Организация бухгалтерского учёта
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в зависимости от объема учетной работы руководитель организации имеет право:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (пункт 7) пункты «б», «в», «г», указанные в статье 6 ФЗ «О бухгалтерском учете», рекомендуется применять в организациях, которые по законодательству Российской Федерации относятся к субъектам малого предпринимательства. В средних и крупных организациях бухгалтерская служба создается как специализированное структурное подразделение (пункт «а»), возглавляемое главным бухгалтером.
В зависимости от размера организации, объема бухгалтерской информации, численности работников, степени автоматизации труда в бухгалтерии определяется структура бухгалтерской службы и количество работников бухгалтерии. Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его взаимосвязи с другими структурными подразделениями организации решается одновременно с вопросом о централизации или децентрализации учета.
В организациях с централизованным учетом учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений (отделов, цехов, участков и т.д.), которые осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
В организациях с децентрализованным учетом весь учетный аппарат находится в различных подразделениях, где синтетический и аналитический учет рассредоточен, составляются балансы и отчетность. Главная бухгалтерия получает балансы и отчеты подразделений и составляет сводный баланс и отчеты по всей организации. Также главная бухгалтерия контролирует постановку учета в отдельных подразделениях организации. Децентрализованный учет чаще применяют в крупных организациях.
Применение того или иного вида учета зависит от количества подразделений организации (цехов, отделов, участков и т.д.) и от их географического положения (близости или отдаленности от главной бухгалтерии).
Выбранная структура бухгалтерской службы должна быть закреплена в учетной политике организации. Кроме этого в организации разрабатывается положение о бухгалтерии, в котором раскрываются процесс образования, права, обязанности и организация деятельности бухгалтерии. Положение о бухгалтерии разрабатывается главным бухгалтером, согласовывается с заинтересованными должностными лицами и утверждается руководителем организации.
Независимо от принятого варианта организации учетного процесса, формирование полной, достоверной и своевременной информации во многом зависит от персональной ответственности каждого работника бухгалтерии. Поэтому должностные обязанности, требования к квалификации и объему знаний определены в должностной инструкции, которая разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и квалификационным справочником.
В Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 75 дана следующая квалификационная характеристика должности «Главный бухгалтер»:
Должностные обязанности:
- организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении. Формирует в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации;
- возглавляет работу: по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности;
- по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;
- руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям;
- организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации;
- обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;
- организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности;
- обеспечивает: своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;
- принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат;
- ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь. Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
- обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;
- обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив;
- оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности. Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.
Главный бухгалтер должен знать:
- законодательство о бухгалтерском учете; основы гражданского права; финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство; нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно-финансовой деятельности организации; положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения;
- кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;
- профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития;
- налоговый, статистический и управленческий учет; порядок оформления бухгалтерских операций и организации документооборота по участкам учета, списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, проведения аудиторских проверок;
- формы и порядок финансовых расчетов; условия налогообложения юридических и физических лиц;
- правила проведения инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчета с дебиторами и кредиторами, проведения проверок и документальных ревизий;
- порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;
- современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами;
- методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;
- правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;
- передовой отечественный и зарубежный опыт организации бухгалтерского учета;
- экономику, организацию производства, труда и управления; основы технологии производства; законодательство о труде; правила по охране труда.
Требования к квалификации:
- высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет;
- наличие аттестата профессионального бухгалтера.
Просмотров: 1897
Вернуться в оглавление: Теория бухгалтерского учета