<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Некоторые руководители предпринимают специальные усилия, чтобы спуститься к сути вещей. "Когда мы начинали в биотехнологии, - говорит Ричард Дж. Махони из Monsanto's, - я обнаружил, что одобряю вещи, которых не понимаю, поэтому я взял несколько учебников, пошел в лабораторию, надел халат и провел тесты сам".
 Политолог Ричард Е. Нойштадт из Гарварда заметил, что успешный руководитель бизнеса должен искать информацию так же, как следует это делать политическому лидеру.
 "Не информация общего плана помогает президенту видеть личные данные человека, - писал Нойштадт, - Это обрывки осязаемых деталей, составляющиеся в его голове в одно целое, помогающие освещать глубину проблем, которые перед ним стоят. Чтобы помочь себе, он должен добывать информацию из как можно большего количества источников, охотясь за каждым кусочком факта, мнения, слуха, сохраняя при этом собственные интересы и отношения как президент". Проблемы мальчика на побегушках Внизу корпоративного пирога сидит исполнительный мальчик на побегушках.
 Если вы самый новый, самый молодой, самый неопытный член команды, вы имеете огромное преимущество. Вы на линии фронта, вы стократно пропитываетесь деталями, за знание которых руководитель отдал бы многое.
 Какая возможность! Хотя так много молодых людей отказывается от этой возможности, интересуясь внутренними делами компаниями, а не тем, что происходит снаружи. Они фокусируют свое внимание на том, что происходит внутри компании, а не тем, что делается среди потребителей и потенциальных клиентов. Они говорят своим менеджерам то, что те хотят слышать, а не то, что им следует знать.
 Во всем этом есть определенная логика. Вы не продвинетесь по служебной лестнице, рассказывая своему начальнику, что он не прав. Вы продвинетесь по службе, указывая на положительные стороны вашего руководителя. ("Он умный малыш. Он думает так же как я").
 Если вы, дорогой читатель, работаете на первой работе, вы должны научиться говорить то, что есть. Не для того, спешим добавить, чтобы выражать ваше мнение, а для того, чтобы рассказать о реальных битвах, происходящих на рынке. Только научившись быть точным наблюдателем тактической войны, вы можете выработать рыночные навыки, которые позже приведут к стратегическому великолепию.
 Слишком много новичков хочет начинать сверху. Именно поэтому так много людей с дипломами МВД работает на консалтинговые фирмы.
 Компании, однако, начинают умнеть. "Когда я встречаю молодого консультанта без всякого полевого опыта, - сказал Френк Пердю, - я просто не могу этому поверить. Люди должны понять, что они не знают всего обо всем, и что небольшой грех начать снизу и подниматься".
 Или как однажды сказал Гарри Трумэн: "Единственно, чему стоит учиться, это то, чему вы учитесь после того, как все знаете". Проблемы в середине
 Действие в большинстве корпораций происходит в середине. Высшее руководство устанавливает стратегию, но именно руководители среднего уровня должны превратить стратегию компании в тактику.
 Люди в середине часто не поддерживают связь с рынком. У них нет времени на то, чтобы идти вниз к линии фронта. Слишком много собраний надо посетить, слишком много планов надо написать, слишком много бумажной работы, за которой надо следить. (Если бы семьи управлялись так, как бизнес, дети не получали бы карманных денег до тех пор, пока не составили бы список расходов на неделю вперед).
 Процесс планирования в большинстве компаний вносит вклад в изоляцию руководителей среднего уровня. Многие менеджеры не имеют времени на то, чтобы посетить линию фронта. Они слишком заняты написанием планов, которые, по идее, должны основываться на посещении ими поля боя.
 Когда они действительно сталкиваются с реальностью, часто по чистой случайности, они с ужасом обнаруживают, что их планы основаны на мифах, а не фактах.
 
 Возьмем бум финансовых сервисных компаний. Все продают, продвигают и выводят на рынок финансовые услуги.
 Биржевые брокеры больше не продают акции. Они предоставляют финансовые услуги: ежегодную ренту, взаимные фонды, муниципальные городские обязательства.
 Компании страхования жизни больше не продают страховки вашей жизни и собственности. Цитируя рекламу для туристов, они продают "диверсифицированные финансовые услуги", в том числе финансирование по закладным, пенсионные программы, взаимные фонды, НМО и РРО.
 Коммерческие банки хотят быть вашим финансовым партнером по жизни, с кредитными карточками, страховкой, и так далее. (Откройте счет в Citibank или банке Chase, и ваш почтовый ящик каждый день будет полон. Вы найдете в нем предложения финансовых услуг, в существование которых вы даже не могли поверить).
 Спуститесь к линии фронта на войне финансовых услуг и послушайте потребителей и потенциальных клиентов. Вы когда-нибудь слышали, чтобы клиент использовал выражение "финансовые услуги"?
 Например: "Давай сходим в Savings & Loan, дорогой, и купим немного финансовых услуг".
 Потребители не обобщают, а конкретизируют. Они говорят о страховках, акциях, страховании автомобилей, годовой ренте, ссудах на недвижимость.
 Но компании, которые пытаются продать свои услуги этим потребителям, делают все наоборот. Они продвигают себя как поставщиков полного цикла финансовых услуг. По аналогии с военными мы называем это "атака на широком фронте". Это почти никогда не работает. Проблемы предпринимателя
 Одним словом, деньги. В любом другом смысле горстка будущих предпринимателей имеет большое преимущество перед миллионами корпоративных менеджеров.
 Предприниматели находятся в самом низу, на линии фронта. Их идеи и концепции рождаются из их собственного опыта. У них есть власть принимать решения, поскольку они не ищут одобрения других. В результате огромное большинство маркетинговых успехов рождается в среде предпринимателей.
 Деньги, однако, являются основным препятствием на пути к успеху. Многих предпринимателей останавливает именно не отсутствие идей, а отсутствие начального капитала. Во многих отраслях сегодня цена признания начинается от миллиона и выше.
 Компания Federal Express привлекла более 80 миллионов долларов внешнего капитала, прежде чем начала приносить прибыль. А Фред Смит вложил несколько своих миллионов, чтобы смазать двигатели.
 Нет легкого пути
 Являетесь ли вы предпринимателем-одиночкой или корпоративным менеджером, работаете ли вы в большой компании или в маленькой, на верху вы или внизу организации, или где-то посередине, нет легких путей в маркетинге снизу вверх.
 У вас будет, однако, прекрасная возможность, если вы захотите вступить в борьбу. Немногие делают это.
 Большинство менеджеров взирают сверху вниз, вооруженные своей корпоративной стратегией и пятилетними планами.
 Для мыслителей сверху вниз существует много легких путей. Глава 3. Отслеживание тенденций Как все изменилось за 30 лет.
 Одним из самых стойких мифов в маркетинге является понятие изменения. Как все изменилось за последние три десятилетия?
 Давайте посмотрим на эти драматические изменения с точки зрения обычного дня одного из авторов. День в жизни
 Этим утром зазвонил будильник и я встал с кровати. Я принял душ, побрился, оделся, съел завтрак и поехал на станцию.
 Я делал абсолютно то же самое 30 лет назад.
 Возможно, если мы посмотрим с более близкого расстояния, мы увидим большие изменения. Может
 быть, они заключались в мыле, которым я мылся? Нет, все время это было мыло Ivory.
 В шампуне тоже кроются большие перемены. Я раньше пользовался шампунем Prell. Теперь я использую шампунь, называемый Style. (Моя дочь, однако, пользуется шампунем Prell.)
 Давайте перейдем из душа к раковине. Какая разница. Моя бритва Atra имеет два лезвия вместо Gilette с одним лезвием, которой я пользовался раньше. Мой дезодорант стал антиперсперантом. Моя зубная паста Crest вместо Colgate. (В начале шестидесятых одобрение ADA заставило меня переключиться на другой брэнд).
 
 Когда я оделся, однако, я действительно начал замечать сильную разницу. По какой-то причине я больше не ношу футболку. (Может быть, это тенденция к простоте).
 В моих туфлях нет шнурков, нет манжет на моих брюках и я не ношу булавку для галстука. Для того, чтобы уравновесить тенденцию к простоте, я положил носовой платок в карман и воткнул булавку в воротник рубашки. Мой кошелек кладется в карман пиджака, а не в карман брюк.
 Я выпил апельсиновый сок и съел хлопья на завтрак так же как и 30 лет назад. Я выпил кофе, но без сливок, сахара и кофеина.
 Затем я доехал в машине с двигателем внутреннего сгорания до станции. Но сегодня в моем автомобиле восемь цилиндров вместо шести и ей нужен неэтилированный бензин.
 В офисе у меня такие же встречи как раньше и я также пишу обычные письма. У меня есть секретарь, который печатает письма на машине, которая выглядит как печатная машинка, хотя и является компьютером.
 Мой телефон, однако, сильно отличается от того, что был. Раньше у меня был черный, а теперь белый.
 После работы я прихожу домой и делаю то, что делал 30 лет назад: смотрю телевизор и думаю о том, как сильно изменилась моя жизнь.
 Если мне нужно назвать два самых больших изменения за 30 лет, это будут два лезвия вместо одного в моей бритве и неэтилированный бензин в моем автомобиле.
 Я с нетерпением жду невероятных изменений, которые должны произойти в грядущие десятилетия. Три лезвия в моей бритве? Спирт вместо бензина в баке? Очковтирательство вместо реальности
 Если вы читаете ежедневную газету или национальный журнал, реальность представляется вам совсем в другом свете. Ежедневно происходят невероятные, потрясающие мир изменения.
 "Восьмидесятые кончились. Скупость вышла из моды.", - гласит статья на обложке последнего номера журнала Newsweek.
 Жадность вышла из моды? Вот так просто? Вы лучше поверите в это, поскольку Newsweek говорит, что это произошло. "Десятилетия не являются просто календарным временем. Они являются тенденциями, ценностями и ассоциациями, связанными вместе в памяти нации. Они начинаются и кончаются в середине ночи, когда все смотрят в другую сторону".
 Разве Чарльз Лазарус, заработавший 60 миллионов долларов в должности руководителя Toys "Я" US в 1987 вступил в Корпус Мира в Южной Америке в 1988? Сомнительно.
 "Мир с тобой, брат". Разве так здороваются сейчас на Уолл Стрит? Разве действительно что-то изменилось в Америке, как говорит Newsweek?
 Когда вы начинаете отслеживать тенденции, не забывайте, что большинство тенденций созданы для того, чтобы продавать газеты и журналы, а не для того, чтобы помочь маркетингу ваших продуктов. "Уравнение потребительского рынка продолжает постоянно и необратимо изменяться", - сказал один гуру от менеджмента. - Поэтому базовые изменения нужны в следующем отношении: от менеджмента бизнеса к менеджменту изменений".
 Где эти перемены? Что произошло с безбумажным, безналичным, безчековым обществом?
 Что произошло с Третьей волной, мега тенденцией, второй индустриальной революцией, информационно-ориентированным обществом, где каждый работает дома перед компьютером или терминалом с видеотелефоном?
 На самом деле, что произошло с видеотелефоном?
 У вас уже есть вертолет? Где та превосходная машина, которая должна заменить ваш автомобиль и сделать шоссе ненужными?
 Вы уже получаете ежедневно свою электронную газету по телевизору, как было обещано два десятилетия назад?
 Реальность никогда не соответствует тому, что нам пытались втереть. Будущее всегда находится не дальше, чем соседний холм.
 Но что же происходит, когда вы садитесь писать маркетинговый план? "Все быстро меняется в нашей индустрии", именно эта мысль, скорее всего, придет вам в голову.
 Как волны в океане, все постоянно меняется. Но краткосрочные изменения порой не дают вам увидеть долгосрочные тенденции.
 Если вы работаете в области пищевого бизнеса, например, все очковтирательство сфокусировано на курице и рыбе. "Говядина вышла из употребления. Все едят курицу и рыбу".
 На самом деле, потребление говядины на душу населения превышает потребление курицы и рыбы вместе взятых.
 
 Потребление говядины падает, возможно. Подумаете вы. На самом деле, потребление говядины на душу населения растет в течение последних трех десятилетий. Однако, это всего лишь волна в океане изменений. О том, что может случиться в будущем - другой разговор.
 Офис будущего
 В последние годы ни один миф не обсуждался так широко. Однако сегодняшний офис выглядит скорее как офис прошлого, чем как офис будущего.
 Сегодня утром, вы, возможно, выпили чашку кофе, прочли почту, продиктовали несколько писем, сделали несколько телефонных звонков и вытащили несколько листков бумаги из ваших файловых папок. Ваш предшественник в Corporate America, возможно, делал то же самое 50 лет назад.
 Что же произошло с офисом будущего?
 Смешно, но большинство самых главных изменений в сегодняшних офисных операциях не имеют
 ничего общего с электроникой. Сегодня это появление Federal Express, конной почты сегодняшнего
 дня.
 Что же случилось с управляемой компьютерами офисной системой?
 Как и многие другие раздуваемые идеи, "офис будущего" продолжает таиться где-то в будущем и, похоже, никогда не приблизится к реальности.
 Мифы имеют тенденцию подкармливать сами себя. Именно поэтому поход вниз к линии фронта не имеет ничего общего с чтением ваших любимых газет и журналов по бизнесу.
 Как только в печать просачивается идея типа офиса будущего, о ней будут продолжать писать. Очковтирательство порождает очковтирательство.
 Как вы думаете, что читают редактора и журналисты? Верно, то, что написали другие редактора и журналисты. Это гораздо проще, чем создавать оригинальный материал.
 Невозможно предсказать будущее
 Поэтому не планируйте его.
 Стоило только Megatrends наводнить книжные прилавки, предсказывая подъем южных штатов, когда произошло прямо противоположное. Северо-восток пошел на подъем, в противовес тенденции, в противовес предсказаниям "экспертов".
 Выпуск журнала Fortune от 12 октября 1987 года появился на прилавках 26 октября с фотографией Алана Гринспена, экономиста номер один в Америке и председателя Федерального Резерва, на обложке.
 "Почему Гринспен играет на повышение", - гласил заголовок на обложке. Неделю спустя индекс Dow-Jones упал на 508 пунктов, и индустрия потеряла 22,6 процента ценности. Гринспен не допускал и мысли о Черном Понедельнике.
 В 1917 году Министерство внутренних дел предсказало, что у Америки осталось нефти всего на 27 лет. Через 51 год, в 1975 году, правительство Соединенных Штатов предсказывало, что ее хватит еще на 12 лет. Ну и что, кончилась у нас нефть в 1987 году?
 Одна из проблем состоит в том, что краткосрочные тенденции исправляют сами себя, так же как и фондовый рынок. Увеличение потребления говядины приводит к повышению цен на говядину, которое ведет к понижению потребления говядины.
 Точно так же, спрос на рекламу на кабельном телевидении снизился. Не потребуется большого снижения цен на кабельное телевидение для того, чтобы подогреть спрос. Фатальный изъян
 Фатальным изъяном многих маркетинговых планов является стратегия, основанная на "предсказании будущего".
 Редко предсказания являются очевидными. Обычно они так глубоко похоронены в допущениях, что вам нужна степень по риторике, чтобы вытащить их.
 Самым частым изъяном является экстраполяция тенденции. Если вы верили прогнозам, данным несколько лет назад, то все бы сейчас ели жареную рыбу и курицу барбекю.
 Ключевым пунктом является то, что основные привычки меняются очень медленно, а пресса часто преувеличивает маленькие изменения. В результате компании неправильно понимают ситуацию. Поэтому McDonald's и Burger King попались на удочку курицы. Поэтому Avon отходит от своей концепции "магазин дома".
 Так же плохо как экстраполировать тенденцию, предполагать что будущее станет повторением прошлого. Когда вы предполагаете, что ничто не изменится, вы предсказываете будущее также точно, как когда вы предполагаете, что что-нибудь обязательно изменится.
 Помните закон Питера: "Неожиданное всегда происходит". История Slice
 
 Slice это содовый прохладительный напиток, представленный компанией Pepsi-Cola сразу в двух вариантах: с сахаром и диетический.
 Мы бы порекомендовали, чтобы Slice был только диетическим продуктом. (Из-за фруктовых подсластителей Diet Slice содержит всего 28 калорий).
 Причина такой рекомендации в том, что в таком случае появляется возможность лучше позиционировать Slice как фитнес-продукт здорового питания. Другими словами, только диетический напиток Slice сузил бы "фокус" продукта, что всегда является хорошей стратегией в маркетинговой войне.
 Стратегия только диетического продукта, кроме того, отказалась бы от элемента сахара, который представлен в 80 процентах продуктов на рынке. Но Slice вывели на рынок как игрока в двух направлениях. Это сделано неплохо, но, по нашему мнению, не так хорошо, как могло бы быть, если бы это был только диетический продукт.
 Происходит следующее: сегмент рынка диетических продуктов растет за счет продуктов с содержанием сахара. В настоящее время 27 процентов продаж всех напитков Coke падает на диетические разновидности.
 В случае Slice, как и ожидалось, диетический напиток превосходит по продажам напиток с сахаром. Если бы компания сфокусировалась только на диетической версии, мы полагаем, продукт захватил бы даже большую долю рынка. Реклама могла бы быть более сфокусированной на фитнесе и здоровье: "Slice добавляет фруктовые соки и вычитает калории", например.
 Отдельные продукты не всегда "следуют за рынком". Несмотря на то, что сахаросодержащие продукты представляют 73 процента рынка Cola, диетическая версия Coka-Cola без кофеина превосходит по продажам такой же напиток с сахаром более чем в четыре раза.
 Вы не можете предсказать врага
 Генералы, которые строят военные планы, основываясь на том, что они "знают", что собирается сделать враг, "предсказывают врага", что является разновидностью предсказания будущего. Обычно оказывается, что такие генералы проигрывают сражение.
 Генералы-победители обычно строят военные планы, которые будут работать не зависимо от того, что делает враг. Это суть хорошей стратегии.
 Когда вы предсказываете, что сделает враг, вы покупаете лотерейный билет, в котором на карту ставится будущее вашей компании.
 Азартные игры хороши в Лас-Вегасе, в Атлантик Сити или на Уолл Стрит. Но они недостаточно хороши для маркетинга.
 Вы можете создать будущее
 Также существует разница между "предсказанием" будущего и "созданием" будущего.
 Когда вы предсказываете будущее, вы рассчитываете на изменения в поведении потребителей, которое произойдет в один неопределенный момент в ближайшем будущем. И вы стоите со своей доской для серфинга и ждете волны.
 Когда вы создаете будущее, вы предлагаете продукт или услугу, сам успех которых создает тенденцию. В сущности, вы развиваете скрытый интерес к новой категории продуктов. По аналогии с военной тематикой, мы называем это обходом с флангов.
 Все хорошие обходы с флангов создали свое будущее. Они не зависят от происходящего вне их сиюминутной области действия.
 Компания Gourment Popping Corn Орвилла Реденбахера решила рискнуть, полагая, что люди стали бы платить вдвое больше за высококачественный поп-корн. Неплохой риск в сегодняшнем изобильном обществе.
 Компания Stouffer's решила рискнуть, полагая, что люди будут платить $3 за обед по телевизору. Продукт получил концепцию на $3 (низкокалорийная еда для гурманов) и название на $3 Lean Cusine (Постная еда).
 Stouffer's создала категорию замороженных низкокалорийных продуктов. Она продает своей "постной еды" более чем на 300 миллионов долларов в год. Тенденции против проходящих увлечений
 Существуют долгосрочные тенденции, сильно отличающиеся от краткосрочных изменений, которые происходят постоянно.
 Показатель курения сигарет изменился от 37 процентов взрослого населения в 1970 году до 33 процентов в 1980 году. (Это падение спроса на 4 процента ввергло табачную индустрию в шок).
 Долгосрочные тенденции происходят очень медленно. Люди не просыпаются посреди ночи для того, чтобы бросить курить.
 За 25 лет потребление кофе взрослым населением упало с 3,1 чашек в день до 1,7 чашек в день.
 
 Будет ли падение продолжаться? Вы можете быть твердо уверены, что будет. Среди взрослых 60 лет и старше 79 процентов пьют кофе. Среди взрослых в возрасте от 20 до 29 лет только 41 процент пьет кофе. Потребление кофе будет продолжать уменьшаться.
 Как можно отличить проходящее увлечение от тенденции? Видеотелефон от видеомагнитофона? Волну от прилива?
 Это нелегко. С одной стороны, тенденцию обычно нужно наблюдать в течение десяти лет или более. Даже тогда вы не всегда можете быть уверены.
 Потребление говядины, например, снизилось с 88 фунтов на душу населения в 1975 году до 77 фунтов на душу населения в 1980 году. Затем потребление говядины начало расти.
 Как раз когда все думали, что бег трусцой заменит ночной баскетбол как любимый спорт Америки,
 количество бегающих трусцой стало резко уменьшаться. Поэтому что можно предсказать о
 теперешнем помешательстве по поводу Nautilus?
 Трудно сказать.
 Никто больше не курит
 Еще одним способом отличить тенденцию от проходящего увлечения является наблюдение за причиной и следствием. Уменьшение курения сигарет является не просто спадом спроса. Это, кроме того, эффект от отчета о курении Surgeon General's, вышедшего в 1964 году, который вызвал мощную реакцию общества.
 Более половины мужского взрослого населения курило в 1964 году. Сегодня это делают менее 40 процентов. (Что касается женского населения, процент курящих упал с 33 до 29).
 Еще более значимым фактом является то, что две трети всех врачей, куривших в 1964 году, бросили. Благодаря их влиянию на остальную часть населения, некурящие врачи подтолкнули тенденцию к дальнейшему развитию.
 Даже самые сильные тенденции становятся преувеличенными. (Две женщины обедают, и одна говорит другой: "Никто больше не курит").
 Она права только частично. За 25 лет падение количества курящих женщин составило 4 процента.
 По действенности и возбуждению, наблюдение за тем, как женщины бросают курить, сравнимо с наблюдением за тем, как растет трава.
 "Никто больше не курит" стоит рядом с утверждением "никто больше не ест белый хлеб". (70 процентов продаваемого сегодня хлеба это белый хлеб).
 Хотя курение сигарет и потребление белого хлеба очевидно падают. Это сильная тенденция. Что показывает еще одну разницу между проходящим увлечением и тенденцией.
 Тенденция подразумевает медленные изменения
 "Все работают" еще один пример преувеличенной тенденции. Сегодня среди женщин с детьми в возрасте до 6 лет работают около 55 процентов.
 Но 8 лет назад работало около 45 процентов женщин этой категории. Поэтому эта растущая тенденция (а это определенно тенденция) представляет около 1 процента роста работающих женщин в год.
 "Люди стареют". Да, они живут дольше, потому средний возраст населения увеличивается. Перед тем как пересмотреть свой маркетинговый план, однако, вам нужно вглядеться в реальность, а не в мифы.
 В пятидесятых, средний возраст составлял 30 лет. Сегодня он около 32. Почти сорок лет прошло, пока население постарело на 2 года.
 Даже эти цифры скрывают периодические волны, которые проглядывают сквозь статистику. С 1950 до 1970, средний возраст уменьшился с 30 до 28 лет.
 Поэтому у нас было два десятилетия, когда на всех углах кричали, что "люди молодеют", за которыми
 последовали два десятилетия, когда люди стали "стареть", о чем опять же широко сообщается в
 прессе.
 Было гораздо больше изменений в мифотворчестве, чем в возрасте населения.
 Тенденция обычно предполагает медленные изменения. Проходящее увлечение похоже на моду: оно обычно быстрее начинается и внезапнее прекращается.
 Шоковое падение рынка в 1987 иллюстрирует разницу между этими процессами. Если вы купили акции в последний день торгов 1986 года и продали их в последний день 1987 года, насколько вы пострадали?
 Другими словами, насколько плохим годом был год 1987? На самом деле, индекс Dow Jones закончил 1986 год на отметке 1896, а через год он был равен 1939, поэтому ваши акции в среднем поднялись бы на 2,3 процента за год.
 Падение фондового рынка было проходящим увлечением в середине долгосрочной тенденции подъема цен на акции.
 
 Было понятно, что цифровые часы были проходящим увлечением, так как продажи поднялись в одночасье. Следовало ожидать, что охладители для вина притормозят, когда их продажи росли два года подряд.
 С другой стороны, продажи микроволновых печей росли очень медленно. Сегодня более половины всех хозяек владеют микроволновой печью, больше тех, у кого есть посудомоечная машина.
 В офисах сравнимым продуктом является факсимильный аппарат. Так же как и микроволновки, факсы стартовали медленно.
 Сегодня факс стоит впереди тенденции, которая на длинной дистанции усложнит жизнь почтовой службе Соединенных Штатов, которая является естественным конкурентом факсимильных аппаратов.
 Другой разницей между проходящим увлечением и тенденцией является то, что увлечение широко освещается в прессе. Проходящее увлечение стоит того, чтобы о нем говорить в новостях, поскольку оно происходит быстро. Тенденция освещается гораздо меньше, поскольку она менее заметна из-за медлительности.
 Вы можете получить ушат холодной воды, оседлав тенденцию слишком быстро. Конечно, воздушные путешествия в Соединенных Штатах выросли в свете ослабления регулирования. Поэтому руководитель компании Braniff Хардинг Лоуренс купил 40 новых самолетов и открыл 16 новых направлений за один день. Это превратило доход 1978 года в 45 миллионов долларов в потери размером в 44 миллиона долларов в 1979 году, поскольку экономика сползла в рецессию, а стоимость топлива удвоилась.
 Растущий уровень ожиданий
 Однако, существует тенденция, отвечающая за большую часть успеха продуктов высокого класса, таких как часы Rolex и автомобили Jaguar. Эту тенденцию можно назвать ростом уровня ожиданий.
 Для примера сравним четверть века между 1960 и 1985. Доход средней семьи в 1960 году составлял 5620 долларов. Через 25 лет он составил 27,735 долларов, то есть вырос почти в пять раз.
 Возможно. На 25 тысяч нельзя купить в пять раз больше продуктов и услуг, но большинство людей чувствовали себя более уверенно из-за того, что у них в карманах завелись деньги. (На самом деле, они стали лучше жить. Потребительский ценовой индекс в 1985 году был всего в 3,6 раз выше, чем в 1960).
 У потребителей не только стало больше денег, у них вырос и уровень образования.
 В 1960 году менее 8 процентов взрослого населения имели диплом колледжа. К 1985 году почти 20 процентов имели диплом. Станет ли выпускник Гарварда покупать Chevrolet? Или станет питомец Принстона ездить на автомобиле Plymouth? Им подавай Volvo или BMW, независимо от того, могут они себе этот автомобиль позволить или нет.
 Роль исследований
 Вы можете подумать, что в обсуждении "отслеживания тенденций" мы основываемся на исследованиях.
 Мы этого не делаем.
 Большинство цифр, которые нужны вам для составления эффективного маркетингового плана, могут быть получены в вашей местной библиотеке, из источников правительства США или из вашего любимого издания по торговле. Это исследования, которые рассказывают вам, что на самом деле сделали люди.
 Когда вы используете исследования для того, чтобы выяснить, что люди будут делать, вы сталкиваетесь с проблемами.
 Люди часто отвечают на вопросы так, как им кажется, наиболее приемлемо с социальной точки зрения. Это особенно верно по отношению к фокусным группам, когда другие люди смотрят на них из-за зеркальных стекол.
 Трюк в том, чтобы получить ответы, которые люди приберегают для себя. Кто захочет признать, что ест фаст-фуд вместо полезной пищи? Сколько руководителей компаний признаются, что ненавидят писать письма или что они испытывают страх перед персональным компьютером? Кто признается, что слишком много разговаривает по телефону?
 Роль обратного хода
 Всегда есть рынок для противоположной точки зрения.
 За последние 100 лет, самыми односторонними президентскими выборами в истории Америки были выборы 1920 года. В результате этих выборов республиканец Уоррен Г. Хардинг получил 61,6 процента голосов, а демократ Джеймс М. Кокс получил 34,9 процента голосов. (Социалист Евгений В. Дебс получил остальные 3,5 процента).
 Во время самого большого провала на выборах в двадцатом столетии проигравший все равно получил более трети голосов. Во многих категориях продуктов сегодня лидирующий брэнд не имеет такой большой доли рынка.
 
 Что создает демократа? Многие из них созданы республиканцами. Когда рабочие лидеры видят, какая партия получает наибольшую поддержку от лидеров бизнеса, догадайтесь, какая партия получает большинство голосов рабочих.
 Что делает республиканца? Тот же принцип применим.
 Поскольку многие компании быстро седлают проходящие увлечения, вы часто можете стать героем,
 делая прямо противоположное.
 Представьте, что вы получили задание выйти на рынок с новым продуктом.
 Когда вы смотрите на победителей и побежденных в маркетинговых войнах, вы видите, что большое
 количество успешных продуктов это именно те, которые двигались против рынка.
 Другими словами, если все делают одно, постарайтесь сделать противоположное.
 Lean Cusine достигла большого успеха, поэтому компания All American Gourment перевернула концепцию. Линия Budget Gourment этой компании сейчас владеет долей, равной около 15 процентам рынка готовых замороженных продуктов.
 Причиной, по которой импортные сорта пива достигли в Соединенных Штатах большого успеха, было то, что это были полноценные сорта в отличие от легкого американского пива. Сейчас на рынок выходит Amstel Light и переворачивает это положение.
 Так же как и Budget Gourment, пиво Amstel Light имеет большой успех.
 В истории много примеров бизнеса, "делающего наоборот". Когда все пытались следовать за IBM в универсальных компьютерах, компания Digital Equipment Corporation обратилась к малым формам и сделала миникомпьютер. В процессе Digital Equipment Corporation стала второй по величине компьютерной компанией в мире.
 Когда General Motors думала о большом, компания Volkswagen думала о маленьком. Как раз когда автомобильная промышленность отказалась от автомобилей с откидным верхом, Ли Йакокка вернул их обратно.
 Так и идет. В эру огромных размеров, новая категория продуктов питания обещает стать порционной. Поскольку сети, торгующие гамбургерами, двигаются в сторону больших сидячих ресторанов, все больше их клиентов лишь забегает взять гамбургер навынос.
 Мораль очевидна. Просто придумайте способ сделать обратное тому, что делают все остальные и вы, возможно, найдете для себя новый успешный продукт.
 Роль реальности
 Каждый маркетинговый план отчаянно нуждается в здоровой дозе реальности. Хотя соблазн уйти в прекрасное далеко иногда непреодолим.
 Комментарии, даваемые вокруг стола в конференц-зале больше напоминают голубое небо, чем черную землю. "Все пьют Perrier". "Никто больше не курит". "Автомобили, выпускаемые национальной промышленностю, отжили". Вот такую картину вы получите.
 Не пытайтесь размышлять за столом в конференц-зале. Слишком легко последовать за проходящим увлечением недели.
 Steak & Ale, сеть ресторанов, которой владеет компания Phillsbury, поверила, что никто больше не будет есть бифштексы. Подумайте о всех статьях о вреде холестерина, появлявшихся в прессе. Поэтому Steak & Ale добавила в меню креветки, рыбу и курицу. Продажи стали падать.
 Поэтому Steak & Ale быстро вернулась к своей оригинальной концепции, но сдвиг в сторону здоровой пищи разрушил ее импульс, который теперь трудно восстановить.
 Реальность не является захватывающей концепцией, поэтому в бизнес-школах реальность не изучают. Там учат "двигаться вместе с рынком".
 В девяти из десяти случаев рынок просто следует за последним проходящим увлечением. На следующей неделе он опять изменится.
 Вы не можете управлять корпоративным кораблем, пытаясь выплыть на каждой волне, которую гонит Wall Street Journal или The New York Times. Вы ведете корабль, пытаясь поймать долгосрочный прилив.
 К несчастью для вашего процесса планирования, пресса обычно не видит смысла освещать в новостях долгосрочную тенденцию, до тех пор, пока не вам станет слишком поздно подниматься на борт.
 Глава 4. Сужайте фокус
 Вы спустились вниз к линии фронта, погрузившись с головой в детали. Вы отслеживаете долгосрочные тенденции, которые могут влиять на ваш рынок. Что же вы делаете на самом деле? Вы сужаете ваш фокус.
 На протяжении всей истории человечества битвы выигрывали, поскольку генералам удавалось сконцентрировать свои силы в решающей точке. Другими словами, они концентрировали свои силы на одном секторе линии фронта.
 
 "Ваши силы должны быть сконцентрированы сверх необходимости, - говорит Клаузевиц, - Это фундаментальная идея. Всегда стремиться быть раньше всех и уйти как можно дальше".
 Битва при Ватерлоо была выиграна, поскольку Веллингтону удалось ввести своих прусских союзников в боевой котел в критический момент.
 Битва при Ватерлоо была проиграна, так как Наполеон не мог сфокусироваться на одном враге в нужный момент времени.
 Обратное человеческому инстинкту
 Фокус - это сильная концепция, которую можно применить на практике, поскольку она прямо противоположна человеческим инстинктам и поведению. На полевого командира давят, чтобы он нанес много быстрых ударов. Поэтому он отправляет расчет туда, расчет сюда. Когда наступает момент истины, у него уже нет перевеса сил, необходимого для того, чтобы победить.
 Так же и в маркетинге. Ни одна большая компания, которую мы анализировали, не ведет войну. Она участвует во множестве второстепенных стычек, разбазаривающих ее силы и таким образом предопределяя неуспех, когда появляется великая возможность.
 В этом смысле человеческая природа соответствует природе как таковой. С помощью энтропии естественные науки измеряют степень беспорядка в системе. Энтропия всегда увеличивается, а энергия уменьшается в закрытой системе, примером которой является вселенная.
 Если вы посмотрите на современные компании, то обнаружите, что естественные человеческие тенденции заключаются в распылении сил для того, чтобы найти новые рынки, новые продукты, новые применения существующим продуктам. Для того, чтобы расширить продуктовую линейку, чтобы извлечь преимущество из названия компании и торговых марок. Рассеивание является сегодня порядком. (Усиление бренда - это последнее проявление концепции рассеивания).
 Предоставленная самой себе, энтропия всегда увеличивается в закрытой системе, такой как корпорация. Энергия, имеющаяся в наличии, уменьшается, и компания становится уязвимой для нападения конкурентов - как на Уолл Стрит и на Главной улице.
 Таяние мороженого
 Возьмем, например, кафе-мороженое Haagen-Dazs. Судя по The Wall Street Journal, они скоро могут отойти в прошлое.
 Испуганная падением продаж в своих 325 кафе Haagen-Dazs, их владелец, компания Pillsbury, подумывает об их закрытии.
 В чем проблема? Супермаркеты продают то же самое мороженое Haagen-Dazs за меньшие деньги. Как это случилось? Конечно, расширение продуктовой линейки.
 Проблема в том, что расширение продуктовой линейки звучит разумно. "Мы можем извлечь преимущество из нашей превосходной репутации, продавая то же самое мороженое в двух местах. Кафе создадут широкую известность и определят наиболее популярные сорта. Супермаркеты обеспечат объем".
 Синергия опять наносит удар. Когда компании поймут, что путь к успеху один? Один путь, а не два или три, не шестьдесят и не больше. Одним словом, успех это "фокус".
 Во Второй Мировой войне успешные нападения начинались с одного шоссе, а не по всему фронту.
 Съехать с дороги
 Возможно, лучшим примером принципа, что два пути не лучше одного, является American Motors.
 Неужели кто-нибудь действительно верит, что компания American Motors не почувствовала бы себя лучше в последние десять лет, если бы она сфокусировалась на своей приносящей прибыль линии Jeep и отказалась от приносящей убытки линии пассажирских автомобилей?
 Да, так думает Джозеф Е. Капли. "Для успеха в автомобильном бизнесе, - сказал президент American Motors, - вам нужны две ноги. Одна это Jeep, вторая - пассажирский автомобиль". (В мире маркетинга, верно противоположное. Одноногость правит балом).
 Слова звучат по-английски, но акцент французский. Типичное мышление сверху вниз. Остается задуматься, хотела ли компания Renault, чтобы American Motors зарабатывала деньги, или чтобы она выпускала пассажирские автомобили Renault.
 И теперь, когда American Motors больше нет с нами, что планирует делать новый владелец компании, Chrysler?
 Отказаться от линии пассажирских автомобилей и переименовать агентства, занимающиеся продажами, в Jeep. Хороший первый шаг в фокусировке компании.
 Вторым шагом Chrysler уменьшила значение первого. Компания представила новую линию пассажирских автомобилей Eagle, которые будут продаваться дилерами Jeep/Eagle.
 Шаг назад к ошибкам прошлого.
 Если вы спуститесь вниз к линии фронта, к самим дилерам, вы увидите урон, который нанесен разбрасыванием фокуса. Имея единую линию продаж, сведенную к Jeep, продавцов можно было бы
 
 набирать среди тех, кто "верит" в полноприводные, функциональные автомобили без излишеств. В сервисных службах также работали бы эксперты этой концепции.
 Продавая автомобили Jeep и Eagle, и служба продаж и сервисная служба разбрасываются. Когда приезжает потенциальный клиент, продавец не говорит: "Добро пожаловать в мир практичных, функциональных полноприводных машин".
 Продавец говорит: "Что вы хотите купить?".
 "Мы продаем все" концепция настолько же эффективная, насколько эффективны были бы попытки церкви обращаться ко всем, проводя отдельные службы для католиков и протестантов. ("Включите свет над Девой Марией, - говорит менеджер, - пора проводить пятичасовую мессу").
 Фокусировка нелогична
 Если выгоды так ясно очерчены, почему так мало компаний практикуют фокусный подход к маркетингу?
 Во-первых, выгоды не так уж и четко очерчены. Более узкий фокус, как кажется, уменьшит бизнес.
 Представим себе магазин обуви, который 80 процентов своего оборота делает на женской обуви, а остальной оборот - на мужской.
 Если он начнет специализироваться только на женской обуви, будет казаться логичным, что он потеряет 20 процентов оборота.
 Возможно, так и будет, если магазин сделает единственный шаг: откажется от продаж мужской обуви.
 Именно поэтому вы не можете определить эффективность тактики как таковой. Вы должны превратить тактику в стратегию, а затем спросить себя: "Сделает ли стратегия продажи только женской обуви мой магазин более конкурентным?"
 Но и это не первый вопрос, который вы должны себе задать. Для того, чтобы превратить тактику в стратегию, вы должны продумать весь маркетинговый процесс целиком.
 Вряд ли, например, название семейного обувного магазина подойдет для магазина женской обуви. Измените имя.
 Такой же образ мыслей затем надо применить ко всем остальным областям магазина, в том числе к моделям на складе, моделям, выставленным в витринах, ценообразованию, и, конечно, рекламе.
 Тактика является точкой атаки, а стратегия это процесс организации действий, который придаст выбранной вами тактике максимальный толчок.
 Когда мы обращаемся к тактике, конечно, мы имеем в виду, что по сути она является конкурентной. В примере с обувным магазином, мы полагаем, что конкуренты - это семейные обувные магазины, которые торгуют и женской и мужской обувью. Сужение фокуса означает обратиться к меньшему рынку, то есть сделать обратное тому, что делают ваши конкуренты.
 Если конкуренты уже сузили свой фокус, создав отдельные магазины для мужчин и женщин, вы должны поискать другую тактику.
 Почему узкий фокус предпочтительнее широкого?
 В любом конкретном случае, широкий специалист может быть предпочтительнее узкого специалиста, но человеческое сознание работает по-другому. Люди считают, что узкий специалист лучше.
 У кого вы предпочтете сделать операцию на сердце, у терапевта или у хирурга-кардиолога?
 Вы отвезете свой Cadillac на обслуживание на ближайшую бензоколонку или в специализированный сервисный центр к дилеру, который продал вам автомобиль?
 Вы покупаете обувь в универмаге или обувном магазине? Большинство людей покупают обувь в специализированном магазине.
 Специалист преобладает в сознании. Понимание вопроса
 Вы не можете начать сужать фокус до тех пор, пока вы не поймете всего, что из этого последует. В чем проблема? Что удерживает ваш бизнес от того, чтобы добиться успеха на рынке?
 Процесс требует объективности и интеллектуальной честности. Понимание проблем и умение встречаться с ними лицом к лицу является ключом. Слишком многие хотят увернуться от вопросов для защиты старых корпоративных решений и своих эго.
 Слишком часто маркетологи не могут выделить и свою проблему номер один и принять решение по ее поводу. Они останавливаются на менее важных, неопределенных проблемах, таких как "Как нам удержать рост в 15 процентов в год?" или "Как нам увеличить возврат по инвестициям?".
 Это не проблемы. Это цели или стремления, выраженные в терминах проблемы. Это, как если бы вы спрашивали себя, "Как мне стать директором?".
 Вы не найдете свою проблему внутри компании. Вы не найдете ее даже на рынке.
 Неизбежно проблема находится в сознании потребителя или потенциального клиента. Сегодня маркетинг это битва идей, а не продуктов и услуг.
 
 Следовательно, вам придется думать о внесении физических изменений в продукт или услугу. Или вы захотите изменить корпоративное имя. Но все эти изменения придут позже, после того, как вы выделите восприятия, которые существуют в сознании.
 Если вы работаете в компании Volkswagen, вам придется принять тот факт, что Америка все еще думает, что автомобили Volkswagen маленькие, недорогие, надежные, и это восприятие невозможно изменить.
 Если вы работаете в компании Coca-Cola, вам придется принять, что New Coke потерпела провал и должна быть изъята из продажи, чтобы основной бренд Coke мог быть поддержан сфокусированной рекламной кампанией. Это правда, не смотря на то, что вкусовые тесты полностью доказали, что New Coke на вкус лучше, чем Coca-Cola Classic. Восприятие это реальность.
 Если вы работаете в компании Anheuser-Bush, вам придется признать, что дела для Michelob идут все хуже с тех пор как компания отказалась от стратегии "Первый класс это Michelob".
 Если вы работаете в компании General Motors, вам придется принять то, что Cadillac не может конкурировать с Mercedes-Benz, даже не смотря на то, что Cadillac Allante стоит 56 тысяч долларов.
 Если вы работаете в Western Union, вы поймете, что нельзя заниматься бизнесом в двадцатом веке с названием, пришедшим из века девятнадцатого.
 Вообще говоря, разве люди, которые работают в компаниях Volkswagen, Coca-Cola, Anheuser-Bush, General Motors или Western Union верят в то, что мы только что сказали? Возможно, нет. В намерении сфокусироваться существует некоторое отсутствие логики.
 Более того, они знают факты. Они знают результаты сравнительного анализа продуктов, вкусовых тестов, дорожных тестов. Они знают, что у них хорошие продукты, которые заслуживают большой доли рынка. Все, что им нужно сделать, это изменить несколько восприятий.
 Обращение с восприятиями
 В этом лежит основная разница между маркетингом сверху вниз и маркетингом снизу вверх. Изменение восприятия это образ действия традиционного маркетинга сверху вниз.
 Обращение с восприятиями это признак маркетинга снизу вверх.
 Вы обращаетесь с восприятиями, внося изменения в компанию или продукты, а не пытаясь изменить среду. Когда лодка дала течь, вы не пытаетесь осушить озеро. Вы пытаетесь починить лодку.
 Работники компаний часто переворачивают свои предпочтения. Они полагают, что они должны влюбиться в свой продукт или услугу или имя до того, как выводить их на рынок. "Если я в глубине сердца знаю, что у меня превосходный продукт, то я наверняка найду верные слова и картинки, чтобы передать это знание другим".
 Влюбленность в себя является опасной иллюзией. Она затуманивает ваше сознание и образ мыслей.
 В маркетинге снизу вверх вы пытаетесь не изменить сознание, а извлечь преимущество из восприятий, которые уже существуют.
 Для того, чтобы сделать открытие, вы должны взяться за специфику, а затем обобщить ее. На самом деле, вы должны пере-обобщить ее.
 Маркетинг это игра, где простая идея побеждает сложную, где одна идея побеждает множественные атаки.
 Для того, чтобы увидеть, почему это так, вернитесь к сознанию потенциального клиента. Как вам войти в сознание? Взяв одно послание и повторяя его бесконечно в разных формах? Или приготовив много разных посланий?
 Когда одно послание конфликтует с другим, вы конкурируете сами с собой. Вы обескураживаете потенциального клиента. Кто вы такой и что вы защищаете? Потенциальные клиенты настоятельно противостоят тому, чтобы отдать одной компании или одномупродукту две различные позиции.
 Если вы в ответе за брэнд, вам нужно мужество, чтобы сказать "нет" на предложение, которое позволит вам заработать больше денег, "благодаря расширению продуктовой линейки, с использованием широко известной торговой марки".
 Бесплатный сыр
 Расширение продуктовой линейки предлагает неотразимый финансовый аргумент, когда видение нового бизнеса появляется в голове менеджера.
 Они видят себя получающими дивиденды, пускаясь в "бесплатное путешествие" за счет известного имени.
 К несчастью, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и приходит время платить по счетам. Вот примеры:
 1. Скотт Пейпер повесил имя Скотт на такое количество продуктов (ScotTissue, Skotties, ScotTowels), что это слово перестало значить что-либо для покупателя. Затем появился господин Уиппл и другие изготовители салфеток, которые отняли лидерство на рынке туалетной бумаги у Скотта.
 
 2. Сара Ли потеряла 8 миллионов долларов, пытаясь продавать замороженные обеды вместе с
 замороженными десертами.
 3. Компания Xerox потеряла миллионы, пытаясь продавать аппараты Xerox, которые не являлись
 копировальными машинами. (Это были компьютеры).
 4. Брэнд Life Savers пытался стать одновременно торговой маркой конфет и жевательной резинки.
 Затем компания запустила жевательную резинку без торговой марки Life Savers. Жевательная
 резинка Bubble Yam достигла огромного успеха. Она превосходит по продажам конфеты Life Savers.
 5. Компания Procter & Gamble, один из последних противников расширения продуктовой линейки, в
 конце концов пала жертвой песен соблазнительных сирен и попыталась вывести на рынок шампунь и
 кондиционер Ivory. Эти два продукта идут в никуда.
 Прокатимся с расширением продуктовой линейки
 Мы могли бы продолжать и продолжать год за годом твердить свое, но так и не смогли никого свернуть с пути под названием расширение продуктовой линейки. В категории за категорией каждый бросался в эту воду. Каждая марка пива запустила "легкий" вариант, который стоил ей немало, и результаты чего были плачевны, особенно с точки зрения влияния на основной брэнд.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу