Учетная процедура

Как справедливо указывает Я.В. Соколов, «в основе счетоводства лежит процедура и именно она предопределяет всю практическую работу бухгалтера. Быть бухгалтером-практиком значит владеть этой процедурой, уметь с ее помощью решать учетные задачи, т.е. регистрировать факты хозяйственной жизни, отражать хозяйственные процессы и управлять ими. С точки зрения счетоведения, процедура становится не средством практической работы, а предметом теоретического конструирования и осмысления».

В бухгалтерском учете под учетной процедурой понимается совокупность и последовательность действий должностных (материально ответственных) лиц и работников бухгалтерской службы по обработке первичных документов, обобщению, группировке, детализации и систематизации бухгалтерской информации.

Учетная процедура основывается на требованиях законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, регулируется учетной политикой организации и закрепляется в функциональных обязанностях должностных лиц и работников бухгалтерской службы организации.

Основное требование, которое предъявляется к учетной процедуре, - ее рациональность. На практике это означает минимизацию затрат времени и труда при осуществлении тех или иных действий.

В нашем понимании учетная процедура и ее элементы представлены на рисунке 9. В качестве отдельных элементов учетной процедуры выделим следующие.

Составление первичных документов в бухгалтерии организации. Эта процедура применима только в отношении тех документов, которые исполняются самой организацией: ведомостей на выплату заработной платы, платежных поручений и т.п. Основанием для выписки первичного документа является другой документ-основание (приказ, распоряжение и пр.), который обосновывает необходимость и целесообразность совершения операции.

 

 

Рис. 9. Учетная процедура и ее элементы

Регистрация первичных документов. Регистрации подлежат все первичные документы независимо от того, исполняются они в организации или поступают извне. Причем регистрация производится не только для фиксации факта составления или получения первичного документа, но и в момент совершения операции.

Контрольные бухгалтерские операции и этап учетной обработки первичных документов нами детально рассмотрены в лекции 6, в вопросе «Основы организации документооборота».

На стадии учетной регистрации хозяйственных операций производятся следующие действия:
1. Разноска операций (данных первичных документов) по учетным регистрам. При ее выполнении данные из первичных документов переносят в учетные регистры в порядке, установленном нормативными документами и учетной политикой организации применительно к выбранной организацией форме бухгалтерского учета.

2. Арифметический подсчет. После разноски операций необходимо провести соответствующие арифметические действия: суммирование данных по строке, столбцу, распределение сумм затрат по видам и т.п. При автоматизированной обработке учетных данных арифметический подсчет осуществляется автоматически.

3. Группировка учетных регистров для подшивки и хранения. Эту процедуру выполняют, как правило, по окончании отчетного периода.
Выбор модели учета текущих операций и формы бухгалтерского учета обусловливается размером организации, спецификой осуществляемой ею деятельности, а также конкретными задачами, стоящими перед бухгалтерской службой хозяйствующего субъекта.

На этапе составления отчетности сначала производится обобщение данных Главной книги путем составления оборотной ведомости. Итоги оборотной ведомости служат источником данных для составления бухгалтерского баланса.

Интерпретация и анализ результатов хозяйственной деятельности позволяет внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности принимать обоснованные решения.

Просмотров: 1870

Вернуться в оглавление: Теория бухгалтерского учета