<< Пред.           стр. 10 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, спо­собствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
 Характеристики голоса относят к просодическим и экстра­лингвистическим явлениям.
 Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
 Экстралингвистическая система — это включение в речь па­уз а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
 Просодическими и экстралингвистическими средствами ре­гулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказы­вания, выражают эмоциональные состояния.
 Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушен­ным голосом с понижением интонации к концу фразы.
 Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь -взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свиде­тельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
 Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, ско­рость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек 1 . Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут проти­воречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.
 
 
 
 
 1 См... Пиз А. Язык телодвижений: Пер. с англ. - Н. Новгород. Ай-Кью, 1994.
 
 
 К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологи­чески необходимой формой стимуляции, а не просто сентимен­тальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяет­ся многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
 Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирую­щее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука сни­зу, ладонь развернута вверх) и равноправное.
 Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социаль­ного положения общающихся.
 Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индика­тора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.
 Общение всегда пространственно организовано. Одним из пер­вых пространственную структуру общения стал изучать американ­ский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин "проксемика", буквальный перевод которого означает "близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в мо­мент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
 Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
 интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей;
 персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми;
 социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
 публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.
 Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
 Ориентация и угол общения — проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.
  Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения:
 
 
 
 
 
 
 
  Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе — занимают угловую позицию; при кооперативном пове­дении — занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположе­нии по диагонали.
 Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально:
 создает образ партнера по общению;
 выражает взаимоотношения партнеров по общению, форми­рует эти отношения;
 является индикатором актуальных психических состояний личности;
 выступает в роли уточнения, изменения понимания вербаль­ного сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность ска­занного;
 поддерживает оптимальный уровень психологической близо­сти между общающимися;
 выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
 Вербальные средства общения. Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации.
 Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты 1:
 
 
 
 
 
 1 См.: Социодинамика культуры. — М.: Наука, 1973. — С. 176.
 
 
 
 Капитан — адъютанту: "Как вы знаете, завтра произойдет сол­нечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный со­став в 5 часов утра на плацу, в походной одежде. Они смогут наблю­дать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет ид­ти дождь, то наблюдать будет нелегко, в таком случае оставьте лю­дей в казарме".
 Адъютант — сержанту: "По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плачу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если бу­дет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме ".
 Сержант — капралу: "По приказу капитана завтра утром в 5 часов затменение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день ".
 Капрал — солдатам: "Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затменение капитана в казарме. Если будет дожд­ливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бы­вает не каждый день ".
 Именно потому, чтобы не произошло искажения смысла информации, в армии повторяют приказы.
 Видно, что сам процесс словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной 77. Мицичем 2 .
 
 
 
 
 
 2 См.: Мицич Л. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987. — С. 74.
 
 
 
 При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказыва­ние должно быть услышано и понято.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 На каждом этапе происходят потери информации и ее иска­жение. Величина этих потерь определяется и общим несовер­шенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, о чем образно сказал рус­ский поэт Ф. Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь", и наличи­ем или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действитель­ное), и совпадением или несовпадением словарного запаса, и многим, многим другим.
 И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение это не просто передача ин­формации (знаний, фактических сведений, указаний, приказа­ний, деловых сообщений и т.п.), а обмен информацией, предпо­лагающий обратную связь.
 Процесс обмена информацией может быть схематично пред­ставлен как система с обратной связью и шумом. 1
 
 
 
 1 См.: Мескон М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. - С. 175.
 
 
 
 К тому же, обмен сообщениями происходит не "просто так", а ради достижения целей общения, поэтому нужно учитывать личностный смысл, вкладываемый в сообщение. В Общении мы не просто передаем информацию, а информируем, обмениваемся знаниями о трудностях решения проблемы, жалу­емся и т.д. Значит, успешная коммуникация возможна только с учетом личностного фона, на котором передается сообщение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В психологии разработаны демонстрационные модели, об­легчающие понимание процесса общения. Одна из таких моде­лей, предложенная Ш. фон Туном, учитывает как содержание сообщения, так и его личностный смысл 1 .
 
 
 
 
 
 1 См.: Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель сообщения правильно расшифрует все его четыре стороны. Если же получатель не способен расшифровать все стороны сообщения или реагирует не на ту его сторону, то возникает непонимание.
 Классический пример из бессмертной комедии Гоголя "Ревизор":
 
 
 
 
 
 
 
 
 Существо дела понятно: едет ревизор. Что еще хотел сказать городничий? Каково его отношение к чиновникам? Очевидно:
 • Знаю я вас, подлецы!
 • Держитесь!
 Отношение передается невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией. Большинство конфликтов возникает при неправильной расшифровке отношения. Часто воспринимают не существо дела, а отношение, и реагируют именно на него.
 На стороне самораскрытия можно предположить следующее:
 • Мне страшно!
 • Я чувствую себя неуверенно.
 • Я выбит из обычной колеи.
 • Я обескуражен.
 Четвертая сторона сообщения содержит призыв или обраще­ние. Отправитель информации своим посланием хочет чего-то добиться. В нашем примере обращение может выглядеть так:
 • Помогите в этой неприятной ситуации.
 • Не выдайте, братцы.
 • Давайте спасаться вместе!
 Как услышать то, что действительно сообщается? Максимальное сближение между передающим и восприни­мающим информацию возможно тогда, когда задается достаточ­но много вопросов, когда отправителю информации возвращает­ся посланный им "мяч", и он может узнать, что получатель ин­формации действительно воспринял. Необходимы о б р а т н ы е с в я з и : "Я правильно понял, что...", "Вы, значит, ду­маете, что ..." и т.д. Такими фразами сигнализируют, что стара­ются понять собеседника и дают ему возможность еще яснее и более четко сформулировать свои мысли.
 Если перейти от общих теоретических моделей передачи и приема информации к практике, то для делового общения это означает прежде всего умение говорить и умение слушать.
 Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно сформулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника. Конечно, разговор по канонам античной риторики сейчас будет выглядеть экстравагантно, но тем не менее для успешного делового обще­ния жизненно необходимо овладеть основами культуры речи.
 Речь в деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству. Убедительность определяется следующим:
 психологическими факторами, самой атмосферой беседы, которая может быть благоприятной или неблагоприятной, доб­рожелательной или недоброжелательной;
 культурой речи.
 Культура речевого общения включает в себя прежде всего сво­бодное владение языком.
 Любой естественный язык имеет сложную структуру, состав­ными частями которой являются:
 литературный язык, в котором выражена языковая норма;
 просторечье;
 профессиональная лексика;
 ненормативная лексика.
 Речевая культура в деловом общении выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в об­ращении к собеседнику на понятном для него языке. При дело­вом разговоре нужно употреблять простые, ясные и точные сло­ва, грамотно формулировать свою мысль. Недаром существует выражение "режет слух". Сплошь и рядом режет слух непра­вильное ударение в словах типа "начать", "договор", "каталог", "мышление", употребление несуществующего в русском языке глагола в повелительном наклонении "лежите".
 В книге В. Зигерта и Л. Ланг "Руководить без конфликтов" выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника.
 Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:
 • не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно, надеясь, точнее требуя, чтобы дру­гие "поспели" за нами;
 • из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;
 • говорим слишком длинно, так что слушатель к концу на­шего высказывания уже не помнит, что было вначале;
 • продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слуша­тель или нет.
 Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом об­щении может достигать 50%, а в некоторых случаях — и 80% от объема исходной информации.
 Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.
 В литературе по деловому общению 1
 
 
 
 
 1 См.: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. — ЛГУ, 1991;
 Мицич Я. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987.
 
  выделены некоторые типы вопросов, помогающие получить нужную информацию.
 Наиболее эффективны для ведения диалога открытые во­просы типа:
 Каково ваше мнение ?
 Каким образом ?
 Сколько еще?
 Почему?
 Как? и т.п.
 Информационный опрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на "да" или "нет", он закрывает диалог и его нельзя считать информационным, например, вопрос типа "Какие меры вы приняли, чтобы улучшить обслуживание?", относится к информационным, а вопрос "Вы действительно ду­маете, что приняли все меры?" к таковым не относится.
 Закрытые вопросы, ответом на которые будут "да" или "нет", рекомендуются не для получения информации, а для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией.
 Чтобы обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос. Технически он состоит в по­вторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником для того, чтобы заста­вить его увидеть свое утверждение как бы со стороны:
 Я никогда не буду иметь с ним дела!
 Никогда?
 Сейчас у меня нет для этого средств!
 Нет средств?
 Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл. Он дает значительно лучшие результаты, чем круговорот вопросов: "Почему?", которые обычно вызывают защитные реакции, отговорки, поиски при­чинности и могут привести к конфликту.
 Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: при их помощи стремятся опережать высказывания партнера, а не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос требует способно­сти слушать и схватывать налету реплики партнера и провоци­ровать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.
 Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что "слушать" и "слышать" — это не одно и то же, зафик­сировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.
 Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать — значит просто помалкивать) слушание — сложный процесс, требующий значительных психологических Энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникатив­ной культуры.
 В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание. 1
 
 
 
 
 
 
 1 См.: Атватер И. "Я вас слушаю" : Пер. с англ. — М.: Экономика, 1984
 
 
 Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слуша­ние этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник прояв­ляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопро­сы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведе­ны к минимуму типа "Да!", "Ну-и-ну!", "Продолжайте", "Интересно" и т.д.
 В деловом, как и в любом другом общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлексивное слу­шание представляет собой процесс расшифровки смысла сооб­щений. Выяснить реальное значение сообщения помогают реф­лексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, пере-фразирование, отражение чувств и резюмирование.
 Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: "Я не понял", "Что Вы имеете в виду?, "Пожалуйста, уточним это" и т.п.
 Перефразирование — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: "Как я понял Вас...", "Вы думаете, что...", "По Вашему мнению...".
 При отражении чувств акцент делается на отражении слу­шающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: "Вероятно, Вы чувствуете...", "Вы несколько расстрое­ны..." и т.д.
 При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувст­ва говорящего, для чего используются фразы: "Вашими основ­ными идеями, как я понял, являются...", "Если теперь подыто­жить сказанное Вами, то...". Резюмирование уместно в ситуаци­ях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время дли­тельного обсуждения вопроса, при завершении разговора.
 Нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.
 Перебивание собеседника во время его сообщения. Большин­ство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, а мужчины — женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.
 Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборони­тельную позицию, что сразу же возводит преграду для конструк­тивного общения.
 Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замеча­ет, что собеседник пытался сказать то же самое.
 Непрошенные советы обычно дают люди, не способные ока­зывать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить кон­кретную помощь.
 Формулирование коммуникативных навыков требует и вре­мени, и терпения.
 
 
 
 5.4. Общение как взаимодействие
 Анализ общения как взаимодействия представляет значи­тельные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия практически невозможно.
 Главное содержание общения — это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: "Он на меня давил, но я не поддался", "Он подстро­ился под меня" и т.д.
 В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом — что наши действия "заодно"; в третьем — что партнер затраги­вает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами сто­ят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из
 ' полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?
 Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих дейст­вий, и действий партнера, является восприятие положения парт­неров, а также их позиций относительно друг друга. В любом 'разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации об­щения ведущий и кто — ведомый.
 Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, пред­ставленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.
 Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями яв­ляются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Ре­пертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие катего­рии : 1
 
 
 
 
 
 
 1 Берн Э. Игры, в которые играют люди.: Пер. с англ. — Л.: Лениздат, 1992. — С. 16.
 
 1) состояния Я, сходные с образами родителей;
 2) состояния Я, направленные на объективную оценку ре­альности;
 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве и представляющие собой архаические пе­режитки.
 Неформально проявления этих состояний получили назва­ния Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я — это нормаль­ные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок — это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благо­даря Родителю многие наши реакции давно стали автоматиче­скими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрос­лый перерабатывает информацию и учитывает возможности эф­фективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посред­ником между ними.
 Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые "в данный момент общения вступают во взаи­модействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Так, она используется В. Зингертом и Л. Лангом в их работе "Руководитель без конфликтов".
 Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка1
 
 
 
 
 
 1 См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. С. 139. Л.: ЛГУ, 1990.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.
 Ориентация на контроль предполагает стремление контролиро­вать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.
 Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.
 Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности об­щения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.
 Стратегия "контролера" — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают кон­троля над взаимодействием.
 Стратегия "нанимателя" — адаптация к партнеру. Показа­тельно, что разные ориентации связаны с разным распределени­ем позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на по­нимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаи­модействиями.
 Следует отметить, что существуют и обратные влияния: на­пример, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следователь­но, он должен регулировать взаимодействие.
 Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.
 Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость об­щения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.
 Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде су­ществуют еще и смешанные типы;
 • одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!";
 • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на по­мощь, не интересуясь намерениями другого.
 Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку об­щение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.
 При выборе позиции в общении следует учитывать все об­стоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последст­вия открытости общения. И вместе с тем, как показывают соци­ально-психологические исследования, максимальная эффектив­ность делового общения достигается при открытом характере.
 Перейдем к более конкретной характеристике взаимодейст­вий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рас­сматривать как локальный акт: разговор с определенным собе­седником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.
 В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:
 1) установление контакта;
 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);
 3) обсуждение вопроса, проблемы;
 4) принятие решения;
 5) выход из контакта.
 В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.
 Именно сознательным вычленением этих этапов и их регу­ляцией определяется во многом эффективность делового обще­ния.
 Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто не­успех делового общения предопределен с самого начала: не­удавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.
 Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. 1
 
 
 
 
 
 
 1 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. — М., 1987. — C.2
 
 
 По мнению психо­логов, существуют защитные психологические механизмы, кото­рые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.
 При установлении контакта нужно прежде всего продемон­стрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало на­чалу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим добро­желательную атмосферу. Далее — обращение словесное, привет­ствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, вклю­читься в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только ддя того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.
 Не следует вступать в контакт, когда собеседник за­нят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов "Я", "Мне", лучше на­чать разговор словами "Вы", "Ты" ("Вам не кажется..."."Ты не мог бы..." и т.п.), "наполнять" контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния. *
 
 
 
 
 
 * См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. — М., 1987. — С. 4.
 
 
 Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:
 • вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и во­влечь его в обсуждение;
 • выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
 • начать решение основной задачи общения.
 Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения — это своего рода искусство. Хороша здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое со­стояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием — присвоить собеседнику желательное качество: "Зная Вашу старательность...", "Вы такой настойчивый...". Не менее эффективна похвала в адрес собесед­ника, напоминание о приятных событиях, сообщение интерес­ной информации.
 Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: "Помогите, пожалуйста", "Вот кстати", "Как хорошо, что Вы рядом" и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием "поделись трудностями" для включения партнера в активное совместное об­суждение.
 Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уров­ня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его "зеркалом", войти в его образ:

<< Пред.           стр. 10 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу