<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 8720
 38220,0 Денежная компенсация в возмещение вреда участникам аварии на ЧАЭС
 количество получателей
 сумма всего (тыс. рублей)
 
 90
 2050,0
 
 130
 3680,0
 
 127
 3793,0
  В городе принимаются меры по улучшению торгового обслуживания ветеранов и тружеников тыла, других льготных категорий населения (на определенную сумму товары отпускаются со скидкой от розничной цены).
 
  С ноября 2002 года город участвует в пилотном проекте по осуществлению адресной социальной поддержки населению при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных счетов. Данный эксперимент направлен на решение задачи дотирования не предприятий жилищно-коммунальной отрасли, а непосредственно граждан, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективном расходовании этих средств. Эта задача решается путем оказания адресной помощи низкодоходной части населения через субсидии на оплату жилья и коммунальные услуги непосредственно гражданам на их социальные персонифицированные счета. Проведение этого эксперимента потребовало большой организационной работы, в первую очередь в правовом плане.
  Администрацией города была создана комиссия, которая разработала план мероприятий для перехода самой службы в состав Управления социальной защиты. Для этого потребовалось дополнительное помещение, отвечающее всем необходимым параметрам для нормальных условий труда сотрудников и для приема населения города. Были разработаны новые должностные инструкции в соответствии с теми задачами, которые возникли в процессе подготовки эксперимента, кроме того, был объявлен конкурс банков, основным условием для каждого было наличие сети филиалов по всему городу. Победителем конкурса стало Новочебоксарское отделение АК Сбербанка России, имеющее 10 филиалов.
  Программное обеспечение отрабатывалось в процессе приема населения, много времени отнимало формирование собственной базы данных. Была поставлена задача в течение 6 месяцев перейти на оказание адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета.
  В ходе проведения эксперимента город Новочебоксарск по обмену опытом посетили делегации Казани, Красноярска, Томска, Стерлитамака, Якутска, Волжска, республики Марий Эл. Сотрудниками фонда "Институт экономики город", являющегося разработчиком программ реформирования системы ЖКХ, на постоянной основе оказывается техническая помощь по реализации эксперимента.
  В настоящее время эксперимент завершен, основные задачи выполнены и по итогам проведенной работы можно обозначить сильные и слабые стороны применения системы персонифицированных социальных счетов граждан при выделении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
 
  Сильные стороны:
  1. Адресность и возможность для получателя субсидии самим распоряжаться средствами в случае некачественного или несвоевременного получения коммунальной услуги.
  2. Отпала необходимость распределения субсидий и подготовки документов для каждого балансодержателя, так как с ним непосредственно работает сам получатель субсидии.
  3. Возможность предоставления других предусмотренных законодательством льгот (в случае если гражданин имеет на них право) адресно, а не организациям, оказывающим те или иные услуги (здравоохранение, транспорт, связь и т.п.) на уже открытые персонифицированные социальные счета.
  Слабые стороны (в основном носят технический характер и имеют место на первоначальном этапе):
  1. Программное обеспечение отрабатывалось в процессе приема населения.
  2. Имеющаяся оргтехника не соответствовала требованиям программы (имели место частые сбои программы).
  3. Отсутствуют обоснованные данные о нагрузке на одного работника.
  По итогам эксперимента и обозначенных его сильных и слабых сторон в настоящее время ведется работа по улучшению качества обслуживания населения, ускорению приема документов, а также работа информационно - пропагандистского плана, планируется переход на обслуживание по принципу "одного окна". Для качественного проведения указанных мероприятий Управления социальной защиты взаимодействует с предприятиями - балансодержателями и поставщиками коммунальных услуг, в ходе взаимодействия производится информационный обмен базами данных.
  Всего по состоянию на 15.12.2003 г субсидии назначены около 9 тысячам семьей, что составляет 19 процентов от общего их количества. Из 35 млн. рублей начисленной кварплаты (в месяц) около 7 млн. рублей оплачивается субсидиями.
 За 2002 год на выплату субсидий было израсходовано чуть более 65 млн. рублей.
 По состоянию на 15.12.2003 этот показатель вырос до 71,1 млн. рублей.
 Таковы основные итоги проведенного эксперимента.
 
 
 
  Из года в год увеличивается заработная плата работающих. Если за 2001 год среднемесячная заработная плата одного работающего составляла 2167 рублей, то в 2002 году она составила 2835 рублей.
  Таблица 1.15
  Среднемесячная номинальная заработная плата
 в г. Новочебоксарске
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Номинальная среднемесячная заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях города
 в том числе: 1543 2167 2835 промышленность 2051 2775 3330 строительство 1553 2579 3016 транспорт 1307 1844 2776 связь 1594 2074 2869 торговля и общественное питание 1118 1718 2303 ЖКХ 1182 1809 2441 образование, культура и искусство 736 1030 1660 здравоохранение и физическая культура 785 1139 1963
  В г. Новочебоксарске социально-бытовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, осуществляется муниципальным учреждением "Центр социального обслуживания".
  В настоящее время в центре социального обслуживания функционируют: два отделения социального обслуживания на дому, отделение специализированной помощи на дому, два отделения дневного пребывания, отделение срочной социальной помощи, отделение стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Численность персонала МУ "Центр социального обслуживания" 74 человека, из них социальных работников - 35, медицинских сестер - 6.
  Второе отделение дневного пребывания открыто в апреле 2002 г. в Юраковском микрорайоне для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, посильной трудовой деятельности.
  Два отделения дневного пребывания ежемесячно посещают 35 пенсионеров. На обслуживании в отделениях социальной, специализированной помощи и стационарного обслуживания постоянно находятся 240 пожилых граждан. Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов на 10 тысяч жителей составляет 7,2 места.
  Численность лиц, получивших помощь, кроме мероприятий, связанных со знаменательными датами, 4889 человек (в том числе отделением срочной социальной помощи за 6 месяцев 2003 г. обследованы материально-бытовые условия 352 граждан и оказана натурально-вещевая помощь на сумму 59195 рублей, более 2,9 тысяч человек получили необходимую информацию и консультации по социальным вопросам).
 
  Оказанием социальной, правовой, медико-психологической, педагогической помощи детям и их родителям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, обеспечением защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, занимается муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям"
  В учреждении функционируют 9 отделений: отделение реализации программ социальной реабилитации со стационаром на 35 койко-мест; дневное отделение на 35 койко-мест; организационно-методическое отделение; приемно-диагностическое отделение; консультативное отделение; отделение психолого-педагогической помощи; отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями развития; отделение экстренной психологической помощи "Телефон доверия".
  За 2002 год в центре прошли реабилитацию 1162 несовершеннолетних, из них 133 детей-инвалидов, 18 детей-сирот, 87 безнадзорных и беспризорных, 68 оставшихся без опеки и попечительства.
  В центре создан банк данных на семьи, нуждающиеся в социальной поддержке. По состоянию на начало 2003 года на учете состояло 5420 семей, их них: многодетные семьи - 427, семьи с детьми инвалидами - 405, матери одиночки - 1600, семьи из группы социального риска - 2953.
  Коллективом центра социальной помощи семье и детям разработаны следующие программы: "Дети улицы" - по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; "Семья" - по работе с дезадаптированными семьями; "Возвращение" - реабилитация несовершеннолетних, возвращающихся из мест лишения свободы; "Аист на крыше" - по социальной поддержке молодых семей, где муж и жена являются несовершеннолетними; "Йовиш" - программа по международному сотрудничеству между Центром социальной помощи семье и детям и ассоциацией "Йовиш" г. Волжбих (Польша) в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; "Луч надежды" - по реабилитации детей-инвалидов.
  При центре социальной помощи семье и детям в период школьных каникул функционирует оздоровительный лагерь "Прометей". Оздоровительно - реабилитационными мероприятиями за 2002 год было охвачено 388 несовершеннолетних. Открытие этого лагеря позволяет снизить безнадзорность, а также и правонарушения среди несовершеннолетних.
  В июне 2002 года в учреждении открыто отделение реабилитации детей-инвалидов в условиях дневного пребывания, что позволило наиболее полнее реализовывать федеральную программу "Дети - Инвалиды", а также способствовало оказанию социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской, бытовой, социально-трудовой помощи детям-инвалидам и их родителям.
  В 2003 году в учреждении на профессиональной основе начало работать отделение экстренной помощи "Телефон доверия".
  По итогам 2002 года Управление социальной защиты населения г. Новочебоксарска признано самым лучшим управлением социальной защиты в республике. Новочебоксарские муниципальные учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" и "Центр социального обслуживания" по итогам 2002 года тоже заняли первые места в своих номинациях на республиканском конкурсе.
  Несмотря на достигнутые результаты в области социальной политики, все же, существуют проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе.
  Так, в связи с ростом численности лиц утративших способность к самообслуживанию и страдающих тяжелыми заболеваниями имеется необходимость к организации дополнительного отделения специализированной помощи на дому.
  Для укрепления материально-технической базы МУ "Центр социального обслуживания" необходимо приобретение транспортного средства (автобуса), комплекта компьютерной техники, мебели, физкультурных тренажеров. Выполнение этих мероприятий будет способствовать реализации республиканских программ "Стареющее поколение", "Социальная поддержка инвалидов в Чувашской Республике".
  Что касается основных проблем и работы МУ "Центр социальной помощи семье и детям", то для совершенствования деятельности центра необходимо создать оптимальные условия для реабилитации детей - инвалидов путем расширения площади отделения для комнаты отдыха детям-инвалидам с учетом 2-3 койко-место для временного отдыха и психологической разгрузки с соответствующим оборудованием; создать специализированные классы в определенной школе для детей инвалидов с ограниченными возможностями передвижения.
 
 Охрана правопорядка, борьба с преступностью и обеспечение безопасности жизни
 
  Главной задачей правоохранительных органов города является стабилизация безопасной обстановки, наведение порядка и профилактика правонарушений. В результате принятых в последние годы мер сократилось количество умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений. Наблюдается положительная тенденция сокращения в городе количества преступлений в общественных местах, на улицах, среди несовершеннолетних, лицами в состоянии алкогольного опьянения и с применением огнестрельного оружия.
  Отдел внутренних дел г. Новочебоксарска в течение 2002 года работал в соответствии с планом основных организационных мероприятий Министерства внутренних дел Чувашской Республики и Республиканской комплексной программой по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы.
  Организационно-служебные приоритеты были направлены на предупреждение террористической угрозы, борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие незаконному обороту оружия и наркотиков, защита частной, государственной и иной форм собственности, организацию профилактической работы.
  Всего за 2002 год зарегистрированы 1553 преступления (данный показатель в 2000 г. составлял 1960, в 2001 г. - 2076). Снижение преступности составило к уровню 2001 году 25,2 процента. Общая раскрываемость преступлений за 2001 год составляла 74,4 процента, в 2002 году - 62,7 процента (общая раскрываемость за 2002 год по Чувашской Республике составляла 71,2 процента).
  В 2002 году раскрываемость таких видов преступлений, как:
  убийство составляла 91,3 процента (21 уголовное дело окончено, 2 приостановлено);
  грабежей - 43,3 процента (71 уголовное дело окончено, 93 приостановлено);
  разбоев - 92,3 процента (24 уголовных дела окончено, 2 приостановлено);
  изнасилований - 57,1 процента (4 уголовных дела окончено, 3 приостановлено);
  вымогательств - 100 процентов (59 уголовных дел окончено);
  хищение чужого имущества - 32,8 процента (248 уголовных дел окончено, 509 приостановлено), в том числе квартирных краж 19,4 процентов (45 уголовных дел окончено, 187 приостановлено).
  В розыске находилось 111 преступников и 97 лиц, пропавших без вести. Из разыскиваемых задержано 89 преступников. Процент розыска преступников составил - 82,6 процентов (за аналогичный период 2001 года - 81,3 процентов), без вести пропавших лиц - 89,1 процентов (за аналогичный период 2001 года - 88,5 процентов).
  В 2002 году проводились такие крупномасштабные операции, как "Вихрь- Антитеррор", "Мак - 2002", "Розыск", "Табор", "Осторожно, Дети" и др.
  Таблица 1.16
 Динамика преступности и их раскрываемости
 на территории г. Новочебоксарск
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Количество зарегистрированных преступлений 1960 2076 1553 Раскрываемость, % 79,3 74,4 62,7 Продолжается работа по реализации Указа Президента Российской Федерации "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Так, за нарушение правил оборота алкогольной продукции к административной ответственности привлечены 22 человека. Изъято 1804 литра фальсифицированных спиртных напитков и 0,5 литра спирта, находившихся в незаконном обороте.
  Кадровое обеспечение: По штату в ОВД г. Новочебоксарска - 390 человек. На начало 2003 г. некомплект личного состава составил 46 человек (11,8 процента). За отчетный период принято на службу 39 человек, уволено 42 сотрудника.
  Основными проблемами, требующими решения в среднесрочной перспективе, являются:
  необходимость укрепления материально-технической базы органов внутренних дел г. Новочебоксарск (компьютеры и оргтехника, автомобили), укомплектование кадрового состава высококвалифицированными специалистами.
 
 Базовая общественная инфраструктура
 
 
  Жилищное строительство. Жилищный вопрос занимает особое место в жизни. Государственная жилищная политика является камертоном социально-экономического и политического состояния общества, поскольку государство должно обеспечивать комфортными условиями проживания всех своих граждан. Сегодня более 80 процентов населения всей страны в той или иной степени нуждается в улучшении жилищных условий.
  Важнейшей задачей в области социальной политики города является строительство жилья. С 2000 по 2002 гг. в г. Новочебоксарске за счет всех источников финансирования построено 50,66 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе 0,93 тыс. кв. м - силами индивидуальных застройщиков. В расчете на одного человека введено 2,45 кв. м жилья, индивидуального 0,1 кв. м.
 
 Ввод в действие жилых домов в г. Новочебоксарске за 1999- 2002 гг.
 
 
  В 2002 году в городе введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 19389 кв. м общей площади жилья, что составляет 102,8 процента к уровню 2001 года, в том числе индивидуальными застройщиками 752 кв. м, что 4,2 раза больше чем в 2001 году. За 1 полугодие 2003 г. введено в эксплуатацию 9541 кв.м, что к соответствующему периоду 2002 года составляет 131 процент.
 
  Таблица 1.17
 Темпы жилищного строительства по г. Новочебоксарску
  за 2000-2003 гг.
 
  Темпы жилищного строительства в % к предыдущему году 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
 (прогноз) г. Новочебоксарск 47,9 152,3 102,6 105
  Произошли изменения в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигшая в 2000 г. 72 процента, составила в 2001 г. 50 процентов, в 2002 г. снизилась до 33 процентов. Доля частных инвестиций, достигавшая в 2000 г. 28 процентов, в 2001 году увеличилась до 50 процентов, в 2002 г. составила 67 процентов. Основной объем жилищного строительства осуществляется за счет средств населения.
  Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности в пользу частного жилищного фонда.
  Острота жилищной проблемы снижается недостаточно быстро, число семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, увеличилось за
 2000 - 2002 гг. на 836 человек, и на 01 января 2003 г. составило 8445 чел. Это, в основном, малообеспеченные и молодые семьи, для которых необходимо строительство социального жилья с использованием средств населения, ипотечного кредита и субсидий.
  Для удешевления стоимости жилья выполняются реконструкции неиспользуемых площадей непроизводственного назначения. За 2000 - 2002 г. введено в эксплуатацию 2960,0 кв. м. общей площади жилья завершенных реконструкцией нежилых помещений.
  При резком сокращении бюджетных источников финансирования жилищного строительства на первый план выходит проблема привлечения в жилищную сферу финансовых ресурсов из внебюджетных источников, включая банковские кредиты, накопления граждан, средства предприятий и организаций, а так же долгосрочное кредитование граждан на приобретение жилья. За 2000 - 2002 гг. в г. Новочебоксарске были заключены договора на строительство 2019,6 кв. м. жилья по ипотечному кредитованию.
  Граждане, состоящие на учете по улучшению жилищных условий в администрации г. Новочебоксарска, реализуют свои права на жилище следующим образом: получение социального жилья путем предоставления жилищных субсидий (по Программе строительства жилья по Чувашской Республике);
  получение бесплатного жилья;
  получение ипотечного кредита (молодежная ипотека, социальная, коммерческая);
  приобретение вторичного жилья через администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики;
  приобретение жилья после реконструкции нежилых помещений в жилые;
  приобретение жилья на вторичном рынке;
  строительство жилья по договорам о долевом участии.
  Мировая практика свидетельствует о том, что даже в самых развитых странах государство имеет возможность обеспечивать жильем социально незащищенные категории граждан только в объеме 15-20 процентов от общей потребности в нем население.
  Одним из решений в преодолении этой тенденции является ипотечное жилищное кредитование. Ежегодно в отдел учета и распределения жилья по вопросам получения ипотечного кредитования обращается около 2000 очередников, однако ипотечный кредит получают немногие. Причина этому - низкие доходы, а ипотечное кредитование требует высокие доходы и далеко не каждый сможет помимо уплаты основного долга платить проценты (по социальной ипотеке - 6 процентов годовых от суммы кредита, коммерческой - 15 процентов).
 
 
 
  Таблица 1.18
 Основные показатели по учету и распределению жилья
 за 2000-2002 гг. по г. Новочебоксарску
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Примечание 1 2 3 4 7 Число состоящих в очереди по улучшению жилищных условий (чел.) 7609 8412 8445 7 процентов общего числа жителей в том числе: Имеющие право на первоочередное получение жилья 2332 2298 2252 27 процентов от числа очередников Молодые семьи 712 1630 1980 23 процента от числа очередников Распределено общей площади жилья (кв. м) 13907 8960 8904 20 процентов ежегодной потребности в том числе: Продано 5721 1191 1319 Предоставлено по субсидии 6818 6958 69564 28 процентов ежегодной потребности Предоставлено бесплатно 676 1158 1603 21 процент ежегодной потребности в том числе:
  служебное жилье 411,4 297 467 5 процентов ежегодной потребности Получили ипотечный кредит (чел./кв. м) 2/108 34/1911,6 0 30 процентов спроса Выдано государственных жилищных сертификатов 5 0 5 15 процентов потребности Обеспеченность нормой общей площади жилья на 1 жителя 17,3 17,6 17,6 Потребность в общей площади жилья для обеспечения жителей города социальной нормой (18 кв. м) общей площади жилья (тыс. кв. м) 87,4 49,8 49,7 Через 2-3 года город будет обеспечен социальной нормой жилья на 1 жителя, т.е. имеет место рост частного жилья Потребность в общей площади жилья для обеспечения жильем всех очередников (тыс. кв. м) 380,5 420,6 422,3 Рассмотрено заявлений и обращений граждан в администрацию города 624 576 384 Снижение числа обращений свидетельствует об информированности граждан по жилищным вопросам
  Основные проблемы. Анализ причин неполучения ипотечного кредита показал, что у более половины всех обратившихся очередников, желающих получить ипотечный кредит, заработная плата недостаточна для покрытия ежемесячных платежей в банк по сумме, взятой в кредит.
  Для решения жилищного вопроса горожан помимо мероприятий направленных на наращивание темпов строительства жилых домов необходим комплексный подход, который бы решал такие проблемы как доступная стоимость жилья - достойная заработная плата, а значит и развитие промышленного комплекса и т.д.
  Стоимость жилья должна становиться более доступной для граждан. При строительстве жилых домов необходимо соблюдать нормативные сроки строительства, использовать новые технологии, развивать промышленный комплекс по выпуску строительных материалов. Но при этом, нельзя забывать, что новые технологии требуют капитальных вложений, как известно, качество стоит денег.
 
 Жилищно-коммунальное хозяйство и инженерная инфраструктура
 
  Жилищный фонд г. Новочебоксарска составляет 2098,2 тыс.кв.метров общей площади и представляет собой капитальный фонд в 5 - 10 этажей. Ведомственный жилищный фонд отсутствует. Жилая застройка оборудована на 100 процентов водопроводом, канализацией, центральным отоплением и горячим водоснабжением, на 98,3 процентов - сетевым газом, на 1,7 процент - напольными электроплитами.
  Жилищный фонд г. Новочебоксарска можно охарактеризовать как более благоустроенный по сравнению с другими городами Чувашской Республики (таблица 1.19).
 
  Таблица 1.19
  Сравнительные показатели благоустройства жилищного фонда
 г. Новочебоксарска с другими городами Чувашской Республики
  в 2002 году (на конец года; в процентах)
 
  Удельный вес площади, оборудованной водопроводом канализацией центральным отоплением ваннами (душем) газом горячим водоснабжением напольными электрическими плитами Всего по городской местности 88,6 87,7 95,5 83,7 92,8 75,8 5,3 Чебоксары 96,1 95,6 98,8 91,8 92,2 85,8 7,6 Новочебоксарск 100,0 100,0 100,0 97,9 98,3 100,0 1,7 Канаш 84,7 83,9 91,1 76,9 93,5 43,6 2,3 Алатырь 56,7 53,7 95,3 50,5 91,5 37,9 3,8 Шумерля 77,7 73,9 81,1 68,7 88,1 65,9 1,4
  В оперативном ведении МУ "Дирекция единого заказчика в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Новочебоксарска" по состоянию на начало 2003 года находилось: городские дороги - 539 тыс.кв.м, пешеходные дорожки - 186 тыс.кв.м, освещение - 4,2 тыс. светильников, две городские бани (159 мест), два кладбища (7,5 га), газоны - 1845,0 тыс.кв.м, цветники - 21,6 тыс.кв.м, деревья - 20,1 тыс. штук, питомник - 5 га.
  Перечисленные объекты обслуживаются на основании договоров подряда.
  На базе двух крупных производственно-эксплутационных объединений в результате структурных преобразований, проведенных в 1997-1998 гг., и развития конкуренции рынок ЖКХ г. Новочебоксарска имеет: МУ "ДЕЗ в ЖКХ г. Новочебоксарска", 16 товариществ собственников жилья; 6 муниципальных предприятий по эксплуатации жилья; 1 муниципальное ремонтно-строительное предприятие; 1 муниципальное предприятие ремонтно-строительное и по эксплуатации лифтов; 2 муниципальных предприятия по эксплуатации дорог и оказанию транспортных услуг и вывозу бытовых отходов; 1 муниципальное предприятие по эксплуатации бань; МУП "Водоканал"; МУП "Новочебоксарские городские электрические сети"; МУП "Новочебоксарские городские теплосети".
  В настоящее время 100 процентов жилья эксплуатируется на конкурсной основе. В связи с тем, что основным фактором по снижению затрат является конкурсный отбор, ежегодно (начиная с 1996 года) подрядчиком на конкурсной основе заключаются договора на такие работы как ямочный и капитальный ремонты городских улиц, капитальный ремонт кровли, герметизация межпанельных швов, реконструкция систем отопления жилых домов с выводом приборов отопления из сетевых панелей и т.д.
  В 2002 году проведено 6 конкурсов, результаты приведены в таблице 1.
 
  Таблица 1.20
 Показатели основные видов работ, осуществляемые
 на конкурсной основе за период 2000-2002 гг.
 
 Виды работ,
 выставленных на конкурс Экономический эффект, тыс.рублей 2002 г. в процентах к 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Обслуживание жилищного фонда 90,6 - - - Реконструкция систем отопления жилых домов с выводом приборов отопления из стеновых панелей
 4,9
 118,0
 168,4
 142,7 Капитальный ремонт кровель 25,9 43,0 157,0 365,1 Герметизация межпанельных швов 34,7 51,3 63,3 123,4 Ямочный ремонт городских улиц 28,1 53,8 75,4 140,1 Капитальный ремонт городских улиц 89,8 113,8 - - Изготовление контейнеров для раздельного сбора бытовых отходов потребления
 
 -
 
 -
 
 226,8
 
 - Устройство ограждений городского кладбища
 -
 -
 21,8
 - Итого 270,0 380,2 712,7 181,5
  В целях повышения качества содержания жилищно-эксплуатационных предприятий, коммунальных служб, привлечения жителей города к организации самостоятельной деятельности по образцовому содержанию жилищного фонда и прилегающих территорий в 4 квартале 2002 г. был проведен конкурс на звание "Лучший двор 2002 года". Одновременно в школах города прошли конкурсы сочинений и плакатов на тему "Двор моей мечты". Победители конкурса были награждены дипломами, ценными подарками и денежными премиями. В 2002 году количество малых архитектурных форм, установленных во дворах увеличилось на 14 единиц.
 К зимнему сезону 2002-2003 гг. силами предприятий ЖКХ в микрорайонах города капитально отремонтировано 5 и заново построено 2 хоккейные площадки. На катках был залит лед и смонтировано освещение. В ноябре 2002 года силами жилищно-эксплутационных предприятий в микрорайонах города из снега и льда были оборудованы 10 игровых комплексов для детей.
  Традиционно много внимания уделяется озеленению городских территорий.
 В 2002 году получена первая продукция с собственного древесно-декоративного питомника: за весенне-осенний сезон высажено 426 деревьев, 34,2 тыс. единиц кустарников, 126,1 тыс. единиц цветочной рассады. Тем самым была получена реальная экономия средств на 585,2 тыс. рублей. Кроме того, для благоустройства города из лесных делянок Кокшайского лесничества на взаимовыгодной основе пересажено в городскую черту 975 деревьев (экономия на 68,3 тыс. рублей). В 2002 году для защиты насаждений с использованием демонтированных труб изготовлено и установлено 1237 пог. метров металлических ограждений. Продолжила развитие городская концепция по обращению с бытовыми отходами потребления, так немалая часть отходов отделяется, перерабатывается и остается в городе и в дальнейшем приносит доход, при этом уменьшаются расходы по доставке отходов на полигон.
 
  Основным индикатором реформирования ЖКХ является стандарт уровня платежей граждан к стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
 
  Таблица 1.21
 Стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
 в динамике за 2001 - 2003 гг.
 
  2001 г. 2002 г. 1 полугодие 2003 года рост в %
 (2003 г. к 2002 г.) Стоимость жилищно-коммунальных услуг
 10,67
 16,32
 19,73
 120,9 Оплата населением услуг ЖКХ по утвержденным тарифам
 
 8,54
 
 15,15
 
 16,09
 
 106,2 Уровень платежей граждан к стоимости ЖКУ (%)
 80,0
 92,8
 81,6
 -
  Систематический рост тарифов на энергоресурсы влечет за собой снижение уровня платежей граждан, рост количества семей, систематически не оплачивающих жилищно-коммунальные услуги.
 
  В составе МУ "ДЕЗ в ЖКХ г. Новочебоксарска" с 1996 года существовал отдел по назначению гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг,
 в октябре 2002 года вышеуказанный отдел функционирует при Управлении социальной защиты населения администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
  Таблица 1.22
 Основные показатели деятельности, осуществляемой по
 назначению гражданам субсидий на оплату
  жилищно-коммунальных услуг, за 2000-2002 гг.
 
  Ед.
 измерен. 2000 г.
  2001 г. 2002 г. Принято посетителей тыс.чел. 33,0 35,3 33,3 Назначено субсидий в год тыс.чел. 13,3 14,4 17,3 Максимальный размер субсидий рублей 294,0 940,0 1523,0 Минимальный размер субсидий рублей 9,0 43,0 1,0 Средний размер субсидий рублей 98,0 259,0 524,0 Израсходовано средств на выплату субсидий в год
 млн.руб.
 5,4
 14,0
 38,2
  На жилищном фонде города эксплуатируется 437 пассажирских лифтов.
 В 2002 году проведена диагностика и последующая модернизация 4-х лифтов, тем самым, лифтам (отработавшим 25 лет) предоставлен дополнительный 25-летний срок эксплуатации.
 
 
  Таблица 1.23
 Расходы на диагностику, модернизацию, капитальный ремонт
 и развитие диспетчеризации лифтов в динамике за 2000-2002 гг.
 (тыс. руб.)
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. рост в %
 (2003 г. к 2002 г.) Затраты на капитальные работы по содержанию лифтов 2144,2 2331,2 2506,0 107,5
  Таблица 1.24
 Капитальный ремонт жилищного фонда
 в динамике за 2000-2002 гг.
 (тыс. руб.)
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Объемы выполнения капитального ремонта 12801,4 20192,8 22667,4
  В 2002 году проведена реконструкция внутрипанельного отопления в 7 домах, заменены стояки отопления, трубы холодного и горячего водоснабжения в 7 домах.
  За счет бюджетных средств был произведен капитальный ремонт мягких кровель современными кровельными материалами на 8 домах на сумму 2,8 млн.руб.
  За счет капитального ремонта МОП отремонтированы мягкие и шиферные кровли на площади 9,7 тыс.кв.м. Выполнен ремонт межпанельных швов в количестве 17,7 км на сумму 1,34 млн. руб. Отремонтировано 8,1 тыс. кв.м внутриквартальных дорог на сумму 2 млн.руб. (для сравнения в 2001 году на сумму 5,9 тыс.руб.).
  В 2003 году предусмотрен вынос отопления в 9 домах на сумму 7,6 млн. руб. (по состоянию на 01.07.2003 работы по выносу закончены в 4-х домах), также предусмотрена замена труб отопления горячей и холодной воды в количестве 22120 п/м на сумму 2,1 млн.руб., (на 01.07.2003 - заменено 9722 п/м). Из 30615 кв.м. кровли, предусмотренных мероприятиями, выполнено 12294 кв.м., в том числе 149 кв.м. шиферной кровли.
  МУ "ДЕЗ в ЖКХ г.Новочебоксарска" разработана "Целевая программа реконструкции системы внутрипанельного отопления в жилых домах г.Новочебоксарска" на 2003-2006г. Для выполнения мероприятий Программы предусматривается использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета г.Новочебоксарска, средств населения в виде платежей за наем жилья.
  Одним из направлений реформирования ЖКХ является снижение издержек. В данном направлении ведется следующая целенаправленная работа: принята городская программа энергосбережения; ведется строительство жилого фонда по новым СниПам с установкой соответствующих приборов учета по видам коммунальных услуг; установлены приборы учета тепловой энергии и других ресурсов на всех отдельно стоящих объектах соцкультбыта. Начата работа по установке приборов учета на имеющемся жилом фонде. При этом поставлена задача перед предприятиями ЖКХ по установке данных приборов у конечного потребителя, что является наиболее правильным, т.к. потребитель больше всех заинтересован в этом.
  Все это в целом позволит в конечном итоге обеспечить четкий учет и регулировку потребления тех или иных коммунальных услуг и обеспечит снижение ненужных затрат в ЖКХ. Кроме этого, предприятие тепловых сетей г. Новочебоксарска в рамках реализации проекта международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" участвует по трем направлениям повышения энергоэффективности в бюджетной сфере и ЖКХ.
  Снабжение города тепловой энергией и горячей водой осуществляет специализированное МУП "Новочебоксарские городские тепловые сети". Общая численность персонала на 1 января 2003 г. составляла 203 человека, из них 46 человек -специалисты, служащие. Предприятие неоднократно принимало участие и занимало призовые места во Всероссийском конкурсе "На лучшее предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства по эффективности работы в новых экономических условиях". МУП "НГТС" осуществляет передачу, распределение и отпуск тепловой энергии, получаемой от единственного в городе теплоисточника от ТЭЦ-3 ОАО "Чувашэнерго". Муниципальное предприятие на своем балансе имеет около 97 км тепловых сетей, трубопроводов пара - 6,2 км, ЦТП.
  Для определения количества полученной тепловой энергии и контроля за параметрами теплоносителя на тепловых сетях установлены 20 узлов учета тепловой энергии и теплоносителя с выводом информации на диспетчерский пункт. Узлы учета оборудованы на базе ультразвуковых расходомеров UFM ОАО "ЗЭИМ", г. Чебоксары и тепловычислителей ВКТ ЗАО "Теплоком", г. Санкт-Петербург.