Источники учебной деятельности
До сих пор мы говорили о том, какие мотивы могут порождать силы, действующие в ситуации учения. Естественно, возникает вопрос — а как создаются, возникают сами эти мотивы.
Общий ответ на это, который дает психология, таков: определенная вещь, событие, ситуация или действие становятся мотивами деятельности, если они связываются с источниками определенной активности человека.
Под «источниками активности» понимают любую причину, вызывающую деятельность. Таким образом, это просто гипотетическое понятие, которое выражает нашу уверенность в том, что поведение человека причинно обусловлено, т. е. детерминировано. Поэтому, вместо термина «источники» иногда говорят о детерминантах поведения.
Что это за источники, причины или детерминанты? В чем их суть? Как они действуют? По этому поводу существует много разных теорий. Они относятся к общей психологии и здесь мы не будем в них углубляться. Ограничимся лишь описательной классификацией тех основных фактов, которые здесь обнаружены психологами.
Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что все обнаруженные источники деятельности могут быть разделены на три главных категории.
1. Внутренние источники, определяемые структурой потребностей человека. Эти источники активности обычно называют влечениями. Они могут иметь разнообразный характер — от врожденных, которые выражают биологические потребности организма и обусловлены генетическими программами, до приобретенных, которые выражают социальные потребности и формируются обществом.
Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют потребность в активности и потребность в информации.
О том, что это потребности биологические, свидетельствует наличие соответствующих влечений у большинства высших животных. Любое ограничение активности вызывает у них резкое сопротивление, даже когда животное сыто, напоено и как-будто не имеет никакой нужды в движении. Аналогично, ребенок с самого своего рождения, когда он не спит, находится в состоянии непрерывной активности — улыбается, шевелится, машет руками и ногами, бегает, играет, болтает, задает бесконечные вопросы, по-видимому, просто ради удовольствия, которое доставляет ему само действование.
Множество экспериментов доказывают также наличие врожденной потребности в информации, как источника активности. Так, например, крысам предлагался выбор между пустым отделением клетки и отделением, где были сложены разноцветные кубики. Животные неизменно бежали к кубикам, начинали их обнюхивать, переворачивать, обследовать. Более того, если у входа в отделение с кубиками их встречал удар электрическим током, крысы шли и на эту неприятность, лишь бы «удовлетворить свое любопытство». При этом степень и длительность исследовательской активности была прямо пропорциональна количеству информации, которую можно было извлечь. Когда 2—3 кубика просто лежали рядом «интерес» к ним исчезал через пару минут. Если же из десятков кубиков было построено сложное сооружение, то
исследовательская деятельность крысы не угасала в течение 15—20 минут.
В других опытах открывание окошечка, через которое можно выглянуть наружу, оказалось достаточным подкреплением для образования у обезьяны, помещенной в закрытый ящик, различных условных рефлексов. То же самое наблюдалось у кошек и крыс. У них успешно вырабатывались условные рефлексы на основе информационного подкрепления. Животные нажимали педали, дергали ручки, кольца только для того, чтобы услышать, как вдруг раздастся какой-то звук, увидеть вспышку света и т. п.
Потребность человека в информации (иногда говорят—в стимуляции) отчетливо проявляется в так называемых опытах на «депривацию», когда испытуемых на определенный срок изолируют от каких-либо ощущений из внешнего мира (помещают в темную звукоизолированную камеру, иногда еще в ванну с водой при температуре тела). Итогом оказываются серьезные интеллектуальные, эмоциональные и волевые нарушения: неуравновешенность тоска, злоба, апатия, потеря способности к волевым действиям, иногда даже распад систематического мышления, галлюцинации и т. п.
В жизненных условиях дефицит активности и информации (или иногда — их избыток) порождают у человека отрицательные состояния, называемые утомлением и скукой. Сами влечения к активности и информации называют любопытством и энергичностью.
Среди общественно-формируемых потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют гностические и положительные социальные потребности. К ним относятся, потребность в знаниях, стремление приносить пользу обществу, стремление к высокому уровню общественно-ценных успехов и достижении и т. д.
2. Внешние источники, определяемые структурой общественных условий жизнедеятельности человека. Эти источники активности человека называют понуждениями. Такими понуждениями к деятельности для человека могут быть требования, ожидания и возможности.
Требования — это все воздействия со стороны общества, принуждающие индивида к определенным видам и формам деятельности и поведения. Так, родители требуют от ребенка кушать ложкой, сидеть на стуле, говорить «спасибо» и т. п. Школа требует от ученика являться в определенное время; слушать, что говорит учитель, выполнять его задания и т. д. Общество требует от индивида соблюдать в поведении определенные моральные нормы и формы общения людей, выполнять определенную работу и т. д.
Ожидания — это отношения общества к человеку, связанные с тем, какие черты поведения и формы деятельности оно предполагает, считает нормальными у данного индивида. Так, например, окружающие не требуют, чтобы годовалый ребенок начал ходить. Они ожидают этого от него и соответственно к нему относятся. В отличие от требования, ожидание создает общую атмосферу, общее давление на поведение индивида. И это часто стимулирует сильнее, чем приказ.
Возможности — это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека. Например, хорошая домашняя библиотека толкает к чтению, потому что создаст такую возможность. Ребенок при проблемном обучении больше думает, потому что ему чаще представляются случаи для этого и т. п. На этот источник деятельности педагоги и родители зачастую обращают недостаточно внимания, уповая на требования. Между тем, психологический анализ показывает, что поведение человека во многом управляется объективными возможностями. Особенно — пока еще не сформировалась его личность, ведущие жизненные цели и т. д. Так, книга по геометрии, случайно попавшая в руки ребенку, навсегда определяет судьбу великого математика. Заехавший в уездный городишко театр потрясает маленькую девочку и навсегда определяет ее жизненный путь: она становится замечательной актрисой.
3. Личные источники, определяемые структурой личности человека, т. е. его вкусами, интересами, стремлениями, установками, убеждениями, мировоззрением, представлением о себе, отношением к обществу. Эти источники активности человека называют ценностями. Такими ценностями для человека могут быть успех или самосовершенствование, самоутверждение или самовыражение, защищенность или борьба, покой или движение, удовлетворение определенных потребностей или их преодоление, идеалы и образцы, добро, истина, красота, польза, могущество или удовольствие и т. д.
Для стимуляции учебной деятельности особое значение имеет стремление к осмысливанию реальности, т. е. к выявлению значения вещей и событий в категориях человеческих знании, деятельности и ценностей.
Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях «работают» у каждого человека. Но не всегда порождаемая ими деятельность отливается в форму учения. Для этого надо, чтобы потребности и влечения индивида, требования, ожидания и возможности, представляемые ему средой, его личные ценности и установки — короче, внутренние, внешние и личностные детерминанты его поведения связались с одной из сторон учения (результатом, целью, процессом) или со всеми. Тогда эти стороны учения превратятся в мотивы, начнут толкать или тянуть его к соответствующей деятельности, т. е. к учению. Процесс этот называют мотивированием.
Как оно достигается зависит от того, какую сторону учения выдвигают в качестве мотива и с какими источниками деятельности ее связывают. Например, если в качестве мотива выдвигают результаты учения, а для побуждения обращаются к внутренним источникам деятельности, это достигается связыванием учебных успехов с наградой, общественным одобрением, полезностью для будущей работы и т. д. Использование внешних детерминант выражается в принуждении (требование), доверии (ожидание), представлении подходящих условий, средств, информации (возможности) и т. д. Примером личностного мотивирования результатов учения может служить связывание их с самооценкой индивида (похвала) и т. д.
В общем, разнообразие возможных здесь приемов и сочетаний столь же многолико и обширно, как сама жизнь, как те стимулы, которые толкают человека к деятельности и определяют эту деятельность.
Просмотров: 1017
Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения