<< Пред.           стр. 18 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 - это лишь имена вещей, существующие только в уме, а
 не в реальности. На этом положении основывается здание
 берклианского идеализма. Но учение Д. Беркли в решении
 основного мировоззренческого вопроса это не просто идеа-
 лизм, а субъективный идеализм. Беркли утверждает, что
 главной ошибкой философов до него было то, что они резко
 противопоставляли друг другу существование самое по
 себе и существование в видовосприятия. Субъективный
 идеализм Беркли заключается прежде всего в том, что он
 стремится доказать, что существование как таковое и су-
 ществование в восприятии тождественны. "Существовать
 - значит быть воспринимаемым". Из этого логично следу-
 ет утверждение, что непосредственными объектами наше-
 го познания являются не внешние предметы как таковые, а
 лишь наши ощущения и представления, и следовательно,
 мы в процессе познания не способны воспринимать ничего,
 кроме наших собственных идей. "Очевидно для всякого, кто
 Эволюция британского эмпиризма конца XVII - середины XVIII века 127
 
 окинет взглядом предметы человеческого знания, что они
 суть отчасти идеи, действительно запечатленные в наших
 ощущениях, отчасти идеи, воспринятые через наблюдение
 над состояниями и действиями души, отчасти идеи, образо-
 ванные при помощи памяти и воображения, наконец, идеи,
 возникающие через соединение, разделение или... пред-
 ставление того, что было первоначально воспринято одним
 из вышеуказанных способов", - утверждает он в "Трак-
 тате о принципах человеческого знания".
 Нельзя не согласиться с мнением Беркли, что объек-
 тами нашего знания являются определенные состояния на-
 шего сознания, и прежде всего, ощущения и восприятия. Но
 материалистическая гносеология, признавая, что наши
 ощущения являются непосредственными объектами позна-
 / ния, предполагала при этом, что ощущения при этом дают
 нам все-таки знание внешнего мира, который и порождает
 эти ощущения своим воздействием на наши органы чувств.
 Беркли же, отстаивая субъективно-идеалистические уста-
 новки, утверждает, будто познающий субъект имеет дело
 только со своими собственными ощущениями, которые не
 только не отражают внешних предметов, но собственно и
 составляют эти предметы. "На самом деле, объект и ощу-
 щение - одно и тоже и не могут поэтому быть абстрагируе-
 мы о дно от другого" (Там же. - С. 173). Таким образом, Бер-
 кли приходит к двум субъективно-идеалистическим выво-
 дам. Во-первых, мы не знаем ничего, кроме наших
 ощущений. Во-вторых, совокупность ощущений или "со-
 брание идей" и есть то, что объективно называют вещами.
 Получается, по Беркли, что вещи или единичные продукты
 есть ничто иное как модификация нашего сознания. Так
 Беркли превратил в фикцию, в "фантом сознания" не толь-
 ко общие идеи, такие, как материя, но и единичные вещи.
 Несуществующим вне сознания человека объявлялись все
 чувственно-воспринимаемые объекты. Результатом субъ-
 ективно-идеалистической теории познания Д. Беркли стал
 солипсизм - учение, ставящее существование объектив-
 ного мира в зависимость от восприятия его в сознании инди-
 видуального "Я". Так, с его точки зрения, вишня существу-
 ет и является реальностью лишь постольку, поскольку дан-
 ный индивидуум видит, осязает, пробует ее. "Я вижу эту
 вишню, - писал Беркли, - я осязаю ее, я пробую ее; и я
 128
 убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни
 пробовать, следовательно, она реальна. Устрани ощущение
 мягкости, влажности, красоты, терпкости и ты уничтожишь
 вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений,
 то вишня, я утверждаю, есть ничто иное, как соединение
 чувственных впечатлений или представлений, восприни-
 маемых разными чувствами; эти представления объединя-
 ются в одну вещь (или имеют одно данное им имя) умом, ибо
 каждое из них наблюдается в сопровождении другого".
 Такая точка зрения, если ее придерживаются до кон-
 ца, ведет к превращению мира в иллюзию воспринимаю-
 щего субъекта. Д. Беркли понимал уязвимость такой пози-
 ции и пытался преодолеть крайности субъективизма. С
 этой целью он вынужден был допустить существование
 "мыслящих вещей" или "духов", восприятие которых
 обусловливает непрерывность существования "немысли-
 мых вещей". Например, когда я закрываю глаза, или выхо-
 жу из комнаты, то вещи, которые я там видел, могут суще-
 ствовать, но только в восприятии другого человека. "Сле-
 довательно, когда говорится, что тела существуют вне
 духа, то следует разуметь последний не как тот или другой
 единичный дух, но как всю совокупность духов. Поэтому
 из вышеизложенных принципов не следует, чтобы тела
 ежемгновенно уничтожались и создавались вновь или во-
 обще не существовали в промежутке между нашими вос-
 приятиями их" (Тамже.~С. 192-193).
 Но в таком случае закономерно возникает вопрос, а
 как быть с существованием до того, как возник человек?
 Ведь даже по учению христианства, приверженцем кото-
 рого был епископ Беркли, реальный мир возник раньше
 человека. И Беркли вынужден был отступить от своего
 субъективизма и, по сути дела, встать на позиции объек-
 тивного идеализма. Творцом всего окружающего мира и
 гарантом его существования в сознании субъекта являет-
 ся, по Беркли, Бог. "В трех разговорах между Гиласом и
 Филонусом" он выстраивает следующую цепь рассужде-
 ний. "Чувственные вещи не могут существовать иначе, как
 только в уме или в духе. И не менее ясно, что эти идеи или
 воспринимаемые мною вещи... существуют независимо от
 моей души... Они должны поэтому существовать в каком-
 либо ином духе, по чьей воле они являются мне... Из всего
 Эволюция британского эмпиризма конца XVII - середины XVIII века 129
 
 этого я заключаю, что есть дух, который во всякий момент
 вызывает во мне те чувственные впечатления, которые я
 воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей
 их я заключаю, что творец их беспримерно мудр, могуч и
 благ" (Там жг. - С. 302,305,306). Так, английский епископ
 не просто опровергает материализм, но, используя субъ-
 ективно-идеалистическую методологию, строит ориги-
 нальную версию доказательства бытия Бога. Традицион-
 ное богословие, по Беркли, рассуждает следующим обра-
 зом: "Бог существует, поэтому он воспринимает вещи".
 Следует же рассуждать так: "Чувственные вещи реально
 существуют, а если они существуют реально, они необхо-
 димо воспринимаются бесконечным духом, поэтому бес-
 конечный дух или Бог существует" (Там же. - С. 305).
 Скептицизм Д. Юма
 Видное место в британской философии занимает Давид
 Юм (1711-1776). Он автор ряда крупных работ, среди ко-
 торых наиболее важными являются "Трактат о челове-
 ческой природе" (1740), "Исследования о человеческом по-
 знании" (1748), "Исследования о принципах нравствен-
 ности" (1751). В 1763-1766 годах он был секретарем
 английского посольства во Франции, где близко познако-
 мился с выдающимися французскими энциклопедистами
 Дидро, Даламбером, Гельвецием, Гольбахом, Руссо.
 Д. Юм в своей творческой деятельности уделил внима-
 ние многим проблемам истории, этики, экономики, филосо-
 фии, религии. Но центральное место в его исследованиях за-
 нимали вопросы теории познания. В процессе разработки
 этой теории он, прежде всего, опирался на исследования сво-
 их непосредственных предшественников в британской фи-
 лософии: Д. Локка и Д. Беркли. Влияние этих двух крупных
 мыслителей на творчество Д. Юма можно отмечать повсеме-
 стно. Тем не менее следует признать, что Д. Юм создал свою
 оригинальную концепцию познания, которая оказала боль-
 шое влияние на весь процесс развития философской мысли.
 Как и другие представители британской философии
 XVII-XVIII вв., Д. Юм был сторонником эмпиризма. Осно-
 вой всего процесса познания, с точки зрения шотландского
 130
 мыслителя, является опыт. Трактовка опыта в учении Юма
 в значительной мере совпадает с берклианской. Юм, также
 как и Беркли, исключает из понятия опыта объект, сущест-
 вование материального мира вещей, независимых от наше-
 го сознания. Юм утверждает, что человеческому уму недо-
 ступно ничего, кроме образов и восприятий. То, что стоит за
 этими образами и восприятиями, с точки зрения Юма, не
 поддается рациональному обоснованию. Но это совсем не
 означает, что Юм вообще отрицает существование матери-
 ального мира, о котором свидетельствуют данные органов
 чувств. По его мнению, люди, в силу природного инстинкта
 или предрасположенности, готовы верить своим чувствам.
 Вполне очевидно и то, что люди, следуя этому слепому и мо-
 гучему природному инстинкту, всегда считают, что образы,
 доставляемые чувствами и суть внешние объекты, но не по-
 дозревают, что первые - не что иное, как представление
 вторых. Таким образом, отказавшись от признания, а вмес-
 те с тем и от познания объекта, Юм сводит всю задачу фи-
 I лософии к исследованию субъективного мира человека,
 ' его образов, восприятия, определение тех отношений, кото-
 рые складываются между ними в человеческом сознании.
 Вслед за Локком и Беркли, Юм осмысливает опыт, в
 значительной мере, как процесс. Однако структура опыта в
 концепции Д. Юма имеет ряд особенностей. Основными эле-
 ментами опыта, по Юму, являются восприятия (перцеп-
 ции), которые состоят из двух форм познания: впечатлений
 и идей. При этом под восприятием подразумевается всякое
 содержание сознания независимо от источника его форми-
 рования. Различие же между восприятиями и идеями Юм
 устанавливает по чисто психологическому признаку: сте-
 пени живости и яркости, с которой они поражают наш ум.
 Впечатления - это такие перцепции, которые входят в со-
 знание с наибольшей силой и неудержимостью и охватыва-
 ют "все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их
 появлении в душе". Под идеями же подразумеваются "сла-
 бые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении".
 Следуя разработанной Локком терминологии, Д. Юм
 делит все впечатления на "впечатления ощущения" и
 "впечатления рефлексии". Причина появления впечатле-
 ния ощущений, по Юму, неизвестна. Ее должны выявлять
 не философы, а анатомы и физиологи. Именно они могут и
 Эволюция британского эмпиризма конца XVII - середины XVIII века 131
 
 должны определить, какие из органов чувств дают челове-
 ку наибольшую и достоверную информацию о мире. Фило-
 софию же интересуют впечатления рефлексии. По Юму,
 они возникают в результате действия на ум некоторых
 идей ощущений (т. е. копии впечатлений, ощущений). Все
 впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в
 идеи с помощью способностей памяти и воображения. Па-
 мять сохраняет порядок последовательности идей, а вооб-
 ражение свободно перемещает их. Однако деятельность
 ума. по мнению Юма, ничего нового не привносит в исход-
 ный материал. Вся творческая сила ума, по его словам, сво-
 дится лишь к способностям соединять, перемещать, уве-
 личивать или уменьшать материал, доставляемый нам
 внешними чувствами и опытом.
 Поскольку Юм отрывает содержание сознания от
 внешнего мира, вопрос о связи между идеями и вещами
 для него отпадает. Существенным вопросом дальнейшего
 исследования познавательного процесса становится для
 него вопрос о связи между различными идеями. В поста-
 новке Юма эта проблема формулируется как проблема ас-
 социации идей. Юм утверждает, что "человеческой при-
 роде" изначально присуще некоторое важное свойство или
 "принцип". Таким принципом он объявляет принцип ассо-
 циации. Сущность этого принципа, по его мнению, непо-
 знаваема. Но его внешние проявления обнаруживаются в
 трех типах ассоциации идей.
 Первый тип - ассоциация по сходству. По этому ти-
 пу ассоциации мы познаем подобное так, как если бы мы
 увидели портрет какого-либо человека, то мы сразу ожи-
 вим в памяти образ этого человека.
 Второй тип - ассоциации по смежности в простран-
 стве и времени. Юм считает, что, если находишься недале-
 ко от дома, то мысль о близких значительно ярче и живее,
 чем в случае, если бы ты находился от дома на значитель-
 ном расстоянии.
 Третий тип - ассоциации причинности. На этом типе
 ассоциаций мы остановимся подробнее, поскольку разра-
 ботка учения о причинно-следственньх связях и отношени-
 ях является одним из главных достижений Д. Юма. Следует
 отметить, что согласно Юму, все эти типы ассоциаций или
 принципы не являются врожденными свойствами человече-
 132
 ского сознания, а получены из опыта. И поскольку Юм пони-
 мает опыт как совокупность восприятий, то отношения про-
 странства и времени, равно как и причинности зависимости
 для него не объективно существующие, присущие самим ве-
 щам отношения, а лишь результат причинной связи воспри-
 ятий. Идея причинности, по Юму, возникает в результате
 определенных отношений между объектами. Во-первых, это
 отношения смежности в пространстве и во времени." Ни один
 объект не может произвести действие в такое время и в та-
 ком месте, которые хоть сколько-нибудь отдалены от време-
 ни и места его существования" (Юм Д. Соч. В 2-х тт. Т. 1. -
 М. - С. 171). Во-вторых, идея причинности обязательно
 предполагает отношение предшествования причины дейст-
 вию во времени. "Ибо, если бы одна причина была одновре-
 менно со своим действием, а это действие - со своим дейст-
 вием и т. д., то ясно, что вообще не существовало бы последо-
 вательности и все объекты должны были бы быть
 сосуществующими" (Там же. - С. 172). В-третьих, причин-
 ность подразумевает постоянную и регулярную связь при-
 чины и действия, а, стало быть, эта связь носит необходимый
 характер. Если первую, вторую и первую часть третьего при-
 знака причинной связи Юм считает действительно сущест-
 вующими и постоянно обнаруживаемыми посредством на-
 блюдения, то необходимость этой связи представляется ему
 только воображаемой, то есть порождаемой нашим умом.
 Таким образом, поставив проблему объективного су-
 ществования причинно-следственных связей, Юм решил
 ее с позиций агностицизма. Он полагал, что существова-
 ние причинно-следственных связей недоказуемо, так как
 то, что считается следствием не содержится в том, что счи-
 тают причиной. Следствие логически не выводимо из при-
 чины и не похоже на нее. Юм раскрывает психологический
 механизм такого, на его взгляд, превратного представле-
 ния о причинности.
 Наши представления о причинности, утверждает
 шотландский мыслитель, имеют опытное происхождение.
 Вначале люди опытным путем фиксируют многократное
 появление объекта В после объекта А. На этой основе скла-
 дывается ассоциация восприятия этих объектов. После впе-
 чатления, полученного от объекта А, в сознании всплывает
 идея объекта В. Многократное действие этой ассоциации
 Эволюция британсксн о эмпиризма конца XVII - середины XVIII века 133
 
 приводят к образованию в нашем уме устойчивой привычки
 ожидания того, что за появлением А обязательно последует
 В В результате люди впадают в логическую ошибку, кото-
 рая формулируется в суждении: "после этого значит по при-
 чине этого". В дальнейшем данная привычка превращается
 в постоянное воображение, что объект В будет появляться
 после объекта Айв будущем. Наконец, это воображение пе-
 рерастает в веру, то есть устойчивую склонность нашего
 разума считать, что многократное появление В после А и
 есть именно причинная связь на основе веры в существова-
 нии единичных случаев причинно-следственной связи лю-
 ди начинают верить во всеобщность и необходимость дейст-
 вия закона причинности. На самом же деле, подчеркивает
 Юм, наше заключение относительно причинной связи объ-
 ектов А и В основано единственно на связи между идеями,
 то есть на психологической ассоциации идей.
 Учение Юма о причинности содержало для своего
 времени ряд положительных моментов. Юм был прав, от-
 стаивая опытное происхождение этой категории. Верно и
 то, что последовательность событий во времени еще не оз-
 начает наличия причинно-следственной связи. Анализ
 психологического механизма возникновения причинности
 также является заслугой Юма. Однако Юм впадает в серь-
 езное противоречие, когда, с одной стороны, утверждает,
 что понятие причинности мы можем получить и действи-
 тельно получаем только из опыта, а с другой стороны, он
 заявляет, что опыт, якобы, совершенно ничего не говорит
 нам о порождении действий причинами, то есть не доказы-
 вает объективности причинных отношений. Такое фено-

<< Пред.           стр. 18 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу