<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  С включением среднего бизнеса, а также с учетом изменения принципа формирования сектора малого и среднего предпринимательства, а именно: выделение его субъектов не по организационно-правовым формам, а по соответствию количественным ограничениям на отдельные показатели деятельности (в данном случае на численность занятых), размер и структура сектора меняется следующим образом:
 Диаграмма 9. Структура субъектов малого и среднего предпринимательства, 2003 год, тыс. ед., %. Всего - 8.440,4 тыс. 11 (с учетом предложенных критериев по численности)
 
  Согласно имеющимся данным, наибольшая доля из общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства будет приходиться на микро-бизнес - 56%. Средний - второй по представленности сегмент сектора - 32%. Число субъектов хозяйствования с количеством занятых от 16 до 50 человек составит около 1.040,9 тыс., что соответствует 12% от сектора в целом.
  Если в рамках действующего критерия субъекты малого предпринимательства обеспечивают занятость 16.628,1 тыс. человек, то с учетом новых критериев в секторе малого и среднего предпринимательства будет задействовано до 32.049,6 тыс. работников, в том числе за счет включения рабочих мест, предоставляемых средним бизнесом.
  Распределение работников внутри сектора в рамках действующего и предлагаемого критериев выделения сектора представлено на Диаграммах 10 и 11.
 Диаграмма 10. Распределение занятых на субъектах малого предпринимательства, 2003 год, тыс. чел., %. Всего - 16.628,1 тыс. чел. (в рамках действующего критерия)
 
 Диаграмма 11. Распределение занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, 2003 год, тыс. чел., %. Всего - 32.049,6 тыс. чел (с учетом предложенных критериев по численности)
 
 1.3 Ограничения по выручке и целесообразность их использования при выделении сектора малого и среднего предпринимательства
 
  Учитывая международную практику, кроме критерия по численности занятых рассматривалась возможность в рамках статистического критерия для оценки масштабов бизнеса установить дополнительно ограничения по какому-либо стоимостному показателю, например по размеру активов баланса, либо по объему выручки.
  От первого индикатора - балансовая стоимость активов (итог баланса) - в качестве критерия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства пришлось отказаться сразу, поскольку значительная доля субъектов малого предпринимательства, находясь на упрощенной системе налогообложения или работающая в рамках единого налога на вмененный доход, не рассчитывает этот показатель (Диаграмма 12).
 Диаграмма 12 Распределение числа субъектов малого предпринимательства, выделяемых, в рамках действующего законодательства, по использованию различных налоговых режимов12
 
  Принимая во внимание, что выручка отслеживается любым типом бизнеса, независимо от вида деятельности и системы налогового учета, а также наряду со стоимостью активов широко используется в мировой практике, в том числе выступая критериальным фактором выделения микро-, малого и среднего бизнеса, было принято решение, исходя из сложившихся масштабов хозяйственных операций на основе отчетности предприятий, рассчитать для выделенных по числу занятых групп предпринимательства ограничения на показатель объема выручки.
  При определении числовых порогов по объему выручки использовались данные Росстата в части показателей деятельности малых предприятий, попавших в 20% регулярно ротируемую выборку, и индикаторы крупных и средних предприятий, отчитавшихся в 2003 году. Пообъектная база, используемая в рамках данного проекта, содержала порядка 250 тыс. записей.
  Путем восстановления объема выручки для выделенных на предыдущем этапе работы групп по численности занятых была получена следующая "округленная" критериальная шкала (подробная методика определения пороговых значений для показателей выручки, в том числе с выделением границ этого показателя для предприятий торговли и субъектов хозяйствования, занятых другими видами деятельности, представлена в Приложении 3):
 
 Таблица 2 Критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса (без инфляционной и "теневой" составляющих)
 
 Тип бизнеса Число занятых Объем выручки, млн. руб. А Б 1 микро- От 1 до 15 человек 10 малый От 16 до 50 человек 30 средний От 51 до 250 70
  Если говорить о предприятиях торговли, где методология формирования показателя выручки отлична, то для соответствующих по численности размерных групп ограничения на объем выручки выглядят следующим образом (Таблица 3) :
 
 Таблица 3 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса торговых предприятий (без инфляционной и "теневой" составляющих)
 
 Тип бизнеса Число занятых Объем выручки, млн. руб. А Б 1 микро- От 1 до 15 человек 15 малый От 16 до 50 человек 55 средний От 51 до 250 120
  Поскольку пообъектная база данных Росстата содержала сведения по итогам деятельности субъектов хозяйствования в 2003 году, возникла необходимость корректировки данных на инфляционную составляющую. С учетом того, что показатель выручки является одним из основных элементов при определении налогооблагаемой базы, была сделана поправка на "теневую составляющую". Последняя корректировка сделана для снижения мотиваций у предпринимателей искажать показатели деятельности при стремлении соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. При устранении инфляции использовался регулярно рассчитываемый и публикуемый Росстатом дефлятор ВВП, при определении объемов теневого оборота учитывались, с одной стороны, экспертные оценки, а с другой - оценки самих предпринимателей, полученные в ходе вышеупомянутого обследования ФИАС. Применение оценок теневого оборота, основанных на данных органов статистики, не представлялось возможным, поскольку по выделенным группам предприятий необходимые оценки не проводились.
 Таблица 4 Критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса с учетом инфляционной и "теневой" составляющих
 
 Тип бизнеса Число занятых Объем выручки, млн. руб. А Б 1 микро- От 1 до 15 человек 15 малый От 16 до 50 человек 40 средний От 51 до 250 100
  Для торговли:
 Таблица 5 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса с учетом инфляционной и "теневой" составляющих - для торговых предприятий
 
 Тип бизнеса Число занятых Объем выручки, млн. руб. А Б 1 микро- От 1 до 15 человек 25 малый От 16 до 50 человек 80 средний От 51 до 250 165
  По экспертному мнению, а также по реакциям предпринимателей, полученные значения требуют существенной корректировки в сторону увеличения. В качестве основного аргумента указывалось то обстоятельство, что методика определения шла "от достигнутого" без учета и предоставления возможности расширения бизнеса. Предприниматели приводили собственные оценки, показывающие, что рассчитанная величина не позволит достичь необходимую эффективность и рентабельность бизнеса13. То есть, как минимум к рассчитанным пороговым значениям необходимо применить коэффициент развития. Без такой корректировки рассчитанные стоимостные пороги ограничат динамику сектора малого и среднего предпринимательства.
  Величина коэффициента развития должна определяться на основе экспертных мнений, исходя из социально-экономической ситуации в стране, приоритетов развития, а потому ограничение по выручке - это скорее "политический" критерий, применять который следует в целях определения объектов специальной государственной поддержки.
  Тот факт, что рассчитанные пороговые значения по показателю выручки малы, подтверждает и сравнительный анализ аналогичных ограничений в Евросоюзе. В Европе для микробизнеса он устанавливается на уровне 2 млн. Евро, для малого - 10 млн. Евро, а для среднего - до 50 млн. Евро.
  Кроме того и в российской практике, например, в части разработки специальных банковских продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства по объему выручки, используются существенно бОльшие пороговые значения:
  - Райффайзенбанк - для программы кредитования малого бизнеса в качестве одного из критериев выделения потенциальных клиентов принимается годовой оборот, который не должен превышать 5 млн. долларов США (приблизительно 143 млн. руб.). Для программы кредитовании среднего бизнеса - "общий годовой оборот" от 5 до 25 млн. долларов США (приблизительно 143-715 млн. руб.);
  - Сбербанк России: при кредитовании малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица или малых предприятий) применяется критерий по объему годовой выручки не более 40 млн. руб. с учетом НДС;
  - Внешторгбанк - для программы кредитования малого бизнеса (юридические лица и индивидуальные предприниматели) применяется критерий по объему годовой выручки, не превышающий 3 млн. долларов США. (приблизительно 85 млн. руб.)
 
  Таким образом, без широкого системного экспертного обсуждения вводить в систему критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства рассчитанные пороговые ограничения для объема выручки нельзя. Как минимум нужно предусмотреть корректировку расчетных величин на коэффициент развития.
  В то же время вызывает много сомнений принципиальная целесообразность использования на современном этапе в качестве критерия стоимостного показателя, в данном случае, объема выручки. Являясь, как правило, основой для расчета налогооблагаемой базы, стоимостные критерии, и выручка в том числе, подвержены искажению, а потому не отражают реальное состояние бизнеса. Досчет на теневую величину неточен и условен. Установление стоимостных критериев станет для бизнеса дополнительным стимулом по их искажению. Кроме того, выручка, как и любой другой стоимостной показатель, требует регулярной индексации на инфляционную составляющую, что технически и процедурно достаточно обременительно и затратно, тем более если эти пороговые значения будут зафиксированы законодательно.
  Предлагается на данном этапе отказаться от использования стоимостного показателя в качестве статистического критерия выделения сектора малого и среднего предпринимательства. А если и применять его, то исключительно для выделения части субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитывающих на получение каких-либо льгот, преференций, то есть специализированной государственной поддержки, например, возможности применения упрощенной системы налогообложения, то есть в рамках "политических" границ. С учетом погрешности пообъектных баз данных, присутствующих в них систематических ошибок, ошибок размерности, а также сознательного искажения стоимостных показателей, введению стоимостных ограничений должно предшествовать широкое экспертное обсуждение рассчитанных величин.
 
  В заключение описания статистического критерия отметим лишь, что в его рамках под субъектами хозяйствования понимаются любые хозяйствующие субъекты, независимо от организационно-правовой формы - как юридические лица (организации), так и предприниматели без образования юридического лица, ведущие экономическую (хозяйственную) деятельность. То есть речь идет исключительно о коммерческих предприятиях и организациях.
 
  2. Некоторые "политические" ограничения выделения сектора малого и среднего бизнеса
 
  Представляется важным уже помимо статистического критерия в целях предупреждения оппортунистического поведения субъектов хозяйствования установить ограничения на структуру собственности (капитала). Такое ограничение и ранее действовало в российском законодательстве, кроме того, есть оно и в европейской практике. В частности, такое ограничение можно предусмотреть для субъектов хозяйствования, рассчитывающих на поддержку за счет средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов.
  В этом случае к субъектам малого и среднего предпринимательства следует относить субъекты хозяйствования, в которых совокупная доля участия Российской Федерации; субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, общественных, благотворительных и религиозных организаций и объединений в уставном (складочном) капитале составляет не более 25% (данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%). В европейской практике делается исключение на долю участия так называемых "бизнес - ангелов", но так как в России такая практика инвестирования не получила распространения, данное исключение может быть преждевременным.
  Кроме того, следует исключить из круга субъектов малого и среднего предпринимательства:
 * кредитные организации;
 * инвестиционные фонды;
 * страховые организации;
 * профессиональных участников рынка ценных бумаг;
 * ломбарды;
 * организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся игорным бизнесом.
  3. Некоторые замечания к практике организации статистического наблюдения за сектором малого и среднего предпринимательства в условиях действия статистических и "политических" критериев
  В условиях существования статистического критерия и целой системы "политических" признаков, статистическое наблюдение за сектором малого и среднего предпринимательства должно быть организовано таким образом, чтобы была возможность отслеживать состояние и динамику не только всего сектора в границах статистического критерия, но и тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые отвечают "политическим" критериям. В частности, необходимо внутри статистического критерия отдельно формировать совокупность субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающую условиям по ограничению на структуру уставного капитала.
  Кроме того, в целях обеспечения возможностей международных сопоставлений статистическое наблюдение должно быть организовано и для отдельных размерных групп субъектов хозяйствования, формируемых по численности занятых с пороговыми значениями, используемыми в международной практике. В настоящее время Евростат использует следующие интервалы для выделения размерных по числу занятых групп бизнеса:
  • от 1 до 9 человек;
  • от 10 до 19 человек;
  • от 20 до 49 человек;
  • от 50 до 249 человек.
 1 Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, 2005г.
 2 Расчеты и оценки на базе обследования населения по проблемам занятости, регулярно проводимого Росстатом.
 3 Покровская Н.Н. "Подходы к определению малого предпринимательства", журнал "Личность и Культура". - 2001. - №1/2. - с. 32-34
 4 Путеводитель предпринимателя Петербурга - 2003 г. Государственная поддержка предпринимательства. www.smesupport.spb.ru
 5 В обследовании предлагалось оценить каждую проблему по пятибалльной шкале. Шкала: 1 - не создает никаких проблем; 2 - минимальная проблема; 3- средняя проблема; 4 - большая проблема; 5 - непреодолимая проблема. На диаграмме представлена суммарная доля предпринимателей, ответивших, что данная проблема является большой или непреодолимой, то есть при ответе на вопрос поставившие оценку либо 4 либо 5.
 6 Данные ФИАС
 7 Данные Росстата.
 8 Учитывая методологические сложности перекодировки отраслей народного хозяйства в виды экономической деятельности, в рамках имеющейся в распоряжении исполнителей проекта пообъектной базы данных привести группировку малых предприятий по указанным отраслям достаточно затруднительно.
 9 http://www.worldbank.org.ru.
 10 Подраздел подготовлен на статистической базе публикации "Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка", Москва, 2004. Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Агентства США по Международному Развитию
 11 Выделение по типам бизнеса рассчитано: для малых предприятий - юридических лиц на основе данных Росстата; для ПБОЮЛ на основе исследования ФИАС с объемом выборки в 997 предпринимателей без образования юридического лица; при распределении крестьянских фермерских хозяйств условно взяты пропорции сектора индивидуального бизнеса.
 12 Российское обозрение малого и среднего предпринимательства, 2001. Ресурсный центр малого предпринимательства.
 13 К сожалению, использование метода, когда для отдельных типов бизнеса рассчитывается ограничение на стоимостной показатель, недопустимо, в силу многообразия типов бизнеса и условий его ведения, а также целей его создания, личностных качеств руководителей и так далее.
 Попытки теоретически рассчитать возможные объемы выручки субъектов малого и среднего предпринимательства, исходя из определенной численности занятых, сферы деятельности и уровня заработной платы, дают объемы выручки, значительно превышающие рассчитанные на основе статистической отчетности. Однако теоретические расчеты трудно назвать доказательными, т.к. это фактически попытки создать виртуальную модель отдельно взятого предприятия, которая не может учитывать всех особенностей реальной деятельности, многообразия форм бизнеса.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования
 к категории малых и средних предприятий в России
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу