<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  В формулирование вопросов можно уйти в самую бездну не только истоков человечества, но и всей Вселенной. Расширение уровня абстракции изначально свойственно и любой настоящей науке, ибо подобные же проблемы, связанные с репрезентацией одних частей мира и потерей других присущи не только отдельно взятому человеку или отдельному народу, они свойственны и всему человечеству. Человеческая наука здесь выступает здесь в качестве психотерапевтического приема, применение которого позволяет осознать что потерянно, что приобретено и чем за это заплачено. Любопытно посмотреть как в науке формулируются вопросы и как они, цепляясь друг за друга, позволяют погружаться процессу познания все глубже и глубже, излечивая человечество от комплексов, связанных с опущением неизбежной потерей части опыта, ибо люди смертны.
  Монтень: "Что я знаю?"
  Декарт: "Я мыслю, следовательно, я существую?"
  Руссо: "Что есть я?"
  Леви-Строс: "Есть ли я?"
 
 27 (3).3. Убийство целей как задача системы безопасности
 Пусть Судьба растопчет меня, а я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
 Н. Макиавелли
  После того, как какая-то цель перестала быть для системы невидимой, она начинает свою реализацию, т.е. своим появлением искажает окружающее информационное пространство, тем самым активизируя процессы, связанные с превращением себя в правило.
  Полученное правило может стать надежной защитой от известного врага, а может стать средством собственного уничтожения.
  Поэтому защита от подобных правил имеет глубоко эшелонированный характер. Перечислим возможные рубежи защиты:
  1) контроль собственных действий и блокировка запрещенных (подробнее в разделе 2.4);
  2) уничтожение опасных для системы правил- корректировка ее модели мира (подробнее 3.2);
  3) защита собственной информационной мишени всеми возможными способами (подробнее глава 2).
  Понятно, что если цель превратилась в правило, то уничтожить его уже непросто в силу того, что перечислить и отследить все возможные опасные правила ни одна система безопасности не способна. Кроме того, даже после разрушения опасного правила, все его компоненты останутся в системе, включая породившую его цель. И нет никакой гарантии, что данная цель не породит еще более изощренное и коварное правило.
  И здесь возникает следующий вопрос: А нельзя ли уничтожать опасные цели, не допуская их до формы правил?
  К сожалению, предложенная модель не содержит подобного механизма в явном виде. Хотя ясно, что если в системе несколько целей и одну из этих целей информационная система постоянно "подкармливает", ориентируя на нее свое поведение, то все остальные будут находиться на положении падчерицы и их становление, возможно, будет замедлено.
  В свете сказанного представляет интерес рассмотреть еще одно достаточно популярное направление формирования событий, которое условно назовем "гравитацией целей" и которое достаточно подробно описано в оккультной литературе. Суть его в следующем.
  Порожденная человеком цель- это некий мыслительный образ. Этот образ, проявляясь в мире т.н. "тонких энергий", нарушает соответствие между реальным миром и миром мыслеобразований. В результате реальный мир начинает подстраиваться, в нем возникает цепочка событий, которая восстанавливает соответствие между мирами.
  Кстати, постгипнотическое внушение, о котором шла речь в четвертой части, осуществляется тоже где-то на этом принципе соответствий. Вспомните у пациентки был сформирован образ, что через десять минут на ее плечи должен быть накинут пиджак гипнотерапевта. Этот мыслительный образ стал подгонять под себя события реального мира, т.е. система стала работать избирательно, выделяя из входного потока событий в первую очередь лишь то, что необходимо для достижения цели. В случае приведенного примера во внешнем мире подобных фактов не оказалось. Осталось последнее - найти их внутри. В результате пациентке становится холодно, появляются мурашки на теле. Дальнейшее развитие процесса это уже, как говорится, дело техники.
  Представленная в данной работе модель не требует наличия мира "тонких энергий", как не требует соответствия между мирами.
  В ней для того, чтобы запустить процесс в нужном направлении, необходимо "растить" цель, необходимо ее "подкармливать", чтобы как можно больше уже имеющихся правил в данной системе работало на эту цель. "Сильная" цель позволяет по другому интерпретировать входные данные, та часть, которая ранее была шумом, вдруг проявляется из этого шума и порождает требуемую цепочку событий, которая хитрыми, порой необъяснимыми путями потянется к цели.
  Каким образом подобное возможно?
  Например вот так, по воспоминанию И.П.Эккермана, И.В.Гете работал над "Фаустом" [115]:
  "Он меня уже не отпускает, - сказал Гете, - я все время о нем думаю и каждый день что-нибудь для него изобретаю.
  Кстати, я велел сброшюровать всю рукопись второй части, дабы она, как некая ощутимая масса, была у меня перед глазами. Место недостающего четвертого акта я заполнил листами чистой бумаги, ибо завершенное, без сомнения, манит и подталкивает закончить то, что еще недоделано В таком чувственном напоминании больше толку, чем можно предположить а умственному труду следует помогать всякого рода затеями".
  Что интересно, близким путем идут и искатели духовного знания. Для незнакомых с работами К.Кастанеда кратко остановимся на отдельных положениях его философской системы, имеющих отношение к проблеме защиты целей.
  Основной постулат: "Каждый человек обладает определенным количеством изначальной энергии. Это количество - вся энергия, которая в нас есть. И всю ее мы используем для того, чтобы воспринимать столь поглощающий нас обычный мир и справляться с возникающими в нем проблемами".
  И больше нам энергию взять неоткуда, поскольку вся имеющаяся у нас энергия уже задействована, ни капли ее не останется на экстраординарное восприятие.
  Поэтому главная задача искателя духовного знания, настоящего воина, заключается в том, чтобы грамотно перераспределять эту энергию и не расходовать куда попало. "Нам остается лишь одно- стать скрягами в отношении энергии." - учил Хуан своих учеников. Стать скрягами- это значит ничего не оставлять паразитным целям.
  Важно отметить, что энергия, по К.Кастанеде, постоянно расходуется на восприятие мира! И когда сосуд оскудевает, он разбивается (совсем как в случае с Р-сетями - нейроны только гибнут и не рождаются).
  Грамотно расходуя эту энергию, т.е. целенаправленно воспринимая мир, можно достигнуть невиданных вещей, можно даже постоять у края бессмертия. И это выглядит вполне логичным, так как цели, несущие самоуничтожение, в подобной ситуации не могут дать никаких плодов в виде опасных правил поведения.
  По существу, все учение К.Кастанеды - это учение о том, как грамотно расходовать энергию, чтобы не плодить паразитных целей.
  Система живет лишь до тех пор, пока в своей постоянной борьбе за жизнь выходит победителем. Как интеллект человеческий и сама наука появились в результате борьбы за жизнь против явных угроз, так и. можно предположить. культура и религия объясняются борьбой за жизнь, но против суггестивных угроз, порой находящихся на уровне "шумов", для измерения которых требуется иное, "ненаучное" оборудование, возможно, работающее по другим принципам.
  В мире ничего не возникает просто так. Даже произведения искусства в конечном итоге являются инструментальными средствами научных методов защити от скрытых угроз.
  То что не удается померить логикой, измеряется верой, привычкой, ощущением гармонии, а исправляется заклинанием, молитвой и произведением искусства.
  "Австралийцы наблюдают следы насекомого около могилы, чтобы знать в каком направлении искать колдуна, от колдовства которого человек умер Зулус дует на кусок дерева, чтобы этим символическим жестом смягчить сердце человека, у которого ему нужно купить быков, или сердце женщины. на которой он желает жениться. Оби Восточной Африки завязывает в узелок могильный прах, кровь и кости, чтобы этим свести врага в могилу...
  Германский крестьянин с удивительным простодушием уверяет, что если собака воет, глядя в землю, то это предвещает смерть, если же она смотрит вверх, - то выздоровление от болезни. По общераспространенному в Европе поверью в доме умирающего должно отпереть замки и отодвинуть задвижки, чтобы не задерживать его душу....
  Моряки при штиле иногда высвистывают ветер, однако вообще-то они не любят в море свиста, которые поднимает свистящий ветер. Рыбу должно есть от хвоста к голове, говорит житель Корнуолла, чтобы привести головы других рыб к берегу, потому что, если их есть неправильным способом, то рыба поворачивает от берега..." (Э.Б.Тайлор [90]).
  Да и сегодняшний человек не далеко ушел от вышеупомянутого зулуса. Действительно [15]:
  "Ведь даже если мы разумны днем, Нас ночь пугает нехорошим сном. Услышу, на прогулке поутру Прокаркает ворона - не к добру! Поверьями кругом окутан свет, Все неспроста, и все полно примет".
 Существуют различные объяснения эффективности применения тех или иных средств и, в частности, молитв и заговоров, на поведение и здоровье человека. И.Черепанова [104] на основании результатов лингвистического анализа выделила данные тексты в отдельные множества, имеющие специфические характеристики по составу наиболее "частотных звукобукв", объясняя именно наличием подобных характеристик факты влияния молитв и заговоров на человека.
 
 www.kiev-security.org.ua
 BEST rus DOC FOR FULL SECURITY
 
  Возможно, что что-то в этом объяснении и есть от истины, но на человека по разному влияют даже одни и те же молитвы, так как многое зависит от состояния этого человека. Именно состояние во многом определяет силу воздействия не только удара грома, который можно и не услышать, но я неразборчивого шепота. При этом действие тихого шепота может быть более сильным, хотя бы в силу того, что слушающий не все понял, и система начинает недослышанное трактовать по своему, исходя из собственных подсознательных целей.
  Поэтому в данной работе будет превалировать иное объяснение воздействию суггестивного шума, вытекающее из возможностей исследуемой модели, а именно - из возможности, используя то или иное внешнее воздействие, реализовать цель информационной самообучающейся системы.
  Какими бы бессмысленными не были на первый взгляд перечисленные "средства защиты" от суггестивных угроз при более пристальном рассмотрении в них можно увидеть рациональное зерно, заключающееся хотя бы в том, что регулярнoe напоминание самому себе о цели укрепляет эту цель, кристаллизуя вокруг нее собственные психофизиологические реакции. При этом, возможно, чем нелогичнее или непривычнее выглядит так называемый предрассудок, тем больше у него шансов запомниться и чаще вспоминаться, подкрепляя своей активизацией суггестивные цели.
  Все выше перечисленное не принято относить к научным дисциплинам. В рамках здравомыслящей классификации названное является ничем иным, как - предрассудком или в крайнем случае черной/белой магией. Стоит ли так уж безоговорочно присоединяться к отрицанию того, что явилось почвой, на которой взросло семя древа Религии и Науки. Поэтому, наверное, глупо сидящему на любой из ветвей этого могучего древа познания выкапывать корни, подобно свинье из известной басни Крылова. Та же самая магия так же стара как человек, - утверждала Е.П.Блаватская, и притом "магия неразрывна слита с Религией каждой страны и неотделима от ее происхождения" [5].
  К подобным средствам на уровне плацебо, безвредных таблеток, зачастую прибегает и официальная медицина, заменяя этикетки на флаконе с лекарством и резко повышая его стоимость. То направление гомеопатии, в котором постулируется, что лекарственная сила созданного раствора тем больше, чем меньше в нем осталось молекул лекарственного вещества, вполне возможно, тоже вспахивает необъятную целину пространства суггестивных целей. Как утверждал И.В.Гете устами Мефистофеля:
  "Тут не роман, и вам гнушаться нечем,
  Но мы подобное подобным лечим,
  Стопу- стопой, спинным хребтом -хребет..."
  Любая, в том числе и скрытая, цель для того, чтобы реализоваться нуждается в мыслительной подпитке, т.е. в подпитке соответствующими фактами, целями, правилами. В свете сказанного становятся объяснимыми колдовство и молитвы перед боем или перед выполнением любой сложной работы. И они действительно должны быть эффективными, так как из суггестивного хаоса способствуют созданию цепей управления, акцентируя внимание на достижение конкретной цели.
  Обращение информационных систем за помощью к приемам, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к цели и к желанию ее породившему, можно попытаться объяснить еще и следующим. В эзотерической литературы известно, что сильное желание порой не помогает, а мешает реализации цели в силу того что желающий человек сам выходит на первый план. В этом случае вся мощь подсознания, все развитие целеориентированных процессов как бы затормаживается и отодвигается на второе место, уступая желанию все пространство событий. А приводит к тому, что в пространстве целей система теряет перспективу и оказывается неспособной видеть дальше самых ближайших поступков. Даже то, что произойдет в этой игре буквально через ход, совершенно не просматривается из-за ослепляющего "фонаря" желания.
  Желание же по самой своей природе ни на что большее не способно, как только породить цель. А вот уже цель и создает цепочки порой никак несвязанных между собой событий, приводящих объект к ее достижению.
  Укреплению родившейся цели служит уже не желание, а регулярная подпитка цели соответствующими мыслительными образами. Например молитва, в которой верующий о чем-то просит Бога, как раз и направлена на укрепление цели. В молитве человек как бы поручает исполнение своего желания не себе, а Богу. Скорее всего, молитва о чем-то - это программа для собственного подсознания. При этом сознание остается в стороне и используется для решения текущих локальных задач, что позволяет самому человеку остаться безупречным (термин К.Кастанеды) по отношению к сформулированной им цели.
  Продолжим анализ способов защиты от суггестивных угроз. Как ни странно, оказывается, что их не надо специально изобретать и придумывать, так как они уже органически вплетены в культуру поведения и этику взаимоотношений людей друг с другом и содержатся в перечне табу для каждого племени и народа.
  Кроме борьбы с целями, уже проникшими в систему, можно попробовать отсекать их на подступах, например, когда идет информация от источника, не заслуживающего доверия, желательно просто "затыкать уши". А для того, чтобы можно было использовать этот простенький прием защиты, надо провести предварительную классификацию источников информации на источники:
  которым можно доверять, которым нельзя доверять и на те, про которые ничего нельзя сказать. Для системы, кстати, небезразлично еще и кто задает ей эти вопросы.
  В частности, вернемся к примеру из романа "Горячий камушек". Д.Уэстлейк пишет: " ... А единственное отличие сегодняшнего заключалось в том, что на этот раз там оказались только они вдвоем".
  И второй момент: "Альберт Кромвэлл с удивлением посмотрел на попутчика. Незнакомые люди не разговаривают друг с другом в лифте".
  Почему не принято в обществе, чтобы незнакомые люди разговаривали друг с другом? Может быть это не просто так? Тем более, что у отдельных племен есть и более серьезные рекомендации, типа: "Убить незнакомца".
  Вообще убийство носителя иной идеи является достаточно распространенным приемом, существующим с самых давних времен. Такое ощущение, как будто кем-то заповедано и даже вложено в гены человека-разумного- убивать носителя новой идеи. Может быть это отголоски раннее погибших человеческих цивилизаций?
  В свое время было очень тонко подмечено И.В.Гете:
  "Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
  На этот счет у нас не все в порядке.
  Немногих проникавших в суть вещей
  И раскрывавших всем души скрижали,
  Сжигали на кострах и распинали,
  Как вам известно, с самых давних дней".
  Причем, что характерно, если носитель новых идей не пытался нести свои идеи в массы, ему позволяли остаться в живых.Именно так было сформулированно требование к Сократу, на выбор:
  1) покинуть город и не смущать жителей своими речами;
  2)остаться в городе, но перестать проповедывать свои идеи;
  3)выпить чашечку с ядом.
  А вот как Ошо объясняет причину распятия Христа:
  " В чем заключалось его преступление?
  Его преступление заключалось в том, что он попытался вести самый заурядный образ жизни.
  Он хотел показать вам, что вы можите жить обычной жизнью и тем не менее быть просветленным. Вы можите водиться с проститутками, шулерами и пьяницами, и тем не менее быть абсолютно святым.Он хотел продемонстрировать вам этот парадокс, он хотел показать его на собственном примере; вот почему он был распят.
  В Индии Будда не был распят, Махавира не был распят. Почему? Они никогда не жили как все люди.Они жили в стороне, в отдалении от людей, в холодном одиночестве, на расстоянии.Не было никакой необходимости распинать их."
  Главная задача этой работы сформулировать и обосновать основные принципы защиты системы от информационного оружия, применяемого агрессором.
  Понятно, что информационное оружие носит исключительно натупательный характер и побеждает в подобных войнах всегда тот кто наступает.А наступать вечно - это значит быть инфекцией, паразитом, обреченным на постоянный поиск жертвы.Укушенные жертвы в этой игре либо умирают, либо принимают облик своего убийцы - все так как в сказках о вампирах.Настоящих людей будет становиться все меньше, а информационных вампиров все больше.Но это не значит что инфекция объязательно победит.Сегодняшнее вымирание примитивных народов не может быть однозначно трактуемо, "что Червь-Победитель - той драммы герой!" Каждому кто это осознает, придется делать сознательный выбор: либо позволить себя укусить либо сражаться, взяв в союзники солнечный свет.
  В тех же сказках сформулированы приемы защиты.
  Главное во всех сказочных способах - во время успеть понять: с кем имеешь дело, а для этого достаточно всего лишь успевать направлять зеркало на любого приближающегося. Считается, что будто бы нечисть не способна отражаться в зеркалах.
  Не означает ли сказанное, что никогда нельзя принимать информацию непосредственно от источника, что ее всегда желательно пропускать через систему зеркал; ибо эмоция и страсть туманят восприятие, придавая болотным ядовитым газам, вырывающимся из недр преисподней, стройность и красоту, позволяя им себя очаровать. И порой, даже когда ветер попытается разогнать миражи из газовых облаков, вдруг выясняется, что облако уже настолько проникло в человека, что нельзя разделить их, не убив. Облака превращаются в тучи. А тучи из человеческой крови уже сами способны вызвать ветер и лететь в завтрашний день, оставляя за собой отравленную пустыню.
  Система контроля входной информации должна уметь закрываться подобно улитки в раковине, чтобы когда надо - не видеть шабаша ведьм. Ибо если зеркало ничего не отражает, то ничего и не нет, а это значит, что не следует ни обрабатывать информацию и ни суетиться по поводу реализации сформированных поведенческих алгоритмов. В информационных войнах одна из самых страшных опасностей- это идти за голосом, которого нет. и пить подобно братцу Иванушке из первой попавшейся информационной лужи, в которую во времена информационных сражений превращаются средства массовой информации.
  В ходе информационных шабашей для самостоятельных систем одной из главных задач является сохранение этой самой информационной самостоятельности, чтобы потом, когда взойдет солнце, и в его лучах будет корчиться нечисть, помочь солнцу уничтожить ночные кошмары, превращая их в пепел с помощью тех же направленных зеркал.
  В заключение главы подведем некоторые итоги.
  1. Суггестивные угрозы имеет смысл рассматривать после реализации всех классических требований по защите. Одним из источников действий информационной обучающейся системы является пространство суггестивных целей.
  2. При анализе происшедшей критической ситуации выявить ее суггестивную направленность чрезвычайно сложно. В этой связи вопрос о том, насколько суггестивные угрозы превосходят уровень естественных "шумов" в информационной системе и превосходят ли, остается открытым.
  3 Наличие у субъекта цели, даже неосознанной, приводит к упорядочиванию суггестивного шума.
  4 Суггестивные воздействия являются управляющими воздействиями. Наличие у субъектов, принадлежащих одной информационной обучающейся системе, противоположных целей делает систему неуправляемой.
  5. Достижения культуры и религии могут быть объяснены борьбой за жизнь на уровне пространства суггестивных целей.
  6. Для самообучающихся информационных систем суггестия может выступать в качестве активизатора (катализатора) для направленной генерации программ управления самой информационной системой.
 
 Глава 28 (4). Хроника одной информационной войны
  Вдоль дороги лес густой
  С бабами-Ягами,
  А в конце дороги той
  Плаха с топорами.
 В.Высоцкий.
  В последней главе данной части работы есть смысл рассмотрен глобальный пример информационного противоборства, масштаб которого позволил бы увидеть названные выше критерии и подходы к обеспечению безопасности невооруженным глазом, не прибегая к средствам искажения действительности, типа резкого выделения одного временного интервала в ущерб другому, что обычно делает для пространственных объектов увеличительное стекло.
  Итак, появление термоядерного оружия в нескольких странах, число которых должно быть обязательно больше одной, приводит к естественном) запрету на военные конфликты непосредственно между этими странами. Основная борьба переносится в сферу экономики, психологии, информации. Успехи и неудачи в этой войне можно прослеживать, опираясь на сформулированные в первой главе пятой части признаки информационного поражения. Именно динамика количественных характеристик признаков информационного поражения пусть косвенно, но позволяет судить о выигранных и проигранных сражениях.
  В конце 50-х годов СССР и США вступили в период холодной войны, явившуюся прологом информационной войны, которая, как уже говорилось выше, представляет собой борьбу структур, борьбу соответствующих носителей знания друг с другом, а значит, борьбу за носителей того или иного знания, за возможность их перепрограммирования.
  Холодная война в чем-то аналогична поединку двух борцов, которые упершись друг в друга взглядами, не смеют отвести глаза в сторону и кружат вокруг, выискивая слабые места у противника, совсем как И. Воробьянинов и отец Востриков: "И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами".
  Однако в информационной войне большинство выпадов делается только для того, чтобы увидеть реакцию противника на те или иные входные данные, осмыслить ее и, собрав по крупицам все доступные знания, создать адекватную информационную модель.
  Созданная таким образом модель позволит в дальнейшем получить ответы на вопросы типа: "А что будет, если ...?" и т.п.
  А это уже обычный целенаправленный перебор возможных ходов.
  Почти все как в шахматах.
  Если живой шахматист проигрывает ЭВМ, как это делает наш чемпион мира американскому компьютеру, то почему современный живой политик сможет выиграть у компьютера соответствующей мощности с соответствующей программой?
  А вот когда математик выяснит, что сгенерированная с помощью ЭВМ последовательность ходов, обусловленная выбором "если...", приводит к достижению сформулированной цели, то тогда холодная война заканчивается, потому что переходит в быстротекущую информационную войну, в которой соперникам уже думать некогда - сказанное слово ведет за собой, подобно мелодии волшебной дудочки, и требует своего неизбежного продолжения. Завораживающие гибельные голоса не позволят во время осознать, что в легкие прекратилась подача кислорода. Да и что проку от этого осознания?
  А потом придет ответственный наблюдатель и радостно констатирует:
  "Процессы приобрели необратимый характер!"
  Начнем с начала, вернемся к истокам информационной войны - к холодной войне и посмотрим, каким образом ее ход отражался на основных информационных характеристиках сражающихся систем.
  Как уже говорилось выше, любое государство, будучи информационной самообучающейся системой, может быть представлено в виде множества взаимосвязанных подсистем, состоящих из элементов-людей. При этом допускается, что один и тот же элемент может принадлежать нескольким подсистемам.
  Мощь государства, как информационной системы, определяется количеством элементов, связями между элементами (выбранной структурой) и функциональными возможностями элементов.
  В этой связи интерес представляет динамика следующих показателей воюющих сторон:
  продажа за рубеж продукции наукоемких технологий, в первую очередь средств вооружения;
  собственные территориальные изменения;
  изменения контролируемых территорий;
  численность населения;
  уровень образования населения.
  Первый и последний показатель характеризуют функциональные возможности элементов, самостоятельных подсистем и, безусловно, коррелируют друг с другом - принципиально невозможно в "стране дураков" запустить космический корабль или создать ядерную бомбу, а тем более вести информационную войну.
  Повысить уровень образования, а значит и функциональные возможности собственного государства можно двумя путями.
  Первый традиционный - учить своих, что подразумевает создание соответствующей образовательной структуры, выработку требований а выделение немалых государственных средств. Этой дорогой шел Советский Союз с самого своего образования. Причем попутно ему удалось решить еще я такую побочную задачу, как создание своеобразного мирового образовательного центра с достаточно высоким рейтингом - кто только не мечтал получить образование в СССР.
  Второй путь предполагает приглашение ученых "варягов" и превращение их в собственных граждан.
  Обратите внимание, все как и в случае обычных войн - воюют либо сами граждане, либо приглашаются наемники, только в случае информационной войны наемники должны иметь дипломы ученых.
  США пошли по второму более привычному для них пути - основной костяк "местного" населения сегодня составляют потомки европейцев, африканцев и др. Для решения задачи в 1965 году в спешном порядке был откорректирован принятый в 20-е годы закон, ограничивающий въезд в страну. По новому закону преимущественное право на въезд получили ученые и ведущие специалисты различных отраслей промышленности. На протяжении 70-х годов сальдо внешней миграции в США составляло 350-400 тыс. человек в год, обеспечивая 1/5 общего прироста населения. Тем самым, не затрачивая ни гроша, удалось создать армию для ведения информационной войны.
  Что же касается численности населения (количество исходных элементов информационной системы) и его естественного прироста, то эти показатели в обеих странах были примерно одинаковы.
  Средне годовой прирост населения США в 1980 -1984гг. составлял 1,3% а в СССР в те же годы - 1.02%. В США в 1985 проживало 238 млн. человек, в СССР - 278 млн. (1986 г.).
  Динамика рождаемости и смертности в обоих странах представлена в следующей схеме [13, 23, 63]
 
  Какие методы анализа не применяй к этому графику, ниоткуда не следует, что приблизившись к рубежу 1990 в СССР вдруг начнется резкая убыль населения, сравнимая с той, что имела место во время второй Мировой войны.
  В холодной войне СССР и США используют не только собственную интеллектуальную мощь, не только свои функциональные возможности, но и возможности контролируемых территорий. Это понятно, в пространстве информационных систем по другому не бывает - любая поглощенная и перепрограммированная структура усиливает информационную мощь своего поглотителя". Имея серьезный теоретический и практический опыт политической борьбы. Советский Союз на первом этапе имел неоспоримое преимущество. Во-первых, "защитный пояс" из стран народной демократии был не механическим объединением элементов, которые надо удерживать силой, а дополнительной структурой, усиливающей общие информационные возможности. При этом перепрограммированные элементы новой структуры самостоятельно и гармонично дополняли друг друга не только в сфере политики, но и экономики. Во-вторых, почти во всех странах Африки, Америки, Азии возникли родственные коммунистические партии. А что значит усиление тойи же компартии в США, как не усиление влияния СССР? Компартия США представляет собой часть социальной, политической структуры страны, которая теоретически способна работать на цели, противные господствующей в этой же стране идеологии. В-третьих - Вторая Мировая война явилась своего рода экспеpтoм, оценившим научный и технологический потенциал всех государств.
  В ходе этой экспертизы советский военный, научный и технический потенциал был признан наилучшим. Косвенно это признание означает признание миром господствующей в СССР идеологии - с сильным всегда считаются, а некоторые даже подражают.
  Что приходится делать в этой ситуации правительству (системе
  управления) Соединенных Штатов?
  1. По примеру И.В.Сталина уничтожить собственные внутренние, невнушающие доверия социальные подструктуры, путем уничтожения элементов и запрещения их самих как целостных образований. Так в 1950 году в США в спешном порядке был принят закон о внутренней безопасности согласно которого все коммунисты должны быть зарегистрированы, а в случае чрезвычайного положения - арестованы. В 1954 году этот закон получил дальнейшее развитие в законе о контроле над коммунистами, лишающим компартию всех прав, которыми пользуются законные организации страны. В эти же годы в США были срочно возведены шесть концентрационных лагерей.
  Кроме того, на лояльность было проверено более б миллионов американцев.
  2. По примеру коммунистов сформировать и научно обосновать собственную систему ценностей с последующим навязыванием ее окружающему миру. Все делается по образу и подобию Советского Союза создаются институты, финансируются отдельные ученые, способные "научно" обосновать незыблемость американских ценностей для человечества.
  3. Срочно усилить ответную пропагандическую информационную работу. Директива СНБ-68, утвержденная в 1950 году, содержала в себе следующее положение: "Но помимо утверждения наших ценностей, наша политика и действия должны быть таковы, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы, срыв замыслов Кремля - первый и важнейший шаг к этим изменениям. Совершенно очевидно, это обойдется дешевле, но более эффективно, если эти изменения явятся в максимальной степени результатом действия внутренних сил советского общества".
  Только на рубеже 1948-50 годов аналитики США подошли к осознанию значимости психологической войны:
  "Но психологическая война - чрезвычайно важное оружие для содействия диссидентству ч предательству среди советского народа; подорвет его мораль, будет сеять смятение и создавать дезорганизацию в стране...
  Широкая психологическая война - одна из важнейших задач Соединенных Штатов. Основная ее цель - уничтожение поддержки народами СССР и его сателлитов их нынешней системы правления распостранение среди народов СССР осознания, что свержение Политбюро в пределах реальности" (Ibid., pp. 60).
  Согласно [117], именно начиная с плана "Дропшот" (1948г.), термин "диссидент" стал широко использоваться в военных планах США.
  Но эту же самую психологическую войну СССР успешно вел с самого своего образования, называя термином "идеологическая борьба". Именно по этой причине основной удар специалисты США направили против господствующей в СССР идеологии. В частности, в "Гарвардском" проекте были изложены научно обоснованные планы подготовки кадров для начинающейся психологической войны [111]. В этом же направлении интенсивно работал "Русский институт" при Колумбийском университете (Нью Йорк).
  Таким образом в начале 60-х годов в США и для США были определены основные направления ведения психологической войны, как основной компоненты информационной войны. Денег на нее не жалели. Однако серьезных результатов в то время добиться не удалось. Более того, постоянно нарастали как внешние, так и внутренние конфликты. Надо было не столько "спасать мир", сколько защищать себя.
  В следующей таблице показаны частоты использования в Соединенных Штатах федеральных войск для разрешения внутренних конфликтов [117]:
  Годы К-во вызовов Численность войск 1945-1959 55 33539 1960-1964 33 65867 1965 17 25051 1966 17 18598 1967 40 43300 1968 107 150000 1969 67 49264 1970 43 41046
  Данная таблица приведена исключительно для того, чтобы показать, что первоначально психологическую войну государству Соединенных Штатов надо было вести против собственного народа.
  Анализируя внутренние конфликты США, Н.Н. Яковлев отмечает [117], только с 1963 по 1968 года во время демонстраций было убито 220 американцев и многие тысячи ранены. При этом следует обратить внимание на тот факт, что с 1957 года национальная гвардия использовалась 7 раз на федеральном статусе, к тому же в эти годы был отмечен всплеск политического терроризма - с 1.01.1968 по 15.04.1970 взорвано 4330 бомб. Однако, начиная с 1970 года, кривая внутренних конфликтов начинает идти на убыль. Может быть в этом и заключались первые проявления результатов применения психологического оружия? На ком-то же его надо было испытать?
  Приведенные выше цифры не идут ни в какое сравнение с тем относительным благополучием, которое царило в то время в Советском Союзе находившимся особенно в первые послевоенные годы в очень тяжелом материальном положении - всего несколько внутренних конфликтов, a акты терроризма можно пересчитать на пальцах одной руки.
  Примерно такая же ситуация была и на внешнем фронте, где стороны испытывали возможности друг друга, подавая на вход то одни, то прямо противоположные входные данные (угроза-разрядка, кризис - разоружение). Шея сбор информации о противнике, для того чтобы построить его информационную модель, понять способности и изучить слабости. Кроме того борьба за сферы влияния имела и вторую не менее важную задачу, заключающуюся в расширении собственных информационных возможностей "Поглощенные" и перепрограммированные структуры способствовали росту информационной мощи агрессора.
  Все происходящее в этой борьбе за информационные ресурсы в чем-то аналогично борьбе любого биологического организма за жизнь. Есть древнее правило: если удастся съесть и переварить противника, то станешь сильнее. Но не каждую информационную систему можно "съесть", пример: США так и не смогли "разжевать" Вьетнам. И не каждую "съеденную" информационную структуру можно "переварить" по привычной технологии, пример: Афганистан, пройдя через "процесс переваривания", не стал похожим на Монголию, а превратился в "химически активный элемент, с непредсказуемым поведением". Перепрограммирование любой информационной системы требует индивидуального подхода. Применение шаблонов, типовых схем в этой непростом деле часто способствует только "несварению желудка", а не притоку дополнительной силы. Прежде чем что-то неизвестное кушать надо десять раз подумать, но если принято решение есть, то следует найти такой способ приготовления блюда, при котором оно станет наиболее питательным и вкусным. Все тоже самое имеет место и в пространстве взаимодействия информационных систем. Невозможность создания типового алгоритма для перепрограммирования любой информационной самообучающейся системы была доказана во второй части работы.
  Ниже мы рассмотрим только два способа расширения влияния: путем военной интервенции и путем создания политических и военных союзов. Оба названных способа в наибольшей степени связаны с появлением новых и изменением существующих структурных образований; первый - с добавлением в существующую структуру нового элемента, второй - с появлением новых связей.
  На следующей странице в табл.5.1 приведен перечень конкретных способов расширения собственного влияния, включающий:
  а) локальные вооруженные конфликты, происходящие в мире с 1950 по 1989 гг. которые в той или иной степени способствовали расширению зоны влияния американской либо советской идеологии;
  б) события, связанные с созданием военных союзов.
  Явные успехи противников, с точки зрения выбранных автором критериев оценки информационных побед и поражений, в соответствующих графах помечены "+", явные поражения - "-". Там где применялись собственные вооруженные силы соперников в скобках присутствует символ "а".
  Критерии отбора материала для данной табл.5.1 из [18] были следующими:
  а) в конфликте использовалось вооружение СССР или США (борьба за рынки сбыта оружия);
  б) в конфликте использовались вооруженные силы СССР или США (в таблице помечено символом "а");
  в) результатом конфликта или политического соглашения стало увеличение или уменьшение информационной мощности соперников:
  возникновение новых функциональных возможностей, появление дополнительных сырьевых ресурсов или рынков сбыта продукции ("+" соответствует расширению, "-" - сокращению). При этом учитывается не просто механическое расширение территории и размещение на ней своих эмиссаров, а именно включение в себя дополнительных структурных образований, способствующих повышению информационной емкости СССР или США.
  Исходя из названных критериев понятно, почему вывод американских эойск из Вьетнама отмечен в графе "СССР" символом "+", а у США - "-". Все скaзaннoe относится и к перевороту в Чили. США, благодаря инспирированному ЦРУ мятежу, удалось эту страну удержать в структуре своего контролируемого пространства ("+"). Аналогично выглядят применительно к действиям СССР ситуации, связанные с Венгрией и Чехословакией, в графе "СССР" они также помечены "+".
  Интересно отметить, что для расширения или удержания своего влияния в каком-либо регионе Советский Союз очень редко, по сравнению с Соединенными Штатами, использовал собственные вооруженные силы. В качестве ударного боевого отряда выступали братские партии и прокоммунистические движения. Одновременно с расширением идеологического влияния СССР на мир происходило расширение его вооружений: африканские, азиатские страны все чаще и чаще обращали Москву именно за советским вооружением, что является важным показателем "интеллектуального уровня" информационной системы, способной создать подобные средства.
  Результаты, приведенные в таблице, а тем более сделанные оценки полезности конфликта для одной или другой стороны не претендуют, на абсолютную объективность; во-первых, здесь перечислены не все значимые вооруженные конфликты выделенного временного периода, а только те которые, по мнению автора данной работы, имели отношение к информационному соперничеству именно СССР и США без учета исламского и восточно-азиатского факторов, являющихся уже в то время самостоятельными силами на международной арене. Во-вторых, если имеющиеся исторические материалы позволяют отследить факт агрессии, факт оккупации территорий они не всегда способны дать однозначный ответ на вопрос: "A пошел ли системе на пользу этот съеденный пирог, не будет ли от него потом болеть живот? Удастся ли поглощенную структуру пере программировать и сколько это будет стоить?"
  Однако даже тех данных, что представлены, вполне достаточно для иллюстрации процесса противостояния двух государств на мировой арене. Из таблицы видно, что до 1988 года явных лидеров не было. А потом с поведением СССР начало твориться нечто необъяснимое, сравнимое с поведением компьютера в случае активизации в нем вируса - произошла расконсервация программы самоуничтожения.
  Из всего сказанного следует, что первоначально СССР чрезвычайно грамотно использовал практически все преимущества, полученные в результате Второй Мировой войны. Не только научные и промышленные успехи страны применялись для борьбы; спортивное и культурно-просветительное движение, причем не только собственное, но и стран союзников, было направлено на решение задач по информационному нападению под лозунгом, что только социализм позволяет максимально раскрыть все возможности Человека. 1 Пропаганда велась всеми доступными методами и средствами. Но, к сожалению, со стороны Советского Союза она велась точно так же, как и десятилетия назад, а люди за это время успели измениться, они успели привыкнуть к рекламе, изготовляемой по старой технологии. Соединенные Штаты не только сами научились противостоять информационному воздействию, но и защищать своих союзников. Например, поездка на Олимпиаду в СССР - вроде бы мелочь на первый взгляд, но она опасна тем, что приехавшие смогут увидеть все происходящее в нашей стране несколько с иной точки зрения. В какие потери для "свободного рынка" может вылиться подобная экскурсия представителей стран всего мира? Любой специалист по информационному воздействию в этой ситуации посоветует придумать повод и сорвать Олимпиаду или по крайней мере ограничить число ее участников. Все Делалось в строгом соответствии с тактикой и стратегией ведения информационной войны.
  Во второй части данной работы было введено понятие "комплексной стратегии воздействия", под которым понимается сочетание всех допустимых нормами и правилами поведения видов воздействия на противника. Первыми применили комплексную стратегию воздействия именно Соединенные Штаты. Информационная война была усилена целенаправленными экономическими воздействиями - продукты питания со складов и стратегических хранилищ практически бесплатно были вброшены на рынок Советского Союза, тем самым безвозвратно уничтожая сельскохозяйственный потенциал страны-противника. Аналогичные воздействия имели место в промышленной и финансовой сферах.
 Таблица 5.1. Вооруженные конфликты 1949 - 1989 гг.
 Год Событие СССР США 1949 Создание НАТО (военный блок) + 1950 Война в Корее + + (а) 1952 Революция в Боливии + 1954 Переворот в Гватемале + (а) 1955 Подписание Багдатского пакта (военный блок) + 1955 Подписание Варшавского пакта (военный блок) + 1956 Контрреволюция в Венгрии + (а) 1958 Высадка амереканцев в Ливане - (а) 1959 Революция на Кубе + 1960 Гражданская война в Конго - + 1962 Провозглашение независимости Алжира + 1965 Высадка США в Доминиканской р-ке + (а) 1967 Война в Нигерии + 1967 Переворот в Греции - + 1968 Вторжение в Чехословакию + (а) - 1972 Вывод войск США из Вьетнама + - (а) 1973 Переворот в Чили - + 1975 Независимость Анголы + - 1975 Вторжение Индонезии в Восточный Тимор - + 1977 Оказание военной помощи Эфиопии + - 1979 Ввод войск в Афганистан (а) 1983 Вторжение американцев на Гренаду + (а) 1988 Вывод советских войск из Афганистана - (а) 1989 Революция в Румынии - + 1989 Вторжение США на Панаму + (а) Понимая значимость экономических экспансий в современной войне цивилизаций, сами Соединенные Штаты строго следят за соблюдением ими же введенных торговых правил в отношении собственных производителей (американские законы запрещают продажу товаров по заниженным ценам для устранения конкурентов). Так в августе 1997 года компания Cray Resean выиграла процесс против японских корпораций NEC и Fujitsu, которые предлагали своим клиентам на территории США суперкомпьютеры по цене в 450% и 170% меньшей, чем их реальная стоимость, вычисленная в соответствии с общепринятой методикой.
  Анализ приведенных выше схем и таблиц показывает, что вплоть до 1987 года динамика всех основных количественных характеристик признаков информационного поражения не предвещала ничего катастрофичного. Но если продолжить графики динамики рождаемости и смертности в СССР, а также строки таблицы вооруженных конфликтов к 1992 году и далее, то имевшие место до 1987 года волнообразные процессы вдруг потеряют свою волнообразность и оборвутся, прерванные в своем развитии точкой катастрофы:
  • резко сократится территория;
  • сократится чуть ли не в два раза население;
  • среди тех, кто уцелеет, смертность начнет превышать рождаемость;
  • резко сократится экспорт вооружений и военной техники (с 9907 млрд долларов в 1990 г. до 3189 млрд. в 1991г.);
  • исчезнут все национальные интересы, а значит и союзники, за пределами границы РФ, ибо наличие интересов предполагает их, отстаивание.
  Следуя предложенной в работе теории, в конкретной информационной войне США с СССР к 1987 году игровая позиция стала соответствовать наработанной ранее "домашней" заготовке, т.е. риск. что развитие ситуации примет неуправляемый характер, стал минимальным.
  Ключевые фигуры в руководстве СССР. многие из которых ранее обучались почему-то в зарубежных учебных заведениях и. в частности, в "Русском институте" при Колумбийском университете, удалось установить на приготовленные для них места именно в системе управления, потому что других мишеней для целенаправленного информационного воздействия не существует. В дальнейшем требовалось только согласовывать их действия, предоставляя ранее заготовленные конкретные алгоритмы поведения.
  С позиции излагаемой здесь теории в стратегии информационной войны Советским Союзом было допущено только несколько ошибок, которые однако стали определяющими:
  1.Было забыто, что в информационной войне побеждает, как правило, тот, кто атакует и постоянно усиливает давление. Тот же, кто благодушно надеется, что все разрешится в его пользу само собой всегда, подобно Емеле на печи путает жизнь в XX веке с сюжетом старой русской народной сказки. Для того, чтобы входная обучающая выборка (пропаганда) способствовала эффективному перепрограммированию противника над ней надо постоянно работать:
  а) она обязана содержать элементы новизны, в противном случае к ней
  очень легко адаптироваться и не замечать ее;
  б) входная выборка должна превозносить только собственные реальные достоинства. Нельзя превозносить то, чего нет, но в любой ситуации всегда можно найти определенные достоинства;
  в) входная обучающая выборка должна служить определенной конкретной цели, а не носить общий характер;
  г) входная обучающая выборка должна быть научно обоснована.
  2. Все науки, имеющие хоть какое-то отношение к информационному воздействию должны иметь приоритет. Если стране нужна ядерная бомба, то приветствоваться должна ядерная физика.Если нужны специалисты по информационной войне, то приоритет и моральный и материальный должен быть отдан психологии, кибернетики, а также развитию средств для моделирования поведения людей - мощной вычислительной техники и программному обеспечению. К сожалению, все названные дисциплины были и остаются у нас в стране на правах Золушки.
  В то время, как одна из воюющих стран создавала себе мощный информационный плацдарм, другая распыляя ресурсы, "раздавала каждому сыну по ложке каши" и все более прогибалась под тяжестью Времени, которое не позволяет себя так беспардонно игнорировать.
  3. В поведении Советского Союза наблюдалось практически полное отсутствие комплексности в стратегии воздействия на противника, а в части собственной защиты- неразвитость механизмов обеспечения безопасности экономической сферы от массированного вторжения товаров и технологий.
  4. Было забыто, что информационная война ведется все же в сфере управления за доступ к механизмам управления, что определяющее место в информационной войне занимает структура государственного управления. Наличие в ней элементов, подобных центральному элементу в структуре типа "звезда", может в случае гибели или заражении этого элемента привести к мгновенному "рассыпанию" всей структуры (проблеме структурной устойчивости посвящена шестая часть данной работы). Подобная структурная неустойчивость имела место в государственном устройстве СССР, но, несмотря на вступление страны в эпоху информационных войн, нужных "ремонтных работ" произведено не было. Их нет и сейчас, да и не будет - надо стать очень удачливым, чтобы в сегодняшней ситуации противник позволил "латать дыры". Как было доказано выше, в информационной войне отсутствует типовой механизм капитуляции или перемирия - это связано с проблемой неразрешимости окончания информационной войны.
  В ходе проведенного анализа конкретной информационной войны ничего не было сказано о влиянии суггестивного воздействия на результаты ее сражений, хотя оно безусловно имело место. Так с уходом сталинизма канал человек-человек в СССР (1960-1990гг.) стал практически предоставлен сам себе. Возможно, что именно этот канал был в большей степени ответственен за формирование в советском обществе скрытых целей. Но кто и как им управлял? Интересный факт заключался в том, что отдельные слухи туг же доходили практически до всех независимо от места проживания. Понятно, что не каждое сообщение способно уцелеть в подобном канале, а только соответствующим образом подобранное. Учет каких законов позволяет таким характеристикам как скорость и точность распространения нужных слухов стать инвариантными к политической ориентации их носителей? Причем все это происходило на фоне ослабевающего влияния официальных средств массовой информации.
  Однако в соответствии с выводами предыдущей главы искать скрытые причины следует тогда, когда нет явных. В данном же случае названных выше ошибок, сформулированных в виде четырех пунктов, вполне достаточно для того, чтобы погубить любую информационную систему, поэтому имеет смысл в данном явно не академическом исследовании поставить точку, оставив анализ процессов суггестивного воздействия в информационном противоборстве СССР-США на потом.
 
 Выводы
  Информационные войны ничем не отличаются от обычных войн в части признаков поражения.
  Информационный агрессор добивается победы, исключительно подчинив себе структуры управления противника, которые являются информационной мишенью.
  Отсюда следуют и основные направления организации защиты:
  1) уменьшение размера мишени;
  2) защита мишени (постановка преграды);
  3) регулярное уничтожение "информационных сорняков";
  4) установка собственного жесткого контроля за собственной системой управления.
  При появлении в системе признаков информационного поражения немедленно (любой ценой) уничтожить собственный механизм управления и сформировать новый.
  Всегда ли в информационном поражении виновата злая сила? Ответ на этот вопрос заключен в качестве исследования входного потока данных и готовности их принять. Ибо основа информационной экспансии заключена во множестве вопросов, задаваемых миром системе, и фактов, которые она узнает. И здесь даже современная магия не скажет на каком из задаваемых вопросов следует остановиться, чтобы уцелеть, чтобы от отвечающей системы еще хоть что-то осталось.
  В пятой части работы показано, что перед любой информационной системой кроме задач, связанных с защитой от явных угроз, стоят следующие две можно сказать, криптографические задачи:
  1) выявление факта, что входной шум является суггестивным;
  2) определение угрозы, которую несет выявленная суггестия. Решение названных задач требует дополнительных структур в самой системе. Однако не всегда эти дополнительные механизмы могут принести реальную пользу, а только при наличии ряда специальных ограничений, делающих задачу разрешимой в разумное время, как и при решении любой криптографической задачи.
  И это пока все, на что способна исследуемая в данной работе информационная самообучающаяся система, программируемая окружающим миром являющая собой часть человечества и часть человека.
  Мы можем прогнозироваться или программироваться всем, что способно воздействовать: приказом, грубым окликом, немедленно вызывающим ответную реакцию. Мы можем программироваться грозой над нами и ударом молнии по нарисованному образу завтрашнего дня и по уверенности сегодняшней. Чем сильнее энергия команды, тем быстрее мы бежим ее исполнять, порой даже не успевая понять, а надо ли это делать?
  Когда гроза над нами - мы становимся мгновенным исполнителем ее желаний. А потом, как утверждается в одном известном романсе (слова Б.Тимофеева), вдруг выясняется, что:
  "... это призрак,
  И снова небо синее,
  И вдаль бредет усталый караван".
  И становятся тихо. И в этой абсолютной тишине начинается настоящее программирование, не авральный труд по залатыванию пробоин, а серьезная неспешная работа, рассчитанная на долгие годы завтрашнего дня И осуществляет это программирование шум: бабочка, сверкающая на солнце, запах цветка, далекие раскаты грома, птица, закрывшая Луну, карканье ворона, даже слово, обращенное ни к кому, ночь, в которой "сиянье луны навевает мне сны".
  Когда все вокруг спит или еще не успело придти в себя от перетряхнувшей мир грозы, то можно услышать очень и очень далекий послезавтрашний день. Он успеет сформироваться много раньше, чем капли дождя упадут на предупрежденную первым налетевшим вихрем землю. И только потом наступит сегодня.
  Легкое дуновение ветра, словно чуть задрожавшая тюль: "Как хочешь". Произнесенное тихо-тихо: "Как сделаешь". И еще тише, словно эхо, навеянное мыслями: "Как будет". И никаких претензий. И дунувший ветер развеял остатки материального образа, стерев его, словно волна следы на морском песке, словно учитель мокрой тряпкой буквы алфавита со школьной доски. Ничего не осталось, даже иллюзий, которые можно создавать казалось бы всегда "Иллюзии можно создавать, и вы все создаете иллюзии. Вы видите женщину, но никогда не видите ее ятха бхутам - такой, какая она есть. Вот почему последствия такие разочаровывающие. Вы начинаете видеть то, чего нет, что является лишь проекциями вашего ума.
  Вы проецируете красоту, проецируете тысячу и одну вещь на эту бедную женщину. Когда вы приближаетесь к ней, когда вы получаете возможность пожить с ней, призраки начинают рассеиваться.Эти воображаемые вещи не могут устоять перед натиском реальности; реальность женщины восторжествует. И тогда вы чувствуете себя обманутым и думаете, что она вас обманула.
  Она ничего не сделала. Она сама чувствует себя обманутой вами, так как она тоже на вас что-то проецировала." - Считается, что так говорил Ошо Раджниш.
  Иллюзии- это виртуальные модели, "оживающие" в структуре информационной самообучающейся системы, когда она пытается "примерить" себя гипотетические входные данные.
  Вполне возможно, что и мы, и наш мир - тоже иллюзия, принадлежащая , более емкой, чем мы сами, более масштабной информационной самообучающейся системе.
  А теперь представьте, идет спектакль, например балет. При этом у конкретной балерины, исполняющей свою роль, голова может быть занята совершенно иными проблемами: муж не пришел домой ночевать, сын получил двойку и т.п. Однако она включена в общий механизм и исполняет свои па. Она механически, читай алгоритмически, делает свои движения и не делать не может, возможно, потому, что это ее работа. Даже если ей задержали зарплату и не дали более престижной роли, она все равно будет методично выполнять все то, что умеет и должна. Она будет делать это до тех пор, пока внешнее давление (степень открытости системы) окончательно не раздавит ее.
  Даже если у элемента системы будет свой собственный невероятно богатый внутренний мир, все равно этот элемент, каким бы умным он не был, может даже и не подозревать, что своей работой он создает совершенно иные миры. А как еще можно назвать то эмоционально-психологическое состояние, которое возникает у зрителя, глядящего на сцену и не знающего о всех тех проблемах у маленьких и больших исполнителей, добросовестно делающих свою работу?
  Иной мир!
  Вот они маленькие элементы, а грубо говоря, мелочи, создающие совершенство иных миров. В своем собственном пространстве, ограниченном бытом, работой, мечтами и заботами, эти люди порой уже и ничего изменить-то не могут - в этой ситуации для них все определено Мойрами.
  Для тех же, кто понимает, все это - ужас распятия Бога, рассчитанный именно на потомков.
  Но тем не менее получается, что чем гармоничнее и честнее простые элементы системы, тем совершеннее будут создаваемые ими внешние миры.
  Правда, им самим миров этих не видно, как не видно и зрителя. В зале темно.
  Что же касается аплодисментов, то до них можно и не дожить. Известно разве сколько актов размером с жизнь в исполняемой драме?
  Может получиться так, что для элемента-субъекта, думающего, будто бы он понимает смыслы, разница будет только в том, что в одном случае он уйдет со сцены "с чувством глубокого разочарования за бесцельно прожитые годы" а в другом - "с чувством выполненного долга".
  Очарования мгновенья, словно осенние листья, служат конкретному дуновенью ветра, являя собой бесценную информацию для того, кто способен видеть, и суггестивный шум для остальных. Очарование, огорчение, мираж и мечта, как результа информационного воздействия; порой скрыты в случайно встретившихся взглядах, в оригинальной аналогии, вдруг ни с чего -ни с того, всплывшей на поверхность разума, порой в доказанной теореме, а иногда в заключительном взмахе палочки дирижера, когда вальяжный булгаковский кот человеческим голосом объявляет: "Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!"
 
 ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗНАНИЯ
 За сто лет стирается надпись на могильном камне, но сказанные слова тысячу лет остаются теми же.
 Китайская пословица
 
 Оглавление шестой части
 ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
 Проектирование знания
  Введение 331
  Глава 29. Прогнозирование поведения информационных систем 180
  Глава 30. Текущее знание как структура процесса 186
  Глава 31. Мир подобных структур 188
  Глава 32. Преобразование структур 191
  Глава 33. Хаос в принятии решения 193
  Глава 34. Устойчивость знания 196
  Глава 35. Проблема проектирования устойчивых информационных систем 198
  35.1. Эволюция знания 198
  35.2. Возможности системы через возможности по преобразованию ее структуры 200
  35.3. Постановка задачи на проектирование структуры информационнойсистемы 202
  Глава 36. О том, что осталось за кадром или по чуть-чуть обо всем 205
  Выводы 209
 
 Введение
  Не ищи счастия за морем. Благодарение Всевышнему, что нужное Он сделал нетрудным, а трудное- ненужным.
 Г. Сковорода
  Проблема прогнозирования поведения информационных самообучающихся систем достаточно сложна. Понятно, что даже охватить всю ее в рамках данной книги, посвященной информационным войнам не представляется возможным.
  Понятно, что точность прогнозирования поведения информационных самообучающихся систем - это и есть в некоторой степени точность информационного оружия. Поэтому ничего не сказать об этой проблеме было бы в корне неправильно, тем более что методы предсказания местонахождения привычных нам технических средств, например, тех же ракет "земля-земля" или "земля-воздух", в основе которых лежат работы Винера, принципиально отличаются от подходов к прогнозированию поведения сложных информационных самообучающихся систем: людей, народов, человечества.
  Прогнозируемость (управляемость) поведения информационной системы определяется тем. какие знания сохраняются и развиваются, а какие скрываются и уничтожаются.
  Любое знание находит свое отражение в соответствующей структуре. Поэтому-то гибель одних подструктур и появление других определяет изменение знания системы.
  Структуры возникают везде, где возникает знание, являя собой проекцию знания в материальный мир. Способ хранения знания - это структура. Атом и молекула, мозг человеческий - в основе так или иначе - структуры. Коллектив, имеющий общую цель, при достижении которой члены коллектива взаимодействуют друг с другом, - это тоже структура, возникающая и продолжающая себя на первый взгляд произвольно, подобно корням деревьев, переплетаясь в причудливых извивах. Та же корневая структура дерева представляет собой знания дерева о питательных соках земли, на которой оно растет.
  Во всех названных системах в процессе их функционирования порой происходят структурные изменения, которые принято называть катастрофами. Многие катастрофы классифицированы в такой дисциплине как "Теория катастроф" Тома и имеют достаточно романтические названия, типа "Ласточкин хвост". Предлагаемая в данной главе модель не претендует на полноту и строгость, имеющую место быть у авторов классической теории катастроф. Цель данной части работы в том, чтобы на простых примерах продемонстрировать то, что происходит со структурами, носителями знании при целенаправленном информационном воздействии на них извне. Почему это важно?
  Как уже говорилось выше, любая информационная самообучающаяся система представляет собой структуру: статическую, динамическую, самомодифицируемую, с изменяемыми связями между элементами, с изменяемым количеством элементов и др. И для того, чтобы защитить информационную систему, в первую очередь надо защищать ее структуру. Каким образом это можно сделать?
  Структуры бывают разные. Одну достаточно легко обезопасить от внешних разрушающих воздействий просто в силу ее особенностей, другую же защищай- не защищай- нечаянный внешний толчок, и она рассыпется, словно карточный домик, как в сказках Э.По:
  "Половины такого блаженства узнать
  Серафимы в раю не могли, -
  Оттого и случилось (как ведомо всем
  В королевстве приморской земли), -
  Ветер ночью повеял холодный из туч
  И убил мою Аннабель-Ли".
  Какой смысл защищать информацию, циркулирующую в системе, если система сама беззащитна? Поэтому в дальнейшем речь пойдет о защите систем, о поиске интегральных характеристик структур, о жизни и смерти структур.
 
 Глава 29 (1). Прогнозирование поведения информационных систем
  Подобно тому, как лодку уносит сильным ветром, так и одно единственное чувство, завладевающее человеком, способно унести прочь его разум.
  Бхагават-гита как она есть
  Зеркало способно отразить любое лицо, попадающее в него. Видеокамера позволяет захватить любой физический образ и тоже отразить его, подобно зеркалу, но только на экране телевизора. Видеокамера и телекоммуникационная среда уже могут перенести запечатленную картинку практически в любую точку земли в режиме реального времени. Но, несмотря на внушительные расстояния, мы по прежнему имеем дело по существу с тем же самым зеркалом, отражающим сегодняшнее в сегодняшнее, и не более того. Включение компьютера с соответствующей математикой и базой знаний в эту схему отражателей позволит отражать в сегодняшний день завтрашние события. Вот тогда появится возможность изучать дела грядущих дней, выбирая наиболее приемлемые, и отталкивать все то, что пугает своей неоднозначностью или отдает принципиальным неприятием по каким-либо причинам.
  Фантазия сразу же услужливо рисует картину города, уходящего на ночной покой и мерцающего пятнами своих окон, за которыми сидят миллионы нуждающихся в измененном будущем и выбирающих для себя, словно рубашку в магазине, завтрашний день. Но день, каким бы не выбрали его миллионы желающих, выбирая каждый для себя, все равно будет один на всех. Только заказывать этот один на всех день будет тот, у кого самая мощная вычислительная техника, у кого самое эффективное программное обеспечение для моделирования, у кого самые точные модели, у кого самые точные знания о поведении элементов исследуемых систем.
  Какие же принципы должны лежать в основе моделей, способных прогнозировать события, связанные с функционированием информационных самообучающихся систем? Или уже кроме того, что предлагают на сегодняшний день классическая кибернетика и теория систем, больше рассчитывать не на что, а можно только уточнять знаки после запятой в точности полученного прогноза?
  Что ни говори, а принципиальное отличие в подходах к прогнозированию поведения обучающихся систем от неспособных к обучению заключено в коренном различии областей определения входных переменных и областей значения выходных результатов. У большинства сложных информационных самообучающихся систем области определения и значения входных/выходных переменных образуют события, происходящие внутри системы и вокруг ее, а также ее собственные поступки. Все эти события никак не получается, а может быть и невозможно, выстроить по ранжиру, упорядочить, нацепить на них на всех одинаковую униформу и заставить рассчитаться на первый-второй. У каждого события свои родители, которых вполне может быть много больше двух, и свои потомки, порой совершенно непохожие друг на друга.
  Нет в множестве событий единых мер, подобных силе тока в проводах, метрам в пространстве, секундам во времени. Внесение в него причинно-следственных связей [57], казалось, должно было позволить, наконец, начать решать определенные практические задачи, превратив множество событий в полноценное пространство со своей метрикой. Но обладает ли свойством непрерывности подобное пространство? Ведь именно для непрерывного пространства математические методы наиболее действенны. А если нет, что скорее всего, то что тогда делать? Каким должен быть масштаб (значимость) у событий и поступков? Можно ли его динамически менять?
  В условиях дискретности множества возможных поступков, каждый поступок имеет свое название, начало и конец во времени и пространстве, более того, существуют поступки, обусловленные не предыдущим часом, а событиями прошлогодней давности в условиях отсутствия явной причинно-следственной связи (событие, явившееся для одной из систем причиной, для другой- вообще невидимо). В этих условиях все опыты по построению моделей прогнозирования поведения людей [57] и не могли дать приемлемых для практики результатов.
  На основании полученных выводов в предыдущих частях данной работы, основное направление решения задач прогнозирования поведения самообучающихся систем представляется несколько иным, чем для технических систем, - не от причин к следствиям, а от целей к поступкам. При этом поступки персонажей, которые они могли бы совершить в интересующем исследователя времени t, для достижения цели в t + At, берутся из множества поступков, совершенных до момента t, т.е. они черпаются из всего предыдущего опыта, как бы выбираются из базы знаний. И это вполне логично.
  Прогнозирование поведения информационных систем, именно как информационных систем, опирается в первую очередь на информацию аккумулируемую этими системами, т.е. на знания систем. В конце-то концов любая информационная система ведет себя, как правило, в соответствия со своими знаниями: умеет плавать - лезет в воду, умеет драться - лезет в драку Если система умеет "что-то", то в ситуации, где это знание необходимо, именно этим "что-то" она и воспользуется. Ниже предлагается простой, но красиво художественно оформленный К.Чапеком пример прогнозирования поведения социальных систем, основанный именно на этом принципе.
  В рассказе К.Чапека "Похищенный документ № 139/VII ОТД.С" у полковника генерального штаба ночью из дома похитили секретный документ, взятый им на выходные дни для работы. Сейфа дома не было, и, предполагая, что шпионы никак не вздумают лезть в кладовку, он как раз там, в жестянке из под макарон, спрятал документ на ночь. Однако ночью неизвестный забрался в кладовку и похитил именно эту жестянку.
  К поиску был привлечен весь громадный секретный аппарат контрразведки страны.
  Но документ нашел рядовой сыщик из местного участка по фамилии Пиштора. Ниже приведен ход его мыслей:
  "Пиштора с интересом оглядел кладовку. - Ну да, - сказал он удовлетворенно, - окно открыто долотом. Это был Пепик или Андрлик.
  -Кто, кто? - быстро спросил полковник.
  -Пепик или Андрлик. Их работа. Но Пепик сейчас, кажется, сидит. Если было бы выдавлено стекло, это мог бы быть Дундр, Лойза, Новак, Госичка или Климент. Но здесь, судя по всему, работал Андрлик.
  - Смотрите не ошибитесь, - пробурчал полковник.
  -Вы думаете, что появился новый специалист по кладовкам? - спросил Пиштора и сразу стал серьезным. - Едва ли.
  Собственно говоря, Мертл тоже иногда работает долотом, но он не занимается кладовыми. Никогда. Он обычно влезает в квартиру через окно уборной и берет только белье. - Пиштора снова оскалил свои беличьи зубы. -Ну так я забегу к Андрлику".
  Пример хоть и с долей иронии, но полностью в русле русской народной пословицы из трех слов: "Горбатого могила исправит".
  Продолжим исследование.
  Исходными данными для построения прогнозной модели поведения конкретных информационных самообучающихся систем предлагается взять:
  1) собственные цели исследуемой системы и окружающих ее систем;
  2) заданные внешней средой цели исследуемой системы и окружающих ее систем;
  3) поступки, совершенные в прошлом;

<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу