<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;
  б) президент является главой государства, но не главой правительства;
  в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
  г) правительство ответственно перед парламентом;
  д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
  е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
  ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
  з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
  Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.
  Некоторые страны относят к "полупрезидентским" (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).
  Форму правления тоталитарного государства называют "извращенной формой республики" или "партократической" республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.
  История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.
  69. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
  Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
  Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно -через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.
  На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
  Государственное устройство может быть простым и сложным.
  Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
  Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
  - единый властный "центр" - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
  - одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
  - единая денежная система, одноканальная система налогов;
  - территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
  Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.
  По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
  Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
  Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона, Российской Федерации - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов).
  Для федерации характерно следующее:
  - двухуровневая система органов государственной власти:
  а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;
  б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  - компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
  - существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
  - двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
  - наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
  - двухканальная система налогов;
  - суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
  - после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
  - у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.
  Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).
  Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, "дробления" власти и на этой основе - демократизации общества.
  Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.
  Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).
  Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это "государственный союз государств". То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.
  Конфедерации свойственны следующие черты:
  - создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
  - создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
  - каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
  - члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
  - неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;
  - у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.
  Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.
  Монархические государства могут быть объединены в унии - личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
  70. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
  Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.
  Ученые стали использовать понятие "тоталитаризм" уже в 30-е годы, и незадолго до второй мировой войны в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству.
  Теория тоталитаризма складывается в 40-50-х годах XX в. в работах Хайека, Бжезинского, Ганны Арендт и др.
  Если тоталитаризм характеризовать как политический режим, то он представляет собой режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.
  Вместе с тем политологи отмечают, что тоталитаризм - это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества. И в этом смысле тоталитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
  Тоталитаризм - порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае - теоретики легизма. Позднее, уже в средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа. Русский философ Николай Бердяев отмечал, что утопия как закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе.
  В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др.
  Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политический режим характеризуют следующие моменты:
  - монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;
  - претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной;
  - коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - "машина", человек - "винтик" и т. п.);
  - идеологизацця всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;
  - крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал "Закон против образования новых партий" от 4 июля 1933 г., параграф первый которого гласил: "В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия");
  - монополия на информацию;
  - полный контроль над средствами массовой информации;
  - полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни;
  - распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;
  - систематический массовый террор против своего населения;
  - прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;
  - отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;
  - вся полнота власти принадлежит аппарату одной "партии", которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуществляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политическую систему;
  - запрет на существование всяких иных политических партий и движений;
  - жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя.
  Основные разновидности тоталитаризма - коммунистический тоталитаризм, фашизм (впервые был установлен в Италии в 1922 г.), национал-социализм (возник в Германии в 1933 г.).
  В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и существовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принудительном насаждении одной-единственной идеологии - "марксизма-ленинизма".
  71. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
  Историческая практика развития государственности дает разные примеры демократических режимов, однако суть любого демократического режима в народовластии. Для современного демократического режима (либерально-демократического), в основном, характерно:
  - признание воли народа единственным источником государственной власти;
  - осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
  - выборность и сменяемость органов государственной власти;
  - наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (в форме прямого участия населения или на основе представительной демократии);
  - широкий объем и реальное осуществление прав человека, экономическая и политическая свобода личности;
  - наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений;
  - децентрализация государственной власти;
  - политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и других политических сил);
  - наличие легальной политической оппозиции.
  Как важнейшее достоинство демократического политического режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
  72. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  Термин "государственный аппарат" в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широком смысле под "государственным аппаратом" понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается в литературе, в этом случае понятие "государственный аппарат" равно по объему понятию "механизм государства". Вместе с тем, думается, что для обозначения всей системы органов государства и должностных лиц термин "механизм государства", несмотря на его традиционность, не очень подходит: "механизм" есть совокупность динамических закономерностей, последовательно обусловливающих функционирование или развитие того или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для характеристики динамики государства - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерностей функционирования государства.
  В узком смысле под "государственным аппаратом" понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный (профессионально-управленческий, "чиновничий") аппарат.
  Наряду с органами государственного управления (органами исполнительной государственной власти) в системе органов государства выделяют законодательные (представительные) органы государственной власти, судебные органы (органы судебной государственной власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную группу выделяют "силовые" органы: армию, полицию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в государственный аппарат (систему органов государственного управления).
  Следует иметь в виду, что система органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:
  а) органы государства;
  б) государственные учреждения;
  в) государственные предприятия.
  Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учреждений включаются в общую систему государственных органов.
  Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.
  Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц государства. "Должностное лицо" - это не некое физическое лицо, а "индивидуальный" элемент государства, своего рода "индивидуальный орган", который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетенцию. "Должностное лицо" можно понимать как ячейку в системе государства, которую на тот или иной период времени может занимать то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности. Высшее должностное лицо России - Президент.
  Для государственного органа характерны следующие признаки:
  - государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;
  - государственный орган есть элемент государства;
  - государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
  - государственный орган есть разновидность государственной организации;
  - от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями;
  - каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;
  - в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства;
  - каждый государственный орган имеет свои функции.
  Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают "наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования".
  Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:
  - принцип приоритета прав человека;
  - принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
  - принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
  - принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
  - принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
  - принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
  - принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии "по горизонтали";
  - принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,
  - принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.
  73. ГОСУДАРСТВО И НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
  Государство как форма организации общества не может не учитывать его национальный состав. Более того, национальный фактор относится к числу важнейших факторов, определяющих строение государства и его развитие. Как отмечается в литературе, "национальный аспект - постоянный спутник развития государственности в многонациональных обществах" (Л.А. Морозова).
  При устройстве государства с многонациональным населением должны учитываться особенности каждой нации: ее традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности.
  Важной формой устройства государств с многонациональным населением является национально-государственная федерация. Проф. Венгеров отмечает, что для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии.
  С этими же моментами связано существование такого специфического политико-правового явления, как "право наций на самоопределение", которое реализуется, в частности, добровольным вступлением в федерацию. Однако реализация права наций на самоопределение не должна вести к нарушению целостности государства. Здесь нужно также учитывать интересы других субъектов федерации, а также федеративного государства в целом. Проф. Венгеров обоснованно подчеркивает тот факт, что в мире происходит утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, и на этой основе - переосмысление принципа права наций на самоопределение. Право на выход из состава федерации не закреплено в конституции ни одной страны, за исключением бывшего СССР, где оно, однако, лишь декларировалось, не имея реального механизма осуществления.
  Государства с многонациональным составом населения используют в своем устройстве и такую форму, как автономия (от греч. "autonomia" - самоуправление, независимость). Различают два типа автономии: национально-территориальную и национально-культурную.
  В советский период национально-территориальная автономия была осуществлена в двух формах - политической и административной.
  Политическая автономия была реализована при образовании автономных республик как особых национальных государств. Автономные республики обладали ограниченным суверенитетом, имели свою конституцию, законодательство, правительство, высшие судебные органы, гражданство. До 1990 г. в состав РСФСР входило 16 автономных республик: Башкирия, Бурятия, Дагестан и др.
  Административная автономия выражалась в создании автономных областей и национальных (автономных) округов, которые обладали особыми правами по устройству своей территории и установлению границ своих районов; их территория не могла быть изменена без их согласия. До 1990 г. в состав РСФСР входило 5 автономных областей и 10 национальных округов.
  После провозглашения суверенитета России произошли изменения в ее внутригосударственном устройстве. Все автономные республики, автономные области (кроме Еврейской) и некоторые автономные округа приобрели статус национально-государственных образований - субъектов Федерации, изменив в ряде случаев ранее существовавшие названия. Например, Горно-Алтайская автономная область вышла из состава Алтайского края, получив название "Республика Алтай".
  Под национально-культурной автономией понимается особый статус отдельных этнических групп и правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Идеи национально-культурной автономии разработаны в начале XX в. для Австро-Венгрии Карлом Реннером, Отто Бауэром и другими лидерами австрийской социал-демократии. Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. Поскольку представители марксизма (в частности, В.И. Ленин) к идее такой автономии в свое время отнеслись критически, в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии. В современной России отношение к национально-культурной автономии пересматривается. 15 июня 1996 г. Указом Президента РФ утверждена Концепция государственной национальной политики в Российской Федерации, в которой раздел 5 специально посвящен национально-культурной автономии народов России.
  В России 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный Договор, чем удалось решить ряд вопросов национально-государственного характера. Практика государственного устройства России после распада СССР получила такие формы федеративной государственности, как "асимметричная" федерация (субъекты внутри федерации имеют разный политико-правовой статус), "жесткая" и "мягкая" федерации.
  В Конституции РФ 1993 г. Россия провозглашена в качестве симметричной федерации, однако на деле она таковой не является. Так, 15 февраля 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти Республики Татарстан", по которому Татарстан выступает как ассоциированный член Российской Федерации (государство, объединенное с РФ).
  Установление оптимальных форм государственной организации многонационального общества - это проблема не только современной России. Даже стабильная политическая система, развитые формы демократии, высокий уровень благосостояния населения не спасают полиэтнические государства от межнациональных конфликтов.
  74. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
  Несмотря на различия во взглядах на природу конфедерации она представляет для государствоведения явление известное и традиционно оценивается как государственный союз государств и даже, хотя и временная и неустойчивая, но форма государственного устройства.
  Вместе с тем в современном мире в силу, с одной стороны, процесса дезинтеграции, распада государственных образований, а с другой - стойкой тенденции к их экономической и политической интеграции, произошло появление новой формы их объединения, а именно - межгосударственного союза в виде сообществ, содружеств и т. п. Надо заметить, что "сообщество", "содружество" - это, по существу, разные названия одной и той же формы - межгосударственного объединения. Их различия проявляются только на конкретном уровне, а с точки зрения общей теории государства - это явления тождественные, во всяком случае - однотипные.
  Межгосударственное объединение - это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников.
  Государства сохраняют суверенитет, но передают определенную часть своих полномочий надгосударственным органам, с помощью которых координируют свою деятельность. Правовой основой образования межгосударственных объединений являются конституции стран-участниц. Так, ст. 79 Конституции России гласит: "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации".
  Правовой основой построения системы органов и деятельности межгосударственных объединений являются договоры об их образовании и их уставы. В этих же документах определяется порядок вступления в сообщество и выхода из него.
  Примерами межгосударственных объединений являются Содружество Наций (до 1946 г. - Британское содружество наций), Европейский Союз (до 1993 г. - Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого с 1996 г. является и Российская Федерация, а также Содружество Независимых Государств (СНГ) и Сообщество суверенных государств (ССГ).
  Система органов межгосударственного объединения выглядит, примерно, следующим образом:
  - высший орган (как правило, Совет глав правительств);
  - исполнительный орган;
  - административный орган (секретариат);
  - комитеты и комиссии по специальным вопросам.
  Иногда создаются специальные органы: например, в составе Совета Европы созданы Европейский суд, Европейская комиссия по правам человека.
  Межгосударственным объединением является СНГ (Содружество Независимых Государств), участником которого является Российская Федерация. СНГ образовано 10 декабря 1991 г. В его состав входят 12 государств - бывших республик Советского Союза. Органами СНГ являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командования пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека, Межпарламентская ассамблея, Межгосударственный экономический комитет. Однако все эти органы наднациональными полномочиями не обладают, а служат координации деятельности стран-участниц.
  2 апреля 1996 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ССГ). Учреждены специальные органы ССГ:
  - Совет глав государств - высший орган, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов;
  - Парламентское собрание, которое формируется из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов) и предназначено для принятия законов, обязательных для каждого из участников;
  - Исполнительный комитет как постоянно действующий орган, который попеременно в течение 1-го года возглавляется главами правительств государств-участников.
  Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы того или иного государства-участника, объединить ресурсы для решения глобальных задач.
  Сообщества (содружества) в силу своих организационных принципов имеют все-таки переходный характер и в зависимости от исторических тенденций могут развиться в более тесный союз (конфедерацию или федерацию) или выступить в качестве этапа окончательной дезинтеграции.
  75. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
  В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: "функция государства - это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач" (А. Иванов). Или: "функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе" (проф. В.И. Гойман-Червонюк). Как более полный вариант: "функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" (проф. В.М. Корельский).
  Можно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности. Однако здесь нужно подчеркнуть специфический смысл категории "функция", ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.
  Следует исходить прежде всего из того, что "функция" (в переводе с лат. -"исполнение") - это категория системного подхода и она применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит "на деле". В жизни, на практике системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.
  Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:
  - функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;
  - функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;
  - в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;
  - функции государства объективно заданы целями и задачами государства;
  - если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);
  - функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут:
  а) исчезать одни функции и появляться другие;
  б) меняться содержание одной и той же функции;
  - функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;
  - функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).
  Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.
  Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:
  а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);
  б) сущностью государства, его природой;
  в) целями и задачами государства.
  В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).
  Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функции основные и неосновные. Такое деление, однако, вызывает сомнение, ибо (исходя из традиционного определения функций государства, которого Байтин и придерживается) получаем в итоге "неосновные основные направления деятельности государства".
  Еще 200 лет назад Адам Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:
  1) оборону;
  2) определение меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;
  3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.
  По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.
  К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).
  К внутренним функциям современного российского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:
  - функцию обеспечения народовластия;
  - экономическую функцию;
  - социальную функцию;
  - функцию налогообложения и финансового контроля;
  - экологическую функцию;
  - функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
  К внешним функциям:
  - функцию интеграции в мировую экономику;
  - обороны страны;
  - поддержки мирового правопорядка;
  - сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.
  76. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
  Глобальный (от фр. global - всеобщий и лат. globus - шар) - относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный.
  Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.
  Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.
  К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др. Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.
  Что касается второй разновидности глобальных проблем современности, то, как заметил проф. Венгеров, "человечество - особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения".
  Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов - целенаправленная деятельность государства.
  Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.
  Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние функции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление в деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.
  Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:
  - функцию защиты прав и свобод человека, в том числе "права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42 Конституции РФ);
  - функцию предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;
  - функцию решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;
  - функцию борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;
  - функцию сотрудничества в области освоения космоса;
  - функцию объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства;
  - другие функции.
  Например, можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это направление входит в функцию защиты прав человека -права на жизнь и достойное существование).
  77. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ
  Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:
  а) исследование оснований деления на типы;
  б) характеристику самих типов.
  Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов (характерный пример - таблица химических элементов Менделеева) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.
  Формациониый и цивилизационный подходы - это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.
  В основе формационного подхода лежит понятие "общественно-экономическая формация" (почему подход и назван "формационным"), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории.
  В основе цивилизационного подхода лежит понятие "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. Например, проф. Венгеров определяет цивилизацию как "социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей".
  Вообще основное предназначение термина "цивилизация" видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры.
  Дело в том, что человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания - "вторую природу". И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются "культурой". Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие "ценность". В процессе деятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том числе и такие ценности, как право и государство.
  С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.
  Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны выдающимся английским историком (а точнее -философом истории) Арнольдом Джозефом Тойнби (1889-1975 гг.) в двенадцатитомном труде "Постижение Истории" ("A Study of History"), вышедшем в свет в 1934-1961 гг. Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет географический фактор и принадлежность населения к той или иной расе.
  Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.
  Если выделять тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типологии может и не получиться. Для этого следует, видимо, учитывать типы цивилизаций.
  Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишь принципы такого подхода. Так, проф. Венгеров, который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что "согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами". Автор выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
  - сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения;
  - государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры;
  - разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.
  В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку проф. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, как первичные и вторичные, которые разделены по уровню их организации. Автор отмечает, что для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны:
  а) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры;
  б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.
  Во вторичных цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.:
  а) проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях;
  б) положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.
  Можно заметить, в том числе и из приведенного примера, что при цивилизационном подходе практически не проводится (или невозможно провести) различия между обществом и государством. По этой причине, видимо, проф. Венгеров и не дает конкретных терминологических обозначений тем типам государства, которые соответствуют первичной и вторичной цивилизациям.
  Формационный подход является традиционным для марксистского обществоведения, в котором "общественная формация" - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
  В марксизме, уже "усовершенствованном" российскими теоретиками-большевиками, - так называемом "марксизме-ленинизме", - выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации - социализму), соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
  В своей основе формационный подход к типологии государства является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков (государства, независимо от времени их существования и места дислокации, основанные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках).
  Вместе с тем в учебной литературе обращается внимание и на рад недостатков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят:
  - однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм государственного развития, с цикличностью этого развития, возможностью возвратных процессов при смене типов государств);
  - игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны:
  а) общественная собственность на землю и коллективный труд;
  б) государственная собственность на средства производства;
  в) господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной "собственностью" является власть.
  Такое игнорирование, разумеется, было не случайным, поскольку перечисленные моменты объединяют в один тип как древневосточные деспотии, так и социалистическое государство;
  - деление исторических типов государства на эксплуататорские - рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский - социалистический (хотя норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах была неизмеримо выше, чем в развитых капиталистических странах);
  - характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства;
  - умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности, ее ограничение кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы антагонистических классов.
  В литературе справедливо отмечается, что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрыть развитие общества и государственности через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности (В.Н. Хропанюк).
  В литературе правильно отмечается, что в типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.
  78. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
  Под словом "геополитика" можно понимать как определенную теорию, науку, так и политическую реальность - конкретную политику государства, обусловленную географическими, а шире - природными факторами.
  В советский период нашей истории геополитика теоретически не осмысливалась, так как наукой не признавалась. Отношение к ней было самое негативное, и в словарях того времени она определялась как "реакционная антинаучная доктрина, использующая для обоснования агрессивной политики империалистических государств извращенно истолкованные данные физической, экономической и политической географии; геополитика являлась одной из официальных доктрин германского фашизма". Или: "Геополитика -политическая концепция, использующая географические данные (территория, положение страны и т. д.) для обоснования империалистической экспансии. Связана с расизмом, мальтузианством, социал-дарвинизмом. Была официальной доктриной немецкого фашизма. После второй мировой войны получила распространение в ФРГ, США". В то же время на деле Советское государство придавало геополитическим аспектам своей деятельности важнейшее значение.
  Термин "геополитика" образован от двух греческих слов - "гео" (земля, страна) и "политика". Ввел его шведский географ Р. Челлен в начале XX в. (в годы первой мировой войны) для описания государства как особого организма, стремящегося к расширению зоны своего обитания и деятельности.
  Однако основоположником геополитики считается английский географ Хэлфорд Джон Маккиндер (1861-1947 гг.), который в 1904 г. в работе "Географическая ось истории" выдвинул идею "Хартленда" ("Heartland") - "сердцевинной земли" ("сердца Земли"). К Хартленду Маккиндер относил районы Центральной Азии и Восточной Европы (куда частью входит и территория России). По его мнению, тот, кто управляет Хартлендом, командует всем миром. Хартленд, считал Маккиндер, завоевать нельзя: морские корабли не могут вторгнуться в эту зону, а попытки окраинных государств всегда заканчивались неудачей (например, шведского короля Карла XII, Наполеона).
  Влиянию природных факторов на строение государства, его режим придавал значение еще Монтескье. Так, он полагал, что островитяне более склонны к свободе, чем жители континента, поскольку на островах из-за их небольшого размера "менее удобно употреблять одну часть населения для угнетения другой".
  В научном плане геополитику можно определить как междисциплинарную (комплексную) теорию, объясняющую зависимость государственных действий (политики) от таких факторов, как географическое положение страны (выход к морям и океанам, ландшафт, наличие естественных границ в виде гор, пустынь, болот, речные коммуникации, почвы, климат, растительность, полезные ископаемые и т. д.), размер территории, протяженность границ и их конфигурация, количество и состав проживающего в стране населения и др. Главный геополитический фактор - это, конечно, занимаемая государством территория: ее размер, состав и конфигурация. От этого фактора зависят и все остальные. Поэтому геополитика в теоретическом плане - это прежде всего наука о территориальных интересах государства.
  Названные факторы объективно влияют на возможности жизнеобеспечения страны, ее развития. Вместе с тем в период становления геополитики как науки, используя вполне здравую идею о возможности нейтрализации и компенсации невыгодных моментов пространственного положения за счет внешнеэкономической и политической деятельности, предпринимались попытки теоретического обоснования военной агрессии в отношении других государств (в Германии такой подход культивировался с начала первой мировой войны). Этим обстоятельством в основном и определялось негативное отношение к геополитике. В целом же геополитику можно считать прародительницей политики, самой древней "политикой", когда большие организованные группы людей в первобытном обществе определяли свое местоположение, свои действия и отношения с другими первобытными социумами в зависимости от геоприродных факторов.
  В содержании геополитики как реальном политическом явлении можно выделить два аспекта, или две разновидности геополитического "поведения" государства:
  а) когда государство в своей политике исходит из геополитического положения страны как из некой объективной данности, которая присуща ему исторически и которую государство в данных политических условиях изменить не может. Государство в данном случае рассматривает свое геополитическое положение как величину постоянную, и искусство геополитики здесь состоит в том, чтобы максимально полно использовать наличные геополитические факторы и компенсировать свою геополитическую неподвижность за счет других факторов (индустриального развития общества, освоения новых технологий, развития коммуникаций и др.);
  б) когда деятельность государства непосредственно направлена на улучшение геополитического положения страны.
  В настоящее время актуальны как первая разновидность геополитики, так и вторая, которая не обязательно связана с военными действиями государства. Постоянные геополитические интересы этносов в современном мире могут и должны осуществляться демократическим и цивилизованным путем: через собирание народов в содружества на основе новых форм государственного устройства и государственных союзов.
  Для Российского государства геополитическая функция стала особенно значимой с XVI в. В результате ее последовательного осуществления Россия в геополитическом отношении развивалась непрерывно и гармонично, и к XIX в. "государство легло в своих естественных геополитических пределах" (B.C. Ковалкин).
  В конце XX в. после распада Советского государства Россия находится в новой геополитической реальности. От Советского Союза Российская Федерация унаследовала 75% территории и 51% населения. Как замечает B.C. Ковалкин, "Россия оказалась "задвинутой" в глубь евразийского континента, отброшенной к тем рубежам, которые она занимала несколько столетий назад". Значительно ухудшились ее доступы к открытым морям, а вокруг образовалась обширная зона политической нестабильности. Вместе с тем Россия остается крупным государством, сохраняющим единый массив территории и геополитическую уникальность евразийского государственного образования. Она имеет историческую перспективу сохранения и развития своей государственности, выполнения традиционной роли "хранителя" и "собирателя" этносов и народов.
  79. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ. СВЕТСКИЕ И ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
  В переводе с греческого слово "церковь" буквально означает "дом Бога", "дом Господний". И в узком смысле под "церковью" понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.
  В широком смысле "церковь" - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
  Главные признаки церкви:
  а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;
  б) иерархический характер, централизация управления;
  в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).
  Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм.
  Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
  а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
  б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
  Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.
  Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:
  1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.
  2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.
  3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).
  4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.
  5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
  Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:
  1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.
  2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.
  3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
  4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
  Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.
  Статья 14 Конституции современной России гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
  На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.
  В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.
  Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле "секуляризация" означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.
  В литературе под "теократией" понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления (Е.Н. Салыгин).
  Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:
  1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя.
  2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п.

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу