<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Различают также персональные и организационные решения. Персональные решения принимаются руководителем в личных интересах на эмоциональной основе. Организационные решения принимаются руководителем в интересах в первую очередь организации и могут даже противоречить его личным интересам. Граница между организационным и персональным решением условна и определяется взаимодействием субъективных человеческих факторов (гнева, обиды, личных интересов) и объективными организационными интересами (соответствие должности и места работы и т.п.). Умение различать организационные и персональные решения позволяет руководителю определить главный вопрос, стоящий за принятием решения, чьим интересам оно подчинено - его собственным или интересам организации.
  В зависимости от объема времени, которым располагает руководитель, его управленческие решения можно подразделить на исследовательские - когда достаточно времени для принятия решения, и спонтанные, или кризисно-интуитивные - принимаемые в ответ на конкретную опасность. На спонтанное решение накладываются эмоции лица, его принимающего, которые могут быть и не оправданы логикой. Как следствие подобное управленческое решение может быть и недостаточно обоснованным.
  Процесс выработки управленческого решения состоит из следующих этапов: выявление и формулирование проблемы, выдвижение гипотез, постановка задачи по разрешению проблемы, разработка вариантов решения, выбор оптимального варианта по заданному критерию, принятие решения. В свою очередь процесс организации исполнения управленческого решения включает в себя следующие стадии: подбор исполнителей; доведение решения до исполнителей; расстановка, инструктаж, обучение исполнителей; обеспечение деятельности исполнителей; организация взаимодействия исполнителей; контроль за деятельностью исполнителей, учет их работы и, наконец, подведение итогов исполнения решений.
  Значительный рост информационных потоков во всех сферах управления, в том числе и в управленческой деятельности органов внутренних дел, приводит к необходимости увеличения числа работников, обрабатывающих информацию. Рост управленческого аппарата МВД, в свою очередь, приводит к уменьшению доли работников, занимающихся оперативной деятельностью. Это связано с низкой производительностью труда сотрудников, занятых обработкой информации в системе МВД РФ.
  Использование компьютерной техники, средств связи, автоматизированных рабочих мест позволяет значительно повысить производительность управленческого труда, облегчить трудовую деятельность работников аппарата управления, сократить время по заполнению документов и высвободить время для творческой работы оперативника, следователя. В последнее время всё большую роль получили интегрированные банки данных, в которых накоплены большие объемы информации о лицах и предметах, представляющих оперативный интерес для сотрудников ОВД.
  Использование современных информационных технологий (СИТ) играет, несомненно, важную роль в процессах управления. С помощью компьютеров можно построить модель задачи, рассчитать действие всех внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на предмет управления, выработать оптимальное решение. По данным психологов человек может оценить взаимное влияние 5-6 факторов. С помощью средств информационно-вычислительной техники число факторов может быть увеличено в несколько раз (16-20).
  С помощью СИТ можно организовать так называемый замкнутый контур управления, когда субъект управления, приняв решение и поручив исполнение его объекту управления, продолжает отслеживать и своевременно вмешиваться в исполнение принятого решения. Подобная организация выработки и организации исполнения позволит существенно повысить эффективность управленческих решений в ОВД.
  Современные информационные технологии используются на стадии обеспечения деятельности исполнителей, организации их взаимодействия. Это особенно важно в деятельности сотрудников органов внутренних дел, где от быстроты принятия управленческого решения порой зависит жизнь человека.
  Повышение эффективности деятельности группы управления подразделений УОП (РУОП) при решении задач управления техническим обеспечением ОРМ неизбежно связано с повышением интеллектуализации их труда на основе применения специализированных систем поддержки принятия решений, обеспечивающих учет изменений динамики развития оперативно-тактической ситуации.
  В настоящее время для решения этой проблемы недостаточно лишь традиционных методов, базирующихся, как правило, на профессиональном опыте и интуиции лица, принимающего решение. Требуется привлечение новых информационных технологий, обеспечивающих автоматизирование процессов принятия решений.
  Использование интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений, построенной на базе экспертных систем, позволяет, по мнению С.И. Королькова:
  - переложить на средства автоматизирования управления вопросы определения и классификации возможных вариантов решения задач управления по степени целесообразности их использования;
  - реализовать режим работы индуктивного обучения системы на основе анализа результатов реализации рекомендуемых решений в динамике накопления опыта управления;
  - обеспечить текущий контроль базы знаний по степени непротиворечивости и возможности классификации рекомендуемых решений;
  - учесть нечеткость априорной информации в оценках вариантов принимаемых решений64.
  На рубеже веков в органах внутренних дел получило широкое распространение использование современных технических средств связи, различной компьютерной техники, информационных технологий, что в значительной степени сказывается на качестве управления.
  На основе анализа литературы, практической деятельности, тенденций развития компьютерной техники и средств связи можно сделать вывод, что использование современных информационных технологий будет играть в ближайшие годы ведущую роль в принятии и организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.
 
  М.Н. Кораблев
  Уральский юридический институт МВД России
 Некоторые виды защиты
 электронной информации
  В настоящее время с ростом компьютерных технологий особую остроту приобретают вопросы защиты информации в силовых структурах. Понятно, какой интерес может представлять та или иная информация для оппонентов (конкурентов, преступников), но в случае милицейских баз данных (особенно баз по хранению и анализу следов рук, внешнего облика преступников, пулегильзотеки, криминальных данных и т.п.) этот вопрос особенно актуален. Можно представить себе, какую пользу может извлечь преступник, зная, какой информацией на него обладают правоохранительные органы. Получить доступ к базам данных можно различными способами: как путём простого включения компьютера, просмотра и копирования интересующей информации, так и при помощи "жучков", находясь на значительном расстоянии от источника информации. Итак, если с первым способом съёма данных всё ясно, и ограничить доступ людей к важным данным не составляет труда, организовав пропускной режим, то со вторым дела обстоят гораздо сложней. Здесь необходимы профессионалы, компетентность которых позволяет быть уверенными в секретности хранимой информации, нужны также технические средства электронной защиты. Всё это требует немалых материальных затрат, но результат того стоит.
  Любое учреждение, предприятие, организация имеют разнообразные технические средства, предназначенные для приёма, передачи и хранения информации65. Физические процессы, происходящие в этих устройствах при их функционировании, создают в окружающем пространстве побочные излучения, которые можно обнаруживать на значительных расстояниях (до нескольких сотен метров) и, следовательно, перехватывать.
  Физические явления, лежащие в основе излучений, имеют различный характер, тем не менее, утечка информации за счёт побочных излучений происходит по своего рода "системе связи", состоящей из передатчика (источника излучений), среды, в которой эти излучения распространяются, и приёмника. Такую "систему связи" принято называть техническим каналом утечки информации.
  Технические каналы утечки информации делятся на:
  - радиоканалы (электромагнитные излучения радиодиапазона);
  - электрические (напряжение и токи в различных токопроводящих коммуникациях);
  - акустические (распространение звуковых колебаний в любом звукопроводящем материале);
  - оптические (электромагнитные излучения в видимой, инфракрасной и ультрафиолетовой частях спектра).
  Источниками излучений в технических каналах являются разнообразные технические средства, особенно те, в которых циркулирует конфиденциальная информация. К их числу относится:
  - сети электропитания и линии заземления;
  - автоматические сети телефонной связи;
  - системы факсимильной, телекодовой и телеграфной связи;
  - средства громкоговорящей связи;
  - средства звуко- и видео записи;
  - системы звукоусиления речи;
  - электронно-вычислительная техника;
  - электронные средства оргтехники.
  Важно отметить, что технические средства не только сами излучают в пространство сигналы, содержащие обрабатываемую ими информацию, но и улавливают за счёт микрофонов либо антенных устройств другие излучения (акустические, электромагнитные), существующие в непосредственной близости от них66. Они преобразовывают принятые излучения в электрические сигналы и бесконтрольно передают их по своим линиям связи на значительные расстояния. Это ещё больше повышает опасность утечки информации. К числу подобных устройств относятся телефоны, датчики охранной и пожарной сигнализации, их линии, а также сеть электропроводки.
  Для создания системы защиты объекта необходимо провести ряд мероприятий67. Прежде всего, необходимо проанализировать специфические особенности расположения зданий, помещений в зданиях, территорию вокруг них и проведённые коммуникации. Затем необходимо выделить те помещения, внутри которых циркулирует секретная информация (криминалистические отделы, информационный центр и т.п.), и учесть используемые в них средства. Далее, в случае необходимости следует:
  - проверить технику на соответствие величины побочных излучений допустимым уровням;
  - экранировать помещения с техникой или эту технику в помещениях;
  - перемонтировать отдельные цепи, линии, кабели;
  - использовать специальные устройства и средства активной и пассивной защиты.
  На каждый метод получения информации по техническим каналам существует метод противодействия, часто не один, который может свести угрозу к минимуму.
  Что касается незаконного доступа к хранящейся в компьютере информации через систему кодов, то здесь тоже стоит остановиться. На любом компьютере стоит операционная система (ОС), позволяющая пользователю вообще работать на нём. ОС представляет собой огромный массив программ - алгоритмов, которые дают возможность ОС выполнять те или иные действия. К каждой ОС есть свой код, позволяющий настраивать систему "под пользователя". Большинство фирм, производящих системное обеспечение (в частности Microsoft), делают эти исходники закрытыми, т.е. пользователь не может в основу своей системы поставить свой индивидуальный код (не путать с кодом доступа), что позволяет через определённую систему кодировок получать доступ к хранящейся информации без согласия и ведома пользователя. Если учесть, что большинство используемых систем - Windows разных серий, то, зная исходники, проникнуть в любую базу данных не составит особого труда (как уже не раз делало правительство США, создавая системы слежения информационных потоков Echelon, CALEA, Россия тоже не отстаёт - система COPM)68. Также в настоящее время процессоры серии Pentium III (около 80%) имеют уникальный PSN (Personal Serial Number); предположительно номер должен служить средством дополнительной идентификации клиента электронной сети, но в то же время именно PSN позволяет следить за пользователем (разумеется, без его ведома). Выход здесь я вижу в использовании других ОС (например, Unix, Linux и т.п.) с открытыми исходными кодами, что позволяет создавать практически свою ОС, снижает вероятность незаконного "удалённого доступа" к компьютеру. Можно проводить криптографию (кодирование) данных69. Желательно также не хранить всю информацию в одном месте (на одном жёстком диске, компьютере и т.п.). Если это исключено, то разумно иметь несколько копий хранящегося материала, которые периодически обновляются. Ведь целью доступа может быть не только получение каких-то данных, но и их уничтожение (с целью "заметания следов"). Однако это требует программистов высокого класса, которым надо платить. Оправданы эти расходы или нет - каждый решает сам.
  Описанную выше работу следует осуществлять превентивно. Проводя комплекс защитных мер, не обязательно стремиться обеспечить защиту всего здания. Главное - ограничить доступ в те места и к той технике, где сосредоточена секретная информация (не забывая о возможностях ее дистанционного получения). В частности, использование качественных замков, сигнализаций, демонтаж излишней проводки, применение специальных устройств (генераторов шума и т.п.) серьёзно затрудняют или делают бессмысленным использование спецтехники. Не стоит забывать также и о правилах противопожарной безопасности, особенно, если информация хранится не в электронном варианте, а большими кипами бумаг (как это обычно и делается).
  Но самое главное средство защиты - это своя голова. Поэтому действуйте расчётливо и предусмотрительно.
 
  А.А. Корепанова
  Уральская государственная юридическая академия
 Неправомерный доступ к компьютерной
 информации: проблемы применения
  Появление в 1974 году компактных и сравнительно недорогих персональных компьютеров дало возможность подключаться к информационным потокам неограниченному кругу лиц. Встал вопрос о контролируемости доступа к информации, ее сохранности и доброкачественности. Проблема несанкционированного вмешательства вынудила страны с наиболее развитыми технологиями и информационными сетями прибегнуть к дополнительным мерам безопасности, в том числе уголовно-правовым средствам защиты.
  В 1992 г. был принят закон России "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных", в 1994 г. - Гражданский кодекс, который содержит ряд норм, связанных с компьютерной информацией, в 1995 г. - федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Логическим развитием правовой системы, создающей условия безопасности компьютерной информации, стало включение в УК РФ 1996 г. группы статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
  Обособление данной уголовно-правовой нормы вызвано специфичностью компьютерной информации как предмета преступного посягательства. Охраняемой законом, по смыслу УК, будет являться такая компьютерная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом.
  Термин "информация" обычно предполагает некоторый сигнал, воспринимаемый сенсорно или на приборном уровне. В таких случаях информация превращается в сообщение, то есть в активное волевое действие лица по передаче информации вовне. Термин "информация" может интерпретироваться и как совокупность сведений (знаний), предназначенных для передачи в качестве сообщения. Правовой защите подлежит главным образом документированная информация (документ) с реквизитами, зафиксированная на материальном носителе.
  Между тем отечественное уголовное законодательство обеспечивает правовую защиту и иным разновидностям информации и, следовательно, расширяет представление о предмете преступной деятельности. Закон об информации называет два вида правового режима документированной информации, свободный доступ к которой ограничен: информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная информация. Кроме того, законами охраняются различные сведения, связанные с профессиональной деятельностью; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства и т.д. Все эти сведения, при условии их фиксирования на машинном носителе, могут выступить в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 272 УК. Любая иная не охраняемая законом компьютерная информация не является предметом данного состава преступления.
  Необходимо отметить, что ст. 272 УК направлена на защиту именно самой информации, а не авторских прав на базы данных, программы для ЭВМ и т.д. Нарушение авторских и смежных прав может повлечь уголовную ответственность, но уже по ст. 146 УК.
  Ответственность по ст. 272 наступает за неправомерный доступ к информации, лишь если она запечатлена на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети. Неправомерный доступ к информации, выполненной в записи рукой человека, отпечатанной на машинке или принтере, не подразумевается в данной норме уголовного закона и может в соответствующих случаях повлечь ответственность по другим статьям Особенной части УК (ст. 137, 138, 183 и др.).
  Хотелось бы отметить ряд вопросов, которые возникают при применении статей, посвященных преступлениям в сфере компьютерной информации.
  1. Это решение вопроса о последствиях. Проблема в том, что при совершении любого компьютерного преступления возможны последствия второго уровня. Например, случаи использования ЭВМ для взлома электронной банковской системы безопасности с целью похищения огромных денежных сумм или умышленной либо неосторожной, дезорганизации работы систем национальной безопасности, крупнейших предприятий, диспетчерских служб и т.д. Это, собственно, и есть одна из причин, по которой компьютерные преступления следует считать посягательствами не столько на интеллектуальную собственность, сколько на безопасность общества.
  2. Довольно часто затруднено выявление объективной стороны преступления, т.е. конкретных действий, приведших к наказуемым последствиям, особенно в неумышленных преступлениях. Проблема заключается прежде всего в установлении неизбежности причинно-следственной связи.
  3. Вопрос о том, что следует понимать под доступом к компьютерной информации. Доступ к компьютерной информации - это всякая форма проникновения к ней, позволяющая манипулировать информацией. Овладение ЭВМ, не имеющей источников питания, а также машинным носителем информации как вещью не рассматривается как доступ к компьютерной информации. Точно так же не образует объективной стороны данного преступления уничтожение или искажение компьютерной информации путем внешнего воздействия на машинные носители теплом, магнитными волнами, механическими ударами и другими подобными методами.
  Неправомерный доступ к компьютерной информации часто сопровождается нейтрализацией интеллектуальных средств ее защиты. Такие действия уже сами по себе могут образовывать состав оконченного преступления, предусмотренного данной статьей УК РФ, либо, если при этом не наступили последствия, должны рассматриваться как покушение на неправомерный доступ к компьютерной информации.
  4. Сложность установления субъективной стороны. Доказать, что в действиях программиста был умысел, а не ошибка, очень трудно. Ведь безошибочных программ практически нет, а презумпция невиновности на стороне программиста. В то же время ответственность за неосторожную модификацию файлов, которая повлекла за собой существенный ущерб, исключить нельзя.
  На первый взгляд действующее уголовное законодательство достаточно широко охватывает все возможные компьютерные преступления. Но это не совсем так. Мне кажется, прежде всего законом должен быть установлен порядок санкционированного доступа в вычислительные системы. Без этого уголовно-правовые (равно как административно-правовые) средства защиты работать не будут.
  Далее в законодательство об административных правонарушениях необходимо ввести норму об умышленном несанкционированном проникновении в вычислительную систему, не повлекшем общественно опасных последствий. В случае наступления общественно опасных последствий начинают работать уголовно-правовые нормы.
  В качестве специального состава преступления, посягающего на безопасное функционирование вычислительной техники, целесообразно сформулировать норму об уголовной ответственности за незаконное проникновение в вычислительные системы физическим способом, причинившее существенный вред государственным и общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам граждан.
  Последствия от неправомерного доступа могут быть в прямом смысле катастрофическими, и мне кажется, что было бы разумно внести в УК статью, которая привлекала бы к ответственности за угрозу мирному сотрудничеству.
  Диапазон хранимых на машинных носителях данных простирается от производственных секретов до списка клиентов. Эта информация имеет различную ценность. В связи с этим представляется целесообразным ввести в законодательство норму, трактующую хищение информации как уголовное преступление.
  Если сформируется особая компьютерная группа общественных отношении то логично превратить такие отношения в объект специальной уголовно-правовой, а в более широком контексте и международно-правовой охраны.
  "Информационная революция" застигла Россию в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем. Очевидно, что введение уголовной ответственности за компьютерные преступления - необходимое, но недостаточное условие для эффективной борьбы с ними. Надо сказать, что без соответствующих изменений в гражданском и административном законодательстве введение уголовно-правовой защиты окажется неэффективным.
  Наряду с уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой охраной программного обеспечения ЭВМ существенным элементом в искоренении такого рода правонарушений стало бы создание специальных подразделений (в рамках правоохранительных органов) по борьбе с компьютерной преступностью, в частности хищениями, совершаемыми путем несанкционированного доступа в компьютерные сети и базы данных.
  Остается выразить надежду, что согласованные действия правоохранительных органов, органов исполнительной власти, а также судов позволят покончить с компьютерной преступностью в Российской Федерации.
 
  Е.А. Лукьянова
  Уфимский юридический институт МВД России
 Актуальные аспекты управления
 в органах внутренних дел
  Посредством управления согласовываются, координируются и кооперируются индивидуальные усилия, решаются задачи и достигаются общие цели, а также интегрируются интересы различных органов, служб и подразделений. Управление в органах внутренних дел должно быть динамичным, целенаправленным и оперативным. Это особенно значимо в условиях дефицита кадровых, финансовых и материальных ресурсов, испытываемых органами внутренних дел.
  В наше время эффективно решить эти задачи возможно лишь на основе современной системы информационного обеспечения, основанной на передовых информационных технологиях. При этом сущность системы информационного обеспечения органов внутренних дел состоит в предоставлении субъекту управления тех сведений, которые необходимы и достаточны для эффективной организации его деятельности. Именно поэтому совершенствованию системы информационного обеспечения правоохранительных органов уделяется значительное внимание.
  Проблемы централизованного управления информационным взаимодействием правоохранительных органов остро стоят не только на общегосударственном уровне. В первую очередь необходимо совершенствование информационного взаимодействия ряда служб на низовом уровне управления в ГОРУВД. Например, в настоящее время нет единого для МВД подхода к организации деятельности информационно-аналитических подразделений, ведь именно на штабные информационно-аналитические подразделения возложена задача сбора, обобщения и анализа основной информации, необходимой для выработки и организации исполнения управленческих решений. Поэтому штабные информационно-аналитические подразделения должны быть заинтересованы в использовании современных информационных технологий.
  В ряде региональных органов внутренних дел создаются и инициативно развиваются свои интегрированные банки данных, которые осуществляют оперативный обмен информацией не только между отдельными подразделениями ОВД, но и некоторыми смежными службами других правоохранительных органов. Это имеет большое значение для становления новой информационной культуры деятельности не только оперативных служб ОВД, но и всех правоохранительных органов страны.
  Одним из основных направлений совершенствования деятельности правоохранительных структур является кардинальное улучшение их технического обеспечения. Под техническим обеспечением понимается комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности и надежности использования специальных технических средств (спецтехники) и охватывающих весь жизненный цикл, от обоснования разработки и обучения личного состава до проведения ремонтно-профилактического обслуживания.
  На повышение эффективности системы технического обеспечения, охватывающей все уровни управления, направлено комплексное автоматизирование управления в ОВД. Ведущим фактором, обуславливающим актуальность скорейшего начала работ в области автоматизации системы технического обеспечения ОВД, является то, что уже функционируют и активно разрабатываются различные аппаратно-программные комплексы и автоматизированные системы по направлениям технического обеспечения, имеющие значительные различия в принципах построения70.
  Под комплексной автоматизацией системы технического обеспечения ОВД понимается процесс создания многоуровневой распределенной информационно-вычислительной сети (ИВС), построенной на базе различных автоматизированных систем управления и их комбинаций, объединяемых в единое целое по принципу части и целого.
  Структура ИВС технического обеспечения состоит из совокупности отдельных функционально законченных, но взаимосвязанных и взаимозависимых ИВС. Каждая информационно-вычислительная подсистема представляет собой комплекс программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации различных управленческих задач, и может быть представлена автоматизированными системами, объединенными в локальные вычислительные сети (ЛВС), интегрируемые при помощи сети передачи данных (СПД) в ИВС более высокого уровня. В качестве первичного элемента автоматизации рассматривается автоматизированное рабочее место (АРМ) или аналогичное устройство. Важной составной частью общей структуры является информационно-интегрирующая система (ИИС).
  Следует указать на то, что интеграция ИВС технического обеспечения в единую ИВС ОВД неизбежно приведет практических работников, управленцев к осознанию усиления роли спецтехники в процессе получения ориентирующей, оперативно-розыскной и доказательственной информации. В то же время подразделения и службы, решающие различные вопросы технического обеспечения, смогут более тщательно и объективно учитывать потребности оперативно-розыскных, следственных подразделений при разработке, производстве и эксплуатации спецтехники. Эта взаимосвязь является крайне важной и необходимой. В ней заложены значительные резервы повышения эффективности деятельности системы штабных информационно-аналитических подразделений.
  При анализе оперативной обстановки необходимо использование справочных правовых систем для расчета и прогнозирования правовых последствий принимаемых решений с использованием действующей на текущий момент правовой информации. Такие инструменты сегодня все чаще используются - это справочные правовые системы на базе персональных компьютеров, в частности программный комплекс "Юридическая справочная информационная система" (ПК "ЮСИС"), разработанная в Юридическом информационном агентстве INTRALEX, "Гарант", "Консультант +".
  Таким образом, задача информационной работы штабных, информационно-аналитических подразделений МВД заключается в реализации информационных процессов на основе современных информационных технологий в целях эффективного управления силами и средствами, защиты жизни, здоровья, достоинства и чести граждан. Для решения этой задачи необходимы не только денежные средства, но и централизованная нормативная база, регламентирующая деятельность штабов и информационно-аналитических подразделений на местах.
 
  Н.А. Орлов
  Уральский юридический институт МВД России
 Компьютерные преступления
 и защита информации
  В последние десять лет в нашей стране появилась новая группа правоотношений - информационные правоотношения. Их количество увеличивается с каждым днем. Следует отметить, что нормативно-правовая база, регулирующая данный вид правоотношений, является новой и довольно несовершенной. Компьютерные правоотношения являются частью информационных. Компьютерные преступления совершаются ежедневно. Причинами совершения данного вида преступлений являются:
  1) несовершенство нормативно-правовой базы;
  2) отсутствие или несовершенство мер защиты от компьютерных преступлений;
  3) отсутствие или нехватка квалифицированных сотрудников по борьбе с компьютерными преступлениями.
  Наше уголовное законодательство (Уголовный кодекс) выделяет следующие виды компьютерных преступлений:
  1) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272);
  2) создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273);
  3) нарушение правил эксплуатации ЭВМ (ст. 274).
  Именно на основе этих норм права ведется борьба с компьютерными преступлениями.
  Для успешного выявления и раскрытия компьютерных преступлений необходимо провести ряд оперативно-следственных мероприятий. Своевременность их проведения облегчит процесс выявления и поимки преступника. Поводом для беспокойства могут послужить признаки вторжения в ЭВМ, указывающие на следы совершения преступления. Перечень данных признаков должен быть известен всем пользователям без исключения. Это позволит предотвратить или пресечь компьютерное преступление. Наряду с этим необходимо знать признаки действия вредоносных программ. Это в свою очередь позволит уменьшить ущерб, наносимый компьютерными вирусами.
  Основной сложностью в раскрытии и расследовании компьютерных преступлений является выявление преступника и доказывание причинной связи между действиями подозреваемого лица и наступившими общественно опасными последствиями.
  Выявить, раскрыть и расследовать преступления очень трудно. Намного легче их предотвратить. Имеется очень много способов предотвращения компьютерных преступлений. Мнения специалистов расходятся по поводу того, какой из них лучше. Всего можно выделить три большие группы способов предупреждения компьютерных преступлений: 1) правовой; 2) организационный; 3) технический.
  Крылов В.В. (ведущий специалист в этой области) считает, что наиболее верным способом предотвращения компьютерных преступлений является технический, и только затем организационный и правовой.
  Я считаю, что в первую очередь необходимо создать такую правовую базу, которая бы не просто регулировала компьютерные правоотношения, устанавливала ответственность за совершение компьютерных преступлений, но и повышала уровень правосознания и правовой культуры населения. На втором месте стоят организационные способы, которые включают в себя совокупность организационных мероприятий:
  1) подбор, проверку и инструктаж персонала, участвующего во всех стадиях информационного процесса;
  2) возложение дисциплинарной ответственности на лиц, ответственных за обеспечение безопасности конкретных средств компьютерной техники;
  3) обеспечение режима секретности при функционировании компьютерной системы;
  4) обеспечение физической охраны объектов и т.п.
  На третьем месте стоят технические методы. Их можно условно разделить на две группы: аппаратные и программные. Аппаратные методы предназначены для защиты аппаратных средств и средств компьютерной техники от нежелательных физических воздействий на них сторонних сил. Программные методы защиты предназначены для непосредственной защиты информации по трем направлениям: аппаратуры, программного обеспечения, данных. Примерами этого способа являются: шифрование данных, установка паролей, использование антивирусных программ.
  Для эффективной борьбы с компьютерными преступлениями необходимо создание новых более совершенных правовых актов. Но создание законов требует большого количества времени. При существующих законах необходимо:
  1) в соответствии с современными технологиями создать единый перечень методов предупреждения компьютерных преступлений, обязательный для исполнения всеми пользователями;
  2) создать специальные курсы для повышения квалификации работников по борьбе с компьютерными преступлениями. Дело в том, что борьбой с преступностью занимаются силовые структуры (МВД, ФСБ). При этом борьба с компьютерными преступлениями требует не только юридических, но специальных технических знаний, а иногда и других (экономических, банковского дела).
 
  О.В. Тушканова
  Уральский юридический институт МВД России
 Экспертиза в сфере информационно-коммуникационных технологий
  В настоящее время наиболее распространенными объектами экспертизы, проводимой специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий, являются: компьютерная техника, электронные органайзеры, мобильные (сотовые) телефоны, кредитные карточки. Имеются случаи исследования средств негласного съема информации. Информацией, представляющей интерес для расследования преступления, могут быть различные данные. Так, например, в органайзерах (в зависимости от типа и модели) могут храниться: расписание (рабочий график пользователя), телефонная книга, различные деловые записи, финансовые расходы, отправленные факсы, электронная почта, SMS71 сообщения и др. В мобильном телефоне могут быть обнаружены: списки телефонов, последний набранный номер, продолжительность последнего телефонного разговора, SMS информация. Для сотовых телефонов стандарта GSM72 дополнительная информация может быть расположена на SIM-карте73.
  При производстве экспертиз в сфере информационно-коммуникационных технологий необходимо помнить, что при всей новизне исследуемых объектов общая методология производства таких экспертиз остается созвучной методологии производства любой криминалистической экспертизы. Основной задачей криминалистической экспертизы является исследование вещественных доказательств и иных материалов дела. Вещественными доказательствами являются предметы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий обвиняемого, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности74.
  Особенностями объектов, исследуемых криминалистической экспертизой, является то, что они могут выступать как в качестве орудия преступления, так и в качестве объекта преступных действий, причем и в том и в другом случае, как правило, на объекте остаются либо следы преступного деяния, либо следы, причинно связанные с расследованием преступления. Под следами в данном случае понимаются любые отражения действительности. В информационно-коммуникационной сфере таким отражением действительности является информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления)75. Поэтому основной целью проведения экспертизы в информационно-коммуникационной сфере является поиск и анализ информации, имеющей значение для расследования преступления.
  Так как информация находится на материальных носителях (вещественных доказательствах), то ее сохранность зависит, от правильности упаковки вещественного доказательства, поэтому при производстве экспертизы эксперт, прежде всего, осматривает и описывает упаковку вещественного доказательства, затем непосредственно само вещественное доказательство. Если это необходимо, он дополнительно определяет устройства, на которых непосредственно хранится информация, дает характеристику этих устройств, а затем уже производит ее поиск, восстановление, считывание.
  Следующей стадией производства экспертизы является выбор из всего объема исследуемой информации той, которая важна для расследования уголовного дела. Объем той работы, которую необходимо будет провести эксперту по поиску, восстановлению, описанию и анализу информации, напрямую зависит от правильности поставленных перед ним вопросов. Чем более конкретно очерчен круг необходимой информации, тем более быстро и качественно будет проведено исследование. Это особенно важно учитывать при исследовании средств вычислительной техники, где уже сейчас информация исчисляется гигабайтами (для распечатки текстового содержимого магнитного диска объемом 1 Гб необходимо около 500 000 листов бумаги формата А4).
  Если информация не нуждается в дальнейшем анализе, то производство экспертизы заканчивается описанием и в случае необходимости распечатыванием (частично или полностью) выбранной информации. Если же анализ необходим, то он проводится либо самим экспертом, либо совместно со специалистом этой же специальности, но другого профиля, либо совместно с экспертами других специальностей (эксперта-бухгалтера, эксперта по техническому исследованию документов и пр.), тогда экспертиза является комплексной. Данная стадия производства экспертизы заканчивается выводами, устанавливающими факты и механизм преступного деяния.
  В заключение необходимо заметить, что успех экспертного исследования в информационно-коммуникационной сфере зависит от того, насколько полно и методически правильно при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий выявлены, зафиксированы и изъяты следы преступной деятельности.
 
  И.М. Фомина
  Уральский юридический институт МВД России
 Некоторые аспекты формирования
 понятия "правовая информация"
  Одним из наиболее популярных и распространенных терминов ХХ века, прочно вошедшим во все отрасли науки, техники, межличностного и научного общения, является информация. Как сам термин "информация", так и связанные с ним понятия - информационные технологии, информационные системы, информационная революция - настолько прочно вошли в повседневный и научный обиход, что воспринимаются как общеизвестный факт, не требующий каких-либо дополнительных комментариев и объяснений.
  Так же прочно понятие информации вошло и в право. Однако, если раньше этим термином пользовались в основном работники оперативных аппаратов, подразумевая под оперативной информацией только определенный ее вид, полученный специфическими методами оперативно-розыскной деятельности, то теперь все чаще говорят об информации следственной, криминалистической, правовой и т.д. Под информацией здесь подразумевается весь объем сведений, необходимых для успешного раскрытия и расследования уголовных дел, предупреждения преступлений и правонарушений, их профилактики, выработки общих и частных методик расследования, теоретического осмысления права, его совершенствования и т.д.
  Вместе с тем предпринятое нами исследование понятия информации позволило сделать вывод, что в современном праве, будь то теория права, криминалистика, уголовный процесс, оперативно-розыскная деятельность, в учебниках по указанным дисциплинам, доступной монографической и научной литературе отсутствует единое, устоявшееся понятие правовой (криминалистической, оперативно-розыскной, уголовно-правовой или уголовно-процессуальной) информации.
  Практически все авторы учебников, монографий, научных и популярных статей на правовые темы оперируют понятием "информация" как данностью или в лучшем случае цитируют различные словари и энциклопедии в основном популярного характера или справочную литературу по другим, не правовым, отраслям науки, техники или культуры.
  Характерно, что и во многих ранних юридических словарях определение информации отсутствует вообще76. Исключение составляют юридические словари последнего поколения, где под информацией понимается один из видов гражданских прав(!)77. Здесь же авторы словаря оговариваются, что в действующем ГК РФ нет определенного понятия информации и закон предусматривает защиту только для более узкого объекта данного вида гражданских прав - служебной и коммерческой тайны. Далее словарь оперирует понятием информации, данном в законе "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.01.95.78
  Любопытно, что в начале ХХ века ни Брокгауз и Эфрон, ни Гранат в своих словарях термин "информация" также не употребляли.
  Современный Советский энциклопедический словарь дает следующее определение информации: первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным и др. способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.). С середины ХХ века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; информация является одним из основных понятий в кибернетике79.
  О.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова в своем толковом словаре русского языка определяют информацию как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемую человеком или специальным устройством, а также сообщение, осведомляющее о положении дел, состоянии чего-либо80.
  Как уже говорилось выше, определения информации, даваемые авторами как в праве, так и в других отраслях науки, техники, культуры, искусства, близки или цитируют данные издания с известными вариациями, вызванными спецификой преподаваемого или исследуемого предмета, но суть остается в целом одинаковой или близкой.
  А.В. Монахов определяет информацию как сведения, уменьшающие или снижающие неопределенность81.
  В.В. Домарев пишет: "Информация - сведения о предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления"82.
  По этому же пути пошли С.В. Назаров, В.И. Пермяков, В.А. Тефинцев83.
  Аналогичные подходы наблюдаются и среди юристов.
  О.А. Гаврилов - специалист в области теории права - определяет информацию как "сведения, (сообщения) об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и отношениях, которые уменьшают степень их неопределенности"84.
  Н.С. Полевой, обращаясь к определению информации, прямо цитирует Большую советскую энциклопедию, т.е. использует определение, приведенное нами выше85.
  Г.А. Зорин, автор оригинального учебника по криминалистике, говорит о криминалистической информации как о данности и видимо поэтому не дает какого-либо определения понятию информации86.
  Уже упомянутый нами О.А. Гаврилов, развивая свои мысли, как бы вскользь упоминает о существовании правовой информации, оговаривая, что она создается в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности87.
  Такой подход к правовой информации кажется нам несколько узкими и может отвечать только каким-то специфическим задачам теории права. Но сводить всю правовую информацию только к правотворческой или правоприменительной информации нельзя. В этом случае конкретная деятельность следователя, оперативного работника по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений должна быть признана не правовой. Особенно это касается работы следователя и оперативного работника с первичной информацией, раскрытием преступлений "по горячим следам", получением и использованием оперативной и иной непроцессуальной информации.
  Анализируя имеющиеся работы, можно сделать вывод, что настоящее философское, философско-правовое и правовое осмысление феномена информации еще не завершено, и эта проблема нуждается в более глубоком и всестороннем исследовании.
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
 И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
 
 
 
  С.Г. Баранова
  Уральский юридический институт МВД России
 Конституционный надлом и парадокс "указного"
 законодательства: некоторые аспекты
 "указной" власти Президента РФ
  В последние годы в юридической литературе мы все чаще сталкиваемся с понятием "указная власть". Что оно означает? Где искать источник этого понятия?
  Этот термин для нашей правовой системы - "новинка". Впервые он возник в период оживленного обсуждения вопроса о введении института Президента в России и неоднократно затем толковался в зависимости от конкретной экономической ситуации, стратегических и тактических задач различных ветвей власти.
  Ряд юристов утверждает, что "в России фактически восстанавливается практика указного правотворчества, указной власти..."88, где "Президент принимает указы по вопросам, которые не урегулированы действующим законодательством". Приведенные доводы весьма серьезны, т.к. из сферы научных дискуссий они перешли уже на уровень официальных запросов Государственной Думы в Конституционный Суд.
  Некоторые авторы считают подзаконный характер указов весьма сомнительным, так как заполнение правовых пробелов с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов, как полагают они, "...вполне правомерно. Это признается оправданным в условиях переходного этапа экономики, когда законодательство не успевает обновляться, когда происходит разрыв между требованиями реальной экономики и законом..."89
  В последнее время складывается практика расширительного "указного" законодательства, которая оправдывает вторжение Президента в сферу законодательства. Сторонники сильной президентской власти ограничивают компетенцию Президента лишь одним условием: он не может издавать указы по вопросам, которые уже регламентированы федеральным законом либо в отношении которых Конституция содержит прямые предписания о том, что они должны быть регламентированы федеральным законом. В остальном "указная" власть Президента, по их мнению, не ограничена какими-либо рамками90.
  Таким образом, многие вопросы оказываются в сфере компетенции как Президента, так и парламента. В такую "совместную" компетенцию можно включить и компетенцию федерального Правительства, поскольку перечень его полномочий носит открытый характер (ст. 114 Конституции РФ).
  Анализируя содержание нормативных указов, содержащих нормы законодательного уровня, можно согласиться с мнением А.В. Мицкевича, что такая практика оправдана, хотя не опирается на прямое закрепление в Конституции права Президента издавать указы, временно заменяющие законы.
  В этом смысле утверждение Б.Н. Ельцина о том, что "пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения тех или иных отношений", представляется спорным91. С одной стороны, указы Президента едва ли можно признавать полноценной правовой базой (судебные органы при рассмотрении конкретных дел отказываются руководствоваться указами Президента, что является обоснованным и оправданным их действием). С другой стороны, для судей и научных работников в области правоведения ясно, что в основе этой проблемы находятся коллизии между федеральными законами и указами, когда закон, пусть даже несовершенный, имеет большую юридическую силу.
  Таким образом, выходом из ситуации совпадающих компетенций разных по своим функциям и назначению государственных органов является внесение поправок в Конституцию, где четко бы разделялись полномочия Президента, правительства и парламента.
  Если исходить из подзаконного характера указов Президента, а такая точка зрения поддерживается значительной частью исследователей в области конституционного права и теории права, то предмет и сфера "указного" регулирования в конкретных областях должны основываться на компетенции Президента, определенной в гл. 4 "Президент Российской Федерации", а не в ст. 71-72 гл. 3, закрепляющих предметы ведения Российской Федерации, а также предметы совместного ведения.
  В публикациях зарубежных научных работников в области правоведения вопрос "указной" власти как элемента полномочий Президента является дискуссионным. Различные мнения по данному вопросу связаны с доктриной "о конституционном статусе Президента".
  По мнению Стивена Холмса, "величайший технический изъян новой Конституции заключается в отсутствии какой-либо процедуры разрешения коллизий между парламентскими законами и президентскими указами, т.к. Конституция не дает четкого разделения взаимоисключающих сфер компетенции..."92. В своей статье Стивен Холмс излагает определенные аспекты "системы сверхпрезидентства в России", на чем и основывается его точка зрения в области издания указов.
  Анатолий Ковлер в статье "Суперпрезидент или колосс на глиняных ногах?"93 уточняет характер суперпрезидентского режима в России и отмечает, что "...важнейшим положением представляется ст. 90, часть 3 Конституции РФ... На основании этой статьи Конституционный суд вправе по запросам Государственной Думы, Совета Федерации, одной пятой их депутатов принять к рассмотрению ходатайство о соответствии Конституции РФ указам Президента (п. 2 ст. 125 Конституции РФ), которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу (п. 6 ст. 125 Конституции РФ)".
  В ракурсе вопросов: "полномочия Президента" и "указная" власть хотелось бы отметить, что в Албании Конституция закрепляет положение о том, что ни один акт Президента не имеет законной силы, если он не скреплен подписью премьер-министра, за исключением указов о роспуске парламента из-за невозможности сформировать коалицию (§ 77) и из-за вотума недоверия (§ 81, § 75); Конституция Болгарии гласит, что все указы Президента должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (§ 102 (2)).
  Таким образом, решение вопроса о конституционности указов Президента опосредованным путем через признание их судом соответствующими или нет федеральным законам, исходя из "презумпции конституционности" последних, разрушает основы конституционного правосудия в Российской Федерации и означает переход на иную модель конституционной юрисдикции.
  Если издание Президентом указов, временно замещающих законы, является необходимым для осуществления реформ, обеспечения гарантий конституционных прав граждан, то не лучше ли облечь эту практику в конституционные рамки, ограничивающие возможность превышения Президентом РФ полномочий и произвольной замены "указным" законодательством принимаемых парламентом законов?
  Такие рамки могут, например, состоять в предоставлении Президенту РФ права издавать указы законодательного характера, которые могли бы действовать в течение оговоренного в Конституции срока, например, не более полутора лет. Если в течение этого срока Президент или Правительство РФ по его поручению не проведут через парламент соответствующий закон, то тогда прекращается действие указа.
  Такой порядок позволяет оперативно решать некоторые важные вопросы безопасности граждан и охраны порядка, экономической жизни, особенно в трудных условиях кризиса, при острых ситуациях, например, в борьбе с терроризмом. На мой взгляд, такой опыт требует внимательного изучения.
  Подводя итог, можно сказать, что признание Президентом временного характера издаваемых им указов в законодательной сфере, а равно его предписание Главному государственно-правовому управлению представлять предложения о признании их утратившими силу по мере законодательного урегулирования на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, во многом подводит итог дискуссиям об указах Президента и соотношении указов и законов.
  Указ Президента РФ по ныне действующей Конституции обладает после федерального закона наибольшей юридической силой. Содержание указа определяется конституционным статусом Президента как главы государства. Признание указов и их соотношение с другими правовыми актами должны быть правильно поняты и истолкованы.
 
  И.В. Нечков
  Уральский юридический институт МВД России
  Некоторые проблемы
 государственного регулирования
 в сфере предпринимательской деятельности
  В ходе осуществления хозяйственной деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм участвуют в административных правоотношениях.
  Одним из методов, применяемых органами государственного управления для регулирования данных отношений, является контроль.
  Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают степень влияния органов государственной власти в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
  Чем обусловлено такое активное вмешательство государства? Нуждается ли создавшийся режим контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности в некоторых послаблениях?
  С точки зрения содержания общий государственный контроль в сфере предпринимательства можно подразделить на требования: в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности.
  Среди государственного контроля за предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов можно выделить следующие его разновидности в зависимости от контролирующего органа. Государство организует предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Путем государственной регистрации их в качестве юридических лиц и дачи разрешений на занятие тем или иным видом деятельности государство осуществляет проверку законности учреждения предприятий и других коммерческих организаций, а также права некоммерческих организаций дополнительно заниматься предпринимательской деятельностью.
  В сфере стандартизации и сертификации государственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями законов Российской Федерации от 10 июня 1993 г. "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" (с последующими изменениями и дополнениями). Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающими определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Выдаваемые сертификаты, иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ, услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы и маркированы. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, другие специально уполномоченные государственные органы.
  В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В федеральном законе от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" установлено, что в целях защиты потребителя Правительство РФ устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" федеральная энергетическая комиссия и региональные энергетические комиссии наделяются правом осуществлять проверку хозяйственной деятельности, в частности размеров тарифов (по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию).
  В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). В законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрен свод правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главной движущей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон.
  Для предупреждения и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов закон устанавливает предварительный государственный контроль антимонопольных органов за созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций; слиянием и присоединением коммерческих организаций; ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляется также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.
  На сегодняшний день государство проводит активную политику в сфере развития и упорядочения налоговых правоотношений. С этой целью федеральными законодательными органами уже принят ряд законов, в частности 1 и 2 части Налогового кодекса, которые уполномочивают налоговые органы и органы федеральной службы налоговой полиции осуществлять налоговый контроль посредством проведения проверки данных учета и отчетности субъектов предпринимательской деятельности. Основной целью данного контроля является неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
  Все виды государственного контроля за хозяйственной деятельностью выражаются в издании правовых документов, актов, т.е. облеченных в установленную форму действий органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо соответствующего должностного лица, с которым закон связывает определенные правовые последствия. У этих документов имеется свое наименование (представление, предписание, лицензия, акт ревизии, формы отчетности и т.п.). Вне правовой формы государственное воздействие осуществляться не может.
  Акт публичного контроля представляет собой действие уполномоченного органа власти, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая хозяйственная деятельность. Во многих законах и иных правовых актах, посвященных государственному контролю, нередко вовсе не обозначаются его правовые формы.
  Государственные органы осуществляют контроль на основании и в соответствии с законодательством РФ. Практически все законы, регулирующие те или иные стороны предпринимательской (хозяйственной) деятельности, включают, как правило, разделы и статьи, посвященные государственному контролю (надзору). Детальная регламентация контрольных функций государственных органов содержится в ведомственных актах.
  В заключение хочу отметить, что государственный контроль за предпринимательской деятельностью, безусловно, необходим. Однако нельзя делать его тотальным. Законодательством должны быть четко определены основания и пределы государственного вмешательства.
 
  А.В. Плюта
  Уфимский юридический институт МВД России
  Роль административного права
 на пороге нового тысячелетия
  В период существования советского государства, когда управление признавалось основным выражением его организующей деятельности, административное право фокусировалось вокруг государственного управления94.
  Его общая часть традиционно посвящалась предмету, системе, источникам и органам государственного управления, их актам, а особенная часть - организации управления в отраслях и сферах государственной жизни с помощью органов, актов и других элементов.
  В последние десятилетия сохраняется в основном прежняя концепция административного права с некоторыми коррективами95. Появившиеся учебники насыщены новым нормативным материалом, обосновывающим главную идею государственного управления через призму деятельности органов исполнительной власти. Но, отдавая должное всей полезности сохранения управленческого потенциала государства, обеспечиваемого с помощью административного права, нельзя пройти мимо потребности в новых подходах к этой отрасли права и ее реальному развитию и в русле правотворчества, и в русле правоприменения.
  Административное право без преувеличения можно рассматривать в качестве базовой отрасли в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом функционирования исполнительной власти и обеспечения публичных интересов во многих областях государственной и общественной жизни. Ведь для всего комплекса отраслей публичного права административное право выполняет роль опорной конструкции в виде субъектов - органов и императивных правовых норм, которые имеют как сферы самостоятельного развития, так и сферы, в которых они действуют как бы в оболочке других отраслей и их норм (финансового, экологического права и т.д.).
  Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, значительная часть которых практически реализуется с помощью административно-правовых норм96. Административное право берет исходное начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенцию различных органов и звеньев в системе исполнительной власти. При этом приоритетное значение норм конституционного права очевидно и бесспорно.
  Гражданское и административное право реализуют нередко сходные с внешней стороны общественные отношения имущественного характера, например, на началах договора или административного предписания. Тем не менее главные различия между этими отраслями права связаны с особенностями, в первую очередь, предмета регулирования, а затем (в необходимых случаях) и методов регулирования.
  Тесно соотносятся трудовое и административное право, поскольку трудовые отношения - основной предмет трудового права - возникают, как правило, на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения, в том числе и контракты об условиях будущей работы. Правовой акт полномочного должностного лица требуется и для прекращения трудовых отношений, для юридического оформления субъективных прав, сходных с трудовой деятельностью.
  Определенные связи можно обнаружить между гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной и административно-процессуальной отраслями права. Наиболее сложным является вопрос о системе административно-процессуального законодательства. Это законодательство почти не развито в нашей стране, кроме беспрерывно обновляемого кодекса об административных правонарушениях. Поэтому можно выделить такие подотрасли: "Процедуры обеспечения прав граждан в управлении", "Административное правонарушение и административная ответственность", "Производство по административным делам", "Административная юстиция"97. В их рамках целесообразно принимать и применять соответствующие законы. Как уже было сказано, особенность административного права как профилирующей отрасли предопределяет небольшой удельный вес собственно кодифицированных актов. Оправданы, во-первых, институциональная кодификация; во-вторых, тематическая кодификация; в-третьих, общая кодификация и инкорпорация. В данном случае имеется в виду постепенно складывающийся и получающий все большее юридическое значение правовой институт административного процесса. Другими словами, имеется факт формирования административно-процессуального права в качестве подотрасли административного права.
  На сегодняшний день в науке административного права существует ряд проблем, причины появления которых весьма разнообразны. Остановимся на основных из них.
  Во-первых, нуждается в пересмотре и новом освещении ключевой вопрос науки административного права - вопрос о предмете административного регулирования. Иначе говоря, со времени признания в СССР административного права как отрасли права его предметом было регулирование отношений в сфере государственного управления как одного из видов государственной деятельности. К тому же в современных условиях при определении предмета и системы административного права целесообразно отказаться от его традиционного деления на общую и особенную части с целью более полной и равномерной их нормативной структурированности.
  Во-вторых, формирование в 90-х гг. новой российской правовой системы и обновление институтов административного права поставило вопрос об источниках административного права и их классификации. Научная система актуальности данного вопроса обусловлена тем, что в административном праве, в отличие от конституционного, уголовного и трудового, отсутствует единый правовой акт или акт, являющийся доминирующим, в котором были бы сконцентрированы основные нормативные положения данной отрасли.
  Что касается российских источников административного права, то отправным пунктом в их анализе становится исследование законодательных актов, изданных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации (уставы краев, областей, конституций республик). Данные нормативные акты содержат второй крупный блок административно-правовых норм, являющихся определяющими для административного права.
  В-третьих, приведенная многообразная система источников административного права ставит проблему кодификации административно-правовых норм. В настоящее время кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. К тому же пока еще действует кодекс, принятый в 1984 г., в значительной мере не отвечающий сегодняшним потребностям борьбы с административными правонарушениями. Ведется многолетняя работа по его существенному обновлению. Наряду с КоАП многие управленческие проблемы, в том числе и связанные с административными правонарушениями, регламентируются в иных кодификационных актах, относящихся к иным правовым отраслям. В этом отношении наиболее показательны, например, таможенный, водный и лесной кодексы.
  Сейчас на первый план выдвигается задача инкорпораций административного права. Но подобная задача трудновыполнима ввиду известной хаотичности административного права, его крайней многопрофильности и отсутствия должной упорядоченности правового механизма в условиях своеобразной федеративной организации государственной власти.
  Формирование правового государства, правовая реформа на основе верховенства и приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право. Суть изменений, происходящих в сфере реализации исполнительной власти, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность преимущественно подзаконных правовых актов, т.е. постановлений Правительства, нормативных актов министерств и ведомств - приказов, инструкций, положений, уставов, которые нередко не только подменяли закон, но и дополняли, изменяли, а подчас и сводили его на нет. Сейчас основные вопросы функционирования исполнительной власти реализуются на основе законодательных актов и нормативных указов Президента РФ98. Это означает, что резко возросла роль административного права и законодательства, ибо почти в каждом законе содержатся нормы административного права.
  Усиливаются средства, обеспечивающие неуклонное соблюдение законности и дисциплины в сфере государственного управления, расширяется и усиливается административный контроль и надзор.
  Известно, что готов проект нового КоАП. Но дело в том, что обновленный КоАП не позволит решить и такую проблему, как создание специального механизма административного судопроизводства. Нужна административная юстиция, о которой немало писали русские дореволюционные юристы и которую в том или ином виде признают современные ученые-административисты - Н.Г. Салищева, Д.М. Чечет, Ю.А. Тихомиров и др.
  Таковы в общих чертах возможные пути развития административного права и процесса. Эта отрасль права должна реально стать одной из опор российской правовой системы, способствующей эффективности государственно-правового регулирования и демократизации управления.
 
  В.В. Савинцев
  Уральский юридический институт МВД России
 Административное задержание
 как вид государственного принуждения,
 применяемое органами исполнительной власти
  Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточными для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом. Меры административного принуждения имеют следующие признаки:
  • применяются не всеми, а только специально уполномоченными органами государственного управления (милицией, санитарной инспекцией и т.д.);
  • в некоторых предусмотренных случаях отдельные административно-принудительные меры могут применяться судами, судьями единолично и общественными организациями;
  • могут применяться в соответствии с законом к любым субъектам независимо от административного отношения, т.е. не связаны рамками служебной подчиненности;
  • имеют целью обеспечение государственной дисциплины, законности и правопорядка в целом;
  • носят более многообразный характер и включают в себя физическое принуждение.
  Все меры административного принуждения делятся обычно на три группы (вида).
  1. Административно-принудительные меры применяются в случае, когда еще нет правонарушения, и осуществляются в целях охраны общественных и государственных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения, предупреждения возможных нежелательных, вредных последствий либо правонарушений. Они выступают в виде либо административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении организаций и лиц.
  К числу первых можно отнести: введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; закрытие участков границы (например, при возникновении эпидемии); административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (например, запрещение выезда за пределы района) и др.
  К числу принудительных административных действий относится: вхождение работников милиции в служебные и жилые помещения; истребование необходимых документов (при проведении ревизий); таможенный досмотр; обязательное освидетельствование физического состояния лиц (например, работающих на предприятии общественного питания) и т.п.
  2. Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения вредных последствий. К числу таких мер относятся: административное задержание; арест и изъятие имущества; привод; применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков; применение оружия в особых случаях и др. В отличие от административных принудительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями к субъектам, их совершившим. Сами по себе они не являются мерами административной ответственности, но обеспечивают возможность применения таких мер и обычно предшествуют им.
  3. Меры административного взыскания применяются в случае совершения административного правонарушения и представляют собой вид административной юридической ответственности.
  Рассмотрим административное задержание как меру пресечения и обеспечения.
  В соответствии с международно-правовыми нормами Конституция РФ гарантирует гражданам право на свободу и личную неприкосновенность. Любое задержание граждан, в том числе в административном порядке, доставление (приводы) в ОВД и личный досмотр как мера административного пресечения общего назначения ограничивают свободу и личную неприкосновенность граждан, нередко наносят моральную травму задержанным и поэтому должны производиться на законных основаниях в строгом соответствии с процессуальными документами.
  Меры административного пресечения могут применяться, в частности, работниками ОВД только в целях: прекращения противоправного поведения; установления личности; составления протокола об административном правонарушении, когда это невозможно осуществить на месте совершения нарушения; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел и исполнения постановлений по этим делам (ст. 239 КоАП).
  Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления (ст. 242 КоАП). Задержание фиксируется соответствующим протоколом. С момента его оформления начинается задержание, а также появляется фигура задержанного. Следовательно, с этого момента задержанное лицо приобретает право на защитника согласно ст. 48 Конституции РФ. Обратимся к ст. 238 КоАП о доставлении нарушителя, в соответствии с которой задержание происходит со времени пресечения правонарушения. Однако всякая попытка выяснить у работников милиции свое правовое положение и, в частности, потребовать немедленно защитника окажется абсолютно безрезультатной, в связи с чем происходит ущемление права на защитника. Отсюда возникает необходимость пересмотра действующего законодательства, в частности, КоАП РСФСР. В этом нормативном акте следовало бы закрепить истечение срока административного задержания с момента фактического задержания (доставления), поскольку с него реально ограничивается свобода человека. Данную проблему можно решить по аналогии с американским законодательством, где полицейский обязан немедленно разъяснить задержанному его правовое положение и обеспечить реализацию его прав.
  Административное задержание может иметь место только при наличии правонарушения, в соответствии с перечисленными основаниями в ст. 238 КоАП. Но исходя из целей, которые указаны в ст. 239 КоАП, задержание допускается, если правонарушение отсутствует, например, когда лицо задерживается для установления личности. Следовательно, административное задержание применяется не только при наличии правонарушения, но и в других случаях, которые необходимо указать в основаниях ст. 238 КоАП РСФСР.
  Любое административное задержание, даже которое было совершено в целях установления личности задержанного, должно найти свое отражение в соответствующем протоколе, в порядке статьи 240 КоАП. Административное задержание не допускается:
  • при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами (выполнение нарушителем требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и т.д.);
  • при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
  • при наличии основания для наложения взыскания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения. Административному задержанию также не подлежат совершившие правонарушения иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этому дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности. Не подлежат административному задержанию депутаты, прокуроры, судьи.
  Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при совершении в общественных местах серьезных правонарушений и в других случаях, предусмотренных законом, военнослужащие могут быть при отсутствии военных патрулей задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лицам без гражданства в случае совершения правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в любое время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или лица, их заменяющие, они уведомляются о местонахождении в органе, в производстве которого находится дело. Они в праве обжаловать задержание вышестоящему органу, должностному лицу или прокурору. Задержанные освобождаются до истечения установленного срока их задержания, если отпала необходимость в задержании; когда истек установленный законом срок о задержании и при наличии обстоятельств (ст. 227 КоАП), исключающих производство по делу об административном поступке.
  Подводя итог вышесказанному, дадим определение административного задержания. Административное задержание - это принудительное ограничение свободы действий и передвижения лица, применяемое компетентными органами (должностными лицами) на определенный законом срок в целях пресечения правонарушений; установления личности; составления протокола; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях и составления в связи с этим протокола в установленном порядке.
  Часто на практике сотрудники милиции подменяют уголовно-процессуальное задержание административным задержанием. В уголовном процессуальном праве, говоря о задержании, необходимо различать два варианта: задержание физическое и задержание процессуальное. Если первое - поимка, захват, доставление человека в милицию, то второе - оформленное протоколом решение правоохранительного органа об аресте лица на определенный законом срок. В большинстве случаев лицо некоторое время находится в положении физически задержанного, прежде чем станет задержанным процессуально. А так как физическое задержание будет являться незаконным (потому что моментом задержания является его юридическое оформление), то некоторые сотрудники задерживают преступника за административное правонарушение, а после интенсивной "обработки" появляются и основания для его уголовно-процессуального задержания.
 
  А.Д. Шакирова
  Уфимский юридический институт МВД России
 Уполномоченный по правам осужденных
 как гарант обеспечения прав
 и законных интересов
  Длительный процесс становления России как правового государства характеризуется поиском норм, учреждений и институтов, которые бы не только учитывали национальные традиции Российской Федерации, но и воплощали передовой опыт стран с давними демократическими традициями. В этой связи российскую пенитенциарную систему может заинтересовать опыт Великобритании, где с 1995 г. введен институт уполномоченного по правам заключенных. Своеобразие правовой системы Великобритании обусловило тот факт, что юридическое оформление нового института происходило без подробной правовой регламентации в законе, как это принято в России и странах континентальной Европы, путем поиска оптимальных форм взаимодействия с администрацией тюрем и тюремным управлением Англии и Уэльса. На этом пути Уполномоченному по правам заключенных и его немногочисленному аппарату, включающему заместителя, 18 следователей-инспекторов и нескольких технических работников, пришлось терпеливо разъяснять персоналу тюрем необходимость и полезность соблюдения рекомендаций уполномоченного. В настоящее время Уполномоченный по правам заключенных является заметным субъектом тюремной системы Англии и Уэльса, рассматривающим большое число жалоб заключенных, если они отклонены администрацией тюрем и тюремным управлением. Буклеты, объясняющие заключенным и тюремному персоналу роль Уполномоченного по правам заключенных, имеются в каждом блоке или крыле любой тюрьмы. В них сказано о том, что Уполномоченный - это лицо независимое, которое рассматривает жалобы и обращения заключенных после того, как они прошли все первоначальные стадии рассмотрения на уровне конкретной тюрьмы и тюремного управления. Заключенным сообщается также краткая инструкция, последовательность действий и адрес Уполномоченного. Общаясь с членами российской делегации, посетившими Великобританию в целях изучения практики рассмотрения жалоб осужденных (19-26 сентября 1999 г.), сотрудники аппарата Уполномоченного по правам осужденных пояснили, что Уполномоченный не обладает какой-либо административной или судебной властью и не может обязать директора тюрьмы выполнить его рекомендации. Но администрация тюрьмы или управления обязана рассмотреть эти рекомендации и дать аргументированный ответ. Учитывая, что около половины из всех обращений заключенных к Уполномоченному находят понимание и решаются положительно, можно сделать вывод об авторитете Уполномоченного и готовности тюремной системы к разумному диалогу и восприятию демократических новелл. Знакомство с практикой рассмотрения конкретных обращений заключенных к Уполномоченному позволяет не только выяснить круг вопросов, актуальных для заключенных, но общую направленность рекомендаций Уполномоченного на строжайшее соблюдение прав лиц, лишенных свободы, и внедрение гуманных принципов обращения с заключенными. По общему признанию, это позволяет существенно усилить безопасность осужденных и персонала исправительных учреждений.
  В связи с изложенным уместно поставить вопрос о том, можно ли рекомендовать использование института Уполномоченного по правам заключенных в уголовно-исполнительной системе РФ? На этот вопрос мы попытались ответить с помощью опроса осужденных исправительных учреждений г. Уфы и администрации исправительных колоний, а также управленческих работников ГУИН МЮ РФ по Республике Башкортостан. Первые опросы при небольшой выборке показали, что осужденные некоторых исправительных колоний хорошо осведомлены о таком институте, как Уполномоченный по правам человека РФ, и склонны доверять ему больше, чем администрации. Подавляющее большинство опрошенных положительно относятся к идее введения института Уполномоченного по правам осужденных в РФ. Несколько иное отношение к новому институту со стороны администрации исправительных учреждений. Среди возражений, которые высказывались опрошенными, преобладали следующие:
  - у государства нет дополнительных средств;
  - мы еще не созрели до западной демократии;
  - это создаст дополнительные проблемы;
  - существующий порядок рассмотрения жалоб позволяет обеспечить защиту прав осужденных;
  - есть прокурор, надзирающий за местами лишения свободы.
  Представляется, что для компетентного ответа на вопрос о необходимости введения института Уполномоченного по правам осужденных в УИС РФ требуется проведение научного исследования и апробация в одном или нескольких УИН, ГУИН субъектов РФ. Вместе с тем, даже несколько поверхностное знакомство с опытом Британии и других стран убеждает в том, что в настоящее время отдельные страны вынуждены воспринимать международно-правовой опыт и практику. Более того, выясняется, что реакция осужденных и тюремного персонала в Российской Федерации во многом идентична реакции на новеллы в других странах, и мы проходим, в сущности, те же этапы, которые пройдены многими гораздо раньше. Настороженность и недоверие тюремных работников Англии к нововведениям, доводы на недостаток финансирования тюремной системы отмечались английскими экспертами, занимающимися вопросами тюремной реформы. Все это убеждает в необходимости изучения зарубежного опыта и восприятия всего лучшего, что найдено в деле исправления осужденных.
 
 
 
 
 
 Проблемы совершенствования
 правоохранительной деятельности
 органов внутренних дел
 
 (материалы межвузовской научно-теоретической
 конференции курсантов)
 
 
 
 
 
 
 Компьютерная верстка С.А. Коршуновой
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу