<< Пред.           стр. 4 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 1 См.: Плеханов Г.В. Изб. философские произведения. В 5 т. Т. 1— М., 1956. — С. 644.
 
 
 
 В свою очередь, как часто подчеркивал Г. В. Плеханов, "психика общественного человека" 2
 
 
 
 
 
 
 
 2 Там же. Т. 111. С. 180
 
  воздействует на образ его мыслей и волю и тем самым существенно влияет на его поведение и отношение к другим социальным субъектам.
 Всесторонний анализ проблем социальной психологии, в том числе влияния психического склада людей на поведение обще­ственных классов и других социальных групп, а также отдельных личностей, содержится в трудах Владимира Ленина 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 3 См. об этом: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., Наука, 1966; Парыгин Б.Д. Общественное настроение. — М., Мысль, 1968; Его же: В.И. Ленин об общественных настроениях//Вестник ЛГУ, 1959. № 17; Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М., Мысль, 1968.
 
 
 
  (1870—1924). В ряде своих теоретических работ, докладов, писем он обозна­чил различные проявления коллективной и индивидуальной психики людей в контексте их классового и национального са­мосознания. Он глубоко обосновал влияние социальных чувств, инстинктов, настроений на содержание и направленность дея­тельности людей, их общественных отношений и межличност­ного общения.
 Большой вклад в развитие психологии личности и межлич­ностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), кото­рый исследовал различные проявления индивидуальной и кол­лективной психики людей, широко опираясь на данные физио­логии. В своем фундаментальном труде "Коллективная рефлек­сология" он представил весьма подробную картину влияния "социальной психики " на поведение людей и отношения между ни­ми. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя ра­бота "Роль внушения в общественной жизни" (1898).
 Помимо методологических проблем "коллективной рефлек­сологии", содержания этой науки, ее предмета и метода В.М. Бехтерев исследует широкий круг ее специальных проблем. Среди них: коллектив как собирательная личность; коллектив­ное объединение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаи­моиндукция как объединяющие факторы; язык как объединяю­щий фактор; развитие коллективных движений по типу сочета­тельных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллективное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллек­тивное наблюдение; коллективное творчество; согласованные коллективные действия. 1
 
 
 
 
 
 
 1 См.: Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология – Пг., 1921.
 
 Бехтерев исходил из положения о "безусловной закономерности сложных человеческих действии. 2
 
 
 
 
 
 
 2 Там же. С. 271.
 
 В этом труде он также дал анализ многих законов деятельно­сти людей Рассматривая коллектив как "собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами лично­стей" он приходит к выводу о том, что коллектив, представ­ляющий собой нечто целое, выступает "в виде одной коллек­тивной или собирательной личности". Поэтому "законы прояв­ления деятельности коллектива суть те же, что и законы прояв­ления деятельности отдельной личности" . 3
 
 
 
 
 3 Там же С. 13.
 
 
 "Коллективные рефлексы" проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллек­тивных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д4 .
 
 
 
 
 
 4 Там же. С. 25.
 
 Раскры­ваются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в кол­лективе в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую "путем непосредствен­ной передачи возбуждения центров одного индивида соответст­вующим центрам другого индивида". 5
 
 
 
 
 
 
 5 Там же. С. 126.
 
  Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.
 Эти и другие положения учения В.М. Бехтерева помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны дея­тельности и общения людей.
 Для понимания этого важное значение имеют труды Алексея
 Ухтомского (1875-1942), прежде всего его учение о доминанте, так­же базирующееся на данных физиологии. "Доминанта, - пишет Ухтомский - есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников" 6.
 
 
 
 
 
 
 
 
 6 Ухтомский А.А. Доминанта. - М. -Л.: Наука. 1966.
 
 
  И, как таковая, "является физиологической основой акта внимания и предметного мышления" 7
 
 
 
 
 
 
 7 Там же. С. 11.
 
 
 
  Будучи сформированной, доминанта "стойко дер­жится в центрах и подкрепляется разнообразными раздражениями, обеспечивая проявление тех или иных инстинктов". К тому же "однажды вызванная, она может восстанавливаться". 1
 
 
 
 
 
 
 1 Ухтомскчи А.А Доминанта. — М. -Л.: Наука, 1966. С. 33.
 
 
  Ухтомский глубоко обосновал положение о том, что доминанта определяет "направленность поведения, мысли и деятельности" 2.
 
 
 2 Там же. С. 89.
 
 
  Исследуя доминанту как "фактор поведения", он далее говорит о ней как "определителе поведения" 3.
 
 
 
 
 
 
 3 Там же, С. 73-88.
 
 
  Полемизируя с Мак-Даугаллом, Ух­томский делает вывод: "В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением приводит к оплодо­творению всей работы..." 4 .
 
 
 
 
 
 
 
 4 Там же. С. 88.
 
 
 Научному осмыслению поведения людей и их межличност­ного общения способствует учение об установках грузинского психолога Дмитрия Узнадзе (1886/87—1950), исследования кото­рого долгие годы осуществлялись в творческом сотрудничестве с российскими учеными в рамках советской психологической нау­ки. Узнадзе характеризует установку как направленность созна­ния субъекта в определенную сторону и на определенную ак­тивность 5 .
 
 
 
 
 
 
 
 5 См: Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки- — Тби­лиси: Академия наук Грузинской ССР, 1961. — С.18.
 
 
  Установки, - указывал он, — присущи как созна­тельным, так и бессознательным действиям субъекта, характери­зуют его деятельность в целом 6 .
 
 
 
 
 
 
 
 6 См.: там же. С. 20, 39.
 
 
  Для возникновения установки "достаточно двух элементарных условий — какой нибудь акту­альной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установ­ка к определенной активности". И далее: "То или иное состоя­ние сознания, то или иное из его содержаний, вырастает лишь на основе этой установки" 7 .
 
 7 См.: там же. С.23.
 
 
 
 Рассматривая формирование установок у человека как его "готовности к определенной активности", Д.Н. Узнадзе отмечает, что они появляются под воздействием не только действительно­сти, но и слова, речи, вербальных средств общения между людь­ми. Все это обусловливает возникновение соответствующих уста­новок, которые объективируются в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры, в их общении между собой.
 Многое для понимания психологии личности и межличност­ного общения дают труды Сергея Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. В его работах 1
 
 
 
 
 
 
 
 1 Основы обшей психологии. — М.: Учпедгиз АН СССР, 1940; Бытие и созна­ние. — М.: АН СССР, 1957; Принципы и пути развития психологии. — М: .АН СССР, 1959
 
 
 
  мышление общест­венного человека предстает как процесс его умственной дея­тельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация). Во всем этом проявляется творческое осмысление человеком внешнего мира и своего отношения к нему. Труды С.Л. Рубинштейна способствуют научному понима­нию влияния внешней природной и социальной среды на разви­тие сознания, сочетания в нем элементов отражения и творчест­ва и его роли в практической деятельности людей.
 Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Льву Выготскому (1896—1934), который разработал культурно-историческую теорию развития психики 2 .
 
 
 
 
 
 
 
 2 См.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Акад. пед. наук РСФСР, I960; Мышление и речь. — М. — Л.: Соцэкгиз, 1934; Изб. психо­логические исследования. — М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1956; Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.
 
 
  Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социаль­ной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, пре­жде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональ­ной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.
 Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, разработанные ими деятельностный подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леон-тьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Анань­ева, Э.В. Ильенкова, А.М. Коршунова и других российских пси­хологов и философов. Многие положения их работ касаются проблем как общей, так и социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения. Это относится, например, к работам А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, А.А. Бодалева . 1
 
 
 
 
 
 
 1 См. список литературы, приведенный в конце этой главы.
 
 
 
 Многие проблемы психологии общения и межличностных отношений проясняют работы М.Г. Ярошевского, Б.Ф. Порш-нева, Б.Д. Парыгина, А. К. Уледова и Г.М. Андреевой 2 .
 
 
 
 
 
 
 
 2 См. список литературы, приведенный в конце этой главы.
 
 
 
  Ни одну из этих проблем невозможно научно решить без глубокого по­нимания того, что, как пишет М.Г. Ярошевский, составляет предмет психологии. Речь идет о понимании образов, возни­кающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мысли­тельных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние (указанный выше процесс интериорризации, начало изучению которого положил И.М. Сеченов); мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям "направленность, избирательность и стремительность"; общения как психосоциального отношения между людьми, при котором происходит непрерывный "обмен реакциями" и "каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в за­висимости от внутренних психологических установок"; лично­сти, изучение которой происходит, в частности, в процессе ис­следования научения (т.е. приобретения новых форм поведения) и психодиагностики, возникшей из потребности определения индивидуальных различий людей, для чего широко используется метод тестирования 3 .
 
 
 
 
 
 3 См.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М: Политиздат, 1974. С. 82-86, 148, 168-173.
 
 
 
 Все это имеет прямое отношение к курсу психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о "психических" или "психологических" отношениях между людьми. Эти их отноше­ния "представляют внутреннюю сторону связи человека с дейст­вительностью, содержательно характеризуют личность как актив­ного субъекта с его избирательным характером внутренних пере­живаний и внешних действий, направленных на различные сто­роны объективной действительности" 4 .
 
 
 
 
 
 
 4 Мясищев В.Н. Личность и неврозы — ЛГУ, 1960. — С. 120.
 
 
 
 Психологические отношения как система осознанных изби­рательных связей личности с предметами внешнего мира выте­кают "из всей истории развития человека", выражают его лич­ный опыт и внутренне определяют его действия и его переживания 1 .
 
 
 
 
 
 1 Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - ЛГУ, 1960. - С. 210.
 
 
  Как элементы психологических отношений характеризу­ются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интере­сы, цели и т.д.
 В.Н. Мясищев пишет: "Наши работы ставят задачи осветить основные проблемы психологии отношений" 2.
 
 
 
 
 
 2 Там же. С.81.
 
 
  Решение этих задач относится к значительным достижениям отечественной психологии.
 Глубокая разработка проблем взаимосвязи общественных от­ношений людей и их межличностных отношений, места обще­ния в системе указанных отношений, анализ структуры обще­ния, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сто­рон содержится в работе Г.М. Андреевой 3.
 
 
 
 
 
 
 3 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. Разд. Закономерно­сти общения и взаимодействия людей.
 
 
 Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на исследование фундаментальных теоретических и методологиче­ских проблем. Их решение позволяет развивать прикладные психологические дисциплины, одной из которых является пси­хология и этика делового общения. Ее развитие предполагает внимательное изучение и учет достижений отечественной и за­рубежной психологической мысли, в первую очередь касающих­ся психологии личности и межличностного общения.
 
 
 
 
 2.3. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения
 Проводимые в странах Запада исследования в области пси­хологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социаль­ной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основопо­лагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, интеракцио-низм. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.
 Бихевиоризм (от лат. behavior - поведение), или психология поведения, появился в США в начале нынешнего века. Его экс­периментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949) '.
 
 
 
 
 
 ' Thomdike E. Animal Intelligens: An Experimental Study of the Associative Processes in Animals. 1898.
 
  Многие выводы этих исследований были учтены при объясне­нии поведения людей. В другой своей работе — "Принципы обучения, основанные на психологии", вышедшей в США в 1906 г. (русский перевод 1926 г.) Э. Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на пси­хологию и прежде всего психологию поведения. В предисловии к русскому переводу этой работы Л. С. Выготский пишет, что Торндайк по всей вероятности является основоположником психологии поведения и объективной психологии вообще 2 .
 
 
 
 
 
 2 См.: Торибанк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. — М-, 1926. — С. 6.
 
  Он обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение как на "систему реакций организма на внешние раздражения, посы­лаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме". По его мнению, "все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте" 3 .
 
 
 
 
 
 
 3 См.: Там же. С. 7, 19.

<< Пред.           стр. 4 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу