<< Пред.           стр. 41 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 жести исторического пути народов.
 292
 Тойнби считал, что каждое общество проходит в сво-
 ем движении определенные стадии: генезис, рост, надлом
 и разложение. Жизнеспособность цивилизации определя-
 ется уровнем освоения жизненной среды и развитием ду-
 ховных основ данного общества. При этом серия последо-
 вательных "ответов" на последовательные "вызовы"
 должна истолковываться как проявление роста, если по
 мере развертывания исторического процесса наблюдает-
 ся тенденция действия из области внешнего окружения в
 область внутреннего. Тойнби считал, что по мере роста все
 меньше и меньше возникает "вызовов", идущих из внеш-
 ней среды, и все больше и больше появляется "вызовов",
 рожденных внутри действующей системы или личностей.
 Основной же критерий роста - это прогрессивное дви-
 жение в направлении самоопределения цивилизации на
 основе развития самоопределения личности.
 Смысл истории и ее постижение
 в философии истории К. Ясперса
 Своеобразную концепцию исторического процесса разви-
 тия общества предложил немецкий философ К. Ясперс
 (1883-1969). В отличие от А. Тойнби, Ясперс делает ак-
 цент на том, что человечество имеет единое происхожде-
 ние и единый путь развития. Однако научно доказать это
 положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невоз-
 можно доказать и противоположное. Допущение этого
 единства он называет постулатом веры. Таким образом,
 Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объясне-
 нии исторического процесса к религиозной традиции. Ис-
 тория, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее дви-
 жение определяется силой Провидения. Таким образом,
 Ясперс возвращается к линейной схеме истории.
 Но Ясперс не является теологом или богословом. Он
 философ, поэтому позволяет себе отступить от традици-
 онного в христианстве описания исторического процесса.
 Как уже отмечалось ранее, в традиционной христианской
 концепции истории кульминационным пунктом мирового
 исторического процесса, "осью" мировой истории объяв-
 лялось явление Сына Божьего - Христа. Ясперс же спра-
 Общество и культура как предметы философского анализа 293
 
 ведливо полагает, что в явление Христа верят только хри-
 стиане, только для них оно является осевым событием ис-
 тории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусуль-
 манский, синтоистский и т. д. остается как бы в стороне от
 мирового исторического процесса.
 Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыс-
 лом истории. А значит, возникает вопрос: возможна ли об-
 щая для всего человечества вера, такая вера, которая не
 разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различ-
 ные культуры и цивилизации. Такую веру, по мнению не-
 мецкого философа, не может предложить ни одна религия:
 ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам и т. д.
 Каждая религия объявляет свою веру как откровение ка-
 кого-либо Бога: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т. д. Содер-
 жания вероучений часто служили источниками раздора и
 взаимонепонимания между народами. Ясперс убежден,
 что общей для человечества может быть только фило-
 софская вера.
 Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Она
 есть акт воли. Но ее не следует противопоставлять знанию.
 Признаком философской веры мыслящего человека слу-
 жит всегда то, что она существует лишь в союзе со знани-
 ем. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять са-
 мое себя. Безграничное познание, наука - основной эле-
 мент философствования. Философская вера не может
 стать исповеданием, она не может становиться догматом.
 Она есть осознание бытия и его истоков посредством обра-
 щения к исторической ситуации.
 Понятие исторической ситуации является ключе-
 вым в философии истории Ясперса. Содержание истори-
 ческой ситуации Ясперс связывает с такими понятиями
 как "время" и "эпоха". Каждая историческая эпоха отли-
 чается от другой своей специфической ситуацией. Однако,
 по Ясперсу, возможно формирование близких по своему
 духу исторических ситуаций, которые являются предпо-
 сылками возникновения и развития родственных по свое-
 му духу процессов. Такое совпадение ситуаций, считает
 Ясперс, произошло между 800 и 900 годами до новой эры. В
 этот промежуток времени возникли параллельно в Китае,
 Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные
 движения, сформировавшие тот тип человека, который
 294
 существует и поныне. Это время Ясперс назвал "осевой
 эпохой" мировой истории. Это время и есть время рожде-
 ния философской веры.
 Ясперс указывает, что "основная эпоха" - в емя
 рождения мировых религий, пришедших на смену млфо-
 логическому сознанию. Почти одновременно, на Земле, не-
 зависимо друг от друга, образовалось несколько внутрен-
 не родственных духовных центров. Основное, что сближа-
 ло их и, следовательно, являлось главной характеристикой
 "осевой эпохи" - это прорыв мифологического миросо-
 зерцания, составляющего духовную основу "доосевых
 культур". Человек, как бы впервые, пробудился к ясному
 отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосред-
 ственному эмпирическому опыту, а также рационализа-
 ция отношения к миру и к себе подобным. А это, по мнению
 Ясперса, является одной из главных предпосылок фило-
 софского мышления.
 К. Ясперс, как помечалось ранее, является одним из
 крупных представителей экзистенциализма. Поэтому и
 свою философию истории он обосновывает, опираясь на
 исходные понятия и принципы экзистенциализма: пер-
 вичность существования, ведущую роль "пограничных си-
 туаций", в частности, ситуация между жизнью и смертью
 и т. д. "Осевая эпоха", согласно Ясперсу, кладет конец не-
 посредственному отношению человека к миру и к самому
 себе. Обостряется самосознание личности. Человек осо-
 знает хрупкость своего бытия, перед ним встают "послед-
 ние" смысложизненные вопросы: о смысле человеческого
 существования, о смысле бытия. И это, по Ясперсу, слу-
 жит проявлением интенсивной духовной жизни. Пробуж-
 дение духа, считает Ясперс, является началом бытия об-
 щей истории человечества, которое до сих пор было разде-
 лено на локальные, не связанные между собой культуры. С
 тех пор человечество неуклонно идет по этому общему пу-
 ти. Ясперс убежден, что человечество обречено на общ-
 ность судьбы и единую веру. В противном случае, история
 человечества может закончиться катастрофой. Поэтому
 установление взаимопонимания, открытость различных
 типов общества, религий и культур является жизненно не-
 обходимым для человечества. Отсюда вытекает особая
 роль философии, которая, по его мнению, с помощью фи-
 Общество и культура как предметы философского анализа 295
 
 лософской веры, открывающей смысл и предназначение
 истории, призвана объединять человечество на общих
 духовных основаниях.
 Понятия культуры и цивилизации.
 Культура как форма самореализации человека
 Философия истории изображает исторический процесс
 как процесс развития культуры. Для того, чтобы понять
 содержательную сторону исторического процесса разви-
 тия общества необходимо уяснить, что представляет собой
 культура. Термин "культура" латинского происхождения
 и первоначально означал возделывание почвы, ее культи-
 вирование. В этом контексте под культурой понимались
 все изменения в природном объекте, происходящие под
 воздействием человека, в отличие от тех изменений, кото-
 рые вызваны естественными причинами.
 В философии истории в понятие "культура" вводит-
 ся оценочный момент и соотносится с понятием "цивили-
 зация". Но здесь возможны различные подходы. В первом
 случае, цивилизация рассматривается как определенная
 ступень в развитии культуры отдельных народов и регио-
 нов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае, цивилиза-
 ция толкуется как конкретный этап общественного разви-
 тия, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и
 варварства, для которого характерно появление городов,
 письменности, сознательная стратификация и формиро-
 вание национально-государственных образований
 (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация ин-
 терпретируется как ценность всех культур, подчеркивая
 тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Яс-
 перс). В четвертом случае цивилизация истолковывается
 как конечный момент в развитии культуры того или иного
 народа или региона, означающий ее "закат" или упадок
 (О. Шпенглер). В пятом случае цивилизация отождествля-
 ется с высоким уровнем материальной деятельности чело-
 века: орудий труда, технологии, экономических и полити-
 ческих отношений и учреждений, а культура как проявле-
 ние духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков).
 Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация
 296
 трактуется как высшее проявление духовной сущности
 человека. Но во всех случаях понятия культура и цивили-
 зация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи
 лежит определенная концепция культуры. Поэтому необ-
 ходимо разобраться в том, что лее составляет основное со-
 держание культуры.
 В современной философии истории можно выделить
 два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле
 культура трактуется как система коллективно разделяе-
 мых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов по-
 ведения, присущих тем или иным индивидам или сооб-
 ществам. В качестве духовного образования культура
 включает в себя несколько основных элементов.
 1. Первый, познавательный, знаково-символичес-
 кий элемент, т. е. знания, сформулированные в определен-
 ных понятиях и представлениях и зафиксированные в
 языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хра-
 нения и передачи человеческого.опыта. Рассмотрим крат-
 ко, что представляет собой язык как важнейший элемент
 культуры. Язык - это система знаков и символов, наде-
 ленных определенным значением. Знаки и символы вы-
 ступают в процессе общения в качестве представителей
 (заместителей) других предметов и используются для по-
 лучения, хранения, преобразования и передачи информа-
 ции о нем. Люди усваивают это значение знаков и символов
 в процессе воспитания и образования. Именно это позво-
 ляетим понимать смысл сказанного и написанного.
 2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры
 является ценностно-нормативная система. Ценность-это
 свойство того или иного общественного предмета, явления
 удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности
 формируются в результате осознания социальным субъек-
 том своих потребностей в соотнесении их с предметами ок-
 ружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения,
 реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социаль-
 ного субъекта могут входить различные ценности:
 смысложизненные (представления о добре и зле, сча-
 стье, цели и смысле жизни);
 универсальные (жизнь, здоровье, личная безопас-
 ность, благосостояние, семья, родственники, образование,
 квалификация, правопорядок и т. д.);
 Общество и культура как предметы философского анализа 297
 
 общественного признания (трудолюбие, социальное
 положение и т. д.);
 межличностного общения (честность, бескорыстие,
 доброжелательность);
 демократические (свобода слова, совести, партий, на-
 циональный суверенитет и т. д.).
 Ценностное отношение выступает необходимым ком-
 понентом в формировании ценностной ориентации, дея-
 тельности и отношений, которые выражаются в ценност-
 ной установке. Ценностная установка является своеоб-
 разной предваряющей программой деятельности и
 общения, связанной с возможностью выбора вариантов де-
 ятельности и общения, и представляет собой социально-
 детерминированную предрасположенность социального
 субъекта к заранее определенному отношению к данному
 объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т. д. Ценно-
 стные установки вырабатываются обществом в процессе
 общественно-исторической деятельности и передаются
 индивидам и последующим поколениям в процессе социа-
 лизации: обучения, воспитания и т. д.
 Ценностные установки ориентирует человека в со-
 циальной действительности, направляют и стимулируют
 его деятельность. Осознание индивидами содержания цен-
 ностных установок, образует мотив деятельности. Мотив
 - это фактор, ведущий к превращению установок в ак-
 тивную, деятельность. Он позволяет социальному субъек-
 ту соотносить конкретные ситуации, в которых он дейст-
 вует, с системой ценностей, которыми он руководствуется
 в своем поведении.
 Ближайший побудительный мотив человеческой де-
 ятельности, определяющий способ и характер последней,
 выступает в качестве цели. Цель деятельности, как иде-
 альный прообраз будущего, формируется на основе инте-
 ресов социального субъекта. Она выражает основание, ре-
 шимость переделать окружающий мир, приспособить его
 к своим потребностям. Поскольку полагание будущего есть
 предвосхищение субъектом результатов своей деятель-
 ности, которая протекает во времени, постольку следует
 подходить дифференцированно к процессу целеполага-
 ния. На основе более или менее точного определения вре-
 мени правомерно говорить о ближайших и дальнейших це-
 298
 лях. В целом же по шкале социального времени цели могут
 быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, пер-
 спективные, конечные и т. д. Конечная цель является са-
 моцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизы-
 вает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли
 средств для собственного достижения. Субъект видит в до-
 стижении конечной цели смысл своей деятельности, а ино-
 гда - и всей жизни.
 Для выделения конечных целей из многообразия це-
 лей употребляется понятие идеал. Он принадлежит к фор-
 мам опережающего отражения действительности. Сама
 возможность возникновения идеала содержится в целепо-
 лагающей способности человеческого сознания. Отдель-
 ный человек, социальная группа, общество в целом, преж-
 де, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании
 модель будущего объекта, определенную цель, достиже-
 нию которой подчиняет всю свою деятельность. С одной
 стороны, идеал можно рассматривать как отражение наи-
 более существенных и значимых сторон общественной
 практики определенных социальных групп, классов, отра-
 жение коренных тенденций, закономерностей и возмож-
 ностей, а с другой - как главную оценочную категорию,
 определяющую сознательные стимулы, доминирующий
 мотив.
 Ценностное отношение может быть зафиксировано в
 виде социальной нормы. В определенном смысле, соци-
 альную норму следует рассматривать как следствие ус-
 тойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем
 средством, определенной ступенью, которая сближает
 ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с
 практикой человека. Социальные нормы - это историче-
 ски обусловленные общественным бытием требования к
 деятельности и отношениям индивидов, социальных
 групп, классов и общественных институтов, выражаю-
 щие общественную необходимость организации деятель-
 ности и отношений в соответствии с объективными усло-
 виями. В них в большей мере, чем в ценностях, при-
 сутствует приказной момент, требование поступить оп-
 ределенным образом. Одной из важных особенностей воз-
 действия социальных норм на деятельность и обществен-
 ные отношения состоит в том, что их исполнение и пред-
 Общество и культура как предметы философского анализа 299
 
 писание обеспечивается различными формами принуж-
 дения, начиная от общественного мнения и кончая госу-
 дарственными институтами.
 Синтетической формой культуры называют обряды,
 обычаи, традиции, то, что является образцами поведения.
 Обряд - это совокупность символических стереотипных

<< Пред.           стр. 41 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу