Что такое научение

Обучить, научить, выучить, учить, научиться... Наверное, ни одно слово не используется в педагогике, методиках, да и в речи учителя, так часто, как слово «учение» и его различные производные. Но, что такое — «учение»?

На первый взгляд вопрос кажется надуманным. Ну, кто же не знает, что означает слово «учение»! Нет такого человека, который изрядную часть своей жизни не потратил на это занятие. Тем более, по-видимому, неуместно задавать этот вопрос учителю, который всю жизнь только и занимается тем, что учит, который видит, направляет, оценивает это самое учение повседневно и тысячекратно.
Если мы все же будем очень настаивать на этом вопросе, то человек, не изучавший педагогики, ответит приблизительно:
«Ну, например, ученик не знал, почему бывают приливы. Ему объяснили. Он повторил по учебнику и теперь знает. Мы говорим, что он выучил материал. Или человек не мог бегать на коньках. Потренировался. И теперь может. Он выучился. Или студент на первом курсе не умел решать задачи на дифференциальные уравнения. А на третьем — умеет. Это и называется научился.»

Учитель, изучавший педагогику, скажет то же самое короче и более обобщенно: «Научение — это усвоение учащимся определенной системы знаний, умений и навыков».

Итак, – раньше не знал, не мог, не умел. А теперь знает, может, умеет. Значит, научение связано с какими-то изменениями в учащемся, в его поведении и в его действиях.

Какие это изменения?

Слова «знает», «умеет», «может» указывают на те задачи, с которыми сталкивается человек. Например, объяснить, почему бывают приливы, бегать на коньках, решать дифференциальные уравнения.

Научение выражается в том, что человек овладевает действиями, нужными для успешного решения соответствующих задач. Причем, эти действия могут включать и физические (движения, позы), и психические (наблюдение, размышление, припоминание), и речевые акты (называние, рассказывание, письмо).

Значит, научение предполагает такие изменения внешней (физической) и внутренней (психической) деятельности или поведения, которые приводят их в соответствие с целью этой деятельности (или поведения), позволяют достичь этой цели. Короче, научение выражается в целесообразном изменении внешней и внутренней деятельности (или поведения).

Однако, не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Так, например, входя в темную комнату, мы сначала ничего не видим. Но постепенно тьма как бы рассеивается, и мы начинаем различать контуры предметов. Это происходит благодаря автоматическому повышению чувствительность глаза и именуется зрительной (темновой) адаптацией. Такое изменение деятельности глаза нельзя назвать научением. Человек не научается зрительной адаптации. Она представляет собой врожденное физиологическое свойство его зрительной системы.

Следовательно, чтобы целесообразное изменение деятельности или поведения имело характер научения, это изменение непосредственно должно вызываться не какими-то врожденными свойствами организма, а определенной предшествующей деятельностью или поведением. По этой же причине не относятся к научению изменения поведения, непосредственно вызванные утомлением, травмами, механическими воздействиями извне, голодом, жаждой, болью, сильными чувствами, действием химических препаратов, а также физиологическим созреванием.

Нет научения и в тех случаях, когда изменения деятельности или поведения носят мимолетный характер. Так, относительно человека, который один раз удачно выполнил акробатический номер, но затем не мог его повторить, не говорят, что он научился этому номеру.

Итак, подводя первый итог, можно сказать, что научение—это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Любое закономерное изменение вещей и явлений называется процессом. Следовательно, научение представляет собой определенный процесс, происходящий в учащемся (или у учащегося). Деятельность и поведение учащегося, благодаря которым у него возникает и развертывается этот процесс, называют учением. Результаты этого процесса у учащегося называют знаниями, умениями и навыками.

Просмотров: 1359

Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения