Универсальна ли ассоциативная модель научения?

Итак, мы выделили два крайних вида простого научения, которые имеют место как у человека, так и у животных (сенсорное—моторное) — и вырастающие из них два вида научения, которые существуют только у человека (научение знаниям и научение навыкам).

При всех различиях, у этих двух видов научения есть нечто общее. В основе их лежит образование разнообразных связей. Поэтому все теории такого рода именуются ассоциативными (от слова «ассоциация» — связь).

Связь между чем и чем? Общий ответ: между любыми элементами внешней среды, психологической деятельности, состояний организма, его поведения, которые различаются или объединяются. В этом различении или объединении и состоит суть научения с точки зрения всех изложенных теорий.

Разные теории отличаются лишь тем, какие объединяемые элементы они рассматривают. Одни делают упор на элементы реальности, т. е. свойства вещей и их сочетания, другие — на элементы поведения, т. е. свойства движений и их сочетаний, третьи — на элементы физиологические, т. е, состояния организма, четвертые — на элементы психологические, т. е. состояния психики, пятые — на сочетание тех или иных из этих элементов.

Что лежит в основе объединения этих элементов? Общий ответ: в основе объединения элементов лежит их смежность. Обнаружение этой смежности и отображение ее в виде нервно — психической связи составляет содержание научения.

Разные ассоциативные теории различаются лишь тем, какие виды смежности они подчеркивают.

Так, например, вес рассмотренные теории делали упор в основном на физическую смежность, т.е. соседство элементов в пространстве и времени.

Однако, смежность может быть и психологической. Это то, что мы называем сходством и различием. Важную роль такой смежности в научении подчеркивали многие старые психологи (Бэн, Эббингауз, Джеме Милль и др.). Рассмотренные нами теории отмечали влияние этой смежности в явлении генерализации. Наконец, очень большое внимание ей уделяли педагоги (К. Д. Ушинский, Песталоцци и др.).

Далее, смежность может быть логической. Примеры: отношение частного к общему, конкретного к абстрактному, вида к роду, посылок к следствию и т.д. Исследования советского психолога II. А. Шеварева показали исключительно важную роль такого рода смежности в научении человека.

Наконец, смежность может быть функциональной. Примеры: отношения цели и средства, причины и следствия, качества и количества, действия и результата и т.д. Выявление и усвоение таких связей составляет, как нетрудно заметить, важнейшую роль научения у человека. Это подчеркивали, в частности, советские психологи С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков и др., а также большинство ученых-педагогов.

Таким образом, обобщая все ассоциативные теории научения, можно сказать, что: I) Содержание научения они видят в образовании связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологических процессов или психической деятельности. 2) Предпосылку научения — в физической, психологической, логической или функциональной смежности этих элементов. 3) Что касается условий научения, его способов и процессов, с которыми оно связано, то точку зрения различных ассоциативных теорий по этим вопросам мы уже рассматривали раньше.

Нетрудно увидеть, что изложенная концепция в своем общем виде очень широка. Она охватывает множество явлений, с которыми сталкиваются педагоги, объединяет, синтезирует и обобщает огромную массу фактов их деятельности, вводят в них систему, обосновывает и объясняет их.

И все-таки что-то в ней оставляет ощущение неудовлетворенности. Ощущение, что не все факты, известные нам из педагогической практики, укладываются в эту теорию.

Например, что усваивает человек, когда учится иностранному языку? Торндайк и Скиннер отвечают: слова! Какие связи образуются в результате этого научения?

Ответ: между словами родного языка и соответствующими иностранными словами, а также между последними и вещами.
Ответ краткий, соответствует ассоцианистской теории и... неубедительный.

Во-первых, чтобы понимать язык, мало только знать слова. Надо усвоить его грамматику. Это значит усвоить связи и изменения не каких-то определенных слов, а любых слов в зависимости от их категории и контекста, в котором они употребляются. Иначе говоря, надо усвоить общие структуры, в которых могут встречаться слова, и отношения слов в этих структурах. Но эти отношения и структуры не являются свойствами, элементами отдельных слов. Они суть свойства языка, в рамках которого связываются и изменяются эти слова.

Таким образом, при усвоении языка мы встречаемся со случаем, когда не связи отдельных элементов определяют целое, а наоборот, целое определяет, как соединяются его элементы. Эту особенность некоторых организованных единиц впервые сформулировало направление, получившее название гештальт - психологии. Его представителя (Коффка, Вертгеймер, Левин и др.) показали, что уже восприятие человека не сводится к соединению элементов, т. е. ощущений, поступающих от органов чувств. Оно представляет собой организованную структуру (гештальт) со своими собственными свойствами, которые отсутствуют у элементов-ощущений.

Сегодня кибернетика показала, что указанная черта составляет особенность любых организованных систем (животных, человека, общества и его учреждений, математических конструкций, произведения искусства и т. д.). Их свойства не сводятся к сумме свойств их частей или элементов. Они (свойства организованной системы) определяются структурой, т. е- взаимоотношением и взаимодействием ее составных частей или элементов, с одной стороны, и взаимоотношением самой системы с окружающим миром, с другой стороны.

Но с таким научением, где сначала должно осваиваться целое, структура, отношения элементов, а не сами эти элементы и их отдельные связи, ассоцианистская концепция уже не справляется. По ней ведь целое всегда строиться из кирпичиков-элементов, отношения — из отдельных связей этих элементов, а структуры — из этих частных отношений.

Это не значит, что ассоциативного научения не существует, Мы уже убедились, что во многих случаях оно имеет место. Это означает, что само ассоциативное научение должно рассматриваться как частный тип научения. Причем более простой, низший по сравнению с рассматриваемым. При ассоциативном научении в психике отображаются элементы, т.е. части или свойства предметов и действий. А само научение заключается в связывании этих элементов, поскольку они физически, психологически, логически или функционально связаны в действительности.

При рассматриваемом типе научения предметом отражения являются сами связи, структуры и отношения реальности или деятельности. Поэтому мы обозначим этот тип научения особым термином интеллектуальное научение.

Просмотров: 1024

Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения