<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 * увеличением доли семей, для которых доступно приобретение или строительство жилья (с помощью собственных сбережений, жилищного кредита, накопительных систем, бюджетных субсидий);
 * улучшением качественных характеристик жилищного фонда и условий проживания (улучшение качества жилья и его обслуживания, снижение доли непригодного для проживания жилья);
 * повышением качества предоставляемых коммунальных услуг;
 * повышением уровня социального обеспечения жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
 * повышением степени выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
 * обеспечением эффективной бюджетной поддержки малообеспеченных семей при оплате жилья и коммунальных услуг путем завершения перехода к системе адресного субсидирования граждан в зависимости от их доходов;
 * созданием возможностей для внутрирегиональной и межрегиональной миграции населения (повышение уровня мобильности населения);
 * содействием программам по борьбе с бедностью путем оказания поддержки малообеспеченным семьям в улучшении жилищных условий и в оплате жилья и коммунальных услуг;
 * повышением социальной ответственности граждан;
 * содействием развитию страховых и финансовых рынков, а также банковской системы.
  Уже на первом этапе реализации Национального проекта (2006-2007 гг.) планируется обеспечить достижение в 2007 г. следующих результатов:
 * увеличить объемы жилищного строительства на 37% - с 41,2 млн. кв. м жилья в 2004 г. до 56,3 млн. кв. м;
 * увеличить объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам в 7,6 раза - с 20 млрд. руб. в 2004 г. до 151 млрд. руб. (в текущих ценах);
 * снизить рыночные ставки по рублевым ипотечным жилищным кредитам с 14-15% в 2005 г. до 11%;
 * снизить среднее время нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет в 2004 г. до 14 лет;
 * увеличить в 1,9 раза долю семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего средним социальным стандартам, с помощью собственных и заемных средств, - с 9% в 2004 г. до 17%.
  Реализация Национального проекта в целом позволит в 2010 г. достичь следующих результатов:
 * увеличить объемы жилищного строительства как минимум в 2 раза - с 41,2 млн. кв. м жилья в 2004 г. до 80 млн. кв. м;
 * увеличить объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам как минимум в 20 раз - с 20 млрд. руб. в 2004 г. до 415 млрд. руб. (в текущих ценах);
 * снизить рыночные ставки по рублевым ипотечным жилищным кредитам с 14-15% в 2005 г. до 8%;
 * снизить среднее время нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет в 2004 г. до 7 лет;
 * увеличить в 3,2 раза долю семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего средним социальным стандартам, с помощью собственных и заемных средств, - с 9% в 2004 г. до 30%.
  С целью анализа хода реализации Национального проекта и достижения намеченных целей необходимо организовать мониторинг и оценку полученных результатов на всех уровнях государственного и муниципального управления, а также с привлечением независимых экспертов. Выполнение намеченных мероприятий по формированию рынка доступного жилья, развитию жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства может быть оценено системой укрупненных индикаторов по каждому из направлений реализации Национального проекта, а также комплексных индикаторов, по каждому из которых предлагаются количественные ориентиры на конец 2007 г. и 2010 г. (таблица 1).
  На основе анализа динамики можно будет делать выводы о темпах реализации Национального проекта и достижении планируемых результатов, проводить анализ основных ограничений и сдерживающих факторов.
  Таблица 1. Система индикаторов достижения результатов приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
 № Индикаторы по приоритетам Единицы измерения Факт
 на 2004 г. Целевое значение на 2007 г. Целевое значение на 2010 г. 1 Комплексные индикаторы:
 * уровень обеспеченности населения жильем
 кв. м.
 20,0
 20,9
 21,7 * коэффициент доступности жилья (соотношение доходов и цен на жилье) кв. м. 3,9 3,2 3,0 2. Приоритет "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования" * доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее средним социальным стандартам, с помощью собственных и заемных средств
 %
 9
 
  17
  30
  * объем предоставленных жилищных кредитов (займов) млрд. руб. 20 151 415 3. Приоритет "Повышение доступности жилья" * количество молодых семей, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов тыс. семей 23,5 98
 (за 2006-2007 гг.) * количество молодых специалистов на селе, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов тыс. семей 13,7
 (за 2006-2007 гг.) 4. Приоритет "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры" * общий годовой объем ввода жилья млн кв. м. 41,2 56,3 80 * доля финансирования жилищного строительства за счет кредитных средств, предоставленных застройщику
 %
 
 20
 
 30
 
 50
  * доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры
 %
 12%
 
 67%
 
 80%
  * доля городов с населением более 50 тыс. чел., в которых приняты правила землепользования и застройки
 %
 0,7
 25
 80 5. Приоритет "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" * количество ветеранов и инвалидов, улучшивших жилищные условия тыс. чел. 6,7 29,2
 (за 2006-2007гг.) * количество граждан, относящихся к другим категориям, улучшивших жилищные условия тыс. семей 6,41 52,8
 (за 2006-2007гг.) * доля социального жилья, предоставляемого гражданам, в общем объеме вводимого жилья
 %
 н/д
 10
 10 * время ожидания в очереди на получение социального жилья лет 15-20 14 5-7
  4. Управление реализацией Национального проекта
 
  4.1. Участники проекта и их функции
  Успешная реализация Национального проекта предполагает интенсивные и последовательные преобразования на основе рыночных принципов, направленные на вытеснение административных методов управления в жилищном секторе экономическими методами, четкое определение роли государства и местного самоуправления в новых условиях, опережающее развитие рыночной инфраструктуры.
  Управление Национальным проектом должно быть организовано исходя из целостного представления об ожидаемых результатах, на основании чего формулируются приоритетные меры, необходимые для достижения ожидаемого результата по отдельным направлениям, и происходит синхронизация предложенных мер. Национальный проект должен быть реализован в виде последовательного и поэтапного реформирования различных областей жилищного сектора с учетом требований субъектов рынка и социальных последствий, при этом должно быть жестко обеспечено скоординированное исполнение принятых решений.
  Реализация Национального проекта требует четкой и согласованной программы действий на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, что должно быть обеспечено Национальным Советом по жилищной политике, действующим под непосредственным контролем Президента Российской Федерации. В рамках управления Национальным проектом необходимо также обеспечить согласование интересов бизнес-сообщества, участвующего в развитии рынка жилья, а также общественных объединений, представляющих интересы различных категорий граждан.
  Основными функциями федерального уровня являются:
 * управление реализацией Национального проекта и обеспечение координации деятельности всех его участников;
 * доработка необходимой законодательной базы, совершенствование общефедеральных административных инфраструктур, обеспечивающих функционирование рынка жилья (системы государственной регистрации прав на недвижимость, системы государственного учета недвижимости, государственной экспертизы и контроля в строительстве и других);
 * финансирование за счет средств федерального бюджета государственных расходных обязательств по обеспечению жильем и частичной поддержке определенных групп населения, а также по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры и развитию системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
  Основными функциями субъектов Российской Федерации являются:
 * разработка комплексных региональных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания, привлечению частных инвестиций в жилищную и коммунальную сферы;
 * принятие нормативных правовых документов в развитие федеральных законов, иных нормативных документов;
 * административно-организационное обеспечение реализации программ;
 * софинансирование федеральных программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения земельных участков инженерно-коммунальной инфраструктурой, программ повышения доступности жилья для определенных групп населения;
 * выполнение финансовых обязательств в жилищной и жилищно-коммунальной сферах в рамках своих полномочий.
  Основными функциями муниципалитетов являются:
 * разработка комплексных муниципальных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания;
 * принятие нормативных правовых документов в развитие федеральных и региональных законов, иных нормативных документов;
 * обеспечение необходимой административно-организационной схемы реализации муниципальных программ;
 * обеспечение условий привлечения средств частных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу;
 * реформа управления жилищным фондом;
 * формирование жилищного фонда социального использования и реорганизация системы его предоставления очередникам, формирование специализированных жилищных фондов.
 
  4.2. Деятельность Национального Совета по жилищной политике
  Координацию реализации Национального проекта обеспечивает Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по жилищной политике, который создается Указом Президента Российской Федерации. В состав Национального Совета необходимо включить руководителей профильных министерств и ведомств федерального уровня, представителей Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей администраций субъектов Российской Федерации и глав местного самоуправления, представителей профессиональных общественных объединений соответствующего бизнес-сообщества, экспертных организаций. Национальный Совет действует на основании Положения, утверждаемого Указом Президента Российской Федерации, и решений Национального Совета.
  Для организации эффективной работы Национального Совета необходимо установить следующий примерный регламент его деятельности:
  1. Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по жилищной политике (далее - Совет) является координационным органом при Президенте Российской Федерации, созданным для обеспечения реализации приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект).
  2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
  3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.
  4. Основными задачами Совета являются:
 * формирование концептуальных основ и направлений государственной жилищной политики, способов, форм и этапов ее проведения;
 * обеспечение взаимодействия и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, в том числе определение регламента взаимодействия.
  5. В целях обеспечения реализации Национального проекта Совет осуществляет следующую деятельность:
 * определяет основные направления реализации, задачи и целевые показатели Национального проекта, механизмы его реализации и формы государственной поддержки;
 * организует планирование и утверждает сводный план реализации Национального проекта;
 * обеспечивает координацию деятельности всех заинтересованных сторон в реализации Национального проекта и его отдельных мероприятий, по согласованию с Правительством Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные в том числе за достижение конкретных целевых показателей;
 * осуществляет координацию информационного, кадрового, финансового и иного обеспечения реализации Национального проекта; обеспечивает организацию мониторинга, оценку результатов и корректировку принятых направлений реализации Национального проекта и его отдельных мероприятий;
 * формирует и организует деятельность экспертных и общественных советов и рабочих групп по различным вопросам жилищной политики;
 * организует проведение публичных обсуждений по основным вопросам жилищной политики;
 * обеспечивает информационную поддержку реализации Национального проекта;
 * проводит анализ социальных, экономических, политических и иных рисков реализации отдельных мероприятий Национального проекта, вырабатывает меры по предотвращению возможных негативных последствий;
 * ежегодно публикует Национальный доклад о ходе реализации Национального проекта и приоритетных задачах на предстоящий год.
  6. Совет для осуществления своих основных задач имеет право:
 * пользоваться в установленном порядке базами данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
 * запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций;
 * приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;
 * направлять своих представителей для участия в заседаниях, совещаниях, конференциях и семинарах, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями;
 * привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
 * создавать в соответствии с возложенными на него задачами из числа как своих членов, так и представителей ведомств и организаций, не входящих в состав Совета, постоянные и временные рабочие группы (комиссии) для проведения экспертных и аналитических работ; определять направления деятельности указанных рабочих групп (комиссий) и их руководителей из числа членов Совета;
 * заключать соглашения о взаимодействии с профессиональными и общественными объединениями по отдельным вопросам реализации Национального проекта.
  7. Совет формируется в составе Председателя Совета, его заместителя, ответственного секретаря Совета и членов Совета.
  Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.
  Заместитель Председателя Совета и ответственный секретарь Совета назначаются на должность Председателем Совета.
  8. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
 9. Заместитель Председателя Совета:
 * является руководителем Национального проекта;
 * осуществляет оперативное планирование и управление Национальным проектом, обеспечивает своевременное выполнение целей и задач Национального проекта;
 * отвечает за реализацию принятых Советом решений;
 * принимает решения по организационным и иным вопросам, связанным с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
 * может обладать иными полномочиями в соответствии с решениями Совета и председателя Совета.
 10. Ответственный секретарь Совета:
 * обеспечивает на постоянной основе деятельность Совета, Председателя Совета и заместителя Председателя Совета;
 * обеспечивает подготовку заседаний Совета;
 * решает текущие вопросы деятельности Совета;
 * осуществляет контроль за исполнением решений Совета;
 * может обладать иными полномочиями в соответствии с решениями Совета и председателя Совета.
  11. Совет в соответствии с возложенными на него основными задачами ежегодно утверждает план своей работы, отчет о деятельности Совета за предшествующий год, а также определяет обязанности заместителя Председателя Совета и ответственного секретаря Совета.
  12. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в три месяца. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.
  13. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины его членов.
  Заседание Совета ведет Председатель Совета либо его заместитель или по поручению Председателя Совета один из членов Совета.
  14. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании его членов. Особое мнение членов Совета, голосовавших против принятого решения, по желанию этих членов Совета может излагаться в письменном виде и прилагаться к решению Совета.
  15. Решения, принимаемые Советом в пределах его компетенции, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти.
  16. Решения Совета оформляются протоколом, который подписывает председательствующий на заседании Совета.
  17. Решения Совета направляются в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  18. Совет имеет собственный бланк. При ведении переписки, связанной с деятельностью Совета, письма подписываются заместителем Председателя Совета или ответственным секретарем Совета.
  19. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Экспертное управление Президента Российской Федерации.
 
  4.3. Федеральная целевая программа "Жилище" как инструмент реализации Национального проекта
  Федеральная целевая программа "Жилище" должна получить новое содержание и быть сконцентрирована на реализации основных мер по приоритетам Национального проекта. Программа должна стать основным инструментом Правительства Российской Федерации по организации финансовой и организационной поддержки реализации Национального проекта. Срок реализации новой программы должен быть согласован со сроком реализации Национального проекта (2005-2010 гг.). В Федеральной целевой программе "Жилище" необходимо отразить общие цели, задачи и мероприятия по реализации Национального проекта, что обеспечит скоординированность общей деятельности по реализации Национального проекта и деятельности Правительства Российской Федерации и его уполномоченного органа - Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по реализации Федеральной целевой программы "Жилище".
  В состав программы "Жилище" необходимо включить четыре подпрограммы в соответствии в основными приоритетами и мерами по их реализации Национального проекта:
  "Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе";
  "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой";
  "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
  "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
  В указанных подпрограммах должны быть отражены конкретные финансовые и организационные механизмы реализации мер, предусмотренных Национальным проектом, а также критерии и процедуры отбора участников реализации подпрограмм (граждан, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, банков, застройщиков, коммунальных предприятий и т.д.).
  Основным критерием участия регионов и муниципалитетов в реализации Федеральной целевой программы "Жилище" и ее подпрограмм, наряду с соблюдением требований по их софинансированию (в случае наличия таких требований), должен стать принцип проведения необходимых преобразований на их территориях, включая готовность законодательной и другой нормативной правовой базы. Такой подход обеспечит стимулирование регионов и муниципалитетов к реализации Национального проекта на их территориях.
 
  4.4. Особенности реализации Национального проекта в регионах России
  Управление реализацией Национального проекта должно сочетать активную федеральную позицию в области жилищной политики с многообразием форм и методов осуществления преобразований в регионах и муниципалитетах. Это позволит, минимизируя административное воздействие, сохранить общую направляющую роль федерального центра в проведении реформ. При этом сохраняются возможности учета местных условий и будут активизироваться децентрализованные механизмы стимулирования инноваций.
  Российские регионы находятся в неравных условиях с точки зрения возможностей перехода к рынку жилья. Если в экономически развитых регионах с активными рынками жилья уже сегодня созрели предпосылки для резкого увеличения числа граждан, которые могут решать свои жилищные проблемы рыночными методами, то для большинства регионов России характерны явно недостаточные темпы жилищного строительства и модернизации в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточный платежеспособный спрос населения на жилье, высокие риски на рынке жилья и ипотечного кредитования.
  В этих регионах необходимы интенсивные действия по развитию инфраструктуры рынка жилья, ипотечного жилищного кредитования и создания условий для увеличения жилищного строительства, привлечения частных инвестиций в жилищную и коммунальную сферы. Именно в таких регионах, готовых к проведению необходимых преобразований, представляется целесообразным на первом этапе софинансировать из федерального бюджета наиболее приоритетные инфраструктурные проекты с целью стимулирования дальнейшего проведения реформ на региональном и муниципальном уровнях, развития жилищного строительства, рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования.
  Наиболее сложная ситуация сложилась в менее развитых регионах со значимой остротой основных проблем в жилищной сфере. В регионах данной группы особая острота основных проблем в жилищной сфере сочетается с ограниченностью возможностей по их решению, что определяет крайне низкую инвестиционную привлекательность жилищной и коммунальной сфер в этих регионах. Регионам этой группы должно уделяться особое внимание при реализации Национального проекта в жилищной сфере. Следует учитывать, что формирование полноценной инфраструктуры рынка жилья и демонополизация в жилищно-коммунальной сфере в этих регионах могут занять более длительный период времени.
  Помимо дифференциации путей решения задач на уровне регионов, крайне важно учитывать особенности отдельных типов поселений, в первую очередь малых городов и сельских поселений. Это касается прежде всего таких сфер, как территориальное планирование и градостроительное регулирование, реконструкция и модернизация жилищного фонда, управление жилищным фондом. В частности, в поселениях малой численности допустимо фрагментарное решение задач территориального планирования; в силу малого размера локальных рынков здесь могут на определенный период сохраняться монополии во многих потенциально конкурентных секторах жилищной сферы (управление многоквартирными домами). Вследствие, как правило, низкой бюджетной обеспеченности поселения данного типа будут в наибольшей степени нуждаться в помощи из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
  Высокая внутрирегиональная дифференциация должна учитываться также и при определении параметров и процедур признания граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
  Следует учитывать также особенности территорий Крайнего Севера, иных территорий с высоким миграционным притоком или оттоком населения. В районах интенсивного миграционного оттока программы ликвидации ветхого и аварийного жилья должны быть скоординированы с программами содействия переселенцам, а также программами консолидации коммунальной инфраструктуры.
  В районах Крайнего Севера в силу природно-климатических особенностей, системы расселения и состава населения "классические" рыночные механизмы в жилищной сфере будут играть относительно меньшую роль, а органы государственной власти и местного самоуправления - относительно более активную, в том числе в части строительства и управления специализированным жилищным фондом. Особую роль в развитии жилищно-коммунальной сферы в этих регионах будут играть крупные градообразующие компании.
 
  5. Финансовое обоснование реализации Национального проекта
 
  Реализация Национального проекта потребует серьезной мобилизации финансовых ресурсов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Однако большая часть Национального проекта должна быть профинансирована за счет частных инвестиций. В таблице 2 представлен общий бюджет Национального проекта на первом этапе реализации (2006-2007 гг.). В таблице 3 представлен план-бюджет расходов федерального бюджета на этот же период.
 
 
 
 
 Таблица 2. Общий бюджет Национального проекта на первый этап реализации (2006-2007 гг.), млрд. руб.
 
  * Без учета 12,5 млрд. рублей государственных гарантий, предоставленных в 2006 г. на весь кредитный период (2 - 5 лет)
 
  Таблица 3. План-бюджет расходов федерального бюджета на первый этап реализации (2006-2007 гг.), млрд. руб.
 
 Мероприятия 2006 год 2007 год Всего за 2006 - 2007 гг. Прямые расходы Гос. гарантии Итого Прямые расходы Гос. гарантии Итого Прямые расходы Гос. гарантии Итого ПРИОРИТЕТ "Повышение доступности жилья" Субсидирование молодых семей 3,6 -- 3,6 5,3 -- 5,3 8,9 -- 8,9 100% -- 100% 100% -- 100% 100% -- 100% Субсидирование молодых специалистов на селе 1,4 -- 1,4 1,7 -- 1,7 3,1 -- 3,1 100% -- 100% 100% -- 100% 100% -- 100% Итого 5,0 -- 5,0 7,0 -- 7,0 12,0 -- 12,0 100% -- 100% 100% -- 100% 100% -- 100% ПРИОРИТЕТ "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования" Государственная поддержка ОАО "АИЖК" 3,7 14,0 17,7 4,5 16,0 20,5 8,2 30,0 38,2 21% 79% 100% 22% 78% 100% 21% 79% 100% ПРИОРИТЕТ "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой 1,7 12,5 14,2 3,8 17,5* 21,3 5,5 30,0 35,5 12% 88% 100% 18% 82% 100% 15% 85% 100% Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры 1,9 -- 1,9 2,9 -- 2,9 4,8 -- 4,8 100% -- 100% 100% -- 100% 100% -- 100% Итого 3,6 12,5 16,1 6,7 17,5 24,2 10,3 30,0 40,3 22% 78% 100% 28% 72% 100% 26% 74% 100% ПРИОРИТЕТ "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" Субсидии на приобретение жилья отдельными категориями граждан (кроме ветеранов и инвалидов) 22,2 -- 22,2 25,4 -- 25,4 47,6 -- 47,6 100% -- 100% 100% -- 100% 100% -- 100% Выполнение государственных обязательств перед ветеранами и инвалидами 3,0 -- 3,0 5,0 -- 5,0 8,0 -- 8,0 100% -- 100% 100% -- 100% 100% -- 100% Итого 25,2 -- 25,2 30,4 -- 30,4 55,6 -- 55,6 100% -- 100% 100% -- 100% 100% -- 100% ВСЕГО 37,5 26,5 64,0 48,6 33,5 82,1 86,1 60,0 146,1 59% 41% 100% 59% 41% 100% 59% 41% 100% * Без учета 12,5 млрд. рублей государственных гарантий, предоставленных в 2006 г. на весь кредитный период (2 - 5 лет)
 
  5.1. Исходное финансовое состояние и потребности населения
  Финансовое обоснование реализации Национального проекта основано на анализе потребностей и спроса населения на жилье.
  По данным опросов населения, 61% домохозяйств нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом 34,7% домохозяйств готовы улучшать жилищные условия самостоятельно (приобрести и построить жилье - 28,5%, получить жилье по наследству, арендовать, обменять жилье и др. - 6,2%), 26,3% нуждаются в какой-либо помощи государства. При условии предоставления частичной помощи со стороны государства в 1,7 раза увеличивается доля домохозяйств, ориентированных на улучшение жилищных условий самостоятельно, с использованием рыночных механизмов (см. рис. 1). 9% всех домохозяйств будут нуждаться в предоставлении социального жилья и не смогут самостоятельно решить жилищную проблему на рынке даже при частичной поддержке государства.
 
  Рис. 1. Планируемые способы удовлетворения жилищных потребностей населения
 
 
  Среди всех финансовых схем приобретения жилья (см. рис. 2) граждане отдают предпочтение ипотечным кредитам на приобретение готового жилья. 11,2% опрошенных домохозяйств не хотят использовать ни один из вариантов финансирования и планируют использовать только собственные накопления.
  При этом сегодня лишь порядка 9-12% населения в состоянии решить свою жилищную проблему путем приобретения желаемого жилья за счет собственных или заемных средств. Однако даже существующий ограниченный спрос на жилье превышает предложение жилья застройщиками. Имеющаяся структура предложения жилья не соответствует структуре спроса населения (см. рис. 3). Спрос населения сконцентрирован в секторе приобретения готового жилья на первичном или вторичном рынке (около 75% всех домохозяйств, желающих решать жилищную проблему путем приобретения или строительства жилья), а в структуре предложения жилья на первичном рынке доля готового жилья составляет лишь 16%, так как строительные организации в условиях превышения спроса над предложением ориентируются на продажу жилья на стадии строительства, перенося риски на население.
  Рис. 2. Финансовые схемы приобретения жилья, которые предпочитает население
 
 
 
  Рис. 3. Структура спроса населения на жилье и предложения жилья
 
 
  Обоснование необходимости финансирования за счет средств федерального бюджета (при необходимости - на условиях софинансирования за счет региональных и местных бюджетов) реализации намеченных мер исходит из необходимости сбалансированного стимулирования развития спроса и предложения жилья.
  Финансовое обоснование реализации мер по основным приоритетам Национального проекта основано на макроэкономических прогнозах Правительства Российской Федерации (см. таблицу 4).
  Таблица 4. Прогноз макроэкономических показателей на 2005-2010 гг.
 ПОКАЗАТЕЛИ 2004 (факт) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Индекс потребительских цен, в среднем за год, % к пред. Периоду 108,2 112,7 109,3 107,4 106,0 105,0 104,5 Реальные располагаемые доходы населения, % к пред. Периоду 111,7 109,4 108,9 108,7 108,3 107,2 107,2 Источник: прогнозы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
 
  5.2. Финансовое обоснование реализации мер по приоритету "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования"
  Реализация меры по государственной поддержке системы рефинансирования ипотечных кредитов, предусмотренной в рамках данного приоритета, направлена на формирование рынка ипотечных ценных бумаг и предоставление долгосрочных ресурсов на развитие ипотечного кредитования, особенно в регионах с медленным развитием данного рынка. Мера предусматривает расходы федерального бюджета в 2006-2007 гг. на:
 * предоставление государственных гарантий по заимствованиям АИЖК в размере 30 млрд. руб.;
 * увеличение уставного капитала АИЖК на 8,2 млрд. руб.
  В таблице 52 приведены прогноз и финансовое обоснование государственной поддержки системы рефинансирования ипотечных кредитов до 2010 г., отраженные в Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной Правительством Российской Федерации.
  Реализация данной Концепции в рамках Национального проекта потребует в целом за период 2006-2010 гг. расходов федерального бюджета на предоставление государственных гарантий по заимствованиям АИЖК в размере 138 млрд. руб., а также на увеличение уставного капитала АИЖК - 22,2 млрд. руб.
  Государственная поддержка АИЖК уже в 2006-2007 гг. позволит, с одной стороны, существенно расширить возможности рефинансирования ипотечных кредитов, особенно в регионах с медленно развивающимся ипотечным кредитованием, с другой - не допустить монополизации данного рынка со стороны АИЖК.
  Реализация данной меры в сочетании с проведением других нормативно-правовых и организационных мероприятий по обеспечению развития инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, не требующих дополнительного финансирования, обеспечит кардинальное изменение доступности для населения ипотечных кредитов. За период 2006-2007 гг. 446 тыс. семей воспользуются ипотечными кредитами для улучшения жилищных условий, а за весь период 2006-2010 гг. - более 1,4 млн. семей.
  Уже в 2007 г. объем выданных кредитов составит 151 млрд. руб., что в 7,6 раза больше по сравнению с 2004 г., а в 2010 г. - 415 млрд. руб., то есть в 2,7 раза больше по сравнению с 2007 г. При этом предоставление порядка 30% ипотечных кредитов будет обеспечено за счет системы рефинансирования.
 
 
  Таблица 5. Прогноз основных показателей развития рынка ипотечного жилищного кредитования на период до 2010 г. (в текущих ценах)
  ПОКАЗАТЕЛИ Ед. изм. 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 1.Первичный рынок ипотечных кредитов 1.1. Объем выдаваемых ипотечных кредитов (займов), всего млрд руб. 20 60 108 151 212 296 415 1.2. Ожидаемая дюрация стандартного кредита лет 6 7 8 9 10 10 10 1.3. Объем выдаваемых ипотечных кредитов / ВВП % 0,2% 0,6% 1,2% 2,1% 3,0% 4,6% 6,6% 1.4. Объем задолженности по ипотечным кредитам на конец года млрд руб. 30 90 198,0 349,0 561,0 877,0 1272,0 1.5. Проценты по кредиту для заемщика % 15 14 12 11 10 9 8 2. Вторичный рынок. Выкуп закладных 2.1. Выкуп закладных, всего млрд руб. 21,1 37,5 34,0 52,5 74,2 94,7 112,0 2.2. Выкуп закладных АИЖК млрд руб. 4,0 7,5 21,6 22,7 21,2 14,8 0 2.3. Выкуп закладных АИЖК / Объем выдаваемых кредитов % 19% 20% 20% 15% 10% 5% 0 3. Финансовый рынок и рынок ипотечных ценных бумаг 3.1 Дюрация рынка капитала лет 3 4 5 6 7 8 9 3.2 Дюрация рынка капитала / Ожидаемая дюрация стандартного кредит % 50% 57% 63% 67% 70% 80% 90% 3.3. Выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ), всего млрд руб. 0 4,4* 22 60 106 148 208 3.4. Выпуск АИЖК ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) млрд руб. 0 1,5* 11,0 15,0 10,6 7,4 0 3.5. Выпуск облигаций АИЖК, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации млрд руб. 3,8 5,6 14,0 16,0 28,0 36,0 44,0 Выпуск АИЖК ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) / Выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) % --
 34%
 50% 25% 10% 5% 0 4. Государственная поддержка 4.1. Государственные гарантии РФ по годам млрд руб. 3,1 4,7 14,0 16,0 28,0 36,0 44,0 4.2. Государственные гарантии РФ, накопл. итогом млрд руб. 20,2 23,3 28,0 44,0 72,0 108,0 152,0 4.3. Необходимый размер ежегодного увеличения уставного капитала млрд руб. -- 0,7 3,7 4,5 6,0 8,0 0
 * При условии своевременного создания нормативной базы.
  5.3. Финансовое обоснование реализации мер по приоритету "Повышение доступности жилья"
  Реализация мер по данному приоритету, направленных на повышение доступности жилья для молодых семей, а также молодых специалистов на селе, предполагает сочетание следующих источников финансирования (см. таблицу 6):
 * средства федерального бюджета (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе" ФЦП "Жилище");
 * средства региональных и местных бюджетов (софинансирование федеральной подпрограммы);
 * средства кредитных организаций, используемые для кредитования участников программы на цели приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
 * средства участников программы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
  Общий объем спроса молодых семей и молодых специалистов на селе за период 2006-2007 гг. составит 94,6 млрд.руб., в том числе 42% будет обеспечено бюджетными субсидиями, а оставшаяся часть должна быть покрыта за счет предоставления ипотечных кредитов или частично обеспечена собственными средствами молодых семей и молодых сельских специалистов.
  В очереди на улучшение жилищных условий на начало 2005 г. находится 250 тыс. молодых семей и 70 тыс. молодых специалистов, работающих в сельской местности. За период 2006-2007 гг. планируется решить жилищную проблему для 34,9% этих граждан.
 
 
 
  Таблица 6. Финансовые показатели реализации мер по повышению доступности жилья для молодых семей, молодых специалистов на селе в 2006-2007 гг.
 ПОКАЗАТЕЛИ Ед. измерения 2006 г. 2007 г. ВСЕГО Бюджетные затраты, в том числе: млрд руб. 17,7 22,2 39,9 * за счет федерального бюджета млрд руб. 5,0 7,0 12,0 * за счет региональных и местных бюджетов млрд руб. 12,7 15,2 27,9 Собственные и заемные (ипотечные кредиты) средства молодых семей и молодых специалистов на селе млрд руб. 24,9 29,8 54,7 Количество молодых семей и молодых специалистов на селе, улучивших жилищные условия: тыс. 49,5 62,2 111,7 * доля от числа нуждающихся молодых семей и молодых специалистов на селе % 15,5 19,4 34,9
  Как уже указывалось, по данному приоритету предполагается реализация трех мер по обеспечению бюджетной поддержки при улучшении жилищных условий данных категорий граждан:
 1) предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита;
 2) создание института страхования ипотечных кредитов для молодых семей (с 2007 г. - для молодых семей с относительно более высокими доходами);
 3) субсидирование молодых специалистов на селе на цели приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
  Финансовое обоснование данных мер (см. таблицу 7) исходит из следующих предпосылок: расчетная стоимость стандартной жилой единицы определяется на основе расчетного стандартного размера квартиры - 60 кв. м и расчетной стоимости 1 кв. м общей площади жилья - 14 тыс. руб. за кв. м в 2006 г., 16 тыс. руб. за кв. м в 2007 г. (по оценкам, средние рыночные цены на жилье составят 18 тыс. руб. в 2006 г. и 22 тыс. руб. в 2007 г.).
 
  Таблица 7. Финансовое обоснование мер по повышению доступности жилья для молодых семей, молодых специалистов на селе в 2006-2007 гг.
 ПОКАЗАТЕЛИ Ед. измерения 2006 г. 2007 г. ВСЕГО Исходные данные Стоимость кв. м жилья для целей субсидирования тыс. руб. 14 16 Площадь стандартного жилья кв. м 60 60 Мера 1 Субсидии молодым семьям за счет бюджетных средств, в том числе: млрд. руб. 14,4 17,2 31,6 * за счет федерального бюджета (10%) млрд. руб. 3,6 4,3 7,9 * за счет региональных и местных бюджетов (30%) млрд. руб. 10,8 12,9 23,7 Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия: тыс. 43 45 88 * в процентах от числа молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий % 17,2 18,0 35,2 Мера 2 Взнос в уставный фонд спец. института страхования ипотечных кредитов (вариант - погашение страховой премии) за счет федерального бюджета млрд.руб. 1,0 1,0 Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия: тыс. 10
  10
 (всего за 2007-2010 - 100) * в процентах от числа молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий % 4,0
  4,0
 (всего за 2007-2010 - 40,0)
  Мера 3 Финансирование за счет бюджетных средств, в том числе: млрд. руб. 3,3 4,0 7,3 * за счет федерального бюджета (в среднем 43%) млрд. руб. 1,4 1,7 3,1 * за счет региональных и местных бюджетов (в среднем 57%) млрд. руб. 1,9 2,3 4,2 Количество молодых специалистов на селе, улучшивших жилищные условия, в том числе: тыс. 6,5 7,2 13,7 * в процентах от числа молодых специалистов на селе, нуждающихся в улучшении жилищных условий % 9,3 10,3 19,6
  Субсидирование молодым семьям первого взноса при приобретении жилья (строительстве индивидуального жилья) устанавливается на уровне 40% стоимости стандартного жилья, при этом 10% - за счет средств федерального бюджета и 30% - за счет регионального и местного бюджетов. При этом предполагается, что 60% стоимости стандартного жилья будут профинансированы за счет средств ипотечных кредитов. Средний семейный доход молодой семьи для получения ипотечного кредита (на условиях: процентная ставка 12% годовых в 2006 г. и 11% в 2007 г., срок кредита - до 27 лет, доля платежа по кредиту в совокупном доходе семьи - 40%) должен составить 13 тыс. руб.
  Реализация данной меры позволит за 2006-2007 гг. обеспечить улучшение жилищных условий 88 тыс. молодых семей, или 35,2% нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей.
  К 2007 г. планируется образовать специальный институт государственного страхования ипотечных кредитов, внеся в уставный фонд 1 млрд.руб. средств федерального бюджета (вариант - погашение страховых взносов граждан в частные страховые компании). При такой капитализации и страховании рисков так называемого верхнего покрытия (20% сверх размера кредита в 70% стоимости жилья, то есть для обеспечения снижения размера первого взноса до 5-10%) страховка может быть предоставлена 100 тыс. молодых семей, но в первый год деятельности в силу операционных возможностей будет застраховано 10 тыс. кредитов.
  Общее число молодых специалистов, которые будут обеспечены жильем в 2006-2007 гг., составит 13,7 тыс. человек, или 19,6% общего числа молодых специалистов на селе, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  Для обеспечения жильем молодых специалистов на селе предлагается предоставлять субсидию на приобретение жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита, в размере от 30 до 50% стоимости стандартного жилья (размер дифференцирован по разным регионам в зависимости от уровня их развития), а также предоставлять жилье по договору найма с правом выкупа в депрессивных регионах. При этом предлагается обеспечить относительно равную поддержку за счет средств федерального бюджета (в среднем 43%), региональных и местных бюджетов (в среднем 57%). Средняя расчетная величина кредита на приобретение (строительство) жилья составит 50% стоимости стандартного жилья. Для получения такого кредита (на условиях: процентная ставка 12% годовых в 2006 г. и 11% в 2007 г., срок кредита - 27 лет, доля платежа по кредиту в совокупном доходе семьи - 40%) совокупный доход семьи должен составить 11 тыс. руб.
 
  5.4. Финансовое обоснование реализации мер по приоритету "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры"
  По данному приоритету предусматривается бюджетное финансирование мер по обеспечению земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет следующих источников (см. таблицу 8):
 * гарантии и средства федерального бюджета (подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ФЦП "Жилище");
 * гарантии и средства региональных и местных бюджетов (софинансирование указанных федеральных подпрограмм и собственные программы);
 * средства кредитных организаций и иные заемные средства, используемые для кредитования обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
 * частные инвестиции на подготовку земельных участков и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
  Финансовое обоснование меры по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой
  В качестве основы для финансового обоснования необходимых бюджетных затрат на подготовку земельных участков использованы целевые показатели увеличения объемов жилищного строительства на период 2006-2010 гг., необходимые для удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, который будет увеличен за счет развития ипотечного жилищного кредитования (см. таблицу 9).
  Основным "узким звеном" на пути увеличения объемов жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обеспеченных необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой.
  Согласно исследованиям, муниципалитеты и застройщики отмечают завершение периода точечной застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования существующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства может быть ограничено существующими возможностями по развитию инженерно-коммунальной инфраструктуры (см. рис. 4).
 
 
  Таблица 8. Финансовые показатели реализации мер по увеличению объемов жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры
 ПОКАЗАТЕЛИ Ед. измерения 2006 г. 2007 г. ВСЕГО Прямые расходы Гос. гарантии Прямые расходы Гос. гарантии Прямые расходы Гос. гарантии Мера по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой Бюджетные затраты, в том числе: млрд. руб. 3,4 25,0 7,6 35,0 11,0 70,0 * федерального бюджета млрд. руб. 1,7 12,5 3,8 17,5* 5,5 30,0 * региональных и местных бюджетов млрд. руб. 1,7 12,5 3,8 17,5* 5,5 30,0 Средства частных инвесторов и кредиторов млрд. руб. 190,0 -- 248,0 -- 438,0 -- Мера по модернизации коммунальной инфраструктуры Бюджетные затраты, в том числе: млрд руб. 3,8 -- 4,8 -- 8,6 -- * федерального бюджета млрд руб. 1,9 -- 2,9 -- 4,8 -- * региональных и местных бюджетов млрд руб. 1,9 -- 1,9 -- 3,8 -- Средства частных инвесторов и кредиторов млрд руб. 5,7 -- 9,6 -- 15,3 -- Всего по приоритету "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры" Бюджетные затраты, в том числе: млрд руб. 7,2 25,0 12,4 35,0 19,6 70,0 * федерального бюджета млрд руб. 3,6 12,5 6,7 17,5 10,3 30,0 * региональных и местных бюджетов млрд руб. 3,6 12,5 5,7 17,5 9,3 30,0 Средства частных инвесторов и кредиторов млрд руб. 195,7 -- 257,6 -- 453,3 -- * Без учета 12,5 млрд. рублей государственных гарантий, предоставленных в 2006 г. на весь кредитный период (2 - 5 лет)
 
  Таблица 9. Показатели увеличения объемов жилищного строительства в 2004-2010 гг.
 
 ПОКАЗАТЕЛИ Единицы
 измерения 2004
 (факт) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Объем ввода жилья млн.
 кв. м 41,2 46,46 50,8 56,3 63,1 70,6 80,0 Планируемый годовой темп прироста ввода жилья % к предыдущему году 13 12 9 11 12 12 13 Возможный ввод жилья без дополнительных мер по развитию коммунальной инфраструктуры млн. кв. м 46,5 48,9 49,3 51,2 55,8 Годовые темпы прироста ввода жилья без дополнительных мер по развитию коммунальной инфраструктуры % к предыдущему году 2 5 1 4 9
 
  Рис. 4. Соотношение планируемых объемов ввода жилья в России и возможностей развития инженерно-коммунальной инфраструктуры в городах по обеспечению жилищного строительства (млн. кв. м)
 
 
  Данные исследований показывают (см. таблицу 9), что уже в 2006 г. недостаточные возможности регионов, муниципалитетов, застройщиков и коммунальных предприятий по развитию сетей и мощностей коммунальной инфраструктуры могут привести к существенному снижению темпов прироста объемов ввода жилья (с 13% в 2004 г. и ожидаемых 12% в 2005 г. до 2% в 2006 г.).
  С целью устойчивого сохранения в 2006-2010 гг. темпов увеличения объемов жилищного строительства на уровне 11-13%, которые являются минимально необходимыми для удовлетворения платежеспособного спроса населения, необходимо обеспечить бюджетную поддержку этого процесса. Финансовое обоснование бюджетных затрат на эти цели приведено в таблице 10.
 
 
  Таблица 10. Расчет финансовых затрат для обеспечения земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой
 ПОКАЗАТЕЛИ Ед.
 изм. 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Объем ввода жилья млн
 кв. м 41,2 46,46 50,8 56,3 63,1 70,6 80,0 Удельная стоимость строительства руб./
 кв. м 10549 12020 13800 16000 19000 22500 25700 Общая стоимость строительства жилья млрд
 руб. 435 558,4 701 901 1199 1589 2056 Затраты в 2006-2008 гг. на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой (15% стоимости строительства жилья в 2007-2010 гг.):
 всего,
 в том числе:
 * за счет федеральных гарантий (в скобках - накопленным итогом)
 * за счет региональных (муниципальных) гарантий (в скобках - накопленным итогом)
 * частные инвестиции млрд
 руб.
 
 
 
 240
 
 25
 
 25
 
 190
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу