<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
 при Правительстве Саратовской области
 
 
 
 Государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
 "Саратовская государственная академия права"
 
 
 
 
 
 
 МАТЕРИАЛЫ
 Областной научно-практической конференции
 Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних
 (по материалам Саратовской области 18 ноября 2004 г.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ОАО "Приволжское книжное издательство"
 Саратов - 2005 год
 
 
 Конференция проведена с участием руководителей и сотрудников:
 Прокуратуры Саратовской области,
 Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области,
 Главного управления внутренних дел Саратовской области,
 Главного управления министерства юстиции РФ по Саратовской области,
 Управления исполнения наказаний министерства юстиции РФ по Саратовской области,
 Министерства образования и науки области,
 Министерства здравоохранения и социального развития области,
 Уполномоченного по правам человека в Саратовской области,
 Саратовской государственной академии права и Саратовского юридического института МВД РФ,
 Областной и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав,
 Общественных организаций и фондов, СМИ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ***
  Данная конференция, организованная комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области, это первое областное мероприятие имеющее цель:
 через обсуждение проделанной работы за последние 3 года консолидировать все заинтересованные федеральные, региональные, муниципальные структуры, научный потенциал и общественные организации;
 на равных обсудить различные мнения;
 выработать реальные, с учетом особенностей региона, рекомендации для совместной работы по развитию ювенальных технологий.
  Итоги мероприятия свидетельствуют о том, что не все получилось из задуманного, но главное, это желание всех участников обсуждать проблемы, принимать компромиссные, согласованные решения и развивать крупицы имеющегося опыта в целевые пилотные проекты, обмениваться наработками, искать, разрабатывать и внедрять новые формы ювенальных технологий.Большинство участников осознанно сделало свой выбор в пользу и необходимость принятия хорошо проработанных Законов о ювенальной юстиции и ювенальном судопроизводстве, с учетом опыта регионов и общественных организаций.
  Особенность момента проведения научно - практической конференции в том, что региональная практика ювенальных проектов, технологий (г. Санкт- Петербург, Ростовская, Саратовская, Пермская область и другие), оказалась впереди федерального законотворческого процесса и это внушает оптимизм.
 
 
 
 ISBN 5-7633-1096-9
  Ювенальная юстиция - всерьез и навсегда
 Руководитель факультета
  правосудия ИПК и ПС,
  доцент Богатырев Н.И.
 
  Одна из основных тем на VI съезде судей Российской Федерации - образование судов ювенальной юстиции. Их, как и административных судов, сейчас нет. Но одной из задач судебной реформы, её третьего этажа, является создание, установление в законодательном порядке ювенальных судов, как отдельной ветви судебной власти.
  Ювенальная юстиция - это термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, также подтверждают создание системы правосудия в отношении несовершеннолетних.
  Следует отметить, что в нашем регионе немало сделано в плане обработки ювенальных технологий, становления ювенальной юстиции. В 2002-2003 годах осуществлялся пилотный проект под патронажем и финансовой поддержке Института "Открытое общество. Фонд Развития", "Программа развития ООН" с участием суда, судебного департамента, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГУВД, прокуратуры области, министерств труда и социального развития и образования области и др.
  Цель этого проекта - при действующем законодательстве разработать и отработать ювенальные технологии защиты прав несовершеннолетних в судопроизводстве, административных и правоохранительных органах и внедрить их в практику. Одно из основных направлений этого проекта - участие в судопроизводстве социальных работников. Такие работники имелись при судах г.г. Саратова и Энгельса. Ими проведена большая работа по социальной реабилитации подростка, созданию им нормальных условий их жизни. Так один из подростков обучался в училище города. Учился плохо в связи, с чем исключён из училища, выселен из общежития. После этого совершил кражу, т.к. нечем было питаться.
 Уголовное дело поступило в суд, до судебного рассмотрения социальный работник с участием заинтересованных органов устроил его в другое училище, где ему было предоставлено место в общежитии. Подростку суд определил условную меру наказания, и он продолжил учебу. Подобную работу социальных работников следует одобрить и всячески поощрять.
 По итогам реализации пилотного проекта практика работы социальных работников была одобрена Правительством Саратовской области, в связи, с чем были выделены средства из областного бюджета на 11 штатных единиц социальных работников. Следовательно, 11 крупных судов укомплектованы социальными работниками (гг. Саратов, Балаково, Энгельс, Вольск, Балашов).
  Анализ их работы за 2004 год показал их эффективность, хотя возникает необходимость в законодательном порядке предусмотреть их права и обязанности (увеличение размеров оплаты труда). По мнению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области (КДН и ЗП), отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи областной прокуратуры, отдельные социальные работники готовы уже сейчас начинать работу с подростком, не на стадии поступления дела в суд, а на стадии возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. На этой стадии социальный работник выясняет все вопросы, касающиеся условий жизни подростка, учебы, работы, причины совершения правонарушений и определяет пути и размеры социальной реабилитации. Те сведения, которые подготовлены этим работником, будут приобщены к уголовному делу на стадии возбуждения и расследования дела. Следователь, прокурор обязан будет считаться с этим материалом, оценивать их, и уверен, что количество возбужденных уголовных дел и переданных в суд, будет значительно меньше. Это также позволит не только снизить преступность и судимость, но вернуть обществу полноценного человека.
  К сожалению, в настоящее время сложилась практика, когда подросток признал вину в совершенном преступлении, имеются соответствующие доказательства, то следователь передает дело прокурору, а последний направляет его в суд. В пределах 70 % суды назначают несовершеннолетним условную меру наказания, которую подросток не считает наказанием и мало что изменяется в его социальной жизни.
  Для наблюдения за реализацией проекта ПРООН (2002-2003 г.г) и его поддержки при Саратовском областном суде был создан Совет по координации деятельности судов, социальных работников, комиссий по делам несовершеннолетних.
 С 2004 года этот Совет функционирует при КДНиЗП Правительства области с участием руководителей Судебного департамента при Верховном суде РФ по Саратовской области и других органов. Этот Совет нацелен на развитие и конкретизацию ювенальных технологий повышения уровня координации деятельности всех государственных, общественных структур, органов местного самоуправления по данной проблеме. Можно сказать, что в Саратовской области сложилась своя региональная модель работы социальных работников и комплекс ювенальных технологий.
  Особое место в этой работе отводится повышению квалификации не только судей, судебных работников, социальных работников, следователей, но и специалистов органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, а также других специалистов. Без совершенствования их знаний, повышения профессионализма не обойтись, с учетом этого на базе факультета правосудия Академии права повысили квалификацию федеральные судьи г.г. Саратова и Энгельса, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, социальные работники. Проведена работа по повышению квалификации ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних Саратовской области и других регионов, всего обучено 128 человек. В 2004 году впервые повысили квалификацию в рамках становления ювенальной юстиции мировые судьи и федеральные судьи (37 человек, в том числе из других регионов), 27 следователей органов внутренних дел.
  В учебном процессе по становлению ювенальной юстиции активное участие принимают специалисты - практики: судьи Саратовского областного суда Пислегина М.Ф., Машкова Л.Г., судьи районных судов г. Саратова Белякова Т.А., Артомонов В.В., Котлов А.Е., работники прокуратуры Саратовской области Бурлаков Ю.И., Герешенко И.С., Зырянов Ю.Б., Наумова Н.И., специалисты Судебного департамента при ВС РФ в Саратовской области Стребкова Т.Н., Бахирева Г.В., Ананьева Н.В., специалисты комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Саратовской области Чернобровкин В.С., Трушкина Л.В., Спирягина С.А., представители Энгельсского органа опеки и попечительства Пивоварова Т.Г., Хорольская Е.В., а также активное участие принимают преподаватели СГАП.
  Особо необходимо отметить работу специалистов факультета правосудия Агеевой Т.В., Ласкиной Н.В., которые как руководители проектов по обучению судебных работников, специалистов органов опеки и попечительства, секретарей КДН, многое сделали по подготовке учебных планов, раздаточного материала. Они старались организовать работу так, чтобы учебные занятия были эффективными и содержательными.
  Анализ обучения и анкетирование слушателей показало, что в целом они одобрили такую специализацию, признали её полезной. Наряду с этим были внесены предложения по совершенствованию учебного процесса, разработке пособий, методических рекомендаций, что, несомненно, будет учтено в учебном процессе последующих групп.
  Факультет правосудия совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области будет и дальше специализироваться в обучении специалистов региональной системы профилактики в рамках становления ювенальной юстиции, отработке и внедрения ювенальных технологий в деятельности заинтересованных органов муниципального уровня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 УТВЕРЖДАЮ
 Исполняющий обязанности
 заместителя Председателя
 Правительства области
 
 ________________ В.Л.Чепляев
 
 "__2_" ноября_______2004 г.
 
 ПРОГРАММА
 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
 Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних
 в Саратовской области 18 ноября 2004 г
 
 9.00 -10.00 Заезд участников конференции, регистрация 10.00-13.00 Пленарное заседание-актовый зал академии права корп.I,3 этаж 10.00-10.30 Открытие конференции
 Вступительное слово:
 Григорьева Федора Андреевича - ректора Саратовской государственной академии права;
 Протоирей Дмитрий (Полохов) - руководитель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации Саратовской Епархии Доклады: 10.30-10.45 Практика и проблемы применения ювенальных технологий в деятельности органов и учреждений системы профилактики. Региональный опыт.
 Чернобровкин Владимир Сергеевич - председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области 10.45-11.00 Проблемы обеспечения органами местного самоуправления защиты прав несовершеннолетних
 Ковалева Наталья Николаевна - доцент кафедры административного права, декан магистратуры Саратовской государственной академии права; 11.00 - 11.15 Защита прав несовершеннолетних в нотариальной практике
 Шундик Ирина Александровна - старший преподаватель кафедры арбитражного процесса Саратовской государственной академии права; 11.15 - 11.25 Работа органов местного самоуправления как органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних
 Старшова Наталия Ивановна - заместитель мэра по социальной сфере г. Саратова; 11.25 - 11.35 Ювенальные суды: за и против
 Яровая Светлана Владимировна - преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права; 11.35 - 11.45 Роль уполномоченного по правам человека в защите прав и законных интересов несовершеннолетних
 Лукашова Нина Федоровна - Уполномоченный по правам человека в Саратовской области; 11.45 - 12.05 Опыт, практика работы социальных работников при судах, специализирующихся по делам несовершеннолетних
 Ананьева Наталья Владимировна - координатор структуры социальных работников при судах; 12.05 - 12.20 Правовое сопровождение семьи, находящейся в сложной жизненной ситуации
 Бурдина Галина Сергеевна - директор Балаковского центра помощи семье и детям "Семья"; 12.20 - 12.30 Общественные объединения - один из способов защиты прав несовершеннолетних
 Степанова Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права; 12.30 - 13.30 Перерыв на обед. 13.30 - 15.30 Работа в секциях Секция:1
  Защита прав детей, попавших в систему уголовного правосудия (ауд. 205, корп. 4.)
 Руководители секции:
 Чернобровкин Владимир Сергеевич - председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве области;
 Бурлаков Юрий Иванович - начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Саратовской области; В работе секции принимают участие судьи, председатели комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований, социальные работники при судах, сотрудники следствия, подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД и уголовно-исполнительной системы; 13.30 - 13.35 Вступительное слово руководителя секции:
 Функциональные возможности консолидации деятельности государственных, правоохранительных, судебных органов на базе имеющихся ювенальных технологий.
 Чернобровкин Владимир Сергеевич - председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве области; Выступления: 13.35-13.45
  Практика прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в процессе расследования уголовных дел
 Бурлаков Юрий Иванович - начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Саратовской области; 13.45-14.00 Особенности судебного процесса с учетом результатов деятельности социального работника при судье, специализирующегося по делам несовершеннолетних. Практика, проблемы, перспективы.
 Артомонов Владимир Викторович- судья Ленинского района; 14.00 - 14.15 Роль социального работника в процессе изучения личности несовершеннолетнего при подготовке судебного процесса. Проблемы во взаимодействии с заинтересованными органами и учреждениями.
 Ананьева Наталья Владимировна - координатор структуры социальных работников при судах; 14.15 - 14.25 Проблемы по обеспечению прав несовершеннолетних в стадии предварительного следствия
 Пиявин Валерий Владимирович - начальник главного следственного управления ГУВД области; 14.25 -14.45 Роль виктимологических знаний в предупреждении преступлений несовершеннолетних.
 Шляпникова Ольга Викторовна - доцент, кандидат юридических наук СЮИ МВД РФ; 14.45-15.05
  Некоторые вопросы назначения наказания в отношении несовершеннолетних в свете изменений, произошедших в УК РФ
 Казакова Ирина Вячеславовна - преподаватель кафедры уголовного права Саратовской государственной академии права; 15.05-15.15 Проблемы становления ювенальной юстиции и профилактика преступного поведения несовершеннолетних
 Куличкова Н.А. - доцент кафедры уголовного процесса Саратовской государственной академии права; 15.15-15.20 О практике применения ст. 92 ч.II УК РФ в отношении несовершеннолетних и проблемы в деятельности сотрудников ПДН ОВД области
 Литвиненко Виталий Владимирович - заместитель начальника ПДН ГУВД области 15.20-15.30 Ответы на вопросы. Подведение итогов работы секции. Выработка рекомендаций. Секция: 2 Защита прав детей в производстве по делам административных правонарушений (ауд.302, 4 корп., 3 эт.) Руководители секции:
 Конин Николай Михайлович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права Саратовской государственной академии права,
 Спирягина Светлана Александровна - консультант комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве области. В работе секции принимают участие работники прокуратуры, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, штатные сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований, судебные приставы-исполнители. 13.30 - 13.35 Открытие секции Выступление руководителя секции: Правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан в административном законодательстве
 Конин Николай Михайлович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права Саратовской государственной академии права; Выступления: 13.35 - 14.05 Общие проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обзор.
 Ильгова Екатерина Владимировна - преподаватель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права; 14.05 - 14.20 Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемые к несовершеннолетним, основания, условия и порядок их применения
 Курникова Ольга Юрьевна - заместитель начальника управления - начальник отдела УОДУУМиПДН УВД г.Саратова 14.20 - 14.40 Обеспечение прав ребенка при осуществлении комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав правоприменительных процедур
 Спирягина Светлана Александровна, консультант комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области; 14.40 - 14.50 Комментарий по проблемам взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и службы судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения административных санкций. Слепов Валерий Павлович - заместитель начальника отдела особо важных исполнительных производств Главного управления министерства юстиции РФ по Саратовской области; 14.50 - 15.10 Технологии взаимодействия заинтересованных органов на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и подготовки его к рассмотрению
 Байрак Светлана Владимировна - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Советского района; 15.10 - 15.20 Опыт взаимодействия комиссии по делам несовершеннолетних, судебных приставов-исполнителей и сотрудников органов внутренних дел в процессе исполнения административного наказания
 Руденская Марина Альбертовна - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Энгельсского района 15.20 - 15.30 Ответы на вопросы Подведение итогов работы секции. Выработка рекомендаций. Секция: 3 Гражданско-правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей (ауд. 611, корп. 5, столовая, 6 этаж.)
 Руководители секции:
 Трушкина Любовь Васильевна - заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве области;
 Спиркин Сергей Николаевич - старший преподаватель кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права; В работе секции принимают участие адвокаты, директора реабилитационных центров, социальные работники, руководители и специалисты органов опеки и попечительства, уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса Открытие секции 13.30-13.50 Вступительное слово руководителя секции:
 Трушкина Любовь Васильевна - заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области; Выступления: 13.50 - 14.10 Роль Уполномоченного по правам ребенка в защите интересов несовершеннолетних
 Милевская Тамара Петровна - заместитель руководителя аппарата уполномоченного по правам человека - уполномоченный по правам ребенка 14.10 - 14.25 Проблемы представительства по гражданским делам о защите гражданских прав детей, оставшихся без попечения родителей
 Кузнецов Николай Васильевич - доцент, заведующий кафедрой гражданского процесса СГАП; 14.25 - 14.40 Работа государственного учреждения по защите прав ребенка на получение алиментов
 Сергеева Таисия Михайловна - социальный педагог Пугачевской школы-интерната 14.40 - 15.00 Защита жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Закон и реальность
 Новикова Татьяна Владимировна - главный специалист отдела образования Кировского района г. Саратова;
 Пивоварова Тамара Гавриловна - начальник отдела опеки и попечительства управления образования Энгельсского муниципального образования 15.00- 15.10 Межведомственный подход к работе со случаем домашнего насилия - Царева Алла Алексеевна - начальник отдела управления семейной и демографической политики министерства здравоохранения и социального развития; 15.10 - 15.20 Ответы на вопросы. 15.20-15.30 Подведение итогов работы секции Спиркин Сергей Николаевич
 Выработка рекомендаций. 15.30 - 15.40 Перерыв 15.40 - 16.00 Подведение итогов работы научно-практической конференции
 Доклады руководителей секций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приветствие ректора Саратовской государственной академии права на конференции "Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних"
 Григорьев Ф.А.
 ректор Саратовской государственной академии права;
 
 Государство должно стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будут благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений. При этом, следует уделять достаточное внимание таким социальным институтам, как семья, общественные организации, а также школы, иные учебные заведения, всевозможные кружки и т.п., с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом.
 В настоящее время в нашем государстве осуществляется процесс становления ювенальной юстиции. Необходимость создания ювенальной юстиции в нашей стране обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Российская Федерация по исполнению норм международного права в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ.
 Для этого требуется постоянное совершенствование системы правосудия в отношении несовершеннолетних, и одновременно необходимо принимать меры для разработки прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних в целом, учитывая необходимость постоянного улучшения работы персонала этой системы.
 За два прошедших года (2003-2004) Академией права на базе факультета правосудия ИПК и ПС проведена большая работа по становлению ювенальной юстиции. В рамках становления ювенальной юстиции, в координации с Саратовским областным судом и совместно с Саратовским педагогическим институтом по Программе развития ООН в РФ проведено обучение федеральных судей и социальных работников гг.Саратова и Энгельса. В целях подготовки и организации такого обучения был проведен мониторинг. Факультетом правосудия совместно с Саратовским педагогическим институтом было подготовлено методическое пособие "Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних". В результате принятых мер Правительством области из регионального бюджета были выделены финансовые средства на введение в штат для судов 11 социальных работников.
 В последствии развитие данного направления было продолжено. Академией права на базе факультета были организованы курсы повышения квалификации ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов органов опеки и попечительства. За 2003-2004 г в этом направлении прошли обучение 158 специалистов, причем многие из них прибыли из различных регионов России. Активное участие в повышении квалификации своих специалистов принимают Белгородская, Кировская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тюменская и другие области. Для данных категорий слушателей факультетом правосудия с участием кафедры административного права были разработаны методические пособия "Сборник нормативных актов для работы органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Обучение по данному направлению планируется провести в апреле и ноябре 2005 г.
 В сентябре 2004 года проведено обучение мировых судей в рамках становления ювенальной юстиции. Слушатели были обеспечены раздаточными материалами в виде 12 статей по вопросам ювенальной юстиции. Курсы прошли успешно, и слушателями было высказано мнение, что стоит продолжать данное направление.
 В октябре-ноябре 2004 года на факультете правосудия в рамках становления ювенальной юстиции повысили квалификацию следователи органов внутренних дел, специализирующиеся на расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних и федеральные судьи, рассматривающие уголовные дела в отношении несовершеннолетних.
 Проводимая сегодня комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области конференция по проблемам ювенальных технологий еще один шаг на пути к становлению ювенальной юстиции в России, наиболее эффективной защите прав и законных интересов юных граждан России. И мы, взрослые, на которых лежит обязанность по воспитанию молодого поколения, должных приложить все усилия, чтобы наши дети росли в нормальных условиях, получили достойное воспитание и образование. Академия права, в свою очередь, будет продолжать работу по развитию ювенальной юстиции, совершенствовать учебный процесс, повышать качество и эффективность обучения специалистов, защищающих права и законные интересы несовершеннолетних.
 
 Опыт и перспективы применения ювенальных технологий
 в работе с несовершеннолетними в Саратовской области
 
 Чернобровкин В.С. -
  председатель комиссии по делам несовершеннолетних
 и защите их прав при Правительстве области
 
  Уважаемые участники научно-практической конференции!
 Разрешите выразить благодарность Саратовской государственной академии права за участие и предоставленную возможность собрать всех заинтересованных специалистов в этом прекрасном зале, что само по себе знаковое событие. Мы в очередной раз подтверждаем свое намерение работать по проблемам несовершеннолетних только на основе защиты конституционных прав ребенка, а не ведомственных интересов, в содружестве с учеными - права.
 2004 год объявлен по России - Годом семьи. Чем сильнее и прочнее семья, тем нравственно богаче будут наши дети и наше государство.
 Сегодня здесь собрались и намерены поработать руководители и специалисты государственных, муниципальных органов и учреждений, общественных организаций, СМИ, ученые - что свидетельствует о практической возможности консолидации усилий всех заинтересованных структур по проблеме, указанной в названии конференции.
 Что на сегодня есть в России и Саратовской области по ювенальной юстиции?
 практика специализации работы большинства государственных органов, занимающихся проблемами несовершеннолетних: (со времен СССР - оправдавшая себя), правоохранительных, судебных, социальных.
 разработка и внедрение по инициативе общественных организаций с участием государственных структур ювенальных технологий (фонд НАН г. Москва, "Социум" г.Энгельс, "Центр международного взаимопонимания", "Духовная забота", фонд "Мегаполис" г. Саратов и др.)
 работа регионов с использованием ювенальных технологий с опережением законодательного, нормативного процесса в Российской Федерации (Саратов, Воронеж, Нижний Новгород - реабилитационные программы в отношении подростков, совершивших правонарушения; Санкт-Петербург, Ростов, Саратов - введение специализации судей и должностей социальных работников при судах; Москва, Пермь, Волгоград - практика примирительного, восстановительного правосудия и др.)
 В чем особенность Саратовской области? Первое и самое важное - это то, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области с 1999 года стала той государственной структурой, которая взяла на себя функции консолидации всех заинтересованных органов, общественных организаций, инициативных граждан по развитию и внедрению в области ювенальных технологий. Подтверждением сказанного является (впервые по России) подписанное 31 декабря 2003 года и реализуемое Соглашение между Управлением Судебного департамента, Министерством труда и социального развития и Комиссией о продолжении проекта ПРООН по отработке элементов ювенального судопроизводства и введении должностей социальных работников при судьях за счет областного бюджета.
 Еще в 1998 году известный московский юрист Юрий Котов писал "если во многих странах, где вводят систему восстановительного правосудия, одной из главных проблем становится проблема создания органа, осуществляющего координацию и примирительное правосудие, то в нашей стране создание основ этого механизма не требует ни расширения соответствующего аппарата, ни создания новых органов, ни крупных денежных вложений. Уже ни один десяток лет в нашей стране действует система комиссий по делам несовершеннолетних, в обязанность которых не составит большого труда вменить то, чем они фактически давно занимаются".
 Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" из многообразных функций, возложенных на комиссию по делам несовершеннолетних, первой, приоритетной определил функцию защиты прав и законных интересов ребенка, тогда как часть карательных функций, исполняемых комиссиями до принятия закона, передал судам, оставив только административную юрисдикцию.
 Впервые вышеупомянутым законом установлена процедура рассмотрения судом дел о помещении несовершеннолетних 11-18 лет, совершивших общественно-опасные деяния, в специальные воспитательные учреждения закрытого типа. Это, безусловно, шаг в сторону норм международного права, и мы рады этому.
 Комиссиям по делам несовершеннолетних оставлено право ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего в указанные учреждения. Этот момент очень важен и составляет существенный элемент ювенальной юстиции. Получив материалы от органа внутренних дел о преступном деянии несовершеннолетнего, комиссия имеет возможность изучить представленные материалы, выяснить условия и причины, толкнувшие подростка на преступный путь. Исходя из изученного, комиссия решает, нуждается ли ребенок в специальных условиях воспитания в учреждении закрытого типа и поддерживает ходатайство или отклоняет предложение милиции.
 Так, в 2003 году в комиссии поступило от органов внутренних дел 754 материала в отношении несовершеннолетних, уголовные дела которых прекращены или отказано в их возбуждении. В отношении 128 подростков данной категории (17%) комиссии поддержали ходатайства о направлении в учреждения закрытого типа.
 Комиссия в данном случае является звеном между двух карательных органов и обеспечивает защиту прав ребенка, принимая объективное решение, исходя из интересов ребенка. Учитывая социальный характер детской преступности, очень важно выяснить условия проживания ребенка, его семейного и прочего окружения и организовать работу по устранению причин противоправного поведения. Это первое, что объединяет работу комиссий по делам несовершеннолетних и судов.
 Второе. Уголовный кодекс РФ, учитывая возрастные, психические и физиологические особенности несовершеннолетних, предусматривает возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия, что принципиально важно, так как эта мера не создает судимости подростка. Решение об этом принимает суд, но контроль за исполнением назначенных мер и воспитательно-профилактическую работу с этим несовершеннолетним обеспечивают комиссии по делам несовершеннолетних.
 Третий момент, который обуславливает взаимодействие комиссий с судом и делает эти структуры партнерами, это работа с подростками, имеющими условную меру наказания. В 2003 году на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состояло 694 подростка, имеющих условную меру наказания (+55% в сравнении с предыдущим годом). Эта самая распространенная мера наказания, используемая судами в отношении несовершеннолетнего. Но сами подсудимые в силу детской незрелости не воспринимают условное осуждение как строгую меру и, выходя из суда, обычно говорят: "меня не наказали". Иными словами условное осуждение без применения социальных технологий не работает.
 Поэтому от взаимодействия специалистов комиссии с судом и с социальными службами во многом зависит результативность работы с ребенком, преступившим закон.
 Многообразие функций комиссий по делам несовершеннолетних, объем работы, возложенный на них, их главенствующая роль в системе профилактики способствовали тому, что в области на протяжении ряда лет идет процесс организационного, материально-технического, кадрового укрепления данной структуры. В настоящее время завершается процесс согласования проекта областного закона "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области". На территории области в настоящее время функционируют 48 комиссий по делам несовершеннолетних, в них работает 78 штатных сотрудников.
 Кроме того, в области создана система функционирования общественных комиссий, положение и состав которых утверждены постановлениями глав муниципальных образований. На данные комиссии, а их 686, возложены задачи организации первичной профилактической работы.
 Профилактика правонарушений является одной из важнейших задач и необходимым звеном системы правосудия в отношении несовершеннолетних.
 Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери, ребенка. Приоритетной темой конференции является защита ребенка.
 Введение в действие в 1999 году Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволило подойти к решению проблем защиты прав и законных интересов детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комплексно, на основе более тесного взаимодействия органов и учреждений, входящих в систему профилактики.
 Закон возложил функции координации и объединения усилий разноведомственных структур по решению проблем семьи и ребенка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
 При всем многообразии концепций о путях развития ювенальной юстиции и ювенальных технологий всех ведущих юристов, специалистов-практиков и общественность объединяет общая идея - государство и общество на преступления несовершеннолетних должны реагировать так, чтобы возвращать их в нашу среду в качестве полноценных людей.
 Идея гуманная и может быть основополагающей в работе всех, кто занимается детьми, оказавшимися в конфликте с законом.
 Главное отличие ювенальной юстиции, ювенального суда и тех ювенальных технологий имеющихся на территории области в том, что он рассматривает ребенка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации. В центре системы подросток с его проблемами. Почему ребенок входит в конфликт с законом? В абсолютном большинстве случаев его толкают на это условия жизни.
 В областном банке на семьи, не обеспечивающие условий для воспитания и содержания детей, учтено 6160 семей, в них 11359 детей, находящихся в социально опасном положении. Естественно, что дети бегут из таких семей, ищут себе занятия и способы прокормиться не совсем законные. Прокормить себя вне дома, не приворовывая сначала по мелочам, а потом по-крупному, невозможно. Дорожка эта часто ведет к небу в клеточку.
 Ювенальная юстиция включает в себя создание социоучреждений разных типов. В нашем регионе сеть таких учреждений создается не только в масштабах области, но поставлена задача, чтобы каждое муниципальное образование имело инфраструктуру для обеспечения профилактического, реабилитационного и коррекционного пространства каждому нуждающемуся в этом ребенку.
 В настоящее время в области функционируют 12 социально - реабилитационных центров и социальных приютов, 5 центров "Семья" и 40 отделений помощи семье и детям центров социального обслуживания населения. Продолжается процесс их развития, совершенствования как материально-технической базы, так и содержания работы.
 В 2003 году особое внимание обращалось на оказание социальной поддержки семьям, проживающим в сельской местности, и привлечение к данной работе окружных сельских администраций.
  Во всех центрах "Семья" введены штатные единицы специалистов по социальной работе в административных округах, реализуются социальные программы, ориентированные на помощь сельской семье.
 Получили дальнейшее развитие инновационные формы и методы работы, повысилась эффективность реализации социальных проектов и программ. Только в 2003 году создано и апробировано на практике около 100 проектов. Открытие на базе Энгельсского социально-реабилитационного центра с приютом "Надежда" информационно-методического центра по работе с дезадаптированными детьми и подростками дало возможность повысить уровень подготовки кадров, применять научные подходы в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в социально опасном положении.
 Завершая свое выступление, хочу сказать, что проблем очень много и они будут обсуждаться на секциях. И очень надеюсь на конструктивное обсуждение, а главное на заинтересованность всех участников, которая позволит сделать очередной шаг в развитии ювенальных технологий.
 Главное на сегодня - определиться с региональным механизмом функциональной консолидации всех государственных, муниципальных структур и общественных организаций, в формах лоббирования через СМИ, депутатский корпус скорейшей разработки и принятия федерального закона о ювенальной юстиции и судопроизводстве, соответствующих нормативных актов по ведомствам.
 Надеюсь, что в будущем году мы с Вами еще раз соберемся по данной проблеме, обсудим дальнейшие совместные шаги, пригласим практиков и ученых из других регионов и продолжим развивать свои инновационные технологии во благо детей.
 
 Проблемы обеспечения органами местного самоуправления
 защиты прав несовершеннолетних
 Ковалева Н.Н.
  доцент кафедры административного права,
 декан магистратуры Саратовской государственной академии права
 
 Проблемы становления ювенальной юстиции тесно связаны с профилактикой преступного поведения несовершеннолетних. Что, в свою очередь, обеспечивают различные субъекты: органы государственной власти, органы местного самоуправления, родители, попечители и другие.
 В условиях проведения широкомасштабной административной реформы нередко отдельные моменты взаимодействия органов власти остаются недостаточно проработанными. Так, например, в сфере защиты прав детей, действует широкий круг органов власти, деятельность которых часто несогласованна между собой: государственные органы исполнительной власти в сфере образования (министерство образования и науки), государственные органы исполнительной власти в сфере социального обеспечения (министерство здравоохранения и социального развития) - федеральный и региональный уровень, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства - уровень местного самоуправления. В законодательстве термин "органы опеки и попечительства" звучит часто. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты законы "Об органах опеки и попечительства", в которых подробно обозначен их правовой статус, а также законы "О защите прав ребенка". В Саратовской области тоже был разработан проект закона "О защите прав ребенка", в котором можно было во второй главе подробно описать все полномочия органов опеки и попечительства. Однако этот законопроект был отозван Министерством здравоохранения и социального развития Саратовской области. В настоящее время органы опеки и попечительства наделены достаточно широкими полномочиями, однако органы местного самоуправления, которым они подведомственны, используют свои права создавать те или иные органы управления, нередко не создают отдельные органы опеки и попечительства, а передают их полномочия муниципальным органам образования, которые занимаются в основном дошкольным образованием.
 Кроме того, система комиссий по делам несовершеннолетних существует самостоятельно отдельно от деятельности органов опеки и попечительства, нередко выполняя их функции. Хотя цели их работы близки к тому, чем занимаются органы опеки и попечительства, однако следует четко разграничить их полномочия. При этом следует отметить, что вопросы защиты прав детей находятся в соответствии со статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В результате государственные органы власти лишены практической возможности контролировать осуществление защиты прав детей на местном уровне. Поэтому необходимо создание единой системы взаимоподчиненных органов власти на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном в сфере молодежной политики, социально-правовой защиты детей. Для этого требуется разработка методики комплексного подхода к распределению соответствующих полномочий.
 В целях ликвидации существующего законодательного пробела, необходимо принять нормативные акты, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, разграничивающие полномочия различных органов власти, обеспечивающих реализацию прав несовершеннолетних. Что позволит оптимизировать деятельность всех действующих государственных и местных структур в сфере социально-правовой защиты детей.
 Всесторонний комплексный анализ муниципально-правовых и административно-правовых институтов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с субъектами права, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего данные отношения, и практики его применения. Создание методики комплексного подхода к распределению соответствующих полномочий, а также модели системы органов исполнительной власти в сфере молодежной политики, социально-правовой защиты детей, которая могла быть применима в различных субъектах РФ.
 
 Защита прав несовершеннолетних в нотариальной практике.
 Шундик И.А.
 ст. преподаватель кафедры арбитражного процесса
 ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права"
 
 В последнее время в ряде публикаций, посвященных проблеме защиты прав несовершеннолетних в нотариальной практике, авторами высказывается предложение о необходимости внесения изменений в Гражданское законодательство, (ст.ст. 161, 163 ГК РФ), предусматривающие обязательное нотариальное удостоверение сделок, направленных на отчуждение имущества с участием несовершеннолетних.
 Такая точка зрения является весьма целесообразной по следующим основаниям.
 В соответствии со ст. 1 Основ Законодательства РФ о нотариате, нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации. Осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. Контроль за деятельностью нотариусов, как со стороны нотариальных палат, так и со стороны государства, является своеобразной гарантией соблюдения прав участников гражданского оборота.
 Нотариус в силу возложенных на него законом обязанностей является гарантом не только обеих сторон сделки, но и третьих лиц - членов семьи собственника, и прежде всего, несовершеннолетних детей.
  Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
 Поэтому одной из задач нотариата можно выделить задачу недопущения нарушений прав несовершеннолетних граждан при совершении нотариальных действий.
 Обеспечение реализации прав несовершеннолетних на жилье и охрана их прав является обязанностью государства.
 С введением института регистрации прав собственности на недвижимое имущество при одновременном исключении из Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, увеличилась возможность заключения противоправных сделок без соблюдения интересов несовершеннолетних граждан.
 И как не странно, инициаторами таких противозаконных действий, в первую очередь становятся сами родители, лица их заменяющие - опекуны, попечители. То есть те лица, на которых закон прямо возлагает обязанность по содействию в осуществлении несовершеннолетними самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту прав и законных интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.
 Как показывает практика, несовершеннолетние могут быть причастными к совершению сделок с жилыми помещениями в следующих случаях:
 жилое помещение приватизировано, и дети включены в договор передачи жилья в собственность;
 жилое помещение приватизировано, но дети не включены в соответствующий договор, однако на момент приватизации имели равные с собственником права;
  дети включены в число собственников по договору купли-продажи, мены, дарения или являются единственными собственниками, то есть документы оформлены на их имя;
  ребенок является наследником (или одним из наследников) жилого помещения, и имеется соответствующее свидетельство о праве на наследство;
  ребенок нигде не фигурирует в качестве собственника, однако зарегистрирован в данном жилом помещении, постоянно в нем проживает и не имеет никакого другого жилья.
 В соответствии с Методическими рекомендациями по совершению отдельных видов нотариальных действий, совершая сделки с имуществом, нотариус проверяет:
  1. принадлежность этого имущества на праве собственности или ином вещном праве;
 2. наличие сособственников;
 3. наличие обременений, запрещения отчуждения или ареста данного имущества, а также проверяются документы об оценке имущества, являющегося предметом сделки;
  4. в соответствии с п. 18, при удостоверении сделок с участием несовершеннолетних, недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нотариус проверяет наличие согласия их законных представителей и органа опеки и попечительства на совершение сделки, когда это требуется законом (п.1 ст.26, п.1 ст. 30, п.2 ст.37, п.4 ст. 292 ГК РФ).
 Так же в соответствии со ст. 16 Основ Законодательства о нотариате, нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.
 При анализе Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, обращает на себя внимание отсутствие со стороны регистрирующих органов обязанности по разъяснению прав и обязанностей граждан, а также правовых последствий, возникающих при соответствующей регистрации.
 Нотариальное удостоверение договора и государственная регистрация имеют общую цель - обеспечение законности оборота недвижимости с некоторыми отличиями. Нотариальная деятельность направлена в первую очередь, на охрану частноправовых интересов субъектов гражданских правоотношений, регистрация направлена на обеспечение публичного интереса в открытости сведений о зарегистрированных правах, ограничениях и обременениях на недвижимое имущество. Следует отметить, что государственная регистрация по процедуре и правовым последствиям не тождественна нотариальному удостоверению и не может его заменить. Деятельность регистратора сводится скорее к соблюдению формы сделки, чем ее содержания.
 Удостоверение сделок с недвижимостью нотариусами необходима для того, чтобы на стадии заключения договора внести ясность во взаимоотношения сторон по содержанию договора, устранить все недоговоренности и противоречия между сторонами, обеспечить соответствие его формы и условий требованиям закона с тем, чтобы в будущем исключить возникновение имущественных споров. Этот путь упорядочивает гражданский оборот с недвижимым имуществом, освобождает суды при возникновении между сторонами споров от дополнительных усилий по установлению подлинности и добровольности договора.
 Обеспечение подлинности договора осуществляется также посредством установления личности, правоспособности юридических лиц и дееспособности граждан, в соответствии со ст. ст. 42, 43 Основ законодательства РФ о нотариате.
 В отличие от государственной регистрации, нотариальное удостоверение сделки создает дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов, вытекающих из сделки. Выражается это в том, что права и интересы лица в случае неисполнения нотариально удостоверенной сделки могут быть защищены в упрощенном порядке через выдачу судебного приказа. Кроме того, одним из существенных различий последствий сделок, совершенных в простой или нотариальной формах, является то, что по общему правилу сделка, совершенная с несоблюдением нотариальной формы, признается ничтожной всегда, а сделка, совершенная в простой письменной форме, является оспоримой и может быть признана недействительной только судом и лишь, в случаях прямо указанных в законе или в соглашении сторон.
 Несмотря на частичное дублирование полномочий регистратора и нотариуса, их ответственность за результаты профессиональной деятельности различны, что и является главным аргументом, в пользу обязательности нотариального удостоверения сделок с недвижимостью.
 В соответствии со ст.17 Основ Законодательства о нотариате, нотариус, совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб.
  Кроме общих условий наступления ответственности (противоправное поведение, вред, причинная связь, вина), законодатель предусмотрел и специальные, которые определяются особенностями объективной стороны состава гражданского правонарушения и спецификой правового положения нотариусов. Как известно, одной из гарантий законности нотариальной деятельности является страхование. В соответствии со ст. 18 Основ, нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования. Страховым случаем признается вступившее в законную силу решение суда, устанавливающее имущественную ответственность нотариуса за причинение материального ущерба клиенту. Но может признаваться страховым случаем и обоснованная претензия клиента при наличии бесспорных доказательств, причинения вреда нотариусом.
 Обязательное страхование профессиональной деятельности и личная имущественная ответственность нотариусов за совершенное нотариальное действие является реальным механизмом защиты прав и законных интересов граждан, гарантируя тем самым недопущение совершения незаконных нотариальных действий. При этом его ответственность не ограничивается, поскольку за указанные действия он может быть лишен права нотариальной деятельности.
 Что же касается ответственности, предусмотренной ст. 31 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то:
  1. Орган по регистрации прав в соответствии с настоящим ФЗ несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, за необоснованный отказ в государственной регистрации прав, уклонение от государственной регистрации прав.
 Ответственность за точность данных, своевременность их предоставления об объектах недвижимого имущества несут организации по учету соответствующих субъектов.
 2. Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с Законодательством РФ".
 Исходя из абстрактной формулировки закона, можно прийти к выводу, что никаких правовых последствий для регистраторов в случае нарушения прав и законных интересов участников сделки, не будет.
 Сотрудники регистрирующих органов не несут имущественную ответственность еще и по причине того, что регистратор как государственный служащий может нести ответственность только перед своим учреждением, а не перед стороной-участницей сделки. Так, в соответствии со ст. 238 Трудового Кодекса РФ, работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
 Таким образом, представляется реальным взыскать ущерб с конкретного нотариуса, чем с "абстрактного лица", несущего ответственность лишь за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество.
 Немаловажным является так же положение, что полная материальная ответственность нотариусов, в отличие от государственных регистраторов, "гарантирует имущественные права сторон... и позволяет освободить бюджет от расходов, которые неизбежно возникнут при наступлении ответственности регистрирующих органов за необоснованный отказ в регистрации или незаконную регистрацию прав не недвижимое имущество и сделок с ним".
 Практика судов общей юрисдикции и Верховного Суда РФ свидетельствовала о том, что в случае нарушения жилищных прав, особенно несовершеннолетних граждан, имущество могло быть истребовано у добросовестного приобретателя в любом случае, независимо от формы сделки. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.04.2003г. № 6-П, признаны не противоречащим Конституции РФ, содержащиеся в п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ, общие положения о последствиях недействительности сделки, в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, поскольку данные положения по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со ст. 302 ГК РФ - не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом.
 То есть истребовать имущество у добросовестного приобретателя, даже если участниками сделки являлись несовершеннолетние граждане, в настоящее время, представляется проблематичным и практически невозможным. Чтобы не допустить совершения противоправных сделок, хотя такой риск присущ любой сделке, необходимо выработать специальный механизм защиты прав несовершеннолетних. На сегодняшний день это является приоритетной задачей всех здравомыслящих граждан.
 Одной из таких попыток можно рассматривать внесение изменений в гражданское законодательство в части закрепления обязательного нотариального удостоверения сделок с участием несовершеннолетних. Тем более что для ограничения возможных исков об истребовании имущества из незаконного владения, с участием несовершеннолетних, Проект Федерального закона "Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации", помимо требований по установлению нотариусом подлинности волеизъявления физических лиц и представителей юридических лиц на совершение сделки, а так же разъяснению сторонам сделки правовых последствий, закрепляет обязанность за нотариусами проводить правовую экспертизу сделок. В рамках проведения правовой экспертизы включены следующие действия нотариуса:
 - проверка соответствия документов, представленных для удостоверения сделки и соответствия сделки требованиям законодательства Российской Федерации;
 - проверка принадлежности имущества, являющегося предметом сделки, на праве собственности или ином вещном праве, наличия государственной регистрации;

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу