<< Пред.           стр. 3 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 2 См Вундт В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896. — С. 21
 
 
 К основным проблемам психологии народов Вундт относит исследования их языка, мифов и обычаев. Он пишет, что эти три области духовной жизни отличаются общезначимым характером выраженных в них духовных процессов 3
 
 
 
 3 См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. — С. 26.
 
  и более полно пред­ставляют "общий дух" и психический склад тех или иных наро­дов. Вундт считал, что "язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творческого народного духа, но самый этот дух народа" 4.
 
 
 
 
 
 
 4 Там же. С- 35.
 
  При этом он указывал, что общий народный дух проявляется прежде всего в национальном само­сознании, ибо "нация является важнейшим из тех концентриче­ских кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь" 5 .
 
 
 
 
 
 
 Там же. С. 27.
 
 В. Вундт постоянно обращал внимание на взаимодействие "народного духа" и сознания отдельных людей. Он всячески подчеркивал, что те или иные личности, выражая народное, в том числе национальное самосознание, сами в разной степени воздействуют на него, проявляя свое творчество в различных областях общественной жизни.
 Взгляды Вундта на сущность и проявления "народного духа" и его роль в жизни общества, изложенные в его многочислен­ных трудах, итогом которых была его десятитомная "Психология народов", способствуют пониманию многих сегодняшних про­блем, в том числе касающихся сути и роли национального само­сознания в деятельности людей, их поведении и общении между собой.
 Не меньшее значение имеют сегодня и его взгляды на сущность и значение морали в решении проблем взаимоотношений личности и общества и межличностных отношений. Решение моральных проблем Вундт органически связывает с решением проблем индивидуальной и общественной психологии, в том числе психологии народов. Он рассматривает этику как науку о нормах поведения людей. При этом он исходит из того, что появлению той или иной социальной нормы, в том числе нравст­венной, предшествует психологическое восприятие того или иного социального факта, его оценка с точки зрения полезности для человека, для жизни общества. Поскольку данный процесс со­циально обусловлен, постольку он, по мнению Вундта, выступа­ет как социально-психологический, порождающий общие пережи­вания, восприятия и представления взаимодействующих между собой людей. Их социально-психологические отношения к тем или иным явлениям их общественной жизни могут конституи­роваться в виде определенных социальных норм, в том числе нравственных.
 В основе оценки социальных фактов лежит, по Вундту, чело­веческая воля, которой уделяется важное место в его этической концепции. Он исходил из того, что направленность воли людей определяется субъективными и объективными обстоятельствами их жизни. Под субъективными обстоятельствами он понимал внутренний мир людей, их переживания и представления о тех или иных явлениях, а под объективными — те обстоятельства, которые "исходят из явлений, данных в обществе и истории". *
 
 
 
 
 
 1 Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб., 1887 - С. 19.
 
 
 В своей работе "Принципы нравственности" Вундт характе­ризует нравственную волю как "субстанциональную силу", со­храняющую себя как некую целостность и проявляющуюся как желание, хотение, направленность сознания на достижение же­лаемого результата. Воля выступает как интегрирующее свойство сознания и выражает его деятельную сущность. Она индивиду­альна, однако, может "принадлежать общей воле", поскольку существует общая направленность воли многих людей. В этом смысле общая воля обладает реальностью не в меньшей степени, чем воля отдельных людей. По Вундту, нравственная воля лю­дей должна быть направлена на "общественное благосостояние и прогресс". Следует по достоинству оценить труды этого мыслителя, способствующие глубокому пониманию многих современных проблем, касающихся психического склада больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействия обществен­ного и индивидуального сознания, психологии и этики меж­личностного общения.
 Этому в определенной степени способствуют и работы тео­ретиков, исследовавших так называемую психологию масс. Этой проблемы касался Г. Тард в ряде своих работ, в том числе и на­званных выше. В них он дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происхо­дит на сознательном и подсознательном уровнях.
 Существенный вклад в анализ "психологии масс" внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле.
 Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная тол­па", С. Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разработки "коллективной психологии" как психологии различ­ных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего "такими совокупностями индивидов, как, например, суд при­сяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчи­няются ни законам индивидуальной психологии, ни социологи­ческим законам". 1
 
 
 
 1 Сигеле С. Преступная толпа. — СПб., 1896. — С. 13.
 
 
 
  Коллективная психология, по Сигеле, — это также психология толпы 2,
 
 
 
 
 
 
 2 Там же. С. 17.
 
  "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу 3.
 
 
 
 
 
 3 Там же. С. 23
 
 Сигеле указывает на роль зарази­тельности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения 4.
 
 
 
 
 
 4 Там же. С. 27-30
 
 
 Он говорит о "неоспоримом психологическом зако­не", по которому "интенсивность душевного движения возраста­ет прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движе­ние в одно и то же время, з одном и том же месте". В этом за­ключается "причина того неистовства", до которого доходят энтузиазм или порицания в разного рода собраниях людей 5.
 
 
 
 
 
 
 
 5 Там же. С. 53.
 
 
 Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона (1841—1931). В своем фундаментальном труде " Психология народов и масс" он обстоятельно характери­зует сознание "толпы", ее многочисленные психологические свойства. Он пишет, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, ко­гда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утвер­ждаются элементы другой" 6
 
 
 
 
 
 6 Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896. — С. 153.
 
 
 По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли лю­дей "принимают одно и то же направление", "Образуется кол­лективная душа, имеющая временный характер, но представ­ляющая очень определенные черты". 1
 
 
 
 
 
 
 1 Там же. С. 162-163.
 
 
 
  Далее Лебон характеризу­ет эти черты, указывает на импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждении и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитар­ность и консервативность толпы и т.д2 .
 
 
 
 
 
 2 Там же. С. 173-191.
 
 Лебон пытается осмыслить причины появления новых пси­хических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи тол­пы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на по­верхностных впечатлениях. Он дает свою классификацию и опи­сание толпы "различных категорий", выделяет разнообразную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), пре­ступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания3 .
 
 
 3 Там же. Отд. третий: "Классификация и описание толпы различных категории".
 
 
 Исследования психологии масс, в том числе указанных выше собраний людей, дают немало для понимания психологии меж­личностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их уча­стником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.
 Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обосно­ванная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла (1871—1938). Он исходил из того, что "психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов". Она должна быть "положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления 1 .
 
 
 
 
 
 1 Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. С.11. – М., 1916. – С. 11
 
  Изначальной причиной и по­будительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты. Размышляя о их природе и роли, он ссылается на работы В. Вундта, который применял термин "инстинкт" к "прочно сложившимся приобретенным навыкам" и к "врожденным специфическим склонностям", а также на работы У. Джеймса, который отводил инстинктам " руководя­щую роль в определении человеческого поведения и душевных процессов" 2 .
 
 
 
 
 
 
 
 2 Там же. С. 17.
 
 Мак-Даугалл определял инстинкт как "наследственное или врожденное психо-физическое предрасположение, которое на­деляет того, кто им обладает, способностью воспринимать из­вестные объекты, обращать на них внимание, испытывать осо­бое чувственное возбуждение при восприятии таких объектов и производить соответственные особые акты или, по крайней ме­ре, испытывать импульс к ним" 3 .
 
 
 
 
 
 
 3 Там же. С. 21.
 
 
 Указывается на познаватель­ную, аффективную и волевую стороны инстинкта. Поясняется это так: "Каждый инстинктивный акт заключает в себе сознание существования какого-нибудь объекта, эмоциональное отноше­ние к последнему и стремление к нему или уклонение от этого объекта" 4 .
 
 
 
 
 
 
 4 Там же. С. 19
 
 
 
 Утверждается, что "инстинкты являются первыми двигателя­ми человеческой деятельности" и что "инстинктивные импуль­сы определяют цель всякой деятельности" 5.
 
 
 
 
 
 
 
 5 Там же. С. 31, 32
 
 
 
 
  Подробно характе­ризуется взаимосвязь некоторых "основных инстинктов" и "первичных эмоций человека", в том числе: инстинкта бегства от опасности и эмоции страха; инстинкта любопытства и эмо­ции удивления; инстинкта драчливости и эмоции гнева; ин­стинкта самоуничижения и эмоции покорности; родительского инстинкта и эмоции нежности и т.д 6.
 
 
 
 
 
 6 Там же. С. 36-60.
 
  Целые главы посвящены анализу отдельных инстинктов, таких, как инстинкт размножения и родительский инстинкт, инстинкт воинственности, стад­ный инстинкт, инстинкт стяжательства, строительства и т.д 7.
 
 
 
 
 
 
 7 Там же. гл. X-XIV
 
 
 
 Подробный анализ роли инстинктов (названных им впослед­ствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серь­езное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их пове­дении и межличностном общении. Речь идет главным образом о психоанализе Зигмунда Фрейда и его последователей.
 
 
 
 
 
 
 2.2. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых
 Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в трудах русских мыслителей XIX — начала XX вв. Петра Лаврова (1823—1900) и Николая Михайловского (1842—1904). Они рас­сматривали все общественные явления как результат сознатель­ной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изуче­нии психологической и нравственной сторон их деятельности.
 Особое внимание уделяли они анализу "солидарных" дейст­вий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравст­венного развития людей и форм их общежития. 1
 
 
 
 
 
 1 См.: Памяти П. Лаврова. — Пг., 1922. — С. 250.
 
 
 Под солидар­ностью понимается "сознание того, что личный интерес совпа­дает с интересом общественным" и "что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех соли­дарных с нами людей". Солидарность — это "общность привы­чек, интересов, аффектов или убеждений" 2.
 
 
 
 
 
 
 2 Там же. С. 250, 251.
 
 
 
  Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.
 Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее це­лей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъектив­ного метода в социологии, разработку которого продолжил
 Н. Михайловский. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михай­ловский — "самый талантливый сторонник субъективного мето­да" и "самый главный его творец". 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 1 Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. — СПб., 1901. - С. 16.
 
 
 
 Он развил идею о сущест-„ вовании "правды-истины" и "правды-справедливости" 2.
 
 
 
 
 
 
 2 Михайловский Н.К. Соч. Т. 1 - СПб., 1898. - С.З.
 
 
  Первая — это "объективная правда", фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая — "правда субъективная", выражающая внутренний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуединой правды он рассматривает все явления общественной жизни.
 Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия "героев и толпы", личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и непо­вторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями — главные действующие лица в обществе - определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе Михайловский решает больше в социально-психо­логическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером — благород­ным, низким или безразличным. В целом же характеристики толпы Михайловским совпадают с характеристиками Лебона.
 Важные проблемы социальной психологии, в том числе пси­хологии межличностного общения рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей иг­рает их индивидуальная и коллективная психика.
 В своей "Психологической социологии" Евгений Де-Роберти (1843—1915) указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что "все общественные явления в известной мере совпа­дают с явлениями собственно психическими" и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается "в познании законов психического взаимодействия" 3.
 
 
 
 
 
 
 3 Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. — М., 1909. - С. 85, 86.
 
 
 
 Е.В. Де-Роберти считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная пси­хика воплощаются в нормах их социального поведения, в созда­ваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтах функционирования общества. Он глубоко проанализировал так­же влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.
 На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев (1850—1931). Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека — его ум, чувства и волю. 1
 
 
 
 
 
 
 
  1 Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. – СПб., 1907. – С. 106.
 
 Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни специфическую роль играет интел­лектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного ми­ра и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это на­блюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.
 Исходя из того, что общественное поведение человека опреде­ляется его "психической природой", Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также "справедливые и несправедливые обществен­ные явления" 2.
 
 
 
 
 
 
 
 2 Там же. С. 110
 
 
 
  Он обращает внимание на роль индивидуальной и коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания. "Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная сре­да, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами" 3.
 
 
 
 
 
 
  3 Там же. С. 110.
  Данное взаимодействие, по Карееву, лежит в основе всех "практических отношений" людей, в том числе их межличностных отношений.
 Свой вклад в обоснование роли социально-психологических явлений в деятельности и поведении людей, их социальном об­щении внесли Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.
 В своих трудах марксист Георгий Плеханов (1856—1918) ука­зывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются прежде всего "структура общества" и социально-экономические отношения между людьми. Их психический склад проявляется в их привычках, нравах, чувствах, стремлени­ях, идеалах, выражающих их образ жизни и в конечном счете их положение в обществе. 1
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу