<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Пожалуй, самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра, в котором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фантазию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е. Б. Вахтангов - создатель одноименного театра - одного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то "Принцесса Турандот" К. Гальдони или Чеховская "Свадьба") стал образцом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы сегодня называем праздничной театральностью. Ученик К. Станиславского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантливейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов.
 
 
 
  ==284
 
  Словом, несмотря на столкновение мнений, конфликты двадцатые годы были весьма плодотворны для развития отечественной художественной культуры. "Во многих областях искусства - в кино, литературе, изобразительном искусстве - это время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего века. То же относится и к науке" (Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. М.,1994.С.250).
  В этот период большевистским правительством предпринимались отчаянные попытки наладить диалог с интеллигенцией, ибо установить над ней гегемонию в тот момент не представлялось возможным. Многие художники искренне "уходили в революцию", свято веря в революционное обновление всей цивилизации. Незаурядный талант налаживания отношений между новой властью и интеллигенцией проявил первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский, занимавший свой министерский пост вплоть до 1929 года. Благодаря своей необыкновенной эрудиции, блестящим ораторским возможностям А. В. Луначарскому удалось в двадцатые годы перекинуть "временный мост" между революцией и миром русской интеллигенции.
  3. Тоталитаризм и культура (30-50-е годы)
  Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30-40-е годы нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Много было сказано и написано о невиданных в истории масштабах развития народного образования. Здесь решающими стали два момента: 1) Постановление XVI съезда ВКП /б/ "О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР" (1930 г.); 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления "экономических кадров" на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов "без отрыва от производства".
  Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, под-
  Советский период развития культуры России
 
 
  ==285
 
  линно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами.
  Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального "Государства", воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь ввиду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.
  В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП /б/, в стране были распущены ряд творческих объединений - Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве "основного творческого метода" советской культуры был рекомендован "социалистический реализм". Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М.,1934. С. 2-14). Ждановское определение соцреализма опиралось на данное Сталиным - в угоду техническому мышлению эпохи - определение писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента
  формирования "нового человека".
  Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю. Тынянова, "Радищев" О. Форш, "Емельян Пугачев" В. Шишкова, "Чингиз-хан" В. Яна, "Петр Первый" А. Толстого.
 
 
 
  ==286
 
  В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.
  Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни "Слово о полку Игореве", а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова "Тихий Дон".
  С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.
  Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова "Священная война". В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова.
  В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века - седьмая симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и, как боец противопожарной команды, жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора "ВТ" - означающие "воздушная тревога". Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.
  Первые три части симфонии были закончены к концу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таким был эпиграф к этому произведению.
  Советский период развития культуры России
 
 
  ==287
 
  В 1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс. "Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы деремся за свою культуру, за науку, за искусство, за все, что мы строили и создавали", - писал в те дни Д. Шостакович (Орлов Г. Д. Д. Шостакович. М.-Л., 1966. С. 60-61).
  В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. Леонова "Нашествие", К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт".
  Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.
  В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке " Б. Полевого.
  В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.
  4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России
  Художественный процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной "оттепелью".На формирование культуры "оттепели" сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно- технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.
  В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события ми-
 
 
 
  ==288
 
  нувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики - В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.
  Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период "оттепели" так называемой "деревенской прозы". Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства' произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других "деревенщиков" не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих.
  Писатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни - понятие "дома", в которое издревле русские люди вкладывали и понятие "отечества", "родной земли", "семьи". Через осмысление понятия "дом" осуществлялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе "Дом" Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина "Прощание с Матерой" и "Пожар".
  Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм-панорама тех лет "У озера" кинорежиссера С. Герасимова.
  Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театральной культуры того времени явилось создание молодых театров-сту-
  Советский период развития культуры России
 
 
  ==289
  19 - Культурология
 
  дий "Современник" и "Таганка". Заметным явлением художественной жизни тех лет явилась деятельность журнала "Новый мир" под руководством А. Твардовского.
  В целом художественная культура "оттепели" сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.
  5. Советская культура 80-х годов XX века
  Восьмидесятые годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественнообразного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом "Плаха" Ч. Айтматова и фильмом "Покаяние" Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.
  Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока "возвращенной" художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.
  Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.
  Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации.
  ЛИТЕРАТУРА
  Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. M., 1994.
  Горький M. Несвоевременные мысли. M., 1990.
  История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. М., 1993.
  Ленин В. И. О пролетарской культуре. Поли. собр. соч. Т. 41.
  Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Поли. собр. соч. Т. 41.
  Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографическии отчет. М., 1934.
  Тоталитаризм и культура //Вопросы литературы. 1992. Вып. 1.
 
  К оглавлению
  ==290
 
  00.htm - glava25
  глава 5 Охрана национального культурного наследия
  1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны, национального культурного наследия
  2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия 3. Возрождение религиозно-культовой культуры. 4. Программа Российского фонда культуры
  "Малые города России" 5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел
  1.
  О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия
  Общественное состояние современной России можно охарактеризовать как переходное. На наших глазах формируется гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих мировым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для этого необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достижения человечества в сфере культуры.
  Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.
  Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать в жизни человечества, но в них художественная культура не знает старения.
  К этому следует добавить и две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории западно-европейской художественной культуры.
 
 
 
  ==291
 
  Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.
  Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной.
  Поэтому столь важно понимать преемственность художественных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокультурную ситуацию. Как справедливо писал Ю. М. Лотман в одной из своих книг: "Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества". (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). Спб. 1994. С. 8).
  Охрана национального культурного наследия России осуществляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.
  В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976 г.). Результатом принятия Конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный Комитет. В его обязанности входит составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам - участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.
  За годы существования Комитета в Список всемирного наследия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лавра; "Золотые ворота", Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Бого-
 
 
 
  ==292
 
  любского в поселке Боголюбове; Спассо-Евфимиев и Покровский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга.
  Внесение памятника культуры в Список всемирного наследия означает, что он становится объектом особой защиты и в случае необходимости могут быть организованы международные акции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изучении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т. д.
  Рекомендация по сохранению исторических ансамблей дополняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных актов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.
  В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников - ИКОМОС. Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою деятельность на охране культурно-исторических ценностей, их реставрации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой специалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.
  По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совершенствованию памятников охранного дела в мире. Среди них - Флорентийская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.). Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.). Международная Хартия по охране и использованию археологического наследия (1990 г.).
  Среди негосударственных организаций, занимающихся вопросами всемирного историко-культурного наследия, особо выделяется Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра - ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются представители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распространяет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и реставрации памятников, организации подготовки специалистов.
  В нашей стране функции охраны историко-культурного наследия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы "Русская усадьба", "Российский некрополь", "Храмы и монасты-
  Охрана национального культурного наследия
 
 
  ==293
 
  pu", "Русское зарубежье"; Российский фонд культуры, финансирующий ряд программ, в том числе и программу "Малые города России". Постановлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Основная деятельность института состоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популяризации национального и природного наследия.
  Другим Постановлением Правительства страны от 29 декабря 1992 года за № 1027 образована Комиссия по реституции культурных ценностей. Комиссия создана для урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств по возвращению культурных ценностей, предусмотренному международными соглашениями, участниками которых является Российская Федерация.
  Рассмотрим же основные направления деятельности Российского фонда культуры и Всероссийского общества охраны памятников культуры и истории, которые направлены на сохранение национального культурного наследия.
  2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследил
  Русская усадьба - важнейший элемент культуры России прошлых столетий. Обладающая способностью расшифровывать предметную семиотику прошлого, русская усадьба может оказаться чрезвычайно важным элементом современной культуры. Усадьба-музей предоставляет русскому обществу возможность распознавать действительное прошлое, а не представлять нашу культуру в иллюзорном плане.
  Дворянская усадьба конца XVIII- начала XIX века - это украшение блестящего периода отечественной культуры, получившего название "Русское Просвещение". Существование этих "родовых гнезд" заложило универсальную гуманистическую традицию, включавшую определенные гражданские основы, самобытные этические и эстетические представления о духовности. Дворянские усадьбы были не только "гнездами", где вызревали отечественные таланты, они были "опорой", "корневой системой" всей нашей культуры вообще.
  Архангельское, Шахматове, Останкино, Марфино и многие другие родовые усадьбы возвращаются в нашу культуру, как живая память о тех поколениях сотен дворянских семей, которые стали украшением отечественной истории и культуры, а лучшие их представители - образцами благородства, чести и достоинства дворянского сословия. Столичное университетское образование, постоянное общение с лучшими умами Европы не дали бы тоге" поразительного эффекта, если бы не атмосфера особой духовности этих "дворянских гнезд", в которых нерасторжимо слились музыка, живопись и поэзия с народным искусством, самобытная архитектура поместий - с их старинны-
 
  ==294
 
  ми библиотеками и домашними театрами. Сам усадебный дом - это продолжение окружающей его природы. Он неотделим от вековых парков, от каскадных прудов с карасями, от хозяйственных флигелей, от конюшен и псарен. Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, охотой, родовыми обычаями и жизнью крестьян.
  В последние годы русская родовая усадьба стала предметом пристального внимания, возрождения и исследования. Речь идет не только о повсеместном восстановлении "дворянских гнезд", а именно об изучении этого пласта русской культуры.
  В Москве возрождается "Общество изучения русской усадъбы"(ОИРУ). Действительно, подобная организация существовала с 1923 по 1928 годы и пыталась создать новую науку "усадьбоведение" и выработать ее методологию. Своей задачей общество ставило изучение усадеб, рассматривая их как явление, как единый целостный организм, который сохраняет преемственность дворянской культурной традиции. Члены общества обследовали, обмеряли, фотографировали подмосковные усадьбы, собирали документы, связанные с их историей, вели усадебную картотеку, которая включала сведения о названии, местонахождении усадьбы, архитектуре, истории, последнем владельце, сохранности усадьбы и ее использования в настоящее время, наличии парка и садовой архитектуры, внутреннем убранстве, библиотеке, театре и т. д. Общество имело свой печатный орган - журнал "Русская усадьба", где были представлены доклады его членов, давались сведения об охране и реставрации памятников, описания отдельных усадеб.
  Журналы с аналогичной тематикой "Старые годы (1907-1916 гг.), "Столица и усадьба" ( 1913-1917 гг.) выходили и в Санкт-Петербурге. Со страниц этих журналов в начале XX века звучал страстный призыв к сохранению памятников русской старины. Этот призыв, прозвучавший в начале века, в конце его звучит еще более актуально. Конечно, былого не вернуть." Жизнь реставрировать нельзя. Пусть будет новая. Лишь бы в старых окнах горела, как когда-то, последняя заря. Остальное - домыслим и вспомним"(Разгонов С. Последня заря //Памятники Отечества. М., 1992. № 25. С. 3).
  3. Возрождение религиозно-культовой культуры
  В духовной жизни российского общества происходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществляется мировоззренческая переориентация личностного и общественного сознания. Все большее значение в общественной жизни начинает занимать религия и церковь. По-видимому, пришло время отказаться от односторонней, негативной их оценки и роли в истории культуры и осуществить объективный подход при исследовании этого феномена.
  Охрана национального культурного наследия
 
 
  ==295
 
  По нашему мнению, религия является необходимым составным элементом духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного и неизменного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в том, что придается значение нормам и ценностям абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.
  Но религия - это общественно-историческое образование. Нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные направления, организации. Одной из таких организация является Русская православная церковь. На протяжении многих веков она способствовала укреплению государственности, вела активную работу в области просвещения и образования, являлась тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы российского общества. Поэтому, на наш взгляд, в рамках широкой программы освоения культурного наследия своего народа важное место должно быть отведено изучению того духовно-нравственного богатства, которое накопила Русская православная церковь и такая ее важнейшая составляющая как монастыри.
  Русские монастыри всегда были духовными центрами просвещения и воспитания. Возвращение их церкви и включение в активную культурную жизнь страны позволило предотвратить процесс их активного разрушения, которому они почти все подвергались. Восстанавливается едва ли не навсегда прерванная живая духовная связь веков и поколений. Многие монастыри возрождаются из руин. Из более чем 1200 монастырей сегодня действуют около 200.
  А появились они на Руси в период принятия христианства. Начало монашеской жизни положили преподобные Антоний и Феодосии- монахи Киево-Печерской Лавры. Основанный ими монастырь стал центром духовной жизни Древней Руси. Первые русские летописцы - Нестор и Алипий - также воспитанники Киево-Печерской Лавры.
  С XIV века центром православного подвижничества становится Свято-Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, основанная великим нашим соотечественником, преподобным Сергием Радонежским. То, что сделал для отечества преподобный Сергий, "...по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практически заповедью, заветом, тем,
 
 
  ==296
 
  что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена..., чтобы самим не забыть правила, ими завещанного" (Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства //Памятники Отечества. М., 1993. №26.С. 8-9).
  Суть монашеской жизни заключалась, прежде всего, в отречении от мира и низменных его страстей. Монастырь творит мир неземной, где ведется строительство души человека, как Храма Божия, где спасается она от греха, который разрушает ее и ведет к окончательной гибели. Келья и молитва открывают иноку новый божественный мир жизни, который делает его счастливым. Монашество нельзя понимать односторонне. За внешней отрешенностью от жизненных сует просматривается не только горение души перед Богом, но и необыкновенное милосердие к ближнему, что и делает монаха достойным гражданином общества.
  Жизнь монастыря никогда не замыкается в его стенах. Она оказывала огромное влияние через паломников на окружающий монастырь внешний мир. Поэтому столь огромно значение православных монастырей как носителей национальной культуры на Руси. Они совмещали в себе и университеты, и библиотеки, и музеи, и художественные академии. При монастырях существовали школы и типографии, что делало их и центрами национального образования. Без преувеличения можно сказать, что православные обители веками руководили духовной жизнью нашего народа, составляя важнейшую часть великой российской культуры. Мощи святых и чудотворные образы, хранящиеся в монастырях, сегодня привлекают к себе многочисленные потоки богомольцев. В свою очередь возвращение в нашу жизнь хранимых монастырями святынь способствует возрождению всего народа.
  На сегодняшний день число вновь открытых храмов превышает все ожидания людей. Практически в каждой епархии Русской православной церкви появились монашеские обители, скиты и многочисленные приходские храмы, где возрождается духовная жизнь нации. Людей сегодня не столько печалит физическое состояние церковных памятников, сколько радует полная духовная свобода религиозной жизни. Восстанавливая разрушенные храмы и монастыри, люди находят в этом священном деле огромную духовную пользу, обучая себя добродетельной жизни, спасительной для самих себя и ценной для окружающих.
  Говоря о церковном возрождении, необходимо заботиться и о том, чтобы наша церковь являла миру и ту красоту, которой она обладала в полной мере всегда. Не только образ жизни христианина, но
  Охрана национального культурного наследия
 
 
  ==297
 
  и образ церковный, включавший архитектуру храма, иконы и фрески церковное пение должны нести в себе печать небесной красоты, способствуя привнесению ее и в реальную жизнь людей.
  4.
  Программа Российского фонда культуры "Малые города России"
  Малых городов в России более трех тысяч, живет в них около 40 миллионов человек. Поэтому обращение к этой среде обитания русского человека не случайно. Именно в малых городах во все времена была воплощена душа и красота России. Были эти города немноголюдны, зато обладали почтенным возрастом и нередко становились ареной важнейших исторических событий. Каждый город имел свою особенность, свой стиль жизни. Славились умением мастера, шумели ярмарки, и каждый город удивлял "лица всеобщим выраженьем".
  Провинция издавна давала общенациональной культуре самобытных художников, литераторов, композиторов, деятелей искусства. Однако за период административно-командных методов управления малые города России пришли в запустение. Между тем ситуация начинает изменяться. Российский фонд культуры разработал программу возрождения малых городов нашей страны. Созданы типологические модели возрождения культурно-исторической среды таких старинных русских городов, как Подольск, Зарайск, Рыбинск и Старая Русса. Цель этой акции шире, чем непосредственно судьбы этих четырех городов. Главная задача - распространить приобретенный методический и практический опыт, инициировать широкое общественно-профессиональное движение по возрождению малых исторических городов.
  Рассмотрим основные элементы концепции на примере восстановления одного из древнейших наших городов с символическим названием Старая Русса. Город Старая Русса Новгородской области насчитывает более чем тысячелетнюю историю. В нем сохранились соборы XII-XVIII веков, здания начала XIX века и другие памятники истории и культуры. В конце прошлого века город стал одним из популярных северных курортов с лечебными водами и грязями. В Старой Руссе жил и работал ?. ?. Достоевский, здесь же сохранился единственный в его жизни собственный дом. Город описан им в романе "Братья Карамазовы" под названием Скотопригоньевска. В настоящее время- это город с развитой в основном машиностроительной промышленностью, с населением свыше сорока тысяч человек. Город расположен в 60 км от Новгорода.
  Российским фондом культуры предложены следующие первоочередные мероприятия по развитию г. Старая Русса. К ним следует отнести:
 
 
  ==298
 
  утверждение нового статуса как исторического города-курорта и города-музея; сохранение и реставрация памятников, активное включение в социальную и экономическую жизнь города культурного потенциала, связанного с курортом и именем ?. ?. Достоевского; расширение сферы обслуживания отдыхающих и туристов; развитие жилищно-бытовой и производственной инфраструктуры; использование законодательно-правовых механизмов в условиях перехода" рыночной экономике.
  Работа направлена на определение стратегии развития города до 2000 года.
  Концепция включает ряд принципиально новых по методам разработки материалов. Так. например, в программе активизации культурной жизни и музеефикации определены меры по воссозданию культурного потенциала города и повышению его значимости в национальной культуре, по воспитанию в молодом поколении чувства привязанности к местным традициям. Главное предложение программы - создание центра ?. ?. Достоевского для возрождения и активизации жизни города, повышения его значимости не только в общенациональной, но и международной культуре. Центр должен включать музейные объекты, научные подразделения, библиотеку, аудитории для проведения встреч, семинаров, конференций.
  В концепции определены пути создания ее реализационных механизмов. Они должны быть конкретизированы в работе местных органов управления по трем направлениям: популяризация города на национальном и международном уровнях; инициирование деловой активности граждан и организаций по восстановлению и развитию города; формирование правового статуса города и создание организационных структур для осуществления программ. Концепция рассмотрена и одобрена Президиумом Российского фонда культуры и опубликована с целью ее распространения и практического внедрения.
  5.
  Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России
  Одним из важнейших компонентов духовности любого общества является проявление творческой активности широких масс людей. Народная культура - это неотъемлемая часть социокультурного творчества. Наша отечественная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения, олицетворяя дух нации и ее творческий потенциал. В понятие народная культура входит устное народное творчество, фольклор, декоративно-прикладное искусство, реализуемое в изделиях ремеслен-
  Охрана национального культурного наследия
 
 
  ==299
 
  ников. Имея глубокие исторические корни, многие художественные промыслы и ремесла России в XX веке утратили былое влияние на бытовую культуру страны. Сегодня многое меняется. Наблюдается устойчивая тенденция повсеместного возрождения ремесел, активное их включение в современную социокультурную жизнь России.
  Географически, практически все регионы России владеют какими-либо ремеслами. Однако наибольшим разнообразием и известностью отличались те очаги народного творчества, которые возникали на древних торговых путях, по которым шли потоки товаров. Один из таких путей вел из Москвы в Архангельск - к единственному в XVI-XVII веках русскому морскому порту. Города, которые расположены на этой дороге - Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Великий Устюг, село Холмогоры - связали свою судьбу с различными художественными промыслами по обработке дерева, металла, кости. Процессы возрождения ремесел и их влияние на сегодняшнее состояние бытовой культуры региона весьма ощутимо.
  Дадим краткую характеристику тем ремеслам и промыслам, которые расположены в перечисленных выше городах и селах и переживающих сегодня непростые процессы возрождения.
  Сергиев-Посад - известен с XVII века, как центр создания русской деревянной игрушки. В конце XIX века именно мастера Сергиева Посада налаживают массовое изготовление деревянной точеной матрешки. К началу XX века создается и промысел с оригинальным выжиганием по дереву. Стаканы, коробки, солонки, ковши, яркие по цвету, украшались выжиганием на сюжеты старого русского быта и древнерусской архитектуры. Революционные события 1917 года изменили как тематику изделий, так и сократили количество выпускаемой продукции. Сегодня ситуация меняется. Возвращаются традиционные изделия с традиционными сюжетами, а продукция Посадских мастеров успешно завоевывает не только внутренний рынок, но и внешний.
  В Ростове Великом в XVII сложился промысел живописной финифти, хотя художественное эмалирование металла известно на Руси с древних времен. Искусство живописной финифти вначале развивалось в рамках религиозной тематики. Со второй половины XIX века мастерами выполняются портретные миниатюры, копии с цветных литографий, всевозможные шкатулки и коробочки, ювелирные изделия. В 1960 году артель ростовских мастеров преобразовывается в фабрику "Ростовская финифть". Главное место в ассортименте теперь занимают украшения - серьги, броши, браслеты. В последние годы ростовские мастера тесно сотрудничают и Угличским часовым заводом, выпуская оригинальные часы-браслеты с росписью, пользующиеся большим спросом и в России и за рубежом.
 
 
 
  К оглавлению
  ==300
 
  Великий Устюг -"известен в России не только как город - памятник древнерусской архитектуры, но и как место рождения старейшего отечественного промысла - искусства черни по серебру. В начале 30-х годов нашего века немногочисленные артели были преобразованы в (фабрику "Северная чернь". Изделия мастеров "Северной черни" отличаются мягкими линиями рисунков, сдержанной, истинно русской красотой. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с матовым золотом делают великоустюжские изделия популярными не только в пределах нашей страны, но и за границей.
  С XVIII века, вблизи Великого Устюга, в деревнях, расположенных по берегам реки Шемогды широкое распространение получило изготовление изделий из бересты. Причем, первый слой представлял собой ажурный, прорезной орнамент. Береста, вероятно, была самым древним и самым распространенным сырьем, которое использовали мастера для изготовления игрушки, посуды, утвари. И художественный прием прорезной бересты, как и тиснение по ней, существовал в глубокой древности. Однако, на своеобразный всплеск искусства шемогодской резьбы по бересте оказал особое влияние расцвет косторезного промысла в Холмогорах. Сегодня жители северных регионов широко используют берестяные изделия в своем быту. Хочется надеяться, что экологически чистая, не обладающая запахом, относительно дешевая домашняя утварь и посуда из бересты найдет своих сторонников и в других регионах России.
  Холмогорские косторезы продолжают развивать богатейшие традиции прошлого, создавая произведения, отвечающие стилистической направленности декоративного искусства наших дней. Фабрика художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова в Холмогорах известна всему миру своими уникальными мастерами. Даже небольшой анализ состояния некоторых промыслов и ремесел страны позволяет говорить о том, что народная культура также обладает глубокой преемственностью.
  ЛИТЕРАТУРА
  Акиныиин А. Н. Храмы Воронежа. - Воронеж, 1994.
  Белов Ю. М. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1989.
  Догнан Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVni-на-
  чалоХСС века). Спб., 1994.
  Монастыри России //Памятники Отечества.- М., 1993. № 26.
  Русская усадьба //Памятники Отечества. - М., 1992. № 25.
  Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. М., 1992.
 
  ==301
 
  00.htm - glava26
  Заключение
  Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века.
  1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей "при дороге". Русская культура тоже "при дороге", она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.
  2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.
  3. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.
  Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.
  4. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали "характером русского народа". Об этом писали все исследователи "русской идеи". Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива "вера-знание", "вера-разум" решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".
  Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.
 
 
 
  ==302
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу