<< Пред.           стр. 72 (из 86)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сигуан Мигель / Siguan, Miguel (p. 1918). Сигуан стоял у истоков исследований языка младенцев, пытаясь объяснить происхождение устной речи из невербальной коммуникации.
  Сингер Джордж / Singer, George (p. 1922). Главные достижения Сингера в психологических исследованиях связаны с изучением субъективного восприятия пищевого и питьевого поведения, употребления наркотиков, а также с применением биохимических методов в программах оценки стресса.
  Сингх Шео Дан / Singh, Sheo Dan (1932-1979). Сингх создал первую в Индии лабораторию по изучению приматов. Его главные интересы лежали в таких областях, как воздействие городских условий на социальное, эмоциональное и когнитивное поведение, и химия мозга макак-резусов.
  Синхья Дургананд / Sinha, Durganand (p. 1922). Важнейшие научные работы Синхья посвящены психологическим аспектам социоэкономического развития, депривации и бедности, а также когнитивному стилю и кросс-культурной психологии.
  Сирс Роберт / Sears, Robert R. (1908-1989). Первоначальный интерес Сирса к физиологической психологии со временем сменился интересом к исследованиям личности и мотивации. Он выполнил многочисленные верификационные исследования психоаналитических концепций.
  Сишор Карл Эмиль / Seashore, Carl Emil (1866-1949). В течение многих лет Сишор вел экспериментальные исследования в области психологии музыки. Он полагал, что музыкальная одаренность складывается из множества различных способностей.
  Скарр Сандра Вуд / Scarr, Sandra Wood (p. 1936). Скарр попыталась определить генетическую изменчивость различных видов человеческого поведения, проводя исследования с использованием метода близнецов, метода приемных родственников и формирующих стратегий.
  Скиннер Беррес Фредерик / Skinner, Burrhus Frederick (1904- 1990). Скиннер был убежден, что научение не может происходить при отсутствии того или иного вида подкрепления, положительного или отрицательного.
  Скотт Уолтер Дилл / Scott, Walter Dill (1869-1955). Скотт перенес свои психологические прозрения и догадки в сферу труда и внедрил коммерческое использование психологии в рекламном деле, торговле и изучении поведения потребителя. Таким образом, он создал новую область - психологию труда.
  Скрипчур Эдвард Уилер / Scripture, Edward Wheeler (1864- 1945). Скрипчур придумал термин кабинетная психология (armchair psychology) для характеристики тех психологических направлений, в которых теории и гипотезы формулируются без их экспериментальной верификации.
  Смит Брюстер / Smith, М. Brewster (p. 1919). Смит изучал антисемитизм, расовые предрассудки и моральные суждения студентов-активистов 1960-х годов. В своих исследованиях он пытался соединить взаимодополняющие аспекты научной и гуманистической психологии, фокусируясь на индивидуальности или личности.
  Соломон Ричард Лестер / Solomon, Richard Lester (1919-1992). Исследования Соломона связаны с разнообразными областями экспериментальной психологии. Особое значение имели его многочисленные работы по обучению собак избегать травмирующих воздействий. В этих исследованиях он выяснил множество определяющих характеристик данной проблемы.
  Солтер Эндрю / Salter, Andrew (p. 1914). Книга Солтера "Условно-рефлекторная терапия" (Conditioned reflex therapy) подвела основу под поведенческую терапию, а другая его работа - "Доводы против психоанализа" (Case against psychoanalysis) - вызвала раздражение многих представителей психиатрического истеблишмента.
  Спенс Дженет Тэйлор / Spence, Janet Taylor (p. 1923). Дженет Спенс разработала Шкалу проявления тревожности как средства для проверки выдвинутой совместно с Кеннетом Спенсом гипотезы о взаимодействиях между характеристиками задания и уровнем драйва или возбуждения при определении выполнения задания.
  Спенс Кеннет / Spence, Kenneth W. (1907-1967). В философии науки и принципах логического эмпиризма Спенс пытался найти основы, на которых психология могла бы развиваться как объективная, эмпирическая наука.
  Спенсер Герберт / Spencer, Herbert (1820-1903). Спенсер считал ассоцианизм непреложным принципом психологии. Он и его современник Александр Бен, являлись ярчайшими представителями английского ассоцианизма.
  Сперри Роджер Уолкотт / Sperry, Roger Wolcott (1913-1994). Открытие Сперри - феномен расщепленного мозга - породило большую дискуссию среди нейропсихологов и послужило основой для создания теории раздвоения личности. За исследования в области функциональной специализации полушарий мозга он был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (1981).
  Спилбергер Чарлз / Spielberger, Charles (p. 1927). Исследовательские интересы Спилбергера: клиническая психология, эмоции, психология здоровья, научение, стресс, личность. Созданный им Опросник для оценки тревоги/тревожности, с учетом его адаптации на 52 языках и диалектах, является стандартным международным методом измерения тревоги и тревожности.
  Спиноза Бенедикт (Бapyx) / Spinoza, Benedict (Baruch) (1632- 1677). Спиноза - нидерландский философ, пантеист. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах, где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию.
  Спирмен Чарлз Эдвард / Spearmam, Charles Edward (1863- 1945). Спирмен создал двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция, требующаяся для выполнения данного задания (s). Его экспериментаторская деятельность заложила основы факторного анализа.
  Стаут Георг Фредерик / Stout, George Frederick (1860-1944). Стаут отвергал "ментальную химию" и критиковал ассоцианистов за смешение "представленного целого" с "суммой его представленных компонентов". Таким образом, Стаут предвосхитил лозунг гештальтистов: "Целое больше суммы своих частей".
  Стивенс Стэнли Смит / Stevens, Stanley Smith (1906-1973). Стивене пришел к заключению, что физические континуумы, как правило, согласуются со степенным психофизическим законом, а не с логарифмическим законом Густава Фехнера.
  Стронг Эдвард Келлог-мл. / Strong, Edward Kellogg, jr. (1884- 1963). Стронг посвятил большую часть своей научной карьеры измерению профессиональных интересов. Его более поздние публикации посвящены изменению интересов с течением времени, включая исследования большой группы лиц через 18 лет после окончания колледжа.
  Струпп Ханс / Strupp, Hans H. (р. 1921). Струпп рассматривал природу влияния психотерапевта и восприимчивость пациента к такому влиянию как одну из основных проблем в области исследований психотерапии.
  Стрэттон Джордж Малкольм / Stratton, George Malcolm (1865- 1957). Стрэттон восемь дней подряд во время работы носил специальные очки, переворачивающие поле зрения по вертикальной и горизонтальной осям. Спустя три дня он уже мог совершать относительно автоматизированные и ловкие движения, а его зрительная система приспособилась к инвертированному миру.
  Сэнфорд Эдмунд Кларк / Sanford, Edmund Clark (1869-1924). Увлекаясь изобретением аппаратуры для психологических исследований, Сэнфорд сконструировал маятниковый хроноскоп с плавной регулировкой, который одно время был стандартным инструментом для изучения времени реакции.
  Такума Такитоши / Takuma, Taketoshi (p. 1927). Считая сравнительное изучение близнецов надежным источником данных о детерминантах развития, Такума обследовал несколько сотен пар близнецов. Для таких исследований главенствующее значение имеет теория стратификации.
  Тейлор Фредерик Уинслоу / Taylor, Frederick Winslow (1856- 1915). Тейлор создал систему научно обоснованного управления производством. Путем исследований организации условий труда и трудовых процессов (с использованием стандартизованного оборудования) он пытался установить связь между минимумом рабочего времени и усилий работника и максимальной производительностью труда. Оборудование перепроектировалось с целью его приспособления к человеческим способностям.
  Теплов Борис Михайлович / Teplov, Boris Mikhailovich (1896- 1965). Теплов установил связь индивидуальных различий с нервной системой индивида, причем особое значение он придавал непроизвольным реакциям, измеряемым практически так же, как это ранее делалось в лаборатории И. П. Павлова.
  Тёрмен Льюис Мэдисон / Terman, Lewis Madison (1877-1956). Важнейший научный вклад Тёрмена в американскую психологию связан с его работами по тестированию интеллекта и оценке одаренных лиц.
  Тёрстоун Луис Леон / Thurstone, Louis Leon (1887-1955). Терстоун наиболее известен своим вкладом в развитие факторного анализа. Его теория "многофакторного анализа" выдержала испытание временем; однако, с появлением быстродействующих ЭВМ предложенный им центроидный метод извлечения факторов был вытеснен более точными методами.
  Тиллих Пауль / Tillich, Paul (1886-1965). Тиллих считал, что религиозные вопросы зарождаются в человеческих ситуациях, и поэтому носят преимущественно практический, а не теоретический характер.
  Тинберген Николаас / Tinbergen, Nicolaas (1907-1988). Многие работы Тинбергена стали классическими и в психологии, и в биологии, включая исследования поведения ухаживания у колюшек, ориентировочного поведения ос, и поведения серебристых чаек.
  Титченер Эдвард Брэдфорд / Titchener, Edward Bradford (1867- 1927). Титченер привез с собой в Соединенные Штаты структурализм, усвоенный им в годы учения у Вундта в Лейпциге. Титченер был главной фигурой на начальном этапе становления американской психологии.
  Толмен Эдвард Чейз / Tolman, Edward Chase (1886-1959). Толмен известен прежде всего своей теорией научения. Многие психологи называют ее "когнитивно-полевой теорией", хотя в своих многочисленных экспериментальных исследованиях, проводимых преимущественно на белых крысах, Толмен всегда делал упор на поведение. Считается также, что именно Толмен ввел в психологию понятие "промежуточная переменная".
  Томпсон Ричард / Thompson, Richard F. (р. 1930). В сотрудничестве с Олденом Спенсером, Томпсон разработал критерии габитуации (привыкания) и доказал, что основным процессом здесь является разновидность синаптической депрессии, которая развивается пресинаптически.
  Томсон Годфри / Thomson, Godfrey Н. (1881-1955). Томсон считал, что ум заключает в себе очень большое количество "связей" (bonds), аналогичных "коннекциям" (connections) Торндайка. Любой умственный акт использует выборку таких связей, а следующий за ним акт - часть связей из той же выборки и часть связей из другой.
  Торндайк Эдвард Ли / Thorndike, Edward Lee (1874-1949). Торндайк учил, что психологам следует изучать поведение, а не психические элементы или сознательный опыт. В своих работах он заложил основы для понимания научения и сформулировал свой закон эффекта до открытия Павловым закона подкрепления.
  Уайт Роберт / White, Robert W. (p. 1904). Программная работа Уайта "Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности" (Motivation reconsidered: The concept of competence) была первой в сфере теории компетентности.
  Уайт Уильям Алансон / White, William Alanson (1870-1937). Уайт отменил разнообразные формы физического ограничения душевнобольных, применявшиеся в больнице Святой Елизаветы, заменив их чуткостью и отзывчивостью в общении с пациентами.
  Узнадзе Дмитрий Николаевич / Uznadze, Dmitrii Nikolayevich (1886-1950). Узнадзе получил известность благодаря его теории "установки" как объективного подхода к бессознательному.
  Уилсон Эдвард Осборн / Wilson, Edward Osborne (p. 1929). Согласно социобилогии Уилсона, человек является машиной для обеспечения бессмертия генов. Он утверждал, что люди существуют исключительно ради своих генов: "Живой организм - это всего лишь способ ДНК создавать больше ДНК".
  Уильямс Джоанна / Williams, Joanna P. (p. 1935). Уильяме выполнила цикл исследований начального этапа обучения чтению, уделяя главное внимание фонематическим навыкам и пониманию прочитанного (в частности, выделению главной идеи и определению темы, а также критическому чтению).
  Уиппл Гай Монтроз / Whipple, Guy Montrose (1876-1941). Уиппл призывал Американскую психологическую ассоциацию (АПА) поставить заслон шарлатанам и прочим неквалифицированным практикам, активно вторгающимся в сферу клинической психологии. В результате, АПА разработала квалификационные процедуры для психологов.
  Уитмер Лайтнер / Witmer, Lightner (1861-1956). Уитмер создал первую психологическую клинику в Пенсильванском университете. Он также основал журнал "Психологическая клиника" (The Psychological clinic). В его первом номере он объявил об образовании новой помогающей специальности иод названием "клиническая психология".
  Уорд Джеймс / Ward, James (1843-1925). Уорд способствовал созданию первой психологической лаборатории в Кембридже.
  Уоррен Говард Кросби / Warren, Howard Crosby (1867-1943). Уоррен более всего известен как автор и редактор. Вместе с Джеймсом Болдуином он работал над созданием "Словаря по философии и психологии" (Dictionary of philosophy and psychology) и издал "Словарь по психологии" (Dictionary of psychology), который многие годы служил стандартным руководством для всех интересующихся психологией.
  Уотсон Джон / Watson, John В. (1878-1958). Основоположник американского бихевиоризма, Уотсон выделил два аспекта этого направления: психология как объективная наука и психология как наука о поведении.
  Уотт Генри Джексон / Watt, Henry Jackson (1879-1925). Главный научный вклад Уотта связан с изучением внутреннего опыта, возникающего в процессе осмысления словесных ассоциаций.
  Уошберн Маргарет Флой / Washburn, Margaret Floy (1871 - 1939). Исследования Уошберн включают работы по индивидуальным различиям, цветовому зрению у животных, и эстетическим предпочтениям студентов в отношении цветов и речевых звуков.
  Уэбб Уилс Бернард / Webb, Wilse Bernard (p. 1920). В исследованиях Уэбба особое внимание уделялось роли индивидуальных различий и биологических ритмов как определяющих факторов деятельности и депривации сна, а также эффектам старения.
  Фабр Жан-Анри / Fabre, Jean Henri (1823-1915). Фабр описал многие аспекты поведения насекомых, включая связь между полом яйца и размерами соты у отдельной пчелы. Он выступал против эволюционной теории Дарвина.
  Фаулер Раймонд / Fowler, Raymond D. (р. 1930). Фаулер получил признание за свою новаторскую работу, касающуюся машинной интерпретации MMPI. Его система была переведена на большинство основных европейских языков и рассматривается как прототип для других систем компьютеризованного тестирования.
  Фейхингер Ганс / Vaihinger, Hans (1852-1933). Фейхингер известен своей философией "как если бы" (концепцией фикционализма). Иногда нечто ложное или вымышленное (фикция) может выполнять полезные функции в мышлении и жизни, как если бы на самом деле было истинным.
  Ференци Шандор / Ferenczi, Sandor (1873-1933). Ференци был продолжателем дела Фрейда и интересовался отношениями между биологией и психоанализом.
  Феррье Дэвид / Ferrier Sir David (1843-1928). Феррье отмечен за его вклад в изучение локализации мозговых функций. Он первым локализовал зрительный центр в затылочных долях, и его исследования привели к существенному прогрессу в хирургии головного мозга.
  Фёрстер Чарлз / Ferster, Charles В. (1922-1981). Фёрстер посвятил себя бихевиоризму. Область его теоретических и эмпирические работ простиралась от фундаментальных исследований поведения до их приложений в педагогической и клинической психологии.
  Фестингер Леон / Festinger, Leon (1919-1989). Фестингер внес значительный вклад в развитие теории когнитивного диссонанса, которая гласит, что люди, чье поведение диссонирует с их представлениями, будут перестраивать свои представления и свое поведение в направлении взаимосогласования.
  Фехнер Густав Теодор / Fechner, Gustav Theodor (1801-1887). Фехнера чаще всего вспоминают в связи с его вкладом в развитие психофизики. Впервые ученые смогли измерить психику; к середине XIX столетия научные методы уже применялись для изучения психических явлений.
  Фихте Иоганн Готлиб / Fichte, Johann Gottlieb (1762-1814). Фихте был одним из последователей кантианской философии и психологии. Он подчеркивал свободу человеческой воли в противоположность детерминизму, обнаруженному в естественных науках.
  Фишер Рональд / Fisher, Ronald A. (1890-1962). Фишер снабдил психологию дисперсионным анализом, методом анализа малых выборок, понятием нулевой гипотезы и пониманием значимых/незначимых различий как континуума, а не дихотомии.
  Фишер Харди / Fischer, Hardi (р. 1922). Фишер - экспериментальный психолог, который занимается главным образом изучением отношений между зрительным восприятием, эпистемологией и психологией развития.
  Фламмер Август / Flammer, August (p. 1938). Исследования Фламмера концентрируются вокруг таких тем, как задавание вопросов, избирательная память, кодирование, свободный дискурс, изменения перспективы и индивидуальные различия.
  Флейвелл Джон / Flavell, John H. (р. 1928). Отличительная особенность исследований Флейвелла состоит в том, чтобы попытаться отыскать важные когнитивные умения, еще не изученные другими, и проследить их развитие, начиная с детства.
  Флуранс Пьер / Flourens, Pierre (1794-1867). Флуранс подтвердил закон Белла-Мажанди, или разделение нервной системы на сенсорный и моторный отделы.
  Флурнуа Теодор / Flournoy, Theodore (1854-1920). Флурнуа был основоположником научной психологии в Швейцарии, где он создал первую психологическую лабораторию. Его исследования были посвящены изучению времени реакции, воображения, ощущений и гипноза.
  Флэмент Клод / Flament, Claude (p. 1930). Публикации Флэмента охватывают разнообразные темы: социальное влияние, ингрупповое поведение, когнтивную теорию структурного баланса, анализ качественных данных, и теорию упорядоченных множеств.
  Флюгель Джон Карл / Flugel, John Carl (1884-1955). Самая известная работа Флюгеля - "Сто лет психологии" (A hundred years of psychology) - является одним из наиболее полных изложений истории психологии.
  Фома Аквинский / Thomas Aquinas (1225-1274). В "Сумме теологии" (Summa theological) Фома Аквинский утверждал, что одни вещи постигаются только верой, другие - только разумом, а третьи - путем откровения и рационального доказательства. Когда люди стремятся к истине, они тем самым стремятся к высшему Благу.
  Фоппа Клаус / Foppa, Klaus (p. 1930). Фоппа провел систематические исследования вербальной коммуникации, преимущественно в области развития коммуникативных навыков у детей, в связи с чем им был разработан ряд новых методов анализа.
  Форель Август-Анри / Forel, Auguste-Henri (1848-1931). Форель первым получил биологические препараты образцов человеческого мозга и первым описал метод парабиоза (искусственного сращивания двух животных, при котором между ними устанавливается общее кровообращение, в целях экспериментального исследования).
  Франк Джером / Frank, Jerome D. (p. 1909). Наиболее важное исследование Франка привело к формулированию гипотезы деморализации, согласно которой главная целительная сила психотерапии заложена в возможностях преодоления деморализации пациентов.
  Франкенхаузер Мариэн / Frankenhaeuser, Marianne (p. 1925). Франкенхаузер нашла подход к исследованию проблем человеческого стресса и совладающего поведения, сочетающий методы и понятия биомедицинских и биосоциальных наук.
  Франкл Виктор / Frankl, Viktor Е. (р. 1905). Логотерапия Франкла, заявленная как "поиск человеком смысла", основана в известной степени на его собственном опыте узника нацистских концлагерей.
  Франклин Бенджамин / Franklin, Benjamin (1706-1790). Франклин продемонстрировал, что последовательный образ будет позитивным на темном поле закрытого глаза и негативным в том случае, когда глаза открыты и фиксированы на белом листе бумаги.
  Франц Шеперд / Franz, Sheperd I. (1874-1933). Франц хирургическим путем удалял части головного мозга животных, изучая поведенческие эффекты удаления разных участков. Удаление лобных долей мозга животных приводило к утрате недавно приобретенных навыков.
  Фрейд Анна / Freud, Anna (1895-1982). Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, была специалистом по детскому психоанализу и активно отстаивала специфические потребности детей, применяя теории своего отца.
  Фрейд Зигмунд / Freud, Sigmund (1856-1939). Фрейд создал теорию личности, объясняющую человеческую мотивацию, и затем расширил ее границы, чтобы трактовать не только нарушения мотивации и личности, но и нормальное поведение.
  Френкель-Брунсвик Эльза / Frenkel-Brunswik, Else (1908- 1958). Известность Френкель-Брунсвик связана с ее крупным вкладом в коллективный труд - "Авторитарная личность" (The authoritarian personality), а также с ее эмпирическим определением понятия неспособности переносить неопределенность.
  Фресс Поль / Fraisse, Paul (p. 1911). Фресс наиболее известен своими достижениями в психологии времени и естественных ритмов. Он также внес существенный вклад в развитие научной психологии во Франции.
  Фрийда Нико / Frijda, Nico H. (р. 1927). Фрийда развил общую теорию эмоций, объединяющую различные взгляды в рамках информационного подхода, но при этом сохраняющую достижения феноменологического и клинического подходов.
  Фриш Карл фон / Frisch, Karl von (1782-1982). Фриш наиболее известен своими исследованиями коммуникации у рабочих пчел. Он изолировал связанные с коммуникацией зрительные, обонятельные и вкусовые сигналы и доказал, что для определения направления полета пчелы используют в качестве ориентира солнце.
  Фромм Эрих / Fromm, Erich (1900-1980). Фромм признавал биологическое прошлое человечества, но особо подчеркивал социальную природу человека. Тема продуктивной любви является основной для большинства сочинений Фромма.
  Фребель Фридрих / Frobel, Friedrich (1782-1852). Фребель видел цель обучения и воспитания в развитии или развертывании врожденного потенциала индивидуума. Подразумевалось, что ребенок от рождения чист и невинен, и все человеческое зло, таким образом, является следствием применения неправильных педагогических методов.
  Хага Джан / Haga, Jun (p. 1931). Хага внедряет науку о языке в теорию и практику обучения. Он утверждает, что значение передается посредством логической и эмотивной функций языка.
  Хайдбредер Эдна / Heidbreder, Edna (1890-1985). Разнообразные интересы Хайдбредер можно сгруппировать в три категории: школы, системы и теории психологии; психология познания; тестирование и измерение.
  Хайдеггер Мартин / Heidegger, Martin (1889-1976). Хайдеггера считают связующим звеном между экзистенциальной философией и экзистенциальной психологией. Он полагал, что люди должны примириться с тем, что смерть неизбежна и что после нее уже ничего не будет.
  Хайдер Фриц / Heider, Fritz (1896-1988). Хайдер работал в исследовательской лаборатории Курта Коффки, занимаясь проблемами, связанными с глухотой. Концепции Хайдера изложены в его книге "Психология межличностных отношений" (The psychology of interpersonal relations).
  Хайнд Роберт / Hinde, Robert A. (p. 1923). Работа Хайнда по поведению птиц повлекла за собой сравнительные исследования поведения ухаживания, анализ мотивационных конфликтов и изучение габитуации (привыкания).
  Халл Кларк / Hull, Clark L. (1884-1952). Наиболее весомый вклад Халла в психологию состоит в разработанной им теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX столетия.
  Хант Тельма / Hunt, Thelma (1903-1992). Исследования Хант относятся к области психологии персонала: она разрабатывала тесты, соответствующие задачам, вытекающим из принятия Закона о гражданских правах, а также из правительственных постановлений и судебных решений, касающихся применения тестов.
  Хара Казуо / Hara, Kazuo (p. 1929). Интересы Хара лежат в двух областях исследований: физиологической психологии и измерения социальных аттитюдов.
  Харлоу Гарри / Harlow, Harry F. (1905-1981). Харлоу наиболее известен своими исследованиями детенышей обезьян, выращенных суррогатными матерями. Он установил, что длительная социальная депривация ведет к серьезному нарушению последующего социального поведения.
  Хебб Д. O. / Hebb, D. О. (1904-1985). Эксперименты Хебба подтвердили важность раннего опыта для развития психики и интеллекта и сохраняющейся в зрелости потребности в нормальной сенсорной среде для сохранения психического здоровья.
  Хекхаузен Хайнц / Heckhausen, Heinz (p. 1926). Хекхаузен сконструировал на основе ТAT меры для независимой оценки "ожидания успеха" и "страха неудачи". Эти меры легли в основу быстро развивающихся в Германии исследований мотивации достижения.
  Херманн Teo / Hermann, Theo (p. 1929). Херманн наиболее известен своими работами по когнитивной психологии, психологии речи и философским вопросам психологии.
  Хилгард Эрнест / Hilgard, Ernest R. (р. 1905). Исследовательские интересы Хилгарда поначалу были связаны с психологией научения и мотивации, а начиная со времени Второй мировой войны он сконцентрировал свои усилия на социальной психологии и исследованиях гипноза.
  Хили Уильям / Healy, William (1869-1963). Хили разрабатывал тесты действия в качестве дополнения к шкале интеллекта Стэнфорд-Бине, из которых самым известным и широко используемым является, вероятно, Тест завершения картинок Хили (Healy Picture Completion Test), и был одним из первых организаторов клиник психокоррекции для проблемных детей.
  Ховланд Карл / Hovland, Carl I. (1912-1961). Имя Ховланда связано со многими научными достижениями в психологии, включая исследования эффекта спящего, эффектов кредита доверия к коммуникатору, доказательной ценности формулируемых заключений и степени воздействия пропаганды в зависимости от порядка представления аргументов.
  Холл Кэлвин / Hall, Calvin S. (1909-1985). Вклад Холла в изучение сновидений состоит в применении количественного контент-анализа к большим выборкам сновидений и разработке когнитивной теории сновидений и их символики.
  Холл Маршалл / Hall, Marshall (1790-1837). Холл проводил различие между произвольными и сознательными действиями, зависящими от работы высших центров головного мозга.
  Холл Стэнли / Hall, G. Stanley (1844-1924). Холл заложил основы и всячески содействовал развитию организованной психологии как науки и профессии. Он также занимался многими аспектами развития и воспитания детей.
  Холлингворт Гарри / Hollingworth, Harry L. (1880-1956). Холлингворт использовал понятие реинтеграции в качестве общего принципа и рассматривал ее как основу усовершенствования ассоциативной психологии.
  Холт Роберт / Holt, Robert R. (p. 1917). Холт стремился объединить лучшие качества клинического и статистического подходов к прогнозированию в единой комплексной методологии.
  Холт Эдвин / Holt, Edwin В. (1873-1946). Эдвин Холт, один из первых бихевиористов, твердо верил в то, что психология должна изучать "закономерности специфических реакций".
  Хорас Пласидо / Horas, P1acido А. (р. 1916). Хорас предпринял попытку установить интегративные связи между противоречивыми тенденциями в современной психологии. Он считал, что психология должна исходить из биофизической концепции человеческого поведения, подчеркивающей его когнитивные аспекты.
  Хорни Карен / Horney, Karen D. (1885-1952). Хорни отказалась от традиционной фрейдистской ортодоксии вследствие несогласия с объяснением в ее рамках женской сексуальности. Она считала, что Фрейд придавал несоразмерно большое значение половому инстинкту.
  Хорст Пауль / Horst, A. Paul (p. 1903). Целью Хорста было разрешение человеческих проблем на основе применения строгих математических методов вместо риторики или семантики.
  Хошино Акира / Hoshino, Akira (p. 1927). Хошино наиболее известен своей работой о "культур-шоке", содержащей критический обзор исследований и полное теоретическое рассмотрение вопросов ассимиляции временно пребывающих в стране лиц и их приспособления к новой культуре, а также возвращения в свою собственную культуру после длительного пребывания за рубежом.
  Хэтфилд Элайн / Hatfield, Elaine С. (р. 1937). Основные достижения Хэтфилд связаны с теоретической разработкой и эмпирическим исследованием таких областей, которые, на первый взгляд, кажутся недоступными для научных изысканий: страстная и сострадательная любовь, сильные чувства и межличностное равенство.
  Ча Джэй-Xo / Cha, Jae-Ho (p. 1934). Ча явился инициатором выделения класса социально-перцептивных феноменов, включая эффект диссонанса и перцептивные константности, который он называл эффектом обесценивания (discounting effect).
  Чавес Езекиль / Chavez, Ezequiel A. (1868-1946). Джеймс Марк Болдуин считал Чавеса пионером мексиканской психологии. Чавес содействовал проведению образовательной реформы, которая позволила ему прочитать первый в Мексике курс лекций по психологии.
  Чапанис Альфонс / Chapanis, Alphonse (p. 1917). Один из основоположников науки о человеческих факторах, или эргономики, Чапанис увлекся прикладными исследованиями в процессе разрешения сложных проблем, с которыми столкнулись пилоты военных самолетов во время Второй мировой войны.
  Челпанов Георгий Иванович / Chelpanov, Ceorgii Ivanovich (1862-1936). С точки зрения Челпанова головной мозг был всего лишь местонахождением души, содержанием которой и занималась психология. Согласно его представлениям, душа существовала независимо от материи, но могла быть изучена и понята с помощью подходящих для этой цели экспериментальных методик.
  Чинг Квиченг / Jing, Qicheng (p. 1926). Книги Ченга - "Колориметрия" (Colorimetry) и "Зрение человека" (Human vision) - были первыми научными монографиями по зрительному восприятию, вышедшими в Китае. Он также опубликовал ряд работ по психологическому развитию китайских детей.
  Шайи Уорнер / Schaie, K. Warner (p. 1928). Основные научные достижения Шайи связаны с лонгитюдным исследованием интеллектуального развития взрослых и с теоретическими работами в области методологии исследований развития.
  Шевчук Влодзимеж / Szewczuk, Wlodzimierz L. (p. 1913). Шевчук установил три необходимые условия любого запоминания. Это - активная позиция, ассоциация с более ранним опытом и ассоциация с эмоциональными реакциями.
  Шелдон Уильям Герберт / Sheldon, William Herbert (1899-1977). Шелдон создал эмпирическую базу для структурной теории личности, впервые выдвинутой Гиппократом и Галеном. Шелдон по существу уточнил описанные Кречмером три основные типа телосложения.
  Шериф Музафер / Sherif, Muzafer (1906-1988). Шериф положил начало серии естественных экспериментов по формированию групп, межгрупповому конфликту и сотрудничеству.
  Шеррингтон Чарлз Скотт / Sherrington, Charles Scott (1857- 1952). Шеррингтон опубликовал работы по цветовому зрению и фликер-эффекту, а также по тактильным и мышечным ощущениям. Он ввел в употребление термины интероцептор, экстероцептор и проприоцептор.
  Шехтер Стэнли / Schachter, Stanley (p. 1922). Шехтер разработал когнитивную теорию эмоций, в которой обосновал утверждение, что люди не могут отличить одну эмоцию от другой, если они не имеют хоть какого-то когнитивного указания на то, к чему (кому) относятся их чувства.
  Шираи Цун / Shirai, Tsune (p. 1910). Шираи изучал детей и обнаружил, что перенос поведения у них заметно отличается от переноса поведения у животных, которые ранее служили основными объектами исследований в этой области.
  Шнейдман Эдвин / Shneidman, Edwin S. (р. 1918). Суицидолог и танатолог Шнейдман провел ряд исследований смерти и самоубийств.
  Шопенгауэр Артур / Schopenhauer, Arthur (1788-1860). Шопенгауэр подчеркивал важность освобождения души от чувственных оков. Согласно Шопенгауэру, в жизни люди по необходимости связаны с чувственными вещами, однако конечная цель состоит в том, чтобы возвыситься над чувствами и погрузиться в покойные глубины нирваны.
  Шпрангер Эдуард / Spranger, Eduard (1882-1963). Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких-либо биологических влечений и потребностей.
  Шпурцгейм Иоганн Каспар / Spurzheim, Johann Kaspar (1776- 1832). Френолог Шпурцгейм установил 37 способностей разума, связав каждую с определенным участком коры головного мозга. Подразделение им способностей на три типа - умственные, побудительные и витальные - предвосхитило соматотипы Шелдона.
  Штайнер Рудольф / Steiner, Rudolf (1861-1925). Штайнер основал первую вальдорфскую школу, на основе которой к настоящему времени развилась крупнейшая в мире система частных открытых школ. Он учил, что развитие интеллектуальных и духовных способностей человечества может привести к "духовной науке".
  Штекель Вильгельм / Stekel, Wilhelm (1868-1940). Штекель делал акцент на обучающей роли аналитика и рассматривал терапевтическое отношение как активное партнерство. Он подчеркивал важность целей пациента и считал, что его следует подводить к различению истинных и ложных целей.
  Штумпф Карл / Stumpf, Carl (1848-1936). "Психология тона" (Tonpsychologie) Штумпфа - первая работа по психологии музыки. Одним из наиболее важных аспектов этой работы была теория консонанса и диссонанса в музыке.
  Шуман Фридрих / Schumann, Friedrich (1863-1940). Шуман изучал разнообразные зрительные формы и иллюзии, не испытывая необходимости прибегать для объяснения исследуемых феноменов к понятию качества формы. Он смог объяснить их действием законов внимания, а также характером движения глаз.
  Эббингауз Герман / Ebbinghaus, Hermann (1850-1909). Эббингауз был первым психологом, который экспериментально исследовал научение и память. Он изобрел метод заучивания бессмысленных слогов, вызвавший методологическую революцию в области изучения ассоциаций и научения.
  Эвальд Джулиус Ричард / Ewald, Julius Richard (1855-1921). Эвальда интересовала работа центральной нервной системы и, в особенности, физиология рецепторных концевых органов. Он разработал механическую теорию (pressure-pattern) слуха, которая оспаривала резонаторную теорию Гельмгольца.
  Эванс Ричард / Evans, Richard I. (p. 1922). Эванс наиболее известен как пионер в области исследований картины событий в рассказах участников и очевидцев, применения кино и телевидения в обучении, а также проблемно-ориентированных исследований (изучения предрассудков, молодежной преступности, здоровья) в социальной психологии.
  Эймс Луиза Б. / Ames, Louise В. (р. 1908). Работы Луизы Эймс по процессам развития стали настольными книгами как для профессионалов, так и для родителей.
  Экклз Джон / Eccles, John С. (р. 1903). Экклз, интеракционист и персоналист, рассматривает разум и мозг как отдельные и независимые сущности. Он предложил "гипотезу связи взаимодействия между мозгом и разумом" для объяснения происходящего между ними интерактивного процесса.
  Элкинд Дэвид / Elkind David (p. 1931). Возможно, Элкинд более всего известен своими попытками расширить, интегрировать и применить пиажетианские теории к решению образовательных и социальных проблем детей и молодежи.
  Эллиотсон Джон / Elliotson, John (1791-1868). Эллиотсон успешно практиковал месмеризм в клинике при университетском колледже в Лондоне и ратовал за его профессиональное признание. Он лечил больных, страдавших самыми разными нервными расстройствами, а также использовал гипноз для анестезии во время хирургических операций.
  Эллис Альберт / Ellis, Albert (p. 1913). Эллис считал психоанализ догматичным и неэффективным психотерапевтическим методом. Некоторое время он экспериментировал с другими методами терапии, а затем разработал свою систему, известную теперь как рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ).
  Эллис Хэвелок / Ellis, Havelock (1859-1939). Эллис пришел к выводу, что гомосексуальное поведение является врожденным. Эллис считал мастурбацию приемлемым источником психической разрядки. Он также возражал против применения Фрейдом терминов взрослой сексуальности к поведению маленьких детей.
  Энджелл Джеймс Роллад / Angell, James Rolland (1867-1949). Энджелл сформулировал теоретическое кредо функциональной психологии: а) психология является учением о ментальных процессах ("психических операциях"); б) психологию следует рассматривать как науку о функциональных "утилитах" сознания; в) психология принимает во внимание отношение между организмом и средой.
  Энджелл Фрэнк / Angell, Frank (1857-1939). Фрэнк Энджелл основал лабораторию в Стэнфордском университете. Он занимался психофизикой, в частности, изучал слуховые ощущения.
  Эндлер Норман / Endler, Norman S. (р. 1931). Предложенная Эндлером интерактивная модель тревоги постулирует, что тревожность как черта и тревога как состояние представляют собой многомерные явления, и что взаимодействия, вызывающие состояние тревоги, возникают между людьми и ситуациями только тогда, когда личные факторы и ситуационный стресс конгруэнтны.
  Энтвистл Ноэль / Entwistle, Noel J. (p. 1936). Энтвистл реализовал две 5-летние программы исследований обучения студентов в вузах. Одна программа заключалась в применении психометрических тестов для предсказания успешности обучения, а другая фокусировалась в большей степени на процессах учения.
  Эренфельс, Христиан фон / Ehrenfels, Christian von (1859-1932). Эренфельс явился предшественником гештальтистского движения. Именно Эренфельс и Вертгеймер, по мнению Аша, повлияли на его решение примененить принципы гештальта в социальной психологии.
  Эриксон Эрик / Erikson, Erik H. (1902-1992). Эриксон известен своими трудами по психологии развития. Он придумал термин кризис идентичности и описал жизненный цикл человека в виде последовательности восьми возрастных стадий.
  Эсдейл Джеймс / Esdaile, James (1808-1859). Английский хирург Эсдейл начал практиковать гипноз в Индии после знакомства с книгой другого английского врача, Эллиотсона. Он применял гипноз для анестезии. Эсдейл сообщал о сокращении смертности с 50% до 4% при проведении операций по удалению опухолей мошонки.
  Эскалона Сибилла / Escalona, Sibylle K. (р. 1915). Научные интересы Эскалоны сосредоточивались преимущественно на нормальном развитии в младенчестве и раннем детстве. Она была в числе тех исследователей, которые первыми предприняли экстенсивное систематическое изучение нормального поведения маленьких детей в естественных условиях.
  Эскироль Жан Этьен / Esquirol, Jean Itienne (1772-1840). Последователь Филиппа Пинеля, Эскироль был одним из первых, кто применил статистические методы в клинических исследованиях психически больных.
  Эстес Уильям / Estes, William K. (р. 1919). Эстес выдвинул статистическую теорию, опирающуюся на теорию научения Газри. Он развил статистическую теорию научения, предсказываемого на основе принципа смежности.
  Юм Дэвид / Hume, David (1711-1776). Юм в "Исследовании о человеческом познании" писал: "Разум - это всего лишь пучок или коллекция различных перцепций, объединенных разного рода отношениями, и в нем нет совершенной простоты в любой данный момент и нет тождества в различные моменты, как бы велика не была наша естественная склонность воображать подобную простоту и подобное тождество".
  Юнг Карл / Jung, Carl (1875-1961). Учение Карла Юнга о личности включает три уровня психе (psyche): а) эго, б) личное бессознательное и в) более глубинное коллективное бессознательное.
  Юнг Пол Томас / Young, Paul Thomas (1892-1978). Пол Юнг известен своими исследованиями по локализации звука с использованием псевдофона, инвертирующего слуховые входы. Он установил, что слуховая локализация играет важную роль, особенно когда звучащий объект невозможно увидеть.
  Юнг Томас / Young, Thomas (1773-1829). Благодаря своему интересу к зрению, физик Томас Юнг стал видной фигурой в психологии. Он описал и измерил астигматизм глаза. Посредством измерений фокусного расстояния глаза, Юнг показал, что аккомодацию можно объяснить изменяющейся формой хрусталика.
  Ягода Мария / Jahoda, Marie (p. 1907). Профессиональный интерес Ягоды безраздельно принадлежал двум основным темам: предотвращение разделения социальной психологии на психологическую и социологическую ветви и сосредоточение в большей степени на исследовании проблем, чем на разработке методов исследования.
  Ясперс Карл / Jaspers, Karl (1883-1969). Один из виднейших представителей немецкого экзистенциализма. Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или "бытие-в-мире"; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как "объемлющее" - непостижимый предел всякого бытия и мышления.
  Ястроу Джозеф / Jastrow Joseph (1863-1944). Работы Ястроу посвящены оккультизму, психическому исследованию, мысленной телепатии, спиритуализму и гипнозу. Ястроу отстаивал веру в существование психических феноменов, по крайней мере некоторых из них.
 
 
  Алфавитный указатель статей на английском языке
 
  А
 
  Abreaction
  Academic ability grouping
  Academic achievement tests
  Academic aptitude tests
  Academic success and grouping
  Academic underachievement
  Accident proneness and prevention
  Achievement need
  Acquired drives
  Act psychology
  Action potential
  Adolescence
  Adolescent development
  Adolescent identity formation
  Adolescent sex offenders
  Adopted children
  Adrenal glands
  Adult development
  Adult intellectual development
  Advertising
  Affiliation need
  Age differences
  Aging and intelligence
  Alcoholism treatment
  Algorithmic-heuristic theory
  Alienation (political)
  All-or-none law
  Allport-Vernon-Lindzey scale
  Alzheimer's disease
  American Board Of Professional Psychology
  American Council on Education
  Analysis of covariance
  Analysis of variance
  Ancient theories of dreams
  Animal communication
  Animal hypnosis
  Animal models
  Animal parental behavior
  Animal sexual behavior
  Animal sociobiology
  Animals raised as humans
  Animals surrogate parents
  Anticipation method
  Anxiety
  Apparent size
  Appetite disorders
  Applied research
  Approaches to learning
  Aptitude testing
  Artistic morphology
  Assertiveness training
  Assessing children for psychotherapy
  Attention
  Attention span
  Attention-deficit hyperactivity disorder, ADHD
  Attitude theory
  Auditory discrimination
  Auditory disorders
  Auditory localization
  Auditory perception
 
  B
 
  Background characteristics
  Backward conditioning
  Barnum effect
  Battered people
  Bayley scales of infant development
  Beck depression inventory
  Behavior therapy
  - problems and issues
  Behavioral contracts
  Behavioral contrast
  Behavioral genetics
  Behavioral inhibition
  Behavioral intervention
  Behavioral medicine
  Behavioral modeling
  Behavioral toxicology
  Behaviorally anchored rating scales
  Behaviorism
  Bender gestalt
  Benton visual retention scale
  Bibliotherapy
  Bilingualism
  Bioenergetics
  Biofeedback
  Biographical inventories
  Biological rhythms
  Birth injuries
  Birth order
  Birth order and personality
  Birth trauma
  Bisexuality
  Blacky Pictures
  Block design test
  Blocking
  Body image
  Bogardus social distance scale
  Bonding and attachment
  Borderline personality
  Boredom
  Brain
  Brain injuries
  Brain laterally
  Brain waves
  Breast-feeding
  Brief psychotherapy
  Brief therapy
  Buffering hypothesis
  Bystander involvement
 
  C
 
  Cafeteria feeding
  Camphill movement
  Canalization
  Career choices
  Career counseling
  Career development
  Causal reasoning
  Central limit theorem
  Central nervous system
  Central nervous system disorders
  Central tendency measures
  Central traits
  Cerebral localization
  Cerebral palsy
  Change induction groups
  Character disorders
  Chemical brain stimulation
  Child abuse
  Child guidance clinics
  Child neglect
  Child psychology
  Childhood neurosis
  Childhood psychoses
  Children's behavioral stages

<< Пред.           стр. 72 (из 86)           След. >>

Список литературы по разделу