<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  В городе проводятся работы по строительству и реконструкции инженерных сетей (проложено 4,4 км газопровода в д.Ольдеево и микрорайоне индивидуальной застройки "Липовский, возведено здание газораспределительного пункта. В Целях бесперебойного газоснабжения в микрорайоне Ивановский проложен подземный газопровод диаметром 110 мм длинной 0,55 км.
  Основные проблемы. Для бесперебойной подачи газа для нужд города необходимо выполнить прокладку газопровода 0,64 км, строительство газораспределительной подстанции, кольцевание газопровода в III-А микрорайоне западного жилого района - 0,51 км, строительство газовых распределительных сетей протяженностью 4,4 км в микрорайоне индивидуальной жилой застройки "Липовский".
 
  Строительство и реконструкция инженерных сетей и объектов соцкультбыта. За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2000-2002 гг. в г. Новочебоксарске выполнена реконструкция теплотрассы протяженностью 78 п.м в Ивановском микрорайоне, водопроводная сеть в микрорайоне индивидуальной застройки д.Липово.
  Выполнены работы по прокладке внеплощадочного и внутриплощадочного водопровода обще протяженностью 3,1 км в микрорайоне индивидуальной жилой застройки "Липовский, проведена реконструкция системы водоснабжения в Ивановском и ряде микрорайонов Западного жилого района города.
  За счет средств местного бюджета проводятся работы по строительству ливневого коллектора по Ельниковкому оврагу из сборных железобетонных труб диаметром 1400-1600 мм (освоено 7 млн. рублей), строительство хозяйственно- противопожарного водопровода в д.Ольдеево длинной 190,5 п.м.
  За счет средств местного бюджета выполняется благоустройство Соборной площади, придорожных территорий. Ведутся работы по устройству проездов местного значения, ремонту автомобильных дорог и их содержанию.
  Уделяется большое значение обеспечению стабилизации и динамическому развитию системы здравоохранения, образования, сложилась развитая сеть учреждений культуры и спорта. Сдано в эксплуатацию законченное реконструкцией помещение библиотеки по ул.Советская, 24. Выполняется реконструкция зданий по ул.Силикатная (под туберкулезный диспансер) и по ул. Пионерская (под стоматологическую больницу). Выполнен капитальный ремонт ледового стадиона "Сокол". Выполняются мероприятия по завершению строительства легкоатлетической арены спорткомплекса.
  Основные проблемы. Для обеспечения ввода в эксплуатацию жилых домов в застраиваемых микрорайонах города требуется расширение и строительство новых инженерных коммуникаций.
 
  Дорожное хозяйство. Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории г. Новочебоксарска по статистическим данным составляет 33,8 км, из них республиканского назначения - 5,5 км, муниципального - 28,3 км. Протяженность магистральных улиц, являющихся продолжением автомобильных дорог общего пользования по г. Новочебоксарску, составляет 6,9 км.
  На содержании городского хозяйства находится автодорог (включая внутриквартальные) 76,1 км. Площадь уличной дорожной сети составляет 937,2 тыс.кв.метров, при этом вся дорожная сеть с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием.
  За прошедшие годы уделялось большое внимание строительству, реконструкции и содержанию автомобильных дорог: за 2000 г. произведен ремонт 1,22 км и освоено капитальных вложений на сумму 4320,0 тыс. рублей, в 2001 г. - 2,95 км на сумму 9240,0 тыс. рублей, 2002 г. - 1,04 км на сумму 3600,0 тыс. рублей, за 6 месяцев т.г. - 2,65 км на сумму 2950,0 тыс. рублей.
  В связи с оползневыми явлениями на береговом откосе Волжской набережной г. Новочебоксарска, на которых расположены жилые дома и уникальный спортивный комплекс, и в целях предотвращения дальнейшего оползневого разрушения выполняются берегоукрепительные работы правого берега р. Волги.
  Уделяется большое внимание благоустройству территории города. За счет средств местного бюджета и внебюджетных фондов выполняются работы по благоустройству скверов, устройству тротуаров, детских игровых площадок, малых архитектурных форм и архитектурно-художественных подсветок фасадов зданий. Для организации мест отдыха горожан выполняются работы по благоустройству Волжской набережной, Соборной площади, легкоатлетической арены спорткомплекса.
  Основные проблемы отрасли. 18,8 процентов улично-дорожной сети с усовершенствованным покрытием требует капитального ремонта. В 2003-2006 г. необходимо провести капитальный ремонт автодорог и тротуаров общей протяженностью 24,3 км, из них 13,3 км по улицам Советская, Промышленная, Пионерская, Молодежная, пер.Химиков и 11 км - тротуары уличной городской сети.
 Кроме того, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 сентября 2003 г. № 220 "Об утверждении дополнительного перечня объектов дорожных работ на 2003 год" за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2004 году планируется ремонт улично-дорожной сети магистральных автодорог для проезда транзитного транспорта на сумму 1 722 тыс. рублей.
  В связи началом строительства причала в г.Чебоксары и переносом базы ОАО "Чебоксарский речной порт" в г. Новочебоксарск необходимо строительство объездной дороги от речного порта до улицы Промышленной.
 
 Транспорт
 
  Главной целью в сфере пассажирского транспорта является удовлетворение потребностей граждан в предоставлении транспортных услуг.
  Маршруты городского пассажирского транспорта обслуживают муниципальное троллейбусное депо (МУП троллейбусного транспорта) и автобусное предприятие (Новочебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Чувашавтотранс"), последнее также осуществляет пригородные и межобластные перевозки. Кроме того, к перевозкам пассажиров привлечены и частные перевозки.
  В связи с развитием альтернативных перевозок имеется отток пассажиров на частный транспорт (особенно это заметно на пригородных перевозках, например Новочебоксарск - Чебоксары). На рынке транспортных услуг частные перевозки появились в 1994 году. За прошедшие годы произошли существенные изменения в структуре пассажирских перевозок.
  Участие в пассажирских перевозках ведомственного и частного транспорта наряду с муниципальным позволило значительно разгрузить транспортные маршруты, сократить интервалы движения, обеспечить возможность беспересадочных поездок. Однако для обеспечения ритмичной и сбалансированной работы городского и пригородного транспорта должен быть модернизирован муниципальный сектор и транспорт ГУП "Чувашавтотранс".
  Пассажирские городские перевозки в Новочебоксарске осуществляются по 7 маршрутам троллейбусов и 3 маршрутам автобусов. По состоянию на начало года подвижной состав троллейбусов составлял 61 единицу транспорта, автобусов (ежедневно обслуживающих городские маршруты) - 11 единиц транспорта.
  Ежегодные городские пассажирские перевозки в среднем составляют 45,4 млн. пассажиров (в 2000 г. перевезено 44,4 млн. пассажиров, 2001 г. - 45,8 млн. пассажиров, в 2002 г. - 45,9 млн. пассажиров), из них троллейбусами в среднем ежегодно перевозится 42,4 млн. пассажиров (в 2000 г. перевезено 42,4 млн. пассажиров, 2001 г. - 42,5 млн. пассажиров, 2002 г. - 42,4 млн. пассажиров).
  Автобусами Новочебоксарского ПАТП ежегодно в среднем перевозится по всем маршрутным направлениям около 15 млн. пассажиров (в 2000 г. перевезено 12,3 млн. пассажиров, 2001 г. - 15,6 млн. пассажиров, 2002 г. - 15,7 млн. пассажиров). Ежегодные городские перевозки составляют в среднем 2,9 млн.пассажиров, пригородные - в среднем 11,3 млн. пассажиров (в 2000 г. перевезено 9,9 млн. пассажиров, 2001 г. - 12,1 млн. пассажиров, в 2002 г. - 11,9 млн. пассажиров), областные (внутри республики) в среднем составляют 0,2 млн. пассажиров, межобластные - 0,1 млн. пассажиров
  Несмотря на неплохие показатели в области транспорта, сложившаяся структура общественного пассажирского транспорта, базирующаяся на коммерческих перевозках, ощутимо сказывается на перевозках слабозащищенных категорий населения: инвалидов, ветеранов, пенсионеров и т.д. Так, перевозка льготных пассажиров является причиной убыточности троллейбусного транспорта, поскольку они составляют 39,6 процента перевозимых пассажиров. За 2002 год из общего числа перевезенных пассажиров (42,4 млн. человек) льготники составили 16,8 млн. человек, данный показатель за 2001 год составлял 17,3 млн. человек (из общего - 42,5 млн. человек)
  На сегодняшний день муниципальный транспорт (троллейбусный транспорт) имеет средний коэффициент готовности, но процесс катастрофического старения был несколько приостановлен: за 2002 год было приобретено 2 троллейбуса на сумму 650,0 тыс. рублей и контактная сеть на сумму 443,4 тыс. рублей. Кроме того, за период 2000-2002 гг. большое внимание уделялось капитальному ремонту: за 2000 год отремонтировано капитальным ремонтом - 15 единиц подвижного состава, за 2001 год - 11 единиц и за 2002 год - 10 единиц.
  Что касается ситуации с автобусным транспортом, то на сегодняшний день полный износ имеет 71 единица транспорта, что от общего их числа (138 единиц) составляет 51,5 процента.
  За период 2000-2002 гг. был обновлен парк автобусов в количестве 37 единиц, в том числе за 2000 год приобретено 5 автобусов (из них марки ПАЗ 3205 - 5 единиц, УАЗ микроавтобус - 1 единица), за 2001 год - 20 автобусов (из них марки ПАЗ 3205 - 15 единиц, ЛИАЗ 5256 - 5 единиц) и за 2002 год - 12 автобусов (из них марки ПАЗ 3205 - 3 единиц, ЛИАЗ 5256 - 9 единиц).
  Для решения проблемы технической готовности парка придается особое значение оснащению ремонтного корпуса современным и дополнительным оборудованием, кроме того, в настоящее время строится новый производственный корпус, первая очередь сдачи которого планируется в 4 квартале 2003 года, вторая очередь - в конце 2004 года.
  В целях модернизации управления транспортными предприятиями ведется компьютеризация, так в 2002 году Новочебоксарским ПАТП приобретено 14 компьютеров.
 
  Усилия в области транспорта должны быть направлены на решение следующих основных проблем:
  открытие троллейбусной линии (маршрут г. Новочебоксарск - г. Чебоксары);
  обновление и проведение капитально-восстановительного ремонта подвижного состава пассажирского транспорта;
  использование имеющихся резервов городского электротранспорта путем оптимизации маршрутной сети;
  создание эффективной системы контроля и управления движением;
  упорядочения предоставления льготного проезда в городском транспорте;
  строительство нового автовокзала;
  организация движения экологически чистого транспорта.
 
 Связь
 
  Связь относится к тем отраслям экономики города, которые наиболее интенсивно развиваются в последние годы. Это выражается в постоянном росте объемов услуг связи, оказанных предприятиями этой отрасли.
  Телекоммуникационная сеть Новочебоксарска состоит из городской телефонной сети базирующейся на 2 аналоговых АТС общей емкость 20 000 номеров и 1 цифровой АТС емкостью 15 000 номеров, сетей передачи данных телематических служб, ведомственных связей, сетей сотовой радиотелефонной связи, сетей подвижной радиосвязи, пейджинговой связи и спутниковой связи. Основой телекоммуникационной сети города является телефонная сеть общего пользования Новочебоксарской телеграфно-телефонной станции, которая профессионально осуществляет предоставление услуг связи.
  Развитию городской телефонной сети г. Новочебоксарска ОАО "ВолгоТелеком" (бывшее ОАО Связьинформ") уделяет особое внимание, в результате чего плотность телефонизации в городе самая высокая по республике (телефоны установлены в 80 процентах квартир).
  Таблица 1.27
  Основные показатели предоставления услуг связи в г. Новочебоксарске
  в динамике за 2000-2002 гг.
 
 Наименование показателей Ед.
 измер. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Число предприятий связи общего пользования по обслуживанию клиентов
 ед.
 1
 1
 1 Число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования, всего
 тыс.ед.
 30,8
 33,3
 34,4 в том числе:
 квартирных
 тыс.ед.
 28,8
 31,2
 32,0 Число междугородних пунктов кабин 9 9 9 Число междугородних телефонов-автоматов
 ед.
 17
 17
 17
  С 2000 года началась телефонизация пригородных деревень.
  Так, 10 деревень Чемуршинской и Толиковской сельской администрации, которые тесно связаны с городом и находятся на значительном удалении от райцентр п.Кугеси, получили современную связь от городской телефонной станции (484 телефонных аппарата, из которых 384 от цифровой АТС). При этом особо необходимо подчеркнуть, что две сельские средние школы получили не только современную телефонную связь, но и высококачественный доступ в Интернет.
  Также в 2003 году в ЖСК "Липовский" введена в действие станция М-100 на 48 номеров. На сегодняшний день телефонизировано 28 коттеджей.
  В 2003 году 148 городских телефонов-автоматов переведены на обслуживание с использованием сервисных телефонных карт (СТК).
  В дополнение к традиционным услугам связи с марта 2001 года Новочебоксарской ТТС открыт Интернет-салон, имеющий современное оборудование, высокую скорость доступа к сети Интернет, широкий спектр услуг.
  В плане развития городской телефонной сети -расширение АТС -74 на 960 номеров ежегодно.
  В городе развивается сеть кабельного телевидения, которая охватывает свыше 33 тыс.квартир. Использование оборудования немецкой фирмы WISI, а также монтаж кабельного ТВ в телефонной канализации обусловили достаточную надежность и высокое качество трансляции 15 программ.
  В рамках развития кабельного телевидения на ближайшую перспективу будут решаться следующие проблемы: наращивание количество программ и создание городской студии телевидения.
 
 Материальное производство и потребительский рынок
 
  Промышленность
 
  Ведущим сектором экономики города является промышленность, она служит основным источником формирования доходной части бюджета.
  Промышленный потенциал г. Новочебоксарска включает в себя порядка 45 основных предприятий, в том числе 18 - крупных и социально значимых для экономики города. Структура промышленности города: электроэнергетика (7,7 процента), химическая (54,1 процента), производство строительных материалов (8,7 процента), легкая промышленность (13,0 процента), пищевая промышленность (5,5 процента), деревообрабатывающая (2,6 процента), машиностроение и металлообработка (8,4 процента).
 
 Структура промышленности г. Новочебоксарска в 2002 году
 
 
 
  Таблица 1.28
 Сравнительное положение г. Новочебоксарска
 в Чувашской Республике по экономическому потенциалу в 2002 году
 
 Города Чувашской Республики Территория Численность постоянного населения на 1 января 2003 г.* Объем промышленной продукции (работ и услуг) крупных и средних организаций кв.км % от Республики тыс.чел. % от Республики млн.руб. % от Республики на душу населения Чебоксары 233 1,3 453,2 34,5 17266,1 62,0 36,3 Алатырь 32,7 0,2 43,1 3,3 658,7 2,4 14,3 Канаш 18,5 0,1 50,4 3,8 1431,9 5,1 26,3 Новочебоксарск 51,4 0,3 126 9,6 4924,4 17,7 40,1 Шумерля 13,3 0,1 36,2 2,8 634,9 2,3 16,0 *Численность населения по предварительным итогам Всероссийской переписи населения
  Темп роста объема промышленной продукции в 2002 году составил в действующих ценах 111,6 процента к 2001 году (для сравнения: по республике этот показатель зафиксирован на уровне 119,6 процента), в сопоставимых ценах - 98,4 процента (по республике 103,5 процента). Рост объемов промышленного производства в 2002 году достигнут в электроэнергетике, легкой и пищевой промышленности, а также в производстве строительных материалов.
 
 Выпуск промышленной продукции, млн. рублей
 
  Анализ итогов работы промышленности в 2002 году свидетельствует о продолжающемся спаде производства. В течение года объем выпуска промышленного производства в сопоставимых ценах сократился на 1,6 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 4924,4 млн. рублей.
  За 2002 год по сравнению с 2001 годом производство керамического и силикатного кирпича увеличилось соответственно на 6 процентов, пряжи х/б - на 2,7 процента, трикотажных изделий - на 20,9 процента, пива - в 3,7 раза, макаронных - на 27,6 процента. Это значит, что удалось найти механизмы для саморазвития, своеобразные "точки роста" в различных экономических сферах.
  В общем объеме промышленной продукции, производимой предприятиями г. Новочебоксарска, доля продукции химической промышленности составляет 54 процента.
  В 2002 году выпуск продукции химической промышленности составил более 2 млрд. рублей. Рост цен на сырье, электроэнергию, газ и грузоперевозки, недостаточный уровень платежеспособного спроса внутреннего рынка замедлили динамику производства ОАО "Химпром", привели к ухудшению финансово-экономического положения предприятия, снижению ценовой конкурентоспособности химической промышленности, усилению давления импорта по ряду видов продукции, дальнейшему отставанию технических, экономических и ассортиментных характеристик продукции наших предприятий от зарубежных аналогов. Объем производства в градообразующем предприятии - ОАО "Химпром" сократился на 15,3 процента, что в значительной мере отразилось на общегородских показателях.
  Ожидается рост практически всех основных видов строительных материалов. Вместе с тем технический уровень предприятий данной отрасли значительно отстает от современных требований.
  Одним из основных направлений развития предприятий промышленности строительных материалов на среднесрочную перспективу по-прежнему является расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности строительных материалов, внедрение ресурсосберегающих технологий производства.
  Рост производства в легкой промышленности в значительной степени определяется уровнем обеспечения основными видами натурального сырья: хлопком, льном, шерстью, кожевенным сырьем. В 2002 году сложилась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по хлопковому волокну, что позволило обеспечить увеличение объемов производства в ОАО "Фабрика "Пике" на 6,8 процента.
  Основными факторами, сдерживающими рост производства продукции легкой промышленности, являются технологическая отсталость, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, высокий уровень теневого импорта товаров.
  В пищевой промышленности рост объемов производства составил к уровню 2001 года 119 процентов.
  На динамику производства пищевой промышленности существенно влияет медленный рост платежеспособности населения, недостаточный уровень качества сырья производимого, отечественными сельхозпроизводителями.
  Наряду с макроэкономическими факторами, сдерживающими наращивание производства на крупнейших предприятиях города: изменение конфигурации экономического пространства страны, межрегиональных связей, влияние международного рынка, в 2002 году негативно сказывались на работе большинства предприятий города такие факторы, как повышение тарифов на энергоносители, производимые в естественных монополиях; опережающий рост цен на сырье и материалы; активизация инфляционных процессов в промышленности; медленное восстановление реального платежеспособного спроса потребителей; недостаточная инвестиционная активность; сокращение объемов строительно-монтажных работ.
  Именно от решения этих проблем, а также от структурной перестройки, расширения рентабельных и сокращения убыточных производств зависит развитие промышленности города Новочебоксарска.
  Для увеличения выпуска конкурентоспособной промышленной продукции усилия будут направлены на решение следующих основных задач: реконструкция и техническое переоснащение промышленных предприятий; экономически выгодная загрузка неиспользованных производственных мощностей; развитие производства качественной и конкурентоспособной продукции; привлечение и подготовка высококвалифицированных кадровых ресурсов; активизация сетевого маркетинга.
  Особое внимание будет уделено следующим основным проблемам:
  высокая степень износа промышленно-производственного фонда;
  недостаточное обновление (моральное устаревание) основных фондов;
  низкая загрузка производственных мощностей;
  недостаточное развитие инновационного потенциала и внедрение прорывных технологий.
 
 Малое предпринимательство
 
  Предпринимательский потенциал доказал свою состоятельность во всех сферах деятельности: в производстве, общественном питании, оказании разного рода услуг. Это колоссальный резерв экономического роста, который мы еще используем не в полной мере. Именно предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует ускоренный оборот ресурсов, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, применяет самые современные технологии при минимальных издержках.
  За период с 2000 по 2002 годы количество малых предприятий в городе увеличилось на 14 процентов. По состоянию на 1 января 2003 г. было зарегистрировано 448 малых предприятий (более 65 процентов которых сконцентрировано в сфере потребительского рынка), численность занятых в малом бизнесе превышает 8 тысяч человек, в том числе индивидуальных предпринимателей около 6 тыс. человек.
  В отчетном году 135 малых предприятий (находящиеся под статистическим наблюдением и представляющие отчетные данные в администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики) реализовали товаров, работ и услуг на сумму около 450 млн. рублей, что на 22 процента больше, чем в 2001 году. Распределение указанных выше малых предприятий по отраслям экономики выглядит следующим образом:
 
 
 Таблица 1.29
 Развитие малого предпринимательства г. Новочебоксарска
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Число малых предприятий (на конец года), всего 392 401 448 из них: промышленность 23 26 27 услуги 12 15 16 строительство 10 13 18 торговля и общественное питание 40 60 74 другие отрасли 307 287 313 Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. рублей, всего 913 1032 1480 Численность занятых на малых предприятиях (включая совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), человек 1633 1671 2677 Количество индивидуальных предпринимателей 6900 7660 5523
  Общий товарооборот малых предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 344,5 млн. рублей. 27 малых предприятий города, занимающихся промышленным производством, произвели в 2002 году продукции на сумму 72 млн. рублей, 18 строительных организаций выполнили подрядные работы на сумму 20 млн. рублей. От малого бизнеса в бюджет поступило налогов более 20 млн. рублей.
  В настоящее время созданы все необходимые предпосылки для развития малого бизнеса. Президентом Чувашской Республики 3 марта 2003 г. подписан Указ "Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике", который предусматривает такие эффективные меры поддержки, как субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков и операциям лизинга; меры по преодолению административных барьеров - принцип "одного окна"; максимальный доступ к информации по имуществу, которое может быть передано в пользование предпринимателю. Кроме того, предложена схема взаимодействия крупного бизнеса и субъектов малого предпринимательства, которая предусматривает кооперацию и разделение труда в совместном производстве и выполнении государственных заказов. Предусмотрена большая обучающая программа по подготовке предпринимательских кадров.
  Развитие малого предпринимательства в г. Новочебоксарске планируется осуществлять в соответствии с вышеназванным Указом Президента Чувашской Республики и Республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г.
 № 125. При этом особое внимание будет уделено следующим основным проблемам:
  созданию благоприятных условий;
  развитию конкурентного рынка товаров (работ, услуг);
  информационной поддержки.
 
 Потребительский рынок
 
  Качество жизни населения во многом зависит от развития торговли и бытового обслуживания. Основными целями развития потребительского рынка на среднесрочную перспективу являются стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, общественное питание и платных услуг; наиболее полное удовлетворение потребностей населения; укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке; поддержка и развитие социально-значимых торговых и бытовых услуг; обеспечение прав потребителей на потребительском рынке.
 Таблица 1.30
 Развитие потребительского рынка г. Новочебоксарска
 за период 2000-2002 годы
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Объем розничного товарооборота
 (в действующих ценах каждого года), тыс. рублей 395 095,4 445 612,2 469 303,0 Товарооборот на душу населения, рублей 3 200,0 3 619,9 3 724,6 Оказано платных услуг населению, тыс. рублей 131 133,1 175 197,6 270 847,6 Оборот общественного питания, тыс. рублей 68 482,8 87 217,4 93 327,8 Количество торговых предприятий, всего 104 138 140 Численность работающих в системе торговли 1182 1214 1210
  В 2002 году объем розничного товарооборота составил 469,3 млн. рублей, по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах данный показатель снизился на 16,6 процента, с 2001 годом - на 10,9 процента. Товарооборот на душу населения в 2002 году составил 3,7 тыс. рублей. Это ниже, чем в среднем по Чувашской Республике в З,2 раза.
  В 2002 году населению города Новочебоксарска оказано платных услуг на 270847,6 тыс. рублей, и по сравнению с 2001 годом объем платных услуг на душу населения увеличился в сопоставимых ценах на 54,5 процента. Объем платных услуг на душу населения в городе значительно ниже, чем по Чувашской Республике.
  В настоящее время в городе происходит качественные изменения в конъюнктуре спроса, усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент товаров и услуг, достигается насыщенность рынка по основным группам товаров.
  Развивается фирменная сеть, создаются оптово-розничные объединения, открываются рынки и мини - рынки. В торговую сеть города внедряются прогрессивные технологии. Имеются магазины самообслуживания, современные торговые центры и предприятия бытового обслуживания.
  В г. Новочебоксарске реализуется республиканская Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы, направленная на повышение качества обслуживания населения республики, совершенствование и развитие материально-технической базы предприятий потребительского рынка.
  В области развития межреспубликанского сотрудничества и потребительского рынка будут решаться следующие основные проблемы.
  Так, в рамках развития торгового потенциала города необходимо:
  создание специализированных магазинов по продаже тканей, обуви, одежды, парфюмерии и т.п.;
  организация работы кулинарных отделов и кафетериев, столов-заказов, предоставление услуг на дому;
  увеличение доли промышленных магазинов, создание торговых комплексов;
  снижение количества точек мелкорозничной торговли и приведение их внешнего вида в соответствие с градостроительными нормами;
  организация работы по упорядочению деятельности рынков, мини-рынков, торговых рядов;
  Параллельно с развитием торговли необходимо развитие бытовых услуг, предоставляемых населению. В условиях обостряющейся конкуренции возрастает необходимость обеспечения высокого качества услуг. В условиях рынка спрос на некоторые виды услуг (услуги бань и душевых, ремонт жилья) падает, на другие (ремонт и техническое обслуживание оргтехники, ремонт и обслуживание радиоаппаратуры, аудиторские услуги и т.п.) значительно превосходит объемы предыдущих лет. Недостаток средств у самих предприятий бытового обслуживания, отсутствие льготных кредитов на приобретение сырья и материалов, оборудования и средств технического оснащения и запасных частей привели не только к росту цен на услуги, но и разрушили систему материально-технического снабжения службы быта. Кроме того, в связи с безудержным ростом цен на энергоносители, аренду помещений, коммунальные услуги деятельность в сфере бытового обслуживания населения стала экономически невыгодной, резко сократилось качество обслуживания потребителей. Большинство населения во многих случаях стало значительно меньше обращаться за получением бытовых услуг, в основе снижения спроса на бытовые услуги лежат объективные причины - снижение покупательской способности населения и рост цен на бытовые услуги.
  Положительным продвижением на данном рынке услуг стало ОАО "Новинка": закуплено импортное оборудование, красители и стали предоставлять новый вид услуг - крашение мехов, дубленок кожаных изделий, обуви.
  Для развития и совершенствования сферы бытового обслуживания населения необходимо:
  обеспечить высококачественное обслуживание населения;
  создать условия для максимального приближения комплекса бытовых услуг к месту жительства и приложения труда (дислокации сети) на основе расширения сети предприятий службы быта и увеличении масштабов применения прогрессивных и эффективных форм обслуживания;
  повышения качества услуг и роста объема их производства и реализации;
  расширения мощности и технической оснащенности предприятий бытового обслуживания;
  совершенствование режимов работы с учетом сезонности и спроса населения.
 
 Система государственного управления
 
  Бюджетная политика
 
  Бюджетная политика является ключевым звеном экономической и социальной политики государства. От качества бюджета, заложенных в нем параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и уровень развития экономики города.
  Формирование и исполнение бюджета города Новочебоксарска осуществляется в русле качественно новой бюджетной политики, проводимой на федеральном и республиканском уровнях, выработанных в ходе реформирования управления общественными финансами направлений, базируется на налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации и Чувашской Республики, Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и ежегодно принимаемых законах о федеральном и республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
  При этом основными направлениями бюджетной политики являются: обеспечение прозрачности и качества управления общественными финансами, динамичного экономического роста и активной инвестиционной деятельности, реализация стимулирующей налоговой политики, поддержка предпринимательской инициативы в малом и среднем бизнесе; ориентация бюджета на достижение конечного результата в интересах граждан; обеспечение, наряду с безусловным исполнением обязательств, высококачественных стандартов услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения на основе оптимизации государственных расходов, дальнейшего реформирования и реструктуризации общественных служб, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, поддержки молодежи и материнства; совершенствование механизма муниципальных закупок продовольствия; взаимоувязка целей развития общественной инфраструктуры с целями экономической стабильности, конкретизация работы по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг и т.д.
  Что касается формировании доходной части бюджета города, то в первую очередь необходимо сказать о межбюджетных отношениях, поскольку, несмотря на проводимое реформирование межбюджетных отношений, и учитывая, что система взаимоотношений претерпела существенные изменения, все же существует высокая зависимость от вышестоящего бюджета органов местного самоуправления, чьи полномочия при формировании бюджета крайне ограничены.
  Так, бюджет города Новочебоксарска минимально сбалансирован и очень зависим от внешних факторов; сумма финансовой помощи (трансферта), получаемая из республиканского бюджета Чувашской Республики, не выполняет своего функционального предназначения, поскольку сам механизм выравнивания и оценки уровня бюджетной обеспеченности не соответствует реалиям сегодняшнего дня.
  Налоговый потенциал и налоговая база муниципалитета из года в год претерпевают существенные изменения в связи с проводимой на федеральном уровне налоговой реформой (например, по земельному налогу, налогу на прибыль организаций, в связи с отменой налога с продаж и т.д.).
  Вне всяких сомнений, необходимо проводить налоговую и бюджетную реформу, но так, чтобы эти реформы были ориентированы и на финансовое обеспечение территорий, поскольку необеспеченные собственными средствами муниципалитеты не могут образовать целостную сбалансированную систему государственных финансов.
 
  Бюджет г. Новочебоксарска в 2002 году исполнен по доходам в объеме 503 290 тыс. рублей, или на 100,6 процента к уточненным плановым назначениям, с увеличением против 2001 года почти в 1,2 раза. Бюджетная обеспеченность одного жителя города превысила 4 тыс. рублей против 3,5 тыс. рублей в 2001 году.
 
  Таблица 1.31
 Объем доходов и расходов бюджета г.Новочебоксарска
 
  (тыс. рублей)
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Доходы - всего,
 в том числе: 303833 431650 503290 Собственные доходы 253840 206635 294034 Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений 49993 225015 209256 Доля собственных средств в общем объеме доходов бюджета 83,5 47,9 58,4 Расходы 290592 450817 504588 Дефицит (профицит) +13241 -19167 -1298 Бюджетная обеспеченность на душу населения 2,4 3,5 4,0
  Таблица 1.32
 Структура доходов и расходов бюджета г. Новочебоксарска
 (в процентах к итогу)
 
 Наименование показателей 2000 г. 2001 г. 2002 г. Доходы, всего
 в том числе: 100 100 100 Налоговые доходы, из них: 74,9 41,9 53,3 Налог на прибыль 7,4 6,1 1,7 Подоходный налог 23,2 12,2 15,5 Акцизы - - 0,1 Платежи за пользование природными ресурсами 4,7 4,1 8,0 Налог с продаж 6,2 4,3 4,3 Налоги на имущество 19,2 12,0 18,9 Местные налоги и сборы 7,2 0,3 0,4 Прочие налоги, платежи и сборы 7,0 2,9 4,4 Неналоговые доходы, из них: 2,6 2,6 2,5 Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности
 в том числе: 2,0 1,8 2,1 арендная плата за земли 2,0 0,3 0,8 доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности - 1,5 1,3 Административные платежи и сборы 0,3 0,2 0,2 Штрафные санкции, возмещение ущерба 0,2 0,3 0,2 Прочие неналоговые доходы 0,1 0,3 - Доходы целевых бюджетных фондов 6,1 3,4 2,7 Средства, получаемые в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты) 16,4 52,1 41,5 Расходы, всего
 в том числе: 100 100 100 Управление 1,7 1,1 1,2 Промышленность, энергетика и строительство - 0,3 0,3 Сельское хозяйство и рыболовство 0,3 0,1 - Транспорт и связь 1,3 0,5 0,5 ЖКХ 37,0 41,8 33,1 Социально-культурные мероприятия 53,5 50,3 61,1 из них: здравоохранение и физическая культура 16,0 11,9 17,1 образование 26,9 24,4 31,3 культура 1,9 1,1 0,9 социальная политика 8,7 12,9 11,8 Расходы целевых бюджетных фондов 0,5 0,3 0,2 Прочие расходы 6,2 5,6 3,8
 
  Собственные доходы бюджета г. Новочебоксарска получены в 2002 году в сумме 294034 тыс. рублей или 142,3 процента к аналогичному показателю 2001 года, в том числе налоговых доходов поступило 265 936 тыс. рублей (147,1 процента), неналоговых - 12 729 тыс. рублей (126,3 процента), доходы целевых бюджетных фондов - 15 369 тыс. рублей (97,2 процента).
  В структуре собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска на налоговые доходы приходится 90,4 процента, неналоговые - 4,3 процента, доходы целевых бюджетных фондов - 5,2 процента.
 
 Структура собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска за 2002 год
  В налоговых доходах около 80 процентов занимают налог на имущество предприятий - 34,9 процента (93 009 тыс. рублей), налог на доходы физических лиц - 29,3 процента (77 848 тыс. рублей) и земельный налог - 13,7 процента (36 347 тыс. рублей). Другими структурообразующими источниками налоговых доходов бюджета города являются налог с продаж (7,6 процента), налоги на совокупный доход (7,5 процента) и налог на прибыль организаций (3,2 процента).
 
 Структура поступления налоговых доходов
 в бюджет г. Новочебоксарска в 2002 году
 
 
  Опережающими темпами в 2002 году по сравнению с предыдущим периодом в бюджет г. Новочебоксарска поступали налоги на совокупный доход, налог на имущество предприятий, земельный налог и налог на доходы физических лиц.
  Рост налогов на совокупный доход связан с переходом значительной части предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в стационарной сети, на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Земельных платежей - в связи с повышением в 2 раза налоговых ставок. Основной причиной увеличения налога на доходы физических лиц, к сожалению, является не рост реальной заработной платы, а вывод ее из тени в связи с либерализацией условий взимания налога, введения регрессивной шкалы налогообложения единым социальным налогом, а также началом пенсионной реформы, вовлекающей работников в систему пенсионного страхования. Поступление налога на имущество предприятий в сумме в 1,8 раза большей, чем в 2001 году - это результат переоценки основных фондов ОАО "Чувашэнерго", расположенных на территории города.
  Особо тревожное положение с налогом на прибыль организаций. Если в 2001 году его поступление в бюджет города было 26 399 тыс. рублей, то в 2002 году - уже 8 544 тыс. рублей.
  В целях обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарску велась целенаправленная работа с налогоплательщиками по сокращению недоимки в бюджеты всех уровней, как с применением комплекса мер принудительного взыскания, так и реструктуризации имеющейся задолженности. В результате за отчетный год недоимка наших предприятий по налоговым платежам в бюджеты всех уровней уменьшилась на 7 357,7 тыс. рублей (почти на 40 процентов) и составила 11 592,5 тыс. рублей. В бюджет города недоимка снижена на 588,3 тыс. рублей (или на 17 процентов) и на 1 января 2003 г. составила 2 960 тыс. рублей. Это позитивная динамика. Работа налоговой инспекции в 2002 году отмечена на республиканском уровне присуждением 1 места по итогам экономического соревнования среди инспекций по районам и городам.
  Имидж добросовестного налогоплательщика сегодня - это основа развития бизнеса, это новые партнеры, инвестиции, наконец, возможность ведения разговора с властью на равных.
  В 2002 году подписаны трехсторонние Соглашения об информационном взамодействии между Кабинетом Министров Чувашской Республики, администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики и 17 предприятиями и организациями города. Это те, кто платит налоги: ОАО "Химпром", ОАО "Гэсстрой", ОАО "Новочебоксарский завод строительных материалов", ОАО "Железобетон", ОАО "Стройтрест № 4", ОАО "Фабрика "Пике", ОАО "Новочебоксарская фабрика "Россиянка", ЗАО "Булгар-Хмель", Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта, муниципальные предприятия ЖКХ и другие.
  За 2002 год из республиканского бюджета Чувашской Республики перечислена финансовая помощь бюджету г. Новочебоксарска в сумме 209 256 тыс. рублей, в том числе трансферт на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности составил 75 450 тыс. рублей, из Фонда субвенций и субсидий получено 132 935 тыс. рублей. Это позволило без задержек и в полном объеме профинансировать не только отпускную кампанию работников бюджетных учреждений, но и провести ряд мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к эксплуатации в осенне-зимний период.
  Бюджет г. Новочебоксарска за 2002 год по расходной части исполнен на 504 588 тыс. рублей, или на 96,2 процента к уточненным годовым плановым назначениям.
 
 Исполнение бюджета
 г. Новочебоксарска по расходам
 за 2002 год
  Структура расходов бюджета г. Новочебоксарска на социально-культурную сферу
 
  Все, что удалось собрать в бюджет в 2002 году, в основном направлялось на содержание учреждений социально-культурной сферы (это более 61 процента к общей сумме расходов) и на поддержание стабильной работы жилищно-коммунального хозяйства (33 процента).
  Всего за 2002 год социальные расходы составили 308 924 тыс. рублей, из них:
  по разделу "Образование" - 158 487 тыс. рублей;
  по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт" - 86 057 тыс. рублей;
  по разделу "Социальная политика" - 59 581 тыс. рублей.
  На финансирование жилищно-коммунального хозяйства направлено 166 524 тыс. рублей. Активно шла работа по ликвидации кредиторской задолженности за теплоэнергоресурсы. За год ее удалось снизить на 30 696 тыс. рублей. Правительством Чувашской Республики здесь была оказана дополнительная поддержка бюджету города на погашение долгов в сумме 7 998 тыс. рублей.
  Осуществлялось финансирование работ по развитию общественной инфраструктуры: по газификации, строительству социального жилья, ремонту дорог.
  Проведена организационная и методологическая работа по установлению
 с 1 января 2002 года системы казначейского исполнения бюджета, что предполагает полный контроль расходования. За 2002 год 95,5 процента закупок в счет муниципальных нужд осуществлено через тендер.
  Основные проблемы бюджетной политики - низкий уровень собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска и бюджетной обеспеченности населения. Для решения этих проблем необходимо:
  повысить доходность от использования муниципального имущества и муниципальной собственности;
  повысить качество планирования (при этом необходимо отметить, что для более точного прогнозирования доходной части бюджета города не в полной мере используется имеющаяся в распоряжении налоговых органов информация, предоставление которой ограничено внутренними инструкциями налоговых органов);
  оптимизировать структуру и расходы бюджетной сферы, повысить эффективность использования финансовых средств городского бюджета.
 
 Муниципальная собственность
 
  Муниципальная собственность является главной составляющей экономической основы местного самоуправления и используется для решения таких вопросов как: реализация социально-экономической политики, направленной на развитие города; формирование доходной части бюджета города; создание благоприятных условий для проживания населения города. При этом главной целью в сфере управления муниципальной собственностью является не только увеличение доходной части бюджета города, но и создание условий для эксплуатации муниципальной собственности, обеспечивающей эффективное функционирование муниципальных учреждений и организаций.
  Управление собственностью: владение, пользование, распоряжение городской собственностью, - это комплекс административных, экономических действий органов власти, объединенных единой политикой, нацеленной на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.
  Имущественные отношения. На сегодняшний день в г. Новочебоксарске насчитывается 32 действующих муниципальных предприятия и 90 муниципальных учреждений. Стоимость основных средств предприятий и учреждений составляет 2,6 млрд. рублей. В реестр муниципальной собственности включены 987 объектов недвижимости (наземных зданий и сооружений).
  По реестру объектов недвижимости, обновление которого производится на постоянной основе, числится по состоянию:
  на 01.01.2001 г. - 931 объекта недвижимости балансовой стоимостью 1999,1 млн. рублей, остаточной стоимостью 1646,5 млн. рублей;
  на 01.01.2002 г. - 973 объекта недвижимости балансовой стоимостью 2459,4 млн. рублей, остаточной стоимостью 2000,7 млн. рублей;
  на 01.01.2003 г. - 987 объекта недвижимости балансовой стоимостью 2727,0 млн. рублей, остаточной стоимостью 2108,8 млн. рублей.
  В собственности города находятся 6 пакетов акций акционерных обществ, преобразованных ранее из муниципальных предприятий. 88 тыс. кв. м нежилых помещений сданы в аренду. В 2002 г. от сдачи имущества в аренду получено около 12 млн. рублей, от продажи - более 4,1 млн. рублей. На начало 2003 года были оформлены договора купли-продажи, обеспечивающие поступление в местный бюджет 7,1 млн. рублей.
  Для повышения эффективности использования муниципального имущества в среднесрочной перспективе необходимо:
  привести в соответствие нормативные правовые акты по вопросам управления имуществом;
  оптимизировать структуру муниципального имущества;
  провести пообъектную инвентаризацию недвижимости (с уточнением адреса и наименования, паспортизацией), в т.ч. инженерных сетей и коммуникаций (на настоящий момент в реестре объектов муниципальной собственности они не отражены);
  привести в соответствие (путем переоценки) стоимость муниципального имущества, в первую очередь арендуемых зданий, что позволит повысить налогооблагаемую базу, увеличить амортизационные отчисления;
  в целях своевременной подготовки объектов к продаже, передаче, перепрофилированию и т.п. сформировать перечень перспективной отраслевой потребности в объектах недвижимости и высвобождающихся объектов;
  в установленном порядке зарегистрировать соответствующие права на имущество (собственность, право хозяйственного ведения, право оперативного управления);
  ввести в практику предоставление объектов в аренду преимущественно на конкурсной основе.
  Выполнение указанных мероприятий позволит более оперативно принимать оптимальные управленческие решения в сфере имущественных отношений, увеличить доходную часть бюджета города, обеспечить доступ малому предпринимательству к рынку недвижимости.
  Земельные отношения. На территории города реализуются нормы Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "О государственном земельном кадастре", "О разграничении государственной собственности на землю" и др.
  Основная часть земельных ресурсов в границах муниципального образования г. Новочебоксарска находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. По состоянию на 01.01.2003 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования находится 2573 га, на праве аренды - 379 га, в собственности физических и юридических лиц - 168 га.
  В реестре землепользователей в границах г. Новочебоксарска всего числится 16727 юридических и физических лиц, из них собственников - 3610 лиц; арендаторов -424 лица (в т.ч. 228 физических и 196 юридических лиц); на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненно - наследуемого владения - 12693 лица, в пользовании последних в основном находятся земельные участки владельцев гаражей - боксов и земельные участки.
  В целях эффективного управления земельными ресурсами в г. Новочебоксарске 28 мая 2002 г. было создано МУ "Управление по регулированию земельных отношений", которым была проведена инвентаризация нормативной базы по регулированию и распоряжению земельными ресурсами, сформирован реестр арендаторов, осуществляется контроль за поступлением арендной платы.
 
  Таблица 1.33
 Поступления земельного налога и арендной платы за землю
  в бюджетную систему Российской Федерации от г. Новочебоксарска
 Чувашской Республики в динамике за 2001-2002 гг.
 (тыс. рублей)
 Вид платежа 2001 г. 2002 г. Темп роста 2001 г. к 2002 г.
 (%) во все уровни бюджетов в т.ч. во все уровни бюджетов в т.ч. во все уровни бюджетов в т.ч. в бюджет г. Ново-чебоксарска в бюджет г. Ново-чебоксарска в бюджет г. Ново-чебоксарска Земельный налог 35549,1 17774,6 72692,3 36346,2 204,5 204,5 Арендная плата за землю 572,3 286,2 8647,6 4323,8 1511,0 1510,8 Всего 36121,4 18060,8 81339,9 40670,0 225,2 225,2
  В 2002 году начата работа по реализации целевой программы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.
  В среднесрочной перспективе усилия в области земельных отношений будут направлены на решение следующих основных проблем:
  создание и внедрение информационной системы ведения земельного кадастра в городе по средствам создания многослойной электронной карты города Новочебоксарска. Многослойная электронная карта - база данных по всем отраслям городского хозяйства, которая необходима для оперативного решения по регулированию и распоряжению земельными ресурсами г. Новочебоксарска в вопросах отвода, предоставления и закрепления земель на уровне согласования с эксплуатирующими организациями, а также при проведении конкурсов и аукционов при продаже земель.

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу