Сравнение сенсорной и моторной моделей научения. Понятие видов научения

Итак, мы кратко рассмотрели две различных модели научения: сенсорную, исходящую из ощущений, и моторную, исходящую из движений.
Первая выделяет расширение знаний как движущую задачу научения. Вторая — выделяет расширение программ деятельности как ведущую задачу научения.

Сенсорная концепция подчеркивает как условие научения мотивацию деятельности. Моторная — достижение целей деятельности. Из сенсорной концепции следует: чтобы определенные свойства мира были выделены (отражены) психикой учащегося и закреплены в ней, они должны быть значимы для него, т. е. связаны с его потребностями. Из моторной — чтобы программы действий были сформированы и закреплены в психике учащегося, они должны приводить к поставленной цели, т. е. реализовать его потребности. Первая утверждает, чтобы новые знания усваивались учащимся, он должен «видеть» («чувствовать») их полезность. Вторая — чтобы новые действия усваивались учащимся, он должен «видеть» («чувствовать») их успешность.

Из сенсорной концепции вытекает: чтобы происходило научение, необходимо создать положительное эмоциональное отношение у учащегося к поступающей информации. Из моторной вытекает: чтобы происходило научение, необходимо положительное переживание у учащегося при выполнении требуемых действий.

Сенсорная концепция предполагает активную познавательную деятельность учащегося: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение поступающих чувственных данных. Моторная предполагает активную практическую деятельность учащегося: поиски и испробование подходящих действий, контроль их результатов и сопоставление с целью.

Нетрудно заметить, что две эти концепции не противоречат одна другой, а просто рассматривают разные стороны научения. В центре сенсорной концепции стоит рассмотрение отражательной, в центре моторной — рассмотрение регуляторной деятельности психики при научении. Первая подчеркивает информационный, познавательный характер научения, вторая — его деятельный, целенаправленный характер.

Следовательно, речь должна идти не об опровержении какой-либо из них, а только об отрицании их универсальности. В любом реальном процессе научения есть обе эти стороны. Но в одних случаях преобладает одна из этих сторон, в других случаях — другая.

В зависимости от того, какая из этих двух обязательных сторон научения преобладает, можно говорить о разных видах научения.

Так, применительно к животным, в тех случаях, когда основной целью и результатом научения являются анализ и синтез стимулов, освоение новых сигналов, их дифференцировка, генерализация и систематизация, можно говорить о сенсорном научении. Когда преимущественная задача и результат научения — выбор и объединение движений, освоение двигательных действий, их дифференцировав, генерализация и систематизация, можно говорить о моторном научении. Когда обе задачи и оба результата переплетаются и одинаково существенны, можно говорить о сенсомоторном научении.

Все эти виды научения имеются и у человека. Особенно большое значение они имеют у детей, когда накопляется основной фонд сенсорных дифференцировок, моторных операций и сенсомоторных координации. Примеры первых: различение детьми цветов, форм, звуков речи. Примеры вторых: ходьба, произношение звуков речи, письмо. Примеры третьих: доставание и перемещение предметов, преодоление препятствий рельефа при ходьбе, чтение вслух.

По мере формирования у человека специально человеческих форм отражения реальности и регуляции поведения претерпевают существенные изменения и эти аспекты научения. Они переходят на новые, более высокие, специфические человеческие уровни научения (когнитивные).
Сенсорное научение перерастает на когнитивном уровне в освоение существенных объективных свойств реальности, ее классификацию в категориях опыта человечества и обобщение с помощью языка в значениях. Оно превращается в научение знаниям.

Моторное научение на когнитивном уровне перерастает в освоение программ действий, соответствующих определенным, сознательно поставленным задачам, программ выбора, регуляции и контроля этих действий. Оно превращается в научение навыкам.

Сочетание того и другого представляет собой научение действиям с пониманием, научение сознательным целенаправленным действиям. В него-то и перерастает простое научение сенсомоторным координациям.

Напомним еще раз, что приведенная классификация условна. Фактически научение человека всегда включает обе рассмотренных стороны в разных пропорциях. И только преобладание одной из них позволяет отнести научение к тому или иному виду.

Просмотров: 1352

Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения