<< Пред.           стр. 11 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая);
 поставить его в роль эксперта: "Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы" и т.д.
 Правильное распределение ролей по принципу доминирование — подчинение также необходимо для обеспечения успешного дело­вого общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: "пристройка сверху", "пристройка снизу" и "пристройка на равных". Практически это градации использова­ния так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помо­щью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.
 Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навя­зывание собеседнику определенной дистанции служат отличи­тельными признаками классической техники доминирования — "пристройка сверху". Противоположные признаки — принижен­ная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру — "пристройка сни­зу". Партнерское взаимодействие — синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисун­ка обмена взглядами — "пристройка на равных".
 В том случае, если негласная договоренность о распределе­нии ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, на­пример, собеседник избрал роль "мудрого наставника", то нуж­но соответственно либо принять роль "почтительного ученика", либо тактично добиваться желательного распределения ролей — два эксперта.
 Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с соци­ально-психологической точки зрения характерны эффект кон­траста и эффект асимиляции.
 Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически уда­ляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции . 1
 
 
 
 
 
 1 См.: Практические методы оптимизации межличностаого общения. — М., 1987. — С. 5.
 
 Для достижения успеха в деловом обсуждении важно под­черкнуть единство позиций.
 При разногласиях обязательное правило успешного обсужде­ния — контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его лично­стью, его личными качествами 2 .
 
 
 
 
 
 
 2 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. — М., 1987. — С. 6.
 
 На фазе обсуждения и принятия решения очень значима на­правленность на партнера, включение его в обсуждение, поэто­му в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.
 Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуж­дению, чтобы решение получилось общим. Если же общее ре­шение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение. Наиболее полно особенности методов обсуждения и аргумента­ции рассмотрены в упоминавшейся ранее книге П. Мицича "Как проводить деловые беседы".
 В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, ко­торое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие де­ловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта — приветливость.
 
 
 
 Вопросы для повторения
 1. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.
 2. Каковы функции восприятия в процессе общения?
 3. Охарактеризуйте невербальные средства общения.
 4. Назовите основные элементы вербального общения и охарактери­зуйте их.
 5. Какова роль обратных связей в передаче информации?
 6. Расскажите, как надо и как не надо слушать.
 7. В чем сущность трансакционного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?
 8. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на кон­троль и понимание.
 9. Назовите основные этапы делового общения и дайте их краткую характеристику.
 
 
 Литература
 
 Атватер И. Я Вас слушаю. — М.: Экономика, 1984.
 Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л.: Лениздат, 1992.
 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990.
 Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990.
 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело,1992.
 Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987.
 Пиз А. Язык телодвижений. — Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 6
 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПСИХОДИАГНОСТИКА
 
 Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психоло­гические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтное и коммуникабельности. Разумеется, серь­езные исследования человеческой психики требуют сложного и многоаспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик. И осуществлением его могут заниматься лишь профессиональные психологи.
 
 6.1. Методы психодиагностики
 Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются попу­лярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.
 Естественно, что наиболее высокие требования предъявля­ются к психической организации, личностным качествам и ин­теллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально-психологической культурой и уметь диагностировать не только Личностные характеристики, но и коллективные, например та­кие, как нарастание уровня конфликтное, изменение и фор­мирование общественного мнения, и многие другие.
 Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настрое­ния, конфронтация лидеров. Включенность современного чело­века в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагности­ке своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.
 Все большее распространение получает психодиагностика в системе высшего образования. С помощью психодиагностики осуществляются контроль за формированием необходимых зна­ний, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения и оценка качества самого образова­ния. Используют психодиагностические методики и для отбора абитуриентов.
 Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения инди­видуально-психологических особенностей личности1.
 
 
 
 
 
 1 Психология. Словарь. —2-е — изд. — М.: Политиздат 1990, — С. 136. 128
 
 Она изме­ряет определенные качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.
 Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопоставле­ние получаемых данных, на основе которого и может быть сформу­лировано заключение о выраженности психологических или пси­хофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.
 В психодиагностике выделяют малоформализованные и вы­сокоформализованные методики.
 К малоформализованным относятся наблюдения, опросы, бе­седы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенно­сти и многое другое, что трудно выявить другими способами. Так как использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, то применяются они совместно с методиками высокоформализованными, поскольку дают резуль­таты, мало зависящие от личности психолога.
 Малоформализованные методы дают возможность познако­миться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерст­ва расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и опреде­лять степень искренности исследуемого.
 Высокоформализованные методики — это тесты, анкеты, про­ективные методики и психофизиологические методики.
 Показатели качества психодиагностических методик - на­дежность и валидность. Надежность показывает, насколько точ­но производится измерение и насколько можно доверять полу­чаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, при­годна ли методика для измерения определенных качеств и на­сколько она эффективна.
 Несомненно самые популярные методики в настоящее время — это тесты. Что же такое тест? В психодиагностике тест — про­ба, испытание — это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определен­ного психологического качества личности.
 Существующее представление о доступности теста не соответст­вует действительности. Анализ результата теста предполагает нали­чие социально-психологической культуры, даже если определяются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характе­ристики личности по определенным параметрам.
 В зависимости от способов предъявления материала и испы­туемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов.
 Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально.
 Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты - представленные чер­тежами, графиками, картинками.
 Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.
 Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессио­нальных, так и популярных психологических тестов можно обо­значить так:
 самопознание — тесты формируют объективную оценку лич­ных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства про­фессионального роста;
 оценка взаимоотношений с близкими — тесты позволяют оце­нить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным;
 оценка психологических проблем коллектива — тесты позволя­ют определить степень конфликтности в коллективе, стиль ру­ководства, анализировать производственные ситуации.
 Для анализа психологической информации о партнере по об­щению необходимы теоретико-методологические знания психо­диагностики и психологии, проявляющиеся как компетентность.
 Люди, часто и много общающиеся с представителями разных социальных групп, разных возрастов, разных профессиональных групп, могут получить важную психологическую информацию о человеке, если обратят внимание на такие его особенности, как:
 • избегает ли он смотреть в глаза при разговоре;
 • часто ли говорит о себе в третьем лице;
 • никогда не говорит и не признается в своих ошибках;
 • боится ли невыгодно выглядеть в глазах других;
 • всегда ли видит все в черном свете,
 • вечно ли поучает других как жить;
 • постоянно пониженное настроение и др.
 Следует отметить, что психологический портрет другого че­ловека объективно составить подчас проще, чем составить пред­ставление о себе как члене коллектива, выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Эти за­дачи решаются в процессе тестирования по методике Т. Лири — диагностике межличностных отношений. Это опросник состоит из 128 характерологических утверждений.
 Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, непреклонность, независимость, зависимость, неуверенность в себе, общительность, отзывчивость.
 Эта методика позволяет решить три задачи:
 • установить степень выраженности свойств характера;
 • описать зоны потенциального внутреннего конфликта;
 • изучить психологическую совместимость людей, проанали­зировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.
 Существует несколько вариантов выполнения этого теста. Все они требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам — источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.
 История возникновения тестов такова. Английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822—1911) в конце прошлого века провел первые научно обоснованные испытания тестированием. В сво­ей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих определить свои физические и психологические способности. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Он собирался охватить все население Англии, что­бы определить уровень психических ресурсов страны. А свои исследования он назвал словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон.
 Настоящую популярность тесты получили после опублико­вания в 1908 г. французскими психологами Л. Бине, Г. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Позднее эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых уда­лось бы отделить детей способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами. Его опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены среди многих людей разных возрастов.
 Экспериментальные задания А. Бине превратил в тесты, ус­тановив шкалу, где каждое деление содержало задание выпол­нимое нормальными детьми определенного возраста.
 В Германии Вильям Штерн (1871—1938) ввел понятие "коэффициент интеллекта" (англ. "Ай-Кью"). Этот коэффициент соотносил "умственный" возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Несовпадение считалось умственной отсталостью, когда умственный возраст ниже биологического, либо одаренностью, если умственный возраст был выше.
 Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались, они широко использовались в школах, при приеме в учебные заведения и на работу. Однако скоро стало ясно, что эти тесты — довольно грубый инструмент.
 Тем не менее они широко распространены, продолжают со­вершенствоваться и применяться для самых разных целей. Сего­дня очевидно, что тесты следует использовать в сочетании с другими методами, направленными на изучение условий разви­тия обследуемой личности.
 Создаются популярные тесты, способствующие лучшей орга­низации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни чело­века. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно, не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест. Именно с осознания и анализа этих недостатков начинается самосовершенствование личности.
 
 6.2. Тесты для руководителей
 Особенно высокие требования предъявляются к психической организации, интеллекту и личностным качествам человека, занятого управленческой деятельностью.
 Психодиагностика поможет решить разнообразный комплекс задач, психологическое решение которых способствует эффектив­ной и продуктивной деятельности. Можно рекомендовать такие тесты, как: "Методика определения темперамента", "Определение способности влиять на других", "Определение степени коммуника­бельности", "Определение степени конфликтное™", "Способность управлять другими людьми" и другие.
 Один из самых популярных тестов — личностный опросных, созданный английским психологом Г.Ю. Айзенком (с этим тес­том в наши дни знакомятся нередко уже в школе). С помощью основных показателей экстраверсии-интроверсии и нейротизма тест позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также определить уровень эмоциональной нестабильности. Эти характеристики существенно влияют на профессиональную деятельность человека.
 Экстраверсия — это направленность личности на окружаю­щий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общитель­ность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импуль­сивность.
 Интроверсия — это направленность человека на своей внут­ренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, спокой­ствие, необщительность, подчас замкнутость, нерешительность.
 Нейротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейтротизма находятся люди эмоционально нестабиль­ные — нейротики, на другом — эмоционально стабильные, ха­рактеризующиеся спокойствием, уверенностью.
 Показатели экстраверсий — интроверсий и нестабильность — стабильность взаимонезависимы и противоположны. Соче­тание этих свойств, выраженных в разной степени, и создает своеобразие личности, а также характеризует тип темперамен­та: холерический, сангвинистический, флегматический, ме­ланхолический.
 Холерик — нетерпелив, неуравновешен, подвержен частым сменам настроения, неустойчив в интересах и склонностях, стремится к новому.
 Сангвиник - уравновешенный, общительный, выдержанный, быстро включается в работу, инициативный.
 Флегматик — уравновешенный, малоподвижный, осторожен, рассудительный, инертен, в меру общителен, медленно пере­ключается с одного вида работы на другой.
 Меланхолик — неуравновешенный, малоподвижный, внешне эмоционально сдержан, чувствителен, неуверен в себе, нереши­телен. Устойчив в интересах и склонностях, в новой обстановке не теряется.
 Работа с тестом Айзенка позволяет не только определить, к какому типу относит себя человек (экстравертивному или ин-тровертивному), а также степень своей психической неустойчи­вости или устойчивости, но и задуматься о самом понятии тем­перамента и его роли в характеристике человека, о формах по­ведения в коллективе, степени конфликтности и зависимостях между психологической характеристикой и формой общения между людьми.
 Среди тестов, диагностирующих психические состояния и свойства личности, особый интерес вызывает традиционно тест Макса Люшера. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмо­циональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окру­жающих о своем состоянии и истинных намерениях. Чтобы нау­читься оценивать других людей и контролировать собственное ролевое поведение, следует научиться читать эти сигналы. В качестве сигналов личности он анализирует те указующие знаки, которые использует один человек, чтобы дать другому человеку понять, какого рода личностью он хотел бы считаться. Люди понимают эти сигналы, хотя чаще и бессознательно, с порази­тельной точностью.
 Под сигналом личности Люшер понимает "совокупность из­бранных человеком манер поведения и средств, с помощью ко­торых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах, например, в качестве предусмотрительного и уверенного в себе человека или в качестве наивного и беспомощного" 1 .
 
 
 
 
  1 Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж: Модэк, 1995.
 Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет метод функциональной психологии, на базе которого создан цветовой тест, который обоснован и разъяснен в его книге "Закон гармонии в нас" 1
 
 
 1 Люшер М. Закон гармонии в нас. – М: ЭКОН, 1985.
 
 переведенный уже на 17 языков).
 Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты лично­сти. Характеристика цветов по Люшеру включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. Основные цвета:
 синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность, сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость;
 оранжево-красный — волевое усилие, агрессивность, наступательность, возбуждение, светло-желтый — ак­тивность, стремление к общению, веселость.
 Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, се­рый. Они символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчения, страх. Значение этих цветов, так же, как и основных, определяется их взаимным расположением. Основные цвета, по мнению Люшера, символизируют следующие психологические потребности: синий — потребность в удовлетво­рении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
 зеленый - потребность в самоутверждении; красный — потреб­ность активно действовать и добиваться успеха; желтый — потреб­ность в перспективе, надеждах на лучшее.
 На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работо­способность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показа­ли, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, а выби­рающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков. Разумеется, выбор цвета одежды мо­жет многое сказать о характере человека специалисту, непро­фессионал же и обыватель часто позволяют себе сделать необос­нованный вывод о природе этого выбора.
 Сигналы личности выражаются, в частности, в выборе одеж­ды: традиционной или оригинальной, классической или модной, разнообразной или консервативной. Одежда выступает в роли идола и в роли защиты. Другими словами, это одежда, соответствующая их идеалу и одновременно защищающая образ. Кон­кретные сигналы личности несет не только одежда но и речь, музыкальные пристрастия и хобби, интерьер комнаты, квартиры и рабочего места.
 Человек, умеющий осознанно воспринимать и классифици­ровать сигналы, понимает и язык мотивов. Он понимает больше, чем ему было высказано словами, его трудно обмануть. Если он понимает язык мотивов, то может сам посылать сигналы и це­ленаправленно способствовать достижению своих целей.
 Итак, психодиагностика как область психологии, разрабаты­вающая и использующая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, чрезвычайна важна для тех, кто изучает деловое общение. Именно психоди­агностика поможет снять вероятность ошибок в ответственной работе, предупредить конфликты в коллективе, отследить функ­циональное состояние участников делового общения, успеш­ность профессиональной деятельности, наконец просто понять себя и других.
 
 Вопросы для повторения
 1. Что такое психодиагностика и какие задачи она решает?
 2. Охарактеризуйте методики, выделяемые в психодиагностике.
 3. Назовите области применения тестов и их виды.
 4. Какие факторы необходимо учитывать при работе с тестами?
 5. Объясните роль сигналов личности согласно теории М.Люшера.
 6. В чем, смысл анализа делового общения средствами психодиагно­стики.
 
 Литература
 1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
 2. Курс практической психологии. Для высшего управленческого пер­сонала. — Ижевск, 1995.
 3. Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992.
 4. Практикум по психодиагностикс. — М.: МГУ, 1988.
 5. Практическая психология для менеджеров. — М.: Филинь, 1996.
 6. Психологические тесты для деловых людей. — М., 1994.
 7. Психотехнология. — М.: Прогресс, 1996.
 8. Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управле­ния. — М.: Дружба народов, 1996.
 9. Технология эффективной профессиональной деятельности. — М.: Красная площадь, 1996.
 
 
 
 ГЛАВА 7
 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
 
 Нет необходимости подробно останавливаться на значении проблемы рабочей группы, или, как говорят на Западе, команды, для уяснения практики делового общения. Коллектив, каковым и является по сути рабочая группа, потенциально — мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ста­вит высокие цели, создает творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идет на работу и с хорошим настроением возвращается домой. Совме­стное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в ра­бочей группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне.
 
 
 
 7.1. Социально-психологические особенности рабочей группы
 Основа успеха любой современной коллективной деятельно­сти — отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:
 • свобода и открытость информационного обмена;
 • взаимная поддержка действий, убеждение в их оправдан­ности;
 • доверие, дружелюбие в отношениях сторон. 1
 
 
 
 
 1 См.: Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 1984. – С. 44-58
 В свою очередь, взаимному доверию сторон способствуют:
 наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; воз­можность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия.
 Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединенных совме­стной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих по­требностей, интересов и мотивов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общест­венно значимой целью деятельности и наличием органов управ­ления и руководства.
 Рабочие группы (коллективы) разделяются по формам собст­венности (государственные, смешанные, частные), по характеру деятельности ( производственные, торговые, научные, учебные, воинские), по формам связи (контактные, неконтактные), по зна­чимости (первичные и вторичные), времени действия (постоянные и временные), степени формализованное (жесткая и гибкая организации) и т.д.
 В рабочей группе диалектически объединены два компонента — материальный и духовный. Материальный компонент — это ее физические члены, конкретные индивиды, духовный — ее идеология и психология. Идеология рабочей группы включает в себя совокупность идей и взглядов, отражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности. Таковыми могут быть служение полити­ческому, нравственному или религиозному идеалу либо просто стремление к наживе.
 Психология рабочей группы — это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся мо­рально-психологический климат, способы общения, обществен­ное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидер­ства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.
 В рамках анализа содержания отношений между членами ра­бочей группы можно выделить следующие сферы: профессио­нальную, ценностно-мировозренческую и сферу межличностных отношений.
 Профессиональная сфера охватывает отношения, складываю­щиеся в процессе решения производственных задач:
 субординационные отношения между руководителями и подчиненными;
 отношения, связанные с координацией совместной деятель­ности;
 отношения в системе "человек — компьютер".
 Ценностно -мировозренческая сфера связана с взаимоотноше­ниями между личными и корпоративными ценностями, нравст­венными установками, преобладающими в конкретной социаль­ной группе. Данное соотношение может варьироваться от пол­ной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.
 Сфера межличностных отношений связана с реализацией по­требности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью удовлетворенности своей профессиональ­ной деятельностью, формальным и неформальным статусом.
 
 7.2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
 Важной качественной характеристикой рабочей группы явля­ется ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочны­ми связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисцип­лина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотруд­ники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач.
 Руководителей-практиков не может не волновать вопрос о том, как измерить степень зрелости той или иной рабочей груп­пы, перевести качественную характеристику в количественные показатели. Интересную методику разработали немецкие спе­циалисты Вернер Зигерт и Лючия Ланг1 .
 
 
 
 
 
 1 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. С. 219-221. 138
 
 
 Они предлагают оце­нить по четырехбалльной шкале степень интенсивности 21 негативного признака. К их числу они относят: активный поиск виновных в случае неудачи; стремление работников обезопасить себя при помощи инструкций и докладных записок; недостаточ­ную информированность конкретных исполнителей; неясность и недоступность целей деятельности сотрудникам; первым о допущенной ошибке узнает не сам работник, а его начальник или коллега; групповой эгоизм; работник редко отождествляет себя с принятыми решениями; дефицит времени для спокойной и планомерной работы; недооценка коллективного руководства;
 конфликты из-за мелочей; совещания длительны, часто безре­зультатны, сводятся к борьбе самолюбии; работники не осве­домлены о критериях оценки их труда; новые идеи с трудом пробивают себе дорогу; энтузиазм в работе — редкость; коллек­тив расколот на ветеранов и новичков; работа оценивается на уровне эмоций и поверхностных наблюдений; многие работники недовольны, так как не могут применить свои знания на прак­тике и т.д. Наличие приведенных выше признаков свидетельст­вует о серьезных проблемах, стоящих перед коллективом, его недостаточной работоспособности.
 Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы, ее способность продуктивно функционировать, можно условно разделить на следующие:
 1) технологические факторы, включая особенности совмест­ного использования орудий и предметов труда, например, пере­довых технологий, персональных компьютеров и т.д.;
 2) экономические факторы, т.е. формы оплаты труда, осо­бенности формы собственности и т.д.;
 3) организационные факторы и, прежде всего, используемые отношения в системе "руководитель — подчиненный";
 4) ценностно-мировозренческая и психологическая совмес­тимость работников.
 Две последние группы факторов заслуживают специального рассмотрения, а пока познакомимся с точкой зрения двух бри­танских консультантов по управлению — Майкла Вудкока и Дэ­вида Френсиса 1 .
 
 
 
 
 
 1 См.: Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. С. 252-260.
 139
 
 
  Не претендуя на глубокие теоретические обоб­щения, они выдвигают десять ограничений, по их мнению чаще всего препятствующих эффективной работе коллектива.
 1. Непригодность руководителя — его неспособность по своим личным качествам сплотить сотрудников, воодушевить их на эффективные приемы работы.
 2. Неквалифицированные сотрудники. Типичный недостаток — несбалансированность функций работников, неадекватное сочета­ние профессиональных и человеческих качеств. Авторы предлага­ют довольно интересное распределение служебных ролей, соглас­но которому в каждой рабочей группе должны быть "поставщики идей", "аналитики", "направляющие", "планирующие", выпол­няющие роль "сдерживающего фактора" и несколько "исполнителей". Комбинация ролей зависит от специфики коллектива, при этом один работник может сочетать несколько из перечис­ленных ролей.
 3. Неконструктивный климат. Характеризуется отсутствием преданности задачам команды, нет высокой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благе каждого сотрудника.
 4. Нечеткость целей. Недостаточное согласование личных и коллективных целей, неспособность руководства и персонала к компромиссу. Авторы подчеркивают необходимость периодиче­ской корректировки поставленных целей, иначе члены коллек­тива теряют представление о перспективах своей деятельности.
 5. Низкие результаты работы. Подразумевается, что коллек­тив не должен самоуспокаиваться на достигнутом, должен про­являть напористость в достижении значимых целей, что способ­ствует высокой самооценке сотрудников, росту личного профес­сионализма.
 6. Неэффективность методов работы. Подчеркивается значе­ние правильной организации сбора и предоставления информа­ции, принятия правильных и своевременных решений.
 7. Нехватка открытости и наличие конфронтации. Отмечает­ся необходимость свободной критики, обсуждения сильных и старых сторон проделанной работы, существующих разногласий без ложного страха быть неправильно понятым, нарушить дело­вой этикет, вызвать конфликт. Однако на практике это трудно­выполнимо, так как требуется особая подготовка персонала и руководителя.
 8. Недостаточные профессионализм и культура сотрудников. Желание иметь в коллективе сильных сотрудников с высоким уровнем индивидуальных способностей вполне понятно. Можно считать правильной точку зрения, согласно которой развитый сотрудник должен быть энергичен, уметь управлять своими эмо­циями, быть готовым открыто излагать свое мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, а не силы, хорошо излагать свое мнение.
 Иной перечень личностных качеств хорошего работника предложил профессор Токийского университета К. И с и к а в а. 1
 
 
 
 
 
 1 См.: Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии Наука, 1989. - С. 140.
 В их число он включил устремленность к сотрудничеству, чувство ответственности, желание трудиться, хорошее состояние здоровья, общительность, дух соперничества, удовлетворенность трудом.
 9 и 10. Низкие творческие способности персонала и неконст­руктивные отношения с другими коллективами. Два последних препятствия на пути развития коллектива, сформулированные М. Вудкоком и Д. Френсисом, самоочевидны и не нуждаются в комментарии.
 Любая рабочая группа — это сложный социальный и профес­сиональный организм, обладающий способностью к саморегуля­ции, наличием обратных и горизонтальных связей и т.д. Но вме­сте с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации:
 • разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях;
 • должностная иерархия, порядок подчиненности;
 • лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;
 • система позитивных и негативных санкций (отсюда — особая роль руководителей в рабочей группе).
 
 7.3. Типы взаимоотношений в коллективе
 Не претендуя на специальное рассмотрение проблемы руко­водства (см. гл. 8), обратим внимание на интересную классифи­кацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Mymoнoм \.
 
 
 
 
 \ См.: Лобанова Т.Н., Михайлов Я.В. Основы менеджмента. — М., 1995. — С. 21.
 
  Она ос­нована на комбинации двух главных параметров — внимании к человеку, степени учета интересов людей и внимании к произ­водству, степени учетов интересов дела. Это пять типов взаимо­отношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата.
 1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не де­легирует своих функций, не стремится к серьезным достижени­ям. Главное для него — сохранить свою должность.
 2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стрем­ление к установлению дружеских отношений, приятной атмо­сферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руко­водителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
 3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
 4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы пер­сонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
 5. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотноше­ний в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учи­тывать интересы производства и интересы коллектива, объедине­нию деловитости и человечности на всех уровнях отношений.
 Однако эта модель не является универсальной, так как кон­кретные ситуации могут существенно отличаться друг от друга.
 Не менее интересное исследование динамики межличност­ных отношений в системе «руководитель — подчиненный», пред­ложенное двумя американцами — Херси и Блaнчapдoм \.
 
 
 \ См.: Лобанова Т.Н., Михайлов Я.В. Основы менеджмента. – М., 1995. – С. 22.
 
  В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотруд­ником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. Вместе с тем с достижением среднего уровня зре­лости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой под­чиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со сто­роны шефа.
 Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре ви­да отношений в системе "руководитель — подчиненный": при­казание, внушение, участие и делегирование.
 Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в слу­чае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя — инструктировать со­трудника, много руководить и мало доверять.
 Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего до высокого: подчиненные еще не способ­ны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особен­но важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи.
 Участие наиболее эффективно на уровне зрелости от сред­него до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания и в такой ситуации требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решения.
 Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю — делегирование что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.
 Проблема выбора оптимального поведения руководителя не имеет "кабинетного" решения, но можно выделить типичные ситуации, возникающие в случае неадекватности поведения ру­ководителя. У подчиненных возникает чувство досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
 • за ошибки одного отвечает другой;
 • решение принимается без участия сотрудника;
 • разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;
 • руководитель не способен признать свою ошибку, пытает­ся найти виновного среди подчиненных;
 • от исполнителя скрывается важная для него информация;
 • работник, профессионально пригодный занять более вы­сокую должность, не продвигается по службе;
 • руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику;

<< Пред.           стр. 11 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу