Пользователи бухгалтерской информацией

Финансовая отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей. Как показано на рисунке 4, пользователей бухгалтерской информацией можно подразделить на две основные группы: внешние и внутренние.

Такие внутренние пользователи, как администрация, персонал, служащие имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации, и они несут ответственность за принимаемые управленческие решения. К внутренним пользователям финансовой отчетности также относятся владельцы организаций (полные товарищи, коммандитисты, акционеры, пайщики и т.п.). Собственникам учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации и возможности получения доходов в виде дивидендов.
Внешние пользователи функционируют вне организации, и в зависимости от степени их заинтересованности в данных отчетности их можно объединить в следующие группы: пользователи с прямым финансовым интересом, с косвенным финансовым интересом, без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом – настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Предмет анализа отчетности пользователями этой группы – финансовое положение организации, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

 

Рис. 4.  Пользователи бухгалтерской информацией

К числу пользователей с косвенным финансовым интересом можно отнести органы государственного финансового контроля. Так, Счетная палата РФ осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета. Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Министерства финансов Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства. Последующий финансовый контроль производит Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ путем проведения ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности. Федеральная налоговая служба РФ контролирует соблюдение законодательства о налогах, правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения денежных средств в соответствующие бюджеты, а также выполняет функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства. Федеральная служба страхового надзора, подведомственная Министерству финансов РФ, осуществляет контроль обоснованности страховых тарифов и следит за соблюдением страховыми фирмами установленных нормативов. Важные контрольные функции возложены на Федеральную службу государственной статистики, которая осуществляет централизованное руководство учетом и статистикой в стране, а также контроль за состоянием учета и отчетности и достоверностью отчетных данных во всех отраслях экономики. Отдельные функции контроля возложены на Федеральную таможенную службу, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и некоторые другие органы.

Пользователей без финансового интереса отчетная информация интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроэкономическом уровне. К числу таких пользователей можно отнести аудиторские организации, арбитражный суд, органы Федеральной службы государственной статистики, иные органы системы государственного контроля.

Просмотров: 5210

Вернуться в оглавление: Теория бухгалтерского учета