<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Далеко не везде общественное сознание подготовлено к подобным нововведениям. "В Нидерландах в качестве одной из причин снижения эффективности исполнительного аппарата некоторые авторы склонны видеть сохранение двойственного отношения к экологическим нарушениям: они все еще не рассматриваются как "настоящие" уголовные преступления. Полицейские и прокурорские службы организационно, законодательно и психологически ориентированы на преследование традиционных уголовных преступлений".[6] Марков Ю.Г. и др. Указ. соч. с. 122.
 Важным, но недостаточно эффективно работающим звеном исполнительного механизма экологической правовой системы является судебная инстанция. Ведение судебных процессов по делам, связанным с нарушением окружающей среды, очень сложно, а количество таких дел в последние годы катастрофически растет, угрожая захлестнуть все природоохранительные органы. Главная проблема таких дел - трудность точного и бесспорного доказательства вины того или иного предприятия - источника загрязнения. Ответчик часто ссылается на иные причины или комплексы причин, которые, возможно, и вызвали данный ущерб, причем доказывание вины обычно возлагается на истца.
 Наибольшее распространение судебная форма разрешения экологических конфликтов получила в США. Судебные процедуры здесь очень популярны. Подсчитано, что из всех судебных дел в мире 92 % происходит в США. Из средств, выделяемых на охрану окружающей среды, 32 % тратится на судебные издержки.
 Многими штатами приняты законы, позволяющие гражданам оспаривать в суде решения, наносящие ущерб природе. Однако эффективность судебной системы, как выяснилось, существенно зависит от процедурных моментов. Например, в штате Массачусетс закон допускает иски, касающиеся охраны природы, лишь при условии, что они исходят от группы граждан, числом не менее 10. Причем истцы должны доказать, что природе грозит существенный ущерб и происходит прямое нарушение законов и правил об охране природы. Иск допускается только после исчерпания административных мер. Жалобы на природоохранное ведомство (например на бюрократизм и волокиту) суды принимать отказываются. В результате многие пути воздействия общественности на экологически вредные решения оказываются блокированными.
 В штате Мичиган, напротив, законы максимально облегчают ходатайство граждан в суде. Например, не требуется, чтобы экологически вредное решение затрагивало истца. Истец может обращаться в суд напрямую, минуя административный (надзорный) орган. Иски принимаются как по существу, так и по поводу нарушения процедур, гарантирующих охрану природы.
 Поначалу опасались, что столь "льготные" условия при обращении граждан в суд приведут к тому, что судьи будут "завалены" исками по охране природы. Опасения, однако, не оправдались. И причина этого проста: предоставление гражданам "льготных" условий при обращении в суд заставляет нарушителей искать соглашения с жалобщиками и решать дела миром, не доводя их до суда.
 Эффективность исполнительного механизма нередко зависит также от стиля работы контролирующих органов. Нужны гибкость, умение принять во внимание некоторые психологические факторы. Например, полезно иметь в виду, что для многих людей угроза наказания, как правило, оказывается более действенным средством, чем само наказание.
 В США при выявлении нарушителей экологического законодательства контролирующие органы издают так называемые уведомления о нарушении, предупреждающие о намерении применить более жесткие санкции, и административные приказы, в которых указан срок устранения допущенных нарушений. Издание этих документов может сопровождаться аннулированием выданных разрешений или приостановкой их действия.
 Предупредительные меры предпочитают использовать и в Германии, где официально провозглашен "принцип кооперирования" государственных структур с подвластными им организациями в вопросах охраны окружающей среды. В соответствии с этим принципом государство в отношениях с теми, кто должен выполнять требования экологического законодательства, часто не сразу использует свои властные полномочия, но пытается достигнуть цели путем договоренности и добровольного выполнения экологических требований.
 Принцип сотрудничества вместо принципа принуждения может быть исключительно полезным в тех случаях, когда мы хотим опереться на инициативу снизу.
 § 3. Юридическая ответственность
 Современная правоохранительная деятельность в области охраны окружающей среды по целому ряду причин (громоздкости природоохранного законодательства и исполнительного механизма, низкой правовой и экологической культуры, недостаточной разработанности научного и технического обеспечения и т.д.) обнаруживает бессистемность и слабость. Отсюда многочисленные факты правовой незащищенности отдельных граждан и всего общества от экологических неурядиц и преступлений и столь же многочисленные факты практически полной безнаказанности как физических, так и юридических лиц, ответственных за природоразрушительные действия.
 Громоздкость природоохранного законодательства и низкая правовая культура населения создают в обществе весьма непростую ситуацию. Юристы не могут разобраться, насколько справедлив применительно к природоохранной сфере общий принцип: незнание закона не освобождает от ответственности. При путанице прав, обязанностей и компетентности часто оказывается правым тот, кто способен щедрее оплачивать адвокатские услуги.
 Спорные в юридическом отношении проблемы возникают, когда необходимо установить связь между фактом нарушения закона и его реальными последствиями для окружающей среды. В подобных случаях специалисты в области экологического права рекомендуют правило: достаточно доказать сам факт нарушения принятых норм независимо от их последствий. Правило это часто бывает полезно, но было бы неразумно возводить его в принцип. Если упомянутую выше связь удается установить и оценить количественно, то следует предусмотреть дифференциацию санкций от тяжести вредных последствий.
 Важным условием эффективности юридической ответственности за экологические правонарушения является принцип неотвратимости наказания. Это касается, в частности, административной ответственности, которая чаще всего применяется в охране окружающей среды.
 Административная ответственность в отличие от уголовной обладает большей, оперативностью. Одной из важных и необходимых предпосылок для оперативного рассмотрения административных дел является предоставление государственным инспекторам по охране природы права применять штрафные санкции к нарушителям. Возможно, что такое право имело бы смысл предоставить также общественным инспекторам. Естественно, административный штраф, чтобы быть действенным, не должен быть слишком малым, как это предусматривалось Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Лучше всего, если размеры штрафов будут определяться местной администрацией.
 Штрафные санкции часто применяются при нарушении правил и норм землепользования. Штрафы могут быть наложены, например, за самовольное занятие земельных участков местными органами Государственного земельного комитета. Эти же органы, а также местные органы Госкомитета по охране окружающей природной среды могут налагать штрафы за захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя почвы.
 "В случае самовольного строительства штрафы налагаются местными органами архитектурно-строительного надзора, а если при этом нарушаются санитарно-гигиенические правила и нормы по охране почв, то правом наложения штрафных санкций обладают также местные органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы".[7] Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель // Собрание актов Президента и Правительства. 1994. № 2. Ст. 78.
 Согласно "Методическим рекомендациям по определению платы за землю", разработанным Госкомприроды СССР, штрафные санкции к землепользователям применяют в следующих случаях: превышение норм отвода земель, нарушение сроков возврата временно используемых участков, а также сроков освоения полученного земельного отвода. Норматив штрафного платежа определен как 5-кратный размер норматива платы за охрану и улучшение земельных ресурсов. Штрафные санкции предусматриваются также в случае национального использования недр (с известными ограничениями).
 Штрафы за нерациональное использование полезных ископаемых установлены только для стадии добычи минерального сырья и не применяются на стадиях переработки, хранения и транспортировки. Штрафуются в основном два вида нарушений: сверхнормативные потери твердых полезных ископаемых в процессе эксплуатации месторождения и потери запасов этих ископаемых, вызванные выборочной отработкой месторождения. Штрафы за последний вид нарушений введены с 1985 г. Источник выплаты штрафов - прибыль.
 Законом о недрах устанавливается требование наиболее полного извлечения из недр и рационального использования запасов не только основных, но и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов. Это требование на практике никогда не выполнялось и не выполняется. Этому не следует особенно удивляться, так как указанная статья Закона не дополнена положениями о юридической ответственности лиц и организаций, не выполняющих закон. Действующий порядок по эксплуатации месторождений полезных ископаемых дискредитирует выдвинутый принцип о рациональном, комплексном использовании природных ресурсов и лишает смысла ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых и государственных балансов запасов.
 Для строительных, многих изыскательских предприятий, выполняющих работы по заданию заказчиков, типична следующая ситуация: ущерб природе наносит организация, действующая в интересах другой. В связи с этим возникает вопрос: должен ли заказчик отвечать за неправильные экологические действия подрядной организации? Прямого ответа в Законе нет. Практика же такова: подрядная организация привлекается к ответственности, заказчик остается в стороне. Имело бы смысл в подобных случаях расширить область ответственности, распространив последнюю также на заказчика работ. Такой механизм ответственности (солидарной ответственности) обяжет заказчика держать ситуацию под контролем. При необходимости возместить ущерб ответчиками будут обе организации.
 Долгое время считалось, что штрафы действуют тем эффективнее, чем больше их размеры. Практика, однако, показала, что компании, обладающие огромными средствами, штрафные санкции отнюдь не стимулируют действовать строго в рамках природоохранного законодательства. Альтернативой штрафам в этом случае может быть лишь уголовная ответственность в виде тюремного заключения. Этот вид ответственности исключает возможность переложить экологические расходы (в том числе и штрафы) предприятий-загрязнителей на потребителя посредством увеличения цен.
 В последнее время за рубежом, особенно в развитых странах, большое внимание уделяется механизмам применения уголовной ответственности. Наиболее характерна эта тенденция для США, где накоплен большой опыт судопроизводства.
 Министерство юстиции США и другие ответственные за охрану окружающей среды инстанции считают, что привлечение к гражданской ответственности за природоразрушительные действия не дает эффекта, так как владельцы и директора предприятий расценивают штрафы как неизбежные издержки своего бизнеса и охотнее их платят, чем соблюдают природоохранное законодательство. Поэтому все чаще к нарушителям применяют уголовные санкции, причем не просто к лицам, нарушившим закон, а к руководителям корпораций.
 В штате Калифорния уголовным деянием признается выброс токсичных веществ, если они загрязнили или могли загрязнить питьевые источники. Уголовно наказуемо умолчание в отчетах предприятий фактов загрязнения этими предприятиями окружающей среды, фальсификация данных, использование для отчетов заведомо неправильной первичной документации. Проверка отчетов производится инспекторами из надзорного органа, которые уведомляют владельца предприятия о своем визите за сутки. Ревизию производств по выпуску и переработке токсичных веществ производят без предупреждения. Право на вход в помещение дает предъявляемый инспектором судебный ордер. В случае подозрения экологического преступления предъявляется ордер на обыск.
 Угроза уголовных санкций стимулирует руководство предприятий осуществлять профилактические мероприятия и контроль в виде аудиторских проверок. ЭПА заявило, что его инспекторы будут реже посещать предприятия, регулярно публикующие результаты своих аудиторских проверок.
 Уголовные санкции применяются чаще всего при экологических авариях. В этом случае фирмы, виновные в авариях, выплачивают не только убытки потерпевшим, но и крупные уголовные штрафы. Так, за аварийный разлив нефти из танкера у берегов Аляски компания "Эксон" выплатила 900 млн дол. в виде уголовного штрафа. В менее тяжелых случаях виновные компании платят обычно гражданские штрафы либо по суду, либо в порядке внесудебного соглашения с надзорными органами. Контроль за этим ЭПА осуществляет с помощью Министерства юстиции. В 1990 г. были осуждены 30 человек, в том числе руководители компаний. Значительная часть экологических преступлений наказывается заключением на срок свыше одного года.
 В конгрессе США обсуждается билль об уголовной ответственности промышленников "за создание экологически опасной обстановки для жизни и здоровья людей". Предусматриваются уголовные санкции в виде крупного уголовного штрафа и тюремного заключения (вплоть до 15-летнего срока). Более строгие меры применяются в случае умышленного нарушения природоохранных законов, причем сознательное уклонение от ознакомления с непринятыми фактами и критической информацией приравнивается к умышленному действию. В законодательных органах обсуждают возможность принудительной экологической экспертизы предприятия-загрязнителя за счет владельца этого предприятия. Предписанные экспертным заключением и утвержденные судом природоохранные меры предполагается контролировать путем инспекторских проверок. Считается, что инспектор в этом случае назначается решением суда. Его обязанность - следить за внедрением предписания.
 В работе подчеркивается, что "в случае, когда нарушитель сознательно идет на экологические нарушения, штрафы являются обязательным дополнением к возмещению ущерба. Готовность возмещать пострадавшим убытки вместо экологической профилактики и борьбы с загрязнением уже может трактоваться как сознательное противоправное действие".[8] Марков Ю.Г. Указ. соч. С. 128.
 В Великобритании большинством ответчиков, проходящих по экологическим уголовным искам, являются компании как юридические лица. Присужденные судом штрафы выплачиваются из средств этих компаний. В последнее время все шире стали привлекаться сотрудники компаний. Если компания допустила загрязнение водных ресурсов, то по Закону о водных ресурсах 1991 г. сотрудники этой компании, выполняющие руководящие функции, несут уголовную ответственность наравне с компанией как юридическим лицом. Уголовные санкции предусматривают неограниченный какими-либо установленными пределами штраф, а также лишение свободы сроком до двух лет. Причем обе эти меры могут применяться одновременно. Директор, управляющий, секретарь или другое должностное лицо корпорации может быть привлечено к уголовной ответственности, если нарушение Закона произошло по его личной халатности или "намеренной слепоте".
 Закон об уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде вступил в силу с 1 января 1991 г. также в Германии. По новому закону уголовную ответственность влечет за собой не только химическое, но и физическое воздействие на окружающую среду (сотрясение, шумы, излучения, выбросы тепла, пара и т.д.). Уголовные санкции применяются как при аварийных загрязнениях, так и в случае постепенного нарастания экологической деградации. Процедура доказательства вины существенно облегчена: потерпевшему достаточно в своих показаниях убедить следственные органы, что предприятие способно причинить возникший ущерб. Устанавливается предельная величина штрафа (независимо от количества пострадавших) в размере 160 млн марок. В Законе заранее оговорены 96 типов производственных объектов, попадающих под уголовную ответственность. Они относятся к следующим отраслям и видам деятельности: теплоснабжению, горному делу, энергетике, производству стекла и керамики, черной металлургии, сталелитейному производству, химии, фармацевтике, нефтяной промышленности, производству искусственных веществ, деревообработке, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, утилизации и переработке отходов, хранению опасных веществ.
 В России опыт по применению уголовной ответственности за экологические нарушения пока не велик. По данным Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1993 г." к уголовной ответственности было привлечено 21 должностное лицо, в то время как к административной 35509 должностных лиц и граждан, и взыскано 847, 6 млн руб. штрафов. Эта сумма - немалая доля от общей суммы взысканных за нарушение природоохранного закона средств (5557,3 млн руб.), а последняя составляет в свою очередь лишь 27 % от всей суммы ущерба в результате аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ (20851,1 млн руб.). Прочий ущерб вовсе не поддается исчислению.
 Более действенной мерой в отношении правонарушителей природоохранного законодательства является приостановка и закрытие предприятий или их отдельных цехов. Однако по вполне понятным причинам она не может применяться слишком часто. По данным территориальных природоохранных органов в 1993 г. была приостановлена работа 650 экологически вредных предприятий на разные сроки, 148 предприятий были закрыты. Насколько осторожно применялась эта мера, видно хотя бы из того, что по данным этих же органов общее число предприятий, на которые было зарегистрировано превышение норм по выбросам и сбросам равняется 24490. Заметим к тому же, что решения о приостановке или закрытии коснулись в основном небольших производств, находящихся в собственности акционерных объединений, малых фирм и кооперативов.
 "Чаще всего, как показали проверки, в России нарушается земельное законодательство. В 1993 г. было выявлено 107,6 тыс. случаев нарушений. На 39, 7 тыс. нарушителей был наложен штраф на общую сумму 2,9 млрд руб. Возмещено причиненного ущерба по искам органов Роскомзема, Минприроды России и Госстроя России на сумму 1,15 млрд руб.
 10 лет тому назад сотрудники Института государства и права АН СССР предприняли специальное исследование по вопросам эффективности юридической ответственности в области охраны окружающей среды. Был сделан вывод о невозможности дать точную оценку степени этой эффективности из-за отсутствия учета рецидивных правонарушений. Этого учета нет и сейчас. Поэтому сделанный 10 лет назад вывод и сегодня продолжает оставаться в силе".[9] Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М., 1985. С. 225.
 
 
 1. Бурцева Н.Н., Алиев Э.Д., Черепахина О.Н. О характерных нарушениях природоохранного законодательства в России // Правовые вопросы охраны окружающей среды. 1994. № 14. С. 12-29.
 2. Марков Ю.Г., Турченко В.Н., Чиркин Е.А., Юрков С.А. Социально-правовые механизмы природопользования. Новосибирск, 1995. С. 118.
 3. Там же. С. 119.
 4. Колбасов О.С. Авария на трубопроводе - экологический конфликт // Строительство трубопроводов. 1993. № 7. С. 16-19.
 5. Кузьмин С.В. Комментарий к применению природоохранного законодательства // Экология и закон. 1994. № 3-4. С. 50-52.
 6. Марков Ю.Г. и др. Указ. соч. с. 122.
 7. Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель // Собрание актов Президента и Правительства. 1994. № 2. Ст. 78.
 8. Марков Ю.Г. Указ. соч. С. 128.
 9. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М., 1985. С. 225.
 
 
 
 
 Список литературы
 Учебная
 Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая: Курс лекций. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 1994.
 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1998.
 Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М., 1996. С. 42.
 Земельное право. М., 1969.
 Ерофеев. Б.В. Экологическое право России. Т. 1. М., 1995.
 Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. М., 1988.
 Ерофеев Б.В. Экологическое право. Т. 1. М.: Ин-т международного права и экономики, 1995.
 Основы знаний о праве и государстве: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Шафирова. Красноярск, 1996. 150 с.
 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.
 Земельное право России / Под ред. В.В. Петрова. М., 1995.
 Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Е. Сухарева. М., 1997.
 Практикум по экологическому праву России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова М., 1996.
 Экологическое право России: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. А.К. Голиченкова. М., 1997.
 Яковлев В.Н. Экологическое право. Кишинев, 1988. С. 34.
 Советское земельное право. М., 1981.
 Экологическое право РФ: Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Изд-во ЛЕНЭПУ, 1997.
 
 Учебная
 Специальная
 Арсенов В.С., Гранич Л.С., Алтухова Н.В. и др. Формирование системы первичного учета рационального природопользования на предприятии. Саратов: Ареал, 1993. С. 24.
 Байдужий А. Россия превращается в свалку токсичных отходов западного производства // Независимая газета. 1994. № 92 (768). 15 фев.
 Баранчиков В.А. Реформы местного управления в странах западной Европы. М., 1993. С. 10-24.
 Блам И.Ю. Экономическое регулирование природопользования. Новосибирск, 1992. С. 67-70.
 Бородина Н. Вот такой опыт надо перенимать (интервью с Дж. Лоуни) // Наука Сибири. 1994. № 44. С. 3.
 Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М., 1990. С. 117.
 Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от "Русской правды" до петровских времен // Государство и право. 1996. № 2.
 Бурцева Н.Н., Алиев Э.Д., Черепахина О.Н. О характерных нарушениях природоохранного законодательства в России // Правовые вопросы охраны окружающей среды. 1994. № 14. С. 12-29.
 Васильева М.И. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием природной среды // Законность. 1994. № 7.
 Васькин В. Возмещение реального ущерба и упущенной выгоды // Хозяйство и право. 1991. № 3.
 Волков Г.А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право. 1996. № 9.
 Выглежанин А. Право на морские природные ресурсы // Хозяйство и право. 1997. № 5.
 Выскребенцев И. Платежи за природные ресурсы // Хозяйство и право. 1993. № 3.
 Гайнутдинова О.Г., Мезенцева Л.А. Экономическое регулирование природопользования. Новосибирск, 1992. С. 44.
 Государственный доклад "О состоянии окружающей среды Российской Федерации в 1993 г. // Зеленый мир. 1995. № 2. С. 7-10.
 Государственно-правовые проблемы экологической экспертизы // Государство и право. 1996. № 1.
 Голиченков А.К. Организационно-правовые формы санитарно-экологического контроля в СССР. М., 1984.
 Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М., 1992.
 Горное законодательство: концепция развития // Законодательство и экономика. 1995. № 17-18.
 Гришин Н.Н. Введение в экологическое аудирование // Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. 1991. № 1. С. 34-53.
 Дуглас Вайнер. Экология в Советской России. М., 1991.
 Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М.: Наука, 1988.
 Дубовик О.Л. Законодательство об охране природы и проведения личности // Право и охрана природы. М.: ИГП АН СССР, 1979.
 Дмитриева В.Н. Определение субъектов ответственности за причинение вреда природным объектам // Комментарий арбитражной практики. Вып. 21. М. 1991.
 Законодательство о животном мире: Постатейный комментарий к Закону России // Законодательство и экономика. 1996. № 1-2.
 Заславская Л.Н. Новый Закон РФ о недрах // Государство и право. 1993. № 2.
 Заславская Л.А. Законодательство о животном мире и охрана окружающей среды: практика применения // Государство и право. 1996. № 8.
 Из практики применения Водного кодекса РФ // Право и экономика. 1997. № 13-14.
 Ионова Ж. Лицензии и договоры в природопользовании // Хозяйство и право. 1996. № 11.
 Кузьмин С., Рохин В. Более четко определить понятие экологических правонарушений // Законность. 1994. № 1.
 Колбасов О.С. Материальная ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды // Сов. юстиция. 1974. № 20.
 Костюк В. О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" // Хозяйство и право. 1994. № 2.
 К юридическим действиям граждан. М., 1994.
 Колбасов О.С. Возмещение гражданам экологического вреда // Государство и право. 1994. № 10.
 Колбасов О.С. Авария на трубопроводе - экологический конфликт // Строительство трубопроводов. 1993. № 7. С. 16-19.
 Козлович А. Факт морального ущерба невозможно отрицать // Зеленый мир. 1994. № 10.
 Келлман Б. Контроль за загрязнением атмосферы в Соединенных Штатах// Государство и право. 1993. № 3.
 Крамов О.И. Право лесопользования в СССР. М., 1990.
 Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М., 1992. С. 24.
 Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1997. С. 4.
 Кузьмин С.В. Комментарий к применению природоохранного законодательства // Экология и закон. 1994. № 3-4. С. 50-52.
 Ласкорин Б.Н., Громов Б.В., Цыганков А.П. и др. Проблемы развития безотходных производств. М., 1981. С. 57.
 Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран. Новосибирск, 1993. С. 79.
 Лицензирование недропользования // Хозяйство и право. 1996. № 11.
 Малая Т.Н. К вопросу о праве собственности на животный мир // Вестник МГУ. Право. 1996. № 1.
 Малышко Н.И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Киев, 1982. С. 40.
 Марков. Ю.Г., Турченко В.Н., Чиркин Е.А., Юрков С.А. Социально-правовые механизмы природопользования. Новосибирск, 1995. С. 118-128.
 Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987. С. 108-110.
 Мороз Л.Н., Шотрова Т.Г. К вопросу о праве пользования атмосферным пространством // Государство и право. 1995. № 5.
 Моткин Г.А. Экономико-правовые основы страхования риска загрязнения окружающей природной среды // Государство и право. 1994. № 6.
 О государственном суверенитете РСФСР: Декларация // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
 Окружающая среда и здоровье человека. М., 1979.
 Окружающая среда и наследственность. Ташкент, 1984.
 Охрана окружающей природной среды: Сборник. Минск, 1984.
 Ответственность за экологические нарушения: Справочник. М.-СПб., 1996. 79 с.
 Павлов П. Водное законодательство: настоящее и будущее // Рос. юстиция. 1996. № 6.
 Певзнер М.С. Основные направления совершенствования законодательства о недрах // Государство и право. 1997. № 8.
 Певзнер М.С. О горном праве // Государство и право. 1996. № 8.
 Перяев М.Д. Проблемы лесопользования в условиях рынка // Лесное хозяйство. 1997. № 3.
 Петров В.В. Охрана среды и здоровье человека // Вестник МГУ. Право. 1994. № 1.
 Плешаков А.М. Экологические преступления: концепция и система понятий // Государство и право. 1993. №8.
 Повелицина П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы. М.: Юрид. лит., 1981.
 Положение о памятниках природы федерального значения от 25 января 1993 г. // Зеленый мир. 1993. № 28.
 Полянская Г.Н. Актуальные вопросы лесного законодательства. М., 1985.
 Порядок направления и прохождения дел о лесных пожарах в органах дознания, предварительного следствия и в судах: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Пашко. Дивногорск, 1997.
 Право природопользования в СССР / Под ред. И.А. Икошицкой. М., 1990.
 Право охраны окружающей среды в СССР и Великобритании. М., 1998. С. 72-73.
 Проблемы охраны окружающей среды в юридической науке и практике. М., 1984.
 Прокофьев Е.А. О некоторых вопросах реализации государственной экологической экспертизы // Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. 1996. № 4.
 Рио-де-Жанейровская декларация по окружающей среде и развитию // Экология и закон. 1993. № 1. С. 8-12.
 Сомоленцев Е. Усилить правовую охрану природы // Соц. законность. 1986. № 4.
 Теплов О.М. Вопросы недропользования при формировании законодательства о концепциях // Государство и право. 1994. № 11.
 Теплов О.И. Клюкин Б.Д. Недра и право. Условия предоставления недр в пользование для геологоразведки, добычи, промышленной эксплуатации на территории РФ. М.: Моск. рабочий, 1994.
 Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986. С. 20-21.
 Указания к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации // С.А. Бурцев, А.М. Дурненко, Ю.Г. Жаркова и др. М.: Мин-во охраны окружающей среды и природных ресурсов. 1994.
 Устюкова В., Романов В. Возмещение убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства // Рос. юстиция. 1994. № 6.
 Фадеев В. И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 113.
 Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989.
 Шемшученко Ю.С. Человек и его право на безопасную окружающую среду // Государство и право. 1993. № 10.
 Широков Е.Л. Прокуратуры в роли защитника // Зеленый мир. 1994. № 21.
 Щипуржицкий Е. "Аренда леса" - неудачная правовая конструкция // Рос. юстиция. 1994. № 12.
 Экологические аспекты развития и размещения производительных сил. М., 1992. С. 110-111.
 Экономика на службе экологии. М., 1992. С. 190-201.
 Эффективность юридической ответственности в области охраны окружающей среды. М., 1985. С. 225
 Ялбулганов А.А. Предприниматель и экологическое право: санкции за нарушение природоохранительного законодательства // Хозяйство и право. 1995. № 2.
 
 Нормативные акты Законы РФ
 Конституция РФ. М., 1993.
 Всеобщая декларация прав человека: Сборник документов. М., 1990.
 Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 24.11.93 // ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768; САПП РФ 1993. № 52. Ст. 5085.
 Водный кодекс РФ от 18.10.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
 Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 60-ФЗ.
 Лесной кодекс РФ от 27.01.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
 Гражданский кодекс РФ. Ч. 1, 2 // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Рос. газета 1996. 6 февраля.
 Гражданский процессуальный кодекс РФ. М., 1996.
 Арбитражный процессуальный кодекс РФ // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
 Уголовный кодекс РФ. 1996 г. с постатейными материалами. Красноярск, 1997.
 Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.91 г. с изменениями и дополнениями, внесенными от 21.02.92 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457-459; 1993. № 20. Ст. 1111.
 Закон РФ "О недрах" от 8.02.1995 г. // Сб. Нормативных актов по экологическому праву РФ. Т. 1. М., 1995. Ст. 117.
 Закон РФ "О животном мире" // Рос. газета 1995. 5 мая.
 Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 7113.
 Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" // Сборник нормативных актов по экологическому праву РФ. Т. 2. М., 1995. Стр. 346.
 Закон РФ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" от 30.12.95 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 17.
 Закон РФ "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.95 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.
 Закон РФ "О континентальном шельфе РФ" от 25.10.95 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 1694.
 Закон РФ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" от 21.07.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3584.
 Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.1991 г. // ВС РСФСР. 1991. № 20. Ст. 641. С изменением 1993 г. № 29. Ст. 1111.
 Основы законодательства об охране здоровья граждан // ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1319.
 Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Рос. газета 1999. 6 апреля.
 Закон РФ "Об использовании атомной энергии" // Рос. газета 1995. 28 ноября.
 Закон РФ "О радиационной безопасности населения" // Рос. газета 1996. 17 января.
 Основы лесного законодательства РФ // ВС РФ. 1993. № 18. Ст. 523.
 Закон РФ "Об основах градостроительства в РФ" // ВС РФ. 1992. № 32. Ст. 1977.
 Закон РФ "О местном самоуправлении в РФ" от 6.07.91 г. с изменениями и дополнениями, внесенными от 22.10.92г., 23.09.95 г. // ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010; Рос. газета 1995. 1 сентября.
 Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 23.08.95 г. // Рос. газета 1995. 1 сентября.
 Закон РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" от 5.03.92 г. с изменениями и дополнениями, внесенными от 22.11.93 г. // ВС РФ. 1992. № 13. Ст. 663; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5072.
 Комментарии к нормативным актам
 Новый комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 1996 г.
 Комментарий к закону РФ "Об охране окружающей природной среды // Законодательство и экономика. 1992 № 16-17 (38-39).
 Комментарий к закону РФ "Об охране окружающей природной среды / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997. С. 382.
 Комментарий к Водному кодексу РФ /Отв. ред. С.А. Боголюбов // Право и экономика. Спец. выпуск. 1996. № 17-18.
 Основы лесного законодательства и постатейный комментарий к ним // Законодательство и экономика. 1994. № 3-4.
 
 Указы и распоряжения Президента РФ
 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РФ" от 15.11.91 г. // ВС РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1613.
 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ" от 27.03.92 г. № 309 // ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 783.
 "Об особо охраняемых природных территориях РФ" от 2.10.92 г. № 1155 // Рос. газета. 1992. 15 октября.
 "О государственных надзорных органах" от 12.11.92 г. № 1355. // ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 2716.
 "О неотложных мерах по защите окружающей среды и экономической деятельности малочисленных народностей Севера" от 22.04.92 г. № 397 // ВС РФ. 1992.
 "О государственных надзорных органах" от 12.11.92 г. № 1355. // ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 2716.
 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16.12.93 г. № 2162 // САПП. 1993. № 51. Ст. 4935.
 "Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России" от 18.02.93 г. № 234 // САПП. 1993. № 8. Ст. 657.
 "Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора" от 19.11.93 г. № 1965 // САПП. 1993. № 47. Ст. 4527.
 "О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства РФ" от 23.12.93 г. № 2277// САПП. 1993. № 59. Ст. 5080.
 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14.08.96 г. № 1177 // СЗ 1996. № 3. Ст. 4082. С изменениями и дополнениями от 22.08.96 г., 06.09.96 г., 29.11.96 г.; СЗ. 1996. № 35. Ст. 4152., № 37. Ст. 4264; Российская газета. 1996. 10 дек.
 "Положение о государственном комитете по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РФ": Утв. распоряжением Президента РФ от 5.06.92 г. № 238-рп с изменениями, внесенными распоряжением Президента РФ от 16.09.93 г. № 636-рп // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 2. Ст. 1338; САПП. 1993. № 38. Ст. 3519.
 
 Постановления Правительства РФ
 "Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов": Утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2938.
 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира" от 27.12.96 г. // СЗ РФ. 1997. № 2.
 "Об утверждении положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" от 16.06.97 г. № 716.
 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов" от 3.07.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 27.
 "Положение о Фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы" от 2.09.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3789.
 "Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдача лицензий на водопользование" от 3.04.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1636.
 "Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов" от 14.03.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443.
 "Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ" от 6.01.97. г. //СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 385.
 "О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых": Утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 г. // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 114.
 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" от 26.12.95 г. // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 120.
 "О внесении изменений в "Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства" от 31.12.95 г. // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 131.
 "О мерах по усилению охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней в 1996 г." от 12.01.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 190.
 "Об утверждении "Положения о лицензированной деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений" от 8.02.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 685.
 "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ": Утв. Постановлением Правительства РФ от 19.02.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 807.
 "О Красной книге РФ" от 19.02.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 808.
 "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр" от 28.02.96 г. //СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 1109.
 "Об утверждении порядка предоставления государству отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации" от 28.02.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1110.
 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролированию и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 15.04.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1907.
 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений" от 14.05.96 г. //СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2518.
 "О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекций" от 17.07.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3718.
 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" от 18.07.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3750.
 "О присоединении РФ к Соглашению о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - Красной книге государств - участников СНГ" от 13.08.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4178.
 "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" от 13.08.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4290.
 "О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов" от 15.09.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4564.
 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" от 10.11.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5335.
 "О ведении государственного водного кадастра РФ" от 23.11.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5566.
 "Об утверждении "Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" от 23.11.96 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.
 "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории РФ" от 11 мая 1993 г. № 437 // САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1850.
 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ" от 12 ноября 1992 г. № 869 // Рос. газета 1992 г. 24 ноября.
 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждения проектов строительства" от 20.06.93 г. // Рос. газета. 4 июля 1993.
 "О концепции государственного учета и контроля ядерных материалов" от 14.10.96 г. № 1205 // Рос. газета. 1996. 29 окт.
 "Об утверждении "Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" от 3.08.92 г. № 545 // САПП. 1992. № 6. Ст. 330.
 Постановление СМ-Правительства РФ "О департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства РФ" от 23.06.93 г. № 593 // САПП. 1993. № 26. Ст. 269.
 Постановление СМ-Правительства РФ "О преобразовании комиссии Правительства РФ по борьбе с лесными пожарами в Межведомственную комиссию РФ по борьбе с лесными пожарами" от 12.07.93 г. № 63 // САПП. 1993. № 29. Ст. 2677.
 Постановление СМ-Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей природной среды" от 22.09.93 г. № 943 // САПП. 1993. № 39. Ст. 3622.
 Положение о Межведомственной научно-технической комиссии по охране территории РФ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ: Утв. Постановлением СМ-Правительства РФ от 27.11.93 г. № 1242 // САПП. 1993. № 49. Ст. 4767.
 Положение о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию: Утв. Постановлением СМ-Правительства РФ от 3.12.93 г. № 1257 // САПП. 1993. № 50. Ст. 4872.
 Положение о Федеральной службе РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: Утв. Постановлением Правительства РФ от 8.09.94 г. № 1035 // СЗ РФ. 1994. № 20. Ст. 2280.
 "О реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997. № 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" от 26.01.98 г. № 90 // Рос. газета. 1998. 4 февраля.
 Положение об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов: Утв. Постановлением Правительства РФ от 24.01.98 г. // Рос. газета. 1998. 4 февраля.
 Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр: Утв. Постановлением Правительства РФ от 2.02.98 г. № 132 // Рос. газета. 1998. 19 февраля.
 Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.92 г. № 912 // Российские вести. 1992. № 108.
 Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству: Утв. Постановлением СМ-Правительства РФ от 2.02.93 г. № 91 // САПП. 1993. № 6. Ст. 488.
 Положение о Комитете РФ по рыболовству: Утв. Постановлением СМ-Правительства РФ от 6.03.93 г. № 208 // САПП. 1993. № 11. Ст. 942.
 Положение о государственном энергетическом надзоре в РФ: Утв. Постановлением СМ-Правительства РФ от 12.05.93 г. № 447 // САПП. 1993. № 20. Ст. 1764.
 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.92 г. N 632 // САПП. 1992. № 10. Ст. 726.
 "Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы" от 11.06.96 г. № 698 // СЗ. 1996. № 40. Ст. 4648.
 Нормативные акты министерств и ведомств
 Правила проектирования строительства и размещения объектов. Природоохранные нормы и правила проектирования. Справочник. М., 1990.
 Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения // Санитарные нормы и правила. № 4630-31. Минздрав СССР. 1988.
 Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест. № 4964-89. М., 1989.
 Положение о порядке лицензирования пользования недрами // Сборник нормативных актов по экологическому праву. Т. 2. М., 1995. С. 54.
 Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.92 г. № 632 // САПП. 1992. № 10. С изменением от 27.12.94 г. // СЗ. 1995. № 3. Ст. 190.
 Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды. Зарегистрировано Минюстом РФ 11.09.95 г. № 946 // Рос. Вести. 1999. 19 окт. № 199.
 Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ: Приказ Минэкологии РФ. 18.07.94г. № 222 // БНА РФ. 1995. № 1.
 Правила проектирования строительства и размещения объектов. Природоохранные нормы и правила проектирования. Справочник. М., 1990.
 Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения // Санитарные нормы и правила. № 4630-31. Минздрав СССР. 1988.
 Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест. № 4964-89. М., 1989.
 Положение о порядке лицензирования пользования недрами // Сборник нормативных актов по экологическому праву. Т. 2. М., 1995. С. 54.
 Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 860.
 Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира // Сборник нормативных актов и документов по заповедному делу. Т.2. М., 1994. С. 36.
 Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу РФ // Рос. вести. 1994. № 118.
 Санитарные правила в лесах РФ // Экологическое право. Сборник нормативных актов. Вып. 2. М., 1994.
 Инструктивное письмо Госарбитража СССР от 30.01.76 г. № И-1-3 // Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при СМ СССР. М., 1983.
 Постановление Пленума Верховного Суда от 7.07.83 г. "О практике применения судами законодательства об охране природы" // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. № 2.; 1986. № 3.
 Постановление Верховного Суда СССР от 5.09.86 г. "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 6; 1989. № 6.
 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ. от 21.10.93 г. № 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" // Хозяйство и право. 1994. № 2.
 Положение о государственной экологической экспертизе // Экологическое право России. Сборник нормативных актов и документов. М.: БЕК, 1997; САПП. 1993. № 39. Ст. 3621.
 Форма заключения государственной экологической экспертизы. Экологическое право России. Сборник нормативных актов и документов. М.: Бек, 1997.
 Письмо Министерства экологии и природных ресурсов РФ и Российского агентства международного сотрудничества и развития "О государственной экологической экспертизе предприятий с иностранными инвестициями" // Бюллетень нормативных актов РФ. 1993. № 10. С. 17 .
 Руководство по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации. М., 1993.
 Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ // Бюллетень нормативных актов РФ. 1995. № 1.
 Требования к материалам, представленным на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия // ЭЭ и ОВОС. 1996. №1.
 Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России: Утв. Приказом Госкомитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 2 марта 1994. № 17-14. Зарегистрировано Минюстом России 11 марта 1994. Регистры № 513 // Рос. вести. 1994. 23 марта.
 Территориальная комплексная программа охраны окружающей природной среды Кемеровской области до 2005 г. Кемерово, 1993. Т. 1/3. С. 7.
 
 Сведения об авторе
 Пучинина Татьяна Геннадьевна в 1990 году окончила Красноярский государственный университет по специальности "юриспруденция".
 В 1990 году была принята на кафедру Трудового и хозяйственного права в качестве ассистента по природоресурсному праву.
 В дальнейшем была избрана по конкурсу на должность старшего преподавателя экологического права кафедры Трудового и экологического права.
 В настоящее время прикреплена к аспирантуре Башкирского государственного университета. За время работы имеет ряд научных публикаций в сборниках статей и материалах конференций.
 Ключевые слова: экологическое право, природопользование, охрана окружающей среды.
 Ключевые персоналии: Бринчук М.М., Петров В.В., Ерофеев Б.В.
 Пособие целесообразно рекомендовать по экологическому праву, природоресурсному праву, аграрному праву.
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу