<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Утверждена
 Решением Новочебоксарского
 городского Собрания депутатов
 Чувашской Республики
 от
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРОГРАММА
 ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
 РАЗВИТИЯ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА
 НА 2003-2006 ГОДЫ
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 стр.
 Паспорт Программы 4 Введение 8 Раздел 1. Социально-экономическое положение, оценка действующих мер и основные проблемы развития г. Новочебоксарска 9 Общие положения 9 Социальная сфера 15 Образование 15 Здравоохранение 19 Культура и искусство 25 Физическая культура и спорт 30 Молодежная политика 32 Туризм 36 Занятость населения и развитие рынка труда 38 Социальная поддержка населения 41 Охрана правопорядка, борьба с преступностью и обеспечение безопасности граждан 46 Базовая общественная инфраструктура 48 Жилищное строительство 48 Жилищно-коммунальное хозяйство и инженерная инфраструктура 51 Транспорт 61 Связь 63 Материальное производство и потребительский рынок 65 Промышленность 65 Малое предпринимательство 68 Потребительский рынок 70 Система государственного управления 72 Бюджетная политика 72 Управление муниципальной собственностью 78 Финансово-кредитная система 81 Внешнеэкономическая деятельность 83 Подготовка кадров для отраслей экономики 86 Информационная политика 91 Природопользование и охрана окружающей среды 92 Анализ слабых и сильных сторон, возможностей и потенциальных угроз развития г. Новочебоксарска 94 Раздел 2. Цели, задачи и сроки реализации Программы 97 Раздел 3. Система программных мероприятий 106 Раздел 4. Механизм реализации Программы 111 Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы 111 Раздел 6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы 112 Раздел 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации 119 Таблицы Таблицы 1.1-1.4 к разделу 1 Программы "Социально-экономическое положение, оценка действующих мер и основные проблемы развития г. Новочебоксарска" Таблица 1.5 "Основные проблемы социально-экономического развития г. Новочебоксарска" Таблицы 5.1-5.2 к разделу 5 "Ресурсное обеспечение Программы" Приложения Приложение 1. Система основных программных мероприятий Приложение 2. Объемы и источники финансирования программных мероприятий Приложение 3. Эффективность программных мероприятий Приложение 4. Объем финансовых средств, поступивших из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет г. Новочебоксарска в 2000-2002 гг. и за 9 месяцев 2003 года
 
 
 ПАСПОРТ
 Программы экономического и социального развития
  г. Новочебоксарска на 2003-2006 годы
 
 
 Наименование
 Программы Программа экономического и социального развития г. Новочебоксарска Чувашской Республики
  Основание для разработки Программы Указ Президента Чувашской Республики от 25 июня 2003 г. № 61 "О Комплексной программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы"
  Государственный заказчик Программы Администрация г. Новочебоксарска
 Чувашской Республики
  Основной разработчик Программы Администрация г. Новочебоксарска
 Чувашской Республики
  Основная цель Программы Повышение качества жизни населения темпами не ниже среднереспубликанских; последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения; обеспечение горожанам необходимых условий труда, быта и отдыха, безопасности, правовой и социальной защищенности; создание условий для всестороннего развития личности на основе повышения качества работы муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения; формирование общественного сознания, направленного на ведение активного, здорового образа жизни, для самовыражения и саморазвития гражданина города.
  Создание условий для обеспечения устойчивого роста экономики города, направленной на эффективное воспроизводство и модернизацию имеющихся производственных мощностей. Основные задачи Программы Создание благоприятных условий для развития всего промышленного комплекса города, производства конкурентоспособных продукции и услуг, преимущественно за счет роста производительности труда на основе модернизации и повышения эффективности производства (снижения его энергоемкости).
  Активизация процесса финансового оздоровления организаций и бюджета города для обеспечения нормального функционирования социальной сферы и жизнеобеспечивающих отраслей города.
  Создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что, в первую очередь, требует усиления адресности социальной поддержки населения, повышения оплаты труда в соответствии с ростом производительности труда, обеспечения эффективной занятости населения.
  Развитие и модернизация систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города.
  Создание условий для повышения инвестиционной активности в секторах экономики города, прежде всего, за счет расширения внутренних финансовых источников инвестиций: за счет роста реальных доходов и накоплений предприятий, привлечения сбережений населения.
  Формирование институциональной среды, которая бы стимулировала экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики:
  1) развитие конкурентного рынка товаров, услуг, ресурсов (в том числе земли);
  2) активизация процедур банкротства неэффективных собственников и распространение лучшей практики корпоративного управления;
  3) повышение роли, поддержка малого и среднего предпринимательства.
  Обеспечение экологической безопасности жителей города.
  Создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности субъектов потребительского рынка, формирования устойчивого потребительского спроса, повышения качества обслуживания населения.
  Повышение эффективности расходования бюджетных средств.
  Создание условий и стимулов для активизации участия города Новочебоксарска и всех хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории, в реализации общереспубликанских и федеральных программ. Сроки реализации Программы Срок реализации Программы -
 2003 - 2006 годы
 
  Перечень программ и основных мероприятий Основные мероприятия Программы сгруппированы по следующим разделам:
  формирование финансовых ресурсов города на основе эффективного и полного использования всех имеющихся в городе ресурсов;
  последовательное повышение уровня жизни населения, обеспечение всеобщей доступности социальных благ, качественного образования, медицинского и социального обслуживания;
  развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, муниципальной собственности и природных ресурсов, строительства, коммуникаций, жилищно-коммунального хозяйства.
  Исполнители - Администрация г. Новочебоксарска
 Чувашской Республики,
 предприятия и организации г. Новочебоксарска Объемы и источники финансирования Программы Суммарный объем финансирования Программы в 2003 - 2006 гг. (в среднегодовых ценах 2002 г.) составляет 3246,6 млн. рублей, из них:
 
 средства бюджета города
 196,5 млн. рублей (6,1 процента);
 
 средства республиканского бюджета
 Чувашской Республики
 222,1 млн. рублей (6,8 процента);
 
 средства федерального бюджета
 67,3 млн. рублей (2,1 процента);
 
 кредиты коммерческих банков
 987,0 млн. рублей (30,4 процента);
 
 средства внебюджетных источников
 167,7 млн. рублей (5,2 процента);
 
 средства других источников
 1606,1 млн. рублей (49,5 процента).
 
 Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной год.
  Система организации контроля за исполнением Программы Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет отдел экономического развития администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
 Исполнители мероприятий Программы ежеквартально к 10 числу второго месяца квартала следующего за отчетным предоставляют отчет о выполнении программных мероприятий в отдел экономического развития администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики для дальнейшего анализа и обобщения. Срок сдачи годового отчета о выполнении программных мероприятий - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Стабилизация и рост объемов производства промышленной продукции в сопоставимых ценах увеличится на 41,6 процента;
  увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней прогнозируется в 1,3 раза (1,4 млрд. рублей);
  бюджетная обеспеченность на душу населения возрастет в 1,5 раза (с 2915,9 рублей в 2003 году до 4268,1 рублей в 2006 году), уровень средней заработной платы увеличится в 1,8 раза;
  создание 1768 дополнительных рабочих мест обеспечит эффективную занятость населения.
 ВВЕДЕНИЕ
 
 
  В условиях проведения политических, экономических и административных реформ в России по укреплению вертикали власти, развитию инициативы на местах возрастает потребность в повышении эффективности работы муниципальных образований.
  На уровне муниципалитета уже сегодня сосредоточены большие резервы в поддержании экономического роста, сокращения дифференциации уровня потребления различными слоями населения, формирования эффективных управленческих воздействий. Однако в настоящее время управляющие воздействия городской администрации сосредоточены, как правило, на решении текущих проблем, которые преимущественно связаны с "латанием дыр", и это оттягивает на себя все имеющиеся ресурсы.
  Между тем генеральной целью администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики остается повышение жизненного уровня и условий проживания населения, а также поступательное и успешное развитие предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории г. Новочебоксарска.
  Принятие Программы социального и экономического развития города Новочебоксарска на 2003-2006 годы позволяет расставить приоритеты действий органа местного самоуправления, определить центры прибылей и убытков, увеличить доходы городского бюджета и сократить бюджетные затраты, выработать на основе взаимодействия с государственными органами власти Чувашской Республики комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности г. Новочебоксарска.
  Программой определены стратегические задачи на среднесрочную перспективу до 2006 года, а также механизм их достижений, начиная с 2003 года.
  Цель настоящего документа - анализ социально-экономического положения города и создание условий для улучшения качества жизни горожан, определение ориентиров развития Новочебоксарска на перспективу, создание основы для формирования политики устойчивого развития города и укрепление его конкурентных позиций.
  Настоящая Программа разработана с учетом требований Комплексной Программы экономического и социального развития Чувашской Республики на
 2003-2010 годы, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики 25 июня 2003 г. № 61, в строгом соответствии с типовым макетом, утвержденным Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики.
  Она рассчитана на среднесрочную перспективу, и основной ее целью является решение ключевых социально-экономических проблем и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения города, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала. Кроме того, Программа содержит объединенные характеристики всех осуществляемых на территории города федеральных, республиканских, муниципальных, отраслевых программ, имеет сквозные мероприятия и проводит их ресурсную балансировку.
 
 Раздел 1. Социально-экономическое положение, оценка действующих мер и основные проблемы развития г. Новочебоксарска
 
  Общие положения
  Территория и природные ресурсы. Город Новочебоксарск со всем комплексом промышленных предприятий располагается в правобережье реки Волги, в пределах междуречья рек Цивиль и Кукшум. Русло последнего ограничивает территорию города с запада и с юга, северной границей служит река Волга, а восточной река Цивиль. Площадь территории города - 51,4 квадратных километров.
  Новочебоксарск имеет выгодное географического положение, расположен в 14 км. от столицы Чувашской Республики - г.Чебоксары. В окрестностях города имеются значительные месторождения кирпичного и керамзитового сырья, песков строительных, торфа, что благоприятствует развитию промышленности строительных материалов.
  Климат города умеренно-континентальный со всеми присущими ему особенностями: умеренно-жарким летом и холодной зимой с неустойчивой погодой, с частыми осадками в виде дождей и снега, туманами и солнечными днями. Летом температура в среднем достигает 25 - 35 градусов тепла, зимой - 20 - 25 градусов холода. Однако с каждым годом зима становится мягче, тепло в основном несут южные и юго-западные ветры, дожди и холода - северные и северо-западные циклоны (имеет место влияние Чебоксарского водохранилища).
  Рельеф представляет собой волнистую, местами всхолмленную равнину, расчлененную долинами рек Кукшум, ручьями и многочисленными оврагами. В районе города развиты экзогенные геологические процессы: оврагообразование, оползневые процессы, заболачивание, затопление пониженных участков.
  Город имеет благоприятное транспортное расположение. Широтная общегородская магистраль, соединяющая г. Новочебоксарск с г.Чебоксары выходит на федеральную автодорогу "Вятка", которая соединяет Чувашию с республикой
 Марий-Эл. По этой же автомобильной дороге осуществляется кратчайший выезд из г. Новочебоксарска на другие федеральные автодороги: "Волга" и Цивильск - Ульяновск. Транспортное сообщение с соседним Марпосадским районом осуществляется по основной республиканской автодороге Новочебоксарск - Марпосад - "Волга".
  В то же время ближайшие железнодорожные станции Горьковского Управления железных дорог - ст. Чебоксары и ст. Канаш. Железнодорожный подъезд от промышленной зоны г.Новочебоксарска примыкает к линии Канаш-Чебоксары. В промзоне размещаются ст. Промышленная и ст. Пассажирская, к которым примыкают подъездные пути предприятий города. Железнодорожные подъезды к причальным стенкам предприятий, расположенных вдоль Куйбышевского водохранилища отсутствуют.
  Речное сообщение по реке Волга и водохранилищам осуществляется Чебоксарским речным портом в границах Ильинка-Козловка. Организовано пригородное, внутригородское и междугороднее пассажирское сообщение. Грузовой район Новочебоксарского порта с причальными стенками длиной 208 метров расположен в 3 км ниже Чебоксарской ГЭС. Основные грузы, прибывающие водным транспортом - инертные стройматериалы, песок, щебень, гравий для дорожных и строительных работ не только Чувашской Республики, но и других соседних областей.
  Аэропорт расположен между г. Чебоксары и г. Новочебоксарск. При этом застройка Новочебоксарска расположена под взлетом, что не обеспечивает нормальных по уровню шума и безопасности условий проживания.
  Численность постоянного населения города на 1 января 2003 г. по предварительным итогам Всероссийской переписи составила 126,0 тыс. человек (или 9,6 процента от общей численности населения Чувашской Республики), из которых 125,7 тыс. человек (99,8 процента) - горожане, 0,3 тыс. человек (0,2 процента) - сельские жители.
  Плотность населения - 2451,4 человека на 1 кв. км (в среднем по Чувашской Республике - 71,7 человека на 1 кв. км).
  Демографическая ситуация. Современная демографическая ситуация в г. Новочебоксарске сложилась более благоприятная, чем в целом по республике: выше рождаемость, ниже общая смертность. В 2002 году зафиксирован естественный прирост в 9 человек (родилось 1247 человек, умерло 1238 человек), в то же время в 2001 году прирост составлял 58 человек.
 
 Динамика рождаемости и смертности в г. Новочебоксарске
 
  Характер малорождаемости, как и в целом по России, определяется массовым распространением малодетности - один-два ребенка в семье и снижением числа многодетных семей, повышением экономической активности женщин, ростом внебрачной рождаемости.
  Таблица 1.1
 Естественное движение населения города Новочебоксарск в 2002 году
 (в сравнение со средними показателями Чувашской Республики
 и другими ее городами)
  (на 1000 населения)
  Число родившихся Число умерших Коэффициент естественного прироста населения Общий коэффициент брачности Общий коэффициент разводимости Число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми Чувашская
 Республика 9,7 14,8 -5,1 6,2 4,0 11,4 Чебоксары 9,8 9,8 0,0 7,0 5,0 12,5 Новочебоксарск 10,1 10,1 0,0 7,6 6,7 7,2 Канаш 8,6 14,3 -5,7 5,2 4,3 6,5 Алатырь 7,9 17,1 -9,2 7,3 5,1 8,3 Шумерля 7,7 20,0 -12,3 7,5 5,6 19,6 Как видно из представленной таблицы естественного движения населения ситуация в городе Новочебоксарске более благоприятная, чем в целом по республике, хотя отдельные ее показатели оставляют желать лучшего.
  Что касается возрастной структуры населения города, то по состоянию на 1 января 2003 г. она характеризовалась высоким удельным весом лиц моложе трудоспособного возраста (20,2 процента) и низким удельным весом лиц пенсионного возраста (13,4 процента).
  Численность трудоспособного в возрастном отношении населения увеличилась. В 2002 году удельный вес данного контингента в общей численности населения города составил 66,4 процента (в среднем по республике данный показатель составляет 60,1 процента).
  Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста за последнее десятилетие увеличилась на 16,5 процента (в целом по республике - на 18,8 процента). В настоящее время на 1 тыс. населения трудоспособного возраста приходится 506 человек нетрудоспособного возраста, в том числе детей и подростков - 305, старше трудоспособного возраста - 201.
 
 Возрастная структура численности детей и подростков г. Новочебоксарска
 в динамике за 1998-2002 гг. (человек)
 
 
  Для увеличения механического прироста необходима реализация социально ориентированной политики управления, которая приведет к росту благосостояния населения города и сделает его более привлекательным для потенциальных мигрантов.
 
 Процессы и тенденции, происходившие в последние годы в российской экономике, не могли не найти отражение на экономике Чувашской Республики и на ее муниципальных образованиях. Для дальнейшего развития города Новочебоксарска, в первую очередь, необходимо реально оценить имеющийся промышленный, технологический, образовательный, культурный потенциал, а также ясно видеть перспективу его развития.
 Таблица 1.2
 Динамика отдельных показателей социально-экономического развития
 г. Новочебоксарска за 1999-2002 годы
 
 Показатели
 1999 г.
 2000 г.
 2001 г.
 2002 г. Индексы промышленного производства крупных и средних организаций (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году 104,9 105,9 104,6 98,4 Доля собственных доходов в общем объеме доходов местного бюджета, в процентах 74,9 83,5 47,9 58,4 Темп роста (снижения) задолженности по налоговым платежам, в процентах к предыдущему году 168,5 107,1 83,1 110,3 Удельный вес крупных и средних убыточных организаций, в процентах от общего числа организаций 23,4 27,9 20,2 30,4 Задолженность по выплате заработной платы в организациях всех форм собственности (месяцев) 1,6 1,3 1,5 1,7 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 41,2 42,2 41,3 41,4 Темп роста (снижения) ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов, в процентах к предыдущему году 103,6 47,9 152,4 102,8 Введено социального жилья, в процентах к годовому плану Х 56,3 43,8 66,2 Темп роста (снижения) инвестиций в основной капитал (в фактически действовавших ценах), в процентах к предыдущему году 122,6 167,0 112,4 80,8 Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году 80,3 116,1 112,2 72,2 Введено распределительных газовых сетей, км 0,7 0,3 0,7 2,8 Газифицировано домов/квартир 208 206 14 163 Индексы физического объема оборота розничной торговли крупных и средних организаций отраслей экономики (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году 70,5 99,5 93,6 89,1 Темп роста (снижения) оборота общественного питания крупных и средних организаций отраслей экономики (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году 79,9 111,8 105,5 94,5 Уровень зарегистрированной безработицы на конец года, в процентах от численности трудоспособного населения 2,75 2,68 2,88 2,80 Темп роста (снижения) задолженности за топливно-энергетические ресурсы бюджетных организаций (в % к соответствующему периоду предыдущего года) 95,8 107,4 25,2 69,1 Таблица 1.3
 Место, занимаемое городом в системе городов Чувашской Республики
 по основным социально-экономическим показателям, 2002 год
 
 Города
 Чувашской
 Республики Объем промышленной продукции на душу населения Оборот розничной торговли на душу населения Оборот общественного питания на душу населения Объем платных услуг на душу населения Среднемесячная заработная плата работающих Чебоксары 2 1 1 1 1 Новочебоксарск 1 2 2 3 3 Канаш 3 4 3 2 2 Шумерля 4 5 4 4 4 Алатырь 5 3 5 5 5 Примечание: первое место соответствует наибольшему значению показателя.
 
 
 Таблица 1.4
 Основные показатели социально-экономического положения г. Новочебоксарска и Чувашской Республики в 2002 году
 (по данным Комгосстата Чувашии)
 
 Показатель Абсолютный Среднедушевой (удельный) ед. изм. ЧР город Новоче-боксарск доля города в ЧР ед. изм. ЧР город Новоче-боксарск отношение города к ЧР Территория кв.км 18343,2 51,4 0,3% Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении)* тыс.чел. 1311,8 126,0 9,6% Объем промышленной продукции (работ и услуг) крупных и средних организаций (в фактически действовавших ценах) млн.руб. 27865,4 4924,4 17,7% на душу населения, руб. 20782,0 40068,0 192,8% Оборот розничной торговли крупных и средних организаций отраслей экономики (в фактически действовавших ценах) млн.руб. 6235,9 469,3 7,5% на душу населения, руб. 4650,9 3818,6 82,1% Оборот общественного питания крупных и средних организаций отраслей экономики (в фактически действовавших ценах) млн.руб. 751,5 93,3 12,4% на душу населения, руб. 560,5 759,4 135,5% Ввод в действие жилых домов (общая площадь) тыс.кв.м 515,2 19,4 3,8% на 1 тыс. населения, кв.м 384,0 156,0 40,6% Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах) млн.руб. 7541,8 323,7 4,3% на душу населения, тыс.руб. 5,7 2,6 44,7% Число крупных и средних убыточных организаций ед. 720,0 28,0 3,9% в процентах от общего числа крупных и средних предприятий 41,6 30,4 73,1% Численность зарегистрированных безработных (на конец года) чел. 13796,0 2296,0 16,6% уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % от численности трудоспособного населения 1,72 2,80 162,8% Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума тыс.чел. 570 47,7 8,4% уровень бедности, % от общей численности населения 42,2 37,9 89,8% Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата занятых в экономике одного работника, руб. 2461,3 2835,2 115,2% Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров (на конец года) одного пенсионера, руб. 1316,1 1412,5 107,3% Естественный прирост, убыль (-) населения чел. -6852 9 Х коэффициент естественного прироста населения, человек на 1000 населения -5,1 0,0 Х *Численность населения по предварительным итогам Всероссийской переписи населения
  Проводя анализ развития города, необходимо обратить внимание не столько на абсолютные значения, сколько на относительные показатели, так как только показатели, рассчитанные на душу населения, позволяют объективно оценить положение города.
  Новочебоксарск прежде всего индустриальный город. По такому показателю, как объем промышленного производства, можно оценить положение города как выше среднего по республике (г. Новочебоксарск - 40,1 тыс. рублей на душу населения, при среднем показателе по Чувашской Республике - 20,8 тыс. рублей).
  Основной индикатор экономики индустриального города - это суммарный итог работы всех предприятий промышленности. По итогам 2002 года темп роста объема промышленной продукции в действующих ценах составил 111,6 процента к 2001 году (для сравнения: по республике этот показатель зафиксирован на уровне 119,6 процента), в сопоставимых ценах - 98,4 процента (по республике 103,5 процента).
  Сальдированный финансовый результат деятельности промышленных предприятий в 2002 году - убыток в сумме 213,0 млн. рублей. Причина этому - спад производства на одном из крупнейших предприятий республики ОАО "Химпром", который является для Новочебоксарска градо- и бюджетообразующим. За счет крупных и средних предприятий других сфер экономики этот показатель несколько лучше, в целом убытки составили 194,4 млн. рублей. Доля убыточных крупных и средних организаций в общей численности - 30,4 процента (сумма убытка - 303,0 млн. рублей).
  Объем инвестиций в основной капитал в 2002 году составил 323,7 млн. рублей или 80,8 процента к уровню 2001 года. Факторами, сдерживающими инвестиционную активность, остаются высокий уровень инфляции, низкая по скорости окупаемости эффективность капитальных вложений, тяжелое финансовое положение многих предприятий города, низкий платежеспособный спрос.
  Заработная плата - источник потребительского спроса. За 2002 год она выросла на 30,8 процента в основном за счет бюджетной сферы. В результате - физический объем оборота розничной торговли крупных и средних организаций за 2002 год снизился по сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах на 4,5 процентов и составил 469,3 млн. рублей.
  Как видно из вышеизложенного, стратегическое планирование, определение основных направлений и ориентиров социально-экономического развития города в настоящее время как никогда актуально.
  Экономика города, его социальная сфера традиционно опираются на промышленное производство и, на сегодняшний день, в условиях дефицита инвестиционных ресурсов, основным фактором роста производства является повышение уровня использования функционирующих производственных мощностей и вовлечение в производство конкурентоспособных резервных мощностей. Развитие этих процессов не требует масштабных инвестиций и финансируется, главным образом, за счет собственных средств предприятия.
  В социальной сфере усилия должны быть направлены на повышение качества жизни на территории Новочебоксарска: улучшение медицинского обслуживания, повышение качества образования, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, создание комфортной для проживания городской среды, обеспечение в полном объеме потребности города в жилищно-коммунальных услугах и оптимизации при этом тарифов на их оказание для населения.
 
 Социальная сфера
 
  Образование
  Высокий интеллектуальный уровень населения возможно достичь лишь при эффективной и творческой работе системы образования. В 90-е годы, несмотря на экономические трудности, эта система развивалась: выросла сеть общеобразовательных школ, укрепилась материально-техническая база, совершенствовались программы обучения школьников, систематически осуществлялась компьютеризация.
  Муниципальной системе образования удалось сохранить все основные параметры деятельности, а по ряду позиций обеспечить дальнейшее развитие дошкольного, основного, среднего и дополнительного образования. Сеть образовательных учреждений развивается с учетом потребностей, возможностей и интересов города. В Новочебоксарске сложилась развитая система образования, позволяющая осуществлять всестороннее обучение и воспитание подрастающего поколения. В настоящее время в городе насчитывается 41 детское дошкольное учреждение, 14 общеобразовательных школ, вечерняя общеобразовательная школа, специализированная (коррекционная) школа, 4 гимназии, химико-механический техникум, 3 профессионально-технических училища, училище олимпийского резерва.
  В г. Новочебоксарске создана стабильная сеть учреждений дополнительного образования по эстетическому обучению подрастающего поколения - детская художественная школа, детская школа искусств, детская музыкальная школа (подробнее см. подраздел "Культура и искусство").
  В общеобразовательных школах занимаются 16429 учащихся, из них 1960 человек - во вторую смену, в вечерней школе - 406 учащихся, в дошкольных учреждениях - 5868 воспитанников. Средняя наполняемость классов в образовательных школах 26 человек. При школах с одной сменой обучения организованы различные кружки и секции. С целью аккредитации учреждений и получения лицензии на право ведения образовательной деятельности проведена аттестация всех общеобразовательных учреждений города. Численность преподавателей общеобразовательных школ составляет 1341 человек, из них с высшей категорией 248 человек, с I категорией - 584, со II категорией - 753 человека. Численность педагогических работников дошкольных учреждений составляет 908 человек.
 Таблица 1.5
 Потребность в педагогических работников в динамике за 2000-2002 гг.
 
  Муниципальные образовательные учреждения Муниципальные дошкольные образовательные учреждения человек в процентах человек в процентах 2000 год 11 0,8 15 1,7 2001 год 17 1,3 67 7,0 2002 год 13 1,0 69 7,0
 
 Таблица 1.6
 Основные показатели деятельности учреждений образования г. Новочебоксарска
 
  Учебные годы 2000-2001 2001-2002 2001-2002 Успеваемость (%) 97,3 97,5 97,6 Участие в республиканских олимпиадах:
 Количество участников (чел.)
 Количество призеров (чел.)
 73
 16
 49
 14
 165
 18 Поступление в ВУЗы (%) 62 70 71 Награждены медалями (чел)
 - золотой
 - серебряной
 10
 40
 29
 62
 28
 45
  В 2002-2003 учебном году из 1132 выпускников 894 стали студентами ВУЗов Российской Федерации и Чувашской Республики.
  Хороший показатель уровня развития школьников - участие и победы в предметных олимпиадах. Возросло количество призеров республиканских олимпиад.
  Развитию учащихся способствует раннее (с начальной школы) обучение иностранному языку в 15-ти школах города, которым охвачено 2090 младшеклассников (52 процента от общего числа учащихся начальной школы).
  Повышается уровень компьютеризации учебного процесса. В течение 2002-2003 учебного года в школы поступило 125 новых компьютеров. Во всех школах города оборудованы компьютерные классы, произведено подключение к Интернету. Обучение информатике осуществляется как в 10-11 классах (2520 учащихся), так и в других классах школьного образования (2518 учащихся).
  Развитию творческих задатков учащихся способствует внедрение в систему образования технологии развивающего обучения, которая апробируется во всех школах города и которой в 2002-2003 учебном году охвачено более 6 тысяч обучающихся.
  Развитие способностей детей находит продолжение во внеклассной работе.
  В 2003 году прошла VI традиционная конференция - Фестиваль творчества молодежи и школьников, в которой приняло участие 217 учащихся. Лауреатами конференции стали 69 учащихся.
  Традиционно школьники города участвуют в научных конференциях, проводимых Минобразованием Чувашии, высшими учебными заведениями Москвы и Московской области ("Шаг в будущее", "Старт в науку", "Молодежь и экология", "Подросток" и др.).
  В г. Новочебоксарске разработана программа реструктуризации сети образовательных учреждений. В 2003 году гимназия № 11 реорганизована в политехнический лицей. Упразднен межшкольный учебный комбинат. В 2003-2004 учебном году предстоит выполнить ряд других мероприятий, цель которых - повышение эффективности сети образовательных учреждений города.
  Мощным центром воспитательной и образовательной работы является Центр творчества детей и юношества. Коллектив центра ищет новые пути и способы для реализации образовательных целей. В клубах, секциях, объединениях воспитанники развивают свои интеллектуальные, творческие и физические способности.
  В сфере воспитания все больший упор делается на формирование деятельной, свободной и творческой личности.
  В центре разработана и действует Программа развития на 2000-2005 годы и на период до 2010 года. Ее цель: создание организованных профориентационных, экономических, методических, научных условий для обеспечения функционирования и развития центра в интересах воспитанников и их родителей, социальных партнеров, общества в целом. Проблема, над решением которой работает коллектив: становление воспитательной системы на основе опыта предыдущих лет. Сегодня 40 педагогов (35 процентов от общего числа) работают по авторским и экспериментальным образовательным программам. Центр активно ведет деятельность на базе образовательных учреждений:
  школы №№ 3-5 - героико-патриотическое направление;
  школы № 4, 6, ДОУ №№ 12, 16, 17, 18, 23, 28, 36 - обучение плаванию;
  школа № 6 - группа по фольклору;
  школа № 9 - музыкально-эстетическое направление;
  школа № 10 - по специальности "Химик-эколог-лаборант";
  школа № 13 - по специальности "Педагог-организатор" и другие.
  В Центре 64 направления работы распределены по 5 отделам: комплекс декоративно-прикладного и технического творчества, спортивный отдел, отдел экологии, туризма, краеведения, комплекс воспитательной и социальной работы, инновационно - методический отдел.
  Центр творчества детей и юношества руководит работой 6 комнат школьника, которые расположены во всех микрорайонах города. Только за учебный год по месту жительства были проведены праздники, встречи, конкурсы с охватом 5,5 тыс. человек.
  Благодаря интересным методам работы, разнообразным видам деятельности, дополнительное образование привлекает все большее количество учащихся.
  Для удовлетворения потребностей родителей в качестве и разнообразии оказываемых услуг назрела необходимость открытия детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, детские сады комбинированного вида (общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
  В городе насчитывается 41 детское дошкольное учреждение, функционирует 10 групп кратковременного пребывания детей. Созданы специальные условия для детей с отклонениями в здоровье: функционирует 1 детский сад для часто болеющих и аллергичных детей (110 детей.), 2 детских сада для детей с туберкулезной интоксикацией (160 детей), 2 детских сада с нарушением речи детей (120 детей), 3 группы с нарушением зрения (30 детей), 3 группы с ДЦП (23 ребенка), 3 группы ЗПР (30 детей), 1 группа с нарушением интеллекта (9 детей). Всего коррекционными детскими садами и группами охвачено 482 ребенка. Работает 1 логопункт для детей с нарушением речи на базе детского сада № 37. В городе имеются МДОУ с приоритетным осуществлением худождественно-эстетического, интеллектуального и личностного развития воспитанников (590 детей). В 17 ДОУ организованы по запросам родителей платные образовательные услуги: обучение английскому языку, ритмике, аэробике и т.д. (охвачено 597 детей). В перспективе: увеличение количества групп кратковременного пребывания.
  Выполняя президентскую программу "Новая школа", педагогические коллективы города решают важнейшие задачи образования и воспитания, наиболее актуальные на этапе: обеспечение адаптации личности к изменившейся социально-экономической и политической общества, подготовке юного гражданина к жизни в изменяющемся и обновляющемся мире, демократизация и гуманизация всей системы образования.
  В городе открыты филиал Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, представительство Нижне-Камского института физической культуры, учебно-консультационный пункт Марийского филиала ТОО "Московский открытый социальный университет".
  В среднесрочной перспективе усилия в области образования будут направлены на решение следующих основных проблем:
  обновление содержания образования, методик обучения и внедрение новых педагогических и инновационных технологий;
  обеспечение доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения;
  дальнейшая компьютеризация и информатизация образовательных учреждений;
  укрепление учебной и материально-технической базы;
  обеспечение единства систем обучения и воспитания за счет реализации программ дополнительного образования.
 
 Здравоохранение
 
  Медицинское обслуживание жителей г. Новочебоксарске производится 14 лечебно-профилактическими учреждениями, в том числе: 6 больничными учреждениями: МУЗ "Новочебоксарская городская больница", МУЗ "Новочебоксарская городская детская больница", МУЗ "Городской перинатальный центр", МУЗ "Противотуберкулезный диспансер", МУЗ "Городской наркологический диспансер", МУЗ "Новочебоксарский кожно-венерологический диспансер"; 3 амбулаторно-поликлиническими учреждениями (включая консультативные учреждения диспансеров), одним отделением скорой медицинской помощи при городской больнице; 2 стоматологическими поликлиниками: МУЗ "Новочебоксарская стоматологическая поликлиника" и МУЗ "Новочебоксарская детская стоматологическая поликлиника"; 3 частными поликлиническими учреждениями.
  Всего в городе функционирует 10 муниципальных учреждений здравоохранения, 1 медсанчасть № 29 федерального подчинения, 3 частных поликлинических учреждения, а также имеются страховая больничная касса и 13 аптек разной формы собственности.
  В целях совершенствования структуры оказания медицинской помощи гражданам, повышения экономической эффективности функционирования медицинских учреждений, внедрения ресурсосберегающих технологий в городе проводится реорганизация системы здравоохранения, обусловленная необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе.
  На территории г. Новочебоксарска реализуются следующие республиканские целевые программы "Единая информационно-аналитическая система здравоохранения и обязательного медицинского страхования", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Чувашской Республике", "Охрана здоровья матери и ребенка", "Совершенствование службы крови в Чувашской Республике", "Профилактика зооантропонозных и природно-очаговых заболеваний, общих для людей и животных", "Совершенствование наркологической помощи населению Чувашской Республики", "Профилактика травматизма", "Сахарный диабет", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии"; городские целевые программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в г. Новочебоксарске", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", "Совершенствование противотуберкулезной помощи населению г. Новочебоксарска", "Вакцинопрофилактика".
  Обеспеченность населения Новочебоксарска на начало 2003 года в расчете на 10 тысяч жителей составляла: врачами - 43 (при средней обеспеченности Чувашской Республике 45 врачей), средним медицинским персоналом - 101 (при средней по республике - 114). Укомплектованность штатами: врачи - 96,2 процента, медсестры - 98,5 процента.
  Коэффициент совместительства врачей - 1,3, среднего медперсонала - 1,1.
  Медицинскую помощь населению оказывают 532 врача (в т.ч. 515 врачей муниципальных учреждений), из них 31 имеют почетное звание или ученую степень, более 50 процентов - имеют квалификационную категорию. Только в 2002 г. 64 врача прошли курсы усовершенствования, 20 врачам присвоены квалификационные категории, а 25 врачей подтвердили категории. Среди среднего медицинского персонала (1248 сотрудников) 747 имеют квалификационную категорию и звания, а именно: 80 человек имеют высшую квалификационную категорию, 468 - первую категорию и 188 - вторую категорию, 11 медсестер имеют звание "Отличник здравоохранения".
  По выполнению объемов медицинской помощи за 2002 год стационар лечебно-профилактических учреждений показал 102 процента от плановых показателей или 105 процентов от муниципального заказа. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения составляет 84,3 процента (по Чувашской Республике 111,3).
 Таблица 1.7
 Показатели стационарной помощи
 в динамике за 2000-2002 гг.
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Количество больничных коек на конец года, единиц
 1103
 1103
 1043 Число больничных коек на конец года, на 10000 человек населения
 88,6
 88,8
 84,3 Работа койки в году, в чел. - днях 315,0 309,0 301,5 Оборот койки, в чел. 23,2 23,4 23,7 Средняя длительность пребывания больного на койке, в днях 13,6 13,2 12,7
  Увеличился оборот койки, уменьшилась средняя длительность пребывания больного на койке, что позволило рационально использовать круглосуточный стационар. За 2002 г. квоты в республиканские учреждения использовались на 41,2 процента. Переход на стационарно - замещающие технологии позволил проводить дальнейшее реформирование отрасли в рамках муниципального заказа. Стационар дневного пребывания в настоящее время составляет 99 коек (в 2002 г. - 44 койки).
 Таблица 1.8
 Стационарно - замещающие технологии
 (по состоянию на 01.07.2003 г.)
 Фактическое количество Стационар дневного пребывания Дневной стационар амбулаторно-поликлинических учреждений Стационар на дому коек койко-дней коек койко-дней коек койко-дней 99 12999 50 36376 144 2390
  Амбулаторно-поликлиническая помощь населению оказывается 14 поликлиниками, мощностью 3303 посещения в смену. За 2002 год число амбулаторно-поликлинических посещений от нормативного составил 115,6 процента, число амбулаторно-поликлинических посещений на 1 тыс. населения превышает показатель 2001 г. на 13 процентов.
  Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании медицинской помощи населению. Особая роль отводится развитию офисов врачей общей практики при сохранении участковой службы. В г. Новочебоксарске организовано два офиса общей практики, которые обслуживают около двух тысяч населения. При поликлинике городской больницы открыты две общеврачебные практики.
  При МУЗ "Новочебоксарская городская больница" действует отделение скорой медицинской помощи, в составе которого функционирует 8 бригад, а именно: 1 кардиологическая, 1 бригада интенсивной терапии, 1 педиатрическая и 5 линейных общепрофильных, из которых 1 выполняет функцию психиатрической.
  На сегодняшний день штат данного отделения укомплектован не в полном объеме, а именно: врачами - на 77,8 процента (работает 28 сотрудников из 36 положенных по штату), фельдшерами - 94,7 процента (45 сотрудников из 47,5), санитарками - 82,8 процента (12 сотрудников из 14,5), водителями - 85,7 процента (30 сотрудников из 35).
  Всего за 2002 год в отделение скорой медицинской помощи обратилось 43408 человек, при этом вызовов медицинского персонала за прошедший год было 40753. Среднемесячный показатель обращений составляет более 3,6 тысяч, вызов - 3,3 тысячи.
 Таблица 1.9
 Показатели работы сети учреждений здравоохранения
  за 2000-2002 гг.
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Количество посещений на 1 жителя в год к врачу 9,7 10,0 10,1 Количество диспансерных больных на 1000 населения 373,3 378,8 369,1 Выполнение плана профосмотров (в %) 97,95 97,8 91,6 Временная нетрудоспособность на 1000 работающих:
 в случаях
 
 97,6
 
 93,5
 
 93,9 в днях 1182,3 1177,5 1152,0 Первичный выход на инвалидность на 10000 населения
 54,7
 49,7
 48,3 Заболеваемость Общая заболеваемость на 1 000 населения 1488,9 1430,2 1392,6 Первичная заболеваемость на 1 000 населения 886,9 838,8 829,3 Заболеваемость онкозаболеваниями
 на 100 000 населения:
 общая
 
 942,5
 
 1173,6
 
 1268,6 первичная 215,0 210,2 247,7 Заболеваемость сифилисом на 100 000 населения
 139,4
 139,8
 96,12 Заболеваемость гонореей на 100 000 населения
 248,4
 184,7
 113,95 Заболеваемость туберкулезом на 100 000 населения:
 общая
 
 221,9

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу