<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Финансово-кредитная система
 
  В настоящее время в городе Новочебоксарске функционируют следующие кредитные организации: Новочебоксарское отделение № 8102 Сберегательного банка России, дополнительный офис ООО КБ "Мегаполис" (г.Чебоксары), операционная касса АКБ "Чувашкредитпромбанк" (г.Чебоксары).
  Новочебоксарское отделение Сбербанка России имеет развитую сеть (в городе функционируют оперативный отдел и 10 операционных касс вне кассового узла) и занимает лидирующее положение в городе по обслуживанию как населения, так и юридических лиц, в частности, предоставляет широкий спектр услуг: расчетно-кассовое обслуживание и прием вкладов в рублях и иностранной валюте, проведение операций с ценными бумагами, осуществление кредитования, предоставление в аренду сейфовых ячеек, прием коммунальных платежей, осуществление переводов, предоставление услуг по системе "Клиент-Сбербанк" и т.д.
  Со стабилизацией экономики появились новые возможности развития бизнеса. Привлеченные средства Новочебоксарское ОСБ направляет на развития реального сектора экономики, кредитует предприятия и организации города. Кредиты предоставляются юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица, заключившим с баком договор банковского счета. Приоритет при отборе имеют заемщики, имеющие в банке расчетные счета и совершающие по ним операции. Кроме коммерческих кредитов Новочебоксарское осуществляет кредитование юридических лиц в других формах, имеющих свои особенности, это вексельные кредиты; возобновляемая кредитная линия; невозобновляемая кредитная линия; рамочная кредитная линия; инвестиционные кредиты.
  В целях максимального удовлетворения потребностей горожан Новочебоксарское отделение предлагает различные виды кредитов: на неотложные нужды; на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости, образовательный кредит, народный телефон, экспресс-выдача под заклад ценных бумаг Сбербанка, под гарантию корпоративного клиента Банка, кредит под залог приобретаемой дорогостоящей техники, мебели, автотранспорта.
  Из перечисленных видов кредитования традиционными являются: кредит, предоставляемый населению на неотложные нужды; кредит, предоставляемый населению на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости.
  Новочебоксарское отделение Сбербанка России активно участвует в проводимых Правительством Чувашской Республики программах.
  Одним из основных являются: программа, направленная на решение жилищных проблем, в рамках которой Новочебоксарское ОСБ предоставляет льготные ипотечные кредиты молодым гражданам республики с учетом субсидирования части процентной ставки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике"; программа газификации, в рамках которой Новочебоксарское ОСБ осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым гражданам на газификацию индивидуальных жилых домов.
  За последние отделение значительно расширило перечень оказываемых услуг, кроме привлечения средств населения и юридических лиц в иностранной валюте, Новочебоксарское ОСБ с 1997 года осуществляет продажу памятных монет из драгоценных металлов, с 1998 года внедряет в нашу жизнь новые технологии - эмитирует пластиковые карты Сбербанка России. На сегодняшний день Новочебоксарское ОСБ предлагает свои клиентам так называемые "зарплатные" проекты", которые дают возможности организации по уменьшению расходов, связанных с получением, доставкой, хранением и распределением наличных денежных средств для выплаты заработной платы работникам в результате полной автоматизации данных операций. Руководителям предприятий возможно предоставление элитных карт типа Gold (Visa и Eruocard/Mastercard). Работникам предприятий и организаций города кроме получения заработной платы на пластиковую карточку населению предоставлена возможность без наличных денег с помощью пластиковой карты рассчитаться за покупки в магазине (для обслуживания владельцев банковских карт в городе действует 13 точек торгово-сервисной сети, в том числе 10 магазинов, 1 салон красоты и 2 АЗС "Лукойл" с предоставлением скидки в размере 1 процента); также имеется возможность оформить поручение банку на ежемесячное безналичное списание средств со счета в уплату коммунальных услуг.
  С января 2003 года Новочебоксарское ОСБ в рамках проведения эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных счетов осуществляет открытие и обслуживание данных счетов.
  В целях развития банковской сети, институтов микрокредитования и поддержки малого предпринимательства в среднесрочной перспективе (исходя из имеющегося базиса) планируется дальнейшее развитие Новочебоксарского отделения Сбербанка России.
  Приоритетной задачей развития выступает обеспечение доступности кредитов для максимального числа платежеспособных заемщиков. В 2004 году отделение планирует приступить к кредитованию населения не только в центральном офисе, но и в двух дополнительных офисах (в промышленной зоне и в центре города). Дополнительный офис в центре города будет обслуживать как физические, так и юридические лица (планируется внедрение операций кредитования субъектов малого и среднего бизнеса).
  Кроме того, в среднесрочной перспективе планируется упрощение процедуры кредитования, а именно: для частных предпринимателей при предоставлении суммы кредита ниже определенного банком уровня, кредитование осуществляется в порядке определенном как для физических лиц.
  Для дальнейшего решения проблем с очередями, возникающими при приеме коммунальных платежей, отделение планирует увеличить численность кассиров и в большинстве операционных касс открыть дополнительные окна по приему коммунальных платежей.
  Финансово-кредитная система города также включает в себя 5 страховых организаций: МУП "Страховая больничная касса", региональное отделение фонда социального страхование Чувашской Республики, Новочебоксарский городской филиал СОАО "Росгосстрах-Чувашия", страховой отдел г.Новочебоксарска филиала ООО "РГС-Поволжье", Новочебоксарское отделение ОАО "Военно-страховая компания".
  Предлагаемые услуги финансово-кредитного рынка города Новочебоксарска не в полной мере удовлетворяют потребности наших горожан, а также предприятий и организаций города (спектр оказываемых услуг требует развития и расширения).
  При этом необходимо отметить близость города Новочебоксарска к столице Чувашской Республики, расположение которой дает возможность физическим и юридическим лицам в полной мере пользоваться услугами финансово-кредитного рынка города Чебоксары. Например, получение лизинговых услуг, ипотечных кредитов, другие услуги кредитного и страхового рынка.
 
  Основные проблемы развития финансово-кредитной системы, характерные для Чувашской Республики в полной мере присущи и г. Новочебоксарску.
  При этом в банковском секторе (исходя из имеющегося базиса планируется дальнейшее развитие Новочебоксарского отделения Сбербанка России) существуют следующие проблемы развития:
  в области обслуживания населения: загруженность филиальной сети, наличие очередей в структурных подразделениях в дни массовых выплат; недостаточный уровень автоматизации.
  в области обслуживания банковских карт: недостаточное развитие сети обслуживания; слабая информированность и заинтересованность населения; очень частые случаи выхода из строя банкоматы из-за хулиганских побуждений;
  в области кредитования: достаточно сложная процедура выдачи незначительных объемов кредитных ресурсов индивидуальным предпринимателям; недостаточное количество точек обслуживания.
 
 Внешнеэкономическая деятельность
 
  В период развития рыночных отношений внешнеэкономические связи стали стабилизирующим фактором хозяйственного развития города, обеспечивающим сохранение его экономического потенциала и удовлетворение первоочередных потребностей внутреннего рынка. В ходе реформ, происходящих в экономике и внешней торговле, ориентация города на развитие внешнеэкономической деятельности становится все более актуальной. Вместе с тем, в условиях унифицированной внешнеэкономической политики страны возможности реального воздействия на ситуацию в сфере внешнеэкономических связей в форме принятия регулирующих решений республиканских органов власти, а тем более муниципалитета крайне ограничены. Со стороны администрации города возможно лишь содействие созданию дополнительных возможностей для предприятий города по расширению внешнеэкономических связей и привлечению иностранных инвестиций для обеспечения эффективной реализации стратегических интересов города.
  Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования. С правовой точки зрения главная проблема обеспечения благоприятного инвестиционного климата состоит в стабильности правового регулирования, что предполагает закрепление определенных гарантий как для российских, так и иностранных инвесторов, вкладывающих свои капиталы в экономику. Инвестор должен быть уверен, что любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие результаты его деятельности как инвестора, на достижения которых он рассчитывал, принимая решения о своих капиталовложениях в определенный проект. Таким образом, для привлечения инвестиций должны быть более благоприятные условия, чем в других регионах.
  Город Новочебоксарск как муниципальное образование находится в составе Чувашской Республики, которая на сегодняшний день является одним из самых политически стабильных регионов России и проводит политику, направленную на динамичное социально-экономическое развитие (на территории республики закреплены как стабильность условий инвестиционной деятельности, так и необходимые налоговые льготы и преимущества). Кроме того, удобное географическое положение - в центре европейской части России, а также имеющейся трудовой и промышленный потенциал города - ведущие отраслевые предприятия Российской Федерации и Чувашской Республики (в первую очередь ОАО "Химпром" и наличие предприятий строительной индустрии, осуществляющих все виды строительных работ: от поставок сырья и производства строительных материалов до промышленного и жилищного строительства) создают условия для развитие высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и являются теми необходимыми благоприятными условиями по привлечению и использованию инвестиций, прежде всего в производственной сфере (полезность инвестиций именно в этот сектор экономики вряд ли вызывает сомнения).
 Таблица 1.
 Объем производства продукции (работ, услуг) предприятиями
  и организациями Чувашской Республики с участием иностранного капитала (тыс.рублей, до 1998 г. - млн. рублей)
  1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год Чувашская
 Республика 110 817 176 635 421 096 663 134 2 295 029 7 591 552 Чебоксары 98 907 121 812 322 359 396 948 1 891 395 5 360 239 Новочебоксарск 11 687 54 793 90 982 248 912 380 577 2 193 280 Канаш 223 30 225 0 0 0 Шумерля 0 0 7 530 17 274 23 057 38 033
 
 
  Одним из перспективных направлений развития экономики города является создание и развитие имеющихся экспортоориентированных производств, в том числе с участием зарубежных партнеров.
 
 Производство товаров (работ, услуг) на экспорт
 предприятиями и организациями города Новочебоксарска
 (тыс.дол.США)
  2001 год 2002 год Прогноз
 на 2003 год Прогноз
 на 2004 год ОАО "Химпром" 14227 10513 12049 13977 ЗАО "ДюПон Химпром" 5,9 2455,4 1328,9 1542,6 СП ЗАО "Катион" 726 1197 1361 1430 СП ЗАО "Пронова" 2838,6 2460,8 2225 2300
  Основными проблемы развития внешнеэкономической деятельности города Новочебоксарска являются:
  недостаточная конкурентоспособность продукции, ограниченность номенклатуры экспортируемых товаров;
  недостаточно развитая маркетинговая деятельность на предприятиях;
  недостаточно развитая инфраструктура содействия развитию внешнеэкономической деятельности (транспортные, околотаможенные, страховые, консультационные и другие услуги);
  недостаточный объем привлекаемых иностранных инвестиций (при этом необходимо отметить, что в г. Новочебоксарске данный показатель на душу населения самый высокий по республике).
 
 
 Подготовка кадров для отраслей экономики города
 
  На сегодняшний день общероссийские экономические и социальные проблемы, существующие в сфере занятости населения, а именно: увольнение избыточного персонала, перемещение наиболее квалифицированных молодых и мобильных работников в другие регионы, приостановка обновления и профессионального роста кадров, усиление дифференциации в оплате труда и т.п., характерны как для Чувашской Республики, так и для ее муниципальных образований и для города Новочебоксарска в частности.
  Отсутствие государственного планирования профессиональной подготовки кадров и распределения молодых специалистов, существовавшие ранее, не могли не сказаться на системе профессионального образования и трудоустройства, что привело к деформации и дисбалансу данной системы.
  Формирование кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах: руководителей, специалистов, рабочих в настоящее время для города как никогда актуально и требует комплексного подхода к решению данной проблемы.
  В данном направлении ведется следующая работа. Так, в целях реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2001 г. № 69 "О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2000-2003 годы" и осуществления государственной политики занятости на территории г. Новочебоксарска разработаны и утверждены постановлением главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 10 апреля 2003 г. № 112А Основные направления содействия занятости населения г. Новочебоксарска в 2003 году.
  В целях обеспечения дополнительных гарантий инвалидам в реализации ими права на труд и социальную защиту от безработицы, постановлением главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 22 августа 2003 г. № 259 "О квотировании рабочих мест инвалидов в организациях г. Новочебоксарска" установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процента к среднесписочной численности работников.
  Для координации и активизации совместной работы предприятий и организаций, администрации города и профсоюзов по защите социально-экономических прав работников, предоставления гарантий различным слоям населения в г. Новочебоксарске действует трехсторонняя комиссия, которой осуществляется содействие в реализации законодательства в области занятости, принятии мер по предотвращению массовых увольнений, смягчении последствий спада производства и банкротства предприятий, социальной защите увольняемых работников и создании рабочих мест.
  Все эти меры, так или иначе, затрагивают кадровую политику города, но они недостаточны и требуют, в первую очередь, анализа состояния кадрового потенциала города, изучения и анализа рынка труда и образовательных услуг в отраслевом и территориальном разрезе.
  Анализ образовательного уровня безработных граждан за 2002 год показывает, что сохраняется тенденция роста доли безработных граждан, имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование. По состоянию на 1 января 2003 г. она составила 42,0 процента против 41,7 процента на 1 января 2002 года. Возрос удельный вес безработных граждан, имеющих среднее образование и не имеющих его (на 4,8 процента и на 10,2 процента соответственно). В то же время доля граждан, имеющих начальное профессиональное образование, снизилась на 11,8 процента и составила на начало 2003 года 25,2 процента от общего числа безработных против 27,9 процента на 01.01.2002 г.
  По уровню образования среди женщин, зарегистрированных в 2002 году, преобладает группа, имеющая среднее профессиональное образование (31,0 процента), среди мужчин - имеющая начальное профессиональное и среднее общее образование (доли этих групп равны и составляют 26,8 процента). Необходимо также отметить и тот факт, что удельный вес граждан, не имеющих среднего общего образования, среди мужчин значительно выше, чем среди женщин (на 8,4 процентных пункта).
 
 
 Образовательный уровень безработных женщин (по данным за 2002 год) Образовательный уровень безработных мужчин (по данным за 2002 год)
 
  На 1 января 2003 г. удельный вес безработных граждан, имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, составлял 42,0 процента. В то же время среди заявленных в течение 2002 года вакансий больше половины - вакансии по рабочим специальностям. По состоянию на 1 января 2003 г. банк вакансий центра занятости содержал информацию о наличии 506 свободных рабочих мест на предприятиях города, из которых 340 - по рабочим специальностям. При таком наличии заявленных вакансий и уровня образования безработных граждан проблема трудоустройства остается острой. Отмечается повышение спроса со стороны работодателя на высококвалифицирорванных рабочих, а также сохраняется выборочный подход при приеме на работу граждан в зависимости от пола, возраста, опыта работы, семейного положения. Растут требования и безработных граждан к условиям и оплате труда. Заявленные в службу занятости вакансии, как правило, низкооплачиваемые. Все это затрудняет трудоустройство безработных граждан, и как следствие - по состоянию на 1 января 2003 г. коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда составил 4,5 человека на 1 вакансию, что на 7,1 процента больше показателя конца 2001 года.
  В рамках реализации республиканских целевых, инвестиционных, отраслевых и иных программ, оказывающих влияние на сферу занятости населения государственным учреждением "Новочебоксарский городской центр занятости населения" налажена постоянная связь со специалистами кадровых служб работодателей для получения достоверной информации в потребности рабочей силы, изучения конъюнктуры рынка труда. При этом не все работодатели предоставляют сведения о потребности в работниках: отделы кадров работодателей самостоятельно ведут подбор работников.
  Таблица 1.34
 Сравнительный анализ количества вакансий в разрезе отраслей
 за 1 полугодие 2002 г. и 1 полугодие 2003 г.
 
 Отрасль экономики 1 полугодие 2002 г. 1 полугодие 2003 г. Увеличение (+), снижение (-) Промышленность 1182 1643 +463 Транспорт и связь 172 144 -28 Строительство 796 934 +138 ЖКХ и бытовое обслуживание населения 337 369 +32 Торговля и общественное питание 625 567 -58 Образование 272 505 +233 Здравоохранение 367 302 -65 Финансы и кредит 17 14 -3 Управление 66 147 +81
 
  В банке вакансий по разделу "картотека организаций" на сегодняшний день, зарегистрировано 749 работодателей г. Новочебоксарска, 565 из них регулярно предоставляют вакансии. Наибольшее количество вакансий поступает от предприятий промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, наименьшее - от предприятий малого бизнеса, отраслей управления и финансы и кредит.
 
 
 
 
 
  В структуре заявленных вакансий преобладают рабочие профессии - по итогам 1 полугодия 2003 г. их доля в общем количестве вакансий составляет 83,2 процента.
  Из заявленных вакансий 25,7 процента предназначены для трудоустройства женщин, 61,1 процента - для мужчин, 13,2 процента вакансий - и для мужчин, и для женщин.
  В связи с ориентацией рынка труда города на мужскую рабочую силу возникает проблема недостатка женских вакансий.
 
 
  Таблица 1.35
 Анализ пользующихся спросом профессий для мужчин
  на рынке труда (по состоянию на 01.07.2003 г.)
 
 Профессия Количество вакансий Количество безработных Удовлетворение спроса (+,-) Электрогазосварщик 83 3 -80 Слесарь-ремонтник 51 12 -39 Милиционер 50 0 -50 Фрезеровщик 36 0 -36 Токарь 33 1 -32 Кровельщик 23 1 -22 Слесарь-сантехник 36 6 -30 Штукатур-маляр 35 13 -22 Тракторист 24 4 -20
 
  Таблица 1.36
 Анализ пользующихся спросом профессий для женщин
  на рынке труда (по состоянию на 01.07.2003 г.)
 
 Профессия Количество вакансий Количество безработных Удовлетворение спроса (+,-) Экономист 0 21 +21 Менеджер 0 18 +18 Юрист 1 15 +14 Кладовщик 0 15 +15 Администратор 0 14 +14 Инженер 2 12 +10 Секретарь-машинистка 1 10 +9 Бухгалтер 11 76 +65 Инспектор по кадрам 0 8 +8 Диспетчер 0 8 +8
  В целях повышения сбалансированности спроса и предложений на рынке труда Новочебоксарским городским центром занятости населения осуществляет ряд активных мер: подбор по заявкам работодателей высококвалифицированных специалистов; организация маркетинговых выходов инспекторов центра занятости населения на предприятия города; проведение семинаров-совещаний с работодателями; размещение информации о свободных рабочих местах в средствах массовой информации; организация и проведение ярмарок вакансий; повышение стимулов самостоятельного поиска работы безработными гражданами, в том числе через реализацию программ "Клуба ищущих работу", "Новый старт" и др.; контроль за предоставлением работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (в соответствии со ст. 25 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Главы администрации г. Новочебоксарск № 65 от 27.03.2001г. "О порядке предоставления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в ГУ "Новочебоксарский городской центр занятости населения". Центр занятости проводит работу по корректировке объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования с учетом потребности рынка труда и спроса на определенные профессии. Кроме того, с целью гарантированного трудоустройства безработным гражданам предоставляется возможность прохождения профессионального обучения, а также обучения основам предпринимательской деятельности с целью содействия самозанятости.
  В свою очередь, администрацией г. Новочебоксарска принимаются меры по созданию механизмов обеспечения экономики города высококвалифицированными специалистами. Так, выработан механизм работы с рядом общеобразовательных учреждений, а именно: общеобразовательными школами и гимназиями, имеющими профориентацию (подробно данная информация изложена в подразделе "Образование"), химико - технологическим техникумом, профессионально-техническими училищами. По ходатайствам-направлениям администрации г. Новочебоксарска заключаются двух- и трехсторонние договора с ВУЗами и ССУЗами по ряду специальностей.
  Трехсторонние договора (работодатель - ВУЗ - студент) заключены с Казанским химико-технологическим университетом, Московским государственным университетом прикладной биотехнологии и Нижнекамским институтом физической культуры. При таком договорном подходе формирование кадрового потенциала осуществляется не стихийно, а адекватно растущим потребностям экономики в кадрах. В свою очередь студент, получая профессию, заведомо знает, что будет востребован и обеспечен работой в будущем.
  Двухсторонние договора (ВУЗ - студент) заключены с Московским автодорожным институтом, Чувашским государственным университетом им. Ульянова, Чувашским государственным педагогическим университетом им. Яковлева, Московским институтом электронной техники, Московским университетом геодезии и картографии, Московским энергетическим институтом, Московским высшим техническим училищем им. Баумана, Московским государственным университетом природо обустройства, Российским химико-технологическим университетом им.Менделеева, Московским государственным университетом печати, Учебным центром УИН Министерства юстиции Чувашской Республики (с последующими направлением выпускников кадетских классов в высшие юридические учебные заведения). Такая договорная система несовершенна и, по понятным причинам, требует третьего недостающего звена - работодателя.
  В целом кадровая политика требует комплексного подхода и в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. № 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 -2005 годы и на период до 2010 года" администрацией г. Новочебоксарска разрабатывается аналогичная программа на среднесрочную перспективу.
 
  Для решения основных проблем в сфере кадрового обеспечения необходимо:
  совершенствование подготовки менеджеров высшего и среднего звена для организаций основных отраслей экономики;
  формирование контрактной системы подготовки высококвалифицированных специалистов с привлечением средств работодателей;
  обеспечение сбалансированности трудовых ресурсов через формирование государственного заказа образовательным учреждениям на подготовку кадров необходимой квалификации в соответствии с потребностями рынка труда;
  в рамках введения профильного обучения организовать в общеобразовательных учреждениях города профильные и предпрофильные классы, ориентированные на продление дальнейшего образования в ССУЗах, техникумах, колледжах города на договорной основе для получения специальностей, востребованных в городе.
 
 
 Информационная политика
 
  Главной целью деятельности в сфере информации является сохранение и развитие единого городского информационного пространства, своевременное, полное и достоверное информирование горожан о деятельности органов самоуправления и создание привлекательного имиджа г. Новочебоксарска не только в Чувашской Республике, но и в Российской Федерации.
  Основными направлениями деятельности в сфере информатизации являются:
  сбор, обработка и предоставление своевременной и достоверной информации о работе администрации г. Новочебоксарска, ее структурных подразделений, предприятий и учреждений города всех форм собственности,
  информационное сопровождение городских и республиканских программ и мероприятий,
  формирование положительного имиджа администрации и благоприятного общественного мнения населения о ее работе,
  планирование политики в сфере совершенствования связи с общественностью,
  осуществление связей с городскими и республиканскими СМИ.
  Для достижения поставленных задач пресс-службой администрации г. Новочебоксарска ведется регулярная и планомерная работа. В частности, согласно плану информподдержки осуществляется сбор еженедельных отчетов всех структурных подразделений горадминистрации и муниципальных учреждений, а также планов мероприятий на ближайшую перспективу.
  Одной из основных проблем в данной области является отсутствие возможности освещения в республиканских СМИ городских мероприятий, связанное с недостаточным финансированием отдела (в городском бюджете 2003 года на работу со СМИ отведено 60 тыс. руб., а только один муниципальный контракт с ГТРК "Чувашия" предполагает ежемесячное перечисление средств на оплату заказов в сумме 20 тыс. рублей).
  Следующая проблема - техническое несовершенство оборудования и его физический износ.
  И, наконец, есть реальная необходимость в повышении квалификации специалистов по связям с общественностью. Методы и формы проведения PR- кампаний, разработки социологов и психологов, связанные с созданием имиджа, формированием общественного мнения, разработкой его стратегии и тактики постоянно обновляются. Регулярно поступает информация о проведении семинаров, курсов, тренингов, но, к сожалению, все они - на коммерческой основе. Соответственно, сотрудникам отдела они практически недоступны, хотя и крайне необходимы.
 
 Природопользование и охрана окружающей среды
 
 
  Экологическая обстановка города Новочебоксарска не самая благополучная в республике и обусловлена как географическим местоположением города, так и захоронениями производственных отходов, а также выбросами и сбросами вредных веществ в окружающую среду предприятиями промышленности, автотранспорта и т.д.
  Так, город располагается в правобережье реки Волги, в пределах междуречья рек Цивиль и Кукшум. Русло последнего ограничивает территорию города с запада и с юга, северной границей служит река Волга, а восточной река Цивиль. Площадь территории города - 51,4 квадратных километра при ширине междуречья Кукшум - Цивиль около 9,0 километров. Основная часть этой площади как часть долины р. Цивиль, представляет собой пологий склон, наклоненный в восточном направлении (уклон 0,023-0,02) и плавно сливающийся поймой. Абсолютные отметки водораздела не превышают 145 м, а русел рек (базисов эрозии) - 52-53 м у Куйбышевского водохранилища, 55-57 у р. Цивиль и 70-75 м - у р. Кукшум.
  Водосборные площади резко отличаются друг от друга в зависимости от принадлежности к водотокам различного порядка. На рассматриваемой территории имеются водотоки не менее 6 порядков: Волга (1) -Цивиль (2) - Кукшум (3) - Чигирьская балка (4) - руч. Малем (5) - Кодеркасинская балка (6-ой порядок). У каждого из перечисленных водотоков имеется своя система склонов и тип днища, определенный набор склонный процессов, в том числе и опасных, разрушительных.
  Селитебная часть г. Новочебоксарска располагается в северо-западной части площади на пологой поверхности плато с абсолютными отметками 75 м в восточной части города до 125 м и выше - в западной.
  На территории города располагаются крупные заводы (как 1-ой, так и 2-ой группы), очистные сооружения городов Чебоксары и Новочебоксарска, полигон захоронения производственных отходов ОАО "Химпром". Антропогенная нагрузка на компоненты природы здесь значительная. Исследования, проводящиеся по заказу администрации г. Новочебоксарска, начиная с 1989 года учеными городов Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Чебоксар, выявили значительные отклонения от нормы состояния здоровья населения нашего города и прилегающих территорий из-за отрицательного влияния выбросов в окружающую среду промышленного комплекса, и в первую очередь, ОАО "Химпром", производившего до 1987 года боевые химические отравляющие вещества. В шламонакопителях биологических очистных сооружениях обнаружены значительные количества (в сотни раз превышающие допустимое содержание) супертоксикатов: диоксинов и фуранов. В грунтовых водах, выходящих на поверхность (шахтные колодцы и родники), выявлено превышение нормативов содержания таких тяжелых металлов, как кобальт, кадмий, а в акватории р. Волга и Чебоксарского водохранилища в пределах черты г. Новочебоксарска - ртути, что говорит о возможном выходе глубинных вод. За последние 25 лет наблюдений уровень грунтовых вод в городе поднялся с отметок 60-62 м до 70-72 м. Индекс загрязнения р. Волга, являющейся источником водообеспечения города, за последние годы неуклонно повышается. Причем растет содержание таких вредных веществ, как фенолы и тяжелые металлы, очистка от которых на городских водоочистных сооружениях при имеющихся технологии невозможна. Ввиду отсутствия сооружений по очистке ливневого и талового стоков в поверхностные водоемы ежегодно с территории города попадает более 10 млн. кубических метров фактически загрязненных сточных вод. Серьезной проблемой для муниципальной власти города является проблема обращения с отходами потребления, поскольку емкость полигона захоронения отходов, обслуживающего города Чебоксары и Новочебоксарск, в настоящее время многократно превышена и ставится вопрос о его закрытии.
  Основными показателями, характеризующими состояние окружающей среды г. Новочебоксарска, являются:
  водоотведение сточных вод после биологической очистки в р. Волга в среднем за 2000-2002 гг. составило 102-108 млн. куб. м/год;
  сброс неочищенных ливневых и талых вод в открытые водоемы с территории города ежегодно около 10 млн. куб. м;
  количество образования отходов потребления в среднем составляет 120-125 тыс. куб. м/год;
  выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, так в 2000 году данный показатель составил 4,8 тыс.тонн, 2001 году - 4,6 тыс.тонн, 2002 году - 4,2 тыс.тонн.
  Существенных количественных изменений этих параметров до 2006 года не прогнозируется.
  Характер основных негативных воздействий:
  загрязнение рек Кукшум, Цивиль и Волга неочищенными стоками в размере 10 млн. куб. м/год; повышение уровня грунтовых вод и вызываемое этим подтопление зданий, сооружений, а так же намокание фундаментов;
  загрязнение вредными веществами приземных слоев атмосферного воздуха в селитебной зоне города;
  потенциальная опасность для здоровья населения при потреблении в пищу садово-огородной продукции, загрязненной вредными веществами;
  постоянный вынос почвенного слоя и земли на тротуары и проезжую часть дорог и вызываемое этим загрязнение (запыление) приземных слоев атмосферного воздуха; разрушение и вытаптывание газонов; отвлечение значительных бюджетных средств на очистку тротуаров, дорог и ливневой канализации; неряшливый, неэстетический вид города
  Основными проблемами охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются:
  отсутствие единой системы ливневой канализации и очистных сооружений ливневых и талых вод;
  движение грузового автотранспорта по городским улицам;
  наличие в санитарно-защитной зоне ОАО "Химпром" и промышленной зоне города садово-огородных участков;
  недостаточная обустроенность горизонтальной планировки города тропинками, тротуарами и парковками для автотранспорта с твердым покрытием.
 
 
 Таблица 1.37
 Анализ слабых и сильных сторон, возможностей и
 потенциальных угроз для развития г. Новочебоксарска
 
 Сильные стороны Возможности Г. Новочебоксарск как муниципальное образование находится в составе Чувашской Республики, которая на сегодняшний день является одним из самых политически стабильных регионов России и проводит политику, направленную на динамичное социально-экономическое развитие. Благоприятные условия для активного проведения социально-экономических преобразований и привлечения инвестиций. Осуществление комплексного реформирования экономики и социальной сферы. Выгодное экономико-географическое положение города: близость к столице Чувашской Республики, месторасположение на пересечении важных транспортных магистралей. Условия для развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, налаживания межрегиональных связей. В составе промышленного комплекса города - ведущие отраслевые предприятия Российской Федерации и Чувашской Республики. В первую очередь - ОАО "Химпром", имеющий мощный промышленный потенциал. Наличие предприятий строительной индустрии, осуществляющих все виды строительных работ: от поставок сырья и производства строительных материалов до промышленного и жилищного строительства. Основа для роста объемов производства и налогового потенциала города, освоения конкурентоспособных видов продукции. Г. Новочебоксарск - самый молодой город Чувашской Республики, высокая доля молодежи и трудоспособного населения. Наблюдается естественный рост численности населения. Экономически активное население - внутренний резерв развития всех сфер экономики, особенно форм малого бизнеса и предпринимательства. Наличие трудовых ресурсов высокой квалификации. Развитие высокотехнологичных производств. Достаточно высокое качество административного управления, основополагающим фактором которого является взаимодействие всех органов самоуправления, учреждений, ведомств и т.д. Оперативное принятие управленческих решений, в том числе в сфере имущественных отношений в соответствии с действующим законодательством.
  Обеспечение эффективного функционирования муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Достаточно высокий уровень благоустройства города. Обеспечение современного уровня жизни населения.
  Интенсивное развитие жизнеобеспечивающих отраслей города: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. Развитая система здравоохранения.
  Высокий профессиональный уровень специализированных кадров. Создание в городе на имеющемся базисе межрайонных центров по оказанию специализированной помощи. Развитая система образования (дошкольного, основного и среднего).
  Широкая сеть дополнительного образования. Всестороннее обучение и воспитание подрастающего поколения, а также обеспечение единства обучения и воспитания.
  Профилактика безнадзорности и правонарушений, организация досуга как детей, так и взрослого населения; развитие творческих способностей, одаренности учащихся. Ряд образовательных школ и гимназий города имеют профориентацию. Внедряются экспериментальные образовательные программы, осваиваются педагогические инновации, новейшие методики и технологии. Дальнейшее развитие профильного обучения, ориентированного на продление образования в ССУЗах, техникумах, колледжах города на договорной основе для получения специальностей, востребованных в городе. Развитая сеть спортивных сооружений (спортивный комплекс, ледовый Дворец, спортивные залы детско-юношеских спортивных школ, лыжная база и т.д. всего 272 спортсооружения с единовременной пропускной способностью 6028 человек). Квалифицированный кадровый состав - 275 специалистов, из них 108 тренеры-преподаватели.
  Имеется опыт проведения соревнований различного уровня. Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом, осуществление полноценной работы по оздоровлению горожан.
  Организация полноценного учебно-тренировочного процесса и подготовка спортсменов высшего мастерства.
  Проведение соревнований Всероссийского и республиканского уровней.
  Организация судейства соревнований различного уровня. Наличие рекреационного, экскурсионно-познавательного, профессионально-делового, научного, спортивного, паломнического и экологического туристского продукта. Развитие туризма, создание условий для здоровья населения. Слабые стороны Угрозы Слабые стороны и угрозы социально-экономического развития Чувашской Республики в полной мере присущи и г. Новочебоксарску, тем не менее есть и индивидуальные особенности. Дотационность бюджета ориентирована на минимальную бюджетную обеспеченность, не позволяет использовать бюджет в качестве инструмента экономического роста. Недостаточный уровень финансовой самостоятельности в решении проблем социально-экономического развития муниципалитета. Отсутствие высших учебных заведений. Отток молодежи в крупные образовательные центры. Низкоразвитая городская оптовая торговая сеть. Нестабильное финансовое положение местных товаропроизводителей. Единственный поставщик тепловой энергии в город ТЭЦ-3 ОАО "Чувашэнерго". В случае аварии на ТЭЦ-3 ОАО "Чувашэнерго" отсутствует другой источник тепла. Наличие единых для городов Чебоксары и Новочебоксарск биологических очистных сооружений. При аварийных случаях, природных катаклизмах создается угроза очистки всех поступающих стоков. Экологическая обстановка не самая благоприятная: предприятиями промышленности осуществляются выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду, кроме того имеются захоронения промышленных отходов и выявлено содержание высокотоксичных химических соединений в шламонакопителях РГУП "БОС". Загрязнение окружающей среды, угроза экологической стабильности.
 
 Раздел 2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
 
 
 
  Главной целью социально-экономической политики органов самоуправления города Новочебоксарска является последовательное повышение качества жизни горожан. При этом деятельность Главы и администрации города Новочебоксарска базируется на межведомственном и комплексном подходе к решению городских проблем и осуществляется в рамках Федеральных законов "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
  Принятие Программы социального и экономического развития города Новочебоксарска на 2003-2006 годы позволяет проанализировать социально-экономическое положение города и создать условия для улучшения качества жизни горожан, определить ориентиры развития Новочебоксарска на перспективу, создать основы для формирования политики устойчивого развития города и укрепления его конкурентных позиций.
  Основными целями Программы является повышение качества жизни населения города путем обеспечения экономической стабильности и общественного согласия; достойной среды проживания, необходимых условий труда, быта и отдыха; безопасности, правовой и социальной защищенности; качества работы муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры; общественного признания заслуг, самовыражения и саморазвития гражданина города.
  Создание условий для обеспечения роста экономики города, способного повысить благосостояние горожан; обеспечить трудоспособным жителям уровень доходов, достойный их профессионального потенциала, а остальным слоям населения - достаточный уровень социальной защиты; осуществлять эффективное воспроизводство и модернизацию имеющихся производственных мощностей.
  Основными задачами Программы являются создание благоприятных условий для развития всего промышленного комплекса города, производства конкурентоспособных продукции и услуг, преимущественно за счет роста производительности труда на основе модернизации и повышения эффективности производства (снижения его энергоемкости). Активизация процесса финансового оздоровления организаций и бюджета города для обеспечения нормального функционирования социальной сферы и жизнеобеспечивающих отраслей города.
  Создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что, в первую очередь, требует усиления адресности социальной поддержки населения, повышения оплаты труда в соответствии с ростом производительности труда, обеспечения эффективной занятости населения. Развитие и модернизация систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города.
  Создание условий для повышения инвестиционной активности в секторах экономики города, прежде всего, за счет расширения внутренних финансовых источников инвестиций: за счет роста реальных доходов и накоплений предприятий, привлечения сбережений населения. Формирование институциональной среды, которая бы стимулировала экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики: развитие конкурентного рынка товаров, услуг, ресурсов (в том числе земли); активизация процедур банкротства неэффективных собственников и распространение лучшей практики корпоративного управления; повышение роли, поддержка малого и среднего предпринимательства. Обеспечение экологической безопасности жителей города. Создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности субъектов потребительского рынка, формирования устойчивого потребительского спроса, повышения качества обслуживания населения. Повышение эффективности расходования бюджетных средств. Создание условий и стимулов для активизации участия города Новочебоксарск и всех хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории, в реализации общереспубликанских и федеральных программ.
 
 
  Цели и задачи, стоящие перед органами местного самоуправления для дальнейшего развития социальной сферы и экономики города на период до 2006 года
 
  Социальная сфера
  Образование
  Главной целью является дальнейшее развитие системы образования, удовлетворяющей интересы и потребности личности и общества.
  Основные задачи:
  обновление содержания образования, методик обучения и внедрение новых педагогических и инновационных технологий;
  дальнейшая компьютеризация и информатизация образовательных учреждений;
  укрепление учебной и материально-технической базы;
  обеспечение единства систем обучения и воспитания за счет реализации программ дополнительного образования;
  развитие системы профессионального образования, структурная перестройка подготовки кадров в соответствии с требованиями экономики города;
  реализация мер в области ликвидации проблемы безнадзорности, профилактики и снижения криминализации детской и подростковой среды;
  оптимизация сети образовательных учреждений с переходом всех учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность, синхронизация расходов.
 
  Здравоохранение
  Главной целью является предоставление жителям обеспеченной реальными ресурсами качественной помощи, профилактика заболеваний, достижение эффективного функционирования системы здравоохранения.
  Основные задачи:
  укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения города, а именно оснащение необходимым медицинским оборудованием, техникой и автотранспортом; приобретение запасных частей и расходных материалов для медицинского оборудования;
  приведение в соответствие структуры здравоохранения г. Новочебоксарска с муниципальным заказом по выполнению программы государственных гарантий на оказание бесплатной медицинской помощи;
  создание рациональной, экономически выгодной системы, дальнейшее развитие амбулаторно - поликлинической сети, с приоритетным направлением на семейные офисы;
  переориентация круглосуточных стационаров на стационары дневного пребывания;
  совершенствование льготного лекарственного обеспечения горожан;
  совершенствование службы экстренной неотложной помощи, приведение ее в соответствие с современными стандартами;
  борьба с социально обусловленными болезнями (туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем).
 
  Культура и искусство
  Главной целью является сохранение и развитие культурного потенциала города, улучшение формирования духовно-нравственных качеств горожан, развитие разнообразных направлений и жанров искусства и народного творчества.
  Основные задачи:
  развитие музыкального и изобразительного искусства, повышение статуса деятелей культуры и искусства;
  улучшение условий для доступа населения города к различным видам и жанрам искусства;
  создание условий, призванных обеспечить сохранность библиотечных и музейных фондов, внедрение новых библиотечных технологий и обеспечение их участия в создании единого информационного пространства;
  поддержка и развитие художественного творчества и развитие культурно - досуговой деятельности.
 
  Физическая культура и спорт
  Главной целью является дальнейшее развитие массовости физической культуры и спорта, как средства укрепления здоровья и профилактики заболеваний, внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь населения и особенно детей.
  Основные задачи:
  пропаганда здорового образа жизни;
  физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом, а именно:
  увеличение охвата населения занятием физической культурой и спортом с 19 до 35 процентов; увеличение количества детей, подростков и молодежи, занимающихся спортом на 20-25 процентов,
  увеличение единовременной пропускной способности спортивных сооружений на 600 человек,
  снижение уровня наркомании, алкоголизма и криминализации в молодежной среде и внедрение здорового стиля жизни молодежи;
  развитие межрегиональных связей и обмен передовыми достижениями в сфере физической культуры и спорта, а именно:
  создание мотиваций на регулярные занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья населения, пропаганда здорового образа жизни;
  воспитание спортивного резерва;
  развитие спорта высших достижений по игровым и индивидуальным видам;
  укрепление материально-технической базы.
 
  Молодежная политика
  Главной целью является духовное, нравственное и гражданское воспитание молодежи и содействие ее социальному становлению, а также создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной реализации.
  Основные задачи:
  предоставление правовых и социальных гарантий для всестороннего развития личности, подготовки к самостоятельной жизни, при этом объем и качество указанных гарантий должны быть достаточными для воспитания и становления молодых граждан;
  развитие системы трудового воспитания, создание оптимальных условий труда для молодых специалистов, обеспечение предприятий и организаций города квалифицированными кадрами;
  улучшение жилищных условий молодых граждан;
  создание условий для самореализации и развития личности молодого человека, выявление одаренных личностей и поддержка их творческого потенциала;
  пропаганда здорового образа жизни, создание условий для занятия физической культурой и спортом, развитие молодежного туризма и организация семейного досуга;
  обеспечение активного участия молодежи в дальнейшем развитии общества.
 
  Туризм
  Главной целью является формирование индустрии и развитие имеющихся туристических услуг (рекреационный, экскурсионно-познавательный, профессионально-деловой, научный, спортивный, паломнический, экологический).
  Основные задачи:
  создание предложений, обеспечивающих удовлетворение спроса потребителей любого уровня в туристском продукте, производимом на территории города;
  совершенствование нормативной правовой базы развития туризма и системы регулирования туристской деятельности;
  формирование и совершенствование системы статистики в сфере туризма;
  создание привлекательного туристского имиджа города на внешнем рынке;
  привлечение туристских кадров высокой квалификации и постоянное поддержание должного уровня.
  развитие приемлемых видов туризма;
  обеспечение развития социального туризма, в том числе для среднего и старшего возрастов, молодежного, детского и самостоятельного.
 
  Занятость населения и развитие рынка труда
  Главной целью является содействие занятости населения, смягчение социальных последствий безработицы.
  Основные задачи:
  содействие в трудоустройстве и повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения вакансий, в том числе совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка вакансий, проведению активных мер по сокращению времени поиска гражданами подходящей работы и периода безработицы;
  обеспечение трудоустройства на общественные работы;
  организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
  содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан;
  предоставление возможности прохождения профессионального обучения с целью последующего трудоустройства;
  проведение профориентационной работы.
 
  Социальная поддержка населения
  Главной целью является социально-экономическая помощь малообеспеченным категориям населения, обеспечение минимальных социальных стандартов и расширение спектра оказываемых социальных услуг.
  Основные задачи:
  социальная поддержка граждан и семей, нуждающихся в помощи на основе дифференцированного подхода;
  переход исключительно к адресной социальной поддержке населения;
  содействие занятости инвалидов, развитие сети ресурсных центров для общественных организаций и инвалидов;
  обеспечение социальной защищенности граждан старшего поколения;
  совершенствование и развитие инфраструктуры социального обслуживания.
 
  Охрана правопорядка, борьба с преступностью и обеспечение безопасности жизни
  Главной целью является обеспечение безопасности проживания в городе: защиты жизни, здоровья, имущественных и других интересов граждан, и сокращение преступности.
  Основные задачи:
  усиление контроля за приемом, регистрацией, учетом и разрешением заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях;
  продолжение работы по выявлению уголовно наказуемого хулиганства, проводить своевременную корректировку постов и маршрутов патрульно-постовых нарядов;
  активизация работы по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
  предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений;
  применение административно-правовых мер к семейным дебоширам за нанесение побоев и истязаний, а также лиц, ведущих антиобщественный образ жизни в целях предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве;
  продолжение оперативно-поисковые мероприятия по предупреждению и раскрытию квартирных краж и краж автомототранспорта, ежедневно в вечернее и ночное время на дежурство выставлять до 30% личного состава ГОВД.
 
  Базовая общественная инфраструктура
  Жилищное строительство
  Главной целью является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для широких групп населения.
  Основные задачи:
  расширение адресной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при приобретении или строительстве жилья, с учетом уровня их дохода и времени ожидания очереди;
  сохранение практики предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим и некоторым другим за доступную плату;
  создание условий для увеличения объемов ввода жилья в эксплуатацию, в том числе за счет поддержки индивидуального жилищного строительства;
  дальнейшее развитие системы ипотечного кредитования согласно Закону Чувашской Республики "О развитии ипотечного кредитования в Чувашской Республике" и республиканской программы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2010 годы".
 
  Жилищно-коммунальное хозяйство и инженерная инфраструктура
  Главной целью является устойчивое обеспечение жизнедеятельности города, полное и качественное обеспечение потребности населения города в жилищно-коммунальных услугах.
  Основные задачи:
  обеспечение устойчивого водоснабжения и водоотведения жилищного фонда;
  оптимизация тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в рамках программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
  совершенствование системы учета, отслеживания потребления энергоресурсов, а также контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов, управление энергосбережением на территории города;
  экономия энергоресурсов, а именно: в эксплуатируемых зданиях - за счет повышения качества строительных материалов и снижение потерь тепла; в промышленности - за счет внедрения энергосберегающих технологий; в энергоснабжающих организациях - за счет снижения потерь при транспортировке;
  проведение своевременного текущего и капитального ремонта жилищного фонда;
  создание комфортной для проживания городской среды.
 
  Транспорт
  Главной целью является удовлетворение потребностей граждан в предоставлении транспортных услуг.
  Основные задачи:
  развитие существующих видов транспорта с увеличением провозной возможности;

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу