Условно-рефлекторный уровень. Моторное научение

Итак, введенное Торндайком понятие отбора и закрепления определенных действий, управляемого их результатами, отражает действительные и очень важные стороны обучения и поведения животных.

Но пока мы имеем только чисто внешнее их описание. Всяческие законы, вроде «закона упражнения», «закона эффекта» и т. п. — только слова, которые обозначают факты, но не вскрывают психологических условий и механизмов, порождающих и объясняющих эти факты.
Одна из важных попыток в этом направлении принадлежит американскому психологу Б. Скиннеру.

Уже в описании Торндайка, процесс научения новому поведению у животных выглядит как слепой и основанный на случайности. Он осуществляется автоматически и управляется результатами самого поведения, а не пониманием или желанием.

Это наводит на мысль, что в его основе также лежат автоматические рефлекторные механизмы. Исходя из этого, Скиннер предположил, что в основе научения новым действиям также лежат механизмы условных рефлексов. Однако это – условные рефлексы несколько иного типа, чем классические. Скиннер назвал такие рефлексы оперантными. Сейчас их чаще называют – инструментальными.

Их особенность в том, что активность животного сначала порождается не сигналом извне, а потребностью изнутри (например, голодом, ограничением свободы и т. п.). Активность эта носит хаотический случайный характер. В ходе ее с условными сигналами, т. е. элементами внешней среды, связываются не только врожденные ответы, а любые случайные действия животного, которые получили награду. В классическом условном рефлексе животное как бы пассивно ждет, что с ним сделают, в оперантном рефлексе – животное само активно ищет правильное действие и когда его находит, то оно его усваивает. Иначе говоря, оперантный рефлекс представляет собой механизм отбора полезных действий, научения полезным действиям, формирования целесообразного поведения.

Исследуя закономерности усвоения новых реакций, Скиннеру удалось установить, что для оперантных рефлексов имеют место те же закономерности, что и для классических, т. е. генерализация, дифференцировка, угасание ненаграждаемых реакций, вторичные подкрепления и др. Это дает еще одно основание утверждать, что мы здесь имеем дело с условными рефлексами, но особого типа, т.е. отличающимися но условиям их формирования.

Таким образом, с точки зрения Скиннера:
1. Сущность научения заключается в усвоении организмом новых биологических полезных реакций и форм поведения.
2. Содержание научения заключается в образовании оперантных связей между безусловными раздражителями и определенными ответными реакциями на них в данной ситуации. Схематично это можно обозначить (рис.2).


3. Необходимыми условиями образования такой связи являются:
а) активность организма, порождающая различные случайные движения,
б) награда, т. е. подкрепление определенных действий животного в данной ситуации,
в) достаточная систематичность подкреплений и их немедленное следование за подкрепляемой реакцией.

4. Основа научения заключается в формировании моторных дифференцировок, т. е. в различении, выборе и закреплении форм поведения, которые подходят для различных ситуаций.

Нетрудно заметить, что Скиннеровская модель, также как Павловская, является ассоциативной и описывает научение на рефлекторном уровне. Но по этой модели научение заключается в образовании новых связей между элементами двигательного опыта организма (а не чувственного) и выражается в улучшающейся дифференцировке этих элементов двигательного опыта с точки зрения их биологических результатов. Поэтому процесс, который описывает Скиннеровская модель, можно назвать моторным научением.

Просмотров: 1216

Вернуться в оглавление: Современные проблемы психологии обучения