Отчетность организации, её виды и состав

Завершающим этапом учетной работы является составление отчетности организации.

Отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих деятельность организации за определенный период времени. Отчетность должна быть сгруппирована в определённой последовательности в соответствии с нормативными актами.
Отчетность организации классифицируется по ряду признаков (рис. 1).

 

Рис. 1.  Классификация отчетности

 

Согласно ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных аналитического и синтетического учетов.

В соответствии с п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», бухгалтерская отчетность- это единая система данных об имущественном и финансовым положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе денных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляется систематическое наблюдение и контроль за деятельностью организации и сохранностью ее имущества.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического учета, оперативного и бухгалтерского учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и стоимостном выражении.

Оперативная отчетностьсоставляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени: сутки, пятидневку, неделю, декады, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля за работой организации и управления ею.

Налоговая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и специальных расчетов. Она представляет собой совокупность показателей, которые характеризуют полноту расчетов по налоговым обязательствам.

Текущая и промежуточная отчетностьвключает отчеты за день, пятидневку, декаду, месяц, квартал, полугодие. Текущей отчетностью называют внутригодовую оперативную и статистическую отчетность. Промежуточной называется бухгалтерская отчетность, составляемая по итогам работы за месяц или квартал нарастающим итогом с начала года.


В состав промежуточной отчетности включают:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1), он включает совокупность показателей, характеризующих имущество организации по составу и по источникам его формирования на отчетную дату в денежном выражении;
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2), характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчётный период времени.

В состав промежуточной отчетности могут включатся и другие отчетные формы. Организация должна формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

Годовая отчетность характеризует результаты работы организации за отчетный год.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и приказом МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка к отчетности;
  • аудиторское заключение, если организация в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту.

Некоммерческим организациям рекомендовано включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательской деятельности и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточная бухгалтерская отчетность не предоставляется. Указанными организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не предоставляются Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительная записка к отчетности.
Организация должна сформировать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 90 дней (т.е. до 1 апреля) по окончании отчетного периода. Схематически состав годовой бухгалтерской отчётности организации представлен на рисунке 2.

Первичная отчетность составляется организацией и характеризует ее производственно-финансовую деятельность.

Сводная (консолидированная) отчетность составляется вышестоящими или материнскими организациями на основании первичных отчетов.

Государственная отчетность содержит показатели, которые характеризуют наиболее важные стороны деятельности организации.
Специальная отчетностьвключает совокупность определенных показателей, например для пенсионного фонда, органов социального страхования и т.д.

Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для внутренних пользователей с целью оперативного руководства деятельностью организации.

 

 

Рис. 2. Понятие и состав годовой бухгалтерской отчетности

Просмотров: 2885

Вернуться в оглавление: Теория бухгалтерского учета