Сознательные и бессознательные компоненты действия навыки у человека
Мы видели, что цель действия каким-то образом представлена, по-видимому, и в психике животных. Но у животных эта цель совпадает с мотивом действия. Так, например, чтобы крыса начала нажимать педаль, она должна быть голодна. Ее действия — прямой способ удовлетворить свою потребность, получить пищу. Они представляют собой прямой ответ организма на определенное его состояние.
Действия человека, как правило, непосредственно определяются не его биологическими потребностями, а определенными общественными требованиями, т.е. социальной целью.
Например, человек управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это позволяет изготовить порученную ему деталь. Его действия уже не являются прямым ответом на состояние организма, на потребность. Они отвечают цели — выполнению определенного трудового задания.
Следовательно, для человеческой психики недостаточно способности отразить как-то состояние организма и среды и регулировать ими совершаемые Действия. Ей необходима ещё способность как-то отразить общественно-обусловленную цель трудового задания и регулировать действия этой целью.
А что представляет собой указанная цель? Это — будущий результат его деятельности. Но ведь будущий результат еще не существует. Как же может то, чего еще нет управлять поведением, диктовать человеку его действия?
Эго возможно только в том случае, если будущий результат как-то уже представлен в психике человека.
Таким образом, сама трудовая деятельность требует от человека способности представить себе идеально «в голове» вещь, которой перед ним нет, и руководствоваться в своих действиях этим идеальным образом.
А что это означает, собственно, руководствоваться в своих действиях вещью, которую требуется создать? Это значит приспособлять свои действия к свойствам того объекта, с которым имеем дело, так, чтобы превратить его в предмет, являющийся целью деятельности.
Таким образом, действия человека отвечают на сами объективные свойства предмета, а не на сигнализируемые ими удовлетворение потребности. Токарь подводит резец к детали, потому что он острый и обточит деталь, а не потому что в ответ из станка выпадает пирожное или билет на футбол. Поэтому мало, чтобы предмет отразился в голове в своих объективных свойствах. Нужна еще способность «увидеть» эти его объективные свойства.
Грубо говоря, человеку требуется способность «рассматривать» отражение предмета в своей голове, обнаружить в нем объективные свойства отраженного предмета и учесть их в своих действиях. Надо уметь, так сказать, «отразить отражение», как бы «поставить его перед собой» или точнее — вынести из головы и реагировать на него, как на вещь.
Такая способность объективировать психическое отражение, «видеть» его как объект, предстоящий психике, короче, способность отражать отражение действительности, происходящее в голове, называют сознанием.
Отсюда видно, что все продуктивные, общественно обусловленные действия человека (а не чисто импульсивные реакции) могут совершаться только на основе регулирования их сознанием. В человеческой среде невозможно целесообразно действовать без сознания. Поэтому собственно человеческие действия — это всегда сознательные действия.
Значит, применительно к человеку возможен только один из следующих двух выводов: 1. Если навык — это автоматическое, т. е. не контролируемое сознанием, действие, то у человека нет навыков (или по крайней мере, его ни в коем случае не следует обучать навыкам). 2. Если у человека все же есть навыки, то они не могут быть автоматическими действиями, т. е. человеческие навыки — это нечто, принципиально иное, чем навыки у животных (или у младенцев).
Попробуем разобраться, какая из этих альтернатив отражает истинное положение вещей.
Рассмотренные в предыдущем параграфе три стороны любого действия можно соответственно назвать его моторными (двигательными), сенсорными (чувственными) и центральными компонентами. Соответственно, функции, которые они выполняют в осуществлении действия, могут быть определены как исполнение, контроль и регулирование.
Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, называют приемами этой деятельности.
Исследование показывает, что каждая из этих функций у человека может реализовываться сознательно и бессознательно. Так, например, система движений гортани, необходимая, чтобы произнести слово, совершенно не сознается человеком. Не сознаются, как правило, вообще те сложные сочетания мышечных сокращений и растяжений, которые необходимы для выполнения любого движения. Их моделирование мозгом происходит, по-видимому, где-то на чисто физиологическом уровне.
Но зато звучание слова, которое человек собирается произнести, всегда предвосхищается на уровне сознания. Всегда осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. Например, человек, едущий на велосипеде, не может этого делать в совершенно бессознательном состоянии. Он должен представлять в целом куда едет, каким путем, с какой скоростью и т. д. То же относится к любым трудовым, игровым и прочим действиям.
Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и на уровне бессознательного регулирования. Например, ходьба — типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть движении в которой осуществляется бессознательно. Но при ходьбе по канату, исполнение этих движений, их сенсорный контроль и центральное регулирование становятся (особенно у неумелого канатоходца) объектом самого напряженного сознавания.
Возможно и обратное явление, когда определенные стороны действия требуют сначала детальной сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания — как говорят в таких случаях, автоматизируются.
Именно такую частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека называют навыком.
Таким образом, понятие человеческого навыка, по-существу, относительно, С одной стороны, фактически любое действие человека частично автоматизировано, поскольку человек никогда не сознает до конца всех элементов его регуляции, исполнения и контроля, — например, необходимых мышечных сокращений. С другой стороны, никакое действие человека не бывает до конца автоматизированным, потому что как элемент деятельности в конечном счете оно вызывается и управляется сознательной целью.
Поэтому определение навыка у человека может быть дано лишь применительно к некоторой точке отсчета — так сказать, «в координатах научения». Если принять за начало отсчета соотношение сознательного и бессознательного компонентов движений в начале научения, то увеличение удельного веса, бессознательного компонента в результате научения будет показателем формирования навыка.
Мы говорим о объеме бессознательной регуляции именно движений. Потому что регуляция движений и регуляция действий это не то же самое. Возрастающая автоматизация движений может сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий, в которые входят эти движения.
Так, например, автоматизация движений, с помощью которых велосипедист удерживает машину в равновесии, позволяет ему перенести внимание на окружающее уличное движение, профиль дороги и т. д. и на этой основе более сознательно регулировать свои действия. Аналогично, автоматизированное движение пианиста при нахождении нужных клавиш позволяет резко повысить уровень сознательного управления выполнением действий в целом, нюансировать игру в соответствии с творческим смыслом произведения.
Вообще, по-видимому, о чистом навыке как механизме поведения можно говорить лишь у животных. У человека же любая деятельность, кроме патологических случаев, в конечном счете управляется сознанием. Автоматизация тех или иных компонентов действия лишь смещает объект сознательной регуляции, выдвигает в круг сознания общие цели, условия его выполнения, контроль и оценку его результатов.
Просмотров: 1288
Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения