Мотивация учебной деятельности
Как же создаются эти силы? Они возникают, когда соответствующие внешние объекты или действия превращаются в побудителей деятельности человека. Такие внешние побудители определенной деятельности индивида называются в психологии мотивами.
Следовательно, чтобы возникло учение, какая-нибудь из его сторон должна превратиться в мотив деятельности индивида.
Исследования психологов и педагогов показывают, что для учебной деятельности такими мотивами могут быть:
1. Любые результаты учения. Побудителями этой категории являются, например, успех, награда, удовольствие, самоутверждение, общественное одобрение, престиж, социальный статус, польза личная или общественная и т. д. Какой из этих результатов становится ведущим, зависит от уровня социального развития и притязаний личности. Направление и этапы такого развития мотивации человека детально разработал А. С. Макаренко в своем учении о «системе перспективных линий». Он отмечал, что уровень мотивов тесно связан с отдаленностью и широтой перспектив личности. Развитие мотиваций начинается с ограничения поведения «близкой перспективной» — наградой, похвалой, удовольствием. Оно идет к «средней перспективе» — личным успехам, будущим благам, карьере и т. п. Наконец, в своем высшем выражении связывается с «дальней перспективой», которая охватывает перспективы общества. На этом уровне основными мотивами становятся общественные цели — успехи и достижения, свобода и независимость, материальная обеспеченность и духовное богатство своей страны, парода, всего человечества.
Мотивация результатом создает, как мы видели, ситуации учения с «целевым принуждением». Это следует учитывать педагогам. При самых высоких конечных побуждениях само учение может оставаться в этом случае процессом отталкивающим, а потому психологически трудным и напряженным.
2. Цели учения. Мотивами этой категории являются, например, приобретение определенных знаний и умений, удовлетворение любознательности, расширение своего кругозора и культуры, развитие и обогащение личности и т. д. В этом случае возникает, как мы видели, «ситуация с целевым притяжением». Учебная деятельность остается сопряженной с усилиями, но снимаются психологические сопротивления ей.
3. Процесс учения. Активами этой категории являются, например, преодоления препятствий, интеллектуальная активность, самовыражение, реализация своих духовных и физических возможностей и способностей и т. д. В этом случае цель учебной деятельности также лежит внутри самой учебной ситуации. Но теперь сама это деятельность приобретает знак «плюс», перестает быть лишь трудностью, которую надо преодолеть на пути к цели учения. Сама эта цель достигается поэтому, так сказать, автоматически, как при непреднамеренном научении.
Каждый тип мотивации требует для своей поддержки соответствующих условии. Так, для подкрепления мотивационной силы результатов учения педагог должен сопровождать успехи учащегося поощрением, организовывать соревнование, создавать положительное общественное мнение, показывать полезность усваиваемых знаний и умений для будущей жизни и деятельности и т. д.
Мотивационная сила целей учения подкрепляется информацией о достигнутых результатах, проблемной методикой, пробуждением любопытства и познавательных интересов, формированием познавательных потребностей и т. д.
Наконец, мотивационная сила самого процесса учения поддерживается живой и увлекательной его организацией, активностью и самодеятельностью учащихся, исследовательской методикой, юмором и высокой эмоциональной окрашенностью, включением элементов широкого взаимного общения и самовыражения учащихся и т. д.
Просмотров: 1807
Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения