на 30% (на 25% - только за счет собственных средств граждан и на 5% - с помощью ипотечных кредитов и займов).
  Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. При этом если причиной 18% неудовлетворенного спроса является только недостаточное предложение жилья на рынке (41,2 млн. кв. м), то причиной 52% неудовлетворенного спроса является как недостаточное предложение жилья на рынке, так и малые объемы предложения ипотечных жилищных кредитов (не более 20 млрд. руб.).
  Выделенные на 2006-2007 гг. приоритеты создают условия для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования, и увеличения объемов жилищного строительства.
 
  Приоритет "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования" - обеспечить условия для предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению на базе унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов
  Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что, как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка. Повышению доступности ипотечных кредитов для населения и активизации банков как первичных кредиторов будет способствовать развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, действующей на базе единых стандартов предоставления и обслуживания ипотечных кредитов и развитого рынка ипотечных ценных бумаг.
  В настоящее время Правительством Российской Федерации одобрена Концепция развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России (далее также - Концепция), которая определяет основные направления государственной политики по формированию унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, основными характеристиками которой являются:
 * доступность рефинансирования для большинства банков - первичных кредиторов;
 * внедрение унифицированных стандартов выдачи и обслуживания ипотечных жилищных кредитов как необходимого условия привлечения средств с рынка капитала;
 * низкие транзакционные издержки;
 * развитая инфраструктура, обслуживающая участников системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
  В условиях недостаточного развития финансового рынка и ограниченных возможностей банковской системы необходимым условием является поддержка со стороны государства на начальном этапе развития рынка ипотечных ценных бумаг. Базовым принципом Концепции является предоставление государственной поддержки рынку ипотечного кредитования в объемах, необходимых для его становления, особенно в тех субъектах Российской Федерации, где ипотечный рынок находится на начальной стадии своего развития либо отсутствует вовсе.
  Ключевая роль в формировании общероссийской системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг отводится в Концепции ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК) как институту обеспечения государственной поддержки развития всей системы рефинансирования.
  На период до 2010 г. основными направлениями деятельности АИЖК должны быть:
 * дальнейшее совершенствование и распространение унифицированных стандартов предоставления и обслуживания ипотечных жилищных кредитов;
 * способствование развитию рынка ипотечных ценных бумаг через организацию пилотных выпусков;
 * рефинансирование кредитов за счет выкупа закладных и выпуска ипотечных ценных бумаг на рыночных условиях;
 * рефинансирование ипотечных жилищных кредитов в регионах с недостаточно развитой системой ипотечного жилищного кредитования за счет выпуска облигаций АИЖК с государственными гарантиями;
 * выкуп долгосрочных выпусков ипотечных ценных бумаг, обеспеченных "платежами дальних лет", с использованием средств от размещения облигаций АИЖК с государственными гарантиями (в случае невозможности рыночного управления данными рисками ипотечных ценных бумаг на период формирования рынка).
  Государственная поддержка системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования должна осуществляться в двух формах - предоставление государственных гарантий по выпускаемым АИЖК облигационным займам и увеличение уставного капитала АИЖК.
  В качестве механизмов решения данной проблемы предлагаются к реализации следующие две меры федерального уровня.
  Мера 1. Обеспечить государственную поддержку системы рефинансирования ипотечных кредитов, в том числе:
 * обеспечить государственную поддержку деятельности АИЖК в форме предоставления государственных гарантий по заимствованиям АИЖК и увеличения уставного капитала.
  Расходы федерального бюджета
 2006 г.: 14,0 млрд. руб. - государственные гарантии АИЖК, 3,7 млрд. руб. - увеличение уставного капитала АИЖК;
 2007 г.: 16,0 млрд. руб. - государственные гарантии АИЖК, 4,5 млрд. руб. - увеличение уставного капитала АИЖК.
  Мера 2. Обеспечить развитие инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, в том числе:
 * обеспечить совершенствование и распространение стандартов предоставления и обслуживания ипотечных жилищных кредитов на рынке первичного ипотечного кредитования;
 * содействовать методами регулирования внедрению новых кредитных инструментов (с переменной процентной ставкой, с увеличивающимися размерами платежей), которые позволяют снижать риск кредитования и повышать доступность кредитов для определенных категорий заемщиков;
 * обеспечить регулирование и контроль формирования системы кредитных бюро с целью снижения административных затрат кредиторов на проведение оценки платежеспособности заемщиков;
 * обеспечить регулирование и контроль деятельности страховых компаний по страхованию ипотечных жилищных кредитов с целью снижения требований к размеру первоначального взноса;
 * сформировать централизованную систему мониторинга невозврата и досрочного погашения ипотечных жилищных кредитов с целью оказания информационной поддержки профессиональным участникам рынка в оценке рисков данного вида кредитования;
 * реализовать мероприятия по повышению эффективности системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество (снижение времени на регистрацию договоров купли-продажи и ипотеки жилья, предоставление профессиональным участникам рынка жилья обобщенной информации о сделках на рынке жилья, формирование системы выплаты компенсаций добросовестным приобретателям жилья в случае утраты права собственности);
 * обеспечить дальнейшее нормативно-правовое регулирование рынка ипотечных ценных бумаг;
 * обеспечить эффективные механизмы оборота закладных (совершенствование государственной регистрации закладных, развитие депозитарного учета закладных, внедрение института номинального держания закладных);
 * обеспечить возможность размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, средств негосударственных пенсионных фондов, страховых резервов в жилищные ипотечные ценные бумаги;
 * обеспечить правовую базу для введения особого режима банковских счетов с целью защиты прав владельцев ипотечного покрытия ("эскроу-счета").
  Реализация предусмотренных мер по данному приоритету позволит в 2007 г. предоставить населению ипотечных жилищных кредитов на сумму 151,0 млрд. руб., что означает увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования в 7,6 раза по сравнению с 2004 г. При этом АИЖК в конечном счете будет обеспечено за два года рефинансирование 22% выданных ипотечных кредитов на сумму 56 млрд. руб., в том числе 26 млрд. руб. за счет выпуска АИЖК ипотечных ценных бумаг без государственных гарантий и 30 млрд. руб. за счет выпуска облигаций АИЖК под гарантии государства.
 
  Приоритет "Повышение доступности жилья" - сформировать систему оказания бюджетной поддержки определенным категориям граждан при получении ими ипотечных жилищных кредитов.
  В рамках данного приоритета выделены две целевые социальные группы населения, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и требующие приоритетной бюджетной поддержки: 1) молодые семьи и 2) молодые специалисты в сельской местности (по оценкам на начало 2005 г., это 250 тыс. молодых семей и 70 тыс. молодых специалистов на селе). Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных кредитов как для всего населения (в 2004 г. лишь 9% семей могли приобрести жилье, соответствующее средним социальным стандартам, с использованием собственных и кредитных средств), так и для данных категорий населения.
  Данные группы населения объективно не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного кредита, поскольку не могут оплатить первый взнос при получении кредита. Молодые семьи и молодые специалисты в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как первоначальный актив для оплаты первого взноса, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом граждане данных категорий имеют хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь на оплату первого взноса при получении ипотечных кредитов будет являться для них хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста. Кроме того, поддержка молодых специалистов в сельской местности позволит привлечь необходимые кадры в образование, здравоохранение, культуру и другие сферы, а поддержка молодых семей позволит создать условия для повышения рождаемости.
  Субсидирование ипотечных кредитов для данных категорий граждан может существенно повысить для них доступность приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов. В качестве механизмов решения данной проблемы предлагаются к реализации следующие три меры федерального уровня.
  Мера 1. Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья (строительство индивидуального жилья) или оплату первого взноса при получении ипотечного кредита в размере 40% средней стоимости стандартного жилья (10% - за счет федерального бюджета при условии софинансирования, 30% - за счет средств региональных или местных бюджетов).
  Расходы федерального бюджета:
  2006 г. - 3,6 млрд. руб.,
  2007 г. - 4,3 млрд. руб.
  Такая мера позволит за 2006-2007 гг. обеспечить улучшение жилищных условий 88 тыс. молодых семей, или 33% нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей.
  Мера 2. Страхование ипотечных жилищных кредитов с целью снижения размера первоначального взноса (формирование уставного капитала соответствующей организации за счет средств федерального бюджета или субсидирование расходов граждан на уплату страховой премии).
  На первом этапе данная мера будет распространяться на молодые семьи, которые испытывают проблемы в оплате первого взноса при получении ипотечного кредита. Страхование кредита (в размере до 20% стоимости жилья) позволит снизить требования банков к размеру первого взноса до 5-10% стоимости жилья. В дальнейшем эта мера может быть распространена и на другие категории граждан.
  Расходы федерального бюджета:
  2006 г. - нет,
  2007 г. - 1 млрд. руб.
  Данная мера позволит улучшить жилищные условия в 2007 г. 10 тыс. молодых семей, а в целом за период 2007-2010 гг. - 100 тыс. семей.
  Мера 3. Субсидирование приобретения жилья (строительства индивидуального жилья) молодыми специалистами на селе. Данная мера будет реализована в форме предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита, при условии софинансирования со стороны региональных или местных бюджетов.
  Механизм реализации дифференцирован по регионам с различным уровнем развития (рынка жилья и уровня доходов населения). Для молодых специалистов в высокоразвитых регионах субсидия составит 30% средней стоимости стандартного жилья (10% - за счет федерального бюджета и 20% - за счет регионального или местного бюджета). В развитых регионах субсидия будет увеличена до 50% (20% - федеральный бюджет, 30% - региональный или местный бюджет). В регионах со средним уровнем развития при общем размере субсидии также 50% будет увеличена доля федерального бюджета (30% - федеральный бюджет, 20% - региональный или местный бюджет).
  При этом для повышения размера доступного кредита в регионах со средним уровнем развития могут использоваться кредиты с растущими платежами, предоставляемые банками под гарантии региональных или местных бюджетов, либо за счет средств последних может производиться субсидирование процентной ставки в первые пять лет погашения кредита.
  В депрессивных регионах будет производиться предоставление жилья (50% - средства федерального бюджета, 50% - регионального или местного) на условиях найма с правом последующего выкупа.
  Расходы федерального бюджета:
  2006 г. - 1,4 млрд. руб.,
  2007 г. - 1,7 млрд. руб.
  Данная мера позволит за период 2006-2007 гг. обеспечить жильем 13,7% молодых специалистов на селе, или 26% нуждающихся.
  Указанные меры должны быть реализованы в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе" в составе Федеральной целевой программы "Жилище".
 
  Приоритет "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" - 1) обеспечить условия для адекватного развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье; 2) повысить качество предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.
  Существующие сегодня объемы жилищного строительства (в 2004 г. - 41,2 млн. кв. м) не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения. Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие конкуренции среди застройщиков, бюрократическая непрозрачная система предоставления земельных участков, отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой, избыточные административные барьеры на пути получения разрешения на строительство, отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и вновь возводимых жилых зданий, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
  Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 60%, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.
  Для решения данной задачи необходимо реализовать следующие основные меры федерального уровня:
  Мера 1. Обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, в том числе:
 * предоставление государственных гарантий и частичное (на 50 процентов) субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
 Расходы федерального бюджета
  2006 г.: 12,5 млрд. руб. - государственные гарантии по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры, 1,7 млрд. руб. - субсидирование процентов по кредитам.
  2007 г.: 17,5 млрд. руб. - дополнительные государственные гарантии по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры (без учета 12,5 млрд. руб. государственных гарантий, предоставленных в 2006 г. на весь кредитный период (2 - 5 лет)), 3,8 млрд. руб. - субсидирование процентов по кредитам.
  Данная мера будет реализована в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" в составе Федеральной целевой программы "Жилище".
  Мера 2. Сокращение административных барьеров, развитие рыночной инфраструктуры, градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства, для чего необходимо проведение целого комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий
  Мера 2.1. Создание эффективной унифицированной системы государственной экспертизы проектной документации и государственного контроля в строительстве и усиление профессиональной ответственности участников строительного рынка, в том числе:
 * внесение изменений в федеральное законодательство в части кодификации в Градостроительном кодексе унифицированных принципов и процедур проведения единой государственной экспертизы проектной документации и единого государственного контроля в строительстве, которая предусмотрена Градостроительным кодексом с 1 января 2007 года;
 * внесение изменений в Градостроительный кодекс в части сокращения перечня объектов строительства, подлежащих государственной экспертизе проектной документации и государственному контролю в ходе строительства; распространение указанных процедур лишь на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; для прочих объектов, в том числе объектов жилищного строительства, усиление индивидуальной ответственности главных архитекторов проектов и главных инженеров проектов при установлении обязательного страхования их ответственности и членства в саморегулируемых организациях.
  Мера 2.2. Оказание методического содействия и обеспечение подготовки кадров для формирования на местном уровне градостроительной документации, необходимой для развития жилищного строительства, в том числе Правил землепользования и застройки, обеспечивающих гарантии прав застройщиков и инвесторов.
  Мера 2.3. Обеспечение развития конкуренции на рынке жилищного строительства и строительных материалов, в том числе:
 * обеспечение методической поддержки реализации с 1 октября 2005 г. норм Земельного кодекса о предоставлении сформированных земельных участков для жилищного строительства на открытых аукционах;
 * применение мер антимонопольного контроля в секторе жилищного строительства и строительных материалов.
  Мера 2.4. Развитие системы финансирования строительства жилья, в том числе:
 * обеспечение нормативно-правовой и методической поддержки увеличения объемов банковского кредитования застройщиков;
 * регулирование и контроль деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства жилья (внесение поправок в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", определение регулирующего и контрольного органа, внесение поправок в налоговое законодательства в части налогообложения НДС).
  Мера 2.5. Формирование единой системы государственного учета объектов недвижимости, в том числе:
 * принятие федерального закона "О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости";
 * обеспечение нормативно-правовой и методической поддержки развития рынка услуг по технической инвентаризации и землеустроительных работ.
  Мера 2.6. Обеспечение законодательной и методической базы введения местного налога на недвижимость с целью формирования заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении объемов жилищного строительства и повышения доходной базы местных бюджетов, в том числе:
 * принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах";
 * установление Правительством Российской Федерации порядка проведения массовой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.
  Реализация указанных мер 1 и 2 позволит увеличить в 2007 г. объем ввода жилья до 56,3 млн. кв. м, то есть на 37% по сравнению с 2004 г.
  Мера 3. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и привлечение частных инвестиций, в том числе:
 * обеспечение реализации Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", вступающего в силу с 1 января 2006 г. (определение регулирующего и контрольного органа на федеральном уровне, оказание методической поддержки органам местного самоуправления);
 * регулирование реализации Федерального закона "О концессионных соглашениях" с целью привлечения средств частных инвесторов в развитие коммунальной инфраструктуры;
 * предоставление средств федерального бюджета на условиях софинансирования с региональными (местными) бюджетами и частными инвесторами для модернизации приоритетных объектов коммунального комплекса;
 * создание финансовых институтов - револьверных фондов и гарантийных агентств, оказывающих поддержку муниципалитетам и коммунальным предприятиям в осуществлении заимствований для целей развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, с капитализацией за счет как бюджетных средств, так и средств частных инвесторов и международных финансовых организаций.
  Расходы федерального бюджета:
  2006 г. - 1,9 млрд.руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
  2007 г. - 2,9 млрд. руб., в том числе 1,9 млрд. руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, 1 млрд. руб. на формирование уставного капитала револьверного фонда развития инженерно-коммунальной инфраструктуры.
  Реализация указанной меры 3 позволит снизить уровень износа коммунальной инфраструктуры до 51%, то есть на 9 процентных пунктов по сравнению с 2004 г.
  Данная мера 3 будет реализована в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в составе Федеральной целевой программы "Жилище".
 
  Приоритет "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан"
  В рамках данного приоритета выделено две целевые категории населения.
  1. Граждане, перед которыми Российская Федерация приняла обязательства по обеспечению их жильем в силу характера их работы, места проживания и иных обстоятельств. К числу данных категорий относятся уволенные или увольняемые военнослужащие, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, возвращающиеся с Крайнего Севера и с комплекса "Байконур". К указанным категориям относится 1 164 тыс. семей, в том числе 570 тыс. семей военнослужащих.
  2. Граждане, перед которыми Российская Федерация приняла обязательства по улучшению их жилищных условий в рамках реализации законодательства о разграничении полномочий. В соответствии с ФЗ № 199 от 29.12.05, за счет федерального бюджета будут обеспечиваться жильем граждане, относящиеся к категории ветеранов и инвалидов, - всего около 350 тыс. семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
  Помимо граждан указанных категорий, более 4 млн. семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно существующему законодательству улучшение жилищных условий этих семей производится в общем случае за счет средств местных бюджетов; при этом субъект Российской Федерации вправе своими законами принять обязательство по обеспечению жильем отдельных категорий из числа указанных семей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
  Острота проблемы определяется крайней недостаточностью финансирования принятых обязательств. Средства, выделенные в 2002-2004 гг. в рамках подпрограмм ФЦП "Жилище", направленных на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, позволили обеспечивать жильем ежегодно лишь 1,3% граждан, перед которыми имеются федеральные обязательства. При существующих объемах предоставления государственного и муниципального жилья очередникам время ожидания составляет около 20 лет.
  Для решения данной задачи необходимо реализовать следующие основные меры федерального уровня.
  Мера 1. Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, перед которыми имеются обязательства Российской Федерации по обеспечению их жильем (уволенные и увольняемые военнослужащие, граждане, переселяемые с комплекса "Байконур", переселяемые с северных территорий, вынужденные переселенцы, пострадавшие вследствие радиационных аварий и катастроф), в том числе:
 * разработка единого порядка предоставления субсидий на приобретение жилья указанным категориям граждан за счет средств федерального бюджета в форме государственных жилищных сертификатов с учетом накопленного опыта по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" (установление более адекватной рыночной стоимости приобретения жилья цены ГЖС, возможность его использования для погашения первого взноса при получении ипотечного кредита).
  Расходы федерального бюджета:
  2006 г. - 22,2 млрд. руб.,
  2007 г. - 25,4 млрд. руб.
  Реализация данной меры позволит в течение 2006-2007 гг. выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем перед 52,8 тыс. семей.
  Мера 2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов - очередников на улучшение жилищных условий, перед которыми Российская Федерация взяла на себя обязательства по улучшению их жилищных условий в процессе разграничения полномочий, в том числе:
 * определение основных принципов и форм улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов за счет средств федерального бюджета;
 * определение порядка реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегированного полномочия по улучшению жилищных условий ветеранов и инвалидов.
  Расходы федерального бюджета:
  2006 г. - 3 млрд руб.,
  2007 г. - 5 млрд руб.
  Реализация данных мер позволит в течение 2006-2007 гг. выполнить государственные обязательства по улучшению жилищных условий перед 29,2 тыс. ветеранов и инвалидов.
  Реализация указанных мер с привлечением средств федерального бюджета будет производиться в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" в составе Федеральной целевой программы "Жилище".
  В приложении 3 приведен план-график реализации Национального проекта по основным описанным выше приоритетам и мерам на 2005-2007 гг.
 
  3.3. Планируемые результаты, мониторинг и оценка реализации Национального проекта
  Намеченные меры по развитию рынка доступного и комфортного жилья могут привести к желаемому результату только в случае сбалансированного развития платежеспособного спроса населения на жилье и предложения жилья, а также с учетом реализации планируемых Правительством мер по снижению инфляции.
  Социально-экономические результаты реализации Национального проекта будет характеризоваться следующими параметрами:
 * повышением обеспеченности населения жильем;

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу