Когнитивный уровень. Научение знаниям

Многочисленные исследования у нас и за рубежом показали, что у человека тоже имеется описанный механизм. Причем, если в качестве ответных используются врожденные реакции (мигательный или коленный рефлексы, кожно-гальваническая реакция и др.), то он в общем работает точно так же, как у животных. Разве что связи образуются быстрее.

О сходстве основных механизмов условно-рефлекторного научения у людей и животных свидетельствует также изучение детей в период до одного года, когда научение осуществляется в основном за счет биологических подкреплений.

Однако, уже к году начинают все явственнее обрисовываться отличия способов отражения и переработки информации, присущие человеку. И это не может не налагать отпечатка на работу самого базисного механизма образования условных рефлексов.

Первое из этих коренных отличий было подчеркнуто уже И. П. Павловым. Кроме реальных сигналов – воздействий самих вещей – на высшую нервную деятельность человека воздействуют еще сигналы второго рода – слова. Речевые стимулы являются сигналами вещей, их свойств, отношений и до определенной степени могут заменять эти вещи, свойства и отношения.

Так, например, если выработать у человека условный рефлекс (отдергиванне пальца) на свет, сопровождаемый ударом тока, то слово «свет» вызовет у него тот же рефлекс – палец непроизвольно дернется. Отсюда видно, что у человека область сигналов, которые могут вступать в связи, значительно шире. Вместо вещей и их свойств в качестве условных сигналов могут «работать» слова, обозначающие вещи и их свойства. В ходе научения возникают не только связи «вещь — вещь», но и «слово—вещь», «вещь—слово», «слово—слово». Короче, слова начинают управлять научением и действиями человека, наравне с реальными воздействиями нашего внешнего мира.

Существенно изменяется и природа подкрепления. У животного оно имеет биологический характер. Это – удовлетворение определенных органических потребностей. У человека возникает огромное число общественно-обусловленных потребностей: от потребности в телевизоре и хорошем костюме до потребностей в общественном признании, в осмысленности своей жизни (т.е. наличия у нее высшей цели), в добре, красоте, истине.

Любой сигнал (слова, вещи, события), связанный с действиями или поступками, которые удовлетворяют эти потребности, может стать подкреплением.

Возможность такого процесса тоже была отмечена И. П. Павловым. В ряде опытов он показал, что даже у животных условный сигнал может стать подкреплением. Так, например, если выработан пищевой условный рефлекс на свет, то затем уже сам свет может стать подкреплением для звука. Несколько сочетаний света со звуком (вызывающим пищевую реакцию) приводит к тому, что уже только звук начинает вызывать ту же пищевую реакцию. Такие условные рефлексы И. П. Павлов назвал вторичными. Возможны н третичные условные рефлексы и т. д.

Подробно теорию таких типов научения разработал американский психолог Кларк Халл (1884—1953). Он показал, что любой, многократно подкрепленный стимул сам приобретает свойства подкрепления. Такие, не врожденные, а приобретенные подкрепления, Халл назвал вторичными потребностями. У животных такого рода вторичные, «заученные» потребности ограничены, вырабатываются с трудом и опираются, в конечном счете, на биологические нужды. У человека они составляют основной репертуар его потребностей и, в конечном счете, опираются на социальные нужды (т.е. выражают отношение к другим людям, а не к природе).

Наконец, как мы уже знаем, у человека существенно изменяются природа, характер и способы самого отражения реальности. Оно приобретает характер логического, категориального, аналитико-синтетического мышления, а его результаты – форму знаний и действий.

В соответствии со всем сказанным природу, механизмы и условия рассматриваемого научения на когнитивном уровне можно определить следующим образом:
1. Сущность научения человека заключается в обнаружении у вещей новых свойств, имеющих значение для его деятельности.

2. Содержание научения составляет образование связей между отражениями новых обнаруженных свойств вещей (новыми знаниями) и уже известными их свойствами (старыми знаниями).

3. Условия научения:
а) чтобы новые осваиваемые свойства реальности были полезны, т. с. обеспечивали успешное осуществление определенной потребной человеку деятельности;
б) чтобы эта полезность обнаруживалась неоднократно.

4. Основа научения заключается в мыслительной переработке информации, поступающей из внешнего мира: обобщении и абстрагировании его свойств, связывании с речевыми обозначениями и т.д.
Итак, сенсорное научение на когнитивном уровне выступает как научение знаниям.

Просмотров: 1133

Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения