<< Пред.           стр. 18 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 14. а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взгядах;
  б) Пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
 15 а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;
  б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряжения.
 16. а) Стараюсь не задеть чувств другого;
  б) Обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
 17. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
  б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.
 18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем;
  б) Дам возможность другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
 19. а) Первым делом пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
  б) Стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со вре­менем решить их окончательно.
 20. а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
  б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
 21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;
  б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
 22. а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
  б) Отстаиваю свою позицию.
 23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить жела­ния каждого из нас;
 б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.
 24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стара­юсь идти ему навстречу;
 б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
 25. а) Пытаюсь убедить другого в своей правоте;
 б) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргумен­там другого.
 26. а) Обычно я предлагаю среднюю позицию;
 б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
 27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
 б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
 28. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
 б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
 29. а) Предлагаю среднюю позицию;
 б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникаю­щих разногласий.
 30. а) Стараюсь не задеть чувств другого;
 б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совме­стно могли добиться успеха.
 
 
 Ключ
 Соперничество: За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а. Сотрудничество: 26, 5а, 86, На, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.
 Компромисс: 2а, 4а, 76, 106, 126, 13а, 186, 206, 22а, 246, 26а, 29а.
 Избегание: la, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.
 Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116, 15a, l6a, 18a, 24a, 256, 276, 30а.
 
 Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социаль­ного поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоот­ношений в сложных условиях.
 
 
 
 
 Тест 11. Конфликтная ли вы личность?
 Чтобы узнать конфликтная ли вы личность, воспользуйтесь следующим тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
 а) не принимаю участия;
 б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
 в) активно вмешиваюсь, чем "вызываю огонь на себя".
 2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
 а) нет;
 б) только если для этого имею веские основания;
 в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
 3. Часто ли спорите с друзьями?
 а) только если это люди необидчивые;
 б) лишь по принципиальным вопросам;
 в) споры — моя стихия.
 4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
 а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
 б) молча возьму солонку;
 в) не удержусь от замечаний.
 5. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...
 а) с возмущением посмотрю на обидчика;
 б) сухо сделаю замечание;
 в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
 6. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понра­вилась ... • а) промолчу;
 б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
 в) устрою скандал.
 7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
 а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово ни­когда больше не участвовать в ней;
 б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
 в) проигрыш надолго испортит настроение.
 
 
 Оценка результатов
 Каждое а — 4 очка; 6—2 очка; в—0 очков.
 От 20—28 очков. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют вас приспособленцем.
 От 10—18 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого вы­хода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к вам уважение.
 До 8 очков. Конфликты и споры — это ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.
 
 
 
 
 
 Тест 12. Трансакционный анализ общения (по Э. Берну)
 Согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы выби­раем одно из возможных состояний нашего "Я": состояние "Родителя", "Взрослого" или "Ребенка". Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оце­ните приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.
 1. Мне порой не хватает выдержки.
 2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
 3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать се­мейную жизнь своих детей.
 4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
 5. Меня провести нелегко.
 6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
 7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
 8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие собы­тия.
 9. Каждый должен выполнять свой долг.
 10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
 11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
 12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему сле­дует жить.
 13. Как и многие люди, я бываю обидчив.
 14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
 15. Дети безусловно должны следовать указаниям родителей.
 16. Я увлекающийся человек.
 17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.
 18. Мои взгляды непоколебимы.
 19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
 20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
 21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоя­тельств.
 
 Оценка результатов
 Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:
 
 
 
 
 1,4,7, 10, 13, 16, 19-Дитя(Д)
 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 - Взрослый (Я)
 3. 6, 9, 12, 15, 18, 21 - Родитель (F)
 
 
 
 
 Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обла­даете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь со­хранить эти качества.
 Если получили формулу РДВ, то для вас характерны катего­ричность и самоуверенность. Кроме того "Родитель" с детской непосредственностью режет "правду-матку", ни в чем не сомне­ваясь и не заботясь о последствиях. Поэтому таким людям жела­тельно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюд­ником и т.п.
 Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемле­мый вариант для научной работы. Но детская непосредствен­ность хороша только до определенных пределов. Если она начи­нает мешать делу, то пора свои эмоции взять под контроль.
 
 
 Самооценка практических навыков искусству общения и решения конкретных деловых ситуаций
 
 Тест 1. Какой вы управляющий
 Небольшой вопросник поможет вам узнать, насколько про­фессионально управляете, а также собственные сильные и сла­бые стороны. Ежегодная проверка по этому тесту позволит вам оценить свой прогресс. Ответы на вопросы должны быть чест­ными. Сохраните их, чтобы затем, через год, сравнить их.
 1. Дает ли работа вашего подразделения повод для реклама­ций...
 не дает никогда
 иногда
 в определенных пределах
 слишком часто
 (допустимая ошибка, %)
 Люди могут и ошибаться. Сложные, быстро меняющиеся правовые и технические нормативы повышают требования. Хо­роший результат достигается совместными усилиями заинтере­сованных сотрудников и грамотных управляющих.
 2. Невыходы на работу сотрудников вашего подразделения...
 уменьшились
 остались на прежнем уровне
 увеличились
 Исследования указывают на определенную связь между управленческим климатом и пропусками работы, во время кото­рых сотрудники улаживают свои личные дела.
 3. Текучесть кадров в вашем подразделении...
 сократилась
 осталась на прежнем уровне
 возросла
 Где текучести кадров практически нет, ответ, естественно, не показателен. Низкая текучесть кадров может свидетельствовать о хорошем стиле управления.
 Общая формула текучести кадров такова:
  Текучесть кадров (%) = Число уходов x 100
  Число сотрудников
 4. Сотрудники других подразделений...
 хотели бы работать у вас
 заявляли об этом при перестановках
 не высказывались по этому поводу
 не хотели бы работать у вас
 Есть управляющие, у которых все бы хотели работать. Есть управляющие, которые могут готовить хорошие кадры. Поэтому внутри фирмы возможны препятствия росту кадров.
 5. Сотрудники вашего подразделения...
 занимают теперь где-то ответственные посты не занимают ответственные посты за год никто не получил повышения
 6. Ваши сотрудники информированы — о деятельности пред­приятия, фирмы, о положении в отрасли, о ситуации на
 рынке...
 очень хорошо
 не лучше других
 не информированы
 Хорошо информирован тот, кто может легко ответить на де­ловые вопросы.
 7. Молодые и пожилые сотрудники вашего подразделения...
 хорошо сотрудничают и помогают друг другу
 образуют четкие группы
 конфликтуют
 Хороший управляющий стремится к сотрудничеству всех, да­вая всем уверенность в том, что их профессиональные навыки и личные качества найдут достойное применение.
 8. Ваши сотрудники...
 работают самостоятельно и ответственно часто переспрашивают и стремятся подстраховаться с каждой мелочью идут к вам, не хотят принимать самостоя­тельных решений
 У хорошего управляющего сотрудники сами находят ответы, и его задача — стимулировать их с помощью хотя бы вопросов.
 9. За прошедший период сотрудники подразделений подали
 рационализаторских предложений...
 больше
 столько же, как и в предыдущем периоде
 не было ни одного
 Активный и постоянный совместный поиск возможностей улучшения, сбережения ресурсов свидетельствует о хорошем стиле управления. Это означает, что управляющий заметит гру­бые ошибки и вмешается.
 10. В беседе с вами подчиненные...
 выражают критические замечания
 предпочитают воздерживаться от критики
 им нечего критиковать
 Сегодня каждый управляющий охотно подтверждает, что любой его сотрудник может открыто высказывать то, что хочет, хотя постоянно находится в "активной обороне".
 11. Ваши подчиненные имеют четко обозначенные обязанности, им ясны основные задачи, должностные обязанности соответствуют их возможностям. Все это соответствует действи­тельности...
 полностью
 частично
  не соответствует
 По существу должностные обязанности ваших подчиненных — это зафиксированный на бумаге контракт, заключенный с со­трудником. Если вы хотите, чтобы в вашем отделе был порядок, не жалейте внимания на распределение выполняемых задач и поручений среди членов вашей команды.
 12. Подчиненные имеют возможность регулярно, минимум раз в две недели, беседовать с вами примерно в течение 30 ми­нут...
  да, действительно так
  предусмотрено, но выполняется не всегда
  пока не предусматривается
 Управлять сейчас — это значит уметь строить общение. В ходе беседы вы осуществляете одновременно и контрольные функции, проявляя интерес к производственным результатам и росту своих сотрудников, налаживая прямые и обратные комму­никативные связи.
 
 Тест 2. Влияние потребностей человека на их деятельность (по А. Маслоу)
 Человек, находясь в коллективе, с одной стороны, пытается сохранить свободу, независимость, индивидуальность, с другой стороны, — получает возможность сохранить потребности в за­щите, любви и уважении, доминировании или подчинении, ста­тусе. Поэтому человека проще заставить делать какое-то дело, если оно удовлетворяет и его потребности. Руководителю следу­ет учитывать это и уметь проанализировать иерархию потребно­стей у своих сотрудников:
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тест 3. Управленческие действия
 В круг служебных обязанностей управляющего входит много вопросов, в частности, исполнения указаний, исходящих от вы­шестоящих инстанций. Управляющий должен решить, как именно добиться реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных и т.д. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, не определить конкретные цели.
 Как должен действовать управляющий в этих случаях? Какой вариант действий выбрать?
 А. Запросить необходимые указания у начальства-
 Б. Проанализировать обстановку, определить, что необходи­мо сделать по собственной инициативе в интересах своей орга­низации, и приступить к действиям по мобилизации персонала на решение выявленных задач.
 В. Отсутствие четких указаний и постановки конкретных це­лей со стороны вышестоящей инстанции может объясняться тем, что там считают нецелесообразным и несвоевременным принимать поспешные решения. Поэтому предпринимать ка­кие-либо практические действия лучше только после того, как поступят указания сверху.
 Комментарий. Определение основных направлений деятель­ности организации и ее целей — обязанность высшего управ­ленческого звена. Однако в организациях со сложным механиз­мом управления, огромными масштабами работы, большой гео­графической рассредоточенностью предприятий высшие управляющие не всегда имеют возможность дать четкие инструкции и определить наиболее оптимальные направления и цели деятель­ности для каждого конкретного участка работы. В подобных условиях нельзя ждать или добиваться указаний от вышестоя­щего руководства, нельзя занимать пассивную, выжидательную позицию. Нужно действовать самостоятельно и инициативно. При этом будет правильным, если управляющий возьмет всю ответственность за принятые меры на себя. Правильный ответ: вариант Б.
 
 
 
 Тест 4. Удовлетворенность работой
 Один из ваших подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело. Как вы отреагируете на подобное заявление подчиненного?
 А. Думаю, что любой хотел бы иметь работу по душе, прино­сящую удовлетворение. Однако фирма не может предоставить такую возможность всем работникам- Поэтому постараюсь убе­дить работника, что многие сотрудники терпеливо трудятся на порученных им участках.
 Б. Объясню, что удовлетворенность работой определяется тем, как к ней относиться и как ее выполнять. Надо доказать, что и от выполняемой им работы можно получать большое удовлетворение, если видеть в ней творческие начала.
 Комментарий. Удовлетворенность трудом — это ощущение того, что вы полностью раскрываете в нем свои силы и способ­ности и что ваша работа должным образом оценивается окру­жающими. Одна и та же работа может порождать удовлетворен­ность и разочарование: все зависит от того, как вы относитесь к ней. Поэтому, если заявитель будет переведен на желательную для него работу, а его настрой и отношение к выполняемым обязанностям останутся неизменными, то временно появившая­ся удовлетворенность на новом месте -вряд ли будет долго сохра­няться. Сама по себе перемена работы никогда не пойдет на пользу. Кроме того, стоит только пойти на поводу у одного, как сразу же возникает вопрос о необходимости перевода на лучшие места и других сотрудников. Во всех случаях необходимо доби­ваться правильного понимания подчиненными сущности удов­летворенности работой.
 Правильный ответ — вариант Б.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учебник
 ПСИХОЛОГИЯ
 И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
 Под редакцией профессора Владимира Николаевича Лавриненко
 Редактор Г. А. Клебче
 Корректор Т.А. Петрова
 Оформление художника А.В. Лебедева
 Оригинал – макет изготовлен в издательском
  объединении "ЮНИТИ" H. B. Спасской
 Лицензия № 061072 от 17.04.92
 Лицензия № 071252 от 04.01.96
 Подписано в печать 26.06.96 Фориат 60 х 88 1 \ 16
 Усл. Печ. Л. 17,5. Тираж 20 000 экз. ( 1- й завод – 10 000 0
 Зак. 838
 
 
 Издательство « культура и спорт»
 Издательское объединение « ЮНИТИ»
 Генеральный директор В.Н. Закаидзе
 
 123298, Москва, Тепличный пер., 6
 Тел.: ( 095 ) 194 –00 –15 Тел.\ Факс: ( 095 ) 194 –00 – 14
 
 Отпечатано в типографии издательства «дом печати»
 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
 
 
 
 
 
 Оглавление
 
 ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 4
 ГЛАВА 1....................................................................................................................................... 7
 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ......................... 7
 ГЛАВА 2...................................................................................................................................... 17
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ........................................................................................................................................ 17
 2.1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли 17
 2.2. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых 30
 2.3. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения......................................................................................................................................... 38
 Вопросы для повторения................................................................................................... 46
 Литература........................................................................................................................... 47
 ГЛАВА 3..................................................................................................................................... 58
 ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ..... 58
 3.1 Структура психики по Зигмунду Фрейду....................................................................... 59
 Что же представляет собой бессознательное?................................................................. 59
 3.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга 63
 Вопросы для повторения................................................................................................... 72
 Литература........................................................................................................................... 72
 ГЛАВА 4...................................................................................................................................... 73
 ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.............. 73
 4.1. Факторы детерминации поведения личности.............................................................. 73
 "Я"....................................................................................................................................... 77
 4.2. Макро- и микросреда личности..................................................................................... 78
 4.3. Динамика человеческого поведения.............................................................................. 80
 4.4. Ролевое поведение в деловом общении........................................................................ 83
 Вопросы для повторения................................................................................................... 84
 Литература........................................................................................................................... 84
 ГЛАВА 5...................................................................................................................................... 85
 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ...................................................................................................... 85
 5.1. Общение и деловое общение.......................................................................................... 85

<< Пред.           стр. 18 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу