<< Пред. стр. 18 (из 19) След. >>
14. а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взгядах;б) Пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15 а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;
б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Стараюсь не задеть чувств другого;
б) Обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) Дам возможность другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) Стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;
б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;
б) Отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Пытаюсь убедить другого в своей правоте;
б) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Обычно я предлагаю среднюю позицию;
б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Предлагаю среднюю позицию;
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Стараюсь не задеть чувств другого;
б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ
Соперничество: За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а. Сотрудничество: 26, 5а, 86, На, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.
Компромисс: 2а, 4а, 76, 106, 126, 13а, 186, 206, 22а, 246, 26а, 29а.
Избегание: la, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.
Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116, 15a, l6a, 18a, 24a, 256, 276, 30а.
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.
Тест 11. Конфликтная ли вы личность?
Чтобы узнать конфликтная ли вы личность, воспользуйтесь следующим тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем "вызываю огонь на себя".
2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если для этого имею веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от замечаний.
5. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась ... • а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Оценка результатов
Каждое а — 4 очка; 6—2 очка; в—0 очков.
От 20—28 очков. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют вас приспособленцем.
От 10—18 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к вам уважение.
До 8 очков. Конфликты и споры — это ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.
Тест 12. Трансакционный анализ общения (по Э. Берну)
Согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего "Я": состояние "Родителя", "Взрослого" или "Ребенка". Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Как и многие люди, я бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети безусловно должны следовать указаниям родителей.
16. Я увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Оценка результатов
Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:
1,4,7, 10, 13, 16, 19-Дитя(Д)
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 - Взрослый (Я)
3. 6, 9, 12, 15, 18, 21 - Родитель (F)
Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь сохранить эти качества.
Если получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность. Кроме того "Родитель" с детской непосредственностью режет "правду-матку", ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником и т.п.
Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора свои эмоции взять под контроль.
Самооценка практических навыков искусству общения и решения конкретных деловых ситуаций
Тест 1. Какой вы управляющий
Небольшой вопросник поможет вам узнать, насколько профессионально управляете, а также собственные сильные и слабые стороны. Ежегодная проверка по этому тесту позволит вам оценить свой прогресс. Ответы на вопросы должны быть честными. Сохраните их, чтобы затем, через год, сравнить их.
1. Дает ли работа вашего подразделения повод для рекламаций...
не дает никогда
иногда
в определенных пределах
слишком часто
(допустимая ошибка, %)
Люди могут и ошибаться. Сложные, быстро меняющиеся правовые и технические нормативы повышают требования. Хороший результат достигается совместными усилиями заинтересованных сотрудников и грамотных управляющих.
2. Невыходы на работу сотрудников вашего подразделения...
уменьшились
остались на прежнем уровне
увеличились
Исследования указывают на определенную связь между управленческим климатом и пропусками работы, во время которых сотрудники улаживают свои личные дела.
3. Текучесть кадров в вашем подразделении...
сократилась
осталась на прежнем уровне
возросла
Где текучести кадров практически нет, ответ, естественно, не показателен. Низкая текучесть кадров может свидетельствовать о хорошем стиле управления.
Общая формула текучести кадров такова:
Текучесть кадров (%) = Число уходов x 100
Число сотрудников
4. Сотрудники других подразделений...
хотели бы работать у вас
заявляли об этом при перестановках
не высказывались по этому поводу
не хотели бы работать у вас
Есть управляющие, у которых все бы хотели работать. Есть управляющие, которые могут готовить хорошие кадры. Поэтому внутри фирмы возможны препятствия росту кадров.
5. Сотрудники вашего подразделения...
занимают теперь где-то ответственные посты не занимают ответственные посты за год никто не получил повышения
6. Ваши сотрудники информированы — о деятельности предприятия, фирмы, о положении в отрасли, о ситуации на
рынке...
очень хорошо
не лучше других
не информированы
Хорошо информирован тот, кто может легко ответить на деловые вопросы.
7. Молодые и пожилые сотрудники вашего подразделения...
хорошо сотрудничают и помогают друг другу
образуют четкие группы
конфликтуют
Хороший управляющий стремится к сотрудничеству всех, давая всем уверенность в том, что их профессиональные навыки и личные качества найдут достойное применение.
8. Ваши сотрудники...
работают самостоятельно и ответственно часто переспрашивают и стремятся подстраховаться с каждой мелочью идут к вам, не хотят принимать самостоятельных решений
У хорошего управляющего сотрудники сами находят ответы, и его задача — стимулировать их с помощью хотя бы вопросов.
9. За прошедший период сотрудники подразделений подали
рационализаторских предложений...
больше
столько же, как и в предыдущем периоде
не было ни одного
Активный и постоянный совместный поиск возможностей улучшения, сбережения ресурсов свидетельствует о хорошем стиле управления. Это означает, что управляющий заметит грубые ошибки и вмешается.
10. В беседе с вами подчиненные...
выражают критические замечания
предпочитают воздерживаться от критики
им нечего критиковать
Сегодня каждый управляющий охотно подтверждает, что любой его сотрудник может открыто высказывать то, что хочет, хотя постоянно находится в "активной обороне".
11. Ваши подчиненные имеют четко обозначенные обязанности, им ясны основные задачи, должностные обязанности соответствуют их возможностям. Все это соответствует действительности...
полностью
частично
не соответствует
По существу должностные обязанности ваших подчиненных — это зафиксированный на бумаге контракт, заключенный с сотрудником. Если вы хотите, чтобы в вашем отделе был порядок, не жалейте внимания на распределение выполняемых задач и поручений среди членов вашей команды.
12. Подчиненные имеют возможность регулярно, минимум раз в две недели, беседовать с вами примерно в течение 30 минут...
да, действительно так
предусмотрено, но выполняется не всегда
пока не предусматривается
Управлять сейчас — это значит уметь строить общение. В ходе беседы вы осуществляете одновременно и контрольные функции, проявляя интерес к производственным результатам и росту своих сотрудников, налаживая прямые и обратные коммуникативные связи.
Тест 2. Влияние потребностей человека на их деятельность (по А. Маслоу)
Человек, находясь в коллективе, с одной стороны, пытается сохранить свободу, независимость, индивидуальность, с другой стороны, — получает возможность сохранить потребности в защите, любви и уважении, доминировании или подчинении, статусе. Поэтому человека проще заставить делать какое-то дело, если оно удовлетворяет и его потребности. Руководителю следует учитывать это и уметь проанализировать иерархию потребностей у своих сотрудников:
Тест 3. Управленческие действия
В круг служебных обязанностей управляющего входит много вопросов, в частности, исполнения указаний, исходящих от вышестоящих инстанций. Управляющий должен решить, как именно добиться реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных и т.д. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, не определить конкретные цели.
Как должен действовать управляющий в этих случаях? Какой вариант действий выбрать?
А. Запросить необходимые указания у начальства-
Б. Проанализировать обстановку, определить, что необходимо сделать по собственной инициативе в интересах своей организации, и приступить к действиям по мобилизации персонала на решение выявленных задач.
В. Отсутствие четких указаний и постановки конкретных целей со стороны вышестоящей инстанции может объясняться тем, что там считают нецелесообразным и несвоевременным принимать поспешные решения. Поэтому предпринимать какие-либо практические действия лучше только после того, как поступят указания сверху.
Комментарий. Определение основных направлений деятельности организации и ее целей — обязанность высшего управленческого звена. Однако в организациях со сложным механизмом управления, огромными масштабами работы, большой географической рассредоточенностью предприятий высшие управляющие не всегда имеют возможность дать четкие инструкции и определить наиболее оптимальные направления и цели деятельности для каждого конкретного участка работы. В подобных условиях нельзя ждать или добиваться указаний от вышестоящего руководства, нельзя занимать пассивную, выжидательную позицию. Нужно действовать самостоятельно и инициативно. При этом будет правильным, если управляющий возьмет всю ответственность за принятые меры на себя. Правильный ответ: вариант Б.
Тест 4. Удовлетворенность работой
Один из ваших подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело. Как вы отреагируете на подобное заявление подчиненного?
А. Думаю, что любой хотел бы иметь работу по душе, приносящую удовлетворение. Однако фирма не может предоставить такую возможность всем работникам- Поэтому постараюсь убедить работника, что многие сотрудники терпеливо трудятся на порученных им участках.
Б. Объясню, что удовлетворенность работой определяется тем, как к ней относиться и как ее выполнять. Надо доказать, что и от выполняемой им работы можно получать большое удовлетворение, если видеть в ней творческие начала.
Комментарий. Удовлетворенность трудом — это ощущение того, что вы полностью раскрываете в нем свои силы и способности и что ваша работа должным образом оценивается окружающими. Одна и та же работа может порождать удовлетворенность и разочарование: все зависит от того, как вы относитесь к ней. Поэтому, если заявитель будет переведен на желательную для него работу, а его настрой и отношение к выполняемым обязанностям останутся неизменными, то временно появившаяся удовлетворенность на новом месте -вряд ли будет долго сохраняться. Сама по себе перемена работы никогда не пойдет на пользу. Кроме того, стоит только пойти на поводу у одного, как сразу же возникает вопрос о необходимости перевода на лучшие места и других сотрудников. Во всех случаях необходимо добиваться правильного понимания подчиненными сущности удовлетворенности работой.
Правильный ответ — вариант Б.
Учебник
ПСИХОЛОГИЯ
И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Под редакцией профессора Владимира Николаевича Лавриненко
Редактор Г. А. Клебче
Корректор Т.А. Петрова
Оформление художника А.В. Лебедева
Оригинал – макет изготовлен в издательском
объединении "ЮНИТИ" H. B. Спасской
Лицензия № 061072 от 17.04.92
Лицензия № 071252 от 04.01.96
Подписано в печать 26.06.96 Фориат 60 х 88 1 \ 16
Усл. Печ. Л. 17,5. Тираж 20 000 экз. ( 1- й завод – 10 000 0
Зак. 838
Издательство « культура и спорт»
Издательское объединение « ЮНИТИ»
Генеральный директор В.Н. Закаидзе
123298, Москва, Тепличный пер., 6
Тел.: ( 095 ) 194 –00 –15 Тел.\ Факс: ( 095 ) 194 –00 – 14
Отпечатано в типографии издательства «дом печати»
432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1....................................................................................................................................... 7
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ......................... 7
ГЛАВА 2...................................................................................................................................... 17
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ........................................................................................................................................ 17
2.1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли 17
2.2. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых 30
2.3. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения......................................................................................................................................... 38
Вопросы для повторения................................................................................................... 46
Литература........................................................................................................................... 47
ГЛАВА 3..................................................................................................................................... 58
ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ..... 58
3.1 Структура психики по Зигмунду Фрейду....................................................................... 59
Что же представляет собой бессознательное?................................................................. 59
3.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга 63
Вопросы для повторения................................................................................................... 72
Литература........................................................................................................................... 72
ГЛАВА 4...................................................................................................................................... 73
ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.............. 73
4.1. Факторы детерминации поведения личности.............................................................. 73
"Я"....................................................................................................................................... 77
4.2. Макро- и микросреда личности..................................................................................... 78
4.3. Динамика человеческого поведения.............................................................................. 80
4.4. Ролевое поведение в деловом общении........................................................................ 83
Вопросы для повторения................................................................................................... 84
Литература........................................................................................................................... 84
ГЛАВА 5...................................................................................................................................... 85
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ...................................................................................................... 85
5.1. Общение и деловое общение.......................................................................................... 85